Научная статья на тему 'Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания'

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
801
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТЕОЦЕНТРИЗМ / БОГОСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ / ДИАЛОГ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ / AXIOLOGICAL RELATION / THEOCENTRISM / THEOLOGY OF CULTURE / THE DIALOGUE OF THE RELIGION AND CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозова Ирина Николаевна

Рассматривается православное богословие в аспекте его отношения к культуре. Теоцентризм представлен как вариант ценностной диспозиции. На основе изучения текстов церковной письменности делается вывод об основных направлениях богословского понимания диалога религии и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL discourse on religion and culture: OPTIONS FOR UNDERSTANDING

The article considers the Orthodoxy theology into the aspect of its relation to the culture. The author proposes to present the theocentrism as the variant of the axiological disposition. The conclusion has been made on the basis of the research of the church literature on the main directions of the theological understanding of the dialog of religion and culture.

Текст научной работы на тему «Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания»

УДК 008.001

И. Н. Морозова

БОГОСЛОВСКИЙ ДИСКУРС О РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЕ: ВАРИАНТЫ ПОНИМАНИЯ

Рассматривается православное богословие в аспекте его отношения к культуре. Теоцентризм представлен как вариант ценностной диспозиции. На основе изучения текстов церковной письменности делается вывод об основных направлениях богословского понимания диалога религии и культуры.

Ключевые слова: ценностное отношение, теоцентризм, богословие культуры, диалог религии и культуры

Реальное присутствие в культурном пространстве современной России религии (например, возникновение инфраструктуры духовного образования, соответственно научной деятельности в рамках последнего) актуализирует изучение богословия в аспекте его отношения к культуре.

Постановка вопроса о религиозной культурологии не является новой [12; 21; 33]. Отечественными исследователями, в частности, отмечался активный идейный взаимообмен между западной философско-социологической мыслью и русским религиозным идеализмом. Необходимость обращения в культурологии к теологии культуры связывалась с происходившим в богословии осмыслением кризисных процессов [9, с. 83]. В силу многих исторических (и иных) обстоятельств в первую очередь внимание специалистов привлекла теология Запада (работы Ж. Маритена, П. Нибура, Дж. Мартинетти, Л. Джуссини, Р. Гуардини, А. де Любака, П. Тиллиха и др). В. В. Бычковым было разработано понятие культурология ранней патристики [8, с. 53-133].

В последние десятилетия активно осуществляется философское осмысление культуры в традиции православия. Фундаментальное исследование православного богословия XIX - XX вв. реализовано доктором философских наук, профессором Л. Е. Шапошниковым [30]. Проблема понимания культуры и творчества в восточнохристианской патристике была обозначена и разработана А. Г. Шустровым [34]. В трудах православных богословов своеобразным (с точки зрения духовного смысла) является понимание цивилизации и культуры (в частности, возникновение города, техники) [32]. Метафизика

культуры в контексте богословия разрабатывается доктором философских наук, профессором Российской христианской государственной академии Д. К. Бурлака [7]. Миссия РХГА, полагает Д. К. Бурлака, состоит в реализации диалоговых отношений богословия и культуры. Интересен перечень позиций и направлений диалога такого рода, представленный доктором философских наук, заведующим кафедрой культурологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Доброхотовым [14]. Христианство, как пишет А. Л. Доброхотов, является религией воплощенного Слова [Там же, с. 82]. Особенность такого рода вне зависимости от характера культурологии (светской, атеистической) предполагает необходимость взаимодействия последней с богословием. Предназначение богословия заключено в правильном понимании всех моментов воплощения смысла [Там же].

Реконструкция культурологической позиции богословия затруднена в связи с несистематизированным характером высказываний о культуре в трудах христианских писателей [34, с. 19]. Полагаем, что плодотворным является использование понятия православная мысль, подразумевающего привлечение религиозных рефлексивных форм, соответствующих догматике, взаимодействующих с богословием [30, с. 30]. А. В. Прохоренко (вслед за В. В. Зень-ковским) относит к «богословию культуры» концепции отечественной философии религии, религиозной философии [25, с. 147-161].

В рефлексивных структурах религиозной традиции выделяют философию религии [2, с. 11]. В современную когнитивную практику вошло исследование богословских текстов в статусе философии, переиздание богословских «вер-

33

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Н. Морозова

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания

сий» философии религии, религиоведения [11; 20]. Культурные смыслы богословской системы, полагаем, более очевидны, когда последняя дополняется религиозно-философской концепцией, что имеет место не всегда. Культурологические аспекты религиозно-философских систем изучаются по преимуществу в контексте философии культуры.

Разберем, во-первых, возможности философско-культурологического понимания богословия в общем смысле; во-вторых, в рамках формата статьи приведем суждения и высказывания о культуре православных богословов, отечественных религиозных философов XX в., что позволит прийти к определенным выводам.

Специфическим историко-культурным типом ценностного отношения является теоцен-тризм. Понимание абсолютной ценности выходит за пределы обычной ценностной диспозиции субъекта и объекта. В то же время в теоцен-тризме присутствует субъектно-объектная дис-позиционность (что предполагает ценность). Абсолютная ценность, равно как и относительная, имеет смысл в силу отношения к ней субъекта (человека). В богословии это обстоятельство выражено, в частности, в положении об общем Промысле Божием о мире [10, с. 3, 13, 48; 24, с. 152]. Исключение абсолютных ценностей из предметной области культурологии парадоксальным образом обращается в неосознанное конституирование трансцендентного как объективной и независимой от субъекта культуры реальности. Абсолютные ценности - первоосновы трансцендентного-божественного - сопричастны культуре, как и ценности светского-мирского. Абсолютная ценность выходит за пределы субъекта и объекта, так как «обусловливается отношением субъекта к тому, что выше всякого субъектного бытия, именно к Абсолютной полноте бытия» [22, с. 63].

Определим основные предпосылки подхода, принципы отношения к миру в христианстве. В христианской церковной письменности деятельность Господа Иисуса Христа на земле получает наименование «общественного служения» [4, с. 347-350]. Начало служения Иисуса связывается с началом Его проповеди [1,

с. 77; 27, с. 373]. К проявлению идеала общественного служения в первой четверти ХХ в. в России относят, например, деятельность св. Иоанна Кронштадтского.

Вопрос о соотнесенности воли Бога и человека является основным в популярном в России сочинении свт. Иоанна Тобольского «Илиотро-пион» [19]. О. Иоанн отмечает, во-первых, необходимость сополагания своих действий с Божественной Премудростью [Там же, с. 58]. С целью уразумения последней необходимо прибегнуть к использованию, помимо заповедей Божиих и установлений Церкви, к опыту духовников и пастырей [Там же, с. 60]. В случае от-стуствия таковых человек должен использовать собственное размышление, так как Господь в любом случае разрешит его сомнение.

Существенные аспекты религиозно-

философского понимания культуры были выражены в философско-богословском творчестве о. П. Флоренского [28]. Религиознофилософская концепция П. А. Флоренского воспринимается как репрезентант понимания культуры в отечественной православной мысли [5; 13; 26]. В своей «Записке о христианстве и культуре» о. П. Флоренский пишет об отдалении современной культуры от интересов высшей духовности и целостности [28]. Неприятие религии может быть в разных формах, от прямой, открытой до «хронической инфекции», когда человек, сохраняя видимость защиты религии, по сути стремится к автономности своего существования от нее, устраняя из религии различные стороны своей деятельности. Последним «пределом» сакральности в культуре являются истины религиозной онтологии (основание христианской нравственности). О. Павел полагает, что с падением и этой основы в сознании нравственность станет лишь правилами, регулирующими внешнее поведение.

В «богословии культуры» русской эмиграции XX в. системным образом отношение христианства к проблеме мира, общества, культуры отражено известным православным богословом и философом В. В. Зеньковским. Прот. Зеньковский приводит слова апостола Павла об «обновлении ума», о том, чтобы «иметь Бога в

34

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Н. Морозова

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания

разуме» [17, с. 144]. В. В. Зеньковским разработано понимание рецепции как приятия культуры в соответствии с принципами христианства. К задачам Церкви в мире богослов относит не только сохранение связи человека с Церковью (определенного рода консерватизм), но и творческое созидание. Последнее заключается в воплощении «правды Церкви в жизни, - в индивидуальном внутреннем мире, а также во всей культуре, в социально-экономической жизни, во всем ходе истории» [Там же, с. 546].

Проблема богословского обоснования и понимания культуры (в разных аспектах) раскрывается в работах прот. С. Булгакова, С. Л. Франка, прот. Г. Флоровского, прото-пресв. А. Шмемана, прот. И. Мейендорфа, протопресв. Н. Афанасьева, П. Н. Евдокимова. В связи с невозможностью рассмотреть весь исследовательский материал выделим некоторые общие моменты. К ним относится акцентирование творческого отношения к миру, характерное для культуры (в отличие от цивилизации) [7, с. 638]. Христиане, как писал прот. Г. Флоровский, не должны отрицать культуру как таковую. Критичность их отношения к культуре (определяемой мерой Христа) «ни в коем случае не предполагает пренебрежение проблемами мира современности» [29, с. 670]. Культура, в определении протопресв. Н. Афанасьева, представляет собой, с одной стороны, динамически-поступательный, с другой - связанный с достижениями предшествующих поколений процесс [3, с. 42]. Основой, объединяющей процесс истории и культурного творчества, полагает богослов, является внутренняя, органическая «соборность».

Интересны суждения православных богословов о проблемах современности, положении в ней религии. Прот. А. Шмеманом поднимается вопрос о сочетании веры и цивилизованности [31]. Цивилизованный человек, полагает о. Александр, может верить, но возникает вопрос, во что и в кого? [Там же, с. 384]. В этом смысле гораздо более опасным является, как пишет

о. Александр, развитие внутри цивилизации псевдоверия, маловерия [Там же, с. 385]. Человечество не может удовлетвориться никакой

системой ценностей, заключает о. Александр, так как процесс разложения цивилизации идет уже не снизу, а сверху [31, с. 387]. Православный богослов П. Н. Евдокимов обращает внимание на феномен отторжения светской культуры от религии. В частности, богослов пишет о тенденции к отказу от диалога, неприятию религии со стороны светской культуры. Такое возможно в ситуации, когда духовные формы последней используются культурой религиозной (вероятно, на постоянной основе) [15, с. 434]. Православные богословы разрабатывают понимание бытия как общения [18], богословие диалога [16]. В рамках православного богословия, западной теологии рассматриваются проблемы секуляризации [32; 36]. Отдельным направлением является изучение в контексте обозначенной нами темы публикаций современных отечественных православных богословов [23].

Принятие к рассмотрению проблем культуры богословским дискурсом, полагаем, дополняет понимание современных культурных процессов. В концепциях и направлениях религиозной философии, философии религии, философии культуры (связанных с рефлексивными структурами в религиозной традиции) обнаруживаем логико-терминологи-

ческие аналогии со светскими формами научного познания. Определение культурных смыслов в богословских понятиях и определениях позволяет обозначить некие общие контрапункты диалога религии и культуры.

В понимании культуры для богослова важны прежде всего духовные смыслы. К принципам и догматическим положениям богословия, которые возможно поставить в соответствие светскому пониманию культуры, отнесем прежде всего Домостроительство, Промысел Божий, Воплощение.

В современном богословии воспринимаются к обсуждению актуальные проблемы культуры, социально-культурный контекст, в котором существует религия (десекуляризация, плюрализация, индивидуализация духовной жизни). Культура в богословии рассматривается также и в аспекте возможности творческого преображения (духовно-творческий ресурс аскетизма).

35

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Н. Морозова

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / Аверкий (Таушев). - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. - 864 с.

2. Антонов, К. М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века / К. М. Антонов. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. - 360 с.

3. Афанасьев, Н. О смысле культуры / Николай Афанасьев / Русские философы (конец XIX - сер. XX в.): антология. - Вып. I. - Москва: Книжная палата, 1993. - С. 41-47.

4. Барсов, М. Ф. Толкование четвероевангелия: сб. ст. для назидательного чтения / М. Ф. Барсов. - Т. 1. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. - 810 с.

5. Борисов, Е. Ю. Культурология П. А. Флоренского: автореф. дис. ... канд. культурологии / Е. Ю. Борисов. - Москва, 2007. - 22 с.

6. Булгаков, С. Н. Догматическое обоснование культуры // Сочинения: в 2 т. Т. 2. Избранные статьи / С. Н. Булгаков. - Москва: Наука, 1993. - С. 637-643.

7. Бурлака, Д. К. Метафизика культуры / Д. К. Бурлака. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 200 с.

8. Бычков, В. В. Эстетика отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин / В. В. Бычков. - Москва: Ла-домир, 1995. - 593 с.

9. Воронкова, Л. П. Из классификации культурологических учений: теология культуры / Л. П. Воронкова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1997. - № 1. - С. 80-93.

10. Воронов, Л. прот. Догматическое богословие / Л. Воронов. - Клин: Христианская жизнь, 2000. - 38 с.

11. Галахов, И. И., прот. Религиоведение. Богословско-философское исследование / И. И. Галахов. - Москва: ФондИВ, 2008. - 432 с.

12. Глаголев, В. С. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики / В. С. Глаголев. - Москва: Мысль, 1985. - 222 с.

13. Громова, А. Е. Типология культуры П. А. Флоренского: теургический аспект: дис. . канд. культурологии / А. Е. Громова. - Кострома, 2005. - 182 с.

14. Доброхотов, А. Л. Культурология - наука для богословов / А. Л. Доброхотов // ЖМП. - 2010. - № 3. - С. 80-84.

15. Евдокимов, П. Н. Православие / П. Н. Евдокимов. - Москва: ББИ, 2012. - 500 с.

16. Завершинский, Г., прот. Богословие диалога: диалог как образ бытия человека / Г. Завершинский, прот. // Современное русское зарубежье: антология: в 7 т. Т. 5. Духовное наследие. - Москва: Серебряные нити, 2008. - С. 140-152.

17. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. - Москва: Канон+, 1997. - 560 с.

18. Зизиулас, И., митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви / Иоанн Зизиулас, митр. - Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 280 с.

19. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей / Иоанн (Максимович), митр. - Москва: Благовест, 2012. - 544 с.

20. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Философия религии / В. Д Кудрявцев-Платонов. - Москва: ФондИВ, 2008. - 576 с.

21. Лисюткин, О. М. Критика православной концепции культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук / О. М. Лисюткин - Москва: Издательство Московского университета, 1978. - 21 с.

22. Лосский, Н. О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н. О. Лосский. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2000. - 864 с.

23. Морозова, И. Н. Культурологический ресурс религиозной традиции как культурное взаимодействие дискурсов религиозной философии, богословия, философии религии и философии культуры (о когнитивных возможностях и действительности) / И. Н. Морозова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 1 (29). - С. 84-89.

24. Помазанский, М. протопресв. Православное догматическое богословие / М. Помазанский, протопресв. -Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви: ДАРЪ, 2005. - 464 с.

25. Прохоренко, А. В. Очерки по истории и философии культуры русского зарубежья / А. В. Прохоренко. -Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2010. - 174 с.

26. Седых, О. М. Пространство и время как категории культуры в учении П. А. Флоренского: на материале книги «Мнимости в геометрии»: дис. ... канд. филос. наук / О. М. Седых. - Москва, 2003. - 230 с.

27. Сорокин, А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета / А. Сорокин, прот. - Москва: Издательство Крутицкого подворья, 2006. - 648 с.

36

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Н. Морозова

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания

28. Флоренский, П. А. Записка о христианстве и культуре // Сочинения: в 4 т. Т. 2 / П. А. Флоренский. - С. 547-559.

29. Флоровский, Г. В. Вера и культура / Г. В. Флоровский. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2002. - 862 с.

30. Шапошников, Л. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX - XXI веков / Л. Е. Шапошников. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 327 с.

31. Шмеман, А., протопресв. Можно ли верить, будучи цивилизованным? / А. Шмеман, протопресв. / Современное русское зарубежье: антология: в 7 т. Т. 5. Духовное наследие. - Москва: Серебряные нити, 2008. - С. 379-387.

32. Штёкль, К. Постсекулярная субъективность в западной философской дискуссии и православное богословие [Электронный ресурс] / К. Штёкль // Богослов.ру. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/ text/863182.html.

33. Шустров, А. Г. Город. Культура. Познание: в трудах восточных отцов Церкви / А. Г. Шустров. - Москва: Центр современного образования, 2010. - 400 с.

34. Шустров, А. Г. Понимание творчества и культуры в восточнохристианской патристике: автореф. дис. ... д-ра культурологии / А. Г. Шустров. - Москва, 2011. - 39 с.

35. Щученко, В. А. Критика православной концепции культуры / В. А. Щученко. - Москва: Знание, 1985. - 17 с.

36. Taylor, Ch. A Secular Age / Charles Taylor. - The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge,

Massachusetts, and London, England, 2007. - 874 p. Сдано 17.03.2014

I. N. Morozova

THEOLOGICAL DISCOURSE ON RELIGION AND CULTURE: OPTIONS FOR UNDERSTANDING

Abstract. The article considers the Orthodoxy theology into the aspect of its relation to the culture. The author

proposes to present the theocentrism as the variant of the axiological disposition. The conclusion has been made on

the basis of the research of the church literature on the main directions of the theological understanding of the dialog of religion and culture.

Keywords: axiological relation, theocentrism, theology of culture, the dialogue of the religion and culture

References

1. Averkyi (Taushev), arhiep. Chetveroevangelie. Apostol. Rukovodstvo k izucheniu Svyashchennogo Pisaniya Novogo Zaveta [The four Gospels. Apostle. Guidance to the study of the New Testament ’ s Holy Scripture] / Averkyi (Taushev). - Moscow: Orthodox Holy-Tikhon humanitarian university, 2007. - 864 p.

2. Antonov, K. M. Filosofiya religii v russkoi metafizike XIX - nachala XX veka [Philosophy of religion into Russian metaphysics of the XIXth - at the beginning of the XXth century] / K. M. Antonov. - Moscow: Orthodox Holy-Tikhon humanitarian university, 2009. - 360 p.

3. Aphanasyev, N. About the meaning of culture / Nicholas Aphanasyev // Russkie filosofi (konets XIX - ser. XX v.) [Russian philosophies (the end of the XIXth - the middle of the XXth century)]: anthology. - Issue I. -Moscow: Knizhnaya palata, 1993. - P. 41-47.

4. Barsov, M. F. Tolkovanie Chetveroevangelia: sb. st. dlya nazidatelnogo chtenya [Exegesis of the four Gospels: anthology for the didactic reading] / M. F. Barsov. - Vol. 1. - The Holy-Trinity Sergius Lavra, 2002. - 810 p.

5. Borisov, E. Yu. Kulturologia P. A. Florenskogo [Culturology by P. A. Florensky]: abstract of the thesis in cultural studies / E. Yu. Borisov. - Moscow, 2007. - 22 p.

6. Bulgakov, S. N. Dogmatic justification of the Culture / S. N. Bulgakov // Sochineniya [Works]: into two volumes. Vol. 2. Selected articles. - Moscow: Science, 1993. - P. 637-643.

7. Burlaka, D. K. Metafizika kultury [Metaphysics of Culture] / D. K. Burlaka. - Saint-Petersburg: St. Petersburg university, 2006. - 200 p.

8. Bychkov, V. V. Estetika ottsov Cerkvi. Apologety. Blazhenyi Avgustin [Aesthetics of the Church Fathers. Apologists. Blessed Augustine] / V. V. Bychkov. - Moscow: Ladomir, 1995. - 593 p.

9. Voronkova, L. P. The classification of cultural teachings: Theology of Culture / L. P. Voronkova // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Issue 7. Philosophy. - 1997. - № 1. - P. 80-93.

10. Voronov, L. prot. Dogmaticheskoye bogosloviye [Dogmatic Theology] / L. Voronov. - Klin: Khristianskaya zhyzn, 2000. - 38 p.

11. Galakhov, I. I., prot. Religiovedeniye. Bogoslovsko-filosofskoye issledovaniye [Religious studies. Theological-philosophical research] / I. I. Galakhov. - Moscow: FondIV, 2008. - 432 p.

12. Glagolev, V. S. Religiozno-idealisticheskaya kulturologiya: ideynyye tupiki [Religious idealistic culturology: ideological deadlocks] / V. S. Glagolev. -Moscow: Mysl, 1985. - 222 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Gromova, A. E. Tipologia kultury P. A. Florenskogo: teurgicheskyi aspect: [Typology of the Culture by P. A. Florenskyi: theurgical aspect]: thesis PhD in cultural studies / A. E. Gromova. - Kostroma, 2005. - 182 p.

37

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Н. Морозова

Богословский дискурс о религии и культуре: варианты понимания

14. Dobrokhotov, A. L. Culturology - science for theologians / A. L. Dobrokhotov // Zhurnal Moskovskoy Pa-triarhii [The journal of the Moscow Patriarchate]. - 2010. - № 3. - P. 80-84.

15. Yevdokimov, P. N. Pravoslaviye [Orthodoxy] / P. N. Yevdokimov. - Moscow: BBI, 2012. - 500 p.

16. Zavershinskiy, G., prot. Theology dialogue: dialogue as a way of being human / G. Zavershinskiy / Sovremen-noye russkoye zarubezh'ye [Modern Russian Abroad]: an Anthology: into 7 vol. Vol. 5. Spiritual inheritance. -Moscow: Serebryanyye niti, 2008. - P. 140-152.

17. Zenkovskiy, V. V. Osnovy khristianskoy filosofii [Foundations of Christian philosophy] / V. V. Zenkovskiy. -Moscow: Canon +, 1997. - 560 p.

18. Ziziulas, I., mitr. Bytiye kak obshcheniye: Ocherki o lichnosti i Tserkvi [Being as Communion: Essays on the personality and the Church] / Ioann Ziziulas. - Moscow: St. Filaret Orthodox Christian Institute, 2006. - 280 p.

19. Ioann (Maksimovich), mitr. Tobol'skiy i vseya Sibiri. Iliotropion, ili Soobrazovaniye chelovecheskoy voli s Boz-hestvennoy voley [Iliotropion or conformation-ray human will with the divine will] / Ioann (Maksimovich). -Moscow: Blagovest, 2012. - 544 p.

20. Kudryavtsev-Platonov, V. D. Filosofiya religii [Philosophy of Religion] / V. D. Kudryavtsev-Platonov. - Moscow: FondIV, 2008. - 576 p.

21. Lisyutkin, O. M. Kritika pravoslavnoy kontseptsii kul'tmy [The Criticism of the Orthodox concept of culture]: Abstract of the thesis... PhD / O. M. Lisyutkin - Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1978. - 21 p.

22. Losskiy, N. O. Tsennost' i Bytiye: Bog i Tsarstvo Bozhiye kak osnova tsennostey [Value and Being: God and the kingdom of God as the basis of values] / N. O. Losskiy. - Kharkov: Folio; Moscow: AST, 2000. - 864 p.

23. Morozova, I. N. Culturological resource of religious tradition as the cultural interaction of the discourses of religious philosophy, theology, philosophy of religion and philosophy of culture (about cognitive capabilities and reality) / I. N. Morozova // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kultury i iskusstv [Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2012. - № 1 (29). - P. 84-89.

24. Pomazanskiy, M. protopresv. Pravoslavnoye dogmaticheskoye bogosloviye [Orthodox Dogmatic Theology] / M. Pomazanskiy. - Moscow: Izdatel'skiy Sovet Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: DAR, 2005. - 464 p.

25. Prokhorenko, A. V. Ocherki po istorii i filosofii kul'tury russkogo zarubezh'ya [Essays on the History and Philosophy of Russian culture abroad] / A. V. Prokhorenko. - Saint-Petersburg: Yevropeyskiy Dom, 2010. - 174 p.

26. Sedykh, O. M. Prostranstvo i vremya kak kategorii kul'tury v uchenii P. A. Florenskogo: na materiale knigi «Mnimosti v geometrii» [The Space and the Time as a category of culture in the Theory of P. A. Florenskyi: on the book "Imaginary geometry"]: thesis... PhD / O. M. Sedykh. - Moscow, 2003. - 230 p.

27. Sorokin, A., prot. Khristos i Tserkov v Novom Zavete. Vvedeniye v Svyashchennoye Pisaniye Novogo Zaveta [Christ and the Church in the New Testament. Introduction to the New Testament Scriptures] / A. Sorokin. -Moscow: Izdatel'stvo Krutitskogo podvorya, 2006. - 648 p.

28. Florenskiy, P. A. Remark about Christianity and Culture / P. A. Florenskiy // Sochineniya [Works]: into 4 vol. Vol. 2. - P. 547-559.

29. Florovskiy, G. V. Vera i kul'tura [Faith and Culture] / G. V. Florovskiy. - Saint-Petersburg: RKHGI 2002. - 862 p.

30. Shaposhnikov, L. Ye. Konservatizm, modernizm i novatorstvo v russkoy pravoslavnoy mysli XIX - XXI vekov [Conservatism, modernism and innovation in the Russian Orthodox thought of the XIXth - XXIst centuries] /

L. Ye. Shaposhnikov. - Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2006. - 327 p.

31. Shmeman, A., protopresv. Can you believe, being civilized? / A. Shmeman // Sovremennoye russkoye zarubez-h'ye [Modern Russian Abroad]: an Anthology: into 7 vol. Vol. 5. Spiritual inheritance. - Moscow: Serebryanyye niti, 2008. - P. 379-387.

32. Stockl, K. Post-secular subjectivity into Western philosophical discussions and Orthodox theology [Electronic resource] / K. Stockl // Bogoslov.ru. - Access mode: http://www.bogoslov.ru/ text/863182.html.

33. Shustrov, A. G. Gorod. Kultura. Poznaniye: v trudakh vostochnykh ottsov Tserkvi [City. Culture. Cognition: into the writings of the Eastern Fathers of the Church] / A. G. Shustrov. - Moscow: Tsentr sovremennogo obra-zovaniya, 2010. - 400 p.

34. Shustrov, A. G. Ponimaniye tvorchestva i kultury v vostochnokhristianskoy patristike [The understanding of the Creativity and Culture into the Eastern Patristics]: abstract of the thesis PhD in Cultural Studies / A. G. Shustrov. - Moscow, 2011. - 39 p.

35. Shchuchenko, V. A. Kritika pravoslavnoy kontseptsii kultury [The Criticism of the Orthodox concept of Culture] / V. A. Shchuchenko. - Moscow: Znaniye, 1985. - 17 p.

Received 17.03.2014

38

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.