Научная статья на тему 'Идеи Аристотеля об экологическом сознании (социально-философский аспект проблемы)'

Идеи Аристотеля об экологическом сознании (социально-философский аспект проблемы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
832
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ / НУЖДА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО / РАСПРИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ / "ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ" / PUBLIC LIFESTYLE / THE ENVIRONMENT OF EXISTENCE / NEED / THE NATURAL CHARACTER OF HUMAN NATURE / POPULATION PLANNING / INCOME INEQUALITY / STRIFE BETWEEN PEOPLE AND CRIME / "POLITICAL ANIMAL."

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хачатрян Э.А.

В своих отношениях к природе, к условиям среду существования люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда. Благодаря умеренному образу жизни, человек становится умеренным в удовлетворении своих потребностей. Человеческая природа и происхождение государства имеют естественный характер. Человек становится «совершеннейшим из творений» в условиях государства, полиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARISTOTLE''S IDEAS ABOUT THE ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM)

In its relationship to nature, to the environmental conditions of existence people lead a lifestyle which makes them want to lead. Due to the moderate way of life, one becomes moderate in meeting their needs. Human nature and the origin of state have a natural character. A person becomes "most perfect of all creatures" in a state policy.

Текст научной работы на тему «Идеи Аристотеля об экологическом сознании (социально-философский аспект проблемы)»

PHILOSOPHY AND NATIONAL SELF-AWARENESS

Khachatryan A.A.

Summary

Expressing the soul of the nation, its cultural values, as well as reflecting on her experiences in the context of the life experience of all mankind, philosophy becomes a form of of national identification, national self-awareness. National consciousness philosophy is opposite to the ideology of nationalism.

УДК 10.14:577.4:360

ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Хачатрян Э.А. - преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени. Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

Ключевые слова: общественный образ жизни, среда существования, нужда, естественный характер человеческой природы, планирование численности населения, имущественное неравенство, распри между людьми и преступления, «политическое животное».

Key words: public lifestyle, the environment of existence, the need, the natural character of human nature, population planning, income inequality, strife between people and crime, "political animal."

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) определил жизнь как способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. Он описал свыше 500 различных животных, их поведение в различных условиях обитания. Аристотель создал первую классификацию животных, стремился построить эту классификацию, исходя из принципа восходящих ступеней лестницы животного мира. Это представляло собой плодотворную догадку о развитии и генетическом родстве живых форм.

Аристотель изучал проблему зависимости образа жизни животных от пищи. В работе «Политика» он писал: «...без пищи жить нельзя, почему разнообразные виды питания повлекли за собой и разнообразный образ жизни животных. Одни из животных живут стадно, другие разбросанно, смотря по тому, какой образ жизни оказывается более пригодным для добывания пищи, так как одни из животных плотоядные, другие травоядные, третьи всеядные. Природа определила образ жизни животных с таким расчетом, чтобы каждому из них можно было с большей легкостью добывать себе подходящую пищу; не одна и та же пища по

природе приятна каждому животному, но одному подходит одна, другому — другая; поэтому образ жизни плотоядных животных отличается от образа жизни травоядных [1].

Согласно Аристотелю, образ жизни людей тоже бывает весьма различным. Наиболее ленивые из низ ведут образ жизни кочевников, которые питаются, не прилагая ни труда, ни заботы, мясом домашних животных, так как кочевникам приходится в поисках пастбищ для своих стад постоянно переменять место своего кочевья, то они по неволе и сами следуют за своими стадами. Другие люди живут охотой, разные - различными видами охоты. Аристотель отмечал, что «все же огромное большинство живет благодаря земледелию и культурных растений» [2]. При этом некоторые живут приятно, соединяя те или иные из этих видов и заимствуя у одного из них то, чего не хватает другому. Аристотель приходил к выводу: в процессе отношений людей к природе, к условиям среды существования «люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда» [3].

Аристотель подчеркивал

естественный характер человеческой

природы и происхождения государства (общества). Он исходил из принципа, что наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким образованием он считал инстенктичное стремление людей к "совместному жительству". Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи, селений. Но телеологически государство по отношению к ним выступает как их конечная цель, то есть возможность государства была заложена в человеке с самого начала, ведь "человек по природе своей есть существо политическое" [4]. Для Аристотеля термин «политический» несет в себе этический смысл. Например, муравьи, пчелы и другие общественные животные обладают способностью сообща добывать пищу, воспитывать детенышей, защищаться от врагов. Но только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. Только у людей появляется государство. Государство - символ разумности человека, его способности к размышлению и речи. Государство - это вид общения между людьми и возникает как общение ради благой жизни. Государство важнее отдельного индивида и семьи, поскольку оно соответствует целому, а индивид и семья - части, а часть не может предшествовать целому [5].

Согласно Аристотелю, совершенное государство должно иметь удобное расположение относительно моря. Вся земля в государстве должна быть разделена на общественную и частновладельческую. Граждане должны быть обеспечены пропитанием. Поэтому следует планировать численность населения, определяя число детей для каждой семьи. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения, поскольку, во-первых, «люди вступают в распри ... вследствие имущественного неравенства» [6]. Во-вторых, «величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» [7].

Аристотель полагал, что благие жизненные цели могут быть достигнуты благодаря умеренному образу жизни:

действуя умеренно, человек становится умеренным в удовлетворении своих потребностей. Человеческая природа формируется, преобразуется и

совершенствуется в условиях государства, в полисе. Человек, нашедший свое завершение в государстве -совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире [8].

В естественнонаучных и

философских мыслях Аристотеля, как и у других философов, ученых, выдвигалась галерея воззрений о мире, о жизни, о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, о человека в его отношениях с природным и социальным миром и т. д., которые дали могучий импульс всему последующему развитию экологических представлений человечества. Однако, античные концепции

экологического сознания носили абстрактный характер. Они не опирались на данные частных наук о космосе, природе и человеке. Как и античная наука, эти концепции не имели практическую направленность, рассматривались как бескорыстные занятия, приносящие интеллектуальные удовольствия.

В античной философии и науке экологическая мысль формировалась на основе фундаментальной идеи

гармонического единства природы и человека. Категория гармонии,

соразмерности частей в рамках целого, то есть гармония космоса, соразмерна гармонии самого человека. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как

художественного целого) характеризуются в первую очередь как объективно-космические силы, а человеческая душа и ум есть слабые отражения их объективного аналога. Человек понимается здесь не как растворяющийся в таинственном космосе, а как микрокосм. Все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются, а другой частью целого считался макрокосм (природа). Для человека природа не только материальная, но еще и духовная ценность. Природа выступала как идеал гармонии, как образ изящного пропорционального сооружения, издающего гармоничное звучание. Человек должен подражать ей в своей повседневной

жизни и придавать прочность своему непосредственному окружению,

собственными усилиями поддерживая душевное равновесие, гармонию. Все это свидетельствует о том, что античное экологическое сознание в целом было ориентировано на приспособление к природе, не предлагало идеи сколько-нибудь масштабного изменения природы. Человек еще далеко не в полной мере осознал себя творцом, способным радикально изменить природу и условия своей жизни.

В эпоху античности складывается система представлений о богах как творцах природы и происходит отчуждение человека от природы. Теперь боги обладают человеческими свойствами и человеческим обликом. Боги греческого пантеона Прометей, Гефест, Афина создают для людей различные предметы культуры, добывают огонь, выводят металлы. Но поскольку человек и природа созданы

богами, возникает своеобразное

«равенство» в отчужденности: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами складывается психологическая

противопоставленность человека и природы как свойство экологического сознания эпохи античности. В целом, античность, в определенном смысле, подготовило абсолютную противопоставленность

человека и природы в последующие века.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аристотель. Соч. в 4-х Т. М.: издательство "Мысль". - 1984. Т.4.- 829 с. (С.388).

2. См.: там же.

3.См.: там же. С.389.

4. См.: там же. С.378.

5. См.: там же. С.379.

6. См.: там же. С.421.

7. См.: там же.

8. См.: там же. С.379 - 380.

ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ

АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Хачатрян Э.А.

Резюме

В своих отношениях к природе, к условиям среду существования люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда. Благодаря умеренному образу жизни, человек становится умеренным в удовлетворении своих потребностей. Человеческая природа и происхождение государства имеют естественный характер. Человек становится «совершеннейшим из творений» в условиях государства, полиса.

ARISTOTLE'S IDEAS ABOUT THE ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM)

Khachatryan E.A.

Summary

In its relationship to nature, to the environmental conditions of existence people lead a lifestyle which makes them want to lead. Due to the moderate way of life, one becomes moderate in meeting their needs. Human nature and the origin of state have a natural character. A person becomes "most perfect of all creatures" in a state policy.

УДК 94

ОБ ОБЯЗАННОСТИ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ

Шафигуллин В.А. - к.ф.н., доцент

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

(843) 273-97-75

Ключевые слова история, гражданин, любовь к Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.