Научная статья на тему 'Ежегодный форум EABIS - Академии бизнеса в обществе в Санкт-Петербурге'

Ежегодный форум EABIS - Академии бизнеса в обществе в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ежегодный форум EABIS - Академии бизнеса в обществе в Санкт-Петербурге»

Российский журнал менеджмента Том 8, № 4, 2010. С. 119-124

ХРОНИКА

ЕЖЕГОДНЫЙ ФОРУМ EABIS — АКАДЕМИИ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

20-22 сентября 2010 г. в Санкт-Петербурге прошел форум EABIS — Академии бизнеса в обществе (EABIS — The Academy of Business in Society), включивший в себя 9-й ежегодный коллоквиум и 8-ю ежегодную аспирантскую конференцию.1 Форум, организованный при поддержке Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ, стал одним из наиболее значимых событий в области корпоративной ответственности, прошедших в России за последние годы.

EABIS была создана в 2002 г. при поддержке Европейской комиссии как объединение компаний, бизнес-школ и других академических учреждений, направленное на интеграцию проблем взаимодействия бизнеса и общества в управленческую теорию и практику ведения бизнеса. Ассоциация, изначально носившая название Европейской академии бизнеса в обществе (European Academy of Business in Society), за восемь лет превратилась в мирового лидера в сфере исследований корпоративной ответственности и корпоративного управления. В 2010 г. глобализация деятельности нашла отражение в изменении названия ассоциации — Европейская академия стала просто Академией, а аббревиатура EABIS сохранилась в качестве узнаваемого бренда. Показательным стало и беспрецедентное решение о проведении ежегодного форума Академии за пределами Европейско-

1 Подробные материалы форума ЕАВШ — Академии бизнеса в обществе, прошедшего в Санкт-Петербурге, представлены на официальном вебсайте http://www.gsom.pu.ru/en/eabis2010.

го Союза. В качестве площадки был выбран Санкт-Петербург, причем выбор не был случаен. Именно ВШМ СПбГУ не только стала в 2006 г. первым (и пока единственным) членом Академии от Российской Федерации, но и смогла за короткий срок позиционировать себя в качестве национального лидера исследований и преподавания в области взаимодействия бизнеса и общества, координируемых Центром корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ.

Коллоквиум и конференция собрали более 200 участников из 24 стран пяти частей света. К работе пленарных и секционных заседаний были привлечены представители 35 международных компаний и их региональных подразделений, 76 ведущих университетов и бизнес-школ, 20 некоммерческих, правительственных и межправительственных организаций. Тема коллоквиума, прошедшего 20-21 сентября в конгресс-холле «Московский», была сформулирована как «Корпоративная ответственность и развивающиеся рынки» («Corporate Responsibility and Emerging Markets»). Этой теме во многом были посвящены и представленные на аспирантской конференции доклады по материалам диссертационных исследований, проводимых в университетах и бизнес-школах — членах Академии. Впервые в истории Академии была предпринята попытка сконцентрироваться на комплексном анализе феномена корпоративной ответственности на развивающихся рынках, прежде всего в странах BRIC. Выбор темы был обусловлен рядом причин.

1. Мировой финансовый кризис поставил под сомнение западную парадигму управления национальными экономиками, что подогрело интерес к опыту развивающихся рынков. В свою очередь, возросло влияние стран «большой двадцатки» (G20), постулирующих необходимость широкого вовлечения стран с развивающейся экономикой в обсуждение глобальных проблем;

2. Процесс глобализации экономики повысил доступность мировых ресурсов для стран с развивающейся экономикой. Последние стали выступать в качестве все более привлекательных рынков для «старых» международных компаний. В то же время компании стран, представляющих развивающиеся рынки, вышли на международную арену в качестве самостоятельных игроков;

3. Растущее влияние развивающихся рынков привело к перераспределению ответственности за решение мировых социальных и экологических проблем. При этом, с одной стороны, возрос интерес «новых» международных компаний к знаниям и опыту в области реализации принципов корпоративной ответственности. С другой стороны, эти компании начали генерировать оригинальные управленческие практики, достойные широкого распространения.

Таким образом, в фокусе дискуссии коллоквиума оказались как «старые», так и «новые» международные компании, адаптирующие традиционные и генерирующие оригинальные управленческие практики. Активное участие в дискуссии приняли легендарный ученый, создатель концепции заинтересованных сторон Э. Фримен из Школы бизнеса им. Дардена университета Вирджинии (США), директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ К. Юда-ева, министр по связям с корпоративным сектором правительства Индии Р. Бандиопа-дхай, президент Microsoft Россия Н. Прянишников, генеральный директор IBM Eastern Europe & Asia К. Корнильев, директор Центра международной этики бизнеса Университета мировой экономики и бизнеса

(КНР) Л. Баоченг и другие эксперты мирового уровня. Коллоквиум вызвал большой интерес у лидеров российского бизнеса, осознающих важность проблематики корпоративной ответственности для решения амбициозных задач, стоящих перед отечественной экономикой. Показательно, что усилия ВШМ СПбГУ по организации коллоквиума и конференции были поддержаны корпорациями «Северсталь» и «Сахалин Энерджи», российской Ассоциацией Менеджеров и деловой газетой «Ведомости». Руководители компаний «Северсталь» и «Сахалин Энерджи» в своих приветствиях, обращенных к участникам форума, подчеркнули необходимость более активного участия российского бизнеса в решении глобальных проблем, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Значимость коллоквиума и конференции для научного сообщества и дальнейшего развития исследований в области корпоративной ответственности подчеркнули проректор СПбГУ по направлениям геология и менеджмент В. С. Катькало и проректор СПбГУ по научной работе Н. Г. Скворцов.

Первое пленарное заседание коллоквиума было посвящено роли развивающихся рынков в мировом экономическом и социально-политическом развитии. А. Эпплтон, партнер компании Appleton Luff, подчеркнул крайнюю неустойчивость современной геополитической картины и очевидность процессов перераспределения экономической и политической мощи между государствами, которые не в состоянии контролировать независимые международные организации, такие как ВТО. При этом, как отметил Х. Сантисо — профессор школы бизнеса ESADE и председатель Ассоциации развивающихся рынков при OECD, — наблюдается феномен «смещения богатства» в сторону стран, представляющих развивающиеся рынки. За последние 20 лет эти страны продемонстрировали существенный экономический рост, интенсифицировали торговые и инвестиционные потоки и в конечном счете превратились в мощных игроков регионального и даже глобального уровня. Именно эти страны с меньшими потерями пережили мировой финансовый кризис и успешно адаптировали передовые прак-

тики управления бизнесом и государством. Таким образом, традиционная классификация стран как развитых и развивающихся с соответствующим выделением кластеров постепенно теряет смысл и отражает скорее исторические традиции, нежели экономические реалии. В контексте этих изменений открываются новые возможности решения глобальных проблем. Среди последних, по мнению К. Юдаевой, директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ, стоит отметить рост населения планеты и угрозу нехватки природных ресурсов, урбанизацию и отток человеческих ресурсов из аграрного сектора, негативное экологическое воздействие добывающей промышленности и крупных производственных комплексов, а также ограниченность альтернативных источников энергии. При этом компании, представляющие развивающиеся рынки, ориентированы преимущественно на собственное развитие и не имеют достаточно стимулов, чтобы активно участвовать в решении обозначенных проблем, хотя возрастание их экономической мощи делает это участие все более востребованным. Определенные проблемы присутствуют и во взаимодействии этих компаний с национальными правительствами, и в процессе передачи опыта устойчивого развития как между компаниями, так и на межгосударственном уровне.

На втором пленарном заседании, посвященном устойчивому развитию в изменяющейся среде, был представлен доклад П. Лэйси, управляющего директора группы устойчивого развития компании Ассеп^ге, посвященный результатам исследования мнений 776 генеральных директоров компаний из 25 отраслей, представляющих более 100 стран, о связи устойчивости, корпоративной стратегии и организационной трансформации. По данным этого исследования, проведенного при поддержке Глобального договора ООН, 93% респондентов уверены, что устойчивость будет ключевым фактором успешного развития бизнеса в будущем; при этом 80% респондентов считают, что полной интеграции принципов устойчивости в деятельность компаний можно добиться только за 10-15 лет. Однако, как показала прошедшая на заседа-

нии дискуссия, наибольшую сложность представляют собой не формулирование и принятие обозначенных принципов, а их реализация на практике. В России, по словам Н. Прянишникова, президента Microsoft Россия, компании зачастую вынуждены решать более приземленные вопросы роста производительности и конкуренции с опытными иностранными игроками. В Китае, по мнению С. Ли, генерального директора консалтинговой компании InnoCSR China, экономическое развитие на макро- и микроуровнях также значительно опережает социальное, при этом ключевая роль в ликвидации этого разрыва отводится популяризации соответствующих идей в бизнесе и в обществе в целом. Ведущая роль отводится бизнес-школам, которые должны генерировать теоретические знания в области КСО, увязывать их с практикой ведения бизнеса и обучать менеджеров компаний соответствующим навыкам. Как подчеркнул С. Б. Бхаттачарья, глава отдела корпоративной ответственности компании ESMT Berlin, важнейшей задачей является разъяснение самого понятия «социальная ценность» компаний и его связи с формированием пользующегося доверием бренда.

Конкретные проблемы интеграции принципов устойчивости в стратегию и бизнес-модели компаний обсуждались на пленарном заседании, посвященном развитию динамических способностей устойчивого бизнеса. А. Бим, директор проекта по устойчивому развитию Глобального договора ООН в России, отметил такие характерные для современной России проблемы, как чрезмерное государственное вмешательство, фрагментация общества и влияние наследия так называемого дикого капитализма. К. Корнильев, генеральный директор IBM Eastern Europe & Asia, добавил к этому списку проблему коррупции на государственном и корпоративном уровнях, а Д. Прохоренко, партнер Heidrick & Struggles Russia, — проблему недостатка компетентных управленцев, способных балансировать противоречивые ожидания заинтересованных сторон и совмещать стратегическое мышление с умением фокусироваться на операционных бизнес-задачах.

Впрочем, недостаточная управленческая компетентность характерна и для корпоративного сектора, и для государственного управления. Правительства, по мнению С. Ортлиб, ответственной за стратегию в сфере устойчивого развития на развивающихся рынках компании Kimberly-Clark, также демонстрируют неспособность к эффективному долгосрочному планированию, что наглядно показал провал экологического саммита в Копенгагене. Участники дискуссии констатировали, что большую роль в решении указанных проблем может сыграть объединение усилий бизнеса и государств в поиске более эффективных методов управления экономикой и расходования ресурсов на пользу всем заинтересованным сторонам. Как подчеркнул Р. Сисодия (США), основатель Conscious Capitalism Institute, речь идет не о расходовании большего объема финансовых средств, а о воспитании нового видения, трактующего каждую из заинтересованных сторон как важного потребителя продуктов и услуг компаний и государства.

Дискуссия о партнерстве в области устойчивого развития была продолжена на четвертом пленарном заседании конференции. Профессор Э. Фримен из Школы бизнеса им. Дар-дена университета Вирджинии выступил с докладом о новом понимании бизнеса, особо акцентировав следующие положения:

1) устойчивое развитие и вовлеченность заинтересованных сторон должны лежать в основе бизнеса, а не дополнять его; бизнес должен быть ориентирован и на потребительскую ценность, и на благосостояние гражданского общества;

2) для создания ценности в интересах всех заинтересованных сторон, многие из которых одновременно играют различные роли, необходимо креативное мышление, позволяющее избегать ненужных компромиссов;

3) решение экологических проблем требует кооперации с представителями гражданского общества, которые пользуются бóльшим общественным доверием, нежели бизнес.

Многие партнерства государственных агентств, бизнеса и общественных органи-

заций уже доказали свою эффективность. Т. Матео, партнер CxCatalysts и специальный советник Совета США — КНР по сотрудничеству в области экологически чистой энергетики, привела пример успешного сотрудничества США и Китая по проектам образования в области экологической защиты. А. ван Хеемстра, председатель Нидерландского отделения Глобального договора ООН, рассказал об опыте партнерства компании Unilever и организации Oxfam International в области исследований на рынке Индонезии. Однако, как показала дискуссия, совместная работа над решением социальных и экологических проблем всегда сопряжена с определенными трудностями. Так, по словам А. Скворцовой, исполнительного директора Российского центра развития НКО, российские компании зачастую неохотно идут на сотрудничество с некоммерческими организациями, поскольку сталкиваются с высокими трансакционны-ми издержками и невозможностью преодоления бюрократических процедур. Кроме того, уровень доверия между бизнесом и НКО еще достаточно низок. Некоторые компании пытаются развивать собственные программы, предполагая недостаточный профессионализм и непрозрачность НКО, однако, как показывает опыт, серьезные НКО гораздо быстрее, эффективнее и с меньшими издержками решают поставленные задачи социального и экологического характера. Кроме того, как в заключение подчеркнула Т. Матео, сами НКО могут достичь максимальных результатов только во взаимодействии с бизнесом.

В ходе четвертого пленарного заседания отмечалось также стремительное развитие новых общественных групп, инициируемых участием в социальных сетях. Такие группы преимущественно носят стихийный характер, но, появляясь в ответ на возникновение конкретных проблем, они способны за сравнительно короткий промежуток времени существенно повлиять на репутацию компании и покупательскую активность ее потребителей. Эти группы являют собой пример новых, ранее неизвестных бизнесу заинтересованных сторон, влияние которых все больше

учитывается при принятии управленческих решений.

На пятом пленарном заседании, посвященном развитию ответственного лидерства, дискутировались вопросы образования в области этики бизнеса и корпоративной ответственности. Особое внимание было уделено роли бизнес-школ и некоммерческих организаций в генерации знаний, количеству и качеству учебных пособий, вовлеченности государства и общественности в распространение ответственного самосознания не только компаний, но и их заинтересованных сторон, в том числе потребителей. Действительно, по данным, представленным М. Гишемом, директором Центра по изучению бизнеса в обществе бизнес-школы Эшриджа (Великобритания), более четверти руководителей предприятий считают отсутствие соответствующих знаний и навыков у высшего и среднего менеджмента одним из трех основных барьеров на пути интеграции принципов устойчивости в корпоративную стратегию.

В России можно говорить об определенных успехах бизнес-образования в сфере корпоративной ответственности. И. Н. Баранов, исполняющий обязанности декана Высшей школы менеджмента СПбГУ, сообщил, что соответствующие знания и умения уже входят в список обязательных ключевых компетенций выпускников-управленцев ведущих вузов страны. В частности в ВШМ СПбГУ курсы КСО и этики бизнеса, курируемые Центром корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс, преподаются на всех программах, включая бакалавриат, магистратуру и Executive MBA. Г. Ван Шаик, почетный президент EFMD, выразил надежду на то, что нарождающееся поколение бизнес-лидеров, воспитываемое на таких курсах в бизнес-школах всего мира, будет управлять бизнесом, исходя из совершенно иного видения, нежели их предшественники. Л. Баоченг, директор Центра международной этики бизнеса Университета мировой экономики и бизнеса (КНР), проанализировав опыт китайских вузов, подтвердил, что необходимая адаптация образовательных программ является ключом к соответствующим изменениям целеполагания бизнеса.

На параллельных секциях коллоквиума было представлено более 100 докладов о лучших корпоративных практиках и последних научных исследованиях по проблемам корпоративной ответственности на развивающихся рынках. Кроме того, докладчики приняли участие в интерактивной сессии, организованной компанией Ketchum-Pleon Benelux и посвященной развитию компетенций ответственных лидеров. Под руководством 15 модераторов они делились опытом и идеями о том, каким образом развивается ответственное видение мира у менеджеров предприятий, какие кросс-культурные различия могут существовать при определении понятия лидерства, каким способом можно устанавливать и развивать связи между ответственными лидерами компаний и государств.

На заключительном пленарном заседании коллоквиума Т. Де Боэр, исполнительный директор компании KetchumPleon Benelux, Л. Ван Вассенхове, директор Центра социальных инноваций INSEAD, и С. Янг, исполнительный директор международной ассоциации лидеров бизнеса Caux Round Table, подвели итоги двухдневной дискуссии. Был сделан вывод о том, что, несмотря на очевидные различия в характеристиках, роли, условиях проживания и деятельности заинтересованных сторон в разных странах и регионах, развитые и развивающиеся рынки находятся гораздо ближе друг к другу в экономическом, социальном и политическом плане, чем об этом принято думать. Более того, перед лицом глобальных проблем эти два мира постепенно сливаются в один. Происходит передача знаний и принципов ответственного лидерства, развиваются новые формы сотрудничества государств, компаний и их заинтересованных сторон, появляются новые вызовы для бизнес-образования. По предложению С. Янга была принята итоговая декларация, содержащая призыв к бизнесу и академическому сообществу интегрировать принципы устойчивого развития в стратегическое управление компаниями и в процесс подготовки менеджеров, способных трудиться на благо всех жителей планеты.

Санкт-Петербургская декларация 21 сентября 2010 г.

Мы, участники 9-го ежегодного коллоквиума ЕЛБ18, прошедшего в Санкт-Петербурге — городе, волею Петра Великого открывшем России окно в Европу, в стенах Санкт-Петербургского государственного университета, созданного для интеллектуального лидерства в трансформации великой нации:

1) заключаем, что глобальный бизнес вступил в когнитивный кризис, при котором некогда незыблемые интеллектуальные основы перестали быть залогом успешного управления;

2) отмечаем, что усилия глобальных институтов управления — Организации объединенных наций, Всемирного банка, Международной организации труда, Международного валютного фонда, «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» — уже недостаточны для роста всеобщего благосостояния;

3) утверждаем, что доминирующее экономическое влияние раз и навсегда переместилось из развитых стран на развивающиеся рынки, в число которых через несколько десятилетий войдут сегодняшние развивающиеся страны, и что, таким образом, период западной гегемонии подходит к концу;

4) верим, что парадигма управления бизнесом, генерирующая богатство сегодняшних развитых стран, теряет силу и нуждается в переработке, которая будет соответствовать потребностям новой эпохи в истории человечества, основанной, помимо прочего, на ценностях разнообразных культур;

5) призываем соратников в области бизнес-образования способствовать изменению образа мышления, инкорпорируя всеобъемлющие принципы устойчивого развития во все аспекты бизнес-стратегии и управления, чтобы все виды капитала — финансовый, человеческий, социальный, интеллектуальный, экологический — могли быть наиболее продуктивно использованы на благо всех людей на нашей планете.

* * *

ющихся странах. Мы надеемся, что важный шаг в глобализации деятельности, расширении географии участников и спектра обсуждаемых проблем, сделанный Академией в сентябре 2010 г., поможет развитию и распространению теории и лучших практик корпоративной ответственности и корпоративного управления во всем мире.

Очередной ежегодный форум ЕЛБ18 — Академии бизнеса в обществе пройдет 27-28 октября 2011 г. во Франции на базе школы бизнеса INSEЛD, причем дискуссия, начатая в Санкт-Петербурге, получит свое логическое продолжение. В фокусе очередного форума — корпоративная ответственность в развива-

Ю. Е. Благов, А. А. Савченко

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.