Научная статья на тему 'Идеи научного наследия И. А. Ильина в профессиональной подготовке будущего учителя'

Идеи научного наследия И. А. Ильина в профессиональной подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
983
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи научного наследия И. А. Ильина в профессиональной подготовке будущего учителя»

Полторацкая Н.Л.,

заместитель директора по воспитательной работе, Почётный работник СПО РФ, к.п.н. ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

Современная педагогическая мысль, решая задачу нравственного развития личности, стремится к синтезу всего ценного, что есть в отечественном философском наследии, Ценнейшим источником педагогических, психологических и философских идей в плане нравственного воспитания являются научные труды Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954).

Ученый разрабатывал наиболее острые и актуальные для своего времени проблемы воспитания, которые не потеряли своей значимости и в настоящее время. Внимательно изученные и по-новому осмысленные в свете современных педагогических концепций, они могут и должны по ряду вопросов быть приняты на вооружение для решения насущных задач воспитательного процесса в современной школе. Такой подход вызвал к жизни урок «Аксиологические проблемы в философском наследии И.А.Ильина», который был включен в тему «Русская религиозно-нравственная философия».

Целью данного урока явилось знакомство с научными трудами великого философа; выявление основных идей, которые выдвигал И.А.Ильин в области образования и воспитания подрастающего поколения; обоснование их непреходящей ценности в современном педагогическом процессе; оценка эффективности их применения в современной системе образования.

Мы учли, как работают технологии критического мышления при реализации дифференцированного подхода, который выразился при проведении урока в следующем:

— распределение по группам с учетом желания студентов;

— ценностно-смысловое равенство участников;

— создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности;

— принципы нелинейности (непредсказуемость педагогического акта, доля импровизации, элемент неопределенности);

— предоставление свободы в рамках принятых правил;

— возможность реализовывать себя в разных видах деятельности.

Весь ход работы и задания, предложенные студентам, оказались интересны по-своему, о чем говорят их высказывания:

«Я только сейчас начинаю понимать, какая увлекательная наука философия. Это не сухие законы диалектики, не свод правил, обязательных к исполнению, и от этого казенных и скучных, а стартовая площадка для собственного творчества». (Мария К.);

«Я саму себя увидела как бы с другой стороны. Мне было интересно, потому что до этого урока я даже подумать не могла, что я справляюсь с такими заданиями» (Екатерина П.);

«Занятия принесли мне практическую пользу. Я теперь знаю, как работать в школе» (Анастасия Ф.).

По подобным высказываниям видно, что на уроке была та рефлексивность, которая позволила углубить собственное понимание темы в свете высказываний других и сделать свои открытия.

Приведём конспект открытого урока, проведенного во время межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка конкурентноспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода». Ход урока помогут воссоздать помещённые после него Приложения, а также комментарии по использованию в процессе урока - презентации.

Тема:

Аксиологические проблемы в философском наследии И.А.Ильина

Цели:

- создать условия для актуализации субъектного философского опыта и определения личностно значимой важности темы урока;

- помочь в развитии определённых нравственных понятий: совесть, свобода, ответственность, семья, критерии нравственного и без нравственного поведения;

- способствовать через организацию учебной дея-тел ьности воспитанию таких качеств личности, как критичность мышления, креативность, рефлексивность.

Используемые технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ); технология проблемного обучения; технология контекстного введения биографического материала в содержание урока.

Оборудование: портрет и книги И.А.Ильина, выставка журналов, файлы с раздаточным материалом для студентов (распечатка фрагментов из работ И.А.Ильина «Путь духовного обновления», «Духовный мир сказки», «О грядущей русской культуре»), грамзапись: С.В.Рахманинов «Вокализ», «Элегия»; материалы тезауруса, словари, компьютерные слайды для обеспечения хода урока

Ход урока

I. Приветствие

(Цель: создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный фон)

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Здравствуйте!

II. Стадия «Вызов»

(Цель: настроить на тему разговора, выявить отношение студентов к осмыслению основных философских понятий)

Мы продолжим разговор об отечественной философской мысли, которая не оставляет равнодушным ни одного человека, пытающегося постичь истину о самом себе и о нас самих. Русская философия - это огромный пласт национальной культуры, национального мировоззрения, национального способа познания, постоянным лейтмотивом которой были размышления о судьбе России, о национальных чертах русских.

Изучение отечественной философской мысли, мне представляется, помогает:

- осмыслить жизненно важные вопросы: что значит быть русским? в чём суть русской национальной идеи?

- воспитывать в себе чувство национального самосознания, чувство принадлежности к великому народу;

- подвигнуть к созидательной и деятельной любви к своему Отечеству;

- решать извечные вопросы русского человека «Кто виноват?» и «Что делать?», начиная с себя.

- Сегодня мы откроем ещё одно страницу отечественной философской мысли, связанную с именем человека, которому принадлежат следующие слова:

«Если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России» (Слайд на экране)

- Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь. Кто мог это сказать? Какой это человек?

Иван Александрович Ильин. Собрание сочинений, Т. 2, кн. II. - С. 365

(Слайд на экране, фотография)

- Процесс мышления, познания таков, что однозначного решения, суждения не будет Именно поэтому хочется напомнить вам о стиле нашего общения (см. Приложение №1).

В ваших индивидуальных папках - очерёдность форм работы на уроке.

III. Стадия «Осмысление»

(Цель: на основе биографического материала философа побудить студента к самовоспитанию)

- Что мы знаем об И.А. Ильине?

- Своё домашнее задание представляют студенты (см. Приложения № 2 и № 3).

- Задание: внимательно слушая сообщение, вам предстоит заполнять лист «Моё открытие Ильина» (см. Приложение № 4).

- Какие нравственные качества И. А. Ильи на вас поразили, восхитили? Чему вам захотелось поучиться у И.А, Ильина?

(«Правило счастья»: «Если хочешь счастья, учись обходиться без лишнего»; основательность и дисциплинированность; умение дорожить временем; преданность делу (наука); вера в свою страну; достоинство; мужество; мудрость; духовная близость супругов, как условие крепкой семьи; слово и дело - едины)

- Данную работу вы продолжите дома, используя журнальные публикации об И.А.Ильине (обращение к выставке: отметить ряд глав, опубликованных в журнале «Высшее образование в России» из монографии члена-корреспондента РАО, профессора, доктора исторических наук Александра Федотовича Киселёва под названием «Остаётся людям», где прослеживается эволюция идей и взглядов И.А.Ильина) и мысли И. А. Ильи на, которые я вам предлагаю (см. Приложение № 5).

- Поразмышляйте над вопросом «Созвучны ли мысли И,А.Ильина с тем, что происходит в современном российском обществе и, в частности, в образовании?»

(Слайды с перечнем сочинений ИА.Ильина и перечень журнальных статей) (см. Приложения №6 и №7)

- Среди плеяды блестящих мыслителей русского зарубежья 1920-1950-ых годов, И.А. Ильин занимает достойное место. Ему удалось выполнить главную задачу - сохранить и приумножить замечательные традиции отечественного философствования,

- Им создана оригинальная педагогическая концепция воспитания и развития личности, основанная на сочетании морально-нравственных установок православия с гуманистическими общечеловеческими и национальными ценностями, и предложен путь выхода из духовно-нравственного кризиса, охватившего человечество в первой половине XX века, - путь духовного обновления на уровне отдельной личности и общества в целом. Выдвинутая И.А.Ильиным идея воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, сегодня представляется особенно актуальной.

- Основными философско-педагогическими категориями в воззрениях И,А. Ильина являются:

«человек», «культура», «воспитание», «образование», «духовность», «нравственность», «семья», «вера», «свобода», «патриотизм», «любовь», «совесть», «добро», «зло», «любовь», «религиозность».

- Определить тему нашего сегодняшнего разговора поможет следующая подборка документальных фактов.

(Слайды: мемориальная доска А.А.Кондрашенкову; статья «У сирот не детские глаза», фотография из газеты «Рабочий путь» за 10 апреля 2008 года; статья «Прощайте других - и да прощены будете» из газеты «Аргументы и факты» за 11-17 марта 2008 года, где обсуждается проблема столкновения двух идеологий «Без денег можно прожить, а без совести нельзя, и без совести можно прожить, а без денег нельзя»; данные опроса детей подготовительной группы МДОУ г. Смоленска. На вопрос: «Как называется ваш любимый мультфильм?», дети дали следующие ответы: «Черепашки Ниндзя», «Чип и Дейл», «Барби», «Человек-паук», «Шрек», «Мишки Гам ми», «Питер Пен», «Русалочка», «Белоснежка и семь гномов», «Добрыня Никитич», «Чудеса на виражах»).

- Какие чувства вызвала у вас эта информация?

- Как можно сформулировать тему нашего урока? Какие у вас будут предложения?

Тема урока:

«Аксиологические проблемы в философском наследии И.А.Ильина»

(Слайд на экране)

- Работа с понятийным аппаратом. Заполнение колонки «Своё толкование понятия». Приём «Терминатор» (см. Приложение №8).

- Работа в микрогруппах по алгоритму (см. Приложение № 13).

(Читают, анализируют фрагменты текстов из работ И.А.Ильина «Путь духовного обновления», «Духовный мир сказки», «О грядущей русской культуре» под музыку С.В.Рахманинова «Элегия», «Вокализ» в течение

20 минут) (см. Приложения № 9-12)

- Какие чувства вызвала у вас музыка, которая звучала во время вашей работы? Кто автор этих произведений?

- Сергей Васильевич Рахманинов первым протянул руку помощи семье Ильиных, когда они приехали в Швейцарию в 1938 году.

- Давайте проведём афиширование результатов вашей работы.

(Выступления от микрогрупп)

- Обратимся к тому, что студенты сделали до вас.

(Показ работ других студентов)

IV. Стадия «Рефлексия»

(Цель: выяснить, что дал урок для саморазвития, самовоспитания студентов)

- Работа с понятийным аппаратом. Заполнение колонки «Интерпретация понятия в работах И.А.Ильина». Приём «Терминатор». Афиширование.

- Дома вы заполните последнюю колонку «Определение понятия из справочной литературы». А когда «терминатор» будет заполнен полностью, выберите из трёх колонок то определение, которое лично для вас самое значимое.

«Относительно русской религиозной философии XX века можно сказать, что много было званых, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских религиозных философов есть, конечно, немало - а в некоторых случаях и много - ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей - в точном смысле этих слов. Ильин принадлежит к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - и предметно-компетентные и ответственные -учители и нужны в наше трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем».

(Николай Полторацкий. Из книги «Иван Александрович Ильин», 1989)

(Слайд на экране)

Одним из главных и наиболее авторитетных исследователей творчества И.А.Ильина и популяризатором его идей является Н.П.Полторацкий - профессор Питтсбургского университета (США), последний распорядитель наследия мыслителя.

Спасибо за урок.

Приложение №1

Стиль общения

«Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым»

В. Ключевский

«Истинное красноречие - это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно»

Ф. Ларошфуко

«Ваши убеждения мне отвратительны, но я всё отдам за то, чтобы Вы смогли свободно их высказывать»

Вольтер Приложение №2

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН (1883-1954)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иван Александрович Ильин был выдающимся русским ученым-правоведом, религиозным философом, национальным мыслителем, активным политическим писателем и идеологом, блистательным оратором и педагогом, ярким публицистом и глубоким литературным критиком. Вся его жизнь и все его творчество были посвящены горячо любимой им Родине - России.

Иван Александрович Ильин не оставил развёрнутой автобиографии. Он ограничился лишь перечислением важнейших дат своей жизни и наиболее значимых, по его мнению, трудов.

Первые из дат относятся к его родословной. Родился Иван Александрович в Москве в дворянской семье 28 марта 1883 года. По отцу Ильин русский, по матери - немец. Иван Александрович имел братьев -Алексея и Александра. Братья Ильины пошли по стопам отца - стали юристами.

На детском альбоме Ильина, его дедушка написал на первой странице такие слова: «Если хочешь счастья, учись обходиться без лишнего». В книге «Поющее сердце» изречение деда он назовёт «правилом счастья».

До шестого класса Иван Ильин учился в 5-й Московской гимназии, а затем - в 1-й Московской, в которой в своё время учились выдающийся философ Владимир Соловьёв, а также историк и политический деятель Павел Милюков. Славу школе приносят её выпускники. В 1901 году Ильин окончил гимназию с золотой медалью. Золотая медаль открывала Ильину путь в любой вуз без вступительных экзаменов. Он выбирает юридический факультет Московского императорского университета. В университете он сразу же вошёл в научную школу известного тогда молодого учёного-юр иста и философа Павла Ивановича Новгородцева,

Неистово и неудержимо Ильин отдавал себя делу, которое считал правым, истинным и нужным России. Ему были свойственны «основательность и дисциплинированность чисто германского тип а. ,.». Сказывалось воспитание матери. Он дорожил временем и не растрачивал его на пустые хлопоты. В университете Ильин ушёл с головой в изучение философии, что позволило ему впоследствии самобытно и плодотворно размышлять о жизненных целях человека, смысле человеческого бытия.

В 1906 году Иван Ильин окончил Московский университет с дипломом первой степени и был оставлен на кафедре «Истории философии права и энциклопедии права» для подготовки к профессорскому званию.

В этом же году, после окончания университета, Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, Наталья

Николаевна занималась философией, искусствоведением, историей. А, значит, она была натурой тонкой и духовно близкой Ивану Ильину Молодые Ильины стали жить отдельно от родителей, зарабатывать своим трудом - преподаванием в университетах и институтах, совместными переводами книг с иностранных языков, публикациями брошюр, статей, книг При этом они жили очень скромно и экономно. Иван Александрович и Наталия Николаевна прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную трудов и лишений, но с поразительной сопротивляемостью к трудностям, испытаниям и невзгодам. Пример яркий и поучительный.

С 1910 по 1912 годы Иван Александрович Ильин находился за границей в научной командировке. В Европе Ильин продолжил свою научную деятельность в университетах Гейдельберга, Геттингена, Парижа, Берлина, что сыграло положительную роль при защите магистерской диссертации по творчеству Гегеля в 1918 году. Защита диссертации прошла блестяще. Совет настолько высоко оценил труд Ильина, что присвоил соискателю сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. Редкая настойчивость в труде и величайшая преданность науке были отмечены по достоинству.

Переломным моментом в жизни Ильина, как и в жизни всей России, стали Февральская и Октябрьская революции. Каково его отношение ко всему происходящему? «Я, прежде всего патриот, - писал Ильин, -стоящий за настоящую аристократию духа, И потому верую:

Что в искушеньях Божьей кары,

Перетерпев судьбы удары,

Окрепнет Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, куёт булат».

После 1917 г И.А.Ильин неоднократно арестовывался за критику большевизма и даже был приговорен к смертной казни. 4 сентября 1922 Иван Александрович был арестован большевиками в шестой раз, допрошен и немедленно судим. Показательно его поведение на допросе, полное достоинства, мужества и философской мудрости: как писал, так и поступал, как жил, так и писал

- его философия на поверку совпадала с его жизнью.

26 сентября 1922 года на корабле «Обер-бурго-мистр Хакен» И.А. Ильин со своей женой Наталией Николаевной и большой группой философов и литераторов отплыл из Петрограда в Германию в порт Штеттин. Так он не по своей воле покинул навсегда Родину-Россию.

В Берлине И.А. Ильин принял активное участие в создании центра русской культуры. Здесь им были написаны основные труды, большинство которых, однако, увидело свет после смерти мыслителя. Его деятельность не нашла одобрения в нацистской Германии, и в 1938 г, он был вынужден бежать в Швейцарию.

Умер Иван Александрович Ильин 21 декабря 1954 года. Похоронен И.А.Ильин в городе Цолликон, близ Цюриха, где он жил последние 16 лет.

Огромное наследие Ильина (оно насчитывает более 40 книг и брошюр), исключительнейшее по богатству идей, по простоте и доходчивости, полное здравого смысла и идеальной возвышенности и, наконец, редчайшее по своей стилистической отточенности: попросту красивое, которое могло бы благотворно повлиять

как на отдельного человека, так и на всё общество в целом, было сознательно и бессознательно запрещено в России, осознанно и неосознанно вытеснено из культурного рассмотрения, вольно или невольно долго замалчивалось у нас в стране и за рубежом. Публикации его статей на родине стали робко появляться со второй половины 1988 года, но уже с начала 1990 года начинается просто лавинный выход в свет его работ.

По оценке критиков творчества Ильина, он оказался самым нужным, самым читаемым, самым современным и своевременным писателем-философом, потому что мы переживаем то историческое время, которое, к сожалению, очень точно и пророчески предсказал Ильин. В его трудах столько подлинного, глубоко и хорошо продуманного, столько верного и здорового, обнадёживающего и оптимистичного, что они служат нам сейчас несомненной поддержкой, его волевая философия является для нас настоящей твердыней, его открытия и мысли - «огнями жизни», а сам «Иван Александрович, - по меткому замечанию одного нашего писателя, - это наша опорная величина!»

Приложение №3 Вехи биографии И.А.Ильина

28 марта 1883 года - родился И.А. Ильин 1893- 1898 гг. - годы учёбы в 5-й Московской гимназии 1898-1901 гг. - годы учёбы в 1-й Московской гимназии 1901-1906 гг. - годы учёбы в Императорском Московском университете на юридическом факультете

27 августа 1906 года - ИА.Ильин вступил в брак с

Н.Н.Вокач

1910-1912 гг. - заграничная научная командировка 1918 год - защита диссертации и присвоение двух степеней: магистра и доктора государственных наук 26 сентября 1922 года - И.А. Ильин выслан из России

1922-1938 гг. - годы жизни в Германии 1938-1954 гг. - годы жизни в Швейцарии

21 декабря 1954 года - умер И.А. Ильин, похоронен в г. Цолликон в Швейцарии

Приложение №4 «Моё открытие Ильина»

Метод эвристических вопросов (разработан Квинтилианом)

Вопрос Ответ

Кто?

Что?

Какие?

Зачем?

Почему?

Как?

Когда?

О чём?

Где?

Приложение №5 Мысли И.А. Ильина

«Не следует сводить человека к его «сознанию, мышлению, рассудку или «разуму»: он больше всего этого, Его определяет и ведёт не мысль и не сознание, но любовь... Человек определяется тем, что он любит и как он любит»

«Нельзя любить Родину и не верить в неё. Но верить в Родину может лишь тот, кто живёт ею, вместе с нею и ради неё, кто верит, что она преодолеет все трудности и исторические испытания»

«Самое великое наше сокровище - наш русский язык. В нём вся она, наша Россия. В нём все дары её и ширь неограниченных возможностей, и стихийность, и нежность, и красота, и размах. В нём вся поющая русская душа. Это язык зрелого, самобытного, национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его - его язык... »

«Живая сила русской души - доброта, ласковость, гостеприимство... Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня ... излияние сердечного чувства. Русский танец есть импровизация, проистекающая от переполненного чувства... Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души...»

«Образование без воспитания есть дело ложное и опасное»

«Многое в моём настоящем и будущем даётся мне как готовое и неизменимое, но мой личный образ действий зависит от моего призвания и от моей ответственности»

«Великая беда русского народа состоит в его национальном обезличении, то есть когда никто не несёт личной ответственности в любом деле»

«Личность имеет в своём внутреннем мире критерий добра и зла, должного и недолжного, позволенного и запретного»

«Идти (т.е. духовно развиваться, возрастать) человек может только сам, в своём внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам» «Воспитание есть побуждение к духовно-нрав-ственному самосовершенствованию, направление процессов самопонуждения и самопринуждения» «Каждое новое поколение получает сначала в детстве воспитательный заряд внутренней свободы, а потом, к зрелому возрасту, - всё увеличивающуюся от поколения к поколению долю внешней свободы, на которой оно должно довершить своё воспитание - самовоспитание»

«Важнейшая задача воспитания - возбуждать национальное самосознание, которое должно быть одновременно великорусским, русским и российским» «Вряд ли есть на свете человек, который не носил бы в душе своей её голоса, то есть совести. Совесть нужна каждому человеку, и не только в великие, поворотные моменты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях»

«Ребёнок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почётность, его смысл»

«Культура без сердца есть не культура, а дурная «цивилизация», создающая гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь»

«Современный человек привык творить свою жизнь-мыслью, волею и отчасти воображением, исключая из неё добрые побуждения сердца; и, привыкнув к этому, он не замечает, куда это ведёт; он не видит, что создаваемая им культура оказывается безбожною, впадает в пошлость, вырождается и близится к крушению»

«Расколотый изнутри человек - несчастен. Вечное недовольство - его удел; вечная и притом безнадёж-

ная погоня за новыми радостями - его предназначение... Разочарованный, ищет он всё новых, не испытанных, острых ощущений; измышляет неслыханные возможности; извращает свой вкус...»

Созвучны ли мысли И.А.Ильина с тем, что происходит в современном российском обществе и, в частности, в образовании?

Приложение №6

Научное наследие И.А.Ильина составляет более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, лекций, выступлений, писем.

Среди них:

1. «Аксиомы религиозного опыта»

2. «Духовный смысл сказки»

3. «Наши задачи»

4. «О воспитании в грядущей России»

5. «О грядущей русской культуре»

6. «О России»

7. «О русском национализме. Что сулит миру расчленение России?»

8. «Поющее сердце»

9. «Путь духовного обновления»

10. «Путь к очевидности»

11. «Религиозный смысл философии»

12. «Родина и мы»

13. «Творческая идея нашего будущего»

Приложение №7 Журнальные публикации об И.А.Ильине

1. Киселев А.Ф. Остается людям / А.Ф. Киселев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 135-145; № 3. - С. 148-155; № 5. - С. 135-146; №7. - С. 138-149; № 9.-С. 100-110.

2. Стародубец С. Мифические символы в работах И.А.Ильина / С. Стародубец // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 138-141.

3. Шеховская Н.Л. И.А.Ильин и К.Д. Ушинский: «диалог» о духовности / Н.Л.Шеховская // Педагогика. - 2005. -№ 10.-С. 68-73.

4. Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т.И. Петракова // Педагогика. -2007. - № 2. - С. 59-68.

5. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья / Е.Г.Осовский // Педагогика. -1995. -№ 3.-С. 41-47.

6. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (круглый стол) // Педагогика. - 2000. -№5.-С. 41-58.

7. «Вот наш патент на благородство...» (И.А.Ильин) // Учительская газета. - 1993. - № 8. - С. 23.

8. Косичев А. Духовность и проблема воспитания / А.Косичев, Г.Платонов // Педагогика. - 1998. - № 1. -С. 124-127.

9. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России / Н.Д.Никандров // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 5-12.

10. Мозгарев Л.В. Учитель и качество образования / Л.В.Мозгарев, В.П. Панасюк // Педагогика. - 2007. -№1.- С. 66-72.

11. Седова Е.Е. Педагогическая теория и образовательная практика Российского зарубежья / Е.Е.Седова // Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 83-91.

12. Косичев А. Духовность и проблема воспитания / А.Косичев, Г.Платонов // Педагогика. - 1998. - № 1. -С.124-127

13. Фарах С. Очарование России. Взгляд иностранца/

С.Фарах // Педагогика. -2006. - № 1. - С. 111-116.

Приложение № 8

Терминатор

Понятие Свое толкование понятия Интерпретация понятия в работах И.А. Ильина Определение понятия из справочной литературы

Совесть

Семья

Свобода

Сказка

Приложение № 9

И.А. Ильин О грядущей русской культуре. О свободе

Современный человек не верит ни во что, и сомневается во всем - сомнением безразличным и бесплодным. Так он сомневается и в свободе, и вследствие этого он предает ее и лишается ее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но мы не сомневаемся в свободе и знаем достоверно и точно, почему она нам необходима: без нее нет путей к достойной жизни.

Пока человек пользуется свободой, он мало думает о ней. Он дышит, живет и наслаждается ею, он непосредственно плывет в ее легком потоке. Свобода подобна воздуху, человек дышит воздухом, не думая о нем. Воздух как будто бы сам вдыхается и сам покидает нас, все время, изливаясь и изливаясь. Мы вспоминаем о нем обычно лишь тогда, когда его не хватает, когда он становится тяжел или смраден, - когда человек начинает задыхаться. Тогда мы вспоминаем с мгновенно охватывающим нас ужасом, что без воздуха нельзя жить, что мы забыли о нем и не дорожили им, что он, безусловно необходим, что начинается гибель...

Так обстоит и со свободой. Человек не может жить без нее; она безусловно необходима ему подобно воздуху... Почему?

Потому что человек может любить - только свободно. Ибо настоящая любовь - искренна и цельна, не вынуждена и не лицемерна; она свободно возникает и свободно дышит... или же она не возникает совсем и заменить ее тогда нечем.

Только свободно можно веровать. Ибо настоящая живая вера всегда захватывает самую последнюю глубину души, куда не проникают никакие чужие поведения и запреты: где человек самостоятельно созерцает, видит, любит и верует: где он свободен. Если же этого нет, то вера его неискренна и называть ее верою совсем не следует.

Мыслить и исследовать может только свободно: потому что настоящее мышление самостоятельно и всякое подлинно научное исследование самодеятельно; оно не терпит навязанного авторитета и не может двигаться по предписанию и запрету.

Для того чтобы человек пережил очевидность и приобрел убеждение - ему необходима свобода; только свободное убеждение имеет духовную силу и жизненный вес, только оно захватывает последнюю глубину личности; только оно формирует характер человека; только оно может быть верным даже до смерти.

Всякое творчество человека требует свободы: добровольного самовложения, созерцающей инициативы, личного почина, любви и вдохновения. Творчество возникает из внутреннего, неестественного, таинственного побуждения, в котором участвует сам личный дух. Эта личная инициатива драгоценна во всех сферах культу-

ры - в искусстве и в хозяйстве, в науке и в политике, в воспитании и во всякой жизненной борьбе.

Только свободно может человек пережить акт совести: раскрыть свое сердце, внять совестному зову, принять его волею и осуществить поступком.

Но любовь, вера, мышление и исследование, очевидность и духовный характер, творческое вдохновение и акт совести - разве это не важнейшее в жизни человека, разве не в этом смысл его земной жизни? Разве не этим творится культура? Конечно, именно этим!

Но тогда жизнь человека без свободы - бессмысленна или невозможна. Так это и есть на самом деле.

Две великие опасности грозят человеческой свободе: во-первых, недооценка свободы, ведущая к легкомысленному отречению от нее; и, во-вторых, злоупотребление свободою, ведущее к разочарованию в ней и утрате ее.

Свобода не просто «даруется» сверху, она должна быть принята, взята и верно осуществлена снизу. Дарованная сверху, она может стать «напрасным даром»: внизу ее недооценят, неверно истолкуют и употребят на зло. Человек должен понять ее природу: ее правовую форму, ее правовые пределы, ее взаимность и совместимость, ее цель и назначение, мало того, он должен созреть для того, чтобы верно осознать ее нравственные и духовные основы. Если этого не будет, то он превратит свободу в произвол, в «войну всех против всех» и в хаос.

Свобода есть духовный воздух для человека, но для недуховного человека она может стать соблазном и опасностью. Культура без свободы есть мнимая культура, праздная видимость ее, но некультурный человек обычно воспринимает ее как «право на разнуздание» или как призыв к произволу. Народы медленно созревают к истинной свободе. И история человечества подобна бесконечному круговороту порабощения, страдания, терпения и освобождения.

Приложение №10

Иван Александрович Ильин:

Путь духовного обновления

О семье

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу естественной необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца: и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и государству.

Формула брака звучит не так: «я жажду», или «я желаю», или «мне хочется»; а скорее так: «в любви и через любовь я создаю новую, лучшую и более свободную человеческую жизнь»... Она звучит не так: «желаю наслаждаться моим счастьем»; - ибо это была бы формула, уводящая брак на уровень простого спаривания; а скорее так: «я хочу создать свой собственный духовный очаг и в этом найти свое счастье»...

Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее се-

мействеиного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чем и кем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, быть может, низкий проходимец.

Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала - место-жилище источник тепла и питания; потом место осознанной любви и духовного понимания, Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Не ясно ли, что истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье?

Семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся суровости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.

Семья есть как бы живая «лаборатория» человеческих судеб, личных и народных, и при том каждого народа в отдельности и всех народов сообща; с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют как придется, Ибо семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью, а просто живут, удовлетворяют свои собственные потребности, изживают свои склонности и страсти и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого, Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется: к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рсжать детей; как если бы существенным было именно зачатие и рождение, а остальное - именно воспитание - было бы совсем несущественным или могло бы делаться как-то так, «само собой».

В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать.

Воспитать ребенка - значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания, Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Приложение №11

Иван Александрович Ильин:

Путь духовного обновления О совести

Беда современного человечества состоит в том, что оно как бы разучилось переживать совестный акт и отдаваться ему, что весь его «ум» и вся его «образованность» есть мертвое и отвлеченное действие рассудка, недурно соображающего о «целесообразности» разных средств, но ничего не разумеющего в вопросе о священных целях жизни. Беда в том, что современный человек научился «относиться критически» к священной иррациональной глубине совести, ограждать себя от ее голоса и иронически подсмеиваться над совестными людьми.

...Жизнь становится все сложнее и труднее, борьба за существование требует все большего внимания и напряжения...; при чем здесь «совесть»? что она может дать, кроме новых, и притом бесплодных осложнений и забот? Пускай над ней возятся люди «сентиментальные», «глупые» и не приспособленные к реальной жизни, а им, «умным», - не до того... Хорошо еще, если такой человек однажды, - он и сам не знает, откуда это берется и как он этому поддается, - начнет беспокоиться от каких-то странных внутренних «укоров», которые могут превратиться в настоящие «угрызения». Эти угрызения и муки означают, что и его великолепный, все предусмотревший ум, интересовавшийся доселе только одной целесообразностью, имеет свой предел, что и его живая душа не исчерпывается ни этим умом, ни его самодовольством...

Ибо совесть не есть какое-то сверхдолжное и недоступное обыкновенному человеку дело «праведника» или «отшельника», ненужное рядовому человеку. Напротив, совесть нужна каждому человеку, и не только в великие, поворотные моменты его жизни, по и в ежедневных делах и обыденных отношениях; и то, что совсем не тронуто ее лучом, - оказывается не только недоброкачественным в смысле духовной ценности, но и жизненно непрочным, некрепким, в высшей степени подверженным распаду И в личной, и в общественной жизни.

.. .Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, потому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавателя в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.

...Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, - воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?

...Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения; поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться; человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остаются только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.

...Совесть есть живой и могущественный источник справедливости, поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы?

Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, - совесть является главною силою, побуждающей человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, - ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной...

Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. Совесть есть то священное лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия, И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать нам верного представления.

Приложение №12 Иван Александрович Ильин:

Духовный смысл сказки

Государи мои, люди русские! Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу.

...Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает: «Не любо - не слушай»... Она - как цветок; но не садовый, не взращенный намеренно и искусно, а как полевой цветок, который сам обсеется, сам укоренится, сам листочки выгонит и чашечку разорвет, Божьим солнышком угреет, Божьим дождичком полит, Божьей птичкой о пет, Божьей пчелке мед свой отдаст. И мед этот -чудесный, благоуханный - не дастся гордому умнику из «образованных», а дается от пчелы только простому и мудрому пасечнику. И вот, русская народная сказка - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы - и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - все в сочетании неописуемого вкуса и аромата.

...О чем спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему?

.. .Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди от века и до века будут спрашивать своих родителей, пастыря и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо, без чего трудно жизнь прожить. Человек спрашивает сказку, и она отвечает ему - о смысле земной жизни.

...Что такое счастье? Само ли оно в жизни приходит, или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? И есть ли на свете люди бездольные и бессчастные? И в чем же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в добре и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?

.. .Что такое судьба? Что это значит: «на роду написано»? И неужели судьбу нельзя одолеть, и человеку остается покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, на распутье жизненных дорог и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?..

.. Л можно л и жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведет? Не сильнее ли она, не выгоднее правды? Или правда лучше и всегда, в конце концов, победит? И в чем понятная и таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами: то благодарностью и ответным добром, то пожизненной преданностью, то прямо спасением от лютой беды?

Вот о чем спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. И все эти вопросы - о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде и о зле, о смысле и путях жизни. И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что всегда и теперь есть, и всегда будет, пока человек будет на земле.

...Сказка есть первая философия народа, его жизненная философия. Философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. Каждый народ по-своему томится в земной жизни; накапливает свой особый опыт; слагает свою особую духовную проблематику; вынашивает свое мировоззрение. И того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя...

...В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, - разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские - просты и глубоки, как сама русская душа.

.. .Сказка - это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.

Приложение № 13 Алгоритм работы

1. Индивидуальное чтение фрагмента текста с использованием приёма «Инсерт» (10 минут).

2. Коллективное обсуждение с использованием приёма «Кластер» (5 минут).

3, Формулировка определения (определений) основного понятия-ценности, создание и оформление ассоциативного образа и выявление воспитательного потенциала этой ценности в жизни человека (5 минут).

4, Афиширование результатов работы (3 минуты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.