нет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М., 2000.
2. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук, СПб., 2003.
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.
СПб., 1999.
4. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
5. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета (http: //www. evat i st. r u/t ext 7/47. ht m #_ft n ref19). Дата обращения - 20.11.2009.
И. КАНТ О КУЛЬТУРЕ ЧУВСТВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ Суслова И.Б.
Иммануил Кант немало размышлял о чувстве возвышенного и прекрасного, долга и чести, о добродетели, сострадании, любви, дружбе. Великий философ не просто описывал нам эти чувства -он имел дело с аналитикой и диалектикой познавательной способности, способности суждения, анализировал природу и свойства воображения, исследовал природу человеческих чувств и давал представление об идеале. И сегодня сферой их применения, на наш взгляд, может стать педагогическая теория и практика воссоздания будущей этической модели общества. Но научить этической рефлексии, не воспитывая культуру чувств, не поднимая на новый уровень нравственную культуру личности, -задача, обреченная на поражение. С уверенностью можно констатировать: в подавляющем большинстве молодежная аудитория обладает чувствами, но не обладает культурой чувств, не имеет должного уровня развития нравственных задатков.
В своей работе “Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного” (1764) Кант исследует эти чувства, используя метод философского наблюдения. “Дело философии - расчленять понятия, данные в смутном виде, делать их развитыми и определенными”, - пишет философ в работе “Исследование степени ясности тео-логиии и морали” (1764) [1, с. 121]. Из смутных и неясных многие понятия под пером мыслителя становятся конкретными и определенными. Так, он подчеркивает, что оба чувства (возвышенного и прекрасно-
го) относятся к категории более тонких чувств, нежели, например, чувство удовольствия от сытного обеда, охоты, получения прибыли, и предполагают “некоторую возбудимость души, делающую ее способной к добродетельным порывам; или свидетельствуют “о талантах и превосходстве духа, тогда как названные выше чувства бывают и при полном отсутствии мыслей” [1, с. 127]. Очевидно, что чем чаще человек испытывает подобные высокие чувства, тем более чувствительным, а, следовательно, способным к “добродетельным порывам”, он становится, тем более, следуя объективной мысли Канта, развиваются в нем таланты, тем в большей степени статуируется в нем истинное “превосходство духа”.
Оба чувства, относясь к разряду высоких, отличны друг от друга своим объектом, а также характером: “Высокие дубы и уединенные тени священной рощи возвышенны, цветочные клумбы, низкая изгородь и затейливо подстриженные деревья прекрасны. Ночь возвышенна, день прекрасен” [1, с. 128]. Чувство возвышенного связано с ощущением душевного волнения, изумления, грусти, иногда даже - страха, в то время как чувство прекрасного - с чувством умиротворения, радости, подчас - веселья. “Возвышенное всегда должно быть значительным, прекрасное может быть и малым. Возвышенное должно быть простым, прекрасное может быть нарядным и изысканным” [1, с. 129]. Иллюстративными примерами философ воспитывает в нас
© Суслова И.Б., 2010 1114
культуру этих чувств. Церковь св. Петра в Риме великолепна, утверждает он, но элементы декора так искусно распределены в ее убранстве, что чувство возвышенного при созерцании церкви преобладает над чувством прекрасного. Это достигается посредством воссоздания образа величественности и простоты - золото и мозаика идеологически работают на главную идею церковного устройства. “Замок правителя - великолепен, загородный дворец -красив и наряден”, - пишет он, - в соответ-свии с чем они и вызывают у нас различные чувства. Приобщение к миру искусства -это всегда также и очищение и совершенствование эмоционально-чувственной сферы более благородными и возвышенными внутренними переживаниями. “Трагедия отличается от комедии главным образом тем, что “первая возбуждает чувство возвышенного, а вторая - чувство прекрасного”. Зритель “тронут и ощущает благородство своей собственной натуры” [1, с. 131].
Анализ литературных образов и сюжетных коллизий создан Кантом в той удивительной манере, когда читатель словно бы “заражается” интересом к самому исследовательскому методу автора и его способом прочтения и видения текста - с такой отчетливостью, психологизмом и глубиной понимания характера философ преподносит материал. Но человек не только способен испытывать данные чувства - многие человеческие чувства, свойства, черты характера сами по себе возвышенны либо прекрасны, продолжает размышление философ: “Ум возвышен, остроумие прекрасно. Смелость возвышенна и величественна, хитрость ничтожна, но красива”. [1, с. 130]. К разряду благородных мыслитель причисляет не только смелость, правдивость и честность, но и, например, “бескорыстное служебное рвение”. Действительно, при отсутствии корыстного карьерного мотива, подобные устремления могут быть продиктованы развитым чувством долга, чувством преданности своему делу, радением за успех начинания, коллектива, значимыми социальными и общечеловеческими мотивами (стремление не на словах, а на деле служить людям). Все вышеназванное относится, несомненно, к благородной личностной мотивации.
Что же в нас видится И. Канту прекрасным? Это, например, “утонченность и веж-
ливость”, остроумие, вкус. “Возвышенные свойства внушают уважение, прекрасные же - любовь” [1, с. 130]. Некоторые люди, отмечает Кант, настолько превосходят нас, что внушают удивление, их ценят слишком высоко, чтобы мы могли их любить, могли “приблизиться к ним с интимным чувством любви”. Это утверждение содержит, на наш взгляд, очень тонкий воспитательный момент. И. Кант в своей аналитике чувства прекрасного и возвышенного обучает культуре дефиниций тонких чувств, не стремясь при этом устранить нравственные пороки личности, если таковые имеются. Почему человеку следует стремиться культивировать в себе благородные, возвышенные, утонченные чувства? “Способности души столь связаны между собой, - пишет философ, - что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума. В самом деле, тому, кто обладает многими интеллектуальными достоинствами, эти способности были бы ни к чему, если бы он в то же время не имел сильного чувства того, что истинно благородно или прекрасно, поскольку именно такое чувство должно быть побудительной причиной надлежащего и правильного применения упомянутых умственных дарований” [1, с. 147]. Итак, развитое чувство возвышенного и прекрасного побуждает личность по назначению применить свои интеллектуальные качества - на наш взгляд, это бесспорное утверждение, следовательно, развивая одно, мы способствуем развитию другого качества, а именно, умственных способностей.
Не только во внутренних свойствах и чувствах человека можно найти проявления возвышенного или прекрасного, но даже во внешнем облике людей - Кант учит нас видеть их во всей природе, понимаемой им как вся совокупность бытийствен-ного вообще, весь общекосмический универсум. “Облик тех, кто нравится своей внешностью, затрагивает то одно, то другое из названных чувств”, - высказывает он свое наблюдение. Ближе к полюсу возвышенного, по мнению философа, высокий рост, черный цвет глаз, почтенный возраст, к полюсу прекрасного - светлый оттенок волос, голубой цвет глаз, менее внушительный рост, юный и молодой возраст. Бесспорно, многие дефиниции Канта име-
ют воспитательное значение. Его аналитический экскурс в сферу эстетики преследуют, кроме научно-философского, также практическую цель (возможно, и не декларируемую философом прямо) - побудить рецепиента к исследованию с этических и эстетических позиций своей собственной личности, своего внешнего облика, сделать его более наблюдательным и мыслящим по отношению к внешнему миру. И. Кантхо-чет сказать, что весь духовный, а также морально-нравственный “инструментарий” содержится в сфере разума и чувства индивидуума, и, при условии духовного развития, личность становится этически и эстетически более компетентной, автономной и независимой, а значит, более свободной и ценимой обществом. При известной духовной работе не потребуется, например, брать уроки стилиста, чтобы иметь адекватный, гармоничный и непротиворечивый с окружающим внешний облик: “Люди высокого роста со статной фигурой должны соблюдать в своей одежде простоту или - самое большее - великолепие, люди маленького роста могут быть нарядными и разукрашенными” [1, с. 133]. Духовное лицо должно одеваться “с наибольшей простотой, государственный муж - с наибольшим великолепием” [1, с. 133]. В то время как “солидному возрасту подобают более темные цвета”, для молодежной аудитории более естественной является светлая и яркая цветовая гамма.
Параллельно с философским наблюдением над чувством возвышенного и прекрасного, произведение Канта (как и вся его критическая философия), содержит структурные компоненты, методические приемы и философемы, способствующие также совершенствованию культуры размышления. “В человеческой природе никогда не бывает достойных качеств, отклонения от которых не переходили бы через бесконечные оттенки в самые крайние несовершенства”, - подмечает он диалектичную закономерность, свойственную также миру человеческих чувств, как и всему природному целому [1, с. 133]. Это происходит потому, что, согласно его философской позиции, на каждый индивид действует причинность двоякого рода - причинность “через природу”, когда наша чувственно-эмоциональная сфера, а также наша телесная организация приналежит миру определяешь
мых внешним “феноменов” или явлений, и причинность “через свободу”, когда каждый индивид функционирует как автономный “ноумен”, посредством трансценде-тальной активности сам определяющий направление и характер развития событий. Природа воздействует на нашу эмоционально-чувственную сферу, фактически определяя ее, вследствие чего она приобретает черты антиномичности. Но мы в состоянии своей духовной активностью не только ослабить степень этого влияния, но и вовлечь сферу чувства в ноуменальный мир, возвысив и усовершенствовав ее.
В качестве иллюстрации приведенной выше мысли Кант использует размышления о феномене богатства и сопровождающих его негативных явлениях. Он высказывает следующее предположение: “Богатство, хотя бы и без заслуг, почитается даже людьми бескорыстными, потому вероятно, что с представлением о нем связываются мысли о великих деяниях, которые посредством него могли бы быть совершены” [1, с.133]. Действительно, богатство, как проявление некоей бытийственной силы, подразумевает философское значение возвышенного, связываемое в общественном менталитете с благородными деяниями, благотворительностью, меценатством и проч. Однако “это уважение выпадает заодно и на долю некоторых богатых мерзавцев, которые подобных деяний никогда не совершат и не имеют никакого понятия о благородном чувстве, которое единственно могло бы придать богатствам какую-то ценность”, - справедливо отмечает философ.
Что происходит в случае, если подобного рода чувства становятся чрезмерными, если сфера возвышенного и прекрасного начинает приобретать новые смысловые оттенки? “Когда возвышенное или прекрасное превосходит меру, их обыкновенно называют романтическими”, - определяет Кант[1, с.133]. Однако нередко мы сами, стремясь поразить кого-то своим, как нам представляется, развитым чувством прекрасного или оказать серьезное воздействие возвышенным спектром чувств, теряем чувство меры, получая в результате далекое от эстетики, нелепое зрелище. “Тягостная искусственность”, которая возникает при желании пленить своим умением, красотой или талантом, крайне утоми-
тельна, подмечает философ: “Старание пленять вызывает неприятное и мучительное ощущение” [1, с. 132]. Подобным образом обстоит дело и с чувством возвышенного: “Устрашающе-возвышенное, если оно совершенно неестественно, приобретает причудливый характер” [1, с. 133].
На наш взгляд, наряду с видимым усложнением визуально-образной сферы, эстетическая и этическая сферы молодежи понесли известный урон - налицо упрощение эстетического вкуса, оскудение лексикона, насыщение его сленговыми элементами и жаргонизмами, ослабление интереса к русской культуре, и, как яркое тому подтверждение, - к текстам русской литературной классики и к русской словесности вообще. Мы убеждены, что просвещение, инновационные формы и методы воспитательной деятельности, снабженные таким богатым теоретическим арсеналом, как этика и философия И. Канта, ее актуальное прочтение и уместное применение в педагогической теории и практике - это действенной способ обогатить духовный мир и усовершенствовать внутреннюю культуру молодого поколения.
Переходя к моральной философии, Кант сразу же констатирует: “Среди моральных свойств только истинная добродетель возвышенна” [1, с. 135]. Добродетель следует отличать, по его мысли, от добродетельного расположения духа. Так, “некое добросердечие”, переходящее в чувство сострадания, слабо и слепо как действенная причина поступка, конкретизирует он. И если в ситуации, когда такой человек, вместо того, чтобы вернуть деньги, которые он был должен, тратит их на благотворительные пожертвования или помощь нуждающимся, то подобный поступок с точки зрения принципов добродетели не вменяется ему в заслугу, полагает Кант. Другое дело - иной мотив - если “благорасположение ко всему человеческому роду вообще стало для вас принципом, которому вы всегда подчиняете свои поступки” [1, с. 136], то помощь нуждающимся становится нравственной заслугой такой личности - ведь принцип добродетели здесь поставлен во главу угла. Как видно, Кант справедливо исследует мотивацию поступка, придавая ей большое значение. Конечно, с точки зрения нуждающихся, безразлично, из каких соображений соверше-
но благодеяние - пусть даже - из мотивов расположить к себе общественное мнение и тому подобных, но основанием кантовской моральной философии, как уже было сказано, является автономная воля личности, философ исследует личностную мотивацию. Проходя в своем развитии объективную, субъект-объектную стадии, чувство общечеловеческого участия, закономерно достигает абсолютного уровня, в терминологии Канта, уровня “надлежащей всеобщности”, когда “оно становится возвышенным, но и более холодным” [1, с. 136]. Ведь невозможно, справедливо замечает он, проливать слезы сострадания по поводу каждого случая человеческого несчастья, иначе добродетельный человек превратился бы в “мягкосердечного бездельника”.
Представляется, что теоретический анализ добродетели и сопутствующих ей качеств, произведенный, И. Кантом, расширяет нравственные горизонты личности, вызывая к жизни не только познавательный интерес к теории этики и морали, но словно бы пробуждает само моральное чувство. Выделенные в исследовании аспекты этики Канта не только представляют познавательный интерес, но и содержат побудительные основания к этической самореф-лексии и саморазвитию, нравственному совершенствованию обучающихся и развитию культуры чувства, способствуя, в частности, преодолению упрощенчества в осмыслении чувства любви, негативных мысленных и поведенческих стереотипов, формированию чувства социальной и личной моральной ответственности за акты творческой самореализации, прививая чувство меры с сфере эстетических проявлений и чувств, порождая многогранные выводы этического, мировоззренческого характера.
Литература
1. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. М., 1994. Т.2 (ЬАрУ/шшш.кг^ОУ.тТо/И^эесЛ^ к/капД_1_001 .Мт).
2. Лучшие публикации “Кантовского сборника” (1975 - 2001)/ Отв. ред. В.Ю. Курпа-ков, Л.А. Калинников. Калининград, 2003.
3. Соболева Е.А. Критическая философия И. Канта: трансцендентальный и психологический аспекты: Дис. ... канд. фил. наук. М., 2005.