Научная статья на тему 'Историко-культурный аспект будущего развития России в творчестве И. А. Ильина'

Историко-культурный аспект будущего развития России в творчестве И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЙ НАРОД / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ПРАВОСЛАВИЕ / RUSSIAN HISTORY / NATIONAL CULTURE / THE RUSSIAN PEOPLE / THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER / THE ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изергина В. П.

В статье анализируются взгляды русского философа И. А. Ильина (1883-1954) на историю России и его прогноз на будущее развитие Российского государства. Рассматривается роль культуры и особенностей русского национального характера в обновлении постсоветской России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL ASPECT OF THE FUTURE DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE WORKs of I. A. ILYIN

The article analyzes the views of the Russian philosopher I.A. Ilyin (1883-1954) about Russian history, and his forecast on the development of the Russian state in the future. The role of culture and the importance of special features of the Russian national character in the regeneration of the post-soviet Russia are considered

Текст научной работы на тему «Историко-культурный аспект будущего развития России в творчестве И. А. Ильина»

В. П. Изергина

1.9. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ИЛЬИНА

Изергина В. П., аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий МГУ им. Н. П. Огарева.

vera.ivp@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируются взгляды русского философа И. А. Ильина (1883-1954) на историю России и его прогноз на будущее развитие Российского государства. Рассматривается роль культуры и особенностей русского национального характера в обновлении постсоветской России.

Ключевые слова: история России, национальная культура, русский народ, русский национальный характер, православие.

HISTORICAL AND CULTURAL ASPECT OF THE FUTURE DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE WORKS OF I. A. ILYIN

Izergina V.P., post-graduate student of the department of economic history and information technologies of Mordovian state university. N. P.Ogarev.

vera.ivp@yandex.ru

Annotation: The article analyzes the views of the Russian philosopher I.A. Ilyin (1883-1954) about Russian history, and his forecast on the development of the Russian state in the future. The role of culture and the importance of special features of the Russian national character in the regeneration of the post-soviet Russia are considered.

Keywords: Russian history, national culture, the Russian people, the Russian national character, the Orthodoxy.

Работы Ивана Ильина (1883-1954) многими исследователями сегодня признаются классическими для понимания и постижения глубинных оснований истории России, русского национального самосознания и русской культуры во всех ее проявлениях. Все эти вопросы находятся в центре современной социальнополитической мысли в связи с потребностями модернизации российского общества. Именно поэтому изучение россиеведческого аспекта многогранного творчества Ильина имеет актуальное значение. Как подчеркивает М. Н. Начапкин, консервативные идеи И.

А. Ильина о необходимости учета специфики национальной психологии, поиска своего особого, самобытного пути развития сильной государственной власти, творческой, ответственной демократии необходимо учитывать при реформировании страны1. Это знание, на наш взгляд, может служить

теоретической основой системной модернизации

современной России. Ведь философ предложил возможные пути возрождения и обновления России после господства большевиков, в том числе пути духовного и социально-политического обновления. Идеи Ильина в данной области имеют для нас самое злободневное значение в связи с национальными приоритетами развития страны в XXI веке,

направленными на решение самых насущных социальных проблем.

Тема всестороннего обновления будущей России пронизывает многие работы Ильина. В первую очередь следует назвать ключевые для этой проблемы книги философа: «Яд большевизма» (1931), «Путь духовного обновления» (1937), «Основы христианской культуры» (1937), «Сущность и своеобразие русской культуры» (1942), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Наши задачи» (1956). В них анализируются проблемы,

посвященные ходу исторического развития, главным национальным проблемам России, истории становления государства и творческой идее России, духовным и социальным основам органической

демократии и социальному государству. Данные работы Ильина, а также многие другие книги и статьи автора, характеризуют его как идеолога либерально-

консервативного толка, внесшего огромный вклад в развитие государственной и общественной идеологии России первой половины XX в.

Ильин призывал единомышленников искать «прежде всего и больше всего правоты: только она воистину жизненна; и только в ней зародится и из нее восстанет новая жизненная сила, ведущая, спасающая и направляющая...»2. Он выступал за сохранение здоровых традиционных основ государственной, общественной, культурной, религиозной жизни, в противовес, как космополитическому либерализму, так и деспотическому социализму. Важнейшими ценностями его мировоззрения являются: принцип уважения фундаментальных традиций, поддержание социального порядка, необходимость сохранения сильной, в своей основе Православной

государственной власти, территориальной целостности и единства страны, элитизм, иерархия (ценность власти, авторитета или подчинения), органицизм (представление о развитии общества и государства как живого организма), защита семьи, самодисциплина, отстаивание самобытного пути развития, отрицание механического копирования западных образцов развития. Следует также добавить, что Ильин выступал за эволюционный путь развития, так как революция представляла для него совершенно безумный процесс разрушения веками накопленного жизненного опыта,

1 Начапкин М. Н. Образ России в консервативной мысли И. А.Ильина [Электронный ресурс] // Сайт Делового сообщества «ДелоРус». -

Режим доступа: Ийр:/Лллллл/.(Зе!ош8.сот/те(31а!1Ьгагу/(Зе1а1!.рИр?Ю=1906 2 Ильин И. А. Родина и мы. Статьи. - Смоленск, 1995. С. 233.

Социально-политические науки

1’2012

бытового уклада, сформированной веками культуры, в которых воплотился генотип русского народа3.

В основу анализа исторического развития русского народа и России И. А. Ильин кладет принципы Православия: своеобразие русской истории

определено «свыше, от Провидения, ибо Бог дает Дары своего Святого Духа всем народам, но мерою различною и особливою»4. Божественное Провидение проявляется как бремя и задание, которое предстояло вынести и реализовать русскому народу в его более чем 1000-летней истории. Мыслитель называет три таких бремени, три задания: бремя земли, бремя природы и бремя народности 5.

Русская история, согласно Ильину, - это скрижаль безмерных трудностей, медленно и терпеливо, жертвенностью и храбростью преодолеваемых русским народом. «Путь его исторического становления,

раскрывая ему глубокий божественный смысл Голгофы, принес ему творческие страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу»6.

Характерной основной особенностью исторического развития Ильин считает трагизм русской истории. Всякий, изучающий историю России, видит картину предельного драматического напряжения, как внешнеполитического, так и внутреннего -социального, духовно-нравственного и религиозного. Образ «осажденной крепости» наиболее

соответствует историческому бытию России. Кочевники с Востока, Турция и ее вассал - Крымское ханство - с юга, многочисленные вторжения с Запада создавали в русской истории перманентную «континентальную блокаду». Поэтому у России и ее народов не было выбора: либо сражаться и

отстаивать свою независимость, либо быть уничтоженными. Две трети своего исторического существования Россия вынуждена была воевать, и эти войны, в основном, имели оборонительный характер. Поэтому мыслитель делает вывод: история России -история длительной национально необходимой обороны. «Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность; не как справедливость и счастье добыть, а как врага или несчастье избыть; и еще: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту»7.

В прогнозах Ильина о будущем развитии России важное место занимают вопросы об оптимальной форме правления. Государственная идея русского народа на протяжении тысячелетия своего существования в основном была воплощена в монархии. Опираясь на исторический опыт России,

3 Начапкин М. Н. Образ России в консервативной мысли И. А.Ильина [Электронный ресурс] // Сайт Делового сообщества «ДелоРус». -Режим доступа: №р://\ллллл/.Ье!огиз.сот/те(Ла!1ЬгагуУеЫ.рИр?Ю=1906

4 Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего // Собр. соч.: В

10 т. - М.: Русская книга, 1998. Т. 7. С. 399.

Копалов В. И. Творческая идея России в философии Ивана Ильина [Электронный ресурс] // Электронный журнал

«Чиновникь». 2006. Вып. № 206 (42). - Режим доступа:

Ий|>://сЫпоуп1к.иара.ги/тоЬет/аг11с1е.рИр?1Ь=657

Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 608.

7 Ильин И. А. О России. Три речи. (1926-1933) // Собр. соч.: В 10

т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 22.

ученый объясняет данный факт тремя основными позициями: чем больше государство по территории и численности населения, тем труднее ему идти по пути федерализма и демократии; чем разнообразнее национальный состав страны и дифференцированнее конфессиональная принадлежность, тем сложнее создать республиканскую форму государства и исключить авторитарный элемент; чем чаще государство в своей истории ведет длительные и тяжкие войны, тем существеннее в его развитии элемент авторитарности. Историческое бытие русского народа доказало, что федеративное устройство и децентрализация пагубно отражаются на развитии всех сторон общественной жизни - от экономики до культуры8.

Иван Ильин был убежден, что только восстановление монархического правосознания русского народа, утраченного в начале XX в., может служить основанием для возвращения к монархической форме государства. Исследователи идейного наследия русского философа констатируют, что он не отрицает какой-либо государственный строй, а выявляет те духовные основы, на которых он только и может эффективно функционировать. Для него одинаково неприемлемы как абстрактный монархизм, так и абстрактный демократизм. Поэтому политическая модернизация общества в направлении демократии предполагает детальный анализ конкретной ситуации и выдвижение оптимальной именно для данной ситуации национальной модели демократии9.

После падения коммунистического строя, считал Ильин, в России «вернее всего» будет «такая новая политическая форма, которую не подведешь ни под какую историческую и юридическую категорию, ибо она возьмет жизнеспособное из разных форм; она сложится в хаосе, из беды и нужды, в виде великой, спасительной импровизации; она будет

приспособляться на ходу, будет подвижна и изменчива.»10. Одновременно ученый полагал

совершенно необходимым тщательное изучение и разумное использование мирового политического опыта государственного строительства.

Иван Александрович постоянно подчеркивал, что культура всегда была и будет иметь национальный характер: «. все великое может быть сказано

человеком или народом только по-своему, и все

гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада»11.

Он никогда не идеализировал русский народ, подчеркивая, что характер каждого народа имеет свои хорошие качества и свои недостатки. Свою цель ученый видел прежде всего в том, чтобы выразить своеобразие русской души. Это своеобразие исторически складывалось под влиянием весьма

разнородных условий, факторов и обстоятельств, которые формировали русский национальный

8 Копалов В. И. Творческая идея России в философии Ивана Ильина [Электронный ресурс] // Электронный журнал

«Чиновникь». 2006. Вып. № 206 (42). - Режим доступа:

Ийр://сЫпоуп1к.иара.ги/тоЬет/агИс!е.рИр?1Ь=657

Изергина Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 189.

10 Шаронов Д. И. Концепция органической демократии И. А. Ильина // Вестник Московского ун-та. Сер. 12. Социальнополитические исследования. 1994. № 1. С. 71.

11 Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 200.

В. П. Изергина

характер. Среди этих условий и факторов философ называет природу и климат, этнические истоки, ход исторического развития и геополитическое положение России, социальные формы (соборная психология и монархическая государственность) и Православие. Суровый климат России породил «самородный» характер русской души, ее безмерность. Однако эта безмерность русского национального характера порождала не только положительные качества (щедрость, широта, удаль, свободолюбие), но и отрицательные (расточительство, бесшабашность, разгул, слабая дисциплина). Православие, по мнению Ильина, научило русского человека стойкости и терпению, колоссальной выносливости и силе жертвенности12. Свойства национального характера мыслитель считал важным целенаправленно формировать с детского возраста. Надо сделать так, чтобы дети «приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей». И тогда «русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей»13. Именно «новый русский человек. очищенный от слабостей, заблуждений и уродливостей прошлого и строящий себя по-новому, из нового духа, ради новых великих целей.», по Ильину, есть главное условие возрождения и обновления России14.

Итак, по Ильину, своеобразие русской истории и русской культуры должно учитываться в обновлении России. Это своеобразие заключается в русской культуре сердца в отличие от дурной «цивилизации», создающей гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь. Поэтому суть обновления - не просто отмена коммунистической формы правления, а духовное возрождение, без которого нет внутренней свободы, нет частной собственности как источника общественного процветания, нет жертвенной справедливости. Достижение полноты жизни человека должно быть конечной целью всех преобразований.

Список литературы:

1. Ильин И. А. О главном // Ильин И. А. Наши задачи. В 2-х т. М.: «Рарог», 1992. Т. 1. С. 131 - 134.

2. Ильин И. А. О России. Три речи. (1926-1933) // Собр. соч.:

В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2.

3. Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр. соч.:

В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2.

4. Ильин И. А. Родина и мы. Статьи. - Смоленск, 1995. - 512 с.

5. Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2.

6. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1998. Т. 7. С. 453-488.

7. Изергина Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 192 с.

8. Копалов В. И. Творческая идея России в философии Ивана Ильина [Электронный ресурс] // Электронный

журнал «Чиновникь». 2006. Вып. № 206 (42). - Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=657

9. Начапкин М. Н. Образ России в консервативной мысли И.

А. Ильина [Электронный ресурс] // Сайт Делового сообщества «ДелоРус». - Режим доступа:

http://www.delorus.com/medialibrary/detail.php?ID=1906

10. Шаронов Д. И. Концепция органической демократии И. А. Ильина // Вестник Московского ун-та. Сер. 12. Социальнополитические исследования. 1994. № 1. С. 60-71.

Reference list:

1. Ilyin A. On the main// Il'in I.a. our tasks IN 2 v. М.: «Rarog»,

1992. v. 1. p. 131 - 134.

2. Ilyin A. About Russia. Three speech (1926-1933) // in 10 v. -

М.: Russian book 1996. v. 6. book. 2.

3. Ilyin A. Fundamentals of christian culture (1926-1933) // in

10 v. - М.: Russian book 1996. v. 6. book. 2.

4. Ilyin A. Motherland and we. Article. - Smolensk, 1995. -

512p.

5. Ilyin A. The essence and peculiarities of Russian culture

(1926-1933) // in 10 v. - М.: Russian book 1996. v. 7. p. 453-488.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В. П. Изергиной «Историко-культурный аспект будущего развития России в творчестве И. А. Ильина» посвящается анализу взглядов русского философа на своеобразие истории и культуры России и его прогноз на будущее развитие Российского государства.

Актуальность темы статьи обусловлена оригинальным подходом философа к пониманию истории России, русского национального самосознания и русской культуры во всех ее проявлениях. Насущные потребности системной

модернизации современного российского общества ставят отмеченные проблемы в центр гуманитарных исследований.

Современные исследователи многогранного творчества И. А. Ильина чаще всего обращаются к его философским, правовым аспектам. В этой связи изучение работ философа, посвященных истории и культуре России, имеет характер новизны. Глубокое осмысление идей мыслителя о необходимости учета историко-культурной специфики России в ее реформировании в постсоветский период имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Доктор исторических наук,

член-корреспондент РАН

Н. М. Арсентьев

12 Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 430.

13 Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Ильин И. А. О главном // Ильин И. А. Наши задачи. В 2-х т. М.: «Рарог», 1992. Т. 1. С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.