имени О.Е. Кутафина(МПОА)
ИДЕИ И. А. ИЛЬИНА О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
В статье раскрывается идеи И. А. Ильина о месте и роли государственной власти в развитии российского общества, обосновывается необходимость ее политического сотрудничества с народом, характеризуются пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: государственная власть, народ, политическое сотрудничество, демократия, российское общество, реформирование, право, партия, духовность, культура, аксиома, закон, И. А. Ильин.
KSENOFONTOV V.,
Doctor Philosophy, Professor, Department of Philosophical and Social and Economic Disciplines, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
ILYIN,s I.A. POSITIONS ABOUT THE ROLE STATE POWER IN RUSSIAN
The article deals Ilyin,s ideas with the position and the role state power plays in the evolution ofRussian society, and proves the need for its political interaction with the ways how to render this interaction effective. Keywords: State power, public, political interaction, democracy, Russian society, right, party, spiritual, culture, axiom, law, I. A. Ilyin.
1> ^
Ш
Владимир
Николаевич
КСЕНОФОНТОВ,
доктор
философских наук, профессор кафедры философских
и социально-экономических дисциплин
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
И. А. Ильин в трудах «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «Наши задачи» и др. уделил пристальное внимание внутренним и внешним функциям государственной власти в России, обосновал ее политические, правовые и нравственные аспекты.
В своих взглядах на государственное устройство он исходил из конкретного исторического подхода к нему. Философ подчеркивал, что именно такой подход и является единственно истинным. И. А. Ильин отмечал: «Всякий серьезный и ответственный политик знает, что государственная форма вырастает в жизни народа исторически и органически, и что она всегда обусловлена его индивидуальными особенностями: внешними—его размерами, его климатом, его географическими данными, его расовым и племенным составом и т.д.; и внутренними — его верою, его душевными дарами, его правосознанием, его моралью и т.д. Нет и не может быть конституций, одинаково подходящих разным народам»1.
Ш m
А
Ч □
"О
б "О
X m П
Л □
НАУКИ'
>
Ильин И. А. Жизненные основы федерации // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 годов : в 2 т. Том 1. М. : МП «Рарог», 1992. С. 174—175.
© В. Н.Ксенофонтов, 2016
Такая точка зрения им достаточно аргументированно раскрыта при характеристике федеративного устройства государства. В противовес легковесному подходу ряда исследователей о введении в России «федеративной республики с референдумом» он подчеркивает несостоятельность и ненаучность выдвигаемых предложений.
При этом И. А. Ильин выдвигает убедительный тезис: «Федеративный строй имеет свои основы, вне которых он или останется "на бумаге" или превратится в "гибельную" псевдофедерацию, разлагая и ослабляя страну и вызывая бесконечные внутренние трения, перевороты, гражданские войны и смуты»2.
Он дает развернутую характеристику пяти критериям, которые, по его мнению, должны характеризовать федеративное государственное устройство. При этом три критерия федеративного государства являются наиболее доминирующими. Мыслитель рельефно их выделяет: «Первая основа федерального строя, — отмечает И. А. Ильин, — состоит в наличии двух или нескольких самостоятельно оформленных государств»3. Поясняя это положение, философ указывает, что если подобное условие не соблюдается, то не следует и говорить о каком-либо федерализме.
Высказывая положение о другом важном критерии федерального строя, он отмечает: «Далее, договаривающиеся государства должны реально нуждаться друг в друге — и стратегически, и хозяйственно, и политически, иначе федерация не сложится или не удержится»4.
И. А. Ильин, обосновывая значимость данного критерия для эффективного функционирования федерации, указывает на необходимость глубокого его осознания народами, а не только на объективную необходимость. Он отмечает, что народам необходимо признать и захотеть именно такого объединения.
Ученый, указывая на важность следующего критерия для понимания полноценной федерации, отмечает: «... наконец, федерация возможна только там, где народу (или народам) присуще искусство соглашения и дар политического компромисса»5. И. А. Ильин, поясняя данный критерий для осмысления полноценного федерального строя в государстве, обращает внимание на два положения. По его взглядам, во-первых, искусство соглашения неразрывно связано с волевой дисциплиной людей и их патриотической преданностью общему делу. И, во-вторых, политический компромисс в федерации между различными субъектами способен отодвинуть на задний план несущественное и неглавное.
Ильин подчеркивал, что на всем протяжении человеческой истории государство и право периодически вступают в периоды жесточайших кризисов. Причина данного явления — в незрелом состоянии духовности общества, которое в силу корыстных устремлений групп и индивидов «теряет из виду» социальную роль и цель права. «Государство определяется именно тем, что оно есть положительно-правовая форма родины, — отмечал И. А. Ильин, — а родина есть его твор-
2 Там же. С. 175
3 Там же. С. 175
4
5
Ильин И. А. Жизненные основы федерации // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 годов : в 2 т. Т. 1. М. : МП «Рарог», 1992. С. 176.
Там же. С. 177.
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
чество, духовное содержание. Отсюда — сущность государства, его способ бытия, его обоснование, его цель, его средства и нормальное строение»6. Ученый обратил внимание на связь позитивного и естественного права в обществе. Он заметил, что когда позитивное право « отрывается» от естественного права, тогда и духовный кризис резко обнажает социальные «беды» (мировые войны, восстания, социальные конфликты и др.).
Сознательный человек стремится преодолеть возникающую в духовном мире раздвоенность, обрести целостность правосознания, ибо она — основной способ жизни. Эффективность усилий в значительной мере, считает ученый, зависит от самого человека. И. А. Ильин отмечал: «Политическая принадлежность должна быть сознательно принята каждым отдельным гражданином и признана им в нестесненном, свободном решении; и это решение должно привести каждого к духовному акту добровольного самообязывания, ибо то же — к акту духовного вменения себе публично-нравственных полномочий, обязанностей и запретностей»7.
Положительное право — более грубый инструмент, утверждал И. А. Ильин; оно действует на душу не изнутри, а извне, решает более простую задачу: приучить человека к внешнему регулируемому самоограничению.
Он отмечал в своей статье «Что есть государство — корпорация или учреждение?», что для управления государством люди должны обладать зрелым правосознанием. «Прежде всего надо понять и до конца продумать, что корпоративный строй требует от граждан зрелого правосознания. Желающий участвовать в управлении государством, — писал И. А. Ильин, — должен уметь управлять самим собою, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства»8.
Зрелое правосознание включает в себя не только знание и мышление, но также волю, чувства, всю человеческую душу. Зрелыми плодами правосознания автор считал «патриотизм» и «чувство государственности». Он подчеркивал, что государство существует вследствие недостаточного развития души человека, поэтому оно в принципе — необходимый и целесообразный инструмент поддержания естественного права через позитивное право. Если оно в конкретный момент оказывается не в состоянии осуществлять данную цель, начинаются процессы разложения и гибели государственности. «Если право бессильно и бессмысленно вне правосознания, то государство унизительно, эфемерно и мертво вне государственного образа мыслей»9. Ильин указывал на два направления развития государства: по форме оно эволюционирует от публичного учреждения к Ш корпорации (союзу людей); «по духу» — самоуправляющаяся корпорация во все А
большей степени втягивает в себя народные массы. □
"О
6 Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М., 1994. Т. 4. С. 258.
7 Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 4. С. 261.
8 Ильин И. А. Что есть государство — корпорация или учреждение? // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 годов : в 2 т. Том 1. М. : МП «Рарог», 1992. С. 84.
9 Там же. С. 259—260.
п
* к
§ к
НАУКИ Ъ
Эта синтетическая идея И. А. Ильина нашла рельефное отражение в его формуле, характеризующей основу феномена существования государства: «Государство есть нечто от духа и нечто для души. Оно есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения»10.
Ильин, с точки зрения философии права, исследовал власть как общественно-политический феномен. В фундаментальном труде «О сущности правосознания» он выделил шесть аксиом власти и дал им развернутую характеристику.
Первая аксиома власти, по его мнению, выражается в том, что государственная власть не может никому принадлежать без правового полномочия. Он подчеркивал, что только духовно богатый человек имеет основание и право принять на себя властное руководство обществом. Такая профессиональная и духовная компетенция людей, облеченных государственной властью, вытекает из политической целесообразности. Вместе с тем только духовно богатые люди в своей профессиональной государственной деятельности способны и имеют право принять на себя ответственность за властное руководство общественной жизнью.
Опираясь на право, государственная власть приобретает легитимность в общественном сознании и поддерживается народом. «Мало того, — подчеркивал И. А. Ильин, — правосознание требует, чтобы самая власть воспринималась не как сила, порождающая право, но как полномочие, имеющее жизненное влияние (силу) только в меру своей правоты»11.
Вместе с тем И. А. Ильин обратил внимание на очень важный аспект в реализации государственной власти, ее правовой основы, который сводится к тому, что власть, лишенная правовой основы, представляет собой юридически индифферентное явление; она не имеет правового измерения. Обращая внимание на данную проблему, И. А. Ильин с предостережением к власти отмечал: «Власть, лишенная признания и уважения, обнаруживается в тех случаях, когда исторически сложившийся режим изживается и переживает себя, так что правосознание властвующих кругов отстает от роста народных потребностей и общественного правосознания; задача и спасение такой власти состоит в том, чтобы, опираясь на имеющуюся формальную санкцию закона, обновить свое политическое воле-направление и тем заслужить санкцию правосознания»12.
Вторая аксиома власти сводится к тому, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть единой. Единство в политике, реализуемое в государстве, опирается на конкретный источник воздействия на него, каким выступают право, законы. Подчеркивая важность такого источника единения для эффективной деятельности власти, И. А. Ильин отмечал: «В порядке политической целесообразности этого требует принцип государственного единения, связывающего множество людей именно их отношением к общему и единому источнику положительного права»13.
10 Там же. С. 260.
11 Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 4. С. 295.
12 Там же. С. 296.
13 Там же. С. 297.
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
Наряду с этим аспектом И. А. Ильин развивает положения по вопросу трактовки категории единства государственной власти. Сущность ее выражается не в организационной структуре власти, а в ее деятельности, которая опирается на законы. «Единство государственной власти, — отмечал философ, — следует понимать, конечно, не в смысле единства " органа" или нераспределимости функций и компетенции, но в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве обретаемого и осуществляемого права»14.
Третья аксиома: власть должна осуществляться передовыми представителями государства, обладающими соответствующим уровнем этической и политической культуры. А для того, чтобы соблюдать данные требования, личность, стоящая у власти, должна иметь определенные качества руководителя. И. А. Ильин в сжатой форме определил их: «Властвующий, — пишет он, — должен иметь верное понятие о верховной цели государства и его средствах. Его правосознание должно иметь свои корни в доброй воле и патриотизме. Он должен неколебимо верить в благородство государственности и в жизненную духовную необходимость политического единства»15. Только государственные руководители, обладающие такими важными качествами, считал И. А. Ильин, способны пользоваться признанием народа, имеют у него авторитет. Руководители, которым такие духовные качества не свойственны, выступают в качестве политических демагогов.
Философ обращает внимание на опасность для власти действий и заявлений демагогов как честолюбцев, не имеющих позитивных программ общественного развития России.
Четвертая аксиома власти основывается на общем интересе народа, проявляющемся в политической программе, выдвинутой руководителем государства. Государственная власть, подчеркивал И. А. Ильин, представляет единое целое для всего общества. Вот почему и ее программа действий на ближайшую и отдаленную перспективу должна ориентироваться исключительно на общие интересы всех граждан, а не каких-либо классов общества. В этом плане мыслитель выдвинул важную проблему о роли партии, стоящей у власти, и проводимой ею политике, а также характере выдвигаемых целей. «Но воля к государственной власти, — отмечал И. А. Ильин, — есть тем самым воля к государственной цели, которая не включает в себя никакого частного — личного или классового интереса как такового»16.
Вместе с тем он резко осудил такую партию, которая противостоит в своей программе государственным интересам, насущным потребностям развития гражданского общества. Выступая против подобной партийной позиции, он писал: «Партия, лишенная государственной программы, поддерживающая один Ш классовый интерес, есть противогосударственная партия; она политически не- А дееспособна; если она захватит власть, то она поведет нелепую и гибельную □ политику и погубит государство раньше, чем сила вещей заставит ее наскоро придумать политические добавления к ее противо-политической программе»17.
14 Там же.
15 Там же. С. 282.
16 Там же. С. 301.
17 Там же. С. 301.
П
* к
Н К,
НАУКИ
Пятая аксиома власти сводится к реальному осуществлению намеченной программы властными государственными институтами. И. А. Ильин, подчеркивая необходимость осуществления властью соответствующих реформ, дал убедительное объяснение такому процессу: «Это явствует из того, что задача государственной власти есть жизненная и действенная; признание ее не в том, чтобы грезить о совершенном строе, но в том, чтобы творчески влить в жизнь народа возможный максимум естественно-правовой формы»18.
Философ обратил внимание и на то, что, во-первых, реформы и преобразования в обществе в глазах государственного деятеля приобретают политический характер, и, во-вторых, партии, участвующие в их реализации, должны иметь две программы: максимальную и минимальную. И. А. Ильин считал, что партии, не имеющие в единстве обе политические программы, могут быть губительными для народа. «В общественном и политическом развитии есть своя необходимая последовательность, которой нельзя пренебрегать безнаказанно, и если партии начинают пренебрегать ею, то они вступают на путь злосчастных нелепостей и губят государство»19.
Шестая аксиома, выдвинутая И. А. Ильиным: государственная власть связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее, если необходимо поддерживать национально-духовное и государственное бытие народа.
Это обусловлено тем, что национальная духовная культура представляет основу жизни общества, помимо которой индивид существовать не может; интерес же этой культуры включает в себя индивидуальный интерес, как часть в целом. В связи с этим русский философ обратил внимание на специфическую роль государства: «Государство как духовный союз заинтересовано не в том, чтобы устранить духовные различия между людьми, но в том, чтобы обеспечить этим различиям свободный творческий исход, полноту бытия и жизненное примирение»20.
И. А. Ильин считал, что духовное восхождение человечества осуществляется по целому ряду вертикалей («рядов духовного восхождения»): искусство, наука, нравственность, эстетика, правосознание, религия. Ему удалось подметить противоречия и трудности прогресса общества, предостеречь государственных деятелей от возможных опасностей, в том числе романтизма и уверенности в скоротечности социальных преобразователей. Как бы предостерегая государственных деятелей от ошибок и просчетов в реализации власти, И. А. Ильин писал: «Нельзя вводить во имя справедливости такой государственный строй, который погубит само государство или разложит и погасит духовную жизнь народа, ибо справедливость служит духу, а не дух — справедливости»21.
И. А. Ильин отмечал насущную потребность концепции сильной власти в развитии всех сторон жизни российского общества. В ее характеристике он особое внимание уделял не административно жесткой составляющей, а напро-
18 Там же. С. 303.
19 Там же. С. 303-304.
20 Там же. С. 307.
21 Там же. С. 308.
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
тив — духовной. Философ достаточно ясно обозначил эту идею в положении: « Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам»22. Вместе с тем он видел одновременно и реальные сложности реализации такой проблемы. Их он связывал с конкретно-историческими условиями развития России: ее культурой, психологией людей, уровнем развития сознания в стране, традициями и обычаями. Он обращает внимание на следующее: «Однако вся идея "сильной власти" совсем не так проста и глубоко продумана. Она может неверно истолковываться, противоречиво строиться и дурно применяться в жизни. Здесь необходима большая предусмотрительность и ясность в определениях»23.
Таким образом, глубокие идеи И. А. Ильина по вопросу состояния и развития государственной власти, ее правовых и нравственных основ сохраняют свою актуальность и для современного развития России, ее властных структур.
22 Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М. : Воен-издат, 1993. С. 281.
23 Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи. 1948—1954 гг. : в 2 т. М. : Париж, 1992. Т. 1. С. 317.