Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность: проблемы интеграции в образовательные программы подготовки экономистов'

Корпоративная социальная ответственность: проблемы интеграции в образовательные программы подготовки экономистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ КСО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INTEGRATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE SOCIAL PERFORMANCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIALLY RESPONSIBLE WAY OF THINKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канаева Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются четыре группы факторов, определяющих необходимость и возможность интеграции проблематики корпоративной социальной ответственности (КСО) в образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО). Автор подчеркивает необходимость формирования социально ответственного образа мышления у будущих экономистов и менеджеров. На основе изучения и обобщения опыта преподавания дисциплин, отражающих проблематику КСО, реализации специализированных образовательных программ ведущих вузов России и ряда европейских университетов формулируются цели и возможные направления интеграции проблематики КСО в образовательные программы; условия успешной подготовки квалифицированных специалистов в новой для России профессиональной сфере сфере корпоративной социальной ответственности, а также проблемы, затрудняющие решение указанной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Social Responsibility: Problems of Integration into Educational Programs of Higher Education

The article deals with the four groups of factors that determine the necessity and possibility of the integration of corporate social responsibility (CSR) in the educational programs of Higher professional education (HPE). The author stresses the need for a socially responsible way of thinking for future economists and managers. Based on the study and generalization of experience in teaching, reflecting the perspective of CSR, the implementation of education programs in leading universities of Russia and several European universities, the author formulates the goals and possible ways for integration of CSR into education programs. She also considers the terms of successful training of qualified experts in the new for Russia professional area corporate social responsibility as well as challenges to the solution of this problem.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность: проблемы интеграции в образовательные программы подготовки экономистов»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 3

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

УДК 378.1+330.3 О. А. Канаева

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ

В России проблемы корпоративной социальной ответственности (КСО) стали самостоятельным предметом исследования и активного обсуждения относительно недавно — с начала 2000-х годов. В тот период всем, кто в теории или на практике занимался вопросами КСО, пришлось ступить, по меткому выражению одного из исследователей, на терминологическое «минное поле», столкнуться с множеством концепций и подходов к пониманию содержания и границ корпоративной социальной ответственности, с упрощенным толкованием причин повышения социальной ответственности компаний.

Основным предметом исследований в эти годы стали: эволюция концепции КСО, причины повышения социальной ответственности компаний, выявление и анализ подходов к трактовке содержания и границ корпоративной социальной ответственности, формирование системы понятий, отражающих проблематику КСО, определение принципов КСО и механизмов их реализации, социальные практики российских компаний.

Результаты исследований — как теоретических, так и прикладных, свидетельствуют о том, что в настоящее время в РФ завершается формирование общепризнанных подходов к трактовке содержания корпоративной социальной ответственности, принципов КСО и критериев корпоративной социальной деятельности (КСД), системы релевантных понятий. Последние содержания и принципов КСО, сложившиеся к настоящему времени в России, нашли отражение в многочисленных публикациях, среди которых несомненный научный интерес представляет ряд монографий [1-4].

Ольга Алексеевна КАНАЕВА — канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и социальной политики экономического факультета СПбГУ В 1980 г. окончила экономический факультет. В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1980 по 1996 г. преподавала экономические дисциплины в Первом медицинском институте им. акад. И. П. Павлова. С 1996 г. работает на кафедре экономической теории и социальной политики экономического факультета СПбГУ С 2000 по 2010 г. — зам. декана экономического факультета. Научные интересы — социальная политика государства, политика государства в сфере здравоохранения, корпоративная социальная ответственность и корпоративная социальная политика. Автор более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе одного учебника и одной монографии.

© О. А. Канаева, 2012

Наиболее значимым, с нашей точки зрения, результатом исследования и обсуждения указанных проблем стало осознание того, что повышение социальной ответственности компаний — процесс объективный, обусловленный целым рядом экономических, социальных и экологических факторов, многие из которых носят глобальный характер. Анализ опыта российских компаний, внедряющих на практике принципы КСО, свидетельствует о том, что их реализация идет в русле общемировых тенденций: от либерального и традиционного подходов к КСО к стратегическому [5-7]. В последнее время КСО все чаще рассматривается в качестве одного из базовых социально-экономических институтов, фактора устойчивого развития как отдельной компании, так и общества в целом, что свидетельствует о формировании институционального подхода к корпоративной социальной ответственности.

Необходимость интеграции проблематики КСО в образовательные программы

Осознание объективной обусловленности процесса повышения социальной ответственности компаний и, как следствие, неизбежного пересмотра основополагающих принципов ведения бизнеса и менеджмента подчеркивает значимость доведения идей и принципов КСО до самой широкой аудитории обучающихся по программам высшего профессионального образования (ВПО). В первую очередь это касается студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», т. е. будущих менеджеров и экономистов, лидеров бизнеса, а также специалистов, уже работающих в компаниях и организациях и курирующих вопросы корпоративной социальной деятельности.

Решение указанной задачи возможно посредством интеграции проблематики КСО в образовательные программы ВПО, прежде всего, программы экономического и управленческого направлений. В качестве одного из аргументов, которые подтверждают актуальность преподавания дисциплин, отражающих проблематику корпоративной социальной ответственности и реализации специализированных программ, направленных на подготовку специалистов в этой области, можно привести успешный опыт многих зарубежных университетов и бизнес-школ1 [8; 9]. Более того, включение вопросов КСО в учебные дисциплины и программы, проведение исследований в этой области рассматриваются в качестве одного из обязательных условий международной аккредитации образовательных программ управленческого направления. Знакомство с практикой зарубежных университетов свидетельствует о том, что изучение вопросов КСО предусмотрено не только в рамках бизнес-образования и программ MBA, но и в рамках всего спектра реализуемых образовательных программ. Обращает на себя внимание также и то, что специфика подходов к решению этой задачи в значительной степени определяется особенностями сложившейся национальной модели КСО.

1 Например, можно сослаться на опыт интеграции проблематики КСО в образовательные программы, реализуемые в университетах и бизнес-школах Великобритании (Кембридже, Ноттингем-ском университете, университетах Йоркшира, Глостершира, Честера и др.), Гарвардской школе бизнеса, Университете Вены (Австрия), Университете Тампере (Финляндия), а также на деятельность Ассоциации крупнейших международных компаний и бизнес-школ «ЕАВК — Академии бизнеса в обществе», направленную на разработку учебных курсов и повышение квалификации преподавателей в области КСО.

Растущее внимание к проблемам КСО, наблюдаемое, прежде всего, со стороны бизнес-образования, связано с формирующимся запросом компаний на исследования в этой области, а также на специалистов, способных разрабатывать и внедрять в практику компаний социальные стратегии, управлять корпоративной социальной деятельностью. Вместе с тем было бы неправомерно связывать необходимость интеграции проблематики КСО в образовательные программы исключительно с конъюнктурными факторами и краткосрочными тенденциями. Существуют причины (факторы), носящие более глубокий и долговременный характер. Среди них, на наш взгляд, можно выделить четыре группы взаимосвязанных причин, которые делают интеграцию проблематики КСО в образовательные программы ВПО необходимой и возможной.

К первой группе следует отнести причины системного, глобального характера, такие как:

— множественность и глобальный характер проблем, вызовов и рисков, с которыми столкнулось мировое сообщество на рубеже веков практически во всех сферах своей жизнедеятельности [10; 11];

— кризис современной экономической модели, базирующейся на теоретических конструкциях неолиберализма, ставшего в последние десятилетия официальным мейнстримом во многих странах;

— низкая эффективность моделей социальной политики, кризис самой идеи и принципов социального государства.

Кризис модели капитализма, сложившейся к началу XXI в., обусловлен ее специфическими особенностями, среди которых следует назвать: во-первых, достаточно высокую степень либерализации экономической деятельности, как правило, не сопровождаемую необходимыми в этом случае внутренними, добровольно принимаемыми на себя субъектами хозяйственной деятельности обязательствами и ограничениями, и, как следствие, низкий уровень социальной ответственности всех участников хозяйственной деятельности; во-вторых, ее ориентацию на достижение краткосрочной выгоды в ущерб реализации долгосрочных стратегий развития [12; 13].

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. стал достаточно убедительным аргументом, свидетельствующим об ограниченной эффективности спекулятивной экономической модели и ее неспособности противостоять глобальным вызовам.

Острота, глобальный и системный характер проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество, заставляют усомниться в безупречности и жизнеспособности ее базовых принципов и институтов и делают необходимым поиск иной, более эффективной модели экономического устройства. Среди основных отличительных особенностей этой модели следует назвать нацеленность на устойчивое развитие, а также четко выраженную социальную ориентацию. В качестве одного из базовых социально-экономических институтов должен рассматриваться принцип взаимной (распределенной) социальной ответственности. Его реализация предполагает повышение социальной ответственности всех субъектов хозяйственной деятельности (государства, бизнеса, личности), разграничение сферы ответственности и распределение бремени социальных обязательств, соответствующих функций и расходов между всеми заинтересованными сторонами [14]. Последнее, в свою очередь, подчеркивает значимость формирования социально ответственного образа мышления, которое должно прийти

на смену экономическому мышлению, лежащему в основе так называемого экономического подхода.

Что отличает социально ответственный образ мышления от традиционного экономического образа мышления? В неоклассической трактовке, как известно, экономический подход предполагает осуществление потребительского выбора, принятие решений, в том числе и бизнес-решений, на основе принципа экономической рациональности. В соответствии с этим принципом субъекты хозяйственной деятельности вынуждены мыслить в категориях предельных издержек и предельных выгод, минимизации затрат и максимизации краткосрочной прибыли. В условиях «квартального капитализма» основной задачей менеджеров становится рост благосостояния собственников и акционерной стоимости [12]. Следствием этого являются прочно укоренившиеся в сознании бизнесменов и менеджеров представления о том, что решение этих задач несовместимо с социальной ответственностью, что корпоративная социальная деятельность не может оказывать сколько-нибудь заметного позитивного влияния на основную деятельность компании, ее конкурентоспособность и стоимость.

В отличие от экономического подхода, социально ответственный подход означает, что хозяйствующие субъекты осуществляют хозяйственную деятельность, принимают решения, согласуясь с принципами социальной ответственности. Их реализация предполагает: мышление в категориях социальной и экологической ответственности, социальных инвестиций и социально ответственного инвестирования, общих ценностей и доверия, корпоративной устойчивости и устойчивого развития; рассмотрение человеческого, социального и репутационного капиталов компании в качестве факторов формирования ее долгосрочных конкурентных преимуществ; необходимость формирования корпоративной стратегии с учетом запросов заинтересованных сторон. Одной из отличительных особенностей социально ответственного мышления должно стать осознание того, что «удовлетворение интересов разных групп — сотрудников, поставщиков, потребителей, кредиторов, сообществ — и максимизация стоимости компании друг другу не противоречат; наоборот, иначе эту задачу не решить» [12, с. 80].

Формирование социально ответственного мышления у студентов, будущих экономистов и менеджеров — процесс длительный, требующий комплексного подхода, объединения усилий преподавателей общетеоретических, функциональных и отраслевых экономических дисциплин, смещения акцентов в преподавании от ориентации на получение краткосрочной выгоды, расширение масштабов деятельности и достижение максимальной экономической эффективности в сторону обеспечения экологической, социальной и экономической устойчивости. Фактически речь идет об изменении дискурса и формировании иного мейнстриминга в преподавании экономических и управленческих дисциплин [15; 16].

Вторая группа причин, определяющих актуальность интеграции проблематики корпоративной социальной ответственности в учебные курсы и образовательные программы, включает в себя ряд факторов, свидетельствующих о неизбежности изменений основополагающих принципов управления компаниями.

1. Изменения во внешней среде ведения бизнеса, которые потребуют адекватных изменений внутренней среды, предъявят новые требования к менеджменту.

В 2008 г. компания IBM провела глобальное исследование, целью которого стало выявление условий (факторов) успешного ведения бизнеса в современной быстро меняющейся внешней среде. В нем приняло участие высшее руководство 1130 частных

компаний и государственных организаций [17]. В результате были выделены пять базовых условий, необходимых для успешного ведения бизнеса в будущем: поиск и внедрение изменений; предложение инноваций, опережающих воображение потребителей; стремление к глобальной интеграции; радикальные действия и обезоруживание конкурентов; социальная ответственность. Последнее связано с тем, что ожидания заинтересованных сторон в области социальной ответственности компаний растут, а «индивидуальность корпорации и социальная ответственность в будущем станут играть важнейшую роль в позиционировании и дифференциации компании на рынке» [17, с. 173]. Следовательно, успешная компания будущего должна уметь отслеживать и выявлять значимые социальные тенденции и запросы заинтересованных сторон, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, перестраивать свою деятельность с целью реагирования на эти запросы и ожидания, внедрять инновации, быть социально ответственным производителем продукции, работодателем и партнером, способствовать устойчивому развитию общества. Осознание этого вынуждает руководителей компаний уходить от традиционных моделей ведения бизнеса и внедрять социально ответственные стратегии. Это, в свою очередь, предполагает необходимость изменения всей системы управления компанией. Основные принципы менеджмента XXI в. были сформулированы на саммите ведущих специалистов в области менеджмента и практиков в мае 2008 г. [18]. В качестве важнейших из них были названы способность ставить высокие цели, руководствоваться идеей корпоративной ответственности, изменить философию менеджмента, отказаться от традиционной иерархии, укрепить доверие, изменить принципы контроля и т. д. По мнению Доминика Бартона, управляющего директора McKinsey&Company, для перехода от модели «квартального» капитализма к долгосрочному устойчивому развитию необходимо «изменить сами основы управления корпорацией и наши воззрения на бизнес и его роль в обществе» [12, с. 80].

2. Увеличение числа российских компаний, которые, следуя общемировому тренду, внедряют принципы КСО, разрабатывают и реализуют корпоративную социальную и экологическую политику, осуществляют нефинансовую (социальную) отчетность.

Как известно, в России публикация нефинансовых отчетов началась лишь после 2000 г. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), за этот период в РФ опубликовано 204 отчета (33 — экологических, 116 — социальных, 55 — в области устойчивого развития). Наибольшее количество отчетов представлено компаниями в электроэнергетике (20), нефтегазовом секторе (12), финансовом секторе (11), металлургии (11). 77 компаний выпускают отчеты в виде отдельного документа [19]. Очевидно, что количество опубликованных нефинансовых отчетов не может служить точным индикатором корпоративной социальной деятельности и, тем не менее, приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что число компаний, подходящих к вопросам КСО с системных позиций, увеличивается.

3. Создание в российских компаниях специализированных структурных подразделений, занимающихся разработкой и внедрением в их корпоративную практику принципов, стратегий и механизмов корпоративной социальной ответственности, введение соответствующих управленческих позиций, с одной стороны, и очевидный недостаток кадров, имеющих специальное образование в данной области, — с другой. Более того, как правило, специалисты компаний, занимающиеся вопросами социальной ответственности, не имеют экономического или управленческого образования. Следствием этого становится искаженное, упрощенное представление о содержании КСО, формах,

методах и инструментах ее реализации, ошибочное представление о том, что для разработки и реализации социальных стратегий компаний не нужны специальные знания, достаточно практического опыта реализации тех или иных социальных проектов. В результате многие компании, позиционирующие себя как социально ответственные, на практике не выходят за рамки традиционной благотворительности, рассматривают КСО как навязанные извне дополнительные обязательства, которые требуют дополнительных расходов.

Таким образом, вторая группа факторов отражает формирующийся запрос со стороны бизнеса на внедрение принципов КСО и механизмов их реализации, прогнозируемый рост спроса на специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для разработки и внедрения принципов, стратегий и механизмов эффективной корпоративной социальной деятельности.

К третьей группе факторов, определяющих актуальность интеграции проблематики социальной ответственности компаний в образовательные программы, следует отнести факторы, отражающие современный уровень социальной ответственности субъектов хозяйственной деятельности, степень формирования соответствующих общественных запросов.

1. Относительно низкий уровень социально ответственного мышления у предпринимателей, менеджеров, персонала компаний, потребителей, граждан и, как следствие, низкий уровень социальной ответственности бизнеса в целом, особенно малого и среднего.

2. Несформированный запрос со стороны общества к компаниям в отношении их социальной ответственности. Следствием этого является то, что основными драйверами повышения социальной ответственности компаний в России в настоящее время выступают факторы нерыночного характера, в то время как в США, странах Европы, напротив, рыночные факторы — потребительский спрос, инвесторы, конкуренты. В настоящее время значительная часть российских компаний рассматривает социальную ответственность как вынужденную меру, либо продиктованную реальными условиями, в которых осуществляет свою деятельность компания (например, градообразующие предприятия), либо являющуюся результатом внешнего, явного или неявного, давления, либо возникшую вследствие выхода компании на международные рынки.

3. Низкий уровень осознания бизнесом, с одной стороны, выгод от корпоративной социальной деятельности, с другой — рисков, вызванных игнорированием принципов социальной ответственности. Исключение составляют крупные международные и российские компании, которые успешно внедряют принципы корпоративной социальной ответственности, формируют механизмы ее реализации.

В то же время следует отметить растущий интерес к проблематике КСО со стороны студентов, обучающихся по программам экономического и управленческого направлений.

Подтверждением этого являются данные, полученные в результате исследований, проведенных кафедрой экономической теории и социальной политики на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета в 2008 и 2011 гг. Целью исследований явилась оценка уровня восприятия студентами идей КСО и степени их заинтересованности в изучении соответствующих дисциплин. Участниками исследований стали студенты пятого, выпускного курса, обучающиеся по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент органи-

зации», «Финансы и кредит». Как показали результаты исследований, в 2011 г. 97% студентов, участвовавших в опросе, отметили, что знакомы с феноменом КСО (из них 37% указали, что хорошо знакомы с феноменом КСО, 60% — что встречали это понятие). Однако лишь 17% из них узнали о КСО из учебных курсов. 75% респондентов хотели бы больше узнать о КСО. Интересно отметить, что 63% студентов, участвовавших в исследовании, при покупке товаров и услуг обращают внимание на репутацию компании и считают, что социально ответственное поведение компании, производящей те или иные товары, является фактором, способным влиять на их потребительский выбор. Для сравнения: в 2008 г. лишь 34% студентов, принявших участие в исследовании, ответили, что знакомы с феноменом КСО.

Таким образом, отмеченные нами особенности и уровень восприятия идей социальной ответственности в российском обществе еще раз подчеркивают необходимость формирования социально ответственного мышления у граждан, выпускников вузов, причем вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Наконец, можно выделить четвертую группу факторов, которые делают интеграцию проблематики КСО в образовательные программы возможной.

В настоящее время достигнут достаточно высокий уровень теоретического осмысления проблем КСО. Процесс формирования концептуальных основ КСО близок к завершению, сложилось достаточно четкое представление о системе концепций, отражающих современные подходы к пониманию содержания и границ КСО, моделях КСО, сформировался соответствующий понятийный аппарат. Триединый подход к пониманию КСО как ответственности компании в сфере основной деятельности, экологической и собственно социальной сферах, становится практически общепризнанным. Крупными международными и российскими компаниями накоплен большой практический опыт реализации социальных, экологических проектов и программ [20].

В России, в том числе и в ряде российских вузов, сформировались центры исследования проблем КСО, накоплен определенный опыт преподавания соответствующих дисциплин и реализации специализированных программ. Среди них, прежде всего, следует назвать Высшую школу менеджмента СПбГУ Финансовый университет (ФУ) при Правительстве РФ, Научно-исследовательский университет — Высшую школу экономики (НИУ—ВШЭ), экономический факультет СПбГУ

Сформулированные нами причины интеграции проблематики корпоративной социальной ответственности в образовательные программы ВПО убедительно показывают, что вопросы КСО должны быть отражены в образовательных программах экономического и управленческого направлений всех уровней подготовки, а также в программах MBA, второго высшего образования, программах повышения квалификации. Однако формат, цели и задачи преподавания вопросов КСО, учебные планы должны отражать специфику направления («Экономика», «Менеджмент», иное) и уровня подготовки (бакалавриат, магистратура, программы MBA) будущего специалиста.

Цели и возможные направления интеграции проблематики КСО в образовательные программы

В соответствии с рассмотренными выше факторами интеграция проблематики КСО в образовательные программы ВПО может осуществляться в целях:

— формирования социально ответственного образа мышления у выпускников вузов;

— подготовки социально ответственных менеджеров, экономистов-менеджеров, будущих лидеров бизнеса;

— подготовки исследователей в области КСО и устойчивого развития бизнеса, а также специалистов и экспертов в области КСО.

Формирование социально ответственного образа мышления у выпускников вузов предполагает, прежде всего, необходимость пересмотра с позиций социальной ответственности и устойчивого развития целого ряда базовых теоретических положений и вопросов, традиционно рассматриваемых в учебных курсах по экономической теории, микро- и макроэкономике, таких как: экономический подход; экономически рациональное поведение; факторы, определяющие потребительский выбор и спрос; целевая функция фирмы; факторы, определяющие конкурентоспособность компании и ее стоимость; внешние эффекты и их регулирование; асимметрия информации, экономический рост и др. [21]. Необходимость отражения в общетеоретических курсах по экономике концепций КСО и системы релевантных понятий может быть достигнута посредством включения в соответствующие учебные курсы новых тем, таких как «Экономическая теория и КСО» «Социальная ответственность домохозяйств, бизнеса и государства», «Корпоративная социальная ответственность», «Глобальные проблемы современности и устойчивое развитие».

Еще одним возможным направлением решения поставленной задачи может стать включение проблематики КСО, соответствующего дискурса, тем, вопросов в программы дисциплин, изучение которых предусмотрено учебными планами подготовки по программам экономического и управленческого направлений («Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы», «Экономика предприятия», «Управление персоналом», «Корпоративное управление» и др.).

Наконец, в рамках отдельных образовательных программ в учебные планы могут быть включены учебные дисциплины (в качестве обязательных курсов или курсов по выбору): «Этика бизнеса», «Корпоративная социальная ответственность», «Глобальные проблемы современности и устойчивое развитие», «Бизнес и общество», «Основы социоэкономики», «Экологический менеджмент», «Зеленая экономика».

Подготовка социально ответственных менеджеров, экономистов-менеджеров, будущих лидеров бизнеса должна осуществляться посредством обязательного включения в учебные планы образовательных программ по управленческому и экономическому направлениям базовой дисциплины «Корпоративная социальная ответственность», поскольку только в этом случае можно говорить о формировании системного подхода к пониманию принципов КСО, механизма их реализации, влияния корпоративной социальной ответственности на основную деятельность компании и ее устойчивое развитие. Другое направление — реализация образовательных программ второго высшего образования, программ повышения квалификации, программ MBA в рамках бизнес-образования. По оценке специалистов российских компаний, в настоящее время высока потребность именно в краткосрочных дополнительных образовательных программах по тематике КСО, в частности по вопросам корпоративной социальной политики.

Подготовка исследователей в области КСО и устойчивого развития бизнеса, а также специалистов, способных разрабатывать и внедрять в практику компаний

принципы, стратегии и механизмы социальной деятельности, экспертов в этой области, на наш взгляд, должна осуществляться посредством реализации специализированных образовательных программ (магистратура, аспирантура, MBA).

Интеграция принципов КСО в корпоративную стратегию, реализация стратегического подхода к КСО предполагает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с управлением корпоративной социальной деятельностью. Последнее делает необходимым создание организационной структуры управления КСД, специализированных структурных подразделений и введение соответствующих должностей. Опыт компаний, наиболее успешно и последовательно реализующих принципы КСО, подтверждает целесообразность создания подразделений и введения должностей, в функции которых входят выявление заинтересованных сторон и их запросов, разработка принципов, стратегий и механизмов корпоративной социальной деятельности, ее координация и оценка эффективности, подготовка нефинансовой отчетности. Очевидно, что выполнение указанных функций требует специализированной подготовки в области корпоративной социальной ответственности.

Изучение практики российских компаний свидетельствует о большом разнообразии подходов к организации управления корпоративной социальной деятельностью. За ее реализацию могут отвечать: управление по работе с персоналом (Сбербанк РФ), управление по связям с общественностью (Объединенная компания «Русский алюминий»), дирекция по корпоративному развитию (группа компаний «АЛКОН»), дирекция по организационному развитию и работе с персоналом (ОАО «ВымпелКом»), управление по социальному развитию и социальной отчетности (Финансовая корпорация «УРАЛСИБ»), служба маркетинга и рекламы (ВТБ) и др. В ряде компаний введена позиция координатора по корпоративной социальной ответственности (Международная сеть отелей Residor, ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"»).

Достижение сформулированных нами целей интеграции проблематики КСО в образовательные программы обеспечивается посредством реализации конкретных задач, направленных на формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Об опыте реализации программы подготовки магистров «Социальная политика компании» по направлению «Экономика» (экономический факультет СПбГУ)

Свидетельством осознания академическим и бизнес-сообществами актуальности интеграции проблематики КСО в образовательные программы ВПО служит проведение в октябре — декабре 2011 г. в Санкт-Петербурге и Москве круглых столов и конференций, в рамках которых обсуждались проблемы преподавания вопросов КСО в вузах и бизнес-школах России2. В их работе приняли участие представители ведущих вузов страны (СПбГУ, НИУ—ВШЭ, ФУ при Правительстве РФ и др.), крупных международных и российских компаний, Ассоциации менеджеров России, Российского союза промышленников и предпринимателей, некоммерческих организаций. По общей

2 «Интеграция проблематики КСО в образовательные программы экономического и управленческого направлений» — Международный круглый стол, который был проведен 21.10.2011 на экономическом факультете СПбГУ; «КСО в системе высшего образования. Опыт подготовки бизнес-кейсов по КСО» — Круглый стол, проведенный АМР 02.11.2011 в Москве; «Социально-ответственный бизнес — основа устойчивого экономического развития» — научно-практическая конференция, которая была проведена 06.12.2011 в Москве.

оценке участников мероприятий, в настоящее время в большинстве российских вузов проблематика КСО в образовательных программах отражена несистемно и в недостаточной степени. Исключение составляют ведущие бизнес-школы страны. В связи с этим представляет большой интерес опыт вузов, успешно реализующих соответствующие образовательные программы.

Экономический факультет СПбГУ стал первым среди вузов России, открывшем в 2006 г. авторскую магистерскую программу «Социальная политика компании», целью реализации которой явилась подготовка специалистов в новой для России профессиональной сфере — сфере корпоративной социальной ответственности. В период с 2006 по 2011 г. реализация указанной программы осуществлялась на базе кафедры экономической теории и социальной политики экономического факультета. С 2011 г. программа приобрела статус межкафедральной, академически ориентированной программы подготовки магистров и получила название «Управление и социальная политика». В рамках этой программы реализуются два профиля — «Менеджмент организаций» и «Корпоративная социальная политика» [22].

Опыт реализации программы позволяет сформулировать ряд проблем, которые, как показало их обсуждение в рамках круглых столов, носят общий характер. Среди проблем, затрудняющих процесс интеграции проблематики КСО в образовательные программы, можно выделить следующие.

1. Отсутствие институциональной поддержки. Возможности интеграции проблематики КСО в образовательные программы управленческого направления расширяются в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат), который предусматривает изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» в качестве обязательной [23]. Однако ФГОС ВПО по направлению «Экономика» не содержит обязательного требования включения в образовательные программы дисциплин, отражающих проблематику социальной ответственности бизнеса.

2. Неопределенность предметной области дисциплин, отражающих проблематику КСО. Изучение опыта преподавания дисциплин по вопросам социальной ответственности бизнеса в вузах России показывает, что соответствующие учебные курсы читаются преподавателями разных факультетов (философии, политологии, социологии, экономических, менеджмента) и кафедр (менеджмента, управления человеческими ресурсами, государственного, муниципального и корпоративного управления, социальной политики и т. д.). Четкое определение предметной области дисциплин, отражающих проблематику КСО, осложняется тем, что она носит ярко выраженный междисциплинарный характер и может рассматриваться в качестве предметной области различных научных направлений. В связи с этим специалисты, имеющие опыт реализации соответствующих программ, справедливо обращают внимание на необходимость решения вопроса о «привязке соответствующих курсов к структуре подразделений бизнес-школ и факультетов» [16, с. 153]. В то же время следует учитывать, что подготовка квалифицированного специалиста в сфере корпоративной социальной ответственности, имеющего системные знания в этой области и необходимые компетенции, предполагает изучение комплекса дисциплин, что делает необходимым привлечение преподавателей разных направлений. Координация их участия в реализации специализированных образовательных программ, научных исследованиях, как показывает

практика, может осуществляться либо специально созданным координирующим центром, в функции которого входит учебно-методическое обеспечение преподавания соответствующих тематике КСО дисциплин, проведение научных исследований в этой области, конференций и т. д. (ВШМ СПбГУ) [16, с. 154], либо руководителем соответствующей образовательной программы (экономический факультет СПбГУ).

3. Не всегда адекватное восприятие проблематики КСО со стороны коллег-преподавателей и студентов. Это проявляется в неприятии самой проблематики КСО, в отношении к социальной ответственности бизнеса исключительно как к нравственному императиву, в отсутствии восприятия проблематики КСО как экономической и управленческой, в противопоставлении двух аспектов КСО — нормативного и управленческого. Для многих КСО продолжает ассоциироваться лишь с моральным долгом компаний перед обществом и благотворительностью.

4. Проблема разработки и включения в учебные планы комплекса новых учебных курсов, раскрывающих проблематику КСО. В случае, когда речь идет о подготовке специалистов в области корпоративной социальной деятельности, социально ответственных менеджеров, фрагментарное рассмотрение проблем КСО в отдельных курсах не решает задачи формирования необходимых профессиональных компетенций. Их формирование возможно только на основе системного подхода, который предполагает разработку целого комплекса учебных дисциплин, раскрывающих все аспекты корпоративной социальной деятельности.

5. Сложность разработки базового курса «Корпоративная социальная ответственность», его методического обеспечения. В значительной степени это связано с необходимостью обработки огромного массива информации по проблемам КСО, проведения анализа и систематизации множества подходов и концепций, а также с неоднозначным толкованием базовых понятий, отсутствием учебников по КСО и опыта преподавания. Задача осложняется еще и тем, что целью данного курса должно стать не только ознакомление студентов с эволюцией и содержанием основных концепций КСО, современными подходами к пониманию содержания КСО, лучшими социальными практиками компаний, но и формирование у студентов представления о корпоративной социальной деятельности как самостоятельном объекте управления, «целостной управленческой системе», включающей в себя принципы КСО, процессы и механизмы их реализации, результаты, эффективность которых может быть оценена, а также формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Определенные проблемы возникают и в связи с необходимостью привлечения к проведению занятий, практикумов, мастер-классов практикующих специалистов — сотрудников компаний. Как известно, ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (магистратура) предусматривает в качестве обязательного требования участие в реализации образовательных программ специалистов-практиков. В случае с подготовкой специалистов в сфере корпоративной социальной деятельности необходимо знакомство с практикой компаний, успешно реализующих принципы КСО и социальные стратегии, особенно важно. Отсутствие поддержки со стороны компаний снижает эффективность реализации образовательных программ.

Обобщение опыта реализации магистерских программ «Социальная политика компании» и «Управление и социальная политика» (профиль «Корпоративная социальная политика») по направлению «Экономика» позволяет сформулировать ряд условий, соблюдение которых позволит, на наш взгляд, обеспечить высокое качество под-

готовки экономистов-менеджеров, специалистов в сфере корпоративной социальной деятельности.

Важнейшим из них является изучение комплекса дисциплин, дающих системное представление о проблемах теории и практики КСО и позволяющих сформировать необходимые профессиональные компетенции.

Ядро этого комплекса должны составлять такие дисциплины, как «Глобальные проблемы современности и устойчивое развитие», «Корпоративная социальная ответственность», «Информационные источники и методы исследования по КСО», «Организация социологических исследований», «Нефинансовая отчетность и аудит», «Стратегический менеджмент», «Экологический менеджмент», «Социальный маркетинг», «Управление отношениями с заинтересованными сторонами», «Управление нефинансовыми рисками», «Современные концепции управления человеческими ресурсами», «Социальное проектирование и управление социальными проектами и программами», «Информационные технологии в сфере управления персоналом и КСО»3.

Приведенный перечень дисциплин еще раз показывает, что реализация программ подготовки специалистов в области КСО возможна только на межкафедральной основе. Следует также подчеркнуть, что формирование учебного плана целесообразно проводить на основе модульного принципа, который предполагает группировку дисциплин, имеющих общую проблематику и направленных на формирование общих компетенций, в рамках одного модуля, а также определенную последовательность изучения дисциплин.

Примером реализации модульного принципа в рамках специализированной программы подготовки магистров в области КСО может служить программа, реализуемая в Ноттингемском университете (Великобритания), являющимся признанным учебно-методическим центром по КСО4. На рисунке приведены названия модулей и перечень вопросов, изучаемых в рамках программы КСО в Ноттингемском университете.

Задача формирования практических навыков и компетенций может быть решена посредством использования в учебном процессе активных методов обучения. Речь идет, прежде всего, о таких хорошо зарекомендовавших себя методах, как работа в малых группах, обсуждение конкретных ситуаций, работа с кейсами5.

Формирование навыков научно-исследовательской работы (НИР), постановки и решения научных задач, подготовки отчетов по результатам НИР, может быть достигнуто посредством организации научно-исследовательской работы магистрантов, привлечения обучающихся к совместным с преподавателями научным исследованиям. Навыки апробации результатов научной работы, их презентации и публичного обсуждения формируются посредством проведения исследовательского семинара6.

3 С учебным планом образовательной программы подготовки магистров «Управление и социальная политика» (направление «Экономика») и программами соответствующих учебных дисциплин можно ознакомиться на сайте экономического факультета www.econ.pu.ru.

4 Программы по КСО можно найти на сайте Ноттингемского университета www.nottinghom. ac.uk.

5 Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин, отражающих проблематику КСО, явилось предметом обсуждения в рамках Круглого стола «КСО в системе высшего образования. Опыт подготовки бизнес-кейсов по КСО» (Москва, АМР, 02.11.11).

6 Учебным планом программы, реализуемой на экономическом факультете СПбГУ, предусмотрено проведение исследовательского семинара «Актуальные проблемы теории и практики КСО».

Название модулей и перечень вопросов в рамках программ КСО в Ноттингемском университете.

Важным условием подготовки квалифицированных специалистов является возможность ознакомления с практическим опытом компаний в области КСО, лучшими социальными практиками, в том числе и зарубежных компаний. Решение этих задач возможно посредством привлечения специалистов-практиков к проведению практических занятий, мастер-классов; посредством организации практик студентов в компаниях и стажировок студентов в зарубежных университетах. Наш опыт сотрудничества с компаниями ОАО «ВымпелКом», Международная сеть отелей Residor, Северо-Западный банк Сбербанка России, ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"» подтверждает эффективность проведения практикумов для магистрантов7. Однако, как было отме-

7 При непосредственном участии сотрудников компаний проводятся практикумы «Современные технологии подбора, обучения и развития персонала компании» и «Управление социальными проектами и программами компании».

чено выше, при решении этих задач вузам приходится сталкиваться с определенными проблемами: отсутствием формализованных механизмов привлечения и поощрения специалистов компаний, слабой заинтересованностью компаний в сотрудничестве с вузами, в частности, в заключении договоров об организации практик студентов; отсутствием в компаниях квалифицированных специалистов в области КСО, готовых передавать свой опыт и знания студентам, и др. На наш взгляд, оптимальным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать появление компании-партнера в реализации образовательной программы, отношения с которой можно было бы строить на договорной, долгосрочной основе. Статус компании-партнера мог бы предоставить ей определенные, гарантированные договором, возможности, например, участия в разработке и экспертизе учебных планов, подбора и целевой подготовки кадров, повышения квалификации сотрудников компании и др.

Рассмотренные в статье факторы, определяющие необходимость интеграции проблематики КСО в образовательные программы, справедливо рассматриваются многими как своеобразный вызов сложившейся системе подготовки экономистов и менеджеров, требующий адекватного ответа. Обобщение опыта интеграции проблематики КСО в образовательные программы ВПО свидетельствует о наличии институциональных, организационных, методических проблем, решение которых предполагает объединение усилий не только преподавателей соответствующих дисциплин и вузов, но и академического и бизнес-сообществ. В заключение хотелось бы отметить, что многие вопросы, затронутые в статье, носят дискуссионный характер. Мы приглашаем все заинтересованные стороны принять участие в их обсуждении.

Литература

1. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / под ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М., 2008.

2. Перегудов С.Л., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М., 2008.

3. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.

4. Формирование концептуальных основ корпоративной социальной ответственности / под ред. О. А. Канаевой, В. С. Сопина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.

5. Доклад о социальных инвестициях в России 2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию. 2008 / под ред. Ю. Е. Благова, С. Е. Литовченко, Е. А. Ивановой. М.: Ассоциация менеджеров России, 2008.

6. Из России с любовью: Национальный вклад в глобальный контекст КСО. 2008. Исследование агентства Economist Intelligence Unit по инициативе ОК РУСАЛ. URL: http://www.rusal.ru (дата обращения: 20.11.11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Развитие социально ответственной практики: аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2006-2007 годы выпуска: аналитический обзор / под ред. А. Н. Шохина. М.: Российский союз промышленников и предпринимателей, 2008.

8. Lozano J. М, Arenas D., Sauquet A. Educational Programmes in Corporate Social Responsibility. Corporate Social Responsibility / ed. J. Allouche. Houndmills; Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2006. Vol. 2: Performances and Stakeholders. P. 275-290.

9. Cornuel E. Management Education and Corporate Global Responsibility // Global Responsibility. N 2. The GRLI Partner Magazine. 2010. January. P. 13-16.

10. Доклад Всемирного экономического форума «Глобальные риски 2011» (Global Risk Report 2011).URL: http://riskreport.weforum.org (дата обращения: 22.11.11).

11. 14-й ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира. PricewaterhouseCoopers // Ведомости. 26.01.2011. С. 03.

12. Бартон Д. Капитализм, нацеленный в будущее // Harvard Business Review — Россия. Июнь-июль 2011. С. 79-86.

13. Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления: итоговый доклад. СПб.: Экономический факультет СПбГУ, 2009. С. 8-10.

14. Канаева О.А. Социальная политика компании: исходные посылки анализа // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 5: Экономика. 2011. Вып. 4. С. 41-52.

15. Mainstreaming Corporate Responsibility / еds N. C. Smith, G. Lenssen. London, 2010. P. 600.

16. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: вызовы управленческому образованию // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2010. Вып. 2. С. 143-161.

17. Корнильев К. Г. Предприятие будущего: результаты глобального исследования компании IBM // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7, № 1. С. 149-178.

18. Хэмел Г. Менеджмент 2.0: новая версия для нового века // Harvard Business Review. 2009. Октябрь. URL: http://www.hbr-russia.ru (дата обращения: 16.11.2011).

19. Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов: информационный бюллетень. URL: http://www.rspp.ru (дата обращения: 01.11.2011).

20. Депозитарий социальных инициатив российских компаний. URL: http://www.amr.ru (дата обращения: 24.05.2012).

21. Kitzmueller M. Economics and CSR. 21st Century Economics // A Reference Handbook / ed. R. C. Free. London: SAGE Publications, 2010.

22. Характеристика Программы подготовки магистров «Управление и социальная политика» (направление «Экономика»). URL: www.econ.pu.ru (дата обращения: 20.08.2011).

23. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент». Квалификация (степень) Бакалавр. 2010. URL: http// www.3gosmanagement.ru (дата обращения: 11.11.2011).

Статья поступила в редакцию 10 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.