Научная статья на тему 'Об обязанности быть гражданином'

Об обязанности быть гражданином Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ГРАЖДАНИН / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ / HISTORY / OF CITIZEN / LOVE FOR THE FATHERLAND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шафигуллин В.А.

В статье, на примере преподавателя Т.Н. Грановского, говорится о важности воспитания студентов гражданами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RESPONSIBILITIES OF BEING A CITIZEN

The article, on the example of T.N. Granovsky, speaks about the importance of educating students to be citizens of the country.

Текст научной работы на тему «Об обязанности быть гражданином»

жизни и придавать прочность своему непосредственному окружению,

собственными усилиями поддерживая душевное равновесие, гармонию. Все это свидетельствует о том, что античное экологическое сознание в целом было ориентировано на приспособление к природе, не предлагало идеи сколько-нибудь масштабного изменения природы. Человек еще далеко не в полной мере осознал себя творцом, способным радикально изменить природу и условия своей жизни.

В эпоху античности складывается система представлений о богах как творцах природы и происходит отчуждение человека от природы. Теперь боги обладают человеческими свойствами и человеческим обликом. Боги греческого пантеона Прометей, Гефест, Афина создают для людей различные предметы культуры, добывают огонь, выводят металлы. Но поскольку человек и природа созданы

богами, возникает своеобразное

«равенство» в отчужденности: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами складывается психологическая

противопоставленность человека и природы как свойство экологического сознания эпохи античности. В целом, античность, в определенном смысле, подготовило абсолютную противопоставленность

человека и природы в последующие века.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аристотель. Соч. в 4-х Т. М.: издательство "Мысль". - 1984. Т.4.- 829 с. (С.388).

2. См.: там же.

3.См.: там же. С.389.

4. См.: там же. С.378.

5. См.: там же. С.379.

6. См.: там же. С.421.

7. См.: там же.

8. См.: там же. С.379 - 380.

ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ

АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Хачатрян Э.А.

Резюме

В своих отношениях к природе, к условиям среду существования люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда. Благодаря умеренному образу жизни, человек становится умеренным в удовлетворении своих потребностей. Человеческая природа и происхождение государства имеют естественный характер. Человек становится «совершеннейшим из творений» в условиях государства, полиса.

ARISTOTLE'S IDEAS ABOUT THE ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM)

Khachatryan E.A.

Summary

In its relationship to nature, to the environmental conditions of existence people lead a lifestyle which makes them want to lead. Due to the moderate way of life, one becomes moderate in meeting their needs. Human nature and the origin of state have a natural character. A person becomes "most perfect of all creatures" in a state policy.

УДК 94

ОБ ОБЯЗАННОСТИ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ

Шафигуллин В.А. - к.ф.н., доцент

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

(843) 273-97-75

Ключевые слова история, гражданин, любовь к Отечеству.

Key words: history, of citizen, love for the Fatherland.

8 октября 1905 г. Василий Осипович Ключевский в газете «Русские ведомости» опубликовал статью, посвященную памяти профессора всеобщей истории Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (умер 4 октября 1855 г.). Годом смерти Т.Н. Грановского была столетняя годовщина Московского университета (1755), который был ему обязан таким подъемом своего нравственного и общественного значения.

Т.Н. Грановский в 1835 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Был командирован за границу для приготовления к профессорскому званию. Занимался в Берлинском университете у Л. Ранке и др. Изучал философию Г. Гегеля. Стажировка в Берлинском университете, слывшем в то время царством европейской учености, имела важнейшее значение не только для формирования Грановского как историка, но и для определения его гражданских позиций, во многом базировавшихся на постулатах о важности разума и просвещения, свободы мысли и творчества, прав людей.

С 1839 года Т. Н. Грановский преподавал на кафедре всеобщей истории Московского университета, где читал курс истории Средних веков для филологов и юристов. Слушатели лекций находились под обаянием благородной личности мыслителя. В самом содержании его лекций особенно привлекала способность лектора к художественному синтезу явлений: наблюдения над различными сторонами исторической жизни складывались у него всегда в единую картину, передававшую характер целого. С самого начала Т. Н. Грановский занял видное место среди «образованного меньшинства», передовой профессуры, которая противостояла ученым-охранителям николаевского

режима, идеологии «официальной народности». Главной целью своей преподавательской деятельности

Грановский ставил распространение гуманизма. Он последовательно выступал против крепостничества и деспотизма.

Т.Н. Грановский поддерживал реформы Петра I. Восточная (Крымская) война (1853-1856) безжалостно обнажила

порядок, прикрытый николаевским фасадом. Эмигрировавший в 1847 г. А.И. Герцен с тоски по родине начал славянофильствовать на чужбине и что-то написал против Петра I. Это возмутило Т.Н. Грановского, и он в письме к Герцену 1854 г. горько упрекал, зачем он бросил камень в преобразователя [1].

Заступаясь за Петра I, Т.Н. Грановский написал Герцену полные уныния слова: «Надобно носить в себе много веры и любви, чтобы сохранить какую-нибудь надежду на будущность самого сильного и крепкого из славянских племен; наши матросы и солдаты славно умирают в Крыму, но жить здесь никто не умеет» [2]. Весть о падении Севастополя заставила Т.Н. Грановского плакать. Ключевский замечает, что за несколько недель до смерти, уже больной, Т.Н. Грановский напишет: «Будь я здоров, я ушел бы в милицию, без желания победы России, но с желанием умереть за нее; душа наболела за это время; здесь все порядочные люди поникли головами» [3]. Но, он не опускал рук.

В.О. Ключевский обращает внимание на то, что Т.Н. Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели (университетские лекции были

публичными) выносили из его лекций веру в свое будущее. Лекции Т.Н. Грановского о Греции и Риме, о феодальном средневековье воспитывали деятельную любовь к русскому отечеству, ту энтузиастическую жажду работы на его благо, ту крепость общественного духа, которая помогла лучшим русским людям пронести на своих плечах сквозь вековые препятствия все тягости

преобразовательной эпохи.

Со времени публичных лекций Т.Н. Грановского, Московский университет стал средоточием лучших чаяний и помыслов для образованного русского общества. Т.Н. Грановский завязал внутреннюю духовную связь между Московским университетом и обществом. Наш университет, наш Грановский - эти слова стали привычными выражениями в Москве с того времени. В.О. Ключевский в своей статье подчеркивает эту связь, которая в многотысячном лице московского

студенчества тонкими нитями расходилась далеко-далеко от Москвы во все стороны.

Н А. Некрасов с 1847 г. по 1866 г. руководивший общественно-политическим журналом «Современник», также в период Крымской войны напишет стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856). Выделим известные строки диалога. Гражданин поэту: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан... А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ему тяжелый жребий пал, но доли лучшей он не просит: он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Прочитав стихотворение Некрасова, можно с уверенностью говорить о Грановском, профессоре Московского университета, как о настоящем гражданине России. Т.Н. Грановский воспитывал в слушателях на своих исторических построениях, на уроках, даваемых ходом истории, идею долга и ответственности перед обществом.

И.С. Тургенев в письме редакторам «Современника» высказал «Два слова о Грановском». Тургенев писал о том, что люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Время еще впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, в ученых; мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях

науки, которые бы твердой рукой держали и высоко поднимали ее светоч; которые, говоря нам о добре и нравственности - о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов.

Нам, современникам ХХ1 века, также важно быть гражданами своей страны. И особенно важна гражданская позиция преподавателей высшей школы, которые у студентов, будущей элиты страны, должны: воспитывать любовь к учебе и труду, к своей семье, дому, улице, селу, городу, учебному заведению, республике; воспитывать социальные чувства,

содержанием которых является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родного края. Также важно воспитывать у студентов чувство толерантности, уважение к другим народам, их традициям.

ЛИТЕРАТУРА:

1. См: Ключевский В.О. Памяти Т.Н. Грановского: примечания / Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -М.: Правда, 1991. - С. 613;

2. Ключевский В.О. Памяти Т.Н. Грановского / Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1991.- С. 494;

3. Там же. - С. 494.

ОБ ОБЯЗАННОСТИ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ

Шафигуллин В. А. Резюме

В статье, на примере преподавателя Т.Н. Грановского, говорится о важности воспитания студентов гражданами страны.

ABOUT THE RESPONSIBILITIES OF BEING A CITIZEN

Shafigullin V.A. Summary

The article, on the example of T.N. Granovsky, speaks about the importance of educating students to be citizens of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.