Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО'

ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / MODERN SCHOOL / ТРИНИТАРНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOL SYSTEM TRINITY / ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PROCESSING STAGES / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клышко Жанна Михайловна, Диянова Ольга Павловна, Жигальцова Елена Анатольевна, Козлова Наталия Геннадьевна

Статья раскрывает основные принципы функционирования идеальной школы. Устанавливается триединство субъектов образовательного процесса. Описывается значимость метапредметных знаний и умений учителя в школе нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клышко Жанна Михайловна, Диянова Ольга Павловна, Жигальцова Елена Анатольевна, Козлова Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAL SCHOOL OF THE FUTURE

The article reveals the main principles of the ideal school’s functioning. The triunity of the subjects of learning process is determined. The significance of metasubject knowledge and skills of the teacher of the new generation school is described.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО»

В конце каждого этапа работы с единицами лексико-фразеологического портфеля эмоционального концепта преподавателю следует обсудить со студентами понимание ими важности реализации номинантов, дескрипторов и эмотивов в эмотивной коммуникации и, прежде всего, в педагогическом дискурсе. Такое обсуждение можно построить, например, в форме свободной беседы, где каждый из обучающихся может высказать свое мнение, выдвинуть свои предложения и замечания.

В итоге студенты должны прийти к осознанию последовательности работы над эмотивной лексикой и фразеологией, усвоить комбинации методических приемов, обеспечивающие ознакомление, закрепление и применение эмотивных средств. Для достижения этой цели им можно предложить составить план собственного урока по работе с данной лексикой на той или иной ступени обучения в школе и предоставить возможность реализовать в группе отдельные его фрагменты.

Эффективность предложенной технология формирования эмотивной компетенции была проверена опытным путем. Таким образом, использование предложенной системы упражнений можно сформировать эмотивную компетенцию в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.

Литература и источники

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.

2. Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 205 с.

3. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. 3-е изд., стереотип. Дубна: Феникс+, 2005. 448с.

4. Хусяинова Ю.Н. Роль эмоций в профессионально-коммуникативной деятельности учителя иностранного языка// Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 7. С. 210-216.

5. Чернышов С.В. Аффективные стратегии обучения иностранным языкам // Нижегородское образование. 2015. №4. С. 116-120.

ХУСЯИНОВА ЮЛИЯ НАИЛЕВНА - старший преподаватель центра иностранных языков Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина (u-y-a@yandex.ru)

KHUSYAINOVA, IULIIA N. - Senior Lecturer of the foreign language centre, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (u-y-a@yandex.ru)

УДК 371.2 (373.1)

КЛЫШКО Ж.М., ДИЯНОВА О.П., ЖИГАЛЬЦОВА Е.А., КОЗЛОВА Н.Г. ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Ключевые слова: современная школа, тринитарность системы образования, этапы прохождения информации, междисциплинарное интегрированное обучение.

Статья раскрывает основные принципы функционирования идеальной школы. Устанавливается триединство субъектов образовательного процесса. Описывается значимость метапредметных знаний и умений учителя в школе нового поколения.

KLYSHKO, Zh.M., DIYANOVA, O.P., ZHIGALTSOVA, E.A., KOZLOVA, N.G. THE IDEAL SCHOOL OF THE FUTURE

Keywords: modern school, school system trinity, information processing stages, interdisciplinary integrated learning.

The article reveals the main principles of the ideal school's functioning. The triunity of the subjects of learning process is determined. The significance of metasubject knowledge and skills of the teacher of the new generation school is described.

Современная система образования переживает непростые времена, что выражается в кризисе старых педагогических концепций, излишней теоретической направленности, низком уровне связи между этапами образования [1; 2]. Очевидна необходимость ее

преобразования, которое не может обойти стороной школу, как важнейшее звено образовательной системы. Именно в школе с самых первых дней у ребенка формируются умения учиться, которыми он пользуется всю жизнь.

Какой мы видим идеальную школу будущего? Школа информационного общества, основанного на знаниях - это образовательная организация, базирующаяся на субъект-субъектных отношениях. Человек будущего осваивает знания в течение всей жизни. Соответственно, учитель в своей профессии также осваивает все новые и новые уровни и, соответственно, ведет своих учеников по ступеням, поднимаясь с одной на другую.

Любая информация, накопленная человечеством, является всеобщим достоянием. Она доступна, бесплатна, систематизирована по предметным областям и уровням сложности. Учитель свободно ориентируется в огромном потоке информации в рамках своего предмета и помогает ученикам осваивать базовые знания, учит автономному выполнению поставленных задач, способствует выявлению способностей и, в конечном итоге, раскрытию потенциала учеников. В школе будущего учитель владеет не только информацией по своему предмету, но и в смежных областях и готов помочь ученику в освоении знаний. Так, учитель английского языка, безусловно, владеет русским языком и способен оказать помощь в овладении родным языком; учитель географии свободно ориентируется в знаниях по биологии, тогда как учитель-филолог владеет информацией по истории.

Для введения новых тем в образовании, тренировочных упражнений, проверки работ учащихся в новой школе есть виртуальные лаборатории. Интерактивные программы решают механические задачи обучения. То есть учитель не должен тратить время на то, что может сделать машина. При этом высвобождается время для общения ученика и учителя. Они беседуют, вместе отбирают темы для изучения, занимаются поиском необходимой информации, в том числе и на иностранных сайтах, разрабатывают проекты.

Кроме того, в школе будущего, помимо бумажных учебников, есть электронные версии учебников, которые учитель использует на уроке, а ученики используют их дома. Они создают дополнительную наглядность в классе, являющуюся одним из ключевых принципов обучения. Мы не отказываемся от традиционных бумажных носителей информации, считая их прекрасным дополнением в обучении, но понимаем, что будущее образования - за электронными носителями.

Учителя разных предметов согласовывают свои усилия в зависимости от склонностей и стремлений конкретного обучающегося для формирования у него единой картины мира. Междисциплинарное интегрированное обучение является нормой. Например, при изучении произведения М. Шолохова «Тихий Дон» учитель литературы анализирует с учениками текст и содержание произведения; учитель географии разрабатывает маршрут экскурсии в места, описанные в произведении (учащиеся изучают географические особенности местности, работают с картой, выявляют особенности компонентов природных комплексов); на уроках иностранного языка создаётся путеводитель для зарубежных гостей с комментариями и описанием русских казачьих традиций, упоминаемых в данном произведении; с учителем истории ученики подробнее рассматривают период развития нашей страны, представленный в романе; учителя эстетического цикла помогают инсценировать отрывок авторского текста. Рамки проекта могут быть расширены в зависимости от профиля класса, интересов учащихся и изучаемых тем. Например, математики могут просчитать время экскурсии, стоимость поездки группы, протяженность маршрута для путешественников из разных стран. Биологов может заинтересовать флора и фауна региона. Химиков - состав воды и горных пород в регионе. На обществознании обсуждаются социально-политические проблемы этой части России в наши дни.

Стив Джобс говорил: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе, зачем мы здесь?». Цель проекта может быть именно в том, чтобы каждый ученик не только многое узнал, но и увидел, где себя применить, каким направлением следует и хочется заниматься для самореализации, которая является, как известно, потребностью высшей ступени для каждого человека.

Абрахам Маслоу (эмигрант из России первой волны) создал ныне широко известную пирамиду потребностей:

'' от г< \

Ж- [лознанде,

Г . V

/ 4.Пр(ч: тнжные: \

щ Самоуважение, уважение V со стороны других, признание, достижение успеха и высокий оценки, служебный рост.

/ 3 .Социальные: %

' социальные связи, общение, *

привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

2.Экзистенциальные:

Безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни

1.Ф изи ологич еские:

Голод,жажда, половое влечение и т.д.

Рис.1. Пирамида А. Маслоу [3; 4]

Задача учителя - развивать у детей потребности более высокого уровня.

В новой школе созданы все условия для реализации всех потребностей.

Этапы восприятия информации, которым следуют и которые соблюдают учителя новой школы:

1. Чувственный этап

2. Символьный этап

3. Логический этап

4. Лингвистический этап

Новая идеальная школа основывается на том, что восприятие любой информации человеком проходит 4 ступени, или этапа. Теория прохождения информации описана выдающимся психологом и педагогом Жаном Пиаже [5], и ей следуют и её соблюдают учителя новой школы.

1. Первый этап - сенсорно-моторный (чувственное восприятие). Даже в утробе матери ребенок проходит этот этап. Беременным женщинам с древних времен советовали смотреть на красивые вещи, испытывать положительные эмоции, слушаТЬя приятную классическую музыку и т.д.

2. Второй этап - символьный (образное «свертывание» чувственно-логической информации). На этом этапе человек уже обладает определенным знанием. Например, когда маленького ребенка кормят вкусным яблочным пюре из ложечки, он постепенно привыкает, и ложечка у него ассоциируется с приятными вкусовыми ощущениями. Поэтому при виде ложечки он уже улыбается и открывает ротик.

3. Третий этап - логический (дискурсивно-логическое осмысление информации). Например, мы видим яблоко. Мы знаем, как оно выглядит, как пахнет, какое оно вкусное, а теперь у нас возникает логичный вопрос о том, где оно растет, сколь оно полезно и т. п.

4. Четвертый этап - лингвистический (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1 - 3 этапах). Можно уже не показывать яблоко. При одном слове «яблоко» возникает четкий, понятный, знакомый образ. Мы легко вспомним и представим его вкус, цвет, аромат и др.

Таким образом, идёт адекватное, природосообразное восприятие новых знаний, равноценно работают оба полушария головного мозга ребенка, нет переутомления, отторжения, нежелания находиться в образовательном процессе. Сам процесс идет со сменой фаз активности и отдыха (на основе КЕАЬ-методики академика Н.В. Масловой [1]), что ведет к сохранению здоровья, развитию образного мышления, переводу информации в долговременную память.

На основе имеющегося педагогического опыта нами определена тринитарность новейшей школы: все субъекты образовательного процесса, компоненты, ключевые понятия устойчиво объединяются в триединстве.

• Семья - школа - общество.

• Знания - смыслы - идеи.

• Способность - мотивация - готовность.

• Субъекты - среда - содержание.

• Ученик - учитель - родитель.

• Школьная - домашняя - возрастная (образовательная и воспитательная среда).

• Доступность - открытость - бесплатность (образования).

• Метапредметные - личностные - предметные (результаты).

• Сотрудничество - сотворчество - созидание.

• Контент - трансляция - смыслы.

• Обучение - воспитание - развитие.

• Разработка - освоение - применение.

• Естественные - гуманитарные - технические (науки).

• Начальная - средняя - старшая (ступени образования).

• Элементарный - базовый - углубленный (уровень).

• Обязанности - ответственность - права.

Так, на смену устаревающим знаниям-умениям-навыкам приходят знания-смыслы-идеи. Образовательная среда состоит из взаимопроникающих домашней, школьной и возрастной составляющих. Учитель и ученик, стремясь к результату, неизменно движутся по пути сотворчества-соавторства-созидания. На этом пути педагог учит воспитанников разрабатывать-осваивать-применять новые знания. Современный рынок труда не ценит знания сами по себе как таковые. Работодателю более интересно, что работник умеет делать. Именно поэтому в школе будущего фокус смещается на то, как ученик умеет применять полученные знания во всех областях, как он может действовать, опираясь на полученные знания.

Идеальная школа будущего сотрудничает с родителями учащихся, но родители, доверяя своего ребенка учителям, не стоят в позиции критиков и ревизоров образовательного процесса. Честь и достоинство учителя не подвергаются нападкам ни со стороны общества, ни со стороны государства. Профессиональный стандарт педагога выверен и четко представлен в документе, что позволяет работодателю грамотно выстраивать работу с кадрами и исключать любые дальнейшие спекуляции и необъективность в отношении профессионализма учителя. Сотрудничество с родителями заключается во взаимопомощи между учителем, обучающимся и родителем. Только при таком условии учитель живет в стремлении к творчеству, гармонии, и никакие страхи и неуверенность в себе не блокируют этот процесс. Только счастливые, реализующие свой потенциал учителя воспитывают счастливых людей, способных к прогрессу [6].

Каждый человек имеет обязанности, чувствует ответственность за их выполнение и поэтому обладает правами.

Учитель является носителем образцовой социокультурной позиции, составляющими которой являются вежливость, такт в общении, готовность находить компромисс, толерантность, дипломатичность, активная гражданская позиция. Данная социокультурная

позиция, сформированная у учителя на высоком уровне, проявляется не только в общении с администрацией, обучающимися, но и в общении с родителями. И обучающиеся, имеющие всегда перед своими глазами высокий пример, стремятся в своем общении также опираться на свою формирующуюся социокультурную позицию [7].

Таким образом, идеальная школа, несомненно, опирается на богатейший опыт, веками накопленный педагогической мыслью великих ученых мира. Однако время диктует свои условия, адекватная и своевременная реакция на которые обеспечит не только стабилизацию высокого качества российского образования, но и позволит многократно повысить его, выведя на принципиально новый уровень.

Литература и источники

1. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Технология. Методология. Методика. М.: Институт Холодинамики, 1998. С. 9-10, 43.

2. Юсманов И. Проблемы современной российской системы образования // Образование и карьера. М., 2014.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

4. Maslow A.H. Toward a psychology of being / A.H. Maslow, New York: Harper & Row, 1962.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. С.595 - 606.

6. Клышко Ж.М. Методическое пособие для учителей английского языка к учебнику «Древо английской грамматики» Н.В. Масловой. М.: Институт холодинамики, 2000. С.41.

7. Козлова Н.Г. Психолого-педагогические условия становления социокультурной позиции студентов неязыкового вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т.17. № 1(3). С. 565-568.

КЛЫШКО ЖАННА МИХАЙЛОВНА - кандидат психологических наук, руководитель Лингвистического ресурсного центра Pearson Lab во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И Рудомино.

ДИЯНОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА - кандидат географических наук, председатель методического объединения естественно-научного цикла ГБОУ МОК «Кузьминки».

ЖИГАЛЬЦОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - председатель методического объединения гуманитарного цикла ГБОУ МОК «Кузьминки».

КОЗЛОВА НАТАЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА - кандидат педагогических наук, председатель методического объединения английского языка ГБОУ МОК «Кузьминки», (nnadezhdina@yandex.ru).

KLYSHKO, ZHANNA M. - Ph.D. in Psychology, Director of Pearson Lab linguistic resource center at the Russian State Library of Foreign Literature named after M.I. Rudomino (zhanna.m.klyshko@libfl.ru).

DIYANOVA, OLGA P. - Ph.D. in Geography, Chairperson of the methodical association of the natural-science cycle of State Budget Educational Institution Multidisciplinary Educational Complex "Kuzminki" (DiyanovaOP@yandex.ru) ZHIGALTSOVA, ELENA A. - Chairperson of the methodical association of the humanitarian cycle of State Budget Educational Institution Multidisciplinary Educational Complex "Kuzminki" (elenazigaltsova@mail.ru). KOZLOVA, NATALIIA G. - Ph.D. in Pedagogics, Chairperson of methodical association of the English language of State Budget Educational Institution Multidisciplinary Educational Complex "Kuzminki" (nnadezhdina@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.