Федорова Екатерина Владимировна
аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (e-mail: catherinef@rambler.ru)
Социологический анализ учения о правосознании И.А. Ильина в контексте осмысления духовно-ценностного состояния постсоветской России
В статье проводится социологический анализ учения о правосознании отечественного правоведа и государствоведа, религиозного мыслителя И.А. Ильина. Автор рассматривает взгляды И.А. Ильина на сущность правосознания и его роль в жизни общества, приводит данную мыслителем оценку состояния российского правосознания в разные исторические периоды, а также предлагает использовать его идеи в качестве пути преодоления правового нигилизма и духовного кризиса в современной России.
Ключевые слова: правосознание, положительное право, естественное право, кризис правосознания в России, «нормальное правосознание», аксиомы «нормального правосознания», монархическое правосознание.
E.V. Fedorova, Post-graduate of a Chair of History and Theory of Sociology of the Lomonosov Moscow State University; e-mail: catherinef@rambler.ru
Sociological analysis of I.A. Ilyin's doctrine of legal awareness in the context of understanding the spiritual and the value state of post-Soviet Russia
The article presents a sociological analysis of the doctrine of legal awareness worked out by Russian specialist in studying of law and state, religious thinker I.A. Ilyin. The author considers I.A. Ilyin's views on the essence of legal awareness and its role in society, provides thinker's assessment of Russian legal awareness state in different historical periods, as well as proposes to use his ideas as the way of overcoming the law nihilism and the spiritual crisis in modern Russia.
Key words: legal awareness, positive law, natural law, crisis of legal awareness in Russia, «normal legal awareness», axioms of «normal legal awareness», monarchical legal awareness.
В настоящее время феномену правового сознания уделяется все больше внимания, поскольку без адекватного восприятия политико-правовых аспектов социальной реальности невозможно сформировать развитое гражданско-правовое общество, что на данный момент является приоритетной целью развития Российского государства. В связи с этим категория «правосознание» довольно детально изучается многими социальными науками, в частности, она становится предметом исследования социологии, которая делает акцент на том, что правосознание является одной из форм общественного сознания, а значит, представляет собой явление социальное. Оно отражает уровень общественного прогресса и в то же самое время является средством воздействия на социальные инсти-
туты, причем не только государственно-правовые. Правосознание во многом характеризует социальную структуру общества и выступает одним из ключевых факторов обеспечения социальной стабильности и солидарности. Оно имеет тесную связь не только с политической сферой общественной жизни, но и с социальной, экономической и духовной. Именно духовная обусловленность правосознания, а также права, государства, власти и в целом политико-правовой реальности является центральной идеей в творчестве одного из выдающихся отечественных правоведов и государствоведов эпохи русского Серебряного века, социального философа и религиозного мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954).
И.А. Ильин внес огромный вклад в различные области научного знания, о чем свидетель-
309
ствуют слова его ученика и одного из авторитетнейших исследователей его творчества Н.П. Полторацкого, который утверждал, что И.А. Ильин был по своей жизненной деятельности и своим умственным интересам человеком разно- и многосторонним: оратором, лектором, педагогом, публицистом и редактором; ученым-исследователем - философом, правоведом и государствоведом, а также искусствоведом, литературоведом и историком; задолго до появления этих терминов он был россиеве-дом и советоведом [1, с. 249]. Однако именно политико-правовые взгляды И.А. Ильина оказались наиболее актуальными и своевременными в первые годы после распада Советского Союза, когда российская общественность смогла открыто познакомиться с трудами и трагической судьбой мыслителя. Огромный интерес вызвали его размышления о сущности власти, государства, права и особенно их характерных чертах, присущих непосредственно русскому национальному характеру, не меньшее внимание привлекло и разработанное И.А. Ильиным учение о правосознании, его духовной природе, его роли и в жизни общества, и в жизни отдельно взятой личности.
Категории «правосознание» И.А. Ильин придавал особое значение, т.к. рассматривал ее в качестве краеугольного камня всей системы социальных отношений, как связующее звено между человеком и обществом, как гарант поддержания социального порядка и сохранения гармонии между всеми сферами общественной жизни. В связи с этой огромной значимостью данного феномена И.А. Ильин довольно много говорил о правовом сознании в своих статьях, публичных лекциях, ему он посвятил свою фундаментальную работу «О сущности правосознания», написанную еще в 1919 г. и изданную только в 1956 г.
В своем учении о правосознании русский мыслитель подчеркивал, что жизнь каждого человека слагается при его участии и под его руководством. Но правовое сознание нельзя отождествлять с «законосознанием», как это делали многие дореволюционные мыслители, оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего - волю и притом именно - духовно воспитанную волю, а затем - и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души [2, с. 160]. Следовательно, несмотря на то, что люди все же должны знать законы своего государства, составляющие положительное право, правосознание представляет
собой нечто большее, оно, будучи одной из важнейших составляющих философского акта, есть непосредственное, интуитивное проникновение в высший духовный смысл правовых отношений [3, с. 85].
И.А. Ильин подчеркивает, что правосознание выступает в качестве основы права как такового и представляет собой право-чувствование, право-воление, право-мышление и, наконец, право-деяние [2, с. 387]. Более того, русский мыслитель понимает правосознание как главный источник естественного права, т.е. права, соответствующего самому «естеству» человека как духовно-нравственного существа [4, с. 80] и включающего в себя правовые нормы, которые согласуются с моралью и принципом справедливости. Таким образом, И.А. Ильин понимает правосознание как некий мост между естественным и положительным правом, позволяющий первому стать одновременно и основой, и идеалом для второго.
И.А. Ильин особое значение придавал тому факту, что правосознание есть не просто социальный феномен, через который осмысливается и право, и государство, и власть, и само общество, а в большой степени оно представляет собой их духовное понимание и переживание. Сам социальный мир рассматривается им как духовная реальность, в которой главной составляющей является человеческая душа, соответственно, правосознание имеет духовные корни и религиозно обусловленное содержание. Русский мыслитель подчеркивал, что религия как осуществление «царства Божия» невозможна вне права и его признания, т.е. вне правосознания... Потребность в религии порождает потребность в духовной свободе, а потому и в правопорядке; вот почему религиозность не раз являлась в истории глубочайшим источником правосознания, а право на религию становилось безусловным и священным основанием борьбы за политическую свободу. Именно борьба за свободу совести способна придать народному правосознанию ту духовную основу, которая налагает в дальнейшем отпечаток подлинного благородства на всю его политическую историю [2, с. 390].
Таким образом понимаемое правосознание будет напрямую зависеть от тех духовно обусловленных процессов, которые происходят в обществе на том или ином этапе его становления и развития. И.А. Ильин пытался охарактеризовать эти процессы и соответствующую им степень развитости правосознания людей. Так, современный ему исторический период, а это первая половина XX столетия, русский
310
мыслитель описывал как эпоху великого духовного разоблачения и пересмотра [2, с. 151], когда огромное число войн и потрясений ожесточило человеческую душу. Все это обнажило глубокий кризис правосознания всего цивилизованного человечества, причины которого, по мнению И.А. Ильина, кроются в торжестве рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом [5, с. 342]. В связи с этим, общественное правосознание наполнилось релятивизмом и неопределенностью, а право потеряло свою объективную ценность, т.к. люди перестали его уважать и воспринимали его лишь как неприятное стеснение или в лучшем случае - удобное средство для защиты и нападения [2, с. 159].
Но в большей степени И.А. Ильина волновало состояние правосознания в России, которое, с одной стороны, впитало в себя многие негативные тенденции, проявившиеся в западной, «буржуазной» культуре, а с другой стороны, под воздействием исторических событий обнажило недостатки и слабости, заложенные в самом менталитете русского народа. Прежде всего, И.А. Ильин констатировал глубокий кризис правосознания в России эпохи конца XIX - первой половины XX в., который во многом стал причиной Октябрьской революции 1917 г., за которой последовало свержение монархии и образование Советского государства. Сутью данного кризиса, по мнению русского мыслителя, стал недостаток истинного и верного монархического правосознания, которое веками формировалось и воспитывалось в русском народе. Оно было затемнено или вытеснено в широких кругах русской интеллигенции, отчасти и русского чиновничества и даже русского генералитета, - анархо-демократическими иллюзиями и республиканским образом мыслей, насаждавшимися и распространявшимися мировою закулисою с самой французской революции. Оно имело в простонародной душе своего вечного конкурента - тягу к анархии и к самочинному устроению... [6, с. 94-95]. Следовательно, народные массы утратили веру в Царя и впали в состояние черни, для которой принципы бесчестия и вседозволенности стали определяющими; русская интеллигенция также утратила уважение к праву, но при этом стремилась коренным образом переустроить саму структуру власти в России, опираясь на веру в необходимость установления республики и формирования демократических основ общества, что, по мнению И.А. Ильина, фактически отрицало все многовековые русские традиции;
а монархическая власть оказалась слабой и безвольной, вследствие чего потеряла свою легитимность в обществе и практически беспрепятственно позволила себя свергнуть.
В Советском Союзе, по мнению И.А. Ильина, сама идея правосознания стала ненужной, т.к. мешала лидерам большевистской партии осуществлять тотальный контроль над действиями и мыслями людей. В тоталитарном государстве, коим и оказалось советское общество, коммунистическая идеология пыталась погасить в человеческих душах религиозно-совестное чувство добра и зла, т.е. намеревалась деморализовать граждан, чиновников и самую государственную форму [7, с. 239]. В результате всего этого произошел отрыв русских людей от своих духовных корней, и прежде всего от религии, воспитание в каждом человеке угодливого и деморализованного раба [7, с. 240], а также утрата национально-патриотического чувства. В итоге новое, социалистически-тоталитарное государство. обдуманно, принципиально и последовательно заменяет идею правосознания идеей рабочувствия [7, с. 242].
И наконец, И.А. Ильин пытался предсказать -и события 1990-х гг. показали поразительную точность его прогнозов - состояние правосознания в постсоветской России, т.к. он никогда не сомневался, что чуждый русскому национальному характеру большевизм будет обязательно свергнут. Русский мыслитель предрекал, что процесс освобождения от тоталитарного гнета и возрождения страны будет проходить болезненно и обнажит все пороки и недостатки и российского общества, и правосознания всех социальных слоев. И.А. Ильин отмечал, что в постсоветской России предстоит нищета граждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн. Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи - и иноземными врагами и «своими» предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигентски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями [8, с. 464].
В таких условиях повсеместное распространение получат правовой нигилизм, отсутствие законности, бесправие граждан и произвол органов государственной власти, а также беспрецедентная правовая безграмотность и безответственность. Эти выводы И.А. Ильина подтверждают и современные исследования политического участия россиян, их отношения
311
к институтам государства и права, в целом к политической сфере общества. Так, согласно данным опросов общественного мнения, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) в 2012 г., примерно 88% жителей России не проявляют большого интереса к политике (интересуются ей в средней, малой степени, или она их совершенно не интересует), около 77% не готовы активно участвовать в ней [9, с. 29], порядка 48% согласились с утверждением, что политика нагоняет на них тоску [9, с. 31], и 81% респондентов заявили, что такие люди, как они, не могут влиять на принятие государственных решений в стране [9, с. 38].
Эти данные подтверждают, что в современной России необходимо разработать эффективные принципы и меры, позволяющие преодолеть болезненное состояние российского правосознания. Как раз такого рода идеи и предложил И.А. Ильин, введя категорию «нормальное правосознание» и сформулировав три его основные и неизменные аксиомы. Само понятие «нормальное правосознание» означает обращение человека к своему внутреннему духовному опыту, что помогает ему правильно прочувствовать и воспринять духовный смысл права, не пытаться сводить его лишь к своим индивидуальным желаниям, потребностям и суждениям, а рассматривать как некий верный масштаб и некое верное правило поведения [2, с. 179] для всех людей. «Нормальное правосознание» - это всегда инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру [2, с. 231], которая выражается в чувстве совести, чести и долга.
«Нормальное правосознание», по мнению И.А. Ильина, всегда должно характеризоваться наличием в любом обществе, имеющем любую политическую форму, трех аксиом.
1. Чувство собственного духовного достоинства.
Оно выражается, прежде всего, в самоуважении, когда каждый социальный субъект, будь то личность, народ, государственная власть или армия, признает и почитает в себе духовную силу, направленную на самосовершенствование и на благое преобразование окружающего мира. Особенно важным И.А. Ильину представляется национальное самоуважение, для формирования которого культура каждого народа должна накопить целый пантеон духовных достижений и побед - личных и объективированных, как в религии и добродетели, так и в искусстве, как в государственном строительстве, так и в войне за родину [2, с. 321]. Что каса-
ется современной России, то большинство ее жителей признают, что таких достижений у нее немало, и это вызывает у них чувство гордости. Так, согласно данным Левада-Центра, около 77% россиян гордятся тем, что они являются гражданами России [9, с. 17], 19% очень гордятся научными и техническими достижениями в стране, 29% - достижениями в спорте, 28% - в области литературы и искусства, 22% - российскими вооруженными силами и 39% - российской историей [9, с. 18]. Однако примерно 52% респондентов заявили, что они испытывают стыд за те события, которые в настоящее время происходят в России [9, с. 22], а это означает, что россияне хотят видеть свою страну сильным и достойным уважения государством, но пока у них нет подлинного национального самоуважения и чувства собственного духовного достоинства, т.к. человек в российском обществе все еще не является приоритетной ценностью.
2. Способность к волевому самоуправлению.
В рамках этой аксиомы И.А. Ильин делает акцент на том, что «нормальное правосознание» становится возможным только при условии наличия у людей автономии и свободной воли, когда каждый человек может самостоятельно отличать добро от зла, видеть, где кончается право и начинается обязанность, принимать осознанные решения и не бояться нести ответственность за содеянное. Именно способность к волевому самоуправлению позволяет людям активно участвовать в жизни государства, что, по мнению русского мыслителя, есть высокое и почетное право: оно делает человека гражданином. [4, с. 121]. В современной же России ее жители, напротив, демонстрируют равнодушие к политике и отчужденность от государственной деятельности, они не желают проявлять гражданские инициативы и под своими правами понимают обязанности государства, которые оно (государство, прежде всего государственные чиновники) должно им «преподнести» [10, с. 51]. Все это указывает на отсутствие у русских людей способности к самоуправлению, подкрепляемое вдобавок и особенностями политико-правового менталитета. На это обращал внимание и И.А. Ильин, подчеркивая необходимость осуществления в России всенародного правового воспитания и образования. Потребность в этом чувствует и современная российская общественность, в частности, согласно данным Левада-Центра, 69% россиян полагают, что чувство патриотизма необходимо воспитывать с детства и в семье, и в школе, и с помощью СМИ [9, с. 18].
312
3. Взаимное духовное признание.
«Нормальное правосознание» немыслимо без взаимного уважения и доверия субъектов правоотношения, поскольку оно понимается И.А. Ильиным как взаимосвязь разных духовных существ, обладающих своими уникальными личностными характеристиками, стремлениями, мотивами и образом мысли. Успех правоотношения и достижение взаимопонимания зависят от того, будут ли открыты все эти качества в другом человеке, будет ли признано его безусловное духовное достоинство. Именно принятие во внимание духовной природы субъектов права делает возможным уважительные и доверительные отношения между ними. Причем правопорядок, чувство единения и солидарности в обществе возможны только при установлении такого рода отношений и на уровне межличностного общения, и когда речь идет о взаимодействии граждан и власти. В современной же России можно наблюдать повсеместное отсутствие доверия и уважения людей друг к другу. Так, по словам директора Левада-Центра Л.Д. Гудкова, в России низкое межличностное доверие («большинству людей доверять нельзя, к ним следует относиться с осторожностью») коррелирует с низким уровнем признания индивидуальной ответственности, гражданской солидарности, недоверием к политике или общественной деятельности, отчуждением, дистанцированием от политики, негативным отношением к правительству и местной власти, депутатскому корпусу, сознанием собственной невозможности влиять на принятие решений властями разного уровня, а также неготовностью участвовать в общественных делах или в акциях, выходящих за рамки проблем повседневной жизни или пар-тикуляристских связей (семья, родственники, друзья, коллеги, соседи) [11, с. 17].
Приведенные выше данные исследований и заключения социологов показывают, что на сегодняшний день в России нельзя говорить о существовании «нормального правосознания», а события последних десятилетий также демонстрируют невыполнение сформулированных И.А. Ильиным аксиом. Более того, не учитываются его идеи о связи государственной формы с исторически обусловленным типом народного правосознания. Выделяя два таких типа -
1. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст. /под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.
монархический и республиканский, И.А. Ильин был убежден, что русская культура, сформировавшаяся под влиянием Православия, придала особые черты и политико-правовому менталитету русского народа. Для него характерен именно монархический тип правосознания с его глубокой религиозностью, стремлением к справедливости, но одновременно слабостью и неразвитостью, потребностью в сильной власти и честном правителе, а также неприятием к формально-правовым категориям, свойственным странам Запада. По мнению русского мыслителя, республиканская форма правления не соответствует исторически сформировавшемуся в России типу правосознания, что подтверждают и данные социологических исследований, к примеру, 75% россиян полагают, что они не смогут прожить без опеки государства [9, с. 40]. Но при этом монархическая форма правления должна основываться на принципах права и участии граждан в управлении государством, что, безусловно, соответствует общемировым тенденциям и потребностям самих россиян: 63% жителей России считают, что стране нужна демократия, однако 38% заявили, что она должна быть совершенно особой, соответствующей национальным традициям и специфике российского общества [9, с. 25].
Таким образом, взгляды и идеи И.А. Ильина относительно феномена правосознания являются очень ценными, т.к. позволяют понять не только его важное место в общественной жизни и в поддержании солидаристских отношений между социальными субъектами, но и раскрывают его духовную природу и непосредственную связь с духовным состоянием самого общества. Соответственно, российское правосознание тесным образом связано с историей и духовной культурой русского народа, которые обусловливают его совершенно особое отношение к власти, праву и государству. Поэтому без обращения к его национальным традициям, к глубинам его коллективного бессознательного невозможно найти верный путь развития страны, преодоления ее духовно-ценностного кризиса и напрямую от этого зависящего совершенствования общественного правосознания. В этом смысле творчество И.А. Ильина становится особенно актуальным и для социологии, и для других общественных наук.
1. Poltoratzky N.P. I.A. Ilyin // Russian religious-philosophical thought of the ХХth century: coll. of papers /ed. by N.P. Poltoratzky. Pittsburgh, 1975.
313
2. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 4.
3. Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1992. № 3.
4. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 4.
5. Ильин И.А. Кризис безбожия // Ильин И.А. Собр. соч. М., 1993. Т. 1.
6. Ильин И.А. Почему сокрушился в России монархический строй? // Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. М., 2008. Т. 1.
7. Ильин И.А. Политическое наследие революции // Там же. Т. 2.
8. Ильин И.А. Очертания будущей России // Там же. Т. 1.
9. Общественное мнение - 2012: ежегодник. М., 2012.
10. Глухарева Л. И. Права человека в современной России // Общественные науки и современность. 2010. № 4.
11. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура //Вестн. общественного мнения. 2012. № 2.
2. Ilyin I.A. On the essence of conscience of law // Ilyin I.A. Coll. works: in 10 vol. Moscow, 1994. Vol. 4.
3. Evlampiev I.I. I.A. Ilyin's philosophical and legal views // News of higher educational institutions. Science of law. 1992. № 3.
4. Ilyin I.A. General theory of law and state // Ilyin I.A. Coll. works. Vol. 4.
5. Ilyin I.A. The crisis of godlessness //Ilyin I.A. Coll. works. Moscow, 1993. Vol. 1.
6. Ilyin I.A. Why did the monarchy crush in Russia? // Ilyin I.A. Our tasks. Articles of 19481954: in 2 vol. Moscow, 2008. Vol. 1.
7. Ilyin I.A. The political legacy of Revolution // Ibid. Vol. 2.
8. Ilyin I.A. The outlines of future Russia // Ibid. Vol. 1.
9. Public opinion - 2012: yearbook. Moscow, 2012.
10. Gluhareva L.I. Human rights in modern Russia //Social sciences and modernity. 2010. № 4.
11. Gudkov L. «Trust» in Russia: meaning, functions, structure // Russian public opinion herald. 2012. № 2.
314