Научная статья на тему 'Идеи музыкального просветительства и их реализация в музыкальной жизни Саратова 1910-х годов'

Идеи музыкального просветительства и их реализация в музыкальной жизни Саратова 1910-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура начала ХХ века / культура Саратова / музыкальное просвещение / Ф. А. Пальчинский / И. В. Липаев. / musical culture of the beginning of the XX century / culture of Saratov / musical education / F. A. Palchinsky / I. V. Lipaev.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

Статья посвящена изучению просветительских тенденций в музыкальной жизни русской провинции начала ХХ века. На примере анализа просветительской деятельности в Саратове — одном из динамично развивающихся городов России в 1910-е годы — дана панорама музыкальной жизни города, показано многообразие форм концертной и театральной практики, ориентированных на запросы разных слоев общества. В работе дается классификация и характеристика основных видов просветительской деятельности рассматриваемого периода: организация общедоступных спектаклей и концертов; популяризация классического наследия и, прежде всего, отечественной музыки; вовлечение в исполнительскую практику не только профессионалов, но и любителей; проведение публичных лекций, посвященных музыкальному и театральному искусству; публикация в саратовской периодике материалов о творчестве композиторов и гастролировавших исполнителей; организация системы музыкального образования с вовлечением в нее представителей разных социальных страт. Музыкально-просветительская деятельность в Саратове привела к росту музыкальной культуры в регионе и заложила фундамент дальнейшего развития культурной жизни города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Идеи музыкального просветительства и их реализация в музыкальной жизни Саратова 1910-х годов

The article studies educational trends in the musical life of the Russian province of the early 20th century. Analyzing educational activities in Saratov that was one of the dynamically developing cities of Russia in the 1910s the author presents the panorama of the city’s musical life, the variety of concert forms and theater practice, focusing on the needs of different social groups. The paper classifies and characterizes the main types of educational activities of the period under review: the organization of public performances and concerts; popularization of classical musical heritage and, above all, Russian music; involvement in performing practice of both professionals and amateurs; holding public lectures on musical and theatrical art; publishing of materials about the work of composers and touring performers in Saratov periodicals; formation of music education system that involved representatives of different social strata. Musical and educational activities in Saratov led to the growth of musical culture in the region and laid the foundation for the further development of the cultural life of the city.

Текст научной работы на тему «Идеи музыкального просветительства и их реализация в музыкальной жизни Саратова 1910-х годов»

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Vice Rector for Scientific and International activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ИДЕИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ САРАТОВА 1910-Х ГОДОВ

Статья посвящена изучению просветительских тенденций в музыкальной жизни русской провинции начала ХХ века. На примере анализа просветительской деятельности в Саратове — одном из динамично развивающихся городов России в 1910-е годы — дана панорама музыкальной жизни города, показано многообразие форм концертной и театральной практики, ориентированных на запросы разных слоев общества. В работе дается классификация и характеристика основных видов просветительской деятельности рассматриваемого периода: организация общедоступных спектаклей и концертов; популяризация классического наследия и, прежде всего, отечественной музыки; вовлечение в исполнительскую практику не только профессионалов, но и любителей; проведение публичных лекций, посвященных музыкальному и театральному искусству; публикация в саратовской периодике материалов о творчестве композиторов и гастролировавших исполнителей; организация системы музыкального образования с вовлечением в нее представителей разных социальных страт. Музыкально-просветительская деятельность в Саратове привела к росту музыкальной культуры в регионе и заложила фундамент дальнейшего развития культурной жизни города.

Ключевые слова: музыкальная культура начала ХХ века, культура Саратова, музыкальное просвещение, Ф. А. Пальчин-ский, И. В. Липаев.

THE IDEAS OF MUSICAL ENLIGHTENMENT AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE MUSICAL LIFE OF SARATOV IN THE 1910S

The article studies educational trends in the musical life of the Russian province of the early 20th century. Analyzing educational activities in Saratov that was one of the dynamically developing cities of Russia in the 1910s the author presents the panorama ofthe city's musical life, the variety of concert forms and theater practice, focusing on the needs of different social groups. The paper classifies and characterizes the main types of educational activities of the period under review: the organization of public performances and concerts; popularization of classical musical heritage and, above all, Russian music; involvement in performing practice of both professionals and amateurs; holding public lectures on musical and theatrical art; publishing of materials about the work of composers and touring performers in Saratov periodicals; formation of music education system that involved representatives of different social strata. Musical and educational activities in Saratov led to the growth of musical culture in the region and laid the foundation forthe further development of the cultural life of the city.

Key words: musical culture of the beginning of the XX century, culture of Saratov, musical education, F. A. Palchinsky, I. V. Lipaev.

Идеи просветительства в истории культуры России неоднократно становились актуальными в разные периоды XVШ-XX веков, проводя в жизнь взгляды, нацеленные на развитие образования, науки и культуры в широких слоях народонаселения. В начале ХХ века всплеск просветительских тенденций прослеживается в 1905 и последующих годах, когда в Москве, Киеве, Казани и других крупных городах появляются всевозможные общедоступные объединения, школы, народные университеты, консерватории и т. п., университетской профессурой с целью популяризации проводятся лектории по разным направлениям науки и видам искусства. В это просветительское движение активно вовлекаются и деятели искусства, стремящиеся приобщить к театру, музыке, литературе, живописи и другим видам искусства широкие массы.

Просветительская деятельность охватывает как столичные, так и провинциальные города, где также наблюдается внедрение новых форм культурной жизни. В своей публикации мы рассмотрим развитие и реализацию некоторых просветительских проектов в области

музыкального искусства на примере Саратова — одного из крупнейших городов Российской империи начала ХХ века, города, имевшего серьезные амбиции не только в области развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, но и в сфере музыкальной жизни.

Поскольку данная проблематика на избранном региональном материале еще не становилась предметом специального изучения, в качестве основного источника для научной рефлексии выступает местная периодическая печать, которая с достаточной полнотой отражает культурную жизнь Саратова, а также архивные документы. В центре нашего внимания — небольшой хронологический период 1910-1913-х годов, так как именно в эти годы в городе начинают активно развиваться и внедряться в жизнь разнообразные просветительские проекты, ставшие одним из факторов дальнейшего роста музыкальной культуры в регионе. Основные идеи, заложенные в просветительских проектах начала 1910-х годов во многом окажутся актуальными и эффективными и в последующие десятилетия развития отечественной культуры.

В Саратове в начале 1910-х годов культурная жизнь была представлена весьма широко. В городе с начала XIX века функционировали драматические и музыкальные театры, с 1873 года — времени открытия Саратовского отделения ИРМО — регулярно давались концерты камерной и симфонической музыки, функционировало Общество любителей изящных искусств, Певческое общество, в 1912 году состоялось открытие Саратовской Алексеевской консерватории, в том же году был сформирован Отдел театрального общества при Городском театре и т. п. В городе жили и творили талантливые музыканты, художники, литераторы. Широко была представлена гастрольная практика. Именно в этот период культурная жизнь «столицы Поволжья» достигает мощного подъема, буквально за несколько десятилетий Саратов превращается в один из ярких культурных центров России.

Музыкальная жизнь в Саратове в начале прошлого столетия была весьма разнообразной и охватывала разные формы преподнесения музыки. Основной академической концертной площадкой года была сцена Музыкального училища, а позже — Консерватории, где регулярно проходили концерты, в которых принимали участие как хорошо знакомые саратовцам консерваторские преподаватели (Э. Я. Гаек, Г. Э. Конюс, Л. М. Рудольф, А. Ф. Скляревский и многие другие), так и выдающиеся музыканты-гастролеры (С. Кусевицкий, С. Прокофьев, А. Скрябин, Л. Собинов и др.). Постепенно осваивались и другие концертные площадки, например, летом 1910 года в Саратове при коммерческом клубе был организован симфонический оркестр под управлением преподавателя музыкального училища А. В. Орлова [23].

Со второй половины XIX века в городе одновременно работало несколько театров, сдающих свои помещения для частных антреприз, саратовская публика имела возможность слушать оперу ежегодно в течение двух месячных сезонов (август — сентябрь и в зимние месяцы). С 1890 года город имел свою оперную труппу, руководили которой антрепренер городского театра, представитель Товарищества драматических артистов А. М. Горин-Горяйнов и дирижер И. О. Палицын. Как пишет Я. К. Евдокимов, «начало постоянной опере в Саратове было положено исполнением 3.10.1890 "Ивана Сусанина". Оперные спектакли перемежались с драматическими и шли через каждые 3-4 дня» [3, с. 207-208]. В свою очередь, отметим рождение саратовской стационарной оперной труппы неслучайным фактом исполнения оперы Глинки «Жизнь за царя», имевшей особый статус в иерархии русской оперы при Императорском дворе.

В городе инициативой местных музыкантов устраивались интересные творческие проекты, основанные на синтезе разных музыкальных жанров и ориентированные на широкую слушательскую аудиторию. Так, в марте 1911 года преподаватель Музыкального училища М. А. Эйхенвальд-Дубровская организует музыкальный спектакль, представляющий собой последовательность оперных сцен и инсценированных романсов. Как

пишет рецензент, «исполнительницы (Эйхенвальд-Ду-бровская, Мышецкая. — И. П.) помимо удачной передачи вокальной стороны умело иллюстрировали музыку выразительной сценической игрой. Обе артистки имели успех у публики, внимательно следившей за исполнением» [19]. Справедливости ради отметим, что не все рецензенты с благосклонностью отнеслись к данному проекту. В газете «Саратовский листок» был опубликован критический отзыв на этот концерт: «Нельзя признать особенно удачной эту мысль — инсценировать романсы. Зачем применять к ним формы, для которых они сами по себе не имеют данных? Опера, с ее громоздким сюжетом, естественно, нуждается в иллюстрации действием; романс же, содержанием которого обычно является отдельное переживание, психологический момент, разрабатываемый при том не вширь, а вглубь — часто вступает в область реальной действительности недоступную, — в область намеков и недоговоренности, их тени так прозрачны, штрихи так тонки и нежны. Тут не до инсценировки, наоборот, — как можно меньше внешнего. Грубая действительность разрушит, сотрет картину, которая возникла в душе, рожденная музыкальным настроением» [4]. Также автор рецензии отмечает не всегда соответствующую романсам исполнительскую стилистику и продуманность композиции концерта.

Кроме этого, в Саратове постоянно проводились концерты, популярные и общедоступные музыкальные программы, звучавшие в зале Коммерческого собрания, в городских садах и парках. В рассматриваемый период организуются многочисленные любительские ведомственные коллективы, развивается практика организации домашних (дачных) частных концертов и спектаклей. В 1910-х годах становится распространенным явлением проведение благотворительных концертов, как, например, концерт служащих Саратовского Уездного земства, средства от которого предназначалось передать «беднейшим семьям крестьян Саратовского уезда, пострадавшим от неурожая, на кормление детей-малолеток» [20] и многие другие.

Свой вклад в развитие концертной жизни вносят ученические музыкальные вечера и утренники, также нередко дававшие благотворительные концерты. Одним из примеров может послужить ученический вечер в 1-й мужской гимназии 24 ноября 1913 года, в котором участвовали духовой ученический оркестр, трио кларнетистов, оркестр балалаечников-мандолинистов, кроме того, «ученики декламировали стихи, преподаватель Е. В. Дроздов прочел монолог Бориса Годунова. После концертного отделения состоялись танцы» [21]. Подобного рода концерты проходили и в женских учебных заведениях, например, «Музыкальное утро» 4 апреля 1910 года в Мариинской женской гимназии, в котором приняли участие сорок юных музыкантов педагогов О. А. Дроздовой и Е. В. Коваленко-вой. В рецензии на концерт читаем: «Фортепианный класс был представлен в его полной картине, начиная от первых шагов и кончая исполнителями, для которых нашлось бы место и в ученическом концерте. Всякому,

кто внимательно прослушал исполнение 70 номеров, было ясно, по какому пути направляют музыкальное развитие детей, как они овладевают чувством ритма, и как из скучных механических упражнений мало-помалу родится музыка. Выставка была прекрасной иллюстрацией солидно поставленного дела, успевшего за длинный ряд лет упорного труда приобрести прочность и известность» [11].

Кроме того, следует учитывать, что Саратовское Поволжье представляло собой многонациональный сплав разных традиционных культур и религий, а поэтому на сценах города проходили концерты как православной духовной музыки, так и католической, звучали песни разных народов: русские, цыганские, татарские, еврейские. Так, периодически проходили концерты татарской песни: в мае 1910 года состоялся «мусульманский концерт», в котором прозвучали народные татарские песни в гармонизации видного саратовского музыканта, будущего профессора Саратовской консерватории Л. М. Рудольфа [17], а в феврале 1911 года в городе выступал известный «мусульманский баритон» Камилл Аль-Мутыга Тухватуллин [24]. В рассматриваемый период большой популярностью пользовались концерты исполнителей русской народной песни (например, известной исполнительницы Н. В. Плевицкой), а также программы с исполнением цыганских романсов (например, В. Паниной или М. А. Каринской), неизменно собиравшие большое количество слушателей.

Газеты пестрели афишами, зазывающими публику на захватывающие музыкальные представления, проходящие, например, в «Зимнем концертном зале Ренессанс»1, в концертном зале Аполло, гостинице «Россия» и др., где ежедневно проходили концертные дивертисменты, сопровождаемые пышными обедами. В рассматриваемый нами период в городе активно набирал популярность синематограф, что вызывало серьезную обеспокоенность некоторых деятелей культуры широтой и активностью его распространения. В 1910 году в Саратове функционировало 12 синематографов, и «желающих заняться такого рода промыслом, не уменьшается, а, наоборот, растет». Кроме того, именно в это время появляется проект постройки в Саратове «грандиозного каменного здания для синематографа, способного функционировать круглый год. Для эксплуатации проектируемого синематографа составляется компания, ассигновавшая на дело 50000 р.» [22].

Многообразие форм культурной жизни, обращение исполнителей к различной по художественным вкусам и потребностям аудитории — очевидный признак экономически динамично развивающегося региона и вовлечения в культурную орбиту все новых слоев

населения. Постепенно тема просвещения в области искусства и музыки, в частности, приобретает серьезные основания. Проблема воспитания интереса к лучшим образцам искусства, обращения к сложным современным художественным произведениям становится в центре внимания отдельных представителей саратовской интеллигенции. Следует отметить, что просветительские тенденции в начале ХХ века получают повсеместное распространение в крупных губернских городах [14, с. 9]. Широкое применение получают организации народных театров, музыкальных обществ и других форм музыкального просветительства, в работе которых принимают участие не только профессиональные музыканты, но и многочисленные представители разночинной среды, рабочие, служащие. Так, в Саратове в 1890 году Обществом изящных искусств были организованы общедоступные спектакли для массового зрителя, а в 1897 году — Народный театр, в составе которого выступали как профессиональные актеры, так и любители [2, с. 13]. По свидетельству современника И. И. Иванюкова, Народный театр, расположенный в саду Сервье, в воскресные и праздничные дни давал спектакли, собирая до 5 000 зрителей, а его инициатором выступил артист-любитель Яковлев «некий "интеллигентный пролетарий", на долю которого выпадает много невидной, но обширной и разнообразной работы. Он скромно заседает в земстве, лечит и учит наш народ; его можно видеть за судейским столом и за адвокатскою кафедрой. Он же обладает, может быть, самым отзывчивым из русских людей сердцем, самым бодрым, глядящим ясно вперед духом. Вот этот-то "интеллигентный пролетарий" и является учредителем саратовского народного театра» [28, с. 134]. Таким образом, носителем новых идей становится просвещенный дилетант, человек, часто не имеющий профессионального художественного образования, но искренне любящий искусство и генерирующий новые художественные проекты.

Следует отметить, что именно в начале ХХ века в России появляется новый тип человека искусства, не только представляющего корпоративные интересы музыкального или другого творческого сообщества, но человека, стремящегося ввести в мир искусства слушателя/зрителя разных социальных страт. Именно просветительские подвижнические идеи порождают смелые социокультурные проекты, нацеленные на развитие художественного вкуса демократической публики, ее приобщение к лучшим образцам европейской культуры. Таким образом, миссией человека искусства, «последней целью искусства» в этот период, по словам А. Белого, является «пересоздание жизни» [1, с. 53]. Как пишет Н. В. Синявина, «на рубеже Х1Х-ХХ веков появляется

1 «Наконец-то рекорд побит!!! Сегодня первый день обновленной, выдающейся программы, 25 боевых номеров, четыре новых интересных дебюта. 1-й дебют известной парижской этуали Шантеклер, 1-й дебют известной русской этуали Терской, 1-й дебют известной польской артистки Янковской, дебют русской субретки Демар, а также примут участие: неподражаемые исполнители цыганского романса Северская, известная опереточная артистка Панская, каскад звезд Колибри... большой концертный хор из 30 певиц и балетной капеллы под управл. В. М. Моисеева, оригинальные салонные куплеты Никифорова. Громадная выставка продуктов московских и южных. Значительно пополнен буфет и погреба. Кухня поручена известному шеф-повару Т. Ф. Окорокову! Завед. артистами А. С. Ломашкин. Управл. В. П. Шкарупелов» [18].

новый тип художника, для которого характерно новое самоощущение, выражающееся в крайней степени индивидуализма, в том числе и индивидуализма эстетического, осознание своей особой миссии по переустройству действительности. Иными словами, художник в культуре Серебряного века перестаёт просто отражать действительность посредством имеющихся возможностей того или иного вида искусства. Поскольку его деятельность выходит за границы художественной культуры и переносится в социокультурное пространство, он превращается в творца-экспериментатора, а разнообразие мировоззренческих позиций русской художественной интеллигенции приводит к полистилистике и полифо-ничности социокультурной действительности начала ХХ века» [27, с. 95]. Исследователь указывает на важный факт осознания новой миссии творческой личности, готовой, с одной стороны, на смелый эксперимент, приводящий к многообразию форм художественной жизни, а с другой, видящей одной из главных задач своей деятельности — преобразовать, изменить человека, обогатить его духовный мир посредством постижения культурного наследия.

В этом отношении исключительно важным оказывается сам феномен творческой личности, готовой без остатка отдавать себя просветительской деятельности. В истории музыкальной культуры Саратова начала ХХ века можно назвать достаточно много музыкантов, посвятивших себя идее приобщения к музыкальному наследию провинциального обывателя. О том, насколько они «болели» и «горели» идеями просвещения, мы видим как по реализованным ими проектам, так и по критическим материалам, опубликованными авторами в саратовской прессе. В своей статье мы остановимся только на двух просветителях-музыкантах, сыгравших важную роль в развитии музыкальной культуры Саратова первой четверти XX века — Федоре Акимовиче Пальчинском и Иване Васильевиче Липаеве.

В октябре 1912 года в двух выпусках газеты «Саратовские ведомости» публикуется фельетон «любителя музыки» «О музыке, консерватории и прочем»2, подписанный псевдонимом «АУ». В пространном тексте, написанном с большой горечью, едкой иронией и эмоциональностью, автор ратует за развитие доступной для широких масс системы музыкального образования. В публикации автором актуализируется полемика периода открытия столичных консерваторий о плюсах и минусах консерваторского образования, неспособности ИРМО в своей деятельности преодолеть корпоративную герметичность: «В демократическом Саратове было грубой и непростительной ошибкой, что музыкальное отделение (Саратовское отделение ИРМО. — И. П.) сторонилось от саратовского населения, замыкалось в самодовольную бюрократическую организацию» [13].

По всей видимости, этот фельетон был написан известным саратовским музыкальным критиком, опер-

ным режиссером, опытным администратором и певцом Ф. А. Пальчинским; в нем он с болью говорит о своем нереализованном проекте по созданию в Саратове Народной консерватории, о сложностях организации им в 1905 году просветительских лекций по музыкальному искусству. Здесь автор косвенно излагает свои просветительские идеи: «Музыкальное образование должно стать достоянием широких кругов населения, <...> только питая массы из закромов классической музыки, можно вызвать к жизни ростки новой народной жизни». Из архивных документов, хранящихся в ГАСО3 в деле Ф. А. Пальчинского, следует, что он был ревностным пропагандистом классического искусства и стремился на протяжении всех лет своей жизни в Саратове (с середины 1890-х до середины 1920-х годов) сделать музыкальное искусство доступным и понятным всем слоям общества (подробнее об этом см. статьи автора [15; 16]). Пальчинский в 1910-х годах является пропагандистом отечественного искусства, идеи организации бесплатных музыкальных школ, любительских (народных) и передвижных театров, организатором общедоступных лекций и оперных спектаклей.

Как следует из текста публикации, просветительские лекции о музыке были весьма популярны у жителей города: «И вот народная аудитория в часы лекции музыкальной секции — полна народом. Деятельность музыкальной секции растет — маленькое культурное дело готово стать большим: народной консерваторией. Но. Как известно, музыкальная секция, благодаря крамольному Бетховену, была стерта с лица земли. С тех пор дело популяризации музыки в Саратове было целиком отдано в руки кафешантанов.» [13].

Анализируемая публикация свидетельствует о сложившемся в музыкальной среде города различном,порой полярном, понимании роли музыкальной культуры в жизни губернского города: дирекция Саратовского отделения ИРМО пропагандировала лучшие образцы музыкального искусства, в том числе и современного, обращаясь прежде всего к профессиональному сообществу и университетской профессуре; процветающая экономика бурно развивающегося города предлагала множественные образцы доступного развлекательного искусства для непосвященной публики; наконец, просветительские проекты были нацелены на обращение к классическому музыкальному наследию демократических слоев общества. Безусловно, текст фельетона носит полемический характер и представляет единственную точку зрения, однако ее автор, по-видимому, имел для этого основания: «"Некоему Пальчинскому", и в его лице целой группе любителей музыки, ставили в вину чуть-ли не то, что они профанируют музыку, низводят "святое искусство" до уровня улицы. Больше того: музыкальную секцию обвиняли в том, что она сеет в населении опасные идеи. Что до сих пор Саратовское отделение музыкального Общества ничего не сделало

2 Напомним, что именно в октябре 1912 года в Саратове открывается третья в России и первая в провинции Саратовская Алексеевская консерватория.

3 ГАСО — Государственный архив Саратовской области.

для популяризации хорошей музыки в массе населения — это правда. Что за это дело брались частные лица и культурно-просветительный Общества и кружки, вынужденные сложить оружие "по обстоятельствам, от них не зависящим". — Это также правда» [13].

Вместе с тем нельзя не признать важной роли Ф. А. Пальчинского в развитии музыкального просветительства в регионе. Как свидетельствует эписто-лярий, Пальчинский был авторитетной личностью в музыкальных и театральных кругах Саратова и других регионов (прежде всего Москвы). Именно ему принадлежит большая роль в организации для культурной жизни города «Саратовско-Харьковской Русской оперы», «Товарищества Общедоступной оперы», Народного театра, позже — Передвижной оперы. В каждом из этих проектов он стремился реализовать свои главные просветительские принципы: популяризация творчества отечественных композиторов; актуальность и доходчивость репертуара; опора на местные, в том числе и любительские исполнительские силы; доступность цен на спектакли при сохранении высокого качества исполнения. Однако одну из центральных задач своей деятельности Пальчинский видел именно в реализации дидактической функции искусства, в частности, оперы. Он рассматривал музыкальный театр прежде всего не как сферу развлекательной музыки, а как средство духовного обогащения, как жанр, способствующий формированию личности. Следует подчеркнуть, что эти идеи находили поддержку в среде профессиональных музыкантов города, а также в немузыкальных кругах, и в той или иной мере воплощались в разных творческих проектах 1910-х годов.

В тот же период 1910-х годов в Саратове исключительно важную роль в развитии музыкального просвещения оказывает приехавший из Москвы в только что открытую Саратовскую консерваторию профессор, историк музыки, музыкальный критик, артист Императорского театра, тромбонист Иван Васильевич Липаев. Будучи уже ко времени своего переезда в Саратов известным в России музыкантом, большим специалистом в области истории музыки, он развивает здесь бурную просветительскую деятельность, в которой можно выделить три основных направления: чтение лекций по разным видам искусства, публикации просветительских и образовательных материалов в периодической печати Саратова и музыкально-исполнительская деятельность. Все эти грани просветительской деятельности музыканту удалось органично совмещать в период своей деятельности в Саратове с 1912 по 1921 год.

В Саратове в начале ХХ века И. В. Липаева можно назвать ведущим лектором-просветителем в области музыкального искусства. Он выступал перед разной аудиторией, как предваряя концерты Саратовского отделения ИРМО, так и ведя собственный лекторий, в рамках которого звучала музыка разных композиторов. Будучи разносторонним музыкантом, он предлагал разнообразную тематика для общедоступных лекций. Анонсы и рецензии на его публичные выступления сви-

детельствуют о том, что в центре внимания музыканта находилось творчество отечественных композиторов XIX века. Множественные отклики в саратовской прессе получает лекция Липаева, прочитанная им 27 ноября 1912 года и посвященная творчеству Глинки, Бородина, Мусоргского и Чайковского. Как свидетельствуют рецензенты, лектор в доступной форме изложил краткие биографические сведения композиторов, осветил значение их творчества для истории отечественной музыки, дал небольшие образные комментарии к звучавшим произведениям в исполнении струнного оркестра под управлением Г. К. Ершова [7; 8]. Слушателями в «Народной аудитории» были учащиеся и преподаватели всех воскресных школ города, с большим интересом воспринимавшие лекцию. Приведенная в одной из рецензий цитата из лекции Липаева свидетельствует о доступности и вместе с тем художественной образности его речи: «М. И. Глинка по преданию родился на утренней заре, и когда он родился, в саду под окном чудно пел соловей. Таким образом, сама природа способствовала дарованию будущего великого композитора. Условия воспитания также благоприятствовали развитию музыкального таланта М. И., бабушка ухаживала за ним и создала в доме для мальчика теплую атмосферу.» [25].

Буквально через несколько дней, 30 ноября 1912 года, в рамках деятельности Саратовского отделения ИРМО Липаев читает лекцию «Чайковский: его жизнь и музыкальное творчество» с музыкальными примерами в исполнении известных саратовских солистов, хора и оркестра. При этом исполнение музыки сопровождалось «световыми картинами мастер. Анцы-феровой из Москвы» [6].

В рецензии на эту лекцию З. Губановой — саратовского музыкального критика — отмечено эмоциональное преподнесение Липаевым материала, достоинством коего было «отсутствие той обычной сухости, которая свойственна специально-научной разработке вопроса и которая так неуместна в общедоступном чтении. Наиболее интересной задачей лектора было раскрыть пред слушателями сущность духовного мира композитора со всеми его переживаниями, и показать отражение этих переживаний на всем складе его музыкального творчества, провести, так сказать, параллель между жизнью и работой в искусстве и отметить их взаимоотношение и взаимодействие. Биографические данные, сведения о семейном укладе, о привычках и характерах окружавших будущего композитора в самые ранние его годы, различные случаи и события личной жизни, все то, что составляет фактический материал каждого жизнеописания, было взято г. Липаевым не только как глубоко интересное само по себе, а также с целью показать рост и назревание духовных сил, кристаллизацию мыслей, идей и определить творческий процесс Чайковского. У многочисленной публики иллюстрации, так же как и лекция, имели успех; полный зал свидетельствовал о том, насколько такие общедоступные лекции нужны и ценны» [5].

Подобного рода просветительские лекции Липаева

для учащихся воскресных школ проводились и позже, например, 14 декабря 1912 года, и неизменно проходили с полным аншлагом [9]. Липаев посвящает свои лекции не только музыкальному, но и театральному искусству. Так, 7 февраля 1913 года он читает лекцию «Прошлое русских актеров», в которой кратко изложил всю историю отечественного театра, начиная от его фольклорного этапа [29], а 27 марта 1913 года в Большом зале консерватории состоялась лекция на тему «Духовное пение православной церкви», также вызвавшая большой интерес публики [26].

Обобщая, отметим несколько важных моментов в лекторской практике Липаева. Во-первых, им избираются такие актуальные для жизни русского общества темы, как рефлексия по вопросу значимости национального и общеевропейского в художественном произведении, самобытность пути развития отечественного искусства; возрождение средневековых традиций богослужебного пения и т. п. Напомним, что все эти темы были животрепещущими для образованного российского общества начала ХХ столетия. Во-вторых, обращает на себя внимание глубина погружения лектора в преподносимый материал, концептуальность его мышления, умение концентрированно и выпукло осветить ключевые аспекты рассматриваемого явления. Несомненно, богатый аналитический музыковедческий опыт музыканта-исследователя служит мощной базой для его лекционных выступлений. Наконец, в-третьих, это яркость и выразительность манеры выступления лектора, его способность простыми словами доносить сложные концепции и незнакомую для обывателя терминологию музыкально-теоретического плана. Все это, а также подкрепление сказанного исполнением музыкальных номеров, позволяло сделать выступления доступными и понятными для широкого круга слушателей, а потому лекции Липаева в Саратове были «обречены» на успех.

Другой сферой его просветительской деятельности является музыкальная критика. На страницах саратовской периодики, в частности, в газете «Саратовский листок», с 1913 по 1917 год он публиковал обширные материалы по вопросам искусства, а свои взгляды на задачи музыкально-просветительской деятельности, нацеленной на приобщение к музыке все новых слоев общества, изложил в номерах саратовского художественно-литературного и социально-политического журнала «Горнило». Следует отметить, что в качестве музыкального критика Липаев выступал и в предшествующие годы своей творческой деятельности, активно публикуясь в столичных музыкальных изданиях («Русская музыкальная газета», «Театр и жизнь», «Театрал», «Театр и искусство», «Музыка и жизнь» и др., был редактором журнала «Музыкальный труженик» и «Оркестр»), а потому в Саратове музыкант выступил как яркий публицист и музыкальный критик [12, с. 206].

В 1913 году в «Саратовском листке» Липаев публикует серию материалов под общим названием «Письма об искусстве». Эти материалы красноречиво свиде-

тельствуют о многоохватности интересов музыканта, поскольку статьи посвящены разным видам искусства: современной русской и зарубежной живописи; разным театральным направлениям и школам в отечественном театре; умении вести полемическую дискуссию по вопросам искусства; специфике кинематографа, его принадлежности к видам искусства и конкуренции с театром; эстетике музыкальной драмы и программной музыке; дает оценку проходящим в Саратове художественным выставкам, анализируя творчество местных художников и др. В этих развернутых статьях автор, с одной стороны, выполняет просветительскую функцию, знакомя саратовского обывателя с современными тенденциями в области искусства, а с другой, что не менее важно, побуждает читателя своим полемическим стилем изложения не только получить информацию, но и критически осмыслить ее. В текстах Липаева много нового, интересного, информативно привлекательного, при этом музыкант оставляет поле для читательской рефлексии, только предлагая, но не навязывая свою точку зрения.

Публикации Липаева в саратовской периодике, вероятно, являлись своего рода письменным аналогом его многочисленных просветительских лекций. Например, отметим его статью «Памяти А. С. Даргомыжского», посвященную 100-летию со дня рождения композитора [10], в которой критик дает профессионально глубокую и вместе с тем понятную для неподготовленного читателя характеристику новаций композитора, прозорливо отмечая значимость реформаторских идей Даргомыжского для последующего развития русской музыки. Размещенные в самой популярной ежедневной газете Саратова, эти материалы становились доступны практически каждому жителю города и губернии, а потому идея просвещения народа имела свою реализацию и отклик.

Просветительские идеи, по-разному реализованные Ф. А. Пальчинским и И. В. Липаевым, нашли поддержку не только у многочисленной аудитории, но и среди коллег. Так, подобного рода просветительские лекции читались М. И. Неказаченко — саратовским музыкантом и композитором, приверженцем идей Пальчинского и его младшим другом; З. Губанова — выпускница Петербургской консерватории, педагог — в те же годы публиковала в саратовской прессе развернутые материалы о творчестве русских и зарубежных композиторов, также вовлекая в орбиту музыкального искусства потенциального саратовского слушателя. И такого рода последователей идей музыкального просвещения в городе было немало.

Таким образом, саратовская музыкальная практика в начале 1910-х годов находилась в состоянии динамичного развития. Город жил не только яркими гастрольными выступлениями выдающихся музыкантов-исполнителей, но и активной внутренней творческой жизнью. В числе саратовских музыкантов-просветителей были, конечно, многие педагоги Музыкального училища, позже — Саратовской Алексеевской консерватории, а так-

же музыканты-любители, вовлеченные в культурную жизнь города. В музыкантской среде выделяется целая плеяда людей, стремящихся воплотить идею демократизации музыкальной жизни, сделать музыку достоянием широких слоев населения. В этой связи ими были предприняты различные творческие акции, среди которых отметим следующие: 1) организация общедоступных спектаклей и концертов, целью которых является популяризация классического наследия и, прежде всего, отечественной музыки; 2) вовлечение в исполнительскую практику не только профессиональных музыкантов и актеров, но и любителей; 3) проведение публичных лекций, посвященных музыкальному и театральному искусству, знакомящих с эстетикой творчества разных композиторов; 4) публикация в ведущих периодических изданиях города материалов, направленных на введение потенциального слушателя и зрителя в проблематику творчества композитора, анализ стилистических черт, изложение программы или сюжетной коллизии и характеристику основных персонажей и образных сфер произведения; 5) организация системы музыкального образования с вовлечением в нее представителей разных социальных страт.

Все перечисленные меры способствовали активному притоку в театры и концертные залы новых, демократических слоев населения. В результате активным

слушателем/зрителем в Саратове 1910-х годов является уже не только местная интеллигенция, вузовская профессура, просвещенное дворянство и представители купеческого сословия, но и студенчество, разночинная аудитория, служащие. При отсутствии достаточной художественной подготовки и необходимых теоретических знаний такой обновленной аудитории были необходимы не только накопление слушательского опыта, но и информация о творчестве композиторов, музыкальной эстетике того или иного художественного стиля и т. п., причем эта информация должна быть изложена в доступной и вместе с тем яркой, эмоциональной форме подачи.

Просветительская деятельность начала ХХ века дала свои плодотворные результаты. Так, в 1915 году Ф. А. Пальчинский организует «Товарищество общедоступной оперы», в 1916 году в Саратове была открыта Народная консерватория, в которой обучали в классах академического пения, фортепиано, оркестровых инструментов, был открыт хоровой класс [3, с. 199]. В последующие годы саратовское общество продолжает развивать тенденцию активного привлечения к искусству широких слоев населения, расширяя сферы его влияния и осваивая не только культурное пространство Саратова, но и малых городов и сел губернии.

Литература

1. Белый А. Проблема культуры // Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 томах. Том 1. М.: Искусство, 1994. 478 с.

2. Дьяконов А. В. Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье (XIX в. — 80-е гг. XX в.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009. 19 с.

3. Евдокимов Я. К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. Сборник очерков. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. С. 143-233.

4. Г. Романсы в сценах // Саратовский листок. 10.03.1911.

5. Губанова З. // Саратовский листок. 2.12.1912.

6. Императорское Русское Музыкальное Общество // Саратовский листок. 25.12.1912.

7. Лекция о музыке // Саратовский вестник. 27.11.1912.

8. Лекция о музыке // Саратовский листок. 29.11.1912.

9. Лекция по музыке // Саратовский листок. 16.12.1912.

10. Липаев И. В. Памяти А. С. Даргомыжского // Саратовский листок. 2.02.1913.

11. М. Музыкальное утро // Саратовский листок. 6.04.1910.

12. Малышева Т. Ф., Туренкова Н. П. Липаев Иван Васильевич // Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 205-207.

13. О музыке, консерватории и прочем // Саратовский вестник. 28.10.1912.

14. Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Обществен-

но-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 384 с.

15. Полозова И. В. Музыкальная культура Саратова в первой четверти XX века и деятельность Ф. А. Пальчинского // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1 (38). С. 140-150.

16. Полозова И. В. Саратовский музыкальный театр в первой четверти ХХ в. на примере деятельности Ф. А. Пальчинского // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 3 (9). С. 48-55.

17. Саратовский вестник. 21.05.1910.

18. Саратовский вестник. 15.10.1910.

19. Саратовский вестник. 10.03.1911.

20. Саратовский вестник. 15.01.1912.

21. Саратовский вестник. 25.11.1913.

22. Саратовский листок. Газета политическая, общественная и литературная. 2.04.1910.

23. Саратовский листок. 10.04.1910.

24. Саратовский листок. 27.02.1911.

25. Саратовский листок. 29.11.1912.

26. Саратовский листок. 24.03.1913.

27. Синявина Н. В. Концепт «художник» в контексте русской культуры начала ХХ века // Вестник МГУКИ. 2016. № 7 (73). Сентябрь — октябрь. С. 90-96.

28. Стахович А. А. Клочки воспоминаний // Русская мысль. 1897. № 11. С. 114-144.

29. Энгэль. Прошлое русских актеров // Саратовский вестник. 9.02.1913.

References

1. Belyj A. Problema kul'tury [The problem of culture] // Kritika. Estetika. Teoriya simvolizma [Critics. Aesthetics. Theory of symbolism]: in 2 vol. Vol 1. M.: Iskusstvo, 1994. 478 p.

2. D'yakonovA. V Stanovlenie i razvitie teatral'no-muzykal'nogo obrazovaniya v Saratovskom Povolzh'e (XIX v. — 80-e gg. XX v.) [The formation and development of theater and music education in the Saratov Volga region (XIX century — 1980s)]. Thesis ofDis-sertation for the Degree of PhD (History). Saratov, 2009. 19 p.

3. Evdokimov Ya. K. Muzykal'noe proshloe Saratova (do 1917 goda) [The musical past of Saratov (before 1917)] // Iz muzykal'nogo proshlogo. Sbornik ocherkov [From the musical past. Collection of essays]. M.: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1960. Pp. 143-233.

4. G. Romansy v stsenah [Romances in scenes] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 10.03.1911.

5. GubanovaZ. // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 2.12.1912.

6. Imperatorskoe Russkoe Muzykal'noe Obshchestvo [Imperial Russian Musical Society] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 25.12.1912.

7. Lektsiya o muzyke [Lecture on music] // Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin.]. 27.11.1912.

8. Lektsiya o muzyke [Lecture on music] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 29.11.1912.

9. Lektsiya po muzyke [Lecture on music] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 16.12.1912.

10. Lipaev I. V. Pamyati A. S. Dargomyzhskogo [In memory ofA. S. Dargomyzhsky] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 2.02.1913.

11. M. Muzykal'noe utro [Musical morning] // Saratovskij listok [Saratov leaf]. 6.04.1910.

12. Malysheva T. F., Turenkova N. P. Lipaev Ivan Vasil'evich [Lipaev Ivan Vasilyevich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Enciklopediya [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. Pp. 205-207.

13. O muzyke, konservatorii i prochem [About music, conservatoire and other things] // Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin].

28.10.1912.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ocherki russkoj kul'tury XIX veka. T. 1. Obshchestven-no-kul'turnaya sreda [Essays of Russian culture of the XIX century. Vol. 1. Socio-cultural environment]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1998. 384 p.

15. Polozova I. V. Muzykal'naya kul'tura Saratova v pervoj chet-verti XX veka i deyatel'nost' F. A. Pal'chinskogo [Musical culture of Saratov in the first quarter of the XX century and the activity of F. A. Palchinsky] // Problemy muzykal'noj nauki [Problems ofmusical science]. 2020. № 1 (38). Pp. 140-150.

16. Polozova I. V. Saratovskij muzykal'nyj teatr v pervoj chet-verti XX v. na primere deyatel'nosti F. A. Pal'chinskogo [Saratov Musical theater in the first quarter of the XX century on the example of the activity of F. A. Palchinsky] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 3 (9). Pp. 48-55.

17. Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 21.05.1910.

18. Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 15.10.1910.

19. Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 10.03.1911.

20. Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 15.01.1912.

21. Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 25.11.1913.

22. Saratovskij listok. Gazeta politicheskaya, obshchestvennaya i literaturnaya [Saratovsky leaf. The political, public and literary newspaper]. 2.04.1910.

23. Saratovskij listok [Saratovsky leaf]. 10.04.1910.

24. Saratovskij listok [Saratovsky leaf]. 27.02.1911.

25. Saratovskij listok [Saratovsky leaf]. 29.11.1912.

26. Saratovskij listok [Saratovsky leaf]. 24.03.1913.

27. Sinyavina N. V. Koncept «hudozhnik» v kontekste russkoj kul'tury nachala XX veka [The concept of «artist» in the context of Russian culture of the early 20th century] // Vestnik MGUKI [Vestnik MGUKI]. 2016. № 7 (73). September — October. Pp. 90-96.

28. Stahovich A. A. Klochki vospominanij [Bits of memoirs] // Russkaya mysl' [Russian Thought]. 1897. № 11. Pp. 114-144.

29. Engel'. Proshloe russkih akterov [Past of Russian actors] // Saratovskij vestnik [Saratov Bulletin]. 9.02.1913.

Информация об авторе

Ирина Викторовна Полозова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Irina Victorovna Polozova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.