Идеалы и право в системе образования советской России
Станислав Леонидович Ивашевский,
доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук
Важнейшая функция философии образования связана с обоснованием наиболее общих ориентиров развития всех компонентов образовательной системы — целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на разных уровнях образования. Но наиболее существенной, исходной задачей такого системного обоснования, несомненно, выступают идеалы образования. Совершенно очевидно, что, не определившись в этом вопросе, не удастся с должной логической последовательностью и преемственностью вести аргументированный, доказательный поиск всех остальных содержательно-процессуальных и организационно-управленческих компонентов образовательного процесса.
Идеалы не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений. Именно поэтому возникает необходимость «взращивания» позитивных ценностей. Это особенно важно учитывать в системе образования, результаты деятельности которой будут определять будущее всей нашей страны и каждого человека в отдельности. Правовые нормы образования, в свою очередь, должны быть ориентируемы образовательными идеалами, как базовыми, интегративными ценностями образовательной культуры общества.
Диалектика образовательной культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика, требующая постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретации и
обогащения. Опыт советской системы образования благодаря своей эффективности и, вместе с тем, противоречивости, представляет в этом аспекте особый интерес.
Переход к коммунизму, утверждала советская идеология, требует всестороннего развития личности, воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. В трудах советских учёных разрабатывалась марксистская концепция человека, исследовались пути и формы всестороннего развития личности.1 Исследования пришли к выводу, что всестороннее развитие личности, её расцвет предполагают формирование у каждого члена общества научного мировоззрения, глубокой идейной коммунистической убеждённости, высокой этической и эстетической культуры, развитие всех творческих способностей, широкий диапазон знаний при глубоком овладении той или иной специальностью. Критерием развития личности являются не просто богатый духовный мир и образованность, но, прежде всего, применение ею своих знаний и способностей в интересах общественного прогресса, для блага народа, в целях построения социализма и коммунизма.
Политическая идеология в этот период становится основой для формирования официальных идеалов и правовых норм образования. В соответствии с ней традиционные ценности, составляющие основу национального идеала образованности (научность, всесторонность (гармоничность), духовность, патриотизм) получали новую интерпретацию. Политика определяла теперь пределы научности и законы гармоничности в формировании личности. Духовность напрямую связывается с религией и попадает в опалу, а по существу заменяется на коммунистическую мораль и
1 Струков Э.В. Всестороннее и гармоническое развитие личности. - М.,1963; Гармонический человек. - М.,1965; Моргунов И.Г. Всестороннее развитие личности. -Рига,1967; Смирнов Г. Л. Советский человек. - М., 1980; Камилов М.К. Формирование новой личности. - М.,1975; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.,1978.
идеологию. Патриотизм требует полной самоотдачи человека интересам установившегося в стране режима.
Новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы были провозглашены в 1918 году в «Основных принципах единой трудовой школы», более известных под названием «Декларация о единой трудовой школе», и «Положении об единой трудовой школе». В «Основных принципах единой трудовой школы» утверждались научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. В «Декларации» указывалось на огромную воспитательную роль детского физического труда, назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны овладеть школьники I ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению и музыке.
Для высшего образования Декретом СНК от 1921 г. определялась следующая структура: блок общественных наук (развитие общественных форм, исторический материализм, пролетарская революция, политический строй РСФСР, организация производства и распределения в РСФСР, план электрификации, экономическая география РСФСР) и блок естественных наук (физика с космической физикой, химия, биология), имеющие непосредственный выход на труд в общественной и производственной сферах.2 Такая структура содержания образования определялась общегосударственной задачей — воспитать человека — борца, человека —
Советская педагогика. - 1966. - №6. - С.121-122.
труженика, готового отдать все силы на воплощение в жизнь коммунистических идеалов.
Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определял, что «советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодёжи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества», а к главным задачам высшей школы относил подготовку «высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику будущего.. ,»3
Эти тенденции наиболее полное выражение получили в 1959-65 гг. при разработке программ одиннадцатилетней школы при обязательном восьмилетнем образовании. В докладе на общем собрании Академии педагогических наук РСФСР 16 марта 1960 г. Э.И. Моносзон подчеркнул, что новый учебный план восьмилетней школы создаёт наиболее благоприятные условия для усиления трудового обучения (15,3% учебного времени), эстетического (6,2%) и физического воспитания (6,5%).4 Но практика реального воплощения этих идей в жизнь не дала ожидаемого результата. Предполагалось с 1959 г. и к 1964 г. преобразовать все средние школы в одиннадцатилетние трудовые политехнические. К 1961/62 учебному году стала очевидной нереальность этих планов.5 В итоге, в 1964 г. решением
3 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.- М., 1974. - С. 55,59.
4 Моносзон Э.И. Содержание образования в восьмилетней школе // Советская педагогика. - 1960. - №6. - С.17-18.
5 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. - М.,1988. - С.169.
правительства были сокращены сроки обучения в старших классах средней школы до двух лет и значительно уменьшена программа трудового обучения.
Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС 1961 г. определила «всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности» важнейшим приоритетом системы образования. Там говорилось: «В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Эта же Программа провозгласила моральный кодекс строителя коммунизма, дополняющий представления об идеальном человеке социалистического государства следующими определениями: преданность делу коммунизма, любовь к Родине,
добросовестный труд на благо общества, коллективизм, нравственная
6
чистота, гуманизм.
Для усиления идейно-политического воспитания с 1962/63 уч.года в школах вводился специальный предмет «Обществоведение». С этой же целью пристальное внимание обращалось на обществоведческие кафедры вузов. ЦК КПСС определял им задачу формирования «марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической сознательности и высоких моральных качеств у молодых специалистов, воспитание их активными строителями коммунизма, новаторами производства, патриотами и
7
интернационалистами».
Новый учебный план средней школы 1966 г. в целом сохранял сложившееся в середине 60-х гг. соотношение дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, а их номенклатура, по существу, не менялась до середины 80-х годов. На предметы гуманитарного цикла отводилось 40% учебного времени (по учебному плану 1959 г. — 37%), а на естественно-математические дисциплины соответственно 36,6 и 30%. Этот план
6 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М.,1974. - С.67-68.
7 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.,1972. - Т.9. С. 354.
предусматривал сокращение времени на обязательное трудовое обучение с 58 часов (по учебному плану 1959 г.) до 20 часов в неделю. Была пересмотрена система трудовой и политехнической подготовки. В частности, повысилась роль общеобразовательных предметов в политехнизации школы, увеличилось время на лабораторные работы и практикумы.
Роль послешкольного образования усматривалась в специализированной подготовке молодых людей: в высших учебных заведениях — по «более широкому профилю», в средних — «по узкому профилю».9 Отечественные вузы должны были обеспечить государство специалистами с научным кругозором достаточным для развития научно-технического прогресса, вооружённых марксистско-ленинской идеологией. В соответствии с такими задачами учебные планы вузов строились из нескольких циклов: общественные науки (история КПСС, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм, политическая экономия), общенаучные дисциплины (математика, физика, химия и др.), профильные дисциплины, определяющие профессиональную направленность обучения. На изучение последней группы в различных вузах могло отводиться до 50% всего времени теоретического обучения, в то время как обществоведческий блок, например в технических вузах, мог занимать 8% учебного времени.10 Указанные тенденции развития отечественного образования закреплялись основным законом страны. В статье 25 Конституции СССР 1977 г. говорится, что советская система народного образования призвана обеспечивать общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служить коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию, готовить молодёжь к труду.
8 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986 гг. / Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. - М., 1987. - С.175-185.
9 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.,1972. - Т.8. -С.424.
10 Высшая школа СССР за 50 лет / Под ред. В.П. Елютина. - М.,1967. - С.217-218.
Вершиной образовательного законодательства советской эпохи стали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» 1973 г. «Основы», — писали тогда советские учёные, — подвели итоги тем грандиозным организационно правовым мероприятиям, которые были осуществлены в области народного образования в период перехода к социализму и построения развитого социалистического общества.11 «Целью народного образования в СССР, — указывалось в «Основах законодательства», — является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать её материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека».12
В 80-е годы проблема модернизации содержания общего образования стала необычайно остро. Реформирование системы образования охватило многие крупные государства мира. Не остался в стороне и СССР. Определяя перспективы экономического и социального развития на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г. советские правительственные органы большое внимание уделили системе народного образования, как решающей силе, обеспечивающей прогресс и процветание государства. При этом подчёркивалось, что уровень образованности должен стать опережающим по
11 Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства о народном образовании // Советское государство и право. - 1974. - №3. - С.19-24; Дорохова Г.А. Новое в законодательстве о народном образовании // Советское государство и право. - 1974. - №3. - С.25-30.
12 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М., 1974. - С. 93.
отношению к темпам технологического прогресса. XXVI съезд КПСС разработал программу дальнейшего совершенствования системы образования. На съезде указывалось, что главная задача состоит в том «чтобы повышать качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку
13
школьников к общественно полезному труду». Эти указания находили своё дальнейшее развитие на пленумах ЦК КПСС. Так, июньский пленум 1983 года поднял вопрос об улучшении воспитательной работы в школах и ПТУ. Особое внимание в этом процессе предлагалось обратить на формирование качеств гражданина социалистического общества, которого отличают идейность и любовь к общественно полезному труду. Апрельский пленум ЦК КПСС 1984 года продолжил разработку основных направлений новой образовательной реформы. На нём была поставлена задача «обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к её защите».14
Идеи новой реформы были воплощены в учебном плане 1985 года. В него были включены новые предметы «Основы информатики и вычислительной техники», «Этика и психология семейной жизни». Для улучшения профессиональной ориентации учащихся вводился курс «Основы производства. Выбор профессии». В качестве обязательного в учебный процесс включался общественно полезный, производительный труд. В целях улучшения идеологического воспитания увеличивалось время на курс обществоведения. Сверх типового учебного плана предусматривались факультативные занятия (14 ч в неделю) и трудовая практика (82 дня в год).
13 Материалы XXVI съезда КПСС. - М., 1982. - С.6О.
14 Материалы Пленума ЦК КПСС. 10 апреля 1984 г. - М., 1984. - С.25-26.
Эти изменения стали ещё одной попыткой привести качество образованности в соответствие потребностям общественного развития. Но без учёта специфики новых требований идеала образованного человека проведённые реформы оказались малоэффективными. Продолжающаяся ориентация на идеал, оформившийся в своих основах ещё в период становления советской системы образования, видится одним из важнейших факторов углубления кризисных явлений. Изменения учебных планов, применение новых методов в обучении не меняли сущностного отношения к образованности, а следовательно, не могли привести к качественным улучшениям в системе образования.
Организационный идеал образования находит с советскую эпоху наиболее полную реализацию в правовых актах. Такие ценности как державность, коллективизм, идеологичность, массовость получают официальное признание властей и становятся основаниями для построения советской школы. Во многом, именно их востребованность, культурная укоренённость способствовала бурному развитию образования в социалистическом государстве.
«Декларация о единой трудовой школе» 1918 г. подчёркивала связь школы с политикой как важнейший принцип советской педагогики. Особое внимание уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность и бесплатность школы всех ступеней; ставилась задача введения в возможно скором времени всеобщего обязательного начального обучения.
Размах социалистического строительства в промышленности, сельском хозяйстве, культуре, намеченный в решениях Х1У-ХУ1 съездов партии, требовал значительного повышения общеобразовательного и культурно-технического уровня населения. Для выполнения этих требований ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести повсеместное обязательное начальное обучение детей, а в промышленных посёлках и районах — в объёме школы-семилетки. В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли
постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». С этого момента начинается создание разветвлённой сети школ, их оборудование, обеспечение учительскими кадрами и т. д. Но потребности в культурных, грамотных работниках постоянно росли. Поэтому в 1934 г. на XVII съезде партии перед советской школой ставится задача: завершить во второй пятилетке всеобщее обязательное начальное обучение и приступить к осуществлению обязательного политехнического семилетнего обучения. В 30-е годы издаются постановления, укрепившие организационные и научно-педагогические основы советской школьной системы: «О начальной и средней школе» (постановление ЦК ВКП(б), сентябрь 1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (постановление ЦК ВКП(б), август 1932), «Об учебниках для начальной и средней школы» (постановление ЦК ВКП(б), февраль 1933), «О структуре начальной и средней школы в СССР» (постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934), «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), сентябрь 1935) и др.
В первых советских Конституциях, было зафиксировано право всех граждан на всестороннее и бесплатное образование (а Конституция СССР 1936 г. объявила первые семь лет его обязательными). Подобная ориентация была вызвана необходимостью за короткий срок обеспечить достаточный уровень общей грамотности (в широком смысле этого слова) всего населения.
Массовость, обязательность обучения — важнейшее достижение советской школы, закреплённое, регулярно подтверждаемое и развиваемое нормативными документами. К таковым можно отнести: Постановление СНК РСФСР 22 апреля 1927 г. «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР»15, Постановление СНК
15 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.- М., 1974.- С.107-108.
РСФСР 31 января 1930 г. «О создании условий действительной доступности школ I и II ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приёме детей нетрудового населения»16, Постановление ЦК ВКП(б) 25 июля
17
1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» в объёме школы-
семилетки, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 августа 1930 г. «О
18
введении всеобщего обязательного обучения» , Постановление ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении»19 и др.
Правда было небольшое отклонение от заданного курса на доступность и всеобщность образования вызванное изданием Постановления СНК СССР 2 октября 1940 г. «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка
назначения стипендий»,20 но плата эта была небольшой и уже в 1956 г.
21
Постановлением Совета Министров СССР отменялась.
Законом 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» вводилось всеобще-обязательное восьмилетнее образование, а в высшие учебные заведения приём, определялось, должен осуществляться на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и
другими общественными организациями, руководителями промышленных
22
предприятий и правлениями колхозов.
XXIII съезд КПСС (1966 г.) взял курс на завершение в стране
16 Там же. - С.108-109.
17 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК - изд. 8. - М., 1970. - Т.4. - с.473-476.
18 Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. - М., 1930. - №39. - Ст.479.
19 Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. - М., 1930 г. - №39. - Ст.420.
20 Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. - М., 1940. - №27. -Ст.637.
21 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.- М., 1974. - С.192.
22 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.- М., 1974. - С.53-61.
всеобщего среднего образования. Была осуществлена попытка привести содержание образования в соответствие с современным уровнем культуры. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» ограничило начальное обучение 1-3 классами. С 4-го класса устанавливалось систематическое изучение основ наук. Преподавать отдельные учебные дисциплины должны были учителя-предметники.
Повышение роли народного образования в строительстве коммунистического общества нашло отражение в постановлениях ЦК КПСС и Советского министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы от 20 июня 1972 г., «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» от 23 июня 1972 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» от 18 июля 1972 г. и «О мерах по дальнейшему улучшению условий сельской общеобразовательной школы» от 2 июля 1973 г. В этих актах предусмотрены конкретные меры по совершенствованию деятельности отдельных отраслей и учреждений народного образования. Кардинальные же вопросы организации и управления народным образованием нашли решение в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятых Верховным Советом СССР в июле 1973 г. «Основы» систематизировали, кодифицировали в главных чертах нормы и институты, регулирующие общественные отношения в области народного образования. «Основы», исходя из требований обеспечения развития и удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей советского человека, определили задачи каждого из звеньев системы народного образования, раскрыли формы и методы их решения.
«Основы законодательства» были направлены на дальнейшее совершенствование дела народного образования в социалистическом обществе. В них были записаны руководящие принципы народного
образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке другого народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.
Идеал образовательных отношений также был достаточно полно отражён правовыми нормами. Важнейшей ценностью советской системы образования декларировался гуманизм — требование учёта интересов учащихся, возбуждения их активности и самодеятельности, развития в них творчества и лучших качеств, необходимых для жизни в социалистическом
23
Отечестве. Советская эпоха утверждала авторитарность в образовательных отношениях. В учебных заведениях должен был поддерживаться строгий режим и твёрдый внутренний распорядок, в школах неуклонно соблюдаться «Правила для учащихся», вводились серьёзные санкции за нарушение
23 См., напр.: Основные принципы единой трудовой школы (1918 г.) // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. -М., 1974. - С.143.
установленного порядка вплоть до исключения.24 В нормативных актах подчёркивалась центральная роль учителя, его особые функции в организации учебной работы, а также принципиально важное значение администрации учебного заведения.25
Советская школа всегда опиралась на коллективные формы обучения и воспитания. «Личность может развернуть со всей возможной роскошью свои задатки только в гармоническом и солидарном обществе равных», — указывалось в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918 г.).26 И далее, в течение всего советского периода истории нашего образования опора на коллективизм провозглашалась важнейшим принципом. В нормативных актах это находило выражение в требовании воспитания учащихся в
27
коллективе и через коллектив.
Государственная политика в области образования позволила достичь нашей стране целого ряда положительных результатов. Была создана уникальная по масштабам, плодотворная, бесплатная на всех уровнях система народного образования. Успешно были решены проблемы всеобщего начального, а затем неполного среднего и полного среднего обучения молодёжи. По многим качественным показателям советское образование занимало ведущие позиции в мире. Но без учёта изменения тенденций в эволюции идеалов образования результативность отечественной системы образования стала падать. К началу 80-х гг. характерными стали следующие явления: несоответствие содержания образования реальным
24 См., напр.: Приказ министра просвещения РСФСР 1951 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М., 1974. -С.188-189.
25
См., напр.: Положение о восьмилетней школе. 1959 г.; Устав средней общеобразовательной школы 1970 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М., 1974. - С.197-203, 231-234.
26 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М., 1974. - С.141.
27
См., напр.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. -М., 1974. - С.219.
условиям жизни, неспособность выпускников профессиональных учебных заведений плодотворно включаться в трудовую деятельность, перепроизводство специалистов в ряде технологических сфер, падение престижа образованности, формализм в работе педагогических коллективов и т. д.
В условиях тотального запретительства сформировалась личность, страдающая социальной апатией, характеризующаяся иронически-скептическим отношением к миру, чувством отчуждения. Социально значимый и, несомненно, общественно привлекательный идеал всестороннее развитой личности во многих аспектах оказался не более чем декларацией, лозунгом, чрезвычайно глобальным и потому отличающимся неконкретностью целей собственно педагогической деятельности. Эта декларативность целей советского образования усугублялась системным игнорированием реальных возможностей отечественной экономики и актуальных тенденций мирового развития.
Политическое руководство страны пошло, по существу, по совершенно бесперспективному пути — пути обещаний «счастливого завтра», подкрепляемых чаще всего надуманными, искусственными мероприятиями, оторванными от реальной жизни общества и потребностей человека. «Расхождение между словом и делом, — пишет Б. С. Гершунский, — главный порок существующей системы воспитания. Более того, словесно-мероприятийное воспитание сплошь и рядом ведёт к результатам диаметрально противоположным ожидаемым — человек (и чем он старше, тем более) просто перестаёт верить в жизненность провозглашаемых идеалов, отчуждается от официальной идеологии, ищет свои идеалы, нередко весьма далёкие от общечеловеческих идеалов социальной справедливости, добра и гуманности».28
В практике советской действительности сформировалась следующая формула взаимоотношений идеалов и права, требующая, безусловно,
28 Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). - Челябинск, 1993. - С.19-20.
критического переосмысления:
идеалы
общество —— —— власть
право
Государственная власть формировала и идеалы и право, оставляя общество в положении пассивного материала для реализации «высшей» воли.
В современной России появилась возможность относительно влиять на этот процесс, в большей степени учитывать реальные интересы и потребности широких слоёв населения. Оптимальный вариант согласования общественных интересов и права сегодня может быть представлен следующей схемой:
идеалы — общество ^^ право — власть
Сближение первых элементов в каждой части системы возможно только при условии сближения вторых. Движение права к общественному идеалу будет тем стремительнее, чем теснее политическая власть готова будет взаимодействовать с широкой общественностью.
Источники.
1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1978.
2. Высшая школа СССР за 50 лет / Под ред. В.П. Елютина. М.,1967.
3. Гармонический человек. М.,1965.
4. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993.
5. Дорохова Г.А. Новое в законодательстве о народном образовании // Советское государство и право. 1974. №3. С. 25-30.
6. Камилов М.К. Формирование новой личности. М.,1975.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8. М., 1970. Т.4.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1972. Т. 8.
9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1972. Т. 9.
10. Материалы Пленума Цк КПСС. 10 апреля 1984 г. М., 1984.
11. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1982.
12. Моносзон Э.И. Содержание образования в восьмилетней школе // Советская педагогика. 1960. №6. С.17-18.
13. Моргунов И.Г. Всестороннее развитие личности. Рига,1967.
14. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.
1917-1973 гг. М., 1974.
15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986 гг. / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М., 1987.
16. Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства о народном образовании // Советское государство и право. 1974. №3. С.19-24.
17. Смирнов Г. Л. Советский человек. М., 1980.
18. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. М., 1930 г. №39. Ст.420.
19. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. М., 1930. №39. Ст. 479.
19. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. М., 1940. №27. Ст.637.
20. Советская педагогика. 1966. №6. С.121-122.
21. Струков Э.В. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М.,1963.