Научная статья на тему 'И. КАНТ VERSUS Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ: ВЕЧНЫЙ МИР ИЛИ ВОЙНА'

И. КАНТ VERSUS Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ: ВЕЧНЫЙ МИР ИЛИ ВОЙНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ВОЙНА / МИР / И. КАНТ / Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ / ПРАВО / АГРЕССИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диденко Виктория Сергеевна, Акимова Наталья Александровна

В данной статье рассматривается актуальная социально-философская проблема, а именно - соотношение войны и мира как способов существования государств на примере теорий классических немецких философов Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта. Анализируется их труды, главным образом, работы И. Канта «К вечному миру» и Г.В.Ф. Гегеля «Философия права». В работе отмечается существующий с древности интерес к войне как социально-политическому явлению, а также проводится сравнительный анализ философских теорий классических немецких мыслителей. Особое внимание обращается на теоретическое и философское осмысление проблемы войны и мира с точки зрения причин и социальных последствий военных действий. Показано, что социальные, философско-политические, правовые концепции этих мыслителей актуальны и на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMANUEL KANT VERSUS GEORG WILHELM FRIEDRICH HEGEL: PERPETUAL PEACE OR WAR

The article covers the actual social and philosophical problem, specifically correlation of war and peace as the process of governments being using the example of theories of classic German philosophers Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Immanuel Kant. Analysis was performed for their work and mainly for work as “Perpetual Peace” by Immanuel Kant and “Elements of the Philosophy of Right” by Georg Wilhelm Friedrich Hegel. The works specify the existing ancient interest in war as a socio-political phenomenon as well as a comparative analysis is carried out of the philosophical theories of classical German thinkers. Special attention is paid to the theoretical and philosophical understanding of the problem of war and peace from the point of view of the causes and social consequences of hostilities. There is described that social, philosophical, political, legal concepts of these thinkers are relevant at the present stage of development of society.

Текст научной работы на тему «И. КАНТ VERSUS Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ: ВЕЧНЫЙ МИР ИЛИ ВОЙНА»

Научная статья Original article УДК 1 (091)+355.01

И. КАНТ VERSUS Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ: ВЕЧНЫЙ МИР ИЛИ ВОЙНА

IMMANUEL KANT VERSUS GEORG WILHELM FRIEDRICH HEGEL:

PERPETUAL PEACE OR WAR

ЁЯ

Диденко Виктория Сергеевна, студент ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского (г. Саратов), Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. E-mail: lbltyrj2002@yandex.ru

Акимова Наталья Александровна, канд. филос. н., доцент - научный руководитель, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского (г. Саратов), Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. E-mail: akimovana@rambler.ru

Didenko Victoria Sergeevna, student, Saratov State Medical University.V.I. Razumovsky (Saratov), Russia, 410012, Saratov, str. Bolshaya Kazachya 112. Email: lbltyrj2002@yandex.ru

Akimova Natalia Alexandrovna, Ph.D., associate professor, scientific adviser, Saratov State Medical University.V.I. Razumovsky (Saratov), Russia, 410012, Saratov, str. Bolshaya Kazachya 112. E-mail: akimovana@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная социально -философская проблема, а именно - соотношение войны и мира как способов существования государств на примере теорий классических немецких

4470

философов Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта. Анализируется их труды, главным образом, работы И. Канта «К вечному миру» и Г.В.Ф. Гегеля «Философия права». В работе отмечается существующий с древности интерес к войне как социально-политическому явлению, а также проводится сравнительный анализ философских теорий классических немецких мыслителей. Особое внимание обращается на теоретическое и философское осмысление проблемы войны и мира с точки зрения причин и социальных последствий военных действий. Показано, что социальные, философско-политические, правовые концепции этих мыслителей актуальны и на современном этапе развития общества.

Abstract: The article covers the actual social and philosophical problem, specifically correlation of war and peace as the process of governments being using the example of theories of classic German philosophers Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Immanuel Kant. Analysis was performed for their work and mainly for work as

"Perpetual Peace" by Immanuel Kant and "Elements of the Philosophy of Right" by Georg Wilhelm Friedrich Hegel. The works specify the existing ancient interest in war as a socio-political phenomenon as well as a comparative analysis is carried out of the philosophical theories of classical German thinkers. Special attention is paid to the theoretical and philosophical understanding of the problem of war and peace from the point of view of the causes and social consequences of hostilities. There is described that social, philosophical, political, legal concepts of these thinkers are relevant at the present stage of development of society. Ключевые слова: война, мир, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, право, агрессия, государство.

Key words: war, peace, I. Kant, G.W.F. Hegel, law, aggression, state.

Актуальной проблемой каждого государства является обеспечение международной безопасности и мира между народами. История человеческой

4471

цивилизации, к сожалению, полна негативными примерами по решению внутренних и внешних проблем между людьми и государствами путем войн.

Нет такой проблемы, которая во все времена так бы волновала каждого человека, как проблема войны. Так, например, во время Первой мировой войны погибло 12,5 млн. человек из них 10 млн. военнослужащих и 11,5 млн. мирных жителей, во Второй мировой - 71,2 млн. человек, в том числе 24,5 млн. военнослужащих и 46,7 млн. мирных жителей, а в Афганской войне (19791989) в стране погибли 243,9 тыс. военнослужащих, государственных служащих и мирных жителей [2; ^ 52]. В наше время тоже существуют вооруженные конфликты, которые переросли в широкомасштабные боевые действия. Ярким примером является Гражданская война в Сирии (2011 - наше время), этот конфликт произошел на территории Сирии и начинался как локальное гражданское противостояние, но впоследствии перерос в восстание, в которое с течением времени оказались вовлечены мировые державы и международные организации. Число погибших в Гражданской войне в Сирии, по оценкам оппозиционных групп активистов, колеблется от 499 657 до 610 000 по состоянию на март 2022 года [10].

Война как социально-политическое явление была в центре внимания многих мыслителей. Древнегреческие философы Демокрит [9] и Аристотель [1] рассматривали войну в целом как зло, а мир - как великое благо, но они оправдывали оборонительные войны, направленные на защиту своего государства и народа, в защиту права на существование. А что касается агрессивных войн, т. е. захватнических, то мыслители прошлого оценивали их как преступление и безумие, которое для человека опаснее чем потоп и землетрясение.

Над проблемой войны и мира задумывались не только философы античности, но и немецкие философы И. Кант и Г. В. Ф. Гегель, труды которых сыграли особую роль в анализе войны, и до сих пор остаются чрезвычайно актуальными. Следует отметить, что взгляды этих мыслителей на проблему

4472

войны и мира различаются. В заочной полемике Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта по проблеме войны и мира каждый остается при своем мнении и не уходит с годами, а наоборот, все больше набирает сторонников и противников.

И. Кант затрагивает интересующую нас проблему во многих своих работах, как замечает А. В. Гулыга «... что бы и где бы ни писал Кант об обществе, его рассуждения неизбежно заканчиваются постановкой вопроса об устранении войны» [6; ^ 247]. В данной работе мы рассмотрим знаменитый тракта И. Канта «К вечному миру» (1795г.), в котором мыслитель глубоко анализирует причины и последствия войны и пути к вечному миру. И. Кант, оценивая войну, подчеркивал: «война, во-первых, - зло; она способна уничтожить варварскими опустошениями. все достигнутые успехи культуры» [7; ^ 17]. Война для народа является тяжелым испытанием со страшными последствиями, ведь они приводят к «разорению каждого государства» [7; ^ 20].

И. Кант делает вывод, что «.война, а также использование средств, которые открывают пути к ней, должны быть, безусловно, воспрещены» [7; ^ 264]. Мыслитель выступает за проведение политики, направленной на установление мирного договора между государствами. «Вечный мир, который последует за мирными договорами ., если не пустая идея, задача, которая постепенно решает и ... становится все ближе к осуществлению» [8; ^ 476]. И. Кант, будучи гуманистом, мечтал о том, чтобы человечество похоронило войны и стало жить в вечном мире.

Как замечает А. В. Гулыга, «Гегель предстает перед нами как безусловный противник вечного мира и сторонник войны» [5; ^ 138]. Рассмотрим точку зрения Г. В. Ф. Гегеля на проблему войны и мира. Значительное внимание проблемам войны и мира великий немецкий мыслитель уделяет в «Философии права». Г. В. Ф. Гегель глубоко анализировал историю народов мира, их социально-политический и экономический уклады, культуру, мораль и религию, и в этом аспекте его

4473

чрезвычайно волновала проблема войны и ее социально-исторические и политические последствия. Философ отмечает, что войны возникают там, где они лежат в природе вещей, иначе говоря, причиной войн являются противоречия. «Здоровье государства находиться не столько в покое мирного времени, сколько в движении войны» [3; ^ 65].

Г. В.Ф. Гегель убедился в том, что государства и нации, не заботящиеся о безопасности и сохранении суверенитета в мирное время, могут стать доступными для нападения. Описывая состояние Германии после войны с Наполеоном, он констатирует, что «на опыте в том, что она больше не государство, и ... осязательные результаты сводятся к следующему: к потере ряда прекраснейших немецких земель, несколько миллионов людей; ... в результате чего бедствия, нанесенные войной, будут еще долго ощущаться и в мирное время, и еще многие государства Германии, помимо тех, которые оказались под властью завоевателей с их чужеродными законами и нравами, потеряют то, что для них превыше всего, - свою независимость в качестве самостоятельного государства» [3, ^ 66]. Г. В. Ф. Гегель считал, что народы, не борющиеся за суверенитет своего государства, «попадали под иго других народов» [4; ^ 360]

Г. В.Ф. Гегель неоднократно акцентирует внимание на том, что народы, стремящиеся быть независимыми, должны создавать сильное государство. «Высшая честь для народа заключается в том, чтобы создать государство и быть независимым» [4; ^ 479]. Также мыслитель говорит о том, что необходимо идти на жертвы ради независимости и суверенитета государства, в такой ситуации война выступает важным фактором сохранения независимости и в этом заключается ее моральный аспект. Философ прекрасно понимал, что война требует не только жертв, но и храбрости. А «истинная храбрость культурных народов заключается в готовности жертвовать собой на службе государству» [4; ^ 362]. Помимо жертв и храбрости «война прежде

4474

всего требует высокой организованности и дисциплины, и полнейшее послушание, и отказ от собственного мнения и рассуждения» [4; ^ 363].

Итак, война, по мнению Г. В. Ф. Гегеля, является неотъемлемым атрибутом общества и государства. «Поскольку государство действительно существует, оно должно иметь реальную возможность вести войну, поэтому обладать и необходимым для этого» [4; ^ 364]. Г. В. Ф. Гегель - сторонник сильного государства способного защитить себя от агрессии других государств. Совершенное государство, по Г. В.Ф. Гегелю, это мир свободы. А гарантией безопасности свободы народа и государства являются вооруженные силы, хорошо подготовленная, технически и материально обеспеченная армия. Если же государство подверглось опасности со стороны агрессора, то обязанностью всех его граждан с оружием в руках защищать свою независимость. По мнению мыслителя, государству необходима постоянная армия для защиты государства и общества.

Таким образом, выдающиеся представители немецкой классической философии И. Кант и Г. В. Ф. Гегель сформулировали много интересных идей о сущности войны и мира и их социальных последствиях и пришли к выводу, что война как социально-политическое явление несет не только разруху, потерю материальных и культурных ценностей, но и уносит жизни людей.

В своем трактате «К вечному миру» И. Кант впервые в истории политико-правовой мысли рассматривает войну и мир как сложные социальные явления, диалектически связанные между собой. Мыслитель глубоко раскрывает диалектическую взаимосвязь политики, права и морали относительно познания причин войны и установления мира между народами.

Г. В.Ф. Гегель формулирует свое видение причин войны. Он приходит к выводу, что ее причиной является объединение активно существующих противоречий, в частности между государствами, так как обществу характерны противоречия, то и война будет являться постоянным спутником общества. Мыслитель особое внимание обращает на то, что те государства и

4475

нации, которые в мирное время не заботятся о своей безопасности и суверенитете, могут стать легкой добычей агрессора, а потому им нужно заботиться о своей безопасности и обязанности всех граждан с оружием в руках защищать свою независимость. Г. В.Ф. Гегель признавал, что во время войны следует соблюдать принцип международного права. Он указывал на то, чтобы каждое государство соблюдало подписанные соглашения, которые помогут избежать конфликтов, а, следовательно, и войн.

Проблема войны и мира, сформулированные выдающимися представителями немецкой классической философии И. Кантам и Г. В.Ф. Гегелем не утратили своей актуальности и сегодня, они чрезвычайно обогатили философско-политическую, правовую и военно-теоретическую мысль.

Литература

1. Аристотель. Сочинение в 4 томах. Т.4 / под общ. ред. А. И. Доватура. М.: RUGRAM, 2012. 830 с.

2. Басов В. В. Афганистан: трудные судьбы революции / Басов В. В., Поляков Г. А. М.: Знание, 1988. 63 с.

3. Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978. 438 с.

4. Гегель Г. В. Ф. Философия права; пер. с нем.; ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. М.: Юрайт, 2019. 524 с.

5. Гулыга А. В. Гегель. М.: Товарищество «Соратник», 1994. 264 с.

6. Гулыга А. В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1994. 304 с.

7. Кант И. К вечному миру / И. Кант. Сочинения: в 6 -ти т. Т.6 / под общ. ред. В.Ф. Асмуса и др. М.: Мыль, 1996. 743 с.

8. Кант И. Критика способности суждения; пер. с нем. М.: АСТ,2020. 367 с.

9. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. Репринтное издание 1955года / под общ. ред. Дынник М.А. М: История, 2019. 240 с.

4476

10. Syrian Revolution 11 years on | SOHR documents by names almost 161.000 civilian deaths, including 40.500 children and women. // SOHR: официальный сайт. 15 марта 2022 года. Режим доступа. URL: https://www.svriahr.com/en/243i25/ (дата обращения: 20.03.2022).

References

1. Aristotle. Sochineniya. V 4 tomakh. T. 4 / Obsch.red. A.I. Dovatura. Moscow: RUGRAM, 2012. 830p.

2. Basov V.V. Afghanistan: The Hard Fate of the Revolution / Basov V.V., Polyakov G.A. Moscow: Znanie, 1988. 63p.

3. Hegel. Political Works. Moscow: Nauka, 1978. 438 p.

4. Hegel G. W. F. Philosophy of Law; transl. from German; ed. and co. D. A. Kerimov and V. S. Nersesyants. Moscow: Jurite, 2019. 524 p.

5. Guliga A. V. Hegel. Moscow: "Soratnik" Partnership, 1994. 264 p.

6. Gulyga A. V. Kant. Moscow: The Young Guard, 1994. 304 p.

7. Kant I. To the eternal world / I. Kant. Essays: in 6 vols. Vol.6 / Obsch.red V.F. Asmus et al. Moscow: Soap, 1996. 743 p.

8. Kant I. Critique of the power of judgment, translated from German. Moscow: AST,2020. 367 p.

9. The Materialists of Ancient Greece: A Collection of Texts of Heraclitus, Democritus and Epicurus. Reprint edition of 1955 / Obsch.red. Dynnik M.A. Moscow : History, 2019. 240 p.

10. Syrian Revolution 11 years on | SOHR documents by names almost 161,000 civilian deaths, including 40,500 children and women. // SOHR: official website. March 15, 2022. Mode of access. URL: https://www.syriahr.com/en/243125/ (date of access 20.03.2022).

© Диденко В.С. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и

преподавателей «StudNet» №5/2022

Для цитирования: Диденко В.С. И. Кант versus Г.В.Ф. Гегель: вечный мир

или война // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей

«StudNet» №5/2022

4477

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.