Научная статья на тему 'И. А. Ильин о приятии мира в концепции воцерковления культуры православной мыслью русского зарубежья'

И. А. Ильин о приятии мира в концепции воцерковления культуры православной мыслью русского зарубежья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЯТИЕ МИРА / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / БОГОСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ / ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТА / ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ В МИРЕ / ADOPTION OF THE WORLD / CHURCHING / THEOLOGY OF CULTURE / EMBODIMENT OF CHRIST / CREATIVE DOING IN THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозова Ирина Николаевна

Рассматривается понимание христианского отношения к культуре как процессу творческого духовного преобразования. Обобщены основные аспекты идеи о приятии мира в работе православного мыслителя И. А. Ильина «Основы христианской культуры», возможностях позитивного динамического воздействия на светскую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILYIN'S WORKS ABOUT ADOPTION OF THE WORLD IN THE CONCEPTION OF CHURCHING OF CULTURE BY THE ORTHODOX THOUGHT OF THE RUSSIAN FOREIGN COMMUNITY

The article considers understanding of Christian relation to the culture as the process of creative spiritual transformation. The author generalizes the basic aspects of the idea on the adoption of the world in the work by orthodox thinker I. A. Ilyin «The foundations of the Christian culture», the possibilities of the positive dynamic influence on the secular culture.

Текст научной работы на тему «И. А. Ильин о приятии мира в концепции воцерковления культуры православной мыслью русского зарубежья»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 165

И. Н. Морозова

И. А. ИЛЬИН О ПРИЯТИИ МИРА В КОНЦЕПЦИИ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Рассматривается понимание христианского отношения к культуре как процессу творческого духовного преобразования. Обобщены основные аспекты идеи о приятии мира в работе православного мыслителя И. А. Ильина «Основы христианской культуры», возможностях позитивного динамического воздействия на светскую культуру.

Ключевые слова: приятие мира, воцерковление, богословие культуры, воплощение Христа, творческое делание в

мире

The article considers understanding of Christian relation to the culture as the process of creative spiritual transformation. The author generalizes the basic aspects of the idea on the adoption of the world in the work by orthodox thinker I. A. Ilyin «The foundations of the Christian culture», the possibilities of the positive dynamic influence on the secular culture.

Ключевые слова: adoption of the world, churching, theology of culture, embodiment of Christ, creative doing in the world.

Понятие православная мысль подразумевает сочетание стилей богословствования, характеризующихся разной степенью (насколько представляется возможным это уяснить) ортодоксии в отношении к традиции [См.: 8]. В статье представлена систематизация взглядов отечественного православного философа И. А. Ильина, высказанных им в работе «Основы христианской культуры», в контексте общей тенденции в философии культуры русского зарубежья (подхода к культуре с точки зрения ее творческого, духовного преобразования).

Проблема культуры была актуальна для отечественных религиозных мыслителей в исторический период радикальных политико-экономических, социокультурных преобразований России. Активность отношения к ней проявилась на уровне не только теоретических изысканий, но и институций (в частности организации «Лиги православной культуры») [См.: 3; 4; 6]. Обратим внимание, что в кризисной для отечественной культуры ситуации, фактически оказавшись от нее в изоляции православные богословы и философы обращают первоочередное внимание на поиск духовно-нравственных ресурсов культурной динамики, в том числе предпринимая и практические шаги. Интересным обстоятельством (актуальным для современной российской культурной ситуации) является энергичное приобщение к обсуждению данной проблематики молодого поколения [7, с. 497].

Системный подход к истории и философии культуры русского зарубежья представлен в монографическом исследовании А. В. Прохоренко [5]. Ученый раскрывает тему, располагая материал в различных взаимосвязанных между собой контекстах. Богословие культуры выделено им в качестве отдельного направления в изучении феномена рус-

ской эмиграции. В свое время формулировку богословие культуры использовали в своих работах В. В. Зеньковский и А. Шмеман [5, с. 149; 9]. Для первого исходным в определении своеобразия отношения богословия к культуре стала позиция П. Я. Чаадаева, отразившего религиозную проблематику культуры [5, с. 150].

В аналитическом обзоре основных тенденций отечественного богословия в период после революции 1917 г. прот. А. Шмеман обращает внимание на разработку в последнем социальных вопросов, социальной этики. «Почти каждый богослов, -как пишет Шмеман, - сделал свой вклад здесь, и хотя диапазон подходов и мнений был очень широк, это глубокое беспокойство относительно “во-церковления жизни” (воцерковление жизни - одно из наиболее популярных выражений более поздней русской религиозной мысли), вероятно, останется важной пионерской главой в области, в которой православный Восток ранее не сумел выразить своего мнения» [9]. Проблемы культуры православный мыслитель в данной работе связывает с искусством, его отношением к Церкви, имея в виду концепцию духовной динамики культуры В. В. Вейдле (профессора парижского Православного богословского института, известного своими работами о судьбах художественной культуры и христианского искусства).

В контексте богословия культуры рассматривают работы С. Н. Булгакова, Г. В. Флоровского, Г. П. Федотова [5, с. 150]. Основное внимание при этом уделяется аналитике софиологической концепции С. Н. Булгакова [Там же, с. 150-161]. «Со-фиологическое учение С. Н. Булгакова, - пишет А. В. Прохоренко, - получившее наиболее полное развитие в эмигрантских трудах мыслителя, является своеобразным развитием линии богословского

68

осмысления культурных реалий своего времени, идущих от П. Я. Чаадаева» [Там же, с. 160]. В то же время Булгаков определял человека как «существо “пиитическое” в греческом смысле слова, т. е. творчески действующее в мире» [1, с. 637]. Культуру философ понимал как «творческое отношение человека к миру и к самому себе, когда человек на свой труд в мире налагает печать своего духа» [Там же, с. 638].

Философско-богословское творчество И. А. Ильина относят прежде всего к сфере политики и философии права [5, с. 16]. В то же время значимы и его размышления о христианстве и культуре. В истории христианства известно (если говорить о крайних позициях) как в определенной мере лояльное, так и категорически нетерпимое отношение к светской культуре. И. А. Ильин за исходное в христианском подходе к культуре принимает положение о приятии мира. «Тот, кто хочет, - пишет философ, - творить христианскую культуру, должен принять христианство, ввести его дыхание в самую глубину своей души и обратиться к миру из этой новой цельности и свободы. Выражаясь философским языком, можно сказать, что он призван осуществить в самом себе религиозный “акт ” христианства и из него начать творческую работу над преображением мира в новом духе. Естественно, что он должен принять для этого и самый мир, созданный Богом и дарованный Им» [2, с. 307]. Философ при этом упоминает также и известную в истории религии традицию отречения от мира, «имея в виду буддийскую струю, отвергающую не только грешность личной души и ее жизненных содержаний», но и сам мир [Там же].

В христианской аскетике оппозиция по отношению к миру сочетается с учением о «благодатной устроенности мира и его божественной ведомости (Провидение), и о вездеприсутствии Божи-ем» [2, с. 307]. В то же время христианину, исповедующему мироотречение в его крайних ду-ховно-идеоологических выражениях, трудно ответить положительно на вопросы о своем действова-нии в мире, а также о характере культуры, которую он может «творить» [Там же, с. 309]. «У такого христианина, - пишет Ильин, - нет родины на земле, ибо она у него в небесах. Какая может быть у такого отшельника забота о правосознании, о правопорядке, о суде и справедливости? Какая печаль столпнику от того, что гибнет хозяйство, что извращается наука, что горят музеи? Он призван вместе с Афинагором и Тертуллианом “презирать мир и помышлять о смерти”» [Там же].

Православный мыслитель связывает отпадение от христианской традиции и от Церкви в том числе с такого рода мироотречным уклоном. В то же время И. А. Ильин показывает, что при внима-

тельном исследовании Нового Завета оказывается, что понятие «мир» используется в нем в нескольких различных значениях [Там же, с. 310]. Если имеется ввиду мир в космологическом смысле, как творение Божие, то вряд ли «можно допустить, чтобы Христос учил нас отвергать творение Божие или же всю совокупность народов, чающих благо-вестие и имеющих получить его» [Там же]. Однако в Евангелии и в Посланиях встречаются места и об отвержении мира. Какой же мир, задается вопросом И. А. Ильин, «и в каком смысле “отвергается” или “принимается” Новым Заветом?» [Там же].

Отвержение мира, поясняет философ, имеется в том смысле, когда последний сам отпадает от Бога и «противостоит Ему как самостоятельный, чуждый Ему и далекий; это есть мир, утверждающий себя без Бога и против Бога, в качестве самостоятельной ценности и реальности, мир, искушающий и прельщающий человека, пробуждаюющий “своими сквернами” его похоть (срав. Мрк. 4,19; 2 Петра 2,20; Тим. 4,10 и др.) и ведущий его к дьяволу. Именно поэтому и постольку “мир” “лежит во зле” (3 Иоан. 5,19) и подчинен “князю мира сего” (Иоан. 12,31; 14,30; 16,11); именно постольку “дружба с миром есть вражда против Бога” и “кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак. 4,4)» [2, с. 310]. К такому миру не может быть приятия и любви со стороны христианина.

В то же время в христианском отношении к культуре И. Ильин выделяет аспект преобразования, основанный на том, что Христос «победил» этот мир (Иоан. 16,33). Следовательно, «и всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (3Иоан. 5,4) [1, с. 311]. Объективный состав «Бого-созданного мира отнюдь не подлежит хуле и отвержению», а предназначен к преобразованию [Там же, с. 311], устроению «полноты времен» [1, с. 312]. Как раз в этом и выражается, утверждает И. А. Ильин, идея и задание христианской культуры.

В аспекте творчества необходимо рассматривать и аскетическую традицию в христианстве. Аскеза - драгоценное средство, очищающее «душу и освобождающее ее» [2, с. 312]. Воплощение Христа является основанием для творческого делания в мире для христианина. Православие, как пишет И. А. Ильин, «...было искони мироприем-люще, и в отшельнике, примиряющем князей, и в епископе, наставляющем или укоряющем своего государя, и в хозяйствующем монастыре, и в монастырском осадном сидении, и в православных патриархах, и в православных старцах, и в испо-ведничестве православного духовенства, ныне замучиваемого в России от коммунистов, и в этой дивной молитве сеятеля: “Боже! Устрой и умножь, и возрасти на долю всякого человека, тру-

69

дящегося и гладного, мимоидущего и посягающего”. и в нашем искусстве.» [Там же, с. 314]. Таким образом, русское Православие не мыслит мира внехристианским или «светским»,

«.христианское просвещение и просветление мира является его прямым заданием» [Там же, с. 315]. Последнее есть великая и священная миссия христианства в этом мире.

Для христианина важно не отречение от мира, как от противопоставленного ему объекта, а отвержение от своих страстей и нечистых (в духовном отношении) помыслов [Там же, с. 315-316]. В этом случае и наука, и искусство, проблемы государства, экономической жизни становятся духовными руками, «которыми человечество берет мир» [Там же, с. 316]. Для христианства необходимо, образно выражается И. А. Ильин, не «. изуверски отсечь эти руки, а. пронизать их труд изнутри живым духом, воспринятым от Хри-

ста. Христианство имеет в мире свое великое волевое задание, которого многие не постигают. Это задание может быть обозначено как создание христианской культуры» [2, с. 316].

В заключение краткого обобщения идей и основных направлений мысли, высказанных и обозначенных И. А. Ильиным в работе «Основы христианской культуры», можно сделать следующий вывод. Философ обосновывает понимание возможностей духовно-творческого преобразования культуры в рамках концепции воцерковления последней (принятой в православной мысли русского зарубежья в первой четверти XX в.). Приятие мира сопровождается положением о духовном возрождении культуры на основе ценностей христианства (что не исключает взаимодействия в данном пункте идеи культурной динамики с православной ортодоксией).

1. Булгаков, С. Н. Догматическое обоснование культуры // Соч.: в 2 т. Т. 2. Избр. ст. / С. Н. Булгаков - М.: Наука, 1993. - 752 с.

2. Ильин, И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1 / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы / И. А. Ильин. - М.: Рус. кн., 1996. - 400 с.

3. Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: биогр. справ. / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»; А. Нивьер. - М.: Рус. путь; Париж: УМСА-Рге88, 2007. - 576 с.

4. Православие и культура в религиозной мысли русского зарубежья: антология / сост. А. Л. Гуревич. - М.: Спутник+, 2003. - 151 с.

5. Прохоренко, А. В. Очерки по истории и философии культуры русского зарубежья / А. В. Прохоренко. - СПб.: Европ. дом, 2010. - 174 с.

6. Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX в. - М.: Пашков дом, 2002. - 218 с.

7. Современное русское зарубежье: антол.: в 7 т. Т. 5. Духовное наследие / ред. совет В. Ю. Малыгин, В. М. Пономарев, В. В. Сергеев, Ф. Н. Черепанов. - М.: Серебряные нити, 2008. - 576 с.

8. Шапошников, Л. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX - XXI вв. / Л. Е. Шапошников. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 327 с.

9. Шмеман, А., прот. Русское богословие: 1920-1972. Вводный обзор [Электронный ресурс] / протопресвитер А. Шмеман. - Режим доступа: www.schmemann.org/byhim/russiantheology.html.

Сдано 26.10.2011

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.