Научная статья на тему 'Диверсифицированный подход к выбору форм самостоятельной работы студентов в изучении дисциплины «Экономика образования»'

Диверсифицированный подход к выбору форм самостоятельной работы студентов в изучении дисциплины «Экономика образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMICS OF EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД / PUBLIC REPORT / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ДОМАШНЯЯ РАБОТА / HOMEWORK / ГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / GROUP MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазков Владимир Евгеньевич, Москалева Нина Николаевна

В статье рассматривается специфика преподавания новой для педагогических вузов дисциплины «Экономика образования», которая как воплощение отраслевой науки строится на базе курсов «Экономической теории» и «Экономики». Специфика проявляется в том, что по ряду действующих в педагогическом университете Федеральных государственных образовательных стандартов, эта дисциплина включена, как и «Экономика» только в вариативную часть, либо включена в базовую, в то время как «Экономика»в вариативную. Это вызывает трудности в формировании необходимых компетенций будущего учителя и требует диверсификации форм самостоятельной работы студентов. Разработанная нами методика практических занятий по экономике образования, в виде предлагаемой системы домашних и аудиторных заданий позволяет студентам не только познакомиться с финансовыми вопросами управления школой. Она также позволяет принять участие в маркетинговой стратегии и тактике школы, увидеть себя в роли директоров, проанализировать связь результатов учебной деятельности учителей и обучающихся с целым рядом факторов: кадровым составом школы, материальным и финансовым обеспечением. Самостоятельный сбор данных через официальные сайты школ и обобщение данных способствуют овладению студентами эмпирической частью исследовательской деятельности, а их интерпретация (подготовка и проверка гипотез и выводов), формулировка рекомендаций по повышению эффективности работы школы способствует развитию компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазков Владимир Евгеньевич, Москалева Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсифицированный подход к выбору форм самостоятельной работы студентов в изучении дисциплины «Экономика образования»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК Ч448.147.88:37.016:37.014.54

ББК Ч448.027+У497.4р ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08

Глазков Владимир Евгеньевич,

доцент кафедры технологии и экономики, кандидат экономических наук, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 6200017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: veg479@yandex.ru.

Москалева Нина Николаевна,

доцент кафедры технологии и экономики, кандидат экономических наук, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 6200017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: M0skalevann40@yandex.ru.

ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диверсификация, самостоятельная работа, экономика образования, школа, публичный доклад, сравнение, компетенции, исследование, домашняя работа, групповые показатели.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается специфика преподавания новой для педагогических вузов дисциплины «Экономика образования», которая как воплощение отраслевой науки строится на базе курсов «Экономической теории» и «Экономики». Специфика проявляется в том, что по ряду действующих в педагогическом университете Федеральных государственных образовательных стандартов, эта дисциплина включена, как и «Экономика» только в вариативную часть, либо включена в базовую, в то время как «Экономика»- в вариативную. Это вызывает трудности в формировании необходимых компетенций будущего учителя и требует диверсификации форм самостоятельной работы студентов.

Разработанная нами методика практических занятий по экономике образования, в виде предлагаемой системы домашних и аудиторных заданий позволяет студентам не только познакомиться с финансовыми вопросами управления школой. Она также позволяет принять участие в маркетинговой стратегии и тактике школы, увидеть себя в роли директоров, проанализировать связь результатов учебной деятельности учителей и обучающихся с целым рядом факторов: кадровым составом школы, материальным и финансовым обеспечением.

Самостоятельный сбор данных через официальные сайты школ и обобщение данных способствуют овладению студентами эмпирической частью исследовательской деятельности, а их интерпретация (подготовка и проверка гипотез и выводов), формулировка рекомендаций по повышению эффективности работы школы способствует развитию компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога.

Glazkov Vladimir Evgen'evich,

Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Moskaleva Nina Nikolaevna,

Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

KEYWORDS: independent work, Economics of Education, school, public report, comparison, competences, research, homework, group measurements.

ABSTRACT. The article deals with the specificity of teaching a new higher school discipline "Economics of Education", which is built on the basis of the courses of economic theory and economics (for Bachelors).The specificity lies in the fact that according to a number of Federal State Educational Standards for pedagogical universities this discipline is included, the same as Economics, in the variable part only, or only in the basic part, whereas Economics is included in the variable part. This fact makes it difficult to form the necessary competences of a future teacher and demands diversification of the forms of students' individual work. Economics is studied now through the analysis of economic problems of the school.

The practical course "Economics of Education", which includes the system of independent and classroom activities, gives students an opportunity to learn financial problems of school management. It also allows students to take part in marketing strategy and tactics of a school and to act as school director, besides it makes possible to analyze the dependence of the results of learning and teaching on different factors: school staff, material and financial support.

The independent collection of the necessary information from the official websites of schools helps students to study empirical part of research; interpretation of the results of analysis, recommendations to promote efficiency of school helps to develop the competencies that correspond to the requirements of professional standard of a teacher.

В педагогике термин «диверсификация» трактуется как одна из характеристик системы образования, таких как многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность образовательных программ. В экономике - это способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них, компенсировать это за счет другой сферы. В данной статье мы под этим термином подразумеваем разнообразие форм самостоятельной работы студентов, но с экономическим смыслом в части эффективности работы, но как возможность компенсации источников, которые не всегда удается получить. Самостоятельная работа студентов строится на выборе каждым обучающимся своего способа поиска информации.

Совершенствование учебной деятельности, учитывающей вариативность, дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса в условиях компетент-ностных моделей обучения требует новых форм работы в подготовке учителей [1; 2]. Выпускники вузов должны знать экономику не ниже требований базового уровня школьной программы и быть готовыми к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования [3; 4].

Федеральный государственный стандарт высшего педагогического образования 3+ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат) всех профилей предусматривает изучение основ двух экономических наук: отраслевой науки «Экономика образования» и базовой науки «Экономика» лишь в вариативной части учебного плана. Вопрос о том, какую экономическую дисциплину будут теперь изучать студенты, решается непосредственно в подразделении университета. Но в условиях альтернативного выбора теперь одна экономическая дисциплина должна компенсировать часть потерь второй.

В университете с десятками подразделений (институтов, факультетов), кафедрам, обеспечивающим проведение занятий по дисциплинам экономического блока, необходимо искать новые подходы к обучению бакалавров, учитывающие как отраслевые особенности образования, так и интересы, склонности и способности участников образовательного процесса.

Это предъявляет возросшие требования к повышению интенсивности работы студентов, которые с экономическими категориями теперь впервые могут встре-© Глазков В. Е., Москалева Н. Н., 2016

титься и в отраслевой науке. Так, определяя предмет данного курса, они формулируют его как воспроизводство благ в процессе производства, распределения, обмена и потребления в сфере образования, данное еще в первом учебном пособии по дисциплине «Экономика образования» В. П. Щетинина в 1994 году, переизданном в 1998 году[15, с. 27]. Еще ранее эта мысль прозвучала в монографии В. А. Жамина «Актуальные вопросы экономики народного образования» [9]. Под понятием финансов образовательной организации подразумеваются, в том числе, деньги на оплату труда педагогических работников, и возникает определение заработной платы как факторного дохода создателей валового внутреннего продукта [10, с. 81]. Таким образом, отраслевая наука никак не может рассматриваться в отрыве от ее логической предшественницы - экономической теории. Возникает необходимость в синтезе этих наук и использовании новых форм преподавания. Граница в партнерстве педагога и студента, в связи с этим, сдвигается в сторону самостоятельной работы последнего, что требует диверсификации ее форм, которые обогащаются заданиями по выполнению расчетов, самостоятельному освоению студентами значительного количества вопросов, анализу источников из печатных и электронных изданий, решением задач, работой с тестами и кейсами.

Развитие компьютерных технологий создает возможности для расширения образовательной инициативы обучающихся. Ушли в прошлое толстые статистические справочники по народному хозяйству страны в очередном году. Студенту приходится самому работать в поисковых системах, подбирать искомые данные на официальных сайтах Правительства, Министерства образования и науки, региональных органов образования, группировать их, сопоставлять, делать выводы.

Трудности возникают и в связи со спецификой образовательных услуг. Отраслевые экономические науки в материальной сфере: экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства усваиваются легче. Услуги как неосязаемые ценности плохо поддаются учету и содержат больше опасностей для ассиметрии, то есть искажения информации при ее передаче. В сфере образовательных услуг в связи с отсутствием широко известной обществу терминологии, позволяющей заранее оценить качество услуги, скрыты «огрехи» в преподавании, которые выглядят как проблемы «чайников». Эти свойства услуги широко описываются в литературе [8, с. 77].

Выход из данной ситуации - совершенствование руководства самостоятельной работой студентов. Решению этих задач способствует увеличение прозрачности сферы образования, предусмотренной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. В этом направлении сделано уже много, что уже подчеркивалось при подведении итогов начала выполнения «Государственной программы развития образования на 2013-2020 годы», в котором отмечаются достигнутые результаты [6]. Выполнение правительственных планов по увеличению заработной платы учителей уже вызвало возвращение в школу когда-то ушедших из нее учителей и тех, кто, окончив педагогический вуз, никогда не работал в школе.

Апробированная нами диверсифицированная система организации самостоятельной работы студентов состоит из нескольких взаимосвязанных элементов [7]. В эту систему входят рабочие программы для различных направлений и профилей подготовки бакалавров, домашние задания по анализу деятельности директоров школ, проблемные задания по оценке работы образовательных организаций разных типов, группировка показателей этой работы, многовариантные кейс-задания, подготовка сообщений для аудиторных практических занятий.

На их основе формируются:

- общее понимание сущности экономических аспектов деятельности образовательных организаций, их роли в социально-экономическом развитии общества;

- навыки поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

- умение анализировать, преобразовывать информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

- умение разрабатывать и реализовывать проекты на основе базовых экономических и правовых знаний и ценностных ориентиров.

Выполненные задания обсуждаются на практических занятиях, входят в систему критериев оценивания работы студентов в течение семестра и являются одним из элементов допуска к зачету.

В качестве одной из форм самостоятельной работы студентов рассмотрим домашнее задание, в ходе которого собирается фактический материал, проводится анализ работы, формируются выводы и предложения об организационно-экономических аспектах деятельности школ.

В рамках реализации диверсифицированной модели нами были разработаны и внедрены в учебную практику варианты индивидуальных творческих домашних за-

даний для студентов очной и заочной форм обучения [7]. Для привлечения внимания студентов педагогического вуза к экономической стороне образования мы начали использовать сравнительный метод в анализе комплекса организационных и финансовых проблем организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Показатели сгруппированы по разделам, в том числе характеризующим кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образовательных организаций.

Студентам предлагается сравнить и проанализировать организационно-экономические показатели деятельности двух образовательных организаций по представленным в Интернете на официальных сайтах материалам, в том числе по публичным докладам директоров, официальным отчетам, планам финансово-хозяйственной деятельности, сметам. Выбор объектов исследования - за студентами. Большинство работ выполняется на базе школ, в которых они либо учились, либо работают.

Многопрофильность и индивидуализация подготовки учтены путем применения схем заданий для студентов различных институтов университета. Так, например, студенты института музыкального и художественного образования выполняют работы на базе не только школ, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, студенты института физической культуры - специализированных спортивных школ, студенты других институтов - на базе учреждений дошкольного образования, специальных коррекционных школ и т.д. Таким образом, начинает выстраиваться связь с тематикой выпускных квалификационных работ, с будущей профессиональной деятельностью.

Требования к выпускникам бакалавриата в обладании общепрофессиональными компетенциями, готовности к профессиональной деятельности (в качестве учителей, завучей, организаторов сетевого взаимодействия и создателей собственных образовательных организаций) продиктовали комплексный характер состава анализируемых показателей (кадрового, материально-технического обеспечения, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации). Это вызвано тем, что в качестве компетенции выпускника, освоившего программу бакалавриата высшего педагогического образования 3+ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», Федеральный образовательный стандарт определяет для изучивших курс «Экономика образования» способность (ОК-7) использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности [5].

Рассмотрим более детально выделенные нами критерии для анализа образовательной организации.

1. Общая характеристика. Представляется общее количество учащихся, характеристика контингента обучающихся (посещают дошкольные структуры при школах, количество учащихся на каждой ступени образования (1-4, 5-9, 10-11 классы)), наполняемость класса. Указывается численность детей, занимающихся в кружках, секциях, объединениях по направлениям: социально-педагогическому, художественно-эстетическому, научно-техническому, физкультурно-спортивному и другим. Определяется численность учащихся, получающих дополнительные платные услуги, такие как занятия по подготовке к школе, изучению иностранного языка, занятия спортом, хореографии, музыки, по подготовке к ЕГЭ. Приводятся качественные показатели: укрупненные данные результативности обучения: средние баллы ЕГЭ и ГИА, результаты, завоеванные обучающимися в олимпиадах, смотрах, конкурсах, количество победителей и призеров (общее количество, из них регионального, федерального и международного уровней).

2. Кадровое обеспечение. Указывается общее число работников, из них: количество административно-управленческого персонала, количество педагогов, учителей, воспитателей дошкольного отделения, иных педагогических работников и вспомогательного персонала, данные по характеристике возрастного состава, уровня образования и квалификации, достижений педагогов.

3. Материально-техническое обеспечение. Представляется общая характеристика организации: количество зданий, площадь зданий, площадь земельного участка, стадионов, спортплощадок, спортзалов, количество мастерских и кабинетов обслуживающего труда, кабинетов начальных классов, кабинетов предметных дисциплин; обеспеченность ИКТ-технологиями - количество компьютерных классов, имеющих выход в Интернет, в них компьютеров, количество компьютеров в администрации образовательной организации, количество компьютеров в учебных классах.

4. Финансово-хозяйственная деятельность.

A. Общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества.

Б. Общая балансовая стоимость движимого государственного имущества, в том числе - балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов.

B. Поступления, всего, в том числе: суб-

сидии на выполнение государственного / муниципального задания, бюджетные и целевые инвестиции, поступления от иной приносящей доход деятельности.

Г. Выплаты, всего, из них: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, Г1. - в том числе: заработная плата всех работников (без начислений).

Д. Оплата работ, услуг: всего, из них -услуги связи, транспортные, коммунальные; по содержанию имущества, прочие услуги и работы.

5. Обобщающие экономические показатели: обеспеченность образовательной деятельности государственными фондами ((А+Б)/число учащихся), средние доходы (поступления) за обучение одного ученика за определенный период (В/число учащихся), средняя зарплата одного работника персонала в месяц (Г1/всего число работников) /количество месяцев в периоде).

Найти нужные и сопоставимые цифры бывает довольно трудно. Это зависит от добросовестности авторов школьных сайтов, хотя Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки четко определила их структуру в приказе от 29 мая 2014 года № 785 («Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»).

Надо отдать должное, сравнительный анализ, проводимый завтрашними и сегодняшними учителями, показывает высокую результативность региональных образовательных организаций, уступающих, по объективным причинам, столичным школам в основном в финансовом и материальном обеспечении, количестве обслуживающего персонала.

Сравнение показателей деятельности образовательных организаций формирует исследовательские компетенции студентов, поскольку им нужно в разрозненных цифрах на сайтах школ найти нужные данные, а потом привести их в сопоставимый вид. Последнее дается не сразу, поскольку данные публичных докладов часто расходятся во времени (в некоторых цифры даны за год, в иных - за полгода, где-то за четверть). Студенты учатся усреднять их, находить общий измеритель. Еще сложнее, когда образовательная организация является школой-комплексом, состоящей из разных структур: дошкольных образовательных организаций, начальной школы и др., по которым статистические данные приводятся раздельно.

Научное познание имеет сложную структуру, куда включаются объект и субъект, методы и условия исследования, которое делится на две части: эмпирическую и

теоретическую. Эмпирическая часть начинается с отбора материала и его первоначального обобщения в понятиях. Этому служит изучение плана финансово-хозяйственной деятельности организации и его реализации. Студенты используют описание на сайте фрагментов деятельности, характеристику событий, изучают устав школ, знакомятся с понятием «научный факт». После отбора элементов системы научного знания они систематизируют отобранные факты и фиксируют (протоколируют) их в таблице сводных показателей. При этом ими познаются методы наблюдения, измерений. Теоретическая часть работы выполняется студентами

уже на новом уровне, на более высокой ступени абстракции и логики в описании формальных связей. Студенты учатся способам сокращения разброса данных, определяют коэффициенты весомости отдельных показателей по предложенным формулам групповых показателей.

Поскольку теоретическая часть более сложная, мы создаем для студентов возможности «потренироваться» на сравнительных ситуационных кейс-заданиях. Рассмотрим расчет групповых показателей на примере материально-технического обеспечения трех городских школ: одной бюджетной и двух автономных (Табл. 1).

Таблица 1

Показатели материально-технического и информационно-компьютерного обеспечения трех школ

Средние значения С Обозначение показателя М ШК.1 ШК.2 ШК.3

1. Учебные (полезные) площади на 1 ученика, кв.м 2,5 М1 4 3 2,5

2. % программ, обеспеченных по требованиям ФГОС 80,0 М2 60 92 90

3. Особо ценное движимое имущество на 1 уч., тыс.руб 10,0 М3 6,0 7,5 8,0

4. Количество учебных компьютеров на 1 уч., ед 0,25 М4 0,1 0,2 0,25

5. Оплата работ, услуг школы за год на 1 уч., тыс. руб. 8,0 М5 8,75 5,0 4,5

Групповой показатель по данному разделу рассчитывается по формуле: М= 0,2М1/С1 + 0,25М2/С2 + 0,25М3/С3 + 0,2М4/С4 + 0,1М5/С5, где 0,2, 0,25, 0,25, 0,2, 0,1 - весовые коэффициенты показателя установлены экспертом, в роли которого выступает сам студент.

Предложенная выше формула - учебный абстрактный пример, так же как и рассчитанные примерные средние значения показателей (С). Такие индикативные показатели используются, например, в некоторых приложениях к программам развития образования на федеральном и региональном уровнях.

Подобным образом рассчитываются другие групповые показатели, в целом в нашем втором примере их будет четыре: 1) У - показатель учебной и организационной деятельности; 2) К - кадрового обеспечения; 3) М -материально-технического и информационно-компьютерного обеспечения; 4) Ф - финансово-хозяйственного обеспечения.

Групповые коэффициенты весомости, установленные экспертом, в роли которого может выступать студент: 0,33; 0,29; 0,15: 0,23.

Обобщающий показатель с их учетом составит:

ОП = 0,33У + 0,29К + 0,15М + 0,23Ф. Подставляем нужные значения, решаем. В приведенном примере лучшей образовательной организацией является та, где обобщающий показатель окажется наиболее высоким.

Данные заполненной таблицы сводных показателей анализируются и на предмет установления связей между отдельными показателями, например: влияние качественного кадрового состава школ на объем платных образовательных услуг; углубленного изучения предметов - на участие школьников в олимпиадах. Новые связи выявляются в сравнении внебюджетных доходов и объема и качества материально-технического обеспечения учебного процесса или заработной платы учителей и ее зависимостью от маркетинговых действий коллектива школы и расширения платных услуг и т.д. Экономическая и статистическая обработка показателей применяются для подтверждения выявленных связей. Подготовленные диаграммы делают зримыми выводы.

Рекомендации, установки к практическому действию по совершенствованию управления образовательной организацией - самое сложное в теоретической части

исследования. Они могут касаться самых разных факторов и показателей эффективности образования, в том числе описанных в литературе критериев определения признаков инновационной деятельности и прогрессивного обучения Н. Е. Поповой [12].

Студенты строят гипотезы, определяют задачи, включаясь в деловую игру: «Я директор этой школы». Предлагают возможные пути решения проблем, делятся с группой идеями, учатся защищать свои варианты действий по улучшению показателей, готовятся к будущей профессиональной работе.

Применяемая система основана на использовании ряда принципов:

- комплексности - при выполнении заданий, когда изучаются и проводятся расчеты по десяткам показателей, сгруппированным по разделам;

- индивидуализации - участники самостоятельно выбирают объект изучения в соответствие с направленностью и профилем обучения;

- активизации - применения методов решения ситуационных задач, анализа конкретных ситуаций;

- регулирования трудозатрат (на выполнение домашней работы в среднем фактически тратится 12-16 академических часов, однако приобретенный опыт сокращает этот срок);

- приближения к условиям будущей профессиональной деятельности;

- инновационных технологий (проектных технологий на базе интерактивной образовательной среды, электронного обучения).

Предлагаемые формы самостоятельной работы, коллективное обсуждение результатов взаимоувязанных домашних и аудиторных заданий позволяют привлечь всех студентов к решению сегодняшних организационно-экономических проблем образовательных организаций, воспитывают умение решать производственные задачи, нацеливают на осознание ответственности за возможные просчеты, учат преодолевать их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (№273-ФЗ).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295).

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, воспитатель, учитель)» // Вестник образования России. Январь. 2. 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 года № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки от 4 декабря 2015 года № 1426.

6. Болотов В. Тренды-2014 в образовании // Качество образования в школе. 2014. № 2. С. 10.

7. Глазков В. Е. Методические рекомендации по выполнению домашнего задания по дисциплине «Экономика образования». Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург. 2015. 26 с.

8. Диянова С. Н., Штезель А. Э. Маркетинг сферы услуг. М. : Магистр : ИНФРА-М, 2015. 192 с.

9. В. А. Жамин «Актуальные вопросы экономики народного образования». М. : Просвещение, 1965.

10. Захарчук Л. А. Экономика образовательного учреждения : учебное пособие. 2-е изд., испр., и доп. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М. 2014. 112 с.

11. Положение о фонде оценочных средств. Сост. М. В. Шистеров. Урал. гос.пед.ун-т; Екатеринбург, 2016. 19 с.

12. Попова Н. Е., Сивинских Н. С. Инновационная деятельность как основа качественного развития образовательного учреждения // Инновации в непрерывном образовании. 2014. № 8. С. 5-7.

13. Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика образования» для ОП «44.03.01 - Педагогическое образование», профиль «Физика». Сост. В. Е. Глазков, Н. Н Москалева. Урал. гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2015. 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сидорова С. Н. Проблема оценивания компетенций у студентов в контексте введения ФГОС ВПО третьего поколения // Инновации в образовании. 2013. № 9. С. 67.

15. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б.С. Экономика образования : учебное пособие. М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

16. LITERATURA

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 (№273-FZ).

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody» (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 goda № 295).

3. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii, vospitatel', uchitel')» // Vestnik obrazovaniya Rossii. Yanvar'. 2. 2014.

4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 maya 2012 goda № 413 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya».

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01. «Pedagogicheskoe obrazovanie». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 4 dekabrya 2015 goda № 1426.

6. Bolotov V. Trendy-2014 v obrazovanii / / Kachestvo obrazovaniya v shkole. 2014. № 2. S. 10.

7. Glazkov V. E. Metodicheskie rekomendatsii po vypolneniyu domashnego zadaniya po distsipline «Ekonomika obrazovaniya». Ural. gos. ped. un-t; Ekaterinburg. 2015. 26 s.

8. Diyanova S. N., Shtezel' A. E. Marketing sfery uslug. M. : Magistr : INFRA-M, 2015. 192 s.

9. V. A. Zhamin «Aktual'nye voprosy ekonomiki narodnogo obrazovaniya». M. : Prosveshchenie, 1965.

10. Zakharchuk L. A. Ekonomika obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr., i dop. M. : FORUM: INFRA-M. 2014. 112 s.

11. Polozhenie o fonde otsenochnykh sredstv. Sost. M. V. Shisterov. Ural. gos.ped.un-t; Ekaterinburg, 2016. 19 s.

12. Popova N. E., Sivinskikh N. S. Innovatsionnaya deyatel'nost' kak osnova kachestvennogo razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / / Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2014. № 8. S. 5-7.

13. Rabochaya uchebnaya programma po distsipline «Ekonomika obrazovaniya» dlya OP «44.03.01 -Pedagogicheskoe obrazovanie», profil' «Fizika». Sost. V. E. Glazkov, N. N Moskaleva. Ural. gos.ped.un-t. Ekaterinburg, 2015. 30 s.

14. Sidorova S. N. Problema otsenivaniya kompetentsiy u studentov v kontekste vvedeniya FGOS VPO tret'ego pokoleniya / / Innovatsii v obrazovanii. 2013. № 9. S. 67.

15. Shchetinin V. P., Khromenkov N. A., Ryabushkin B.S. Ekonomika obrazovaniya : uchebnoe posobie. M. : Rossiyskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.