Научная статья на тему 'Художник как генератор художественной реальности - информационного мира'

Художник как генератор художественной реальности - информационного мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / ARTIST / КРЕАТОР / CREATOR / ТВОРЕЦ / ГЕНЕРАТОР / GENERATOR / ДЕМИУРГ / DEMIURGE / ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / THE TEXT OF A WORK OF ART CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ARTISTIC REALITY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МИР / INFORMATION WORLD / КОСМИЗМ / ИНСАЙТ / INSIGHT / НООСФЕРА / NOOSPHERE / ИНФОСФЕРА / INFOSPHERE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ "БАНК ДАННЫХ" / THE INFORMATION "DATABASE" / МУЗЫКА СФЕР / MUSIC OF THE SPHERES / МИРОЗДАНИЕ / UNIVERSE / "КОСМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА" / "COSMIC LIBRARY" / КОСМИЧЕСКИЙ АРХИВ / SPACE ARCHIVE / УНИВЕРСУМ / КУЛЬТУРОТЕКСТ / SPACE ART / UNIVERSUM / KULTUROTEKST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье с позиций информационно-семиотического подхода рассмотрена деятельность художника/ креатора/инноватора. Автор понимает такового в качестве создателя/генератора текста произведения художественной культуры, художественной реальности, информационного мира как сложной знаковой, или шире целостной информационной системы, формируемой неким Демиургом, будь то Бог, Природа, Реципиент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTIST AS A GENERATOR OF ARTISTIC REALITY - THE INFORMATION WORLD

In the article from the information and semiotic approach examined the activity of artist/creator/innovator. T.N. Suminova understands itself as a creator/ generator text of a work of art culture, artistic reality, the information world as a complex sign, or more an integrated information system that formed a kind of Demiurge, be it God, Nature, Recipient.

Текст научной работы на тему «Художник как генератор художественной реальности - информационного мира»

^^УДОЖНИК КАК ГЕНЕРАТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ — ИНФОРМАЦИОННОГО МИРА

УДК 008:1-027.21

Т. Н . Суминова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье с позиций информационно-семиотического подхода рассмотрена деятельность художника/ креатора/инноватора. Автор понимает такового в качестве создателя/генератора текста произведения художественной культуры, художественной реальности, информационного мира как сложной знаковой, или шире — целостной информационной системы, формируемой неким Демиургом, будь то Бог, Природа, Реципиент.

Ключевые слова: художник, креатор, творец, генератор, Демиург, текст художественного произведения, художественная реальность, информационный мир, космизм, инсайт, ноосфера, инфосфера, информационный «банк данных», музыка сфер, мироздание, «космическая библиотека», Космический Архив, Универсум, культуротекст.

T. N. Suminova

Moscow State University of Culture and Arts

THE ARTIST AS A GENERATOR OF ARTISTIC REALITY — THE INFORMATION WORLD

In the article from the information and semiotic approach examined the activity of artist/creator/innovator. T.N. Suminova understands itself as a creator/ generator text of a work of art culture, artistic reality, the information world as a complex sign, or more — an integrated information system that formed a kind of Demiurge, be it God, Nature, Recipient.

Key Words: artist, creator, creator, generator, the Demiurge, the text of a work of art culture, artistic reality, the information world, Space Art, insight, noosphere, infosphere, the information "database", music of the spheres, the universe, "cosmic library", Space Archive, Universum, kulturotekst.

Размышляя о художнике/креаторе/иннова-торе/творце как создателе текста произведения художественной культуры и генераторе художественной реальности — информационного мира, отметим, что по своей природе его деятельность космична (в том числе, как мы полагаем, информационна).

Наиболее полное и всестороннее философское обоснование данная идея получила в работах русских мыслителей-космистов, например, в трактате Н. А. Бердяева «Смысл творчества» (1922).

Утверждая космичность творческого процесса, Н. Бердяев сформулировал целую программу соединения индивидуума и «человеческой общественности» с мировым целым. Это объединяло творческое отношение к космической жизни, решение ряда космических задач, выработку того же космического мироощущения, а также формирование космически-углубленного и космически-насыщенного сознания.

Космизм творческой (креативной) личности и неразрывная связь с ноосферой на

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 47-52

интуитивном уровне ощущались многими писателями и поэтами, например, такими крупнейшими представителями русского Серебряного века, как Вяч. И. Иванов, А. Белый.

Интересно, что антропософские, ноос-ферные и космические идеи подтверждаются серийными (несколько десятков тысяч) экспериментами, которые проводились по методикам «трансперсональной психологии» с использованием сильнодействующих наркотических препаратов типа ЛСД и др. Всемирно известный ученый С. Гроф, в том числе и на себе поставивший множество опытов, рассматривал «сознание и психологию человека как выражение и отражение» в первую очередь «космического разума», который пронизывает Вселенную и всю жизнь. Он справедливо утверждал, что «наше индивидуальное сознание напрямую соединяет нас не только с окружающей средой и с различными периодами нашего прошлого, но и с событиями, находящимися далеко за пределами восприятия наших физических чувств, уходящими в другие исторические эпохи, в природу и в космос» [9, с. 77].

Нам близка эта точка зрения, поскольку действительно, в процессе «подключения» к космическому, ноосферному, инфосферно-му Универсуму, истинный художник, создавая такие удивительные, сложные и, вместе с тем, уникальные произведения, ин-новатирует никому неизвестную и даже не представляющуюся художественную реальность/мир.

Подтверждением тому служат теоретические размышления (в частности, относительно поисков гармонии в ноосфере) одного из крупнейших художников ХХ века, открывшим историю русского авангарда, В. В. Кандинского. В автобиографической повести «Текст художника. Ступени» (1918) он отмечал, что «живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник

космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание» (курсив наш. — Т С.) [4, с. 43].

действительно, нередко художник пытается перевести, например, на холст, по выразительному и информационно-емкому высказыванию того же В. Кандинского, «хор красок», который врывается в душу мастера либо из природы (биосферы), либо из космического Универсума, либо из самой ноосферы. И, конечно, художник прилагает ряд усилий (вместе с умениями, навыками, мастерством) для того, чтобы выразить, или отразить всю целостность, красоту, силу и мощь этого «звучания» в своем художественном произведении, своей художественной реальности, художественном мире.

Перефразируя художника-мыслителя, отметим, что любой вид искусства, составляющий в своей совокупности мировую художественную культуру, есть «грохочущее столкновение» различных информационно-семиотических, или точнее, информационных миров, результатом которого является новый мир — текст художественного произведения.

В связи с тем, что каждое произведение появляется на свет Божий с технической стороны аналогично возникновению космического, ноосферного пространства, посредством целого ряда катастроф, «подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер» [4, с. 43], то собственно процесс создания/креации произведения можно определить как «мироздание».

Известный теософ ф. Гартман утверждал, что «способность воспринимать, сохранять и преобразовывать идеи обуславливается силой Воображения» [3, с. 168]. С этим высказыванием трудно не согласиться, поскольку именно Воображение является действенным, активным началом и основой художественного творчества, позволяющим «оформлять», то есть придавать формы при-

ходящим, или, точнее, входящим в человеческий разум, сознание субъективным идеям.

Мы полагаем, что художник, используя именно силу воображения, переносит, мысленно увиденное или возникшее перед его мысленным взором некое голографическое изображение на холст, бумагу, и фиксирует его при помощи карандаша, кисти или иных средств; скульптор инноватирует некую форму в уме и воплощает ее, например, в мраморе; музыкант также «ловит», или «улавливает» звуковые волны и либо фиксирует их на бумаге, либо старается их озвучить публично при помощи конкретного музыкального инструмента.

Аналогичные действия осуществляет каждый творец в иных видах искусства — художественной литературе, танце, кинематографе, театре и т.д. — с использованием различных средств фиксации идей и т.д. Однако, естественно, что в каждом из существующих видов художественной деятельности творческий процесс обладает определенной, свойственной только ему спецификой, что находит свое отражение и на появляющихся из рук мастера произведений.

То воображение, которое использует художник для «воссоздания» той или иной «приходящей» к нему идеи, логично обозначить, вслед за ф. Гартманом, активным, поскольку оно применяется намеренно, обдуманно, то есть с разумных позиций. кроме того, существует и так называемое пассивное воображение, которое действует также активно, но возникает инстинктивно (например, если человек в темноте наступил на обрезок веревки и немедленно, нередко со страхом или ужасом, вообразил, что он наступил на змею).

Относительно самого термина «произведение» (произ-ведение, или про-из-ведение) необходимо заметить, что в противоположность английскому, немецкому, французскому короткому слову, русское запечатлело в себе всю длинную и сложную, а также таинственную, с призвуками «божественной» предопределенности, его историю (или

сам процесс создания/инновации/творения/ креации).

В этой связи примечательно высказывание ф. В. й. Шеллинга о том, что в произведении искусства «отражается тождество сознательной и бессознательной деятельностей... Художник как бы инстинктивно привносит в свое произведение помимо того, что выражено им с явным намерением, некую бесконечность, полностью раскрыть которую не способен ни один конечный рассудок. Так обстоит дело с каждым истинным произведением искусства; каждое как будто содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований, и при этом никогда нельзя установить, заключена ли эта бесконечность в самом художнике или только в произведении искусства как таковом» (курсив наш. — Т. С.) [11, т. 1, с. 478].

мы полагаем, что сегодня, в информационную эпоху, можно с достаточной уверенностью говорить о появлении новой информации, знания в процессе взаимодействия сознания с внешней средой, контекстом, ноосферой и шире — инфосферой, как некоторой информационной емкостью, информационным «банком данных». Собственно представления об этом мировом информационном поле имеют давнюю историю и берут свое начало в философии объективного идеализма, начиная с Платона, Лейбница, Шеллинга, гегеля и других мыслителей.

Новая информация, знание, традиционно появляются интуитивным путем как результат уникального состояния человеческой психики — озарения, или инсайта. Скорее всего, именно в этот момент происходит взаимодействие, контакт с высшими планами объективной реальности и «подключение» к информационному «банку данных». Последний есть некоторое множество самостоятельных устойчивых объектов типа фантомов, которые не порождаются индивидуальным сознанием, а выступают в качестве отражения универсальных идей, существующих как бы вне времени и пространства [1, с. 121].

Близкими идеями о спонтанности сознания пронизаны работы В. В. Налимова, который в созданной модели вероятностно ориентированной личности выделяет двухслойный уровень космического сознания. Сам вход в область порождения творческих импульсов осуществляется посредством проникновения через защитный слой коллективного бессознательного, где архетипы предстают в роли ключей [5, с. 105]. Он утверждает, что спонтанность по своей природе есть «вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. Хочется думать, — человек к нему просто подключается. Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она, подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, что не слышат другие» [5, с. 232—233].

Заметим, что собственно «спонтанность» является заимствованным термином из миропонимания древнего Китая, где именно в философии дао оно было основополагающим. Западная мысль подошла к необходимости понимания спонтанности только в начале ХХ века. Современной культуре близки идеи даосизма, который были распространены посредством учения чань-буддизма, сложившегося в Китае на рубеже V—VI веков и привившегося в Японии в форме дзен-буддизма. Положительный аспект чань-буддизма заключается в том, что это учение выражено не только в эзотерических трактатах, но, в большей степени, в образах музыки, живописи, поэзии.

Художники-последователи и сторонники чань рассматривали свой творческий/ инновативный/креативный акт как некое воплощение при помощи кисти открывшегося им художественного откровения. Оно, как и в раннем китайском мистицизме, считалось наиболее адекватным, нежели религиозный ритуал, способом общения с Абсолютом, или Универсумом. Идеи дзен-буддизма оказали существенное влияние на мыслителя-гуманиста А. Швейцера, писателей Г. Гессе и Дж. Сэлинджера, композиторов Г. Малера и Дж. Кейджа, художников

Ван Гога и А. Матисса. Любопытно, что некоторые западные ученые определяют пещерное искусство палеолита как период Дзен [2, с. 169].

Художник и философ Н. К. Рерих еще ранее отмечал, что «свободные линии обобщения приближают пещерные рисунки к лучшим рисункам Японии» [6, с. 106]. Сегодня современные ученые в синкретизме первобытного искусства и ярко выраженной свободе чаньцев подмечают лишь часть того удивительного состояния, когда человек становится «творческим художником жизни», находясь в опыте непосредственного, нерефлекторного постижения [8, с. 69].

О. де Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» заметил, что он считает себя секретарем французского общества: «Составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей... создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, думалось мне, я смогу в конце концов написать историю, забытую столькими историками, историю нравов» [10, с. 3].

В размышлениях этого одного из крупнейших писателей мира о сущности (в данном случае) литературного творчества представлено одно из свойств художественной литературы, а именно: она есть бесконечно разнообразная и многогранная история социума, включающая человеческие страсти, нравы и переведенная в информационно-семиотическую, или шире — информационную систему, транслирующую богатство мысли, варианты идей, переживаний, чувств как информационно-энергетические вибрации человеческих организмов, существующих в различные периоды существования и развития социума. Кроме того, Бальзак, назвал писателя и «учителем людей», что, безусловно, можно транспонировать и на другие виды искусства, которое есть квинтэссенция художественной культуры.

Различные ученые справедливо подчеркивают, что художник есть творец, который фиксирует и, вместе с тем, генерирует

художественные образы, преобразуя и, возможно нередко, украшая, мир. Еще в начале своего возникновения эстетическая мысль отметила и раскрыла это удивительное качество художника. Примером может служить то, что само слово «поэт» в переводе с древнегреческого означает «создатель, творец», в чем как раз и проявилась специфическая особенность художественного творчества.

Истинный художник действительно выступает в качестве творца, креатора. Но, как мы полагаем, этот мастер/создатель ин-новатирует/ творит/генерирует художественную реальность как информационный мир, базируясь, в первую очередь, на социальной действительности, глубоко проникая в нее, художественно точно отражая и фиксируя в различных материалах и посредством различных средств выразительности «сущность» мира, Универсума.

Поливариантность видов и подвидов художественной культуры, разнообразие жанров текстов произведений, типов и видов различных документов, информационных ресурсов в этой области человеческой деятельности, в целом создающих художественный мир, художественное пространство, художественную реальность, также зависит от многообразия действительности, ее художественного видения и индивидуального выражения, фиксации художником ее специфики.

Собственно эмоциональность художника, имеющая своей основой художественный эффект, интуицию, фантазию, воображение, заключает в себе рациональные (ноосфер-ные), а также информационные аспекты отражения окружающей действительности — идею, смысл, знание, то есть информацию.

Нам представляется, что в качестве источника последних выступает некое глобальное информационное поле Вселенной, представляющей собой «космическую библиотеку» с огромным объемом структурированной семиотической информации, то есть информационную систему. Древние индусы называли эти области тонкого мира «хрониками Акаши», а современные ученые — энергоинформационное поле,

осемантическое поле Вселенной. Именно этот Космический Архив, хранящий идеи, мысли, исторические события и события жизни конкретного человека, творческие замыслы и др. называется ноосферой. Мы бессознательно погружаемся в этот океан Вселенского знания и со-знания, пользуемся его содержимым, а потом, не осознавая этого, размышляем о возникшей интуиции, пришедшем озарении, удивляемся предчувствиям и вещим снам.

Безусловно, сложно разобраться в том, кто на самом деле есть художник, откуда он черпает энергию, информацию, смыслы, идеи, символы, вдохновение, прозрение т.д. как в нем уживается человеческое, бытовое, демиургическое, бытийное начала. К. Коровин, например, верно определяет художника как некую целостность. И действительно, в соответствии с миром этой целостности, созвучия личности с Индивидуальностью, ноосферой, инфосферой, Универсумом, основной духовной и душевной установками личности художника, происходит понимание занимаемого им и его творчеством места в культуротек-сте. Он либо посвященный, либо подвижник, либо артист, либо маэстро, либо служитель идеи, либо дизайнер, либо медиум и т.д. [7]

Уделом человека является творчество, которое есть его родовое природное качество, позволяющее создавать художественную реальность. В этом и проявляется основа «обреченности» человека быть лабораторией духа, а художественная культура и искусство — «утонченным принципом его работы» [7, с. 128].

Мы полагаем, что художественная реальность как культуротекст являет собой совокупную, целостную информационно-семиотическую, или точнее информационную систему текстов произведений, художественных образов, отражающих художественную концепцию окружающей действительности, то есть мира и личности художника, а также являющая собой «зеркало» контекста.

Кроме того, подчеркнем, что художественная реальность фиксирует мир в его целостности (Ю. Б. Борев). Последняя являет собой особое свойство художественного мира. Художник как генератор именно художественной реальности способствует «поучению, развлекая» реципиента, передавая знания, опыт, информацию.

Для традиционного носителя или реципиента, вовлекаемого в вертящийся «тайфун», или даже смерч, или стремительно вращающуюся спираль конкретного текста произведения, или культуротекста в целом (если говорить, например, об одном виде искусства) семиотический, или информационно-семиотический, или просто информационный характер созданной художественной реальности с целым спектром разнообразных языковых игр не имеет никакого значе-

ния, поскольку они начинают жить в этом художественном и, вместе с тем, информационном мире, не смотря по сторонам.

Таким образом, мы утверждаем, что собственно художник/автор есть удивительная и уникальная творческая личность, которой присуще художественное мастерство и иные особые, специфические качества, например, одаренность, или гениальность, художественные способности. Он является субъектом креативной деятельности,, создателем/ творцом/ креатором текста произведения, генератором художественной реальности/ мира, как сложной знаковой, или шире — информационно-семиотической, или целостной информационной системы, информационного мира, сформированного неким Демиургом, будь то Бог, Природа, Реципиент.

Примечания

1. Акимов А. Е., Бинги В. Н. О физике и психофизике // Сознание и физический мир. Москва : Яхтсмен,1995.

2. Блис Р. Х. Что такое дзен? // Что такое дзен? Львов ; Киев : Инициатива-АЫапё, 1994.

3. Гартман Ф. Магия : пер. с англ. Москва : Алетейа,2001. 240 с.

4. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Санкт-Петербург : Азбука, 2003. 238 с.

5. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Москва : Прометей, 1989.

6. Рерих Н. К. Глаз добрый. Москва : Художественная литература, 1991. 222 с.

7. уроженко о. а. «Через искусство имеете свет»: Проблемы современного искусствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов // Рериховские чтения : материалы междунар. обществ.-науч. конф. Москва : Международный Центр Рерихов, 1999. С. 118-129.

8. Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм // Что такое дзен? Львов ; Киев : Инициатива-АЫапё, 1994.

9. Цит. по: демин в. н. Тайны биосферы и ноосферы. Москва : Вече, 2001. 461 с.

10. Цит. по: тимофеев А. М. Основы теории литературы : [учебное пособие для филологич. фак-тов унтов и пед. ин-тов]. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Гос. уч. пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1963. 455 с.

11. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. Москва, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.