Научная статья на тему 'О сущности воспитания духовного национального характера в философском наследии И. А. Ильина'

О сущности воспитания духовного национального характера в философском наследии И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
600
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сущности воспитания духовного национального характера в философском наследии И. А. Ильина»

М.В. Груздева, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

О СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ И.А.ИЛЬИНА

Состояние сегодняшнего российского общества таково, что потеряны основные духовно-нравственные ориентиры, оно глубоко поражено бездуховностью, апатией и пессимизмом. В связи с этим с особой силой звучит сегодня талантливое учение Ивана Александровича Ильина о духовном русском национальном характере, указывая людям России пути выхода из кризиса.

Верный сын своей Родины, вдумчивый учёный и поэт от науки, умеющий размышлять о России прекрасным литературным языком, И.А.Ильин в ряде своих работ анализирует истоки падения общей духовности и нравственности в родной стране. Как набат, звучат сегодня его слова: «Россия рухнула в революции от недостатка духовного характера — в интеллигенции и в массах. Россия встанет во весь свой рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера...» [1].

Руководящей, творческой идеей И.А.Ильин считает идею духовного национального характера, и, размышляя о необходимости его воспитания и укрепления, обращается сердцем и мыслью к традиционным ценностям российской духовности. Важное непреходящее значение для будущего Родины философ видит в созидающей силе русского Православия.

Сущность духовного русского национального характера раскрывается в философском творчестве И.А.Ильина глубоко и всесторонне. Как истинно творческая личность, учёный на протяжении десятилетий страстно и взволнованно раскрывает читателю в своих работах неповторимый облик русской души, постоянно дополняя, углубляя его и высвечивая всё новые и новые грани самобытного духовного лика России — страны, познавшей глубокую трагедию разрушения вековечных ценностей, но сохранившей в памяти светлое ядро, основу своей духовности.

Издревле и изначально, как замечает И.А.Ильин, «Россия дала нам религиозно живую, религиозно открытую душу» [2]. Православие явилось одним из важнейших источников формирования национального духовного характера рус-

ского человека, будь то святой христианский подвижник, русский царь, полководец или простой крестьянин. Русские люди на протяжении столетий были убеждены на сознательном или подсознательном уровнях: самое главное в жизни — то, что священно; не озаряемая светом священного жизнь превращается в жалкое прозябание и пошлость, «а Пушкин и Гоголь подарили нам это клеймящее и решающее слово, которого, кажется, совсем не ведают другие языки и народы» [3]. Отсюда — вечно пламенеющая в сердцах идея Родины как святыни, вера в её духовное могущество и несгибаемая воля, оптимизм в грозные для неё моменты истории. Отсюда же

— полнокровная и бурная жизнь сердца, духа, неизъяснимая русская сердечность, живая любовь и живая совесть, поющие в глубине души русского человека. И, конечно же, то, что всегда покоряло и очаровывало в русских людях и смертельно устрашало врагов, — чувство собственного духовного достоинства, нерасторжимое с глубокой верой. Поистине «душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в его земных явлениях: в правде, праведности и красоте» [3].

И.А.Ильин подчёркивает доброту, ласковость, изначальную естественность, общительность, гостеприимство русского человека, его патриотическую верность, честь и стойкость, гибкий и крепкий инстинкт самосохранения, силу созерцающего, образно мыслящего воображения, постоянное стремление к жертвенной любви, к совершенству, к религиозной цельности, к истинному братству и внутренней духовной свободе. Философ неоднократно в различных своих работах говорит о тончайших гранях русской духовности — о духовной очевидности и сердечном видении, об искренности и цельности в духе русского народа, о полярных стихиях его духа — о мятущейся страстности и смиренной молитве. Русской душе близки чувство ответственности, религиозное смирение и покаянное очищение; русский человек с духовным характером слышит голос совести не после греха, а до поступка, он

способен на автономное самообладание. Такой человек достигает цельности прежде всего через внутреннюю свободу созерцающей любви и свободу веры. Дух его богат и щедр, из священных традиций веры им взят «драгоценный дар нелицемерного, искреннего, убеждённого и преданного повиновения, свободного повиновения, сердечной лояльности, верноподданного и вернопреданного служения» [4].

Велики талантливость, творческая одарённость и творческий потенциал народа: «Да, благодушен, лёгок и даровит русский человек: из ничего создаст чудесное.» [2, с. 11]. Национальный духовный характер, являемый русскими людьми в различные исторические эпохи, породил несметные духовные сокровища: это и самобытная русская культура, созидаемая в русле традиционных ценностей, и великое искусство в лице русских пророков-гениев, и русская песня как «прямое излияние сердечного чувства» [3, с.421], и наша незабвенная русская народная сказка, которая «вся проникнута певучим добродушием» [3]. И, конечно же, бесценный для каждого российского патриота русский язык, «язык зрелого самобытного национального характера».

Говоря о характере народа, И.А.Ильин затрагивает и его глубинные противоречия, с болью замечает, что духовные вершины, достигаемые русским человеком, граничат с опасностью таких же глубоких падений и соблазнов. В статье «Идея Корнилова», например, философ анализирует причины «неверного строения русского характера и русской идеологии» [5], заключающегося в соблазне отхода русскими людьми от древнего православного учения о мече. В стремлении «непротивления злу силою», в отказе от борьбы с врагами, имеющими цель разрушить Отечество

— страшное зло, ибо живая любовь, всепрощение и смирение, так свойственные православной русской душе, приемлемы лишь в отношениях с врагами личными и не должны обращаться к врагам Господним и врагам Родины. То, что может явиться вершиной духа русского человека, не должно стать причиной его падения и гибели, трагедией его Отечества. И.А.Ильин подчёркивает, что подчас духовная слепота и безвольная сентиментальность мешают пониманию: «гуманность не есть последнее слово человеческой добродетели и мудрости» [5].

В наше безмерно тревожное для России время мысли И.А.Ильина о русском национальном духовном характере, наполненные светом созидающей любви к Родине, звучат как вдохновенное и волевое напутствие, заставляя вновь и вновь обращаться к его философскому наследию.

Анализируя творчество учёного, безусловно, сопоставляешь его исследования с работами

других мыслителей, живших и творивших в различные исторические эпохи. Ведь научное видение проблемы — единая цепь, в которой важны все составляющие её звенья. Поэтому учение И.А.Ильина о русском национальном духовном характере органично связано с разработками в данной области других отечественных философов, педагогов, психологов. Примечательно в этом отношении творчество корифея отечественной научной педагогики К.Д.Ушинского. В его работе «О народности в общественном воспитании» глава VII называется: «Характер, его элементы. Наследственность темпераментов. Влияние жизни и воспитания на характер. Элемент народности в характере человека» [6]. Рассматривая человеческий характер как глубокое и суммарное явление, К.Д.Ушинский выделяет его природный элемент, коренящийся в телесном организме, и элемент духовный, вырабатывающийся в жизни под влиянием обстоятельств и воспитания. Между этими двумя элементами характера существует постоянное взаимодействие, даже борьба, причём «победа остаётся то на той, то на другой стороне» [6, с.274]. Умственное развитие, нравственная сторона души отражаются в наружности человека так же, как и телесная сторона характера влияет на определение его духовной составляющей. По К.Д.Ушинско-му, при всём разнообразии человеческих типов, родовых, семейных и личных, «природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выделить черту народности», которая соединяется со всеми другими характеристическими чертами человека, придавая особенное своеобразие каждой из них. Коренясь глубоко в природе человека, в его физическом облике и внутреннем мире, черта национального духовного характера «выдерживает напор столетий и не истощается миллионами отдельных личностей» [6, с.277].

Созвучные мыслям И.А.Ильина разработки К.Д.Ушинского так же, как, например, произведения творившего в советскую эпоху учёно-го-психолога А.Г. Ковалёва, многих других отечественных мыслителей, требуют ещё детального изучения и сопоставления в научной педагогике будущего.

Как первоочередную педагогическую задачу в России И.А.Ильин выдвигает воспитание духовного национального характера, а также предлагает свои средства, методы и принципы этого воспитания.

Особенно важны для воспитания духовного характера, по словам мыслителя, такие сокровища: язык, вмещающий в себя «всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа» [7], песня, которую

ребёнок должен слышать с колыбели. Пение помогает рождению чувства в душе, оно помогает родиться творческой эмоции.

Молитва — обращение души к Богу. Самобытную молитву, по И.А. Ильину, надо вдохнуть в ребёнка с первых лет жизни. А русская сказка, которая «будит и пленяет мечту», даёт ребёнку чувство героического, она учит его мужеству и верности.

Образы национальной святости, а также жития святых и героев в ряду перечисленных средств воспитания особенно необходимы.

Средство воспитания образами национальной святости опробовано жизнью русских людей, их опытом, оно даёт уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим . » и что «он имеет право на почётное место в мировой истории» [7, с.239].

Духовный русский национальный характер, по И.А.Ильину, воспитывается также поэзией: «Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой» [7, с.239].

Мыслитель отмечает, что история воспитывает и детей, и взрослых. Только тогда будет убедительное воспитание, когда наше прошлое будет присутствовать и помогать, а не наводить уныние. Методов изложения исторических событий детям — множество.

Не менее важно и ещё одно понятие — армия. Армия — волевая сила государства. Храбрость народа подтверждается многочисленными войнами и революциями, эти события заставят детей и гордиться своими соотечественниками, и скорбеть о погибших. Земли, завоёванные предками, надо защищать, ратный труд — тяжек. Армия, как считает мыслитель, может по-насто-

ящему положительно повлиять на человеческий характер.

Мирный труд не легче ратного, хорошо вести хозяйство — дело сложное. Ребёнок с детства должен приобщаться к труду, этот принцип в воспитании духовного характера — основополагающий.

Хорошо и правильно воспитанный ребёнок с ранних лет постигает радость от выбранного им занятия. Таким образом воспитываются духовность и хозяйственный патриотизм.

Мысли И.А.Ильина о воспитании духовного национального характера — это яркое выражение живого, искромётного философского и педагогического дара одного из выдающихся мыслителей прошлого, актуальность и современность творений которого очевидны.

Литература

1. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Медный всадник. — 2001. — № 7. — С. 11.

2. Ильин И.А. О России. Три речи 1926— 1933 // Собр. соч. в 10 томах. Том 6. Кн. II. — М.: Русская книга, 1993. - С. 13.

3. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948— 1954 // Собр. соч. в 10 томах. Том 2. Кн.И. — М.: Русская книга, 1993. — С.106.

4. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Медный всадник. — 2001. — № 7. — С.1.

5. Ильин И.А. Идея Корнилова. Из речи, произнесённой в Праге, Берлине и Париже // Собр. соч. в 10 томах. Том 5. — М.: Русская книга, 1993. — С.223.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968.

7. Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — С.237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.