Научная статья на тему 'I Евразийский саммит «Корпоративная социальная ответственность: стратегия и лучшая практика устойчивого развития в странах Евразии»'

I Евразийский саммит «Корпоративная социальная ответственность: стратегия и лучшая практика устойчивого развития в странах Евразии» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Евразийский саммит «Корпоративная социальная ответственность: стратегия и лучшая практика устойчивого развития в странах Евразии»»

Российский журнал менеджмента Том 7, № 1, 2009. С. 179-181

ХРОНИКА

I ЕВРАЗИЙСКИЙ САММИТ «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: СТРАТЕГИЯ И ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ»

27 января 2009 г. в Киеве состоялся I Евразийский саммит «Корпоративная социальная ответственность: стратегия и лучшая практика устойчивого развития в странах Евразии». Организаторами саммита выступили российская Ассоциация Менеджеров, Высшая школа менеджмента СПбГУ, ИД «Коммерсантъ-Украина» и Программа развития ООН (Россия). Саммит был позиционирован как профессиональная площадка для ведущих компаний стран Евразии по обмену опытом в сфере корпоративной социальной деятельности, обсуждению актуальных вопросов и тенденций развития корпоративной социальной ответственности (КСО), а также выработке соответствующих межнациональных моделей и стандартов.

Аудиторию саммита составили около 200 участников из России, Украины и других стран Евразии, в том числе — Бельгии, Великобритании, Венгрии, Италии, Казахстана, Люксембурга, Норвегии и Польши. Вниманию участников были предложены доклады и выступления представителей топ-менеджмента крупнейших корпораций, международных и общественных организаций в сфере КСО, органов государственной власти, деловых и общественно-политических СМИ, экспертных и научных кругов, в том числе — Telenor, МФК «Капитал», «Северсталь», ArcelorMittal, ДТЭК, Philips, Procter & Gamble, Европейской Комиссии и AccountAbility. Формат саммита, включивший в себя пленарные заседания, параллельные па-

нельные дискуссии и мастер-классы, обеспечил высокую степень интерактивности, позволившей максимально использовать интеллектуальный потенциал участников.

С приветственными обращениями к участникам выступили постоянный координатор ООН, постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН) на Украине Ф. ОДон-нелл, декан Высшей школы менеджмента СПбГУ В. С. Катькало, первый заместитель исполнительного директора российской Ассоциации Менеджеров А. Е. Дынин и генеральный директор и главный редактор ИД «Коммерсантъ-Украина» А. В. Гоголев. Они единодушно подчеркнули, что активный рост бизнеса на постсоветском пространстве и его экспансия на мировых рынках требуют от компаний пересмотра их подходов к взаимоотношениям с обществом и, соответственно, к ответственности перед ним.

На первом пленарном заседании — «Роль компаний стран Евразии в глобальном пространстве КСО» — были представлены основные доклады, посвященные специфике современного этапа развития КСО как важного элемента стратегического управления, перспективам корпоративной социальной деятельности в условиях разворачивающегося кризиса, а также — особенностям «лучших практик» КСО в странах Евразии.

Координатор по корпоративной социальной ответственности Еврокомиссии С. Берд открыла заседание докладом «КСО в Европейском Союзе». В нем была проанализирована роль

КСО как части европейской социальной модели, основанной на развитии партнерства и направленной на ускорение экономического роста и создание рабочих мест. Формулируя вызовы, определяющие развитие социально-ответственного бизнеса в ЕС, С. Берд подчеркнула, что к ним относятся прежде всего появление новых технологий, климатические изменения, проблемы с источниками энергии, сохраняющееся экономическое неравенство стран-членов, а также вопросы безопасности. Тем самым уже в первом докладе был задан тон дискуссии о КСО не как о «дополнении» к основной деятельности, традиционно увязываемым с благотворительными программами, а как о характеристике эффективного и конкурентоспособного бизнеса.

Директор Центра корпоративной социальной ответственности ВШМ СПбГУ Ю. Е. Благов в докладе «КСО в России: уроки национального Доклада о социальных инвестициях» особо отметил, что распространение соответствующих «лучших практик» в российском бизнесе во многом сдерживается отсутствием единого понимания сущности КСО и системного характера корпоративной социальной деятельности как инновационной. Управление корпоративной социальной деятельностью, как правило, является прерогативой подразделений по управлению персоналом и связям с общественностью, а широко анонсируемое ведущими отечественными компаниями интегрирование принципов КСО в корпоративную стратегию причудливо сочетается со стремлением переложить соответствующие расходы на плечи государства. В свою очередь, выведение инновационной активности за рамки социальной ответственности компаний не только лишает эту активность «морального оправдания», но и выхолащивает саму идею КСО.

Опыт одного из мировых лидеров в области КСО — корпорации Telenor — был представлен вице-президентом департамента КСО О. Й. Тандре. В докладе «Создание конкурентных преимуществ путем ответственного ведения бизнеса — КСО как фактор стратегии дифференциации» были прослежены становление и развитие стратегического подхода к КСО, подразумевающего создание ценности и для компании, и для основных заинтере-

сованных сторон. Различие рынков, на которые выходила Telenor, диктовало специфику отдельных решений, но не изменяло общей логики КСО. Так, например, в Бангладеш корпорация не только создала множество рабочих мест и стала крупнейшим налогоплательщиком, но и развила качественно новую инфраструктуру связи, сделав ее доступной широким слоям населения.

Большой интерес участников саммита вызвал доклад председателя Совета директоров МФК «Капитал» О. Ю. Голодец на тему «Корпоративная социальная ответственность и социальные стратегии компаний в условиях глобального финансово-экономического кризиса». По мнению докладчика, в ситуации стабильного экономического роста реализация принципов КСО давала российским компаниям целый ряд очевидных преимуществ: снижение социальных, экологических и политических рисков, поддержание устойчивого развития, улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами, и в итоге — рост капитализации. Основным направлением корпоративных социальных инвестиций при этом выступало развитие персонала, но именно данное направление испытало наиболее существенное негативное влияние уже в первые месяцы кризиса. Соответственно, особую важность приобретают совместные меры бизнеса и государства по смягчению социальных последствий кризиса, включая программы социальной адаптации высвобождаемых работников.

Практическим опытом внедрения КСО в корпоративную стратегию и особенностями ее реализации в условиях кризиса поделился заместитель генерального директора ОАО «Северсталь» по корпоративной социальной ответственности — А. А. Германович. В докладе «КСО в современных условиях: вызовы и перспективы» он обратил особое внимание на три программы социальных инвестиций, реализация которых в 2009 г. признана в компании приоритетной. Если программа «Дорога к дому», направленная на поддержку социально незащищенного населения, безусловно, сохраняет свое гуманитарное значение, то программа «Агентство городского развития», подразумевающая содействие ма-

лому и среднему предпринимательству, становится в новых условиях особо важной социальной инновацией. В свою очередь, программа «Living Steel», связанная с развитием экономичного и экологичного жилищного строительства, ориентирует компанию на технологические инновации, значение которых в период кризиса существенно возрастает.

Содержательный анализ становления социально ответственного бизнеса был представлен в докладе С. А. Кордашенко — директора по управлению персоналом и корпоративными коммуникациями компании ДТЭК, крупнейшей частной вертикально-интегрированной энергетической компании Украины, первой в этой стране выпустившей верифицированный социальный отчет по международным стандартам. В докладе «Эффективность управления КСО: системный подход к внедрению концепции и развитию практики» С. А. Кордашенко обратил внимание участников саммита на важность системного подхода к управлению корпоративной социальной деятельностью, позволяющего осуществить динамичный переход от «намерений» к «действиям» и закрепить основы для устойчивого развития. При этом компания в целом стремится к развитию благоприятной среды для устойчивого развития бизнеса, конкретные градообразующие предприятия — ориентируются на повышение своей конкурентоспособности, а органы местного самоуправления решают задачу стабилизации социально-экономической ситуации в соответствующих регионах.

В ходе второго пленарного заседания — «КСО как стратегический фактор конкурентоспособности бизнеса при выходе на новые рынки» — анализ стратегической роли КСО получил свое дальнейшее развитие. Участники саммита обсудили специфику управления корпоративной социальной деятельностью в международных компаниях, а также сравнили опыт внедрения принципов КСО в разных странах и регионах евразийского пространства. Продолжившие программу саммита панельные дискуссии позволили скон-

центрироваться на таких важных практических вопросах КСО, как стратегия информационной прозрачности бизнеса и развитие механизмов общественного признания социально ответственных компаний.

Завершили программу саммита мастер-классы по актуальным проблемам управления корпоративной социальной деятельностью, проведенные ведущими европейскими специалистами. М. Золло — профессор Университета коммерции им. Л. Боккони (Италия) — в рамках мастер-класса «Интеграция принципов корпоративной социальной ответственности в стратегию, практику и культуру» привлек внимание аудитории к результатам недавно завершенного исследовательского проекта RESPONSE, поддержанного Генеральным директоратом исследований ЕС. Профессор Школы менеджмента Крен-филдского университета (Великобритания) Э. Какабадзе в ходе мастер-класса «Роль и вклад руководства компаний в определение, применение и отношение к корпоративной социальной ответственности в обществе» обратил внимание на разрывы, которые возникают между пониманием важности КСО на уровне штаб-квартир и руководителей дивизионов и ее частом игнорировании на предприятиях, формирующих соответствующие цепочки поставок.

Комментируя итоги саммита в эфире Первого канала российского телевидения, А. Е. Ды-нин, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации Менеджеров, отметил: «Главная цель — это обмен опытом, для того чтобы профессионалы, которые работают в конкретных компаниях, не „варились в собственном соку", а глядели широко, изучали опыт коллег из России, из Европы и делали что-то практически эффективное и полезное в своей стране». Хочется верить, что прошедший саммит положил начало регулярным встречам, посвященным проблемам КСО, сама природа которых подразумевает постоянный диалог всех заинтересованных сторон не только на национальном, но и на международном уровне.

Ю. Е. Благов,

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.