Научная статья на тему 'И. Евстюхин. Предмет культа'

И. Евстюхин. Предмет культа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. Евстюхин. Предмет культа»

И. Евстюхин ПРЕДМЕТ КУЛЬТА*

Подстаканник - один из наиболее красивых и необычных предметов декоративно-прикладного искусства. Он неразрывно связан с культурой чаепития, но, как ни странно, появился на свет не на Востоке, где чайная церемония - древняя традиция и глубокая философия, а в России - стране, попробовавшей чай сравнительно недавно, в XVIII столетии.

Именно Россия подарила миру этот удивительный предмет, ставший культовым и представляющий теперь немалую художественную ценность. По русскому подстаканнику можно проследить всю историю нашей страны; ее идеологические тенденции, политические реалии и эстетические вкусы.

Подстаканник появился в России в XVIII в. Первые подстаканники были простыми по форме и незатейливыми по обработке. Один из самых старых, сохранившихся до наших дней, был сделан на Тульском оружейном заводе в конце XVIII в. И только с расцветом ювелирного дела, со второй половины XIX столетия, подстаканник начинает обретать черты художественного изделия. Изготовленный из серебра, он становится одним из показателей благосостояния хозяина дома. И в кабинетах петербургских аристократов, и в гостиных именитых московских купцов пили чай из изысканных серебряных подстаканников.

* Евстюхин И. Предмет культа // Open magazine = Журнал открытий. - М., 2010. - № 39. - С. 38-43.

Лучшие ювелиры того времени - Иван Хлебников, Павел Овчинников, Игнатий Сазиков, Густав Клингерт, Федор Лорие, Карл Фаберже - принимали заказы на изготовление подстаканников, которые наряду с другими столовыми приборами и ювелирными украшениями демонстрируют богатство и разнообразие художественных стилей, орнаментов и «фасонов»: ампир, классицизм, рококо, модерн...

Период с середины XIX в. и до Октябрьской революции среди коллекционеров считается временем художественного расцвета подстаканника. Изготовлением подстаканников занимаются не только многочисленные частные мастерские, но и крупные фабрики. Например всемирно известная «Фабрика золотых и серебряных изделий Густава Клингерта».

Техника исполнения была разнообразна. Превалировало, конечно, штампование с последующим нанесением рисунка штихелем и чеканкой, но часто встречалось и художественное литье. Упор делается на эксклюзивность исполнения и материалы: серебро для обеспеченных сословий, латунь - для всех остальных. Появившееся во второй половине XIX в. заводское никелирование либо серебрение подстаканников широко осваивается и при советской власти: когда подстаканник сначала превращается в буржуазный пережиток, а затем - в предмет массового потребления, что, однако, не снижает его художественной привлекательности и коллекционной значимости.

После Октябрьской революции производство подстаканников в России не прекратилось, но объемы снизились во много раз. При этом станки, штампы и технологии известных дореволюционных производителей стали передаваться властью вновь образующимся артелям и заводам. Яркий пример - Московский платиновый завод, выпускавший подстаканники с использованием штампов и дизайна известнейшего дореволюционного автора и производителя столовых приборов Ивана Хлебникова.

НЭП возродила массовое производство подстаканников - в основном благодаря небольшим частным артелям. Однако в новой России подстаканник из символа домашнего уюта и семейного благополучия превращается в один из главных элементов «корпоративного стиля», становится таким же атрибутом советской жизни, как френчи, кожаные портфели, массивные письменные столы, трибуны с графином воды и мухинские граненые стаканы. 222

Предмет культа

Поскольку подстаканник наделяется несомненной идеологической функцией, выпускаются разнообразные тематические серии, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства: к годовщинам революций и партийным съездам, с портретами вождей и героев революции, видами новопостроенных городов и с народно-патриотическими сюжетами - «первый трактор», «советский дирижабль», «открытие ВСХВ»...

После Великой Отечественной войны с развитием металлургии массовое распространение получают такие материалы для производства столовой посуды, как мельхиор, нержавеющая сталь, алюминий. Мельхиор выбирается за его высокую коррозионную стойкость, технологичность и привлекательный внешний вид, напоминающий серебро. Мельхиоровый подстаканник был обязательным атрибутом домов и кабинетов партийных вождей, и ему досталась наибольшая идеологическая нагрузка, о чем непрозрачно намекает тематика распространенных кольчугинских подстаканников: «XXV съезд», «Воин-освободитель», «Спасская башня», «К звездам», «Целина».

В 60-е годы начинается массовое производство подстаканников из нержавеющей стали, когда были официально рассекречены ее характеристики для нужд предприятий, не относящихся к оборонному сектору.

Одним из главных заказчиков подстаканников традиционно являлось Министерство путей сообщения. Еще в 1924 г. Наркомат путей сообщения заказывал подстаканники в двух артелях.

Вместе с тем наряду с массовым производством создавались и настоящие шедевры. Уникальные подстаканники из серебра выпускал великоустюгский завод по производству серебряных изделий «Северная чернь». В производстве завод использовал собственную уникальную технологию чернения, разработанную еще в XVIII в.

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 г. После упадка производство ювелирных изделий в Великом Устюге, выполненных в технике чернения, возрождается в 1933 г. Группы мастеров объединяются в артель «Северная чернь». Великоустюгское чернёное серебро получает мировое признание. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой золотой медали.

Хрущёвская оттепель вдохнула художественный смысл в тематику подстаканников. Подстаканник становится в большей степени сувениром, подарком, нежели предметом, выполняющим идеологически-бытовые функции. В большинстве своем примитивные довоенные изображения танков, тракторов, комбайнов и плодово-ягодные композиции сменяются панорамными видами советских городов и изображениями памятников архитектуры. Очень ограниченными тиражами выпускаются даже серебряные подстаканники, выполненные с применением техники горячей эмали.

Очень сложно сказать, сколько точно было производителей подстаканников за весь советский период. Очевидно только, что счет шел на сотни. Известных же производителей не так много. Это прежде всего Кольчугинский завод, артель «Мстёра», заводы «Ленэмаль-ер», «Мосювелир», «Северная чернь». Однако в отношении их остается много вопросов по ассортименту и периодам выпуска конкретных моделей подстаканников, на которые нет ответов.

Подстаканник, пишет в заключение автор, - исчезающий из обихода предмет столовой посуды. Из кухонных шкафов он постепенно перекочевывает на полки коллекционеров. Но это говорит о том, что коллекция подстаканников - неплохое вложение, ведь с каждым годом подстаканник становится все более редким и дорогим предметом.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.