Научная статья на тему 'Художник как посредник в межкультурном диалоге. К  выставке алены васильевой в музее семьи Бенуа. ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 - 14 марта 2016 г'

Художник как посредник в межкультурном диалоге. К  выставке алены васильевой в музее семьи Бенуа. ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 - 14 марта 2016 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художник как посредник в межкультурном диалоге. К  выставке алены васильевой в музее семьи Бенуа. ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 - 14 марта 2016 г»

Чириков, правнук писателя, основатель музея Е.Н. Чирикова. Краевед Н.М. Алгинкина представила вниманию аудитории путеводитель по памятным добролюбовским местам Нижнего Новгорода, подготовленный под ее руководством студентами кафедры туризма и сервиса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (пока удалось издать лишь несколько пробных его экземпляров). Председатель Нижегородского отделения Российского союза профессиональных литераторов В.М. Терехов рассказал о восприятии Нижнего Новгорода Владимиром Гиляровским, студентка О.В. Ловчиновс-кая осветила публицистическую деятельность В.Г. Короленко в нижегородский период его жизни. С фактическими уточнениями относительно пребывания в Нижнем Новгороде ссыльного А.Д. Сахарова выступила М.В. Шайхутдинова (Мемориальный музей-квартира А.Д. Сахарова, Нижний Новгород).

Два доклада были посвящены искусствоведческим темам. Доктор искусствоведения О.В. Калугина проанализировала исторический опыт создания в Европе и России мемориальных музеев скульпторов - самого молодого вида мемориальных музеев - от музея А. Кановы в Поссаньо, спроектированного самим мастером, и музеефикации дома Ми-келанджело во Флоренции (1859) до московских музеев А.С. Голубкиной и С.Т. Коненкова. Важнейшей методологической и практической проблемой создания и функционирования подобных музеев она назвала поиск оптимального соотношения между мемориальной обстановкой и той частью экспозиции, где представлены произведения художника, и подчеркнула особую сложность задач по художественно-образному решению такой экспозиции. (Также О.В. Калугиной накануне конференции была прочитана открытая лекция для студентов Нижегородского государственного архитектурно-строительного

университета, в которой особенности пространства и времени в искусстве скульптуры были раскрыты на примере творчества А.С. Голубкиной. Исследователь особое внимание уделила мифопоэтической основе голубкинс-ких образов). История создания и специфика амстердамского Дома-музея Рембрандта в контексте развития рембрандтоведения были рассмотрены в работе С.С. Акимова (Музей Н.А. Добролюбова). Опыт данного музея, являющегося одним из признанных центров культурной жизни и туристских маршрутов нидерландской столицы, значим в таких аспектах, как реставрация мемориального здания и использование образно-художественных средств экспозиции-реконструкции интерьеров при отсутствии в ней подлинных предметов обстановки, принадлежавших меморируемому лицу, эффективное взаимодействие музея с коллекционерами, общественными организациям и научными учреждениями в плане комплектования своих фондов и выставочной деятельности.

В рамках конференции состоялась творческая встреча с нижегородским художником М.А. Шувариным, автором лирических пейзажных акварелей, чья персональная выставка проходит сейчас в музее Н.А. Добролюбова.

По окончанию конференции ее участники получили возможность познакомиться с историко-литературной экспозицией Государственного музея А.М. Горького (побывав накануне конференции в двух других филиалах музея), где проходило закрытие литературного форума и была представлена небольшая, но запоминающаяся выставка «Русь исконная. Образы П.И. Мельникова (Андрея Печерского) в иллюстрациях Ильи Глазунова». Несомненно, знакомство с нижегородскими музеями стало для гостей конференции достойным дополнением к научной составляющей мероприятия.

Л.В. Никифорова

художник как посредник в межкультурном диалоге. к выставке алены васильевой в музее семьи бенуа*

ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 - 14 марта 2016 г.

© Никифорова Лариса Викторовна - доктор культурологии, профессор, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия, ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербург; e-mail: nikiforova_lv@list.ru

Художники обычно тревожатся, когда критик обращает внимание на содержательную сторону их произведений. Концептуаль-ность и сюжетность как будто отодвигают на

* Иллюстрации см. на 4 с. обложки.

второй план собственно художественные достоинства работ. Особенно против комментариев содержания возражают мастера, следующие академической традиции, несмотря ?

о т о

о

3 ю О

на то, что она по сути своей сюжетна, предметна. В случае выставки, о которой пойдет речь, баланс удачно найден. Однако все же именно с идеи хотелось бы начать.

«Петергоф - Ихэюань. Летние императорские резиденции» - название выставки, в которой зрителю представлены пленэрные работы, выполненные в двух прославленных дворцовых комплексах России и Китая. Это, прежде всего, пейзажи с видами дворцов, уголки парков с беседками и павильонами, отражающиеся в водной глади мосты и фасады. А также натюрморты, интерьерные зарисовки, и даже не только живопись, но и фарфор.

Алена Васильева - художник и педагог, член Союза художников, кандидат искусствоведения, участник около 200 выставок, ее работы украшают музеи и частные коллекции России, Германии, Италии, Турции, Китая, Гонконга, Тайваня, США и Канады. Работа с натуры - кредо художницы, секрет ее мастерства [2, с. 74]. А пейзаж, в особенности, городской пейзаж или, назовем это образами культурных или «исторических ландшафтов» [ 1, с. 38] - любимый жанр.

Несмотря на то, что китайская тема русскому искусству не чужда, непосредственных связей между ансамблями Петергофа и Ихэюаня нет. В этом диалоге нет повторений, прототипов, аналогий, владельцы двух резиденций в гостях друг у друга не бывали. Связь эта не буквальная, а типологическая, историко-культурная. «Оба парка задуманы и обустроены в XVIII веке двумя величайшими монархами, строителям империй, деяния которых составили целые эпохи - российским Петром I и китайским Цяньлунем (Qianlong), - пишет в авторском комментарии Алена Васильева. - Все было со значением и смыслом, намекавшим на мудрость, просвещенность и бесспорные достоинства владельцев резиденций. Оба парка стали для потомков волнующими историческими легендами» [3, с. 9-10].

Воля художника, подкрепленная наблюдательностью путешественника и исторической эрудицией - вот камертон этого диалога.

Он разворачивается в сюжетах работ, в их композициях и цветовом решении, в самой организации выставочной экспозиции.

Живопись Алены Васильевой искренняя и свежая, картины напоены воздухом и светом, передача эффектов тумана, пасмурного неба, окутанных дымкой далей выполнены почти акварельно. С большим мастерством художник пишет воду. Вообще, кажется, что игра воды и ветвей - мотив, который позволяет связать столь разные в своей основе образы Петергофа и Ихэюаня и одновременно подчеркнуть своеобразие каждого из них.

Общую структурность живописному материалу задают архитектурные ритмы - вертикали колонн и балясин, горизонтали ступеней, перил. А изгибы фонтанных струй, крыш в форме пагод, древесных ветвей то и дело нарушают философский покой и имперское величие.

При всей возвышенности философской созерцательности работ, в них есть место доброй иронии, с которой изображены суетливые фигурки туристов и стыдливые от своей барочной стрижки липы в Верхнем саду Петергофа.

Есть у художника любимый прием, который, однако, выполняется с неистощимым разнообразием: игра противопоставлениями, масштабами, фактурами, геометрией. Массивная плотная скульптура быка, удерживающая нижний левой угол картины и прозрачная дуга моста Шицикунцяо, «впадающая» в горный пейзаж на дальнем плане. Разлапистые сучковатые слоистые ветви на первом плане и словно игрушечные беседки Сецюйюань; дуплистые корявые стволы старых лип и почти невесомый фасад петергофского Монплезира.

Живописное воплощение идеи русско-китайского диалога выглядит очень ободряюще. Художник стоит над вопросами политики, бизнеса, прямолинейных интернациональных проектов. С кисти живописца срывается... не мысль, а чувство родства, близости и бесконечной любви и к Китаю, и к России.

Список литературы:

[1] [2]

[3]

Безгрешнова А.М. Прошлое и настоящее Петербурга в акварелях Алены Васильевой // История Петербурга. - 2008, № 5(45). - С. 37-40.

Ляшко А. В. Алёна Васильева. Опыт жизни в искусстве // Педагогические вести. -2011, № 40-41. -С. 74-76; цв. ил.

Петергоф - Ихэюань: летние императорские резиденции: Каталог выставки А.А. Васильевой. -СПб., 2015. - 56 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.