https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-52-61
А. А. Ахаян, А. В. Кирьякова, И. А. Бочкарева, О. И. Зубарева, С. А. Коваль
ИДЕИ ГЕРЦЕНОВСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА Т. К. АХАЯН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена выдающемуся педагогу, профессору старейшей педагогической кафедры России, кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, Тамаре Константиновне Ахаян, чья жизнь была неразрывно связана с университетом на протяжении пятидесяти лет. Т. К. Ахаян — основатель научной школы «Воспитание школьников в общественно-трудовой деятельности». В статье рассматриваются сущностные характеристики и логика развития научной школы профессора Т. К. Ахаян. Особое внимание уделено идеям, ставшим фундаментальной основой построения подготовки студентов в современном педагогическом вузе. Идеи Т. К. Ахаян получили продолжение на новом витке развития педагогики в исследованиях учеников и последователей ее научной школы.
Ключевые слова: общественно-трудовая деятельность, ценности, убеждения, аксиологические идеи.
A. Akhayan, A. Kiryakova, I. Bochkareva, O. Zubareva, S. Koval
PROFESSOR T. K. AKHAYAN SCHOOL OF THOUGHT
AT HERZEN UNIVERSITY: PUTTING THEORY INTO PRACTICE IN TEACHER TRAINING INSTITUTIONS
This article is a tribute to Tamara Akhayan, an outstanding teacher and Professor with fifty years of continuous service who worked at the oldest among Russia's universities teacher training departments — Herzen University Department of Pedagogy. Prof Akhayan is the founder of the school of thought "Educating Schoolchildren Through Social Activity and Labour". The article discusses the essential characteristics and logic behind the development of Prof. Akhayan's school of thought. A special focus is given to the ideas that shaped the foundation for training students in modern teacher training universities. Akhayan's ideas continue to evolve as education studies are being developed by students and followers of her school of thought.
Keywords: social and labor activity, values, beliefs, axiological representations.
20 января 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Тамары Константиновны Ахаян (1921-2003 гг.) — видного российского ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Т. К. Ахаян — основатель научной школы «Воспитание школьников в общественно-трудовой деятельности». Среди учеников профессора Т. К. Ахаян — 5 докторов наук и 64 кандидата наук из России и других стран
ближнего и дальнего зарубежья. Становление научных (научно-педагогических) школ кафедры педагогики связано с первым поколением профессоров кафедры — с именами Павла Никодимовича Груздева, избранного профессором в 1924 г., и Раисы Григорьевны Лемберг, избранной профессором в 1925 г. [11]. Второе поколение профессоров кафедры, которое и стало основателем многих научных школ кафедры, сформировалось в конце 30-х-40-х гг. прошлого века. Оно связано с именами Шолома Израилевича Ганелина,
Николая Николаевича Петухова, Льва Ефимовича Раскина, Евгения Яковлевича Голанта, Татьяны Ефимовны Конниковой [11]. Т. К. Ахаян относится к третьему поколению профессоров кафедры педагогики, которое представлено такими славными именами, как Зинаида Ивановна Васильева, Ксения Давыдовна Радина, Ангелина Константиновна Громцева, Майя Германовна Казакина, Галина Ивановна Щукина [11]. Становление и развитие их научных школ связано с деятельностью научных руководителей этих ученых, а также с опытом проведения совместных исследований в лаборатории по нравственному воспитанию, созданной на кафедре педагогики в 60-70 гг. прошлого века. Можно с уверенностью утверждать, что благодаря деятельности этих научных школ сегодня сформировалось научное знание о том, каким образом может быть подготовлен педагог в педагогическом вузе [11].
Незаурядность личности тех, кто работал на кафедре, является важным фактором, способствующим зарождению научных школ. Эта незаурядность была характерна как для корифеев кафедры (Ш. И. Ганелина, Е. Я. Голанта, Н. Н. Петухова, Р. Г. Лемберг), так и для последующих поколений профессоров. Становление и развитие научной школы профессора Т. К. Ахаян связано с именем ее научного руководителя. По воспоминаниям Тамары Константиновны, Николай Николаевич возглавил в 1950 г. кафедру педагогики и проработал заведующим до 1963 г. 18 аспирантов защитили кандидатские диссертации под его руководством, 10 из них — в ГДР. Четыре советских исследователя стали докторами наук, ведущими учеными, развивающими свои научные школы. «Таким образом, Николай Николаевич Петухов, его деятельность, его личное обаяние, педагогическая направленность — это первый источник создания нашей научной школы», — говорит Тамара Константиновна [1, с.8].
В 1964 г. на общественных началах создается проблемная лаборатория по нравственному воспитанию учащихся под
руководством бывшего директора школы № 210 Ленинграда, доцента кафедры педагогики Т. Е. Конниковой. Исследования проводились совместно с лабораторией Л. И. Божович (Московский институт психологии). Базой исследования были средние школы № 210, 241, 309 и школы-интернаты № 15 и 42 Ленинграда. Лаборатория положила начало целенаправленному взаимодействию педагогического вуза и школы в решении исследовательских и практических задач. Первые результаты были опубликованы в сборниках научных трудов, посвященных нравственному воспитанию школьников (1968, 1970). Лаборатория объединяла будущих докторов наук, профессоров Т. К. Ахаян, З. И. Васильеву, М. Г. Казакину и Т. Н. Маль-ковскую [9]. «Работая в лаборатории, мы сотрудничали с известными психологами Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Чудновским. Работа в лаборатории была интересной, отличалась от других исследований, особенно от московских исследовательских школ, где изучалось главным образом методическое обеспечение воспитания» [1, с. 9]. Опыт совместной деятельности с Т. Е. Конниковой Тамара Константиновна считает второй предпосылкой создания своей научной школы [1].
Тамара Константиновна Ахаян так пишет об истоках своей научной школы: «.. .в моем педагогическом сознании соединились две ветви: идейная, коммунистическая, классовая направленность моего непосредственного любимого научного руководителя — и влияние очень деятельной, активной научной школы. От Н. Н. Петухова пришла коммунистическая убежденность, поиски закономерностей педагогической деятельности, научных принципов содержания, взаимозависимости методов и форм воспитательной работы. От Т. Е. Конниковой — нравственная направленность как глубоко личностное образование — как устойчивый строй доминирующих мотивов, деятельности, поведения, отношений. Направленность как ядро личности, как структура, опосредующая все поведение личности» [1, с.10].
Источником возникновения школ является выполнение собственных диссертационных исследований и, соответственно, определение поля личных исследовательских интересов. В 1949 г. выпускница факультета педагогики Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена Тамара Штоль стала аспиранткой кафедры педагогики. В 1954 г. состоялась защита кандидатской диссертации Т. К. Аха-ян на тему «Участие комсомольской организации в работе школы по повышению успеваемости учащихся». Это одна из первых диссертаций, посвященных актуальным проблемам деятельности комсомольской организации в средней школе. Феномен общественно-трудовой деятельности на фундаментальном уровне был рассмотрен Тамарой Константиновной в докторском исследовании «Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности» (1982) [4].
Деятельность научных школ подразумевает распространение полученного знания в сообществе и в программах подготовки будущих педагогов: создание учебников, пособий, программ для подготовки педагогов стало тем важнейшим ресурсом в подготовке педагогов, который является сегодня для нас источником знаний о содержании важнейших фундаментальных идей, обращение к которым позволяет проектировать подготовку в процессе становления профессионала, готового к взаимодействию с человеком, в первую очередь, с растущим человеком [11].
В 60-70-е гг. на кафедре педагогики были подготовлены учебники и учебные пособия, получившие высокую оценку современников. Коллектив ленинградских педагогов берется за создание учебника по педагогике, который выходит в 1966 г. Это был коллективный труд кафедры, в создании которого принимала участие и Тамара Константиновна Ахаян. В 1974 г. Тамарой Константиновной написаны главы для нового учебного пособия «Теория и методика коммунистического
воспитания». И еще одно пособие вышло в 70-е гг. — «Педагогика школы» (1977), Тамара Константиновна — автор глав «Мировоззрение и гражданская активность школьников», «Комсомольская и пионерская организации в школе». В этих учебниках и пособиях отчетливо просматривается ориентация ленинградской школы подготовки педагогов на развитие самостоятельности студентов, интереса к педагогической деятельности и науке путем включения в преподавание результатов исследований и передового опыта школ [11].
В 70-е гг. состоятся первые защиты аспирантов, научным руководителем которых была Тамара Константиновна. Основные направления своей научной школы Т. К. Ахаян охарактеризовала в 1996 г. в работе «Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся» [1].
Целеполагание как механизм ориентации школьников на труд; отношения и общение школьников в труде как фактор ориентации на ценности; мотивы и процесс формирования убеждений; ценностная ориентация школьников как процесс «присвоения» личностью социальных значений информации и социального опыта, заложенного в деятельности — все эти аспекты раскрыты в концепции докторской диссертации Т. К. Ахаян и в диссертационных исследованиях ее аспирантов [8]:
• характерные черты труда как воспитательной ценности (Т. П. Иванченко, С. Т. Евсеева, Т. Н. Громова, В. А. Рыбин, В. П. Жукова, А. В. Сарже, В. А. Комаров, Л. В. Андриянова, Томас Мата Эмилия);
• общественно-полезный труд, профессиональные ориентации (Н. Ф. Гейжан, Г. М. Денисова, Деметрия Мерида Картонель Фрейре);
• идейно-политическая, интернационалистская, поисковая, патриотическая работа (С. А. Коваль, А. В. Кирьякова, Н. П. Лукашенко, Л. И. Соснина, Сильвейра Франко Мария Тереса).
«Идейно-нравственные знания и соответствующие им отношения школьников функционируют в структурных элементах трудовой деятельности школьников: в постановке и уяснении общественно-значимой цели дела, определении его содержания, составлении плана его выполнения, распределении конкретных поручений между участниками дела, определении необходимых способов деятельности, внесении необходимых знаний, обучении необходимым умениям, выполнении самого дела в соответствии с намеченным планом, подведении итогов, оценке работы, обсуждении своих результатов», — писала Тамара Константиновна. Т. К. Ахаян утверждала, что общественно-трудовая деятельность в школе должна быть направлена на развитие творческой активности школьников, их самостоятельности, инициативности, ответственного отношения к труду [9].
Т. К. Ахаян подчеркивала, что для становления личности в коллективе необходима коммуникация. Проблемы творческого общения решались как в специально проводимых исследованиях (Т. Н. Громова, В. А. Комаров, И. Л. Данилова, А. М. Федоров), так и во всех других исследованиях, направленных на активизацию деятельности школьников. В исследованиях научной школы Т. К. Ахаян раскрыты направленность, цели, содержание, структурные компоненты общественно-трудовой деятельности школьников, ее возможности в формировании убеждений: проявление инициативы, творчества, выбора, добровольности, самодеятельный коллективный характер (Е. И. Тихомирова, О. И. Гаврильева, А. В. Козлов). Педагогически правильная организация труда школьников, создание воспитывающих и обучающих трудовых ситуаций, обеспечение единства нравственного просвещения и коллективной деятельности, усложнение позиции учащегося в деятельности (С. Т. Евсеева). Максимальное использование объективных возможностей деятельности, усложнение ее задач, ее операционной стороны (А. М. Федоров), учет возраста,
особенностей современного подростка: избирательность, прагматичность, самоуверенность, информированность (А. В. Козлов). Активная жизненная позиция — результат формирования смыслообразующего мотива—нравственного убеждения (Л. В. Андриянова). Методические приемы успешной учебно-воспитательной деятельности школы: соблюдение педагогической преемственности (Ю. А. Львов), система знаний на основе интеграции учебных предметов, связь с жизненным опытом учащихся, опора на интерес и потребности как учащегося, так и учителя, развитие эмоционально-нравственных отношений учителя и учащихся (И. Л. Данилова). Условия эффективного формирования убеждений объективного характера: производственные отношения региона, реформа системы образования, ее конкретное наполнение, описание организационно-педагогической системы, разработка модели образовательного комплекса, характеристика нового качества звеньев управления, выявление состава функциональных связей (И. А. Бочкарева). Социальная обусловленность взаимодействия школы и общественного производства, повышение роли и значения субъективного фактора в решении социально-экономических функций школы, многоуровневость и многоаспектность социально-педагогической системы (С. Ф. Эхов). Единство слова и дела, системы знаний и действий, нравственных бесед и практического воплощения в деятельности подростков (В. Д. Максимова, И. Л. Данилова), лидерские качества, экономические, нравственные отношения, самоуправление, демократические убеждения (В. В. Грипич, О. И. Гаврильева) — это сущностные аспекты организации и результатов деятельности. В исследованиях показаны педагогические условия развития личности в различных социально значимых видах деятельности, во взаимодействии школы и производства (С. Ф. Эхов), при индивидуализации профессионального воспитания школьника (Н. Ф. Гейжан), в коллективном творчестве
(Е. И. Тихомирова). Таким образом, значительное углубление проблемы деятельности в философии образования осуществлено Т. К. Ахаян за счет рассмотрения ее как методологического принципа изучения человека, так и при раскрытии различных ее аспектов [1; 4].
С позиций аксиологического подхода к педагогическим явлениям Т. К. Ахаян провела сопоставительный анализ данных, полученных ее аспирантами в их диссертациях, и на общей платформе-концепции смогла убедительно показать особенности развития убеждений школьников. Заслуга Т. К. Ахаян состоит в раскрытии роли нравственных, идейно-политических знаний на пути их превращения в убеждения: когда знания приобретают побудительную силу мотива, тогда они и становятся убеждениями. Энергетический импульс, который сообщают нравственные идеи личности, преобразуется в мотив, в ценностный ориентир, а затем в поступок: закрепляясь в деятельности, богатой эмоциональным удовлетворением от осознания пользы, радости другого, что хорошо видно в общественно-трудовой деятельности, где знания обретают статус стержня, смысла жизнедеятельности [8]. Общественно-трудовая деятельность школьников — основа ориентации на социально значимые ценности. Т. К. Ахаян подчеркивала: «Целенаправленный процесс ориентации школьников на социально значимые ценности общества — ведущая задача современной школы. И если принять за цель воспитания социальную идею, которую формулирует общество на каждом этапе своего развития, то цель воспитания на современном этапе — это формирование у школьников ценностей перестроечного периода. Ценным для человека сегодня становятся идеи демократизации, оздоровления и углубления экономики, перестройки производственных отношений, рационального хозяйствования, братской взаимопомощи, человечности и гуманности, приоритета свободного труда, нравственности и культуры» [8, с. 29]. При этом важно
понимать, что реализация цели воспитания состоит не просто в создании школьниками социальных ценностей современного перестроечного периода, а в формировании системы мотивированного отношения, личностного принятия этих ценностей.
Проведенные научные исследования, по мнению Т. К. Ахаян: «...дают основания полагать, что выстраивается новая идеология воспитания личности, которая может быть названа ценностной или аксиологической. Она раскрывает значимость отношения личности к миру людей, идей, вещей. Основой новой идеологии воспитания школьников является ее гуманистическая направленность. Новая идеология воспитания меняет цель воспитания. Целью воспитательного процесса становится. приобщение личности к ценностям цивилизации, чистой экологии, подлинной культуре, непрерывности образования, права личности на счастливую творческую жизнь.» [5, с. 18].
Можно назвать аксиологические идеи Т. К. Ахаян, которые выдержали проверку временем и являются актуальными в настоящем: деятельность как фактор общественного воспитания, ответственность как базовое качество личности, лидерство, гражданская позиция, формирование убеждений, преобразование знаний в мотив как механизм освоения личностью ценностей [8].
К достоинствам аксиологического подхода, как утверждала Тамара Константиновна, следует отнести то, что он под новым углом зрения позволяет рассмотреть актуальные проблемы современной образовательной практики:
• проблемы становления и развития ценностных ориентаций школьников, студентов, педагогов;
• вопросы ценностного самоопределения личности в университетском образовании, молодежной субкультуре, профессии, общественно-трудовой деятельности;
• аспекты формирования профессионально ценностных ориентиров;
• изучения аксиологического компонента формирования базовых, универсальных компетенций [8].
К исследованиям, которые раскрывают фундаментальные идеи современной профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, следует отнести труды Тамары Константиновны Ахаян, посвященных истории педагогики. «Педагогические очерки к построению курса "История образования"» Тамары Константновны Ахаян, опубликованные в 1996 г., были «предназначены для последующего построения учебного пособия нового курса для подготовки бакалавров образования. Очерки представляют собой аналитическое использование курсов истории педагогики, созданных ведущими российскими историками педагогики П. Ф. Каптеревым, М. И. Демковым, Н. Н. Иорданским, А. П. Пинкевичем, Е. Н. Медынским, Ш. И. Ганелиным, З. И. Равкиным, Э. Д. Днепровым» [3]. В книгу включены несколько вариантов программ курса «История образования и педагогической мысли»: на основе анализа учебников по истории русской педагогики П. Ф. Каптерева [3, с. 14-17]; М. И. Демкова [3, с. 17-20]; З. И. Равкина [3, с. 20-26]; курс «Основы и практика социального образования» на основе анализа одноименной книги Н. Н. Иорданского [3, с. 26-28], курс из истории российского образования первой четверти XX в. на основе анализа материалов А. П. Пинкевича [3, с. 26-30], курс на основе анализа книги Г. А. Фальборка «Всеобщее образование в России» [3, с. 30-42], а также вариант программы курса «История образования и педагогической мысли», разработанный ученицей Тамары Константиновны И. А. Бочкаревой [3, с. 5-14].
В 1997-2001 гг. в РГПУ им. А. И. Герцена под общей редакцией Т. К. Ахаян вышли 4 части пособия «История образования в России» [2]: «Часть 1. Древнерусская педагогика X-XVII вв.»; «Часть 2. Новая педагогика Петровского времени»; «Часть 3. Педагогика эпохи Екатерины П»; «Часть 4.
Педагогика Российского государства 19 века». В пособии ретроспективно рассматривается состояние обучения и воспитания в Древней Руси, раскрывается его естественный, природный характер. Показано, как в этот период начинают появляться первые ростки педагогики в том смысле, в каком мы понимаем ее сегодня. Безусловно, они еще очень слабы и малозаметны, но именно они дадут в будущем свои плоды, которые мы пожинаем и до настоящего времени. Следующий огромный пласт, исследуемый Т. К. Ахаян с позиции истории, — образование и воспитание на Руси в эпоху Петра I. Уже становление личности самого Петра дает нам бесценный образец образования того времени. Его могучая воля, деятельная, бескомпромиссная натура, образ мыслей и жизнедеятельности стали движителями развития науки, техники и, конечно, образования. Именно при Петре I развивается сеть светских и духовных школ, печатаются буквари и учебные книги, открывается Академия наук и университет при ней. Взгляды и деяния Петра I явились прочным фундаментом для образования русского народа и науки — педагогики. Значительная часть работы посвящена Екатерине II как просвещенной императрице. Подробно рассматривается ее деятельность и деятельность ее сподвижников (И. И. Бецкого, Ф. И. Янковича) в сфере организации народных школ, освещается литературно-педагогическая деятельность Н. И. Новикова, рассматриваются революционные идеи А. Н. Радищева в области образования. В пособии прослеживается развитие народного образования в России в XIX в., отмечается роль таких великих педагогов того времени, как Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, и их единомышленников: Н. А. Корфа, П. Ф. Лесгафта, В. Ф. Одоевского, Д. И. Писарева, С. А. Рачинского и др. Особенностью учебных пособий по истории педагогики, подготовленных Тамарой Константиновной и ее коллегами, является стремление откликнуться на особенности студенческой аудитории начала нового тысячелетия,
которая значительно изменилась в перестроечный период, прошла через низвержение авторитетов, девальвацию прежних ценностей, хаос и разрушение того, что разрушать нельзя. Будучи человеком коммунистической закалки, Тамара Константиновна, вместе с тем, остро чувствовала неприятие банальностей и перенасыщенности политическими лозунгами и общеизвестными тезисами. Новое поколение учителей нуждалось в очищенном объективизме содержания. Пособие помогает понять, что современное состояние образования есть продолжение прошлого и что найти ключ к решению современных педагогических проблем поможет знание прошлого, нужно только относиться к нему с позиций требований нового времени [2; 8].
В 2001 г. в Москве на выставке-ярмарке «Современная образовательная среда» УМК «История образования и педагогической мысли» удостоен медали Всероссийского выставочного центра.
Научная школа Тамары Константиновны Ахаян обладала большим потенциалом в плане воспроизводства научных кадров. Подготовка кадров высшей квалификации для региональных педагогических вузов была и остается одним из направлений деятельности научных школ Герценовского университета. Научная школа профессора Т. К. Ахаян «Воспитание школьников в общественно-трудовой деятельности» объединила педагогов-исследователей из 21 города бывшего Советского Союза, стран ближнего и дальнего зарубежья (Афганистан, Китай, Куба). Анализируя деятельность научной школы Т. К. Ахаян, можно условно выделить «региональные ветви» развития школы — это те регионы страны, которые направляли на обучение в аспирантуру по кафедре педагогики несколько поколений исследователей, создавали в регионе сообщество ученых-учеников кафедры педагогики РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена. Среди таких регионов можно выделить Дальний Восток, Карелию, Оренбург, Архангельск [1; 4].
Под научным руководством Тамары Константиновны Ахаян были подготовлены и успешно защищены диссертационные исследования преподавателей Хабаровского государственного педагогического института. Так, под ее руководством защитила кандидатскую диссертацию в 1975 г. Н. М. Тен — «Формирование ответственного отношения младших подростков к общественно полезной деятельности». Нина Моисеевна заведовала кафедрой теории и методики воспитательной работы Хабаровского государственного педагогического института. В. П. Жукова защитила кандидатскую диссертацию в 1980 г. — «Работа комсомольской организации по формированию у старшеклассников активного отношения к профессии рабочего». Валентина Павловна — доцент кафедры педагогики ХГПИ. О. И. Гаврильева (Зубарева) защитила кандидатскую диссертацию в 1992 г. — «Формирование нравственно-экономических отношений учащихся в школьном малом предприятии». Ольга Игнатьевна работала проректором по учебно-воспитательной и социальной работе Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Город Владивосток в научной семье профессора Т. К. Ахаян представлял В. В. Грипич. Он защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. на тему «Организация работы Совета школы по демократизации внутришкольного управления». В. В. Грипич работал в управлении образования Администрации Приморского края [1].
«Научная дружба» Тамары Константиновны с Карелией началась в 1977 г., когда по приглашению Карельского государственного педагогического института она познакомилась с работой профориентационного лагеря старшеклассников «Юный педагог». За годы сотрудничества с КГПИ обучение в аспирантуре по кафедре педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена прошли Н. П. Терентьева, В. И. Максютенко, И. Л. Данилова, А. М. Федоров. Н. П. Терентьева в 1983 г. защитила диссертацию на тему «Формирование идейно нравственных знаний пионеров
в школе продленного дня». Надежда Павловна заведовала кафедрой педагогики и психологии начального обучения КГПИ. В. И. Максютенко в 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Нравственно-экономическое воспитание школьников в лагере труда и отдыха». В. И. Максютенко заведовал кафедрой иностранных языков КГПИ. И. Л. Данилова в 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию «Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе». И. Л. Данилова работала проректором по воспитательной работе КГПИ. А. М. Федоров в 1994 г. защитил кандидатскую диссертации «Формирование культуры личности будущего учителя на допрофессиональном этапе педагогического образования». А. М. Федоров работал проректором по научной работе КГПУ [1].
С 1995 г. Тамара Константиновна являлась научным руководителем аспирантов Карельского государственного педагогического университета. Под ее руководством успешно защитили кандидатские диссертации: Н. П. Смирнова, тема — «Народные игры Карелии как средство физического воспитания младших школьников» (1999); А. В. Блинова, тема — «Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности» (2000 г.); И. В. Александрова — тема «Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников» (2002); О. Р. Сизова — «Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке морального самоопределения школьников-подростков» (2004) [1]. Ольга Робертовна защищала диссертацию уже без Тамары Константиновны. Тамары Константиновны не стало 22 ноября 2003 г.
Первой аспиранткой Тамары Константиновны из Оренбурга стала Аида Васильевна Кирьякова, ныне заведующая кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, основатель научной школы аксиологии
воспитания. И кандидатская диссертация А. В. Кирьяковой, выполненная в 1977 г. по теме «Формирование интернационалистских убеждений старших подростков в пионерской деятельности», и докторская диссертация, выполненная в 1991 г. по теме «Ориентация школьников на социально-значимые ценности», успешно защищены в РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена [1; 10].
Под руководством Тамары Константиновны завершили кандидатские исследования многие представители Оренбуржья. А. В. Козлов в 1993 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Ориентация учащихся профильных классов школы-комплекса на познание как нравственную ценность». А. В. Козлов, будучи директором школы-комплекса, успешно обобщил свой опыт экспериментальной работы. В. Д. Максимова в 1993 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие творческой активности учащихся сельской школы». И. П. Белов в 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организация старшими школьниками учебной деятельности» [1].
В 1995 г. в Оренбурге был открыт совет по педагогике, председателем которого стала Аида Васильевна Кирьякова, и последующие защиты кандидатских диссертаций учеников Тамары Константиновны из Оренбурга проходили на родной земле. В 1998 г. защитили кандидатскую диссертацию Л. В. Колобова, Л. А. Ветлицкая, в 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию Б. X. Пикалов [7; 8].
Архангельская ветвь научной школы Т. К. Ахаян представлена исследованиями С. А. Коваль, А. Г. Гмырина, Л. Р. Таракановой [1]. С. А. Коваль с 1992 по 1997 г. — декан учебно-научного подразделения «Педагогическая мастерская», в рамках которой впервые на Архангельском Севере была реализована многоуровневая система высшего образования; с 1997 по 2004 г. — декан гуманитарного факультета Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова; с 2004 по 2007 г. — советник
ректора ПГУ им. М. В. Ломоносова. С 1996 по 2010 г. — руководитель магистратуры гуманитарного факультета по направлению «Филологическое образование».
Таким образом, научная школа профессора Тамары Константиновны Ахаян является исторически оправдавшей себя формой профессиональной коммуникации, коллективной научной деятельности, продуктивной как в плане производства научных знаний, так и в воспроизводстве научных кадров [9; 11].
Исследования, проведенные в научной школе, «.имеют выраженную гуманистическую направленность, отвечают принципу
преемственности, выполняют все функции единства педагогической науки и практики: непрерывное развитие творческой активности всех участников совместного педагогического процесса, развитие личностных природных дарований и приобретенных способностей как основы новой идеологии воспитания личности» [6, с. 23].
Обращение к идеям научной школы профессора Т. К. Ахаян сегодня создает условия для укрепления того базиса современного воспитания и обучения, который порождает новые концепции, модели, технологии в системе подготовки студентов педагогического вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахаян Т. К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа — материал к спецкурсу). СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1996. 98 с.
2. Ахаян Т. К., Свиридова И. А., Смирнова В. В. История образования в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050600) Педагогика. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 442 с.
3. Ахаян Т. К. Педагогические очерки к построению курса «История образования». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. 71 с.
4. Ахаян Т. К. Формирование идейно-нравственных убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности: избранные труды. СПб.: Свое издательство, 2016. 186 с.
5. Ахаян Т. К. Штрихи новой идеологии воспитания в совместной деятельности школ и педагогической науки Оренбуржья // Вестник Омского государственного университета. 1999. № 2 С. 18-23.
6. Кирьякова А. В., Повзун В. Д., Полякова А. А., Мелекесов Г. А., Ольховая Т. А. и др. Аксиология образования: Фундаментальные исследования в педагогике: монография. М.: Дом педагогики, 2008. 575 с.
7. Кирьякова А. В., Ольховая Т. А., Белоновская И. Д. Аксиология образования: Прикладные исследования в педагогике: монография. М.: Дом педагогики, 2010. 292 с.
8. Кирьякова А. В. Оренбургская ветвь научной школы аксиологии воспитания Т. К. Ахаян (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 6-16.
9. Колосова Е. М., Федорова Н.М. Очерки истории кафедры педагогики Герценовского университета. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.
10. Ориентация и деятельность школьников: коллективная монография / под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Ки-рьяковой. М: Прометей, 1991. 160 с.
11. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Ленинградская/Петербургская научно-педагогическая школа в Герценовском университете // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 5-14.
REFERENCES
1. Akhayan T. K. Issledovaniya aksiologicheskikh problem vospitaniya uchashchikhsya (nauchnaya shkola — material k spetskursu). SPb.: Izd-vo LGPI im. A. I. Gertsena, 1996. 98 s.
2. Akhayan T. K., Sviridova I. A., Smirnova V. V. Istoriya obrazovaniya v Rossii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij, obuchayushchikhsya po napravleniyu 540600 (050600) Pedagogika. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 442 s.
3. Akhayan T. K. Pedagogicheskie ocherki k postroeniyu kursa "Istoriya obrazovaniya". SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 1996. 71 s.
4. Akhayan T. K. Formirovanie idejno-nravstvennykh ubezhdenij shkol'nikov v obshchestvenno-trudovoj deyatel'nosti: izbrannye trudy. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2016. 186 s.
5. Akhayan T. K. Shtrikhi novoj ideologii vospitaniya v sovmestnoj deyatel'nosti shkol i pedagogicheskoj nauki Orenburzh'ya // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. 1999. № 2 S. 18-23.
6. Kir'yakova A. V., Povzun V. D., Polyakova A. A., Melekesov G. A., Ol'khovaya T. A. i dr. Aksiologiya obrazovaniya: Fundamental'nye issledovaniya v pedagogike: monografiya. M.: Dom pedagogiki, 2GG8. 575 c.
7. Kir 'yakovaA. V., Ol'khovaya T. A., BelonovskayaI. D. Aksiologiya obrazovaniya: Prikladnye issledovaniya v pedagogike: monografiya. M.: Dom pedagogiki, 2G1G. 292 s.
8. Kir 'yakova A. V. Orenburgskaya vetv' nauchnoj shkoly aksiologii vospitaniya T. K. Akhayan (k 1GG-letiyu so dnya rozhdeniya) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2G2G. № 5 (228). S. б-1б.
9. Kolosova E. M., Fedorova N. M. Ocherki istorii kafedry pedagogiki Gertsenovskogo universiteta. SPb: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2GG6. 175 s.
1G. Orientatsiya i deyatel'nost' shkol'nikov: kollektivnaya monografiya / pod red. T. K. Akhayan, A. V. Kir'yakovoj. M: Prometej, 1991. 16g s.
11. Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Leningradskaya/Peterburgskaya nauchno-pedagogicheskaya shkola v Gertsenovskom universitete // Chelovek i obrazovanie. 2G18. № 4 (57). S. 5-14.