Научная статья на тему 'Художник и педагог александр Серафимович Котляров'

Художник и педагог александр Серафимович Котляров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ КОТЛЯРОВ / ЖИВОПИСЬ / СТАНКОВАЯ ГРАФИКА / ДИСЦИПЛИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ALEXANDER SERAFIMOVICH KOTLYAROV / PAINTING / EASEL GRAPHICS / TEACHING THE DISCIPLINES OF FINE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кречетова Мария Александровна

Рассмотрены основные тенденции творческой и педагогической деятельности А.С. Котлярова, художника и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIST AND TEACHER KOTLYAROV ALEXANDER SERAFIMOVICH

The article describes the main trends of the creative and pedagogical activities of A.S. Kotlyarov, artist and teacher.

Текст научной работы на тему «Художник и педагог александр Серафимович Котляров»

Секция 6. Проблемы изобразительного искусства

УДК 7-05:75.03:76

ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ КОТЛЯРОВ

Кречетова Мария Александровна

аспирантка кафедры рисунка и живописи Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А кгеске(оуа_тагу@таИ. ги

Аннотация. Рассмотрены основные тенденции творческой и педагогической деятельности А.С. Котлярова, художника и педагога.

Ключевые слова: Александр Серафимович Котляров, живопись, станковая графика, дисциплины изобразительного искусства.

Александр Серафимович Котляров как продолжатель художественных и педагогических традиций школы В.А. Фаворского, ученик педагогов Полиграфического института А.Д. Гончарова и П.Г. Захарова перенял универсализм деятельности — творческую разносторонность и педагогическое служение. Сегодня Котляров — опытный руководитель кафедры рисунка и живописи МГУП имени Ивана Федорова, живописец, график, теоретик.

Его работы нашли достойные места во многих частных коллекциях России и за рубежом. Его ученики — известные художники, работающие в разных жанрах и различных техниках. Для только начинающих свой творческий путь студентов к 75-летию Университета печати Александр Серафимович выпустил учебное издание «Композиционная структура изображения» [1], в котором изложил основные проблемы «создания и бытия художественной формы», произведения изобразительного искусства. Для практикующего живописца и педагога, естественно, эти проблемы наиболее значимы.

После успешного окончания Полиграфического института под руководством профессора А.Д. Гончарова в аспирантуре он начал осмыслять и внимательно изучать специфику композиционного мышления, вопросы «языка» как своего жанра в графических работах, тенденции развития реализма в искусстве и многие другие аспекты теории композиции.

В 1972 г. он защитил кандидатскую диссертацию [2]. Но Котляров не спешил декларировать теории, что были изложены в аспирантском исследовании. Понимал, значительно большую уверенность ему может придать успешное творчество и педагогическая практика. Продолжал ассистировать идейному руководителю факультета. И уже несколько лет спустя проявилось законное участие молодого коллеги в работе и заслуженное авторство в первом издании учебного пособия «Теория композиции» [3] для студентов, которым он уже преподавал основы изобразительного искусства. Небольшая брошюра содержала

достаточно длинный список рекомендуемой к изучению серьезной научной литературы.

Прочитывая текст учебного издания 2008 г., содержательно-емкого и немногословного (учащиеся не тяготеют к чтению длинных текстов), понимаешь, каково оно, творческое кредо живописца Котлярова. Оно — в подборе эпиграфов для каждой из глав. «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. Л.Н. Толстой»: глава 9. «Анализ композиционных структур» [1, с. 122]. Речь в главе идет о необходимости постичь секреты высокого ремесла мастеров, о понимании, как и какими средствами настоящий мастер добивается достойных художественных результатов.

В 1977-1978 гг. Котляров получил возможность стажироваться в качестве стипендиата французского правительства в Париже в Высшей школе Декоративных искусств (мастерская академика Ж. Ронэра). Работать в числе пятидесяти молодых художников из 17 стран мира значило только одно — найти свой особый творческий импульс. На заключительной традиционной выставке стажеров А.С. Котлярову была присуждена вторая премия, и две его живописные работы были взяты в музей этой известной школы.

Многие из пейзажей, написанных в то время в Париже (ранний период творчества), наряду с последующими работами Котляров неоднократно и успешно выставлял на отечественных выставках и за рубежом.

Колорит парижских работ перламутровый, палитра ограничена, но при этом богата. Работы очень разнообразны по состоянию. Тонкость тональных отношений, мелодичность и одновременно монументальность отличает полотна конца 1970-х гг. Вдохновлял Париж, знакомый лишь по репродукциям известных художников, но Котляров сумел его «прочитать» совсем по-новому, прочувствованно, со всей строгой ответственностью перед собой и перед зрителем. Живописец не видит на набережной Сены пестрой разномастной толпы, не слышит простых мелодий шарманщика и зазывных кличей продавца каштанов. Нет в его полотнах приукрашенности. Художник запоми-

нает и фиксирует парижские зимние утра и пасмурными, и достаточно строгими, и величественными. Пейзаж (рис. 1) «Набережная Сены» — небесная лазурь и выбеленные стены домов. Тугой полудугой уходит каменный парапет к вздымающимся на заднем плане и почти исчезающим домам, ощущение туманного воздуха над водой, тихое движение реки. Каждая деталь передает состояние момента.

Рис. 1. А.С. Котляров.

«Набережная Сены», х., м., 1978

Глубокое осмысление пространства, пластическое переживание натуры — одно из основных качеств живописи Котлярова. Этот принцип заложен и в основу обучения студентов Школы Полиграфа, ведущую свою родословную от ВХУТЕМАСа. Понимание сущности живописи приходит вместе с художественной зрелостью и ответственностью.

Рис. 2. А.С. Котляров. «Ноябрь в Черногории», х., м.,

2008.

Сдержанные изначально цветовые отношения, характерные для раннего периода творчества Котляро-ва, постепенно менялись. Художник смелее использует полную цветовую гамму, контрастные сочетания,

позволяя цветовым аккордам звучать в полную силу. Особенно ярко эти изменения видны в работах, привезенных Александром Серафимовичем из Черногории (рис. 2), южных провинций Франции и с итальянского побережья. Остро почувствовав особый, южный, колорит, художник смело пишет усыпанные огненно-рыжими апельсинами деревья на фоне бесконечной дали неба, оранжевую черепицу кровель домов, утопающих в изумрудной листве. Летние пейзажи любимой деревни в средней полосе России (рис. 3) Котляров пишет ярче и сочнее, используя неожиданные цветовые сочетания, подмечая нестабильные состояния природы, как перед закатом или грозой, когда вся цветовая гамма на глазах начинает меняться. Перемены в цветовых предпочтениях не мешают ему сохранять характерную живописную тонально-цветовую гармонию и тонкость отношений.

Рис. 3. А.С. Котляров. «Синяя вода», х., м., 2007.

Один из главных принципов художника — быть требовательным к себе, самокритичным. Только в этом случае, трудясь не покладая рук, можно достичь успеха. Этот же принцип распространяется и на педагогическую деятельность — требовательность к студенту должна быть обоснована собственным высоким уровнем художественной квалификации, которую необходимо постоянно повышать. И, главное, даже «дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить. Стендаль». Это эпиграф к главе 8. «Композиционные решения» [1, с. 68], указывающий, как личности развиваться, когда усвоено то, что сделано предшественниками. Глава содержит четыре раздела, каждый из которых показывает и разъясняет один из четырех изобразительных методов, типов художественных явлений, стилей и направлений, обнаруживаемых в эпохах, разделенных историческими и географическими границами истории изобразительного искусства. Творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, не может не обнаружить законов, по которым оно создается и живет, — это усвоенный посыл В.А. Фаворского и его слова. «Раз есть цель и есть условия, то есть и законы. И открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться». Только «нельзя превращать эти законы в правила», — уточнял Фаворский. «Законы живут, правила неподвижны». [4, с. 36].

Изображение — это послание художника зрителю, — пишет А.С. Котляров в учебнике, — закодированное в мазках, штрихах и цветовых пятнах [1, с. 36]. Как научить, чтобы начинающий художник видел произведение, и сюжетное «что» не оставалось единственным предметом восприятия, — учить «художественному видению, которое относится к видению обыденному как литературная речь к обиходному языку» [1, с. 128].

Восприятие искусства — не менее активный творческий труд, чем сам процесс его создания. Слово «изображение» означает воплощение образа [1, с. 147].

Эпиграфом к главе 4. «Язык изображения» стоят слова В. Шекспира «Превосходя природу, там искусство вдохнуло жизнь в мельчайшие мазки...» [1].

Ибо плотью передаваемого образа становится изобразительный материал, его «генетический код», как называет Котляров самое существенное в изображении (то, что чаще называют средствами художественной выразительности). И тем самым снова возвращает нас ко всем главам, книги, излагающим аспекты мастерства. Содержание «изображения» как послания неоднородно, его структура многослойна. Смысловое «что» и формальное «как» — две ипостаси произведения искусства. Субъективному и загадочному «как» изображение обязано индивидуальностью, оно определяет и художественную ценность. [1, с. 38]

Первоочередная задача педагога-художника — «воспитание композиционного видения и вместе с ним мышления, как понимания художественной задачи, и профессиональная «постановка глаза», — не устает повторять Котляров на заседаниях кафедры. Научить студента композиционной целостности — главная задача образования, осуществляемого кафедрой рисунка и живописи». «По существу, обучение рисунку и живописи — это и есть обучение композиции в ходе творческого решения учебных задач». Приобретаемые в институте знания и навыки — лишь начало пути художника. Опираясь на эти навыки не как на некую догму, но используя живую, убедительную основу художественного видения, выпускники способны к формированию своего изобразительного метода. Осознанная свобода в творческом развитии является для Котлярова основным постулатом в обучении художников. Отсутствие шаблонов, постоянное осмысление собственного творчества, умение видеть, понимать и передавать натуру — таковы вопросы, регулярно обсуждаемые педагогами кафедры со студентами на протяжении их обучения. «Искусство — это посредник несказуемого, поэтому кажется глупым стремиться снова воплотить его в словах». Слова Гете не случайно начинают главу 2. «История и теория. Понятие композиция» [1, с. 16]. Не пересказом «изображения», но регулярной практикой создания «изображения» формируется художник.

Тонкий колорит и роль акцентов, цветовая среда и конструктивная точность в их композиционном взаимодействии предметов в пространстве — все наличествует в работах Котлярова. Им не менее любим жанр натюрморта: подчас вдохновленный мастером

натюрморта Дж. Моранди. Котляров вслушивается в «Still life» — «тихую жизнь» предметов, «одушевляя» их, находясь в поиске их взаимоотношений, внутреннего диалога. Предметы неотделимы от среды, друг от друга, они включены в контекст создаваемого живописцем мира. В каждой работе прочитывается внутренний ритм, уникальная «мелодия», которая исходит из способности увидеть в обыденном и непритязательном нечто большее и суметь трактовать обычное в совсем ином звучании.

Внимание к конструкции, постоянный поиск адекватного композиционного и пространственного решения — непременные требования и в работе над отдельными заказами, как серия портретов отечественных и зарубежных писателей и композиторов (рис. 4) и серия гравюр «Гражданская война» и др. В 80-х гг. в Комбинате графических искусств при Московском союзе художников Котляров выступает мастером портрета в технике станковой цветной линогравюры и в роли иллюстратора. Им освоены все техники эстампа — офорт, сухая игла, акватинта, линогравюра. Серия портретов знаменитых людей выполнена в авторской технике линогравюры — цветового раската.

Рис. 4. А.С. Котляров. Портреты писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина и композитора Прокофьева, цв. линогравюра, 1980-е г.

«Художник изобрел уникальный, ранее неизвестный прием цветовых раскатов, позволяющий с одной стороны, сохранить прозрачность, чистоту линий, а с другой — дать, где это необходимо, глубину и плотность цветового тона», — говорили выступавшие на открытии персональной выставки А.С. Котлярова в 2015 г. Отмечены были и «чрезвычайная острота, выразительность портретной серии», особо — портреты В.И. Чапаева, М.Е. Салтыкова-Щедрина с его напряженным драматизмом, и стоическая отрешенность образа Николая II» [5].

Серия портретов писателей, выполненная в технике линогравюры, была поощрена премией Комбината графических искусств МОСХа. Интересны циклы иллюстраций Котлярова к произведениям А. Толстого, Д. Фурманова, М. Горького. Серии разные и по стилистике, и по технике исполнения, как различны по своему художественному «звучанию» литературные произведения. Мастерство художника, продолжателя школы В.А. Фаворского — в чувстве стиля и «слога», в индивидуальности трактовки каждого литературного произведения. «Понять стиль писателя —

это значит увидеть литературное произведение, к какому бы времени оно ни относилось...» [4, с. 75].

Наиболее индивидуальны и остры иллюстрации в технике рисунка пером к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (рис. 5) и «Господа Головлевы» (приобретены художественным музеем города Омска).

практика в искусстве состоят в равноправном партнерстве» [1, с. 47].

В непрестанной работе как художественной, так и педагогической, А.С. Котляров совместно с коллегами-художниками по кафедре (Ю.И. Чувашев, заслуженный работник высшей школы, и далее весь коллектив) чтит традиции «Полиграфа», уважение к основателям художественного факультета стремится передавать молодым.

В апреле 2016 г. на заседании кафедры «Рисунок и живопись» Александр Серафимович Котляров был в очередной, третий по счету, раз единогласно избран кафедрой и утвержден на должность заведующего.

Рис. 5. А.С. Котляров. Иллюстрации к повести «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, офорт, акватинта, 1980.

«Чем глубже художник-иллюстратор проникает в замысел писателя, чем продуманнее раскрывает его идею, тем долговечнее будут образы его иллюстраций. Раскрывая литературные образы книги в зрительных образах в соответствии с намерением писателя, иллюстратор должен трактовать их с современной точки зрения» [6, с. 3]. Со студенческих лет помнит Котляров эти установки из лекций Г.Т. Горощен-ко.

К юбилейной дате 85-летия Университета печати имени Ивана Федорова была организована в Музее книги выставка работ учителей — А.Д. Гончарова и П.Г. Захарова, сколь разных в плане жизненных судеб и творчества художников, но в равной степени преданных искусству и делу педагогики (рис. 6). Девизом общего дела возьмем: «Мысль художника и изобразительный материал соединяются в произведении в нерасчленимое целое, духовно-нравственное по сущности и материальное как явление, и образуют в совокупности конкретность реалистического художественного образа» [2, с. 12], ибо «творческая мысль и

2.

3.

4.

5.

6.

Рис. 6. На открытии выставки О.В Корытов, директор Института графики и искусства книги А.С. Котляров, А.В. Бородин и Ю.И. Чувашев, ноябрь, 2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

L Котляров А.С. Композиционная структура изображения. — М.: Университетская книга, 2008. — 148 с.

Котляров А. С. Композиционно-изобразительная деятельность и произведение реалистического искусства в плане диалектики конкретного и абстрактного: автореф. дисс. ... канд. диссерт. — М.: МПИ, 1972. — 22 с.

Гончаров А.Д., А.С. Котляров. Теория композиции. — М.: МПИ, 1978. — 60 с. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. — М.: Искусство, 1966. — 128 с. Чувашев Ю.И. Речь на открытии персональной выставки А.С. Котлярова. Кузнецкий мост, 20, 2015.

Горощенко Г. Т. Иллюстрация (лекции для студентов фХОПП МПИ). — М.: МПИ, 1961. — 24 с.

ARTIST AND TEACHER KOTLYAROV ALEXANDER

SERAFIMOVICH

Maria Aleksandrovna Krechetova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The article describes the main trends of the creative and pedagogical activities of A.S. Kotlyarov, artist and teacher.

Keywords: Alexander Serafimovich Kotlyarov, painting, easel graphics, teaching the disciplines of fine art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.