РЮМИН Сергей Гэннадьевич — к.филос.н., доцент кафедры философии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина (390000, Россия, г. Рязань, ул. Ленина, 20; [email protected])
АКСИОМЫ ВЛАСТИ В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА
Аннотация. В статье раскрывается проблема аксиом власти в философии И.А. Ильина. Показывается ее связь с правосознанием. Мыслитель выделяет основные аксиомы власти, показывает их значение и сущность.
Сущность государственной власти, согласно И.А. Ильину, состоит не в физической силе, а в волевой, имеющей психическую и духовную природу. Власть означает ответственность и бремя, которое надо нести, сохраняя достоинство. Для нормального функционирования государства, согласно концепции И.А. Ильина, необходимо строго следовать основным аксиомам власти, обеспечивающим государственное, общественное и частное благополучие граждан. Ключевые слова: аксиомы власти, право, мораль, правосознание
Проблемы власти издревле волновали мыслителей. Уже в произведениях античных мыслителей Платона и Аристотеля рассматривались вопросы, касающиеся этой проблематики. Новое осмысление проблемы власти получили в трудах таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Гамильтон.
Особое место проблематика власти и ее этических аспектов занимала в философ-ско-правовом наследии великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883—1954 гг.). Для него власть означала не насилие над личностью, не бесконтрольный произвол, но ответственность перед своими согражданами.
Анализируя суть власти, И.А. Ильин констатировал, что сущность государственной власти состоит на самом деле не в физической силе, а в волевой, имеющей психическую и духовную природу. Мыслитель неоднократно указывал, что чувство собственного достоинства является необходимым для государственной власти: «Нельзя властвовать, не уважая в себе властителя и его достоинство». Поэтому власть должна беречь свое духовное достоинство как «национально-политическую драгоценность, как корень государственного правосознания и нравственного бытия народа» [Ильин 1994: 293].
Философ подчеркивал, что здоровое государство не может существовать без нормального государственного правосознания. Мыслитель подмечал огромную важность правосознания для жизни государства: «Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания; этим уже сказано все основное» [Ильин 1994: 260].
И.А. Ильин, отличавшийся строгой последовательностью и логичностью философских построений, выделял 7 основных аксиом власти, которые показывают, что природа права и государства мирится не со всяким восхождением к власти, что есть пути к власти, которые в конечном итоге могут разрушать и саму власть, и государство [Ильин 1994: 293].
Первая аксиома, сформулированная И.А. Ильиным, состоит в том, что «государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия». Философ подчеркивал, что только компетентный законодатель имеет право руководить. Важно отметить, что власть, согласно И.А. Ильину, рассматривается не как примитивная «сила, порождающая право», а гораздо более ответственно — как «полномочие, имеющее влияние только в меру своей правоты». Мыслитель считал, что право зарождается не от силы, а только от естественного права. По мнению русского правоведа, грубая сила, захватившая власть, будет создавать положительное право лишь в той мере, в какой правосознание людей согласится признать ее. Как указывал И.А. Ильин, власть, лишенная правовой санкции, не имеет правового измерения. Здесь философ связывал понятие власти с концепцией правосознания, занимающей важное место в его учении: получение правовой санкции властью
2 015' 0 9
ВЛАСТЬ
189
зависит как от конституционного закона, так и от признающего правосознания. В случаях чрезвычайной ситуации власть может появиться без законной санкции, и тогда она должна опираться на правосознание, которое ее санкционирует как конституционную. Иначе неминуемо «разложение, проистекающее из непризнания власти и углубления дезорганизации», увлекающее и «дефективную» власть, и само государство [Ильин 1994: 295-296].
Ученый отмечал, что власть теряет авторитет, если режим деградирует, а правосознание руководителей отстает от общественного правосознания. Тогда спасение власти заключается в обновлении политического курса с опорой на существующие законы. Если правосознание народа его не одобрит, тогда возникает опасность государственного переворота [Ильин 1994: 295-296].
Вторая аксиома власти провозглашает идею единства государственной власти. И.А. Ильин констатировал, что здесь подразумевается не единство какого-то органа, а единое организованное воленаправление, отражающееся в единстве осуществляемого права. Правосознание, как отмечал философ, не может признать равными власти, противостоящие друг другу. Если две появившиеся власти не объединяются в одну, то они неизбежно будут вести борьбу, что может привести к войне. Такое государство оказывается на пороге гражданской войны и внутреннего распада [Ильин 1994: 296-297].
Третья аксиома, согласно И.А. Ильину, состоит в том, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, соответствующими этическим и политическим критериям. Ибо во власти всегда может находиться лишь меньшинство. Невозможно всех привлечь к осуществлению политики, ибо она требует повышенной квалификации, знаний, воли, организаторских способностей, такта, опыта. Необходимы деятели, наделенные этими качествами. Электорат, который не способен это понять, является, по мнению философа, чернью, а ее вождями становятся демагоги. И.А. Ильин называл чернью тех людей, которые отличаются частной корыстью и убогим правосознанием. Для них власть — лишь средство достижения личных или классовых целей. Поэтому они берут взятки, уклоняются от обязанностей, а в эпоху смуты занимаются бунтами и грабежом, легко меняя убеждения. Чернь ненавидит государственную власть, покоряясь из страха, ждет от нее подачек. Если чернь приводит своих представителей к власти, то не испытывает к ним уважения и доверия, «расшатывает и губит свое собственное политическое порождение» [Ильин 1994: 298-300].
Четвертая аксиома, как утверждал И.А. Ильин, состоит в том, что политическая программа должна состоять из мер, преследующих общий интерес. Ибо лишь служение интересам общества обращает государственную власть в реальный, авторитетный центр политического единения. Партия, основанная лишь на классовом интересе, является недееспособной политически. Если у партий имеется государственное правосознание, то они различаются не по тому, чей интерес отстаивает каждая из них, а по тому, как они трактуют этот единый интерес [Ильин 1994: 300-302].
Пятая аксиома провозглашает, что программа власти должна состоять лишь из реально осуществимых мер. Государственный деятель может выполнить лишь некоторую часть того, что требуется для блага общества, — именно эту часть он обязан включить в свою программу. Весьма важными являются мысли И.А. Ильина о партийных программах. В соответствии с принципом осуществимости у партии могут быть две программы: «максимальная», указывающая на идеальную цель, и «минимальная», вводящая реформы, которые можно реализовать в данных условиях. Партия, не способная отличить далекую цель, которой нельзя достичь в данный момент, и необходимую на данном этапе реформу, тоже недееспособна. Подобный максимализм и оторванность от практики приводит к заведомо нереальным обещаниям избирателям, которых призывают к заведомо безнадежной борьбе. Партия, действующая таким образом, вступает на путь лжи и уничтожает доверие людей друг к другу, подрывая тем самым государственное единение [Ильин 1994: 302-303].
Шестая аксиома власти в философии И.А. Ильина констатирует, что «госу-
дарственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью», от которой вправе абстрагироваться лишь тогда, когда это необходимо для «национально-духовного и государственного бытия народа». Укрепление справедливости в жизни общества людей является, по мнению русского мыслителя, одной из фундаментальных задач государственной власти. При этом И.А. Ильин отмечал, что реальные жизненные условия могут привести к тому, что абсолютизация данной задачи будет способствовать разрушению государства. Ведь и среди справедливых реформ могут оказаться такие, которые политически неосуществимы. Государственная власть, как отмечал философ, «не всемогуща: она скована политической неосуществимостью и вынуждена считаться с ней» [Ильин 1994: 305-308].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что с точки зрения И.А. Ильина власть означала, прежде всего, ответственность — нелегкое бремя, которое надо нести, сохраняя достоинство и спокойствие. Власть, не следующая этому пути, лишенная ответственности и чувства долга, погубит, в конечном счете, и саму себя, и государство. Лишь здоровое правосознание способно решить задачу нормального функционирования государства. Для этого, согласно концепции И.А. Ильина, необходимо строго следовать основным аксиомам власти, обеспечивающим государственное, общественное и частное благополучие граждан.
Таким образом, изучение философского наследия великого русского мыслителя И.А. Ильина дает возможность постичь аксиомы власти, их глубинную связь с правосознанием.
Список литературы
Ильин И.А. 1994. Собрание сочинений. М.: Русская книга. Т. 4. 624 с.
RYUMIN Sergei Gennad'evich, Cand.Sci.(Philos), Associate Professor of the Chair of Phylosophy, Ryazan State University named after S. Esenin (20, Lenina St, Ryazan, Russia, 390000; [email protected])
THE PROBLEM OF AXIOMS OF THE POWER IN THE PHILOSOPHY OF IVAN A. ILYIN
Abstract. The problem of axioms of the power in the philosophy of Ivan A. Ilyin is revealed in the article. The author shows its connection with the sense of law and justice.
The essence of the government, according to ideas of Ivan A. Ilyin, is not in physical strength, but in strong-willed power, having mental and spiritual nature. Power means responsibility and burden that one must bear with dignity. For the normal functioning of the state, according to the concept of Ivan A. Ilyin, one must strictly follow the basic axioms of power, providing government, public and private welfare of citizens.
Keywords: axioms of the power, law, moral, sense of law and justice