Научная статья на тему 'Особенности формирования доктрины образования'

Особенности формирования доктрины образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая доктрина / Образовательная политика / принципы образования / государственный характер образования / коммунистическое воспитание / преемственность права / legal doctrine / Educational policy / educational principles / state nature of education / communist education / continuity of law

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ашенова Торгын Мухамедьяровна

Статья посвящена вопросам становления образовательного права в Советской России, в частности формированию доктрины образования и основных принципов советской образовательной политики. Из анализа нормативно-правовых актов мы видим развитие и юридическое закрепление принципов воспитания и образования. Красной нитью через все ступени образовательной системы проходит закрепление идей коммунистического воспитания, приоритетными были признаны принципы единства и непрерывности образования, доступности образования, политехнизма и трудового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the issues of the development of the educational law in the Soviet Russia, particularly the development of the educational doctrine and the basic principles of the Soviet educational policy. The analysis of the legal acts shows the development and legal consolidation of the principles of education and up-bringing. The emphasis throughout all the stages of the educational systems is on the consolidation of the ideas of communist upbringing, the priority was given to the principles of unity and continuity of education as well as its availability, polytechnism and labor education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования доктрины образования»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. М. Ашенова

Статья посвящена вопросам становления образовательного права в Советской России, в частности формированию доктрины образования и основных принципов советской образовательной политики. Из анализа нормативно-правовых актов мы видим развитие и юридическое закрепление принципов воспитания и образования. Красной нитью через все ступени образовательной системы проходит закрепление идей коммунистического воспитания, приоритетными были признаны принципы единства и непрерывности образования, доступности образования, политехнизма и трудового образования.

Ключевые слова: правовая доктрина, образовательная политика, принципы образования, государственный характер образования, коммунистическое воспитание, преемственность права.

Понятие «доктрина» имеет несколько значений, оно понимается как учение, научная (философская) теория или нормативная формула или как политическая система, руководящий теоретический или политический принцип, или совокупность принципов, некая система теоретических положений о какой-либо области явлений. Доктрина - это некий идеал, к которому мы стремимся, составляющий основу и определяющий направление. Следовательно, образовательная доктрина представляет собой совокупность правовых принципов в образовательной деятельности государства и государственных органов, она обусловливает специфику развития образовательной системы, цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования.

Основные направления развития образовательной политики устанавливаются на основе ценностей и политических взглядов и соответствуют ожиданиям общества от системы образования для реализации поставленных общегосударственных (национальных) целей. Смена политических взглядов, ценностей и целей общества приводит к смене направлений развития образования.

По мнению А. И. Субетто, доктрина образования всегда есть исторический итог развития образования в стране, баланс учета традиций развития национального образования, зарубежного опыта и прогнозных оценок в форме моделей образования будущего1.

Именно государственная идея через образовательную модель «заказывает» тот или иной тип (модель) специалиста. Современная система российского образования складывалась на протяжении многих десятилетий, формировалась и развивалась в конкретных исторических условиях. Преемственность в праве заключается в восприятии прошлого правового опыта, возможности применить некоторые его постулаты и правовые аспекты. Поэтому весьма значимым надо признать советский опыт. С созданием Советского государства начинается период в отечественной истории, события которого привели к необходимости глубоких экономических, социаль-

но-политических преобразований в обществе, духовного обновления людей, вследствие чего возникает вопрос о преобразовании системы народного просвещения. Изучение доктринальных положений государственной политики советского периода позволит нам выявить основные направления и тенденции в строительстве советской образовательной системы, определить его принципы и механизмы.

Изменения общества в 1917 г. естественным образом привели к появлению новой национально-государственной доктрины в целом и образовательной в частности. Становлению системы образования соответствовала стратегия построения «нового, советского общества». Вследствие этого изменились цели и содержание воспитания и образования, которые определялись государственнопартийными органами.

В советском законодательстве образовательная доктрина не была юридически оформлена, официального нормативного акта не было. Задачей нашего исследовании является конструирование доктрины образования, которая лежала в основе образовательной политики Советской Республики и служила ориентиром в организации новой образовательной системы. Доктрина образования, по нашему мнению, складывалась из нескольких источников: во-первых, это нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области образования, во-вторых, руководящие установки тех, кто находился у истоков строительства системы народного образования и, в-третьих, в партийных резолюциях и решениях КПСС.

Идейно-теоретической основой преобразований в области народного просвещения было учение о воспитании и образовании В. И. Ленина. Он считал, что для превращения экономически отсталой России в передовую мощную социалистическую державу необходима культурная революция: «...целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»2. В соответствии с концепцией культурной революции строилась социалистическая культура, формировался новый человек, всесторонне развитый, духовно богатый. В этом строительстве важнейшим звеном являлась школа - орудие коммунистического воспитания, перед которой стояла цель подготовить воинствующего строителя социализма. В докладе «Успехи и трудности Советской власти» указывалось на необходимость «взять всю культуру, которую капитализм нам оставил, и из нее построить социализм»3. Подъем общего уровня культуры народа В. И. Ленин связывал с привлечением трудящихся к управлению государством, с их участием в работе местных и центральных организаций.

В «Обращении к гражданам России» от 29 октября

1917 г. народного комиссара просвещения А. В. Луначарского подчеркивалось, какие цели ставит социалистическое государство в области народного просвещения: социалистическая демократия «...должна стремиться к организации единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях. Идеал - это равное и, возможно, более высокое образование для всех граждан»4. Исходя из этой стратегической цели, государство стави-

ло перед собой следующие задачи: закрепление принципа общедоступности школы широким массам всех ее ступеней, принципа непрерывности образования, государственный характер образовательной системы и безусловная светскость образования.

На начальном этапе своей истории советская власть открыто заявляла о ее классовой и коммунистической направленности. Эта цель ставилась перед всей системой народного образования, перед всеми ее звеньями. Она выступала как программа, определенная законодательством для народного образования в период строительства коммунистического общества. Красной линией доктрины народного образования являлось положение

о неразрывном сочетании политической, хозяйственной и культурной жизни и, как отмечал А. В. Луначарский: «Просвещение, индустриализация и хозяйство абсолютно неразрывны - это один и тот же процесс»5. В Резолюции 8 съезда РКП (б) от 23 марта 1919 г. были названы цели государства в области народного просвещения: «Школа должна быть проводником не только принципов коммунизма, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся в целях воспитания населения, способность окончательно установить коммунизм»6. Так, в соответствии с установками господствующей партии выстраивалась коммунистическая идеология, определялся классовый характер образовательной политики. Обязательными условиями для деятелей просвещения являлись членство в партии и по-литграмотность. Чтобы обеспечить соответствие учительских кадров предъявляемым политическим требованиям, создавались сеть кружков, система партийно-комсомольской учебы, практиковались постоянные доклады на политические и хозяйственные темы.

Следовательно, система народного образования формировалась в русле единой государственной политики строительства нового социалистического общества и государственности. Государственный характер образования, прежде всего, означал, что перед советской властью встала проблема необходимости строительства системы народного просвещения с опорой на новые принципы организации и закрепление ее правовых основ, цели образования и направления.

Право на образование не было конституционно закреплено, но ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г. прямо устанавливала, что в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное всестороннее и бесплатное образование1.

Основные принципы образования были закреплены в первых декретах советской власти. Декрет СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» провозглашал отделение школы от церкви8. Советская антирелигиозная школа стала новым, своеобразным «типом конфессиональной школы, где в основу положена антирелигиозная религия коммунизма»9.

Путем установления общего типа школы государство ставило приоритетом связать «...в единой цели разроз-

ненные черты всех образовательных учреждений»10, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим. Так закреплялся принцип единства и непрерывности образования.

Важным шагом на пути преобразования школы явилось принятие Наркомпросом 31 мая 1918 г. Постановления «О совместном обучении и способах его проведения»11. Это был один из документов, направленных на ликвидацию сословности и неравноправия в системе образования, который с ранних лет приобщал членов общества к активному участию в жизни страны независимо от пола.

В 1918 г. была принята Декларация «О единой трудовой школе», провозгласившая принципы гуманизма, интернационализма, коллективизма и социалистического демократизма основополагающими принципами коммунистического воспитания. Одним из важнейших в воспитании был назван принцип коллективизма - создание школьного коллектива, «спаянного радостным и

12

прочным товариществом»12, развивающего широкую общественность, солидарность. Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединенная работа, самоуправление на началах равенства - вот принципы, которые «дадут того гражданина», который должен быть в советском обществе. Приоритетным в строительстве системы народного образования государство видело организацию дела воспитания как процесса, неразрывно связанного с обучением. Так, Н. К. Крупская под воспитанием нового человека понимала воспитание коммунистической морали и соответствующее этому содержание образования на основе принципа политехнизма и трудового воспитания13.

Статья 18 Конституции РСФСР 1918 г. признала труд обязанностью всех граждан республики, провозгласив лозунг: «Не трудящийся да не ест!». Это положение нашло отражение и в направлении стратегии развития образования, данный социальный переворот обусловил и переворот педагогический. На смену доминировавшей прежде парадигме «школы учебы» стала приходить новая образовательная парадигма - «школа труда»14.

В СССР была выстроена система образования, определяемая как система массового образования, как фактор и условие развития нового, советского общества15. Особенно важной задачей для дела пролетариата указывалась подготовка из рабочего класса специалистов как в области производства (инженеров, техников, организаторов), так и в области военного дела, науки и искусства. Наряду с этими задачами стояла задача «общего культурного подъема пролетарских масс, их политического просвещения, повышения уровня знаний и технической квалификации, навыков управления»16.

Таким образом, государственная политика в сфере народного образования была направлена на формирование нового советского человека, всесторонне развитого, с коммунистической идеей, свободной от религиозного влияния, готового строить в стране социализм. Закрепление принципов образования, определение основных задач единой трудовой школы завершало период

идейной и организационной подготовки коренного преобразования школьного дела в Советской России. С помощью образования власть советов пыталась решить острые социальные проблемы: обеспечить всеобщую грамотность населения, а затем подготовить профессиональные кадры для всех сфер жизнеобеспечения.

Именно в советский период были заложены организационные и правовые основы социалистической школы, сформированы основные звенья образовательной системы. Исходя из доктринальных положений источников советского права, следует, что они играли значительную роль в становлении и развитии советского образовательного права, принципы обучения и воспитания юридически были закреплены. Некоторые из них возможно применить в современной образовательной практике. Так, образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции и признанные достижения.

В настоящее время в России действует официально принятая, утвержденная Федеральным законом «Национальная доктрина образования в Российской Федера-

17

ции»17, выступающая основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В последние десятилетия многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому новая доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. В данном документе находят отражение принципы образования, которые были заложены еще в советскую эпоху: светскость образования, принцип общедоступности, принцип непрерывности и единства образования и преемственности образовательных ступеней.

В заключение можно сделать следующий вывод: фактор преемственности права играет существенную роль в

развитии и совершенствовании отраслей права, правовых институтов и правовой системы в целом.

1 Субетто А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образования (системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундамента-лизации образования). Санкт-Петербург-Москва, 1992. С. 36.

2 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. С. 272.

3 Там же. Т. 38. С. 55.

4 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917-1973. М., 1974. С. 8.

5 Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1956. С. 380.

6 Резолюция VIII Съезда РКП (б) от 8-23.03.1919 // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 2 : (1917-1924).

7 Конституция РСФСР (Основной Закон) от 10 июля 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 51.

8 О свободе совести, церковных и религиозных обществах» : декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. // Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 374.

9 ЗамятинЕ. Советские дети // Литературная учеба. 1990. Кн. 3.

10 Основные принципы единой трудовой школы // Известия ВЦИК. 1918. 16 окт.

11 О введении обязательного совместного обучения : постановление НКП РСФСР // Сборник декретов и постановлений Рабоче-Крестьянского правительства по народному образованию. М., 1919. Вып. 1.

12 Основные принципы единой трудовой школы.

13 Крупская Н. К. Система народного образования в РСФСР // На путях к новой школе. 1923. № 2. С. 3.

14 Конституция РСФСР (Основной Закон) от 10 июля

1918 г.

15 Тюрина А. Ю. Социальные основания эффективности системы образования в советский период // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Культурология. 2009. № 11(149). Вып. 11. С. 68.

16 Бойцов Н. Организация народного просвещения в реконструктивный период. М., 1930. С. 8.

17 О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2003 г. № 571 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.