Научная статья на тему 'Ибн-Сина (Авиценна) — великий таджикский ученый и врач'

Ибн-Сина (Авиценна) — великий таджикский ученый и врач Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2293
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ибн-Сина (Авиценна) — великий таджикский ученый и врач»

Л. О. Каневский

Ибн-Сина (Авиценна) — великий таджикский ученый и врач

Все прогрессивное человечество отметило в этом году 150-летие со дня рождения великого французского писателя" Виктора Гюго, 100-летие со дня смерти гениального русского художника слова Николая Васильевича Гоголя и 500-летие со дня рождения замечательного итальянского живописца и ученого Леонардо да-Винчи.

18 августа 1952 г. отмечалась еще одна знаменательная дата — 1000-летие со дня рождения великого ученого Средней Азии — Абу-Али Хусейна ибн-Абдаллаха ибн-Сины, которого на Западе издавна называют Авиценной.

Жизнь великого ученого (ибн-Сины (Авиценны) была связана с эпохой Саманидов, оставившей глубокий след в истории таджикского народа. На протяжении огромного периода таджикский народ самостоятельно развивал свою культуру. Известно, что она далеко превосходила культуру арабов-завоевателей, которые в VII—VIII вв. захватили Среднюю Азию. В борьбе, длившейся веками, народы Средней Азии отстаивали традиции своих предков. В этих условиях сложилось таджикское феодальное государство Саманидов (875—999).

Исторически сложившаяся обстановка в IX—X вв. — создание собственной государственности, возникновение и оформление таджикского языка, централизация государственного управления, содействовавшая хозяйственному росту страны, широкие хозяйственные и культурные связи народов Средней Азии со всеми странами Переднего Востока — все это способствовало тому, что таджикский народ и другие народы Ср " ' Азии добились огромных успехов во всех областях науки и литер.

О высотах, завоеванных культурой Средней Азии в этот период, свидетельствует грандиозная эпическая поэма Фирдоуси «Шах-Намэ», а также творчество ряда других титанов таджикской культуры—Рудики, Дакики и др.

К этому же периоду относятся и научные достижения ибн-Сины.

Ибн-Сина родился в 980 г. в поселке Афшана, расположенном около Бухары — столицы Саманидов; в этот период Бухара была одним из культурнейших центров мира; здесь ибн-Сина и получил образование.

Отличаясь исключительными способностями, он к 10 годам уже хорошо знал Коран, после чего перешел к изучению геометрии, философии и астрономии. Цятнадцати лет он стал изучать произведения врачей Греции и Рима — Гиппократа и Галена в сирийских и арабских переводах. Закончив теоретическое ознакомление с медицинскими рукописями, ибн-Сина стал посещать больных и проводить различные медицинские консультации. «И открылись передо мною, — говорит ибн-Сина, — двери лечения, основанного на опыте так, что не поддается описанию... А было мне в то время шестнадцать лет».

Когда ибн-Сине было 17 лет, его пригласил к себе в качестве врача внезапно заболевший эмир Бухары — Нуха бин Мансура Саманид. Успешное излечение эмира от тяжелой болезни открыло ибн-Сине дорогу к знаменитому книгохранилищу Саманидов. В этой библиотеке ибн-Сина проводил дни и ночи за изучением книг по разнообразным отраслям науки.

После смерти своего отца и своего покровителя эмира Нуха (997), когда над саманидским государством нависла угроза нападения тюркских ; завоевателей — султана Махмуда, правителя Газны (ныне городок в Афганистане) , ибн-Сина вместе с другими учеными не захотел оставаться в Бухаре и эмигрировал на запад, в прикаспийские страны.

В Хорезме он находит радушный прием у шаха Мамуна, входит в круг его придворных и ученых. Шах Мамун, покровитель науки и искусств, собрал вокруг себя целое созвездие даровитых ученых. Кроме ибн-Сины, среди них был знаменитый врач Абдул Хасан Хаммар, философ Абу Саль Масихи и др. Здесь особенно расцвела научная деятельность ибн-Сины. Но султан Махмуд Газневид, захватив большую часть царства Саманидов, потребовал от Хорезм-шаха выслать к нему бухар- , ских эмигрантов-ученых. Ион-Сина поспешил покинуть гостеприимный Хорезм и выехал на юг в Хорасан. Для него начались годы скитаний, вызванных преследованиями султана Махмуда, который разослал по своим владениям портрет ибн-Сины с требованием поймать его.

Ибн-Сина побывал во многих городах. Высокообразованный человек, знаменитый медик, он был придворным врачом у многих правителей, а в Хамадане одно время был даже визирем-—первым министром; на этом поприще он проявил себя как талантливый реформатор и просветитель. Все эти годы ибн-Сина вел напряженную научную работу — пополнял свои знания, писал сочинения. Однажды он был ложно обвинен завистниками в государственной измене, закован в цепи и брошен эмиром Хамадана в тюрьму. Но и там он не прерывал своего творчества и за несколько месяцев заключения успел написать ряд медицинских трактатов. Умер ибн-Сина в июне 1037 г. в Хамадане на 58-м году жизни.

Несмотря на относительно короткую жизнь, ибн-Сина написал громадное количество трудов. Как он сам говорил:

«От преисподней до колец Сатурна Все тайны я ггостиг недурно Лишь одного узла не мог я развязать. И этот узел — траурная урна»

1 Антология таджикской поэзии с древних времен до наших дней. Под редакцией И. Брагинского, М. Рахими, М. Турсун-Заде и С. Улуг-Заде, М., 1951.

Ибн-Сина в совершенстве овладел всеми достижениями науки своей эпохи. Он был величайшим медиком, известным философом, знающим зоологом, талантливым литератором и музыкантом. Не было ни одной отрасли науки того времени, которую не изучил бы этот замечательный энциклопедист X—XI вв. В сеоих трудах ибн-Сина высказался по всем основным проблемам той эпохи, причем во всех отраслях выказывал удивительную проницательность; он сумел систематизировать, дополнить и изложить все научные знания своего времени в доступной и изящной форме. И, вполне естественно, что его называли «князем философов» и «князем врачей».

Преданный науке и литературе, глашатай свободы совести и разума, ибн-Сина открывает собой целую эпоху в истории духовной культуры таджикского народа; им написано более 100 книг, которые представляют собой значительный вклад в мировую культуру.

Ибн-Сина обессмертил свое имя замечательными работами в области медицины и прежде всего знаменитым «Каноном медицины», составленным в начале XI в. «Канон» оставался в течение нескольких столетий, вплоть до XVII в., руководящей книгой медиков Востока и Запада. Этот труд, состоящий из 5 книг, посвящен различным областям медицины (терапии, хирургии, инфекционным болезням, неврологии, гигиене и др.), а также общему учению о болезнях, фармакологии, применению физических методов лечения.

В «Каноне» излагается, по существу, вся теоретическая и практическая медицина в строго систематической форме; в этом труде ибн-Сина творчески обобщил все достижения врачебной науки. Ясность и простота описания клинических картин болезни, хороший слог и логичность научных построений принесли большой успех «Канону». Ибн-Сине принадлежат и многие другие работы по медицине.

Ибн-Сина дал гениальный для своего времени разбор причин и признаков ряда болезней (воспаления мозговых оболочек, язвы желудка, поражений дыхательных органов и др.); он первый указал на возможность передачи туберкулеза.

Ибн-Сина дал классическое описание ришты. Ему мы обязаны первым верным описанием мышцы глаза. Предложенный им метод камнесечения является самым совершенным для того времени.

Ученик великого русского физиолога И. П. Павлова акад. К. М. Быков пишет: «Авиценна высказал замечательную идею о влиянии образа жизни человека, его общего состояния и настроения, а также внешней среды на течение нервных и психических заболеваний. Ему принадлежат выдающиеся для того времени идеи по диэтетике, гигиене, уходу за детьми»

Отдел, посвященный диэтетике и профилактике, начинается с философского введения о причинах здоровья и заболевания, о неминуемости смерти. Особое внимание ибн-Сина уделяет диэтетике детского возраста и описанию детских болезней, диэтетике для стариков и людей слабого здоровья. Соображение ибн-Сины о трех состояниях человеческого тела—здоровом, больном и промежуточном — можно рассматривать как зародыш весьма плодотворного учения о предболезненном состоянии, которое успешно разрабатывается в советской клинической медицине.

Исключительное значение ибн-Сина придает методам физиотерапевтического лечения — воде, воздуху, солнцу, а также перемене климата. Для сохранения здоровья ибн-Сина рекомендует соблюдение правильного режима от рождения и до самой смерти во всем: в пище, питье, одежде, сне, чистоте. Он рекомендует также физическую культуру, кулачные бои, борьбу, бег, спортивные игры и пр. Изложение ибн-Синой основ гигиены

1 Медицинский работник, 19.VIII.1952 г.

явилось основным источником для всех последующих руководств по профилактике и гигиене в течение ряда веков; многие из предписаний и требований, выставленных Авиценной, сохранили свое значение и по настоящее время. Из инфекционных болезней он останавливается на проказе, впервые им так названной (раньше ее смешивали со слоновой болезнью).

Ибн-Сина высказал предположение, гениальную догадку о распространении некоторых болезней при помощи воды, в которой содержались мельчайшие невидимые животные. Заражение может происходить не только при посредстве воды, но и при помощи воздуха. Ибн-Сина как бы предвосхищает за восемь с лишним веков до Пастера роль микробов как возбудителей инфекционных заболеваний; он советует проветривать жилища, кипятить или фильтровать воду.

Ибн-Сина впервые ввел в медицинскую практику лечение ртутным паром, предусмотрев и интоксикацию, которую этот пар может вызвать. Ему же принадлежит широкое использование в лечебных целях камфоры, опия, индийского хмеля и пр. Он изучал влияние лекарств на организм в зависимости от климатических условий и времени года.

Большое внимание уделял ибн-Сина психологическому воздействию на больного при лечении.

Замечательные открытия, которые сделаны ибн-Синой в области изучения болезней, позволяют предполагать, что он тайно производил вскрытие человеческих трупов, которое запрещалось Кораном.

Книги ибн-Сины «Китаб-уш-Шифа», трактующая о логике, естествознании, метафизике и математике, и «Донишнома» («Книга знаний»), затрагивающая вопросы логики, естественных наук, философии, математики и астрономии, считаются лучшими памятниками передовой средневековой мысли X—XI вв.

Этим работам ибн-Сины присущи те же качества, какими отличаются его исследования в области медицины: позитивная мысль, экспериментальный метод, стремление в любом явлении отыскать новые причины. Именно таким путем в своем исследовании о минералах он приходит к мысли о том, что горообразование происходило под воздействием землетрясений и движения проточных вод. Эти положения, в настоящее время элементарные, в то время представляли собой открытия.

Поэтическое творчество ибн-Сины также заслуживает внимания. Отдельные его стихотворения были переведены в XII в. Омар-ал-Хайа-мом на персидский язык. Они оказали влияние не только на творчеств» этого знаменитого поэта и мыслителя, но и на всю ближневосточную литературу вплоть до периода монгольского нашествия. Отзвуки поэзии ибн-Сины, проникнувшие в Западную Европу, удается проследить в «Божественной комедии» знаменитого итальянского поэта средних веков Данте, упоминающего имя Авиценны среди величайших мыслителей.

В философии ибн-Сины было много материалистических черт. Он высказывал материалистические положения о закономерностях явлений природы, отдавал предпочтение практике, наблюдению и опыту, требовал от науки логической строгости и точных доказательств. В то время как ислам, мусульманский религиозный мир проповедывали загробную жизнь, легенду о сотворении мира, ибн-Сина в темную ночь средневековья противопоставил этому учение о вечности материи. «Материя, — писал он, — не была создана богом, не ведет начало от бога».

Мировоззрение ибн-Сины оказывало огромное влияние, поэтому мусульманское духовенство, усмотревшее в его философии опасные для религии влияния, предало великого ученого проклятию. Особенное ожесточение и ненависть со стороны мусульманского религиозного мира вызвало учение ибн-Сины об ограниченности могущества бога («Бог не все-

могущ: он обладает только способностью привести в действие возможное само по себе»).

Духовенство, игравшее большую политическую роль как слуга и орудие эксплоататоров, распространяло идеи покорности, фанатизма, препятствовало развитию науки. Авиценна неустрашимо боролся с мракобесием и ханжеством, нанес сокрушительный удар средневековой схоластике.

Мусульманские мракобесы и схоласты ненавидели ибн-Сину за его доверие к мысли, к человеческому разуму, считали ибн-Сину еретиком и безбожником, с которым нужно вести решительную борьбу. В силу этого ибн-Сине приходилось маскировать свои взгляды, шедшие в разрез с мусульманскими ортодоксальными взглядами, и писать в своих вольнодумных и философских произведениях иносказаниями, оговорками и хитросплетениями, предоставляя разумным людям возможность дойти до подлинного смысла его намеков, до замаскированных взглядов.

В этом отношении очень характерны для ибн-Сины его четверостишия, написанные по-таджикски, где он резко бичует невежество духовенства и знати:

«С ослами будь ослом — не обнажай свой лик.

Ослейшего спроси — он скажет: «Я велик!»

А если у кого ослиных нет ушей,

Тот для ословства — явный еретик.» 1

В то же время нельзя не отметить, что ибн-Сина отдавал известную дань мистике, занимался истолкованием снов, писал о магическом действии талисманов.

Непоследовательность мировоззрения ибн-Сины, несовместимость ряда его религиозных мистических представлений с его материалистическими взглядами в области естествознания была связана с эпохой и обстановкой, в которой жил ибн-Сина.

Некоторые ошибочные высказывания объясняются необходимостью скрывать свои истинные взгляды, другие :— тем, что сам ученый еще не полностью освободился от влияния религии, которая тысячелетие назад безраздельно властвовала над умами людей.

•йг *

Советской исторической наукой убедительно доказано, что культура народов Средней Азии развилась самостоятельно, независимо от Ирана, Афганистана, Индии и других стран зарубежного Востока.

Полностью опровергнут также ложный взгляд о том, что ибн-Сина будто бы был по происхождению перс и что наследниками его богатейшего научного и литературного творчества являются персы и арабы. К сожалению, не избегли влияния буржуазного востоковедения в этом отношении и некоторые советские авторы.

До Великой Октябрьской социалистической революции при неграмотности таджикского народа труды ибн-Сины не были доступны таджикскому читателю, поэтому и настоящая биография ученого не была известна широким массам.

Ныне советский Таджикистан из самого глухого, самого темного, самого угнетенного угла Средней Азии, каким была эмирская Восточная Бухара, превратился в цветущую социалистическую республику.

Ныне в этой стране гор, мощных рек и плодородных долин 1 300 врачей, 140 больниц, в том числе 86 в селе, обеспечивают бесплатную, высококвалифицированную помощь населению Таджикистана.

1 Антология таджикской поэзии с древних времен до наших дней. Под редакцией И. Брагинского, М. Рахими, М. Турсун-Заде и С. Улуг-Заде, М., 1951.

383 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пункта работают в колхозах. Широко развернута сеть родовспомогательных и детских учреждений. Расцветают три собственных курорта. Государственная публична! библиотека на родине ученого, в Бухаре, носит его имя. Оно присвоено и первому таджикскому медицинскому институту в Сталинабаде.

Таджикская ССР с громадным успехом строит свое социалистическое хозяйство и свою национальную по форме, социалистическую по содержанию культуру. Таджикский народ, как и все народы СССР, свято чтит память своего выдающегося сына, замечательного ученого-энциклопе диета Абу-Али-ибн-Сины, прославившего талантливый таджикский народ далеко за пределами Родины.

Память Авиценны чтут передовые люди всего мира, все те, кому дорого дело процветания и дальнейшего развития культуры.

Вся деятельность Авиценны, говорит председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри, была основана на требованиях истины и разума.

Отмечавшаяся по призыву Всемирного Совета Мира великая годовщина послужит сплочению прогрессивных сил всех стран в борьбе за мир. Подлинной культуре и цивилизации, величайшим культурным ценностям, созданным гением народов, ничто так не угрожает, как подготовляемая американо-английскими империалистами новая разрушительная война.

«Всемирный Совет Мира, — говорится в принятой в Вене резолюции, — обращает внимание всех участников нашего движения и мирового общественного мнения на роль и значение международных культурных связей. Развитие этих связей может рассеять недоверие между народами и стать важным фактором в деле сохранения и укрепления мира» '.

тйг тйг -Й-

г

1 «Известия», 26.If.1952 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.