Научная статья на тему 'Идеальные и реальные каникулы российских школьников: география детских путешествий по материалам сочинений'

Идеальные и реальные каникулы российских школьников: география детских путешествий по материалам сочинений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ ДЕТСТВА / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ / СЕЛЬСКИЙ И ГОРОДСКОЙ ОБРАЗЫ ЖИЗНИ / УЧАСТИЕ РЕБЕНКА В ВЫБОРЕ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА / GEOGRAPHY OF CHILDHOOD / MOVEMENT / MOBILITY / TRAVEL / SUMMER HOLIDAYS / RURAL AND URBAN LIFESTYLES / CHILD'S PARTICIPATION IN THE CHOICE OF SUMMER HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна, Филипова Александра Геннадьевна

В русле социогеографического подхода авторы исследуют особенности летних перемещений детей. В качестве метода сбора эмпирических данных используется сочинение. Следуя краткому опорному плану, детям предлагалось описать свои реальные или идеальные каникулы. Всего в исследовании приняли участие 247 школьников в возрасте от 9 до 17 лет из городов: Комсомольска-на-Амуре, Астрахани, Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Черемхово и села Долго-руково. Собранные данные анализировались по критериям: география летнего отдыха, практики участия детей в выборе форм и активностей летнего отдыха, мотивация детского выбора, формы деятельности, географическое описание места, источники информации о месте отдыха, отношение к месту отдыха, представления об идеальных каникулах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL AND REAL HOLIDAYS FOR RUSSIAN SCHOOL CHILDREN: GEOGRAPHY OF CHILDREN'S TRAVEL BASED ON ESSAYS

According to socio-geographical approach the authors investigate the features of summer movements of children. As a method of collecting empirical data the essay is used. Following a brief support plan, children were asked to describe their real or ideal holidays. In total, 247 schoolchildren aged 9 to 17 years old from cities: Komsomolsk-on-Amur, Astrakhan, Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg, Cheremkhovo and one village Dolgorukovo took part in the study. The collected data were analyzed according to the criteria: the geography of summer holiday, the practices of children participation in the choice of forms and activities of summer rest, motivation of children's choice, forms of activities, geographical description of the place, sources of information about the place of rest, attitude to the place of rest, ideas about ideal holidays.

Текст научной работы на тему «Идеальные и реальные каникулы российских школьников: география детских путешествий по материалам сочинений»

Идеальные и реальные каникулы российских школьников: география детских путешествий по материалам сочинений

Зубова Оксана Геннадьевна,

кандидат политических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]

Филипова Александра Геннадьевна,

доктор социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, [email protected]

В русле социогеографического подхода авторы исследуют особенности летних перемещений детей. В качестве метода сбора эмпирических данных используется сочинение. Следуя краткому опорному плану, детям предлагалось описать свои реальные или идеальные каникулы. Всего в исследовании приняли участие 247 школьников в возрасте от 9 до 17 лет из городов: Комсомольска-на-Амуре, Астрахани, Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Черемхово и села Долго-руково. Собранные данные анализировались по критериям: география летнего отдыха, практики участия детей в выборе форм и активностей летнего отдыха, мотивация детского выбора, формы деятельности, географическое описание места, источники информации о месте отдыха, отношение к месту отдыха, представления об идеальных каникулах.

Ключевые слова: география детства, перемещения, мобильность, путешествия, летние каникулы, сельский и городской образы жизни, участие ребенка в выборе летнего отдыха.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-00-00976

Введение

География детства - исследовательское направление, сформировавшееся на стыке гуманитарной географии и социальных исследований детства, которое изучает взаимодействия детей и пространства [3]. В русле социогеографического подхода зарубежными и отечественными исследователями изучаются вопросы детско-подростко-вых мобильностей в городской и сельской средах, в т.ч. с использованием разных средств перемещений (велосипеды, ролики, скейты, общественный транспорт и пр.), взаимодействия детей и природных/социально- кул ьтурных объектов, участия детей в преобразовании среды.

На современном этапе география детства преодолевает дисциплинарные и территориальные границы, открывая новые горизонты исследований. Ученых интересует уже не только вопрос создания и трансформации детьми пространства, но и вопросы эмпирической, политической, эстетической оценки пространств самими детьми.

За рубежом география детства начинает активно развиваться в конце прошлого века, когда на географических конференциях выделяется секция по географии детства, молодежи и семьи, начинает издаваться междисциплинарный журнал "Children's geographies", а соответствующие публикации появляются на страницах ведущих географических и социологических журналов. [1]

Как отмечает Клэр Фриман, стимулами для развития географии детства стали «изгнание детей из общественных пространств», «ограничение доступности для детей свободной игры на

свежем воздухе вне присмотра взрослых», «затянувшаяся зависимость детей от взрослых». [9]

То есть география детства помимо пространственного взгляда на детей вовлечена в отстаивание субъектности ребенка, его права на выражение собственного мнения, в том числе в сфере городского планирования, окружающей среды и других.

В 2016-2019 гг. под редакцией Трейси Скелтон (кафедра географии Сингапурского национального университета) было издано 12 томов Географий детей и молодёжи, охватывающих весь спектр субдисциплин географии применительно к исследованиям детства: 1) основы и генеалогические аспекты географии детей и молодёжи [18]; 2) методологические и этические практики и инновации исследования детей [8]; 3) географические теории, понятия и подходы к пространству, месту и среде [14]; 4) субъектность и идентичность [19]; 5) семья, поколенческие связи и отношения между группами сверстников [17]; 6) мобильность и передвижение [16]; 7) политика, гражданство и права [13]; 8) глобальные вызовы, изменения и угрозы [6]; 9) досуг и благополучие [7]; 10) трудоустройство и обучение [5]; 11) конфликты, насилие и мир [11]; 12) риск, защита, обеспечение и публичная политика [10]. Последний том посвящён вовлечению детей в сферы планирования, из которых они обычно исключены.

Питер Крафтл, еще одна значимая фигура в зарубежной географии детства, подчеркивает ориентацию последней на микроуровень детской повседневности [15]. Этот микроуровень оказывается важен для понимания разнообразия детских миров, ежедневных маршрутов детства, рисков и ресурсов окружающей среды.

Особое место в социогеографиче-ских исследованиях детства занимает школа. Социологи, географы, педагоги изучают особенности маршрута «дом-школа» (длительность, компаньоны), специфику использования школьных автобусов, связи школьных маршрутов

и расширения зоны независимой мобильности детей. Однако интерес для исследователей представляет и другая сторона детской повседневности, свободная от учебы, в этой менее регламентированной и контролируемой взрослыми среде дети совершенствуют свои навыки пространственной ориентации, социопространственных коммуникаций и имеют больше возможностей для проявления собственной субъектности.

Целью нашего исследования выступает изучение особенностей пространственных перемещений и пространственного поведения детей во время каникул.

Летние каникулы - традиционное время для отдыха и путешествий школьников. Это важный аспект организации их повседневной жизни. Как пишет один из участников нашего исследования: «Лето - именно то время года, когда люди, забывая о своих проблемах и переживаниях, собирают чемоданы и отправляются в путешествия, кто-то едет в деревню, кто-то на море в тёплые страны» (16 лет, ж.).

Методология

Для сбора эмпирических данных был выбран метод сочинения, предоставляющий детям возможность поделиться своей историей о реальных или идеальных каникулах. Детям предлагались на выбор три темы: «Как я провел прошлое лето», «Мои идеальные каникулы» и «Мое любимое место в городе». Мы остановимся на первых двух. Также ребятам давался краткий план: где и с кем были, географическое описание посещаемых мест, виды активностей, отношение к месту, критерии выбора места и другие.

Школьники, в основном, описывали свои реальные каникулы, а когда рассказывали об идеальных, то изображали их как реальные или как планы на предстоящее лето, поэтому при анализе мы не делали различий между идеальными и реальными каникулами в

этом значении. Лишь 6% детей описывали идеальные каникулы как свою мечту.

Метод сочинения расширил границы описания детьми своих летних каникул, дал возможность собрать большой массив информации, не только по фактам, но и по личностно-переживаемым событиям.

Всего были собраны 247 сочинений школьников в возрасте 9-17 лет из городов: Комсомольска-на-Амуре (26 сочинений), Астрахани (51 сочинение), Калининграда (88 сочинений), Москвы (23 сочинение), Санкт-Петербурга (25 сочинений), Черемхово (10 сочинений) и села Долгоруково (24 сочинения). Представленные локации отличаются по своим размерам, удаленности от европейской части России и социально-экономическим возможностям организации летнего отдыха детей. Распределение по полу выглядит следующим образом: 60% - девушек, 40% - юношей, распределение по возрасту: от 12 до 15 лет -61%, от 9 до 11 лет - 21%, 16-17 лет -18%.

Был проведен качественно-количественный анализ собранных сочинений.

Методом анализа эмпирических данных стало осевое кодирование (по А. Стра-уссу и Дж. Корбин). Были выделены следующие коды: место отдыха, участие в выборе летнего отдыха, мотивация детского выбора, формы деятельности, географическое описание места, источники информации, отношение к месту отдыха, представления об идеальных каникулах.

Результаты и дискуссия.

Современные дети много путешествуют во время летних каникул. Формы организации летнего отдыха, траектория путешествий становятся еще одним маркером социального неравенства детства.

Чаще всего школьники путешествуют и проводят свое время с родителями, всей семьей, бабушками и дедушками, друзьями. Более подробно данные представлены на рисунке 1. При этом многие считают, что, хотя бы несколько дней, вся семья обязательно должна провести летом вместе и желательно где-то в путешествиях, на природе, в гостях. Этот разрыв повседневности позволяет всем не только отдохнуть, но и укрепить семейные традиции.

0% 20% г0% 40%

Рисунок 1. С кем путешествуют и проводят летние каникулы школьники.

При организации летнего отдыха важной проблемой является участие детей в выборе его форм и активностей. Мы выделили следующие распространенные семейные практики:

1. Выбирали родители с согласия ребенка («Места для отдыха выбрала моя мама, но я сама тоже хотела к бабушке, когда я приезжаю к бабушке мне рады все мои друзья» (11 лет, ж.). «Это место для отдыха выбрали родители, но я был не против» (14 лет, м.). «Эту поездку мы планировали давно, и предложили её мои родители, я, конечно же, их поддержал, потому что давно хотел побывать в Германии и в Чехии» (16 лет, м.)).

2. Выбирали родители без согласия ребенка («Папа выбирал место, моё мнение не учитывалось» (15 лет, м.). «Это место выбирали родители, нет, моё мнение не учитывалось» (16 лет, м.). «Я не выбирала место отдыха, потому что меня взяли как няньку, чтобы следить за детьми» (14 лет, ж.)).

3. Совместное семейное решение («Выбирали всей семьей, и мое мнение учитывали тоже» (15 лет, м.)).

4. Собственный выбор («Я предложил, чтобы вся моя семья поехала в Пекин, так как очень мечтал там побывать и познакомиться с китайской культурой, все согласились со мной» (16 лет, м.). «Выиграл путевку в МДЦ Артек» (16 лет, м.))

5. Выбор родственников («Мои тётя и дядя решили взять меня в отпуск в Крым» (13 лет, м.). «В эту поездку взяла меня с собой сестра и её муж, заранее, мы вместе составили программу, по которой проходили наши каникулы в Европе» (16 лет, м.)).

Обсуждение планов на лето, финансовых возможностей родителей, совместный выбор с ребенком места отдыха и учёт его /её интересов и предпочтений оказывают ключевое влияние на положительное отношение к летнему отдыху, на уровне семьи формируется культура участия, представленная в концепции «лестницы участия» [12].

Чем определяется выбор места летнего отдыха? Это, во-первых, материальные возможности семьи. Приведем пример из сочинения: «изначально мы хотели поехать в Турцию, но так как отдых там дорогой, мы решили вместе поехать в Абхазию» (12 лет, ж.). Выбор обосновывается местом возможного отдыха, его длительностью, условиями и периодичностью отдыха.

Во-вторых, для многих школьников путешествия связаны с возможностью увидеть что-то новое, необычное, особенно для тех, кто путешествует с родителями и родственниками постоянно. Из сочинения: «мои обычные каникулы я чаще всего провожу дома или за границей, но очень хочется съездить туда, где ты ещё не был, изведать новое» (14 лет, ж.).

В-третьих, для многих посещение определенных мест связано с осуществлением мечты. Причем места, куда стремятся попасть дети, отличаются в зависимости от возраста, ценностей, территории проживания. Так, для тех, кто не живет в Москве и Санкт-Петербурге, важно посетить именно эти города для знакомства с многочисленными культурными достопримечательностями. Для проживающих в мегаполисах и располагающих соответствующими финансовыми ресурсами - это города и страны Европы. Еще одной мечтой является посещение удаленно проживающих родственников (например, бабушки в деревне). Для возрастной группы 9-11 лет мечты связаны с посещением моря и возможностями активного отдыха. Многие детские мечты, судя по текстам сочинений, осуществились: «моя мечта сбылась, ведь я с самого детства хотела побывать в Праге» (16 лет, ж.).

Кроме того, школьников привлекает возможность активного отдыха, особенно тех, кто занимается спортом (Я запомню надолго это лето! Отдых был активным и интересным! (14 лет, м.)). Это и самореализация, когда можно по-новому раскрыться и проявить себя, что связано с посещением

летних лагерей. Здесь большое значение играют возможности территории проживания, связанные с благоприятными и богатыми природными условиями, так и существующими многочисленными детскими лагерями отдыха. Среди изученных городов, больше всего такой отдых на близкорасположенных территориях от места проживания, был описан в Калининграде.

В современной системе основного и дополнительного образования у многих школьников появляется возможность учить разные иностранные языки и посещать страны, где говорят на этих языках, в т.ч. посредством программ по обмену, образовательного туризма. В одном сочинении подросток описывает ситуацию, когда он поехал учить татарский язык в соответствующий лагерь: «я был единственным русским подростком, который впервые изучал татарский язык, чтобы уметь общаться со своими ровесниками из другой республики» (15 лет, м.). В другом сочинении посещение страны связано с изучением языка: «я изучаю финский язык и мне интересно было бы услышать живую финскую речь (15 лет, ж.).

С образовательными задачами тесно соседствует культурный туризм, дающий возможность посетить интересные места и лучше узнать культуру и традиции разных народов, почувствовать атмосферу различных городов: «Мне нравится эта страна, её культура, традиции, а также музыка» (14 лет, ж.).

Кроме того, выбор мест отдыха связан с возможностью общения с родственниками, друзьями. В современном мобильном мире многие семьи переезжают, но связи с малой родиной у детей остаются, особенно если они уехали уже в более старшем возрасте, поэтому летом для них важно вернуться в то место, где остались их родные, друзья, бывшие одноклассники: «Мне очень нравится бывать у бабушки с дедушкой, ведь там живут мои родственники и я вижу их не так часто, как хотелось бы» (13 лет, м.); «Там

моя родина и я очень сильно скучаю по ней, там мои родственники, друзья, бывшие одноклассники» (14 лет, м.).

Возможность побыть дома, отдохнуть от учебы тоже важный фактор в выборе своего летнего отдыха: «Предпочитаю смотреть фильмы, которые откладывала на потом...мне нравится гулять с друзьями, кататься на велосипеде по набережной моего города, ходить в кино и т.д.» (16 лет, ж.); «гулять с друзьями, слушать музыку, есть мороженное, долго спать» (15 лет, ж.); «во время каникул, мы можем полностью посвятить себя любимым делам» (16 лет, ж.).

Еще один мотив выбора формы летнего отдыха - любовь к природе, смена обстановки: «можно отбросить все проблемы, избавится от скучной повседневности и отдохнуть душой!» (15 лет, м.).

На рисунке 2 представлена карта перемещений детей - участников исследования. Точками обозначены конечные пункты летних путешествий. Перемещения детей из разных локаций обозначены разными цветами: голубой -Астрахань, фиолетовый - Долгоруково (Липецкая область), желтый - Комсомольск-на-Амуре, синий - Калининград, красный - Москва, зеленый - Санкт-Петербург, оранжевый - Черемхово (Иркутская область).

Визуализированные данные демонстрируют пространственный разброс маршрутов детей - жителей российских мегаполисов (синий и красный цвета), ориентацию на Европу юных калининградцев, Азию - комсомольчан.

В таблице 1 приведены уточненные данные по маршрутам летних путешествий детей. Полученные результаты можно интерпретировать в логике факторов воспроизводства территориального и социально-экономического неравенства - разная городская инфраструктура, географическое размещение городов, разный социально-экономический и культурно-образовательный капитал семей, особенности организации работы общественного транспорта

(удобство маршрутов, понятность навигации), качество школьного образования (уроки иностранного языка, изучение культуры других стран в рамках

школьных уроков, школьные экскурсии) и другие.

Рисунок 2. Географические перемещения школьников

Ранее мы сравнивали географические сочинения детей - жителей г. Москвы и г. Комсомольска-на-Амуре и пришли к выводам, что «дети-жители мегаполиса более мобильны, по-другому воспринимают дальность маршрутов, более осознанно подходят к выбору мест путешествий. Мобильность детей - жителей г. Комсомольска-на-Амуре ограничивается физическим расположением города, нехватка культурно-образовательных объектов компенсируется в большей или меньшей степени природными объектами» [2].

Были выделены следующие источники информации о тех местах, куда дети хотят поехать:

1. Собственный опыт поездок («Я получил много опыта и увидел много нового, посетив разные города и страны» (15 лет, м.).

2. Географическая карта («Карта может показать нам любую точку мира!» (12 лет, ж.).

3. Туристическое агентство («Мне очень понравился рассказ туроператора и иллюстрации этой страны» (15 лет, ж.).

4. От родителей, родственников, друзей («Мне об этом месте рассказали друзья» (10 лет, м.). «Узнала и побывала в Индии, благодаря своим родителям, которые любят путешествовать и брать меня с собой, за что я им очень благодарна (15 лет, ж.). «Я об «Артеке» от мамы узнал - она так мечтала побывать сама там» (12 лет, м.). «Об этом городе я узнала, когда познакомилась со своей подругой» (12 лет, ж.).

5. Уроки истории, географии («Я узнала на уроке географии о Канаде и из рассказов учителя мне захотелось её посетить» (14 лет, ж.). «Когда приеду, расскажу своему учителю по географии о своем путешествии в Китай» (12 лет, ж.). « Узнала об Афинах на уроках истории» (12 лет, ж.).

6. Малая Родина («Я знаю это место, потому что я там родилась» (14 лет, м.)

7. Ресурсы интернета, книги, дополнительная литература («Я узнала о Японии, читая различные статьи» (15 лет, ж.). «Об этом городе я узнала еще в детстве, когда изучала древнегреческую мифологию» (13 лет, ж.). «Я

очень много читал об этом городе, смотрел фильмы и слышал рассказы от родителей» (16 лет, м.). «Я узнала об этом городе, когда мне тётя подарила книгу о Санкт-Петербурге» (13 лет, ж.).

8. Телевизионные передачи («Об Милане я узнала из телепередачи про путешествия «Орёл и Решка» (15 лет, ж.). «Я узнала об этом месте достаточно давно, еще будучи 5-летним ребенком, любящим смотреть иностранные каналы, на которых в новостях часто упоминалось название Лос-Анджелеса» (16 лет, ж.).

9. Фильмы, анимация, музыка

(«Об Японии я узнал благодаря анимации» (15 лет, м.). «От одной южнокорейской группы» (12 лет, м.).

10. Отзывы путешественников, заметки блогеров («Читая отзывы путешественников, мы полюбили Бари еще задолго до того, как туда добрались» (15 лет, ж.). «Я наткнулась на блогеров, которые живут в Испании, и уже на протяжении наверно 4 или 5 лет я за ними наблюдаю и мне очень нравится» (16 лет, ж.).

11. Специальные выставки, фестивали, мероприятия («Об этом месте я узнала на Неделе моды в Москве» (16 лет, ж.).

Таблица 1

Места посещений во время летних каникул

Место проживания Внутренний туризм Страны дальнего зарубежья Страны ближнего зарубежья

Москва Подмосковье Крым, Липецкая область, Воронеж Венеция, Италия (Милан), Испания, Швейцария, Канада, Америка, Финляндия Турция, Таиланд, Кипр, провинция Индии - ГОА, Япония

Санкт-Петербург Великий Новгород, Ленинградская область Тверская область, Ростов-на-Дону Турция, Таиланд, Южная Корея США (Калифорния), Франция (Париж), Италия (Рим), Австрия, Германия, Греция Абхазия

Комсомольск-на-Амуре Омск, Владивосток, Хабаровск, Приморский край. Крым, Новороссийск, Краснодарский край, Сочи, Санкт-Петербург (Новгород и Выборг). Южная Корея, Южный Китай, Таиланд, Япония. Греция Грузия

Калининград Калининградская область Краснодарский край, Дагестан, Новокузнецк, Крым, Нальчик, Волгоград, Новгород, Псков, Санкт-Петербург, Москва Египет, Турция, Япония, Китай, Вьетнам, Таиланд, Тунис США, Черногория, Франция (Париж), Германия, Испания, Италия, Польша, Чехия, Греция Абхазия, Грузия, Казахстан

Астрахань Астраханская область Краснодарский край, Крым, Пятигорск, Кисловодск, Сызрань, Татарстан, Санкт-Петербург, Москва. Турция Ирландия, Чехия, Польша, Франция, Италия, Германия Грузия

Черемхово Черемхово, Иркутск, Краснодарский край

Долгоруково Долгоруково, Елец Алтай (Заринск), Тульская область, Сочи, Анапа, Евпатория, Москва

Анализируя источники информации, можно выделить инновационные и традиционные практики. Так, из новых - это использование отзывов путешественников, заметок блогеров. Дети писали, что очень мало о путешествиях пишут именно дети, и что им бы хотелось почитать заметки детей, которые смогли это место посетить: что они увидели, что им понравилось, что они предлагают посетить. Подростки оформляют подписку на блогеров-путешественни-ков. Из традиционных практик - это использование карты, на которой отмечаются страны, где были родители когда-то, теперь они путешествуют вместе с детьми. Эта практика присутствует в отдельных семьях.

Анализируя социально-географическое описание мест в детских сочинениях, мы выделили следующие критерии: местонахождение; границы; координаты; природные условия; маршрут до места отдыха: транспорт, расстояние, встречаемые объекты; перемещения и расстояния на месте отдыха; исторические справки; культурные и языковые особенности; численность населения; названия достопримечательностей, природных и материальных объектов, исторических личностей, блюд национальной кухни.

Описывая географически место, школьники указывали на статус посещаемых городов, границы, климат, отдельно встречались упоминания в сочинениях названий основных природных объектов и достопримечательностей, а также имена выдающихся личностей, связанных с этими местами. Не во всех сочинениях присутствуют географические описания. Более подробно их смогли дать школьники в возрасте 12-17 лет, часто путешествующие с родителями, увлекающиеся изучением посещаемых мест по разным источникам (интернет-ресурсы, телепрограммы, книги и т.д.). В сочинениях учащихся 6-7 классов иногда встречаются географические координаты описываемых мест,

что, возможно, связано с изучением данной темы на уроках географии.

С описанием детьми достопримечательностей связан интересный момент некоего символического присваивания, когда дети фотографируются на фоне знаковых достопримечательностей мест путешествий и потом выкладывают эти фотографии на своих станицах в социальных сетях. Согласно П. Штомки, «нам недостаточно испытывать какие-либо переживания, мы хотим их закрепить материально, забрать домой, спрятать среди других предметов, которые собираем» [4].

Отдельное направление анализа текстов сочинений - это построение и описание детьми маршрутов путешествий. Авторы сочинений пишут, что путешествуют вместе с семьей на машинах, поездах, самолетах. Иногда дети больше сосредоточены на описании своих впечатлений от первого полета на самолете, забывая про место назначения: «Я первый раз полетала на самолете, для меня это был адреналин и страх перед взлетом, море эмоций... все прошло удачно, запомню это надолго» (13 лет, ж.).

Дети рассказывают о расстояниях, встречаемых объектах (природных и социально-культурных, инфраструктурных). Сочинения часто насыщены детскими эмоциями, переживаниями, ожиданиями: «Для себя я решила, что не буду останавливаться: ведь если одна мечта сбылась, нужно двигаться за новой. Эмоции, которые я получила во время этих каникул, останутся в моей памяти навсегда» (16 лет, ж.); «Во время отдыха я испытываю лишь позитивные эмоции и чувствую полную свободу» (15 лет, ж.); «С прошлого лета у меня осталось много ярких воспоминаний, и я бы хотела пережить их снова» (14 лет, ж.); «Сердце наполняется и радостью, и гордостью, и ожиданием неизвестного» (15 лет, ж.).

Независимо от возраста и пола, для большинства детей важен фактор при-

сутствия семьи, друзей, это удовлетворяет их потребность в безопасности, и сама ситуации поездки, связанная со сменой их повседневного ритма жизни, приносит удовлетворение и эмоциональный подъем.

На основе проанализированных сочинений нами были выделены следующие формы летних активностей:

1. Образовательная деятельность (самообразование, посещение кружкой, секций, репетиторов, обучение языкам).

2. Хобби (рисование, музыка, чтение, рукоделие, фотографирование).

3. Занятие спортом (катание на велосипедах, скейтах, плавание, спортивные игры).

4. Помощь по дому, хозяйству.

5. Охота, рыбалка, наблюдение за природой, походы в лес, горы.

6. Прогулки с друзьями.

7. Купание в речке, море.

8. Посещение достопримечательностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Развлекательные мероприятия (аттракционы, кино, торговые центры и т.д.).

10. Просмотр чемпионата мира по футболу.

Летнее время для современных школьников - это не только отдых, но и самообразование, изучение языков, а также возможность посвятить время своему хобби: «Каникулы- отличная возможность попробовать занятия чем-нибудь новым, например, музыкой или, может быть, рисованием, такие хобби помогают расслабиться и найти новых друзей» (14 лет, м.); «учеба в Германии лучше каникул в России» (16 лет, ж.).

Для сельских территорий важно выделить такой вид активности, как помощь по хозяйству: «Я люблю летом заниматься огородом и домашними животными, а зимой согреваться горячим чаем и вязать с бабушкой теплые вещи». (13 лет, ж.); «будем помогать бабушке по хозяйству, лучше занятия не найти» (15, ж.); «я помогал бабушке, мы с ней много времени про-

вели в саду, ухаживали за цветами, собирали урожай» (14, м). Через помощь по хозяйству дети, не зависимо от пола, подчеркивают собственную взрослость: «я всегда помогаю на большом огороде, важно, что мне доверяют» (13, м.); «научился топить баню и ездил за водой из колодца» (11 лет, м.).

Еще один пункт анализа географических сочинений - выделение ключевых событий. Дети отмечали личностно-ориентированные, значимые только для них события, например, рождение брата/сестры; приезд каких-то дальних родственников, окончание музыкальной школы, победа своей спортивной команды и т.д. Таких личностно-значимых событий было очень много. Но в качестве центрального можно обозначить Чемпионат Мира по футболу 2018. Смотрели его как мальчики, так и девочки. Это повлияло на то, что играли командами во дворе, обсуждали, болели за любимые команды, радовались победам и очень огорчались, когда были проигрыши, особенно у российской команды («Прошлым летом я стала свидетелем и даже участником такого грандиозного события как Чемпионат мира по футболу 2018 года» (15 лет, ж.), «Смотрел чемпионат мира по футболу на турецком», (16 лет, м.).

Чем понравился детям их летний отдых и те места, которые они смогли посетить. Во-первых, это атмосфера, колорит. Приведем пример из сочинения: «Индия меня привлекает своей атмосферой. Это её главное отличие. Ведь в Москве все люди постоянно куда-то торопятся и спешат. А вот в Индии совсем иначе . Как на улицах, так и в умах людей полное спокойствие. Полная противоположность шумного мегаполиса» (16 лет, ж.). Во-вторых, душевный комфорт: «У бабушки на даче в лесу растут грибочки. У бабушки на даче плескаться можно в бочке. У бабушки на даче спать можно на печи. У бабушки на даче блины и калачи. У бабушки на даче пьем чай из самовара. У бабушки на даче поем мы под гитару.

У бабушки на даче гамак висит меж веток. У бабушки на даче проводим мы все лето» (16 лет, ж.). Кроме того, это природная красота, возможность посетить разные достопримечательности, эмоциональный подъем и много замечательных воспоминаний на весь год.

На рисунке 3 представлено облако слов, где выделенные слова, показывают значимые показатели идеальных каникул в представлении школьников. На основе их рассуждений, мы выделили следующие индикаторы:

• Окружающие люди («Мои идеальные каникулы - это каникулы в кругу хороших людей, с которыми приятно провести время» (15 лет, ж.).

• Путешествия («Лично для меня, идеальные каникулы это те, где есть очень много свободного времени и неограниченные возможности путешествовать» (14 лет, ж.). «Сам дух путешествий заставляет твоё настроение прыгать, и ты чувствуешь такую радость и такой прилив сил, что кажется, что можешь так объехать весь свет» (15 лет, ж.). «Я считаю, что залог хорошего отдыха - это отличная компания или, а также продолжительность путешествия, чтобы сделать все, о чем мечтаешь» (16 лет, ж.).

• Времяпровождение с семьей («Я бы хотела их провести вместе со своими близкими и для меня это идеально! Когда рядом мама и папа, чувствуешь себя защищенно и уверенно, с ними хорошо везде: дома, на улице, но море и больше ничего не нужно» (14 лет, ж.).

• Возможность посвятить время занятиям, которые нравятся («Я буду гулять, заниматься спортом, читать» (11 лет, м.). «Идеальные каникулы - возможность тратить свое время на то, что хочется и что обязательно принесет радость» (16 лет, ж.).

• Отдых от городской жизни («Прекрасная природа и тихая спокойная жизнь вдали от шумного города,

чтобы можно было полностью посвятить свое время себе и своим мыслям» (15 лет, ж.).

• Отдых от школы («Идеальные каникулы должны давать отдых души и мозгу, чтобы затем, с новыми силами возобновить плодотворную учебу» (16 лет, м.).

• Оранжевое настроение («Просыпаешься каждый день радостный и такой счастливый» (15 лет, м.).

• «Теплые» воспоминания («За время путешествий всегда остаётся множество памятных фотографий, на которых запечатлены самые тёплые воспоминания из поездок. Более того, на таких каникулах без труда можно завести много новых друзей по всему миру, с которыми, впоследствии, ездить друг к другу в гости во время очередных каникул». (16 лет, ж.) «Каникулы всегда должны приносить много новых впечатлений, чтобы их хватило на целый год» (13 лет, м.).

• Осуществление задуманного («Неважно, как и где ты проведешь каникулы. Если у тебя появились новые друзья, тебе удалось осуществить свои планы, это и есть идеальные каникулы» (15 лет, м.).

про

__О« близкими

.........

ВОЗМОЖНОСТЬ вести есть

«й- -I- Iкогда

и: " ^ -—

|1В06МЯ новые

:догии«|| -розиатДрсТиДнчнд — . .........

й—'гпмИи«!« "ЧУи Идеаль но Р"**, УрадДьТ

каникулы-......чтобы--

путешествовать

путешествий

Рисунок 3. Идеальные каникулы в представлении школьников

В представлениях детей, лето - это время возможностей для отдыха, смены обстановки, открытий в мире и самом себе. Несмотря на сложности сегодняшней эпидемиологической ситуации, лето остается любимым временем года для школьников. Остается надеяться, что очень скоро мы вернемся к пониманию

летнего периода как времени, по словам одной из участниц исследования, когда «можно осознать, что мир не ограничен только своей комнатой» (16 лет, ж.).

Выводы:

1. Одним их аспектов изучения детства в рамках социогеографического подхода являются перемещения детей в период летних каникул.

2. Дети как участники сами представляют и описывают свои живые истории посредством сочинений на темы реальных и идеальных каникул.

3. На уровне семьи вырабатываются практики участия детей в принятии решений, касающихся форм и активностей летнего отдыха, учет мнения ребенка оказывает непосредственное влияние на отношение ребенка к месту отдыха.

4. Путешествия как реальные, так и виртуальные, позволяют расширить представления детей о мире, социальных взаимодействиях и отношениях.

5. Летний отдых высвечивает проблему неравенства, связанную не только с материальными возможностями семей, но и с территорией проживания (ее социально-культурными ресурсами, инфраструктурой, географическим положением).

6. Организация летнего отдыха детей зависит как от возраста, так и образа жизни в городе и селе, с разным отношением к обязанностям детей в летний период.

7. Взгляд детей на идеальные каникулы отличается от представления взрослых.

Литература

1. Костина Е.Ю., Бухтиярова И.Н. Точки притяжения географии детства: научно-исследовательские центры и ключевые исследователи // Известия Географического общества Узбекистана. 2019. Т. 55. С. 165-169.

2. Филипова А.Г., Зубова О.Г. Географические сочинения: индикаторы со-

циального неравенства в системе отношений "центр - периферия" // Центр и периферия: диалог или неиспользованные возможности? сборник научных статей по итогам Всероссийского научно-практического семинара. 2019. С. 146-159.

3. Филипова А.Г., Ракитина Н.Э., Купряшкина Е.А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.

4. Штомпка П. Визуальная социология: учебник / Пер. с польск. Н.В.Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е.Покровский. — М.: Логос, 2007. С. 66

5. Abebe Tatek, Waters Johanna (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 10. Labouring and Learning. Singapore: Springer, 2017.

6. Ansell Nicola, Klocker Natascha (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 8. Geographies of Global Issues: Change and Threat. Singapore: Springer, 2016.

7. Evans Bethan, Horton John (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 9. Play and Recreation, Health and Wellbeing. Singapore: Springer, 2016.

8. Evans Ruth, Holt Louise (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 2. Methodological Approaches. Singapore: Springer, 2017.

9. Freeman C. Twenty-five years of children's geographies: a planner's perspective. Children's Geographies, 2019.

10. Freeman Claire, Tranter Paul (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 12. Risk, Protection, Provision, and Policy. Singapore: Springer, 2017.

11. Harker Christopher, Horschelman Kathrin (eds), Skelton Tracey (editor-inchief). Geographies of Children and Young People 11. Conflict, Violence, and Peace. Singapore: Springer, 2017.

12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Centre: Florence, 1999.

13. Kallio Kirsi Pauliina, Mills Sarah (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 7. Politics, Citizenship, and Rights. Singapore: Springer, 2016.

14. Kraftl Peter, Nairn Karen (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 3. Space, Place, and Environment. Singapore: Springer, 2016.

15. Kraftl P. Memory and Autoethnographic Methodologies in Children's Geographies: Recalling Past and Present Childhoods // Geographies of Children and Young People 2. Methodological Approaches. Singapore: Springer, 2017. P. 23-24.

16. Laoire Caitriona Ni, White Allen (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 6. Movement, Mobilities, and Journeys. Singapore: Springer, 2017.

17. Punch Samantha, Vanderbeck Robert M. (eds), Skelton Tracey (editor-inchief). Geographies of Children and Young People 5. Families, Intergenerationality, and Peer Group Relations. Singapore: Springer, 2018.

18. Skelton Tracey, Aitken Stuart C. (eds.) Geographies of Children and Young People 1. Establishing Geographies of Children and Young People. Singapore: Springer, 2019.

19. Worth Nancy, Dwyer Claire (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 4. Identities and Subjectivities. Singapore: Springer, 2016.

Ideal and real holidays for Russian school children: geography of children's travel based on essays Zubova O.G.,Filipova A.G.

Moscow State University M.V. Lomonosov According to socio-geographical approach the authors investigate the features of summer movements of children. As a method of collecting empirical data the essay is used. Following a brief support plan, children were asked to describe their real or ideal holidays.

In total, 247 schoolchildren aged 9 to 17 years old from cities: Komsomolsk-on-Amur, Astrakhan, Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg, Cheremkhovo and one village Dolgorukovo took part in the study. The collected data were analyzed according to the criteria: the geography of summer holiday, the practices of children participation in the choice of forms and activities of summer rest, motivation of children's choice, forms of activities, geographical description of the place, sources of information about the place of rest, attitude to the place of rest, ideas about ideal holidays. Keywords: geography of childhood, movement, mobility, travel, summer holidays, rural and urban lifestyles, child's participation in the choice of summer holidays. References

1. Kostina E.Yu., Bukhtiyarova I.N. Points of

attraction of the geography of childhood: research centers and key researchers // News of the Geographic Society of Uzbekistan. 2019.Vol. 55, p. 165-169.

2. Filipova A.G., Zubova O.G. Geographical Writings: Indicators of Social Inequality in the System of "Center - Periphery" Relations // Center and Periphery: Dialogue or Unused Opportunities? collection of scientific articles based on the results of the All-Russian scientific and practical seminar. 2019.S. 146-159.

3. Filipova A.G., Rakitina N.E., Kupryashkina

E.A. New research orientations in the sociology of childhood // Sociological studies. 2018.No. 3.P. 86-93.

4. Shtompka P. Visual sociology: textbook / Per.

from Polish. N.V. Morozova, ed. entry Art. N.E. Pokrovsky. - M .: Logos, 2007.S. 66

5. Abebe Tatek, Waters Johanna (eds), Skelton

Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 10. Laboring and Learning. Singapore: Springer, 2017.

6. Ansell Nicola, Klocker Natascha (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 8. Geographies of Global Issues: Change and Threat. Singapore: Springer, 2016.

7. Evans Bethan, Horton John (eds), Skelton

Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 9. Play and Recreation, Health and Wellbeing. Singapore: Springer, 2016.

8. Evans Ruth, Holt Louise (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 2. Methodological Approaches. Singapore: Springer, 2017.

9. Freeman C. Twenty-five years of children's

geographies: a planner's perspective. Children's Geographies, 2019.

10. Freeman Claire, Tranter Paul (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 12. Risk, Protection, Provision, and Policy. Singapore: Springer, 2017.

11. Harker Christopher, Hörschelman Kathrin (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 11. Conflict, Violence, and Peace. Singapore: Springer, 2017.

12. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Center: Florence, 1999.

13. Kallio Kirsi Pauliina, Mills Sarah (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 7. Politics, Citizenship, and Rights. Singapore: Springer, 2016.

14. Kraftl Peter, Nairn Karen (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 3. Space, Place, and Environment. Singapore: Springer, 2016.

15. Kraftl P. Memory and Autoethnographic Methodologies in Children's Geographies: Recalling Past and Present Childhoods // Geographies of Children and Young People 2. Methodological Approaches. Singapore: Springer, 2017. P. 23-24.

16. Laoire Caitriona Ni, White Allen (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 6. Movement, Mobilities, and Journeys. Singapore: Springer, 2017.

17. Punch Samantha, Vanderbeck Robert M. (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 5. Families, Intergenerationality, and Peer Group Relations. Singapore: Springer, 2018.

18. Skelton Tracey, Aitken Stuart C. (eds.) Geographies of Children and Young People 1. Establishing Geographies of Children and Young People. Singapore: Springer, 2019.

19. Worth Nancy, Dwyer Claire (eds), Skelton Tracey (editor-in-chief). Geographies of Children and Young People 4. Identities and Subjectivities. Singapore: Springer, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.