Научная статья на тему 'Доктрина советского образования и современная реформа образования'

Доктрина советского образования и современная реформа образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1737
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СВОБОДА / АНГЛО-САКСОНСКАЯ И НЕМЕЦКО-РОССИЙСКАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ашенова Торгын Мухамедьяровна

Статья посвящена развитию системы образования в России в XX-XXI вв. Рассмотрены особенности советской системы образования, ее преимущества по сравнению с англо-саксонской образовательной доктриной. Автор подчеркивает, что доктрина образования является важной составляющей стороной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доктрина советского образования и современная реформа образования»

стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов», и поэтому невозможно восстановление целостности бытия «без восстановления духовной целостности самого человека».

Проблемы нравственной деградации общества прямо связаны с национальной безопасностью конкретных людей - индивидов и общества в целом. А. И. Осипов пишет о христианской экологии, без которой невозможна или недостижима никакая экология: «Экологическая проблема поэтому в первую очередь есть проблема не материальная, а духовная, ядром которой является не наличное состояние окружающей среды, но сам человек. Что при этом является наиболее важным в человеке? - Цель жизни, которая направляет всю его деятельность и руководит всей его активностью». В нравственных доктринах мировых религий цель человеческой жизни открыта. Ею является приобретение и осуществление в своей жизни богоподобной любви ко всему миру: «Она, удовлетворяя всем требованиям человеческой души и идеала

жизни, в то же время служит и надежным критерием в оценке всей деятельности человека в окружающем мире». Восстановление целостности человека и всего бытия, по убеждению А. И. Осипова, должно начаться с Церкви: «Но как осуществить это восстановление человека? «Время начаться суду с дома Божия» (1 Пет., 4: 17)» [4, с. 304 - 305].

Вывод. Сегодня наблюдается религиозный ренессанс в России. Очевидно, что одна из его причин в сомнительных надеждах на защиту от беззакония и несправедливостей со стороны государства. Следовательно, стратегическим дискурсом являются обсуждение и взаимосвязанные действия «двух ветвей власти»: духовной и светской в лице социального государства. Нравственное оздоровление нации необходимо на всех иерархических ступенях общества и во всех социальных статусах граждан. Нужны социальные технологии реального наполнения социальной жизни нравственными поведенческими стандартами, сложившимися за тысячелетия мировой истории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виноградова Е. В. Отношение сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников / Е. В. Виноградова, И. М. Козина // Социологические исследования. - 2011. - № 9.

2. Горшков М. К. Реформы в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. - 2011. - № 10.

3. Конституция РФ, Разд. I, гл.1, ст. 7, ч. 1. - М.: Закон и общество, 2010.

4. Осипов В. И. Путь разума в поисках истины (Основное богословие).- М.: Даниловский благовес-тник, 1997.

5. Семенко В. П. Как разрушают церковь. - М.: Домострой, 2009.

Марцева Лидия Михайловна - доктор исторических и доктор Дата поступления статьи в редакцию:

философских наук, профессор, академик ПАНИ, профессор Омского госу- 15.03.2012 г.

дарственного университета путей сообщения

© Л. М. Марцева, 2012

ДОКТРИНА СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37. Т. М. Ашенова

Омская академия МВД России

Статья посвящена развитию системы образования в России в ХХ-ХХ1 вв. Рассмотрены особенности советской системы образования, ее преимущества по сравнению с англо-саксонской образовательной доктриной. Автор подчеркивает, что доктрина образования является важной составляющей стороной государственной политики.

Ключевые слова: доктрина образования, советская политика в области образования, духовность личности, самоопределение, свобода, англо-саксонская и немецко-российская доктрина.

Доктрина (лат. doktrina) - это учение, научная или философская теория, система руководящих теоретических или политических принципов [10, с. 349]. Следуя общему определению понятия, доктрину в жизни государства и общества можно обозначить как идеологическую составляющую общей политики государства и политики в отдельных сферах жизнедеятельности. Она включает стратегические цели, принципы и идеологические начала деятельности государства, ожидаемые результаты его политики. И коль скоро образовательная политика - часть государственной политики, то суть доктрины Советского государства в области народного образования, на наш взгляд, будет заключаться в следующем: это совокупность принципов образовательной деятельности государства и государственных органов, определяющих основы, цели и задачи воспитания и обучения советского гражданина, ожидаемые результаты развития советской образовательной системы.

По мнению профессора А. И. Суббето, доктрина образования всегда есть исторический итог развития образования в стране, есть баланс учета традиций развития национального образования, зарубежного опыта в сфере образования и прогнозных оценок в форме моделей образования будущего [11, с. 36]. Именно государство, создавая образовательную модель, определяет тип образованного человека. Фронтальный просмотр источников советского образовательного права позволяет заключить, что государственная доктрина в сфере образования юридического оформления (в виде отдельного правового документа) не получила. Однако основные доктринальные положения можно выделить посредством анализа отдельных групп идеологических, политических и правовых источников.

Итак, генеральное направление советской образовательной политики, связывалось с решением задач организации народного хозяйства и социалистического строительства, с развитием науки и культуры, одним словом - с культурной революцией.

В соответствии с концепцией культурной революции важнейшей задачей воспитания являлась «подготовка всесторонне развитых членов коммунистического общества, вооружение молодежи подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработка у нее материалистического мировоззрения, воспитание ее в духе коммунистической нравственности» [8, с. 56]. Действенными средствами культурной революции были ликвидация неграмотности,

введение всеобщего обучения и коммунистическое воспитание новых поколений. Именно данные задачи в строительстве системы образования мы обозначим как доктринальные положения образовательной политики советского государства. Важно заметить, что подготовка концепции советской школы проходила в атмосфере дискуссий между двумя группами реформаторов: московской и петроградской. Эту проблему глубоко изучила А. А. Кальсина: «Петроградская группа стремилась применить либеральные технологии в образовании, а московская группа пыталась изменить само представление о школе как о социальном институте и ставила перед школой цель добиться тотальной трансформации сознания человека. В августе 1918 г. на I Всероссийском съезде по просвещению были подведены итоги дискуссии о перспективах развития советской школы. Съезд принял проекты «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» (Декларация), в октябре 1918 г. они были утверждены ВЦИКом. Эти документы явились изложением концепции советской реформы единой трудовой школы, которая усвоила значительную часть демократических, революционных, новаторских идей, отражая, таким образом, результаты и опыт общественно-педагогических исканий и политическую конъюнктуру 1905-1917 гг. Характер реформаторских идей начала ХХ в. свидетельствовал о стремлении различных социальных групп спроектировать оптимальную модель отечественной школы и всей системы образования, но эти идеи не успели оформиться в официальную образовательную парадигму, хотя основные идеи и направления составили базис программы преобразования советских реформаторов» [6, с. 269 - 286].

В московской группе были сторонники радикального курса (П. Н. Лепешинский, Л. Г. Шапиро, Н. А. Полянский). Они выступали за полное разрушение старой школы и создание самоуправляющейся школы-коммуны. Предлагалось отказаться от обязательных программ, предметной и классно-урочной системы. Преподавать в такой школе имели право лишь учителя-коммунисты. Петроградская группа была поддержана руководством Наркомпроса РСФСР - А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, Л. Р. Менжинской. Суть проекта заключалась в создании единой трудовой школы и в сохранении в ней позитивных традиций дореволюционной отечественной школы. Такая школа должна была строиться на основе предметной и классно-урочной системы. Предполагалось

широкое привлечение старых учительских кадров [6, с. 273 - 274].

Здесь можно согласиться с А. А. Кальсиной, что на первоначальном этапе строительства советской государственности отсутствовала концепция образовательных реформ, не было единства в выборе стратегии развития образования, но в то же время осознавалась необходимость единства образовательной и политической системы, что в свою очередь определяло приоритет государства в организации народного образования [6, с. 273 - 276].

«Социалистическая демократия, - писал А. В. Луначарский, - должна стремиться к организации единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях. Идеал - это равное и, возможно, более высокое образование для всех граждан» [1, с. 8]. Таким образом, стратегическая цель предполагала закрепление принципа общедоступности школы широким массам, принципа непрерывности образования, государственный характер образовательной системы и безусловную светскость образования.

А. В. Луначарский как нарком просвещения видел достижение цели в решении целого ряда задач: «Советское правительство как истинно демократическая власть, - считал он, - во-первых, должно добиться всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введением всеобщего обязательного обучения», во-вторых, подчеркивая значимость привлечения широких масс трудящихся к осуществлению демократизации всей системы народного образования [1, с. 156]. В-третьих, неразрывное сочетание политической, хозяйственной и культурной жизни. Центральной фигурой в культурном строительстве советского государства определялась личность как «носитель социальных функций в будущем индустриальном, организованном на социалистических началах обществе» [7, с. 3]. Особое внимание уделялось воспитанию коллективизма и развитию самоуправления школы.

Таким образом, политические воззрения советских государственных деятелей отражали коммунистическую идеологию, в основе которой лежал постулат о всестороннем развитии личности, обладающей «глубокой идейной коммунистической убежденностью, высокой этической и эстетической культурой» [5, с. 109]. В этой связи важен вывод С. Л. Ивашев-ского о том, что критерием развития личности являются не просто богатый духовный мир и образованность, но, прежде всего, «примене-

ние своих знаний и способностей в интересах общественного прогресса, для блага народа, в целях построения социализма и коммунизма» [5, с. 110].

Среди важных доктринальных положений советской политики в области образования следует отметить также принцип единства и непрерывности образования, позволивший, с одной стороны, унифицировать систему образования, с другой - открыть для всех учащихся равные возможности для перехода от низшей ступени к высшей. Достижением советской государственности являлось закрепление принципа трудового воспитания, что предопределило создание новой образовательной парадигмы

- школы труда.

Таким образом, советская доктрина образования предопределила развитие советской системы образования. В 20-х гг. в рамках «культурной революции» была ликвидирована безграмотность населения. В 1935 г. в России

- СССР было введено всеобщее 7-летнее образование в городе и в 1937 г. - в деревне, а с 1940 г. 7-летнее образование стало обязательным. В 1958 г. уровень неполного среднего образования был поднят до 8, а в 1984 году - до 9 лет.

В 1966 г. было введено всеобщее среднее образование, а к 1977 г. всеобщее среднее образование становится обязательным. В советском обществе начальное и неполное среднее образование было бесплатным, а в 1956 г. отменена плата за обучение в старших классах школ, средних специальных и высших учебных заведениях. В СССР была создана общая бессословная бесплатная средняя школа, после окончания которой каждый выпускник имел право сдавать экзамены в вуз. Система поступления строилась так, чтобы единственным критерием были соответствующие способности. Советская система образования стала занимать передовые позиции в мире. Общепризнано, что индустриальный рывок, который СССР совершил дважды - в 1930-х и в 1950-х гг., во многом был обеспечен доступным бесплатным, углубленным и систематичным школьным и вузовским образованием.

Изменения в политической и правовой системе России начала 1990-х гг. неизбежно привели к необходимости пересмотра стратегии развития различных сфер общественной деятельности, в том числе сферы образования. Законом об образовании 1992 г. были закреплены принципы образовательной политики новой российской государственности: гуманистический характер образования, единство федерального культурного и образовательного

пространства общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Но для правового регулирования динамично развивающейся сферы нескольких законов оказалось недостаточно, что привело к утверждению в 2000 г. Национальной доктрины образования Российской федерации до 2025 г., закрепившей основы российской образовательной политики, цели и принципы образования, в числе которых были закреплены принципы, обозначенные в советской доктрине образования: принцип обязательности общего (полного) образования и общедоступности образования, бесплатного образования, светскости образования, принцип коллективизма1.

Анализ нормативно-правовых актов, юридически закрепивших стратегию развития и принципы образования, позволяет сделать вывод о том, что в них находят отражение принципы предшествующей стадии развития системы образования. Прошлое становится базой для настоящего, основой прогресса, что нашло отражение в преемственности развития права и правовых положений.

Как отмечает А. И. Субетто, существует целый спектр различных доктрин образования, крайними полюсами которого являются «немецко-российская общественно-государственная доктрина образования», по которой государство несет ответственность за образование, просвещение общества, темпы возвышения среднего образовательного ценза населения, за обеспечение доступности образования, в том числе высшего образования, всем слоям населения независимо от экономического положения (экономического и социального статуса), и «либеральная, англо-американская доктрина образования», по которой образование является личным делом каждого гражданина, рассматривается только как «индустрия образовательных услуг», поставляемых на «рынок таких услуг» [9, с. 199].

В настоящее время исторический опыт советского образования с его принципами государственности, народности, массовости, принципа фундаментальности образования, принципа коллективизма положен американ-

скими властями в США в основание ориентиров американской реформы образования на ближайшую перспективу. Признано, что если США не перейдут на государственное управление развитием образования и государственную поддержку необходимого уровня естественнонаучной и математической подготовки (характерной для советской системы образования) в американской школе, то США ждет потеря экономической конкурентоспособности в начале XXI в. [12].

Тогда как на современном этапе развития российской образовательной системы происходят качественные преобразования. Государство активно реализует политику вхождения России в Болонский процесс, перестраивая систему высшего профессионального образования, ориентируясь на принципы англо-саксонской образовательной доктрины, что находит отражение в проекте нового закона об образовании. Государство пытается аккумулировать накопленный нормативно-правовой массив в области образования за постсоветский период. Но анализ законопроекта наглядно продемонстрировал отношение государства к сфере образования: отсутствие идеологической составляющей и значительной роли государства, отказ от идеи приоритетности сферы образования.

Ориентация реформ образования в России на принципы англо-американской доктрины образования обусловлена в первую очередь целями экономических реформ в России, выстраиванием отношения к образованию как к рыночной услуге. Основной целью образования законопроект называет подготовку потребителя.

Нам видится, что идеологическая составляющая доктрины образования является той отправной точкой, от которой зависят цели и задачи образования. Опыт постсоветской системы образования продемонстрировал возможность на современном этапе использовать принципы образования и основные доктринальные положения, сформулированные и реализованные советской системой образования. Реформируя систему образования, важно сохранить лучшее, что было создано на предыдущем этапе развития.

Необходим возврат к основным принципам, получившим законодательное закрепление в советский период, достижения которого не умалимы. Например, к «идеалу учащегося

1 Разработка проекта Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025 г. началась в 1998 г. Проект разрабатывался рабочей группой, состоявшей из представителей Комитета Совета Федерации по вопросам образования, здравоохранения и экологии, Комитета Государственной Думы по науке и образованию, Минобразования России, Российской академии образования. В январе 2000 г. проект Национальной доктрины одобрен Всероссийским совещанием работников образования. В феврале 2000 г. проект одобрен на заседании Правительства РФ, а в октябре утвержден его постановлением № 751 от 4 октября).

народа», сформулированному В. И. Вернадским в начале ХХ века; к коллективистскому воспитанию на базе принципа «труда», который получил законодательное закрепление в советский период развития системы образования. При этом коллективизм приобретает новое содержание, в котором духовность личности, ее самоопределение, ее свобода не подавляются, а наоборот получают истинное свое раскрытие, поскольку только через служение своему народу, обществу, человечеству, в отношениях товарищества, дружбы, сотрудничества, творчества и самораскрытия личности приобретают истинную масштабность и социально-историческую значимость. При решении образовательных задач необходимо реализовывать не только обучение, но и воспитание.

Таким образом, выявленные мировые тенденции развития цивилизации и отдельных обществ в историческом споре двух до-

ктрин показывают, что будущее принадлежит немецко-российской доктрине, делающей ставку на повышение управляемости развития образования со стороны государства и общества. Образование - важнейшая сфера государства, от уровня развития которой зависит благосостояние как отдельного гражданина, так и всего государства. Именно государство определяет цели и задачи образования и воспитания, требования к качеству содержания образовательных программ. Доктрина образования является важной составляющей стороной государственной политики. Советская образовательная политика была направлена на решение задач организации народного хозяйства и социалистического строительства, развитие науки и культуры. Поэтому в свете проводимых преобразований в сфере образования важно сохранить то самое лучшее, что было создано.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Обращение Народного комиссара по просвещению «О народном просвещении» от 29.10.1917 // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917 - 1973. -М., 1974. - С. 156.

2. Основные принципы Единой трудовой школы // Известия ВЦИК. - 1918. - № 225. - 16 окт.

3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - 15 янв. - Ст. 150.

4. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г.

5. Ивашевский С. Л. Диалектика идеалов и правовых норм в системе советского образования // Право и образование. - 2010. - № 3. - С. 109.

6. Кальсина А. А. Позиции Наркомата РСФСР и Министерства народного просвещения А. В. Колчака в области школьной политики в период гражданской войны // Вестник образования. - 2009. - № 2. - С. 273 - 274.

7. Крупская Н. К. Система народного образования в РСФСР // На путях к новой школе. - 1923. - № 2.

- Март. - С. 3.

8. Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти // Полн. собр. соч.: Т. 38. - С. 56.

9. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы) / под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто.

- М., 1995. - С. 199.

10. Новый большой энциклопедический словарь.

- М., 2005. - С. 349.

11. Субетто А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образования (системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). -СПб. - М., 1992. - С. 36.

12. Субетто А. И. Доктрина российского образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. za-nauku.ru. - Дата обращения 27.12.2011.

Ашенова Торгын Мухамедьяровна

МВД России

аспирант Омской академии

Дата поступления статьи в редакцию: 15 марта 2012 г.

© Т. М. Ашенова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.