Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / КУЛЬТУРА / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умаров А. С.

В данной статье художественное творчество и трудовые процессы рассматриваются с точки зрения экономического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC WORK IN THE CONTEXT OF ECONOMIC ANALYSIS

In this article, artistic creativity and labor processes are considered from the point of view of economic analysis.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 669

Умаров А. С. доцент

кафедра информатики и менеджмента Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Аннотация: В данной статье художественное творчество и трудовые процессы рассматриваются с точки зрения экономического анализа.

Ключевые слова: художественная практика, художественная продукция, культура, дизайн.

Umarov A.S. associate professor department of informatics and management National Institute of Art and Design named after Kamoliddin Behzod

ARTISTIC WORK IN THE CONTEXT OF ECONOMIC ANALYSIS

Annotation: In this article, artistic creativity and labor processes are considered from the point of view of economic analysis.

Key words: artistic practice, artistic production, culture, design.

В художественном производстве имеет смысл рассмотреть основные характеристики художественной работы и то, как она может отличаться от труда в других профессиях и в других сферах экономики. Художественный труд характеризуется тремя особенностями, которые в совокупности выделяют художников среди других работников с точки зрения их поведения на рынке труда. Во-первых, финансовое вознаграждение за профессиональную художественную практику обычно ниже, чем в других профессиях с аналогичными характеристиками (т.е. требующими аналогичного уровня образования и подготовки и т. д.); таким образом, профили многих художников на рынке труда демонстрируют наличие нескольких рабочих мест. Обычно художники распределяют свое рабочее время между тремя видами работ, соответствующими трем отдельным рынкам труда: рынок их творческой работы (включая всю подготовку, практику, репетиции, исследования и подобное время); рынок «других работ, связанных с искусством», таких как обучение в их художественной форме (особенно актуально для художников, инструментальных

музыкантов, певцов и танцоров); и рынок труда вне сферы искусства (работа водителя такси или официанта в ресторане).

Исследования распределения времени художников между этими тремя рынками труда в целом показали, что предпочтение отдается основной творческой практике в качестве наиболее предпочтительного направления работы, за ней следует работа, связанная с искусством, а работа, не связанная с искусством, выполняется просто как средство обеспечения доход от выживания. Было обнаружено, что в большинстве случаев факторы, мешающие артистам работать полный рабочий день в своей основной деятельности, были в подавляющем большинстве случаев связаны с временем или доходом; т.е. результат основной практики не требует достаточно высокой цены для обеспечения адекватной отдачи (писатели, художники, композиторы и т. д.) или работа в предпочтительной области недоступна (актеры, танцоры, музыканты и т. д.).

Попытки проанализировать элементы творческого процесса художника ни в коем случае не новы, особенно в области истории искусства и теории искусства, и простираются в психологию и даже неврологию. С точки зрения экономики, вероятно, наиболее привлекательным подходом является рассмотрение процесса с точки зрения принятия решений. Если создание художественного произведения -это целенаправленная деятельность, а не просто какое-то случайное незамедлительное действие, тогда должна быть возможность указать некоторую цель или набор задач, которых деятельность направлена на достижение. Если это так, то это всего лишь короткий шаг к определению целевой функции, по крайней мере, в теоретическом плане, и, следовательно, к определению переменных, уровни которых лицо, принимающее решение, должно выбрать для достижения данной цели (целей). Независимо от того, сформулирована ли целевая функция в терминах оптимизации или просто «удовлетворительных», она, вероятно, будет каким-то образом ограничена, так что процесс спецификации может следовать знакомому пути выявления ограничений на целевую функцию, а модель решения формально завершена. Переменные в модели могут быть нечеткими, отношения между ними не могут быть определены в какой -либо оцениваемой форме, а вся модель в действительности может быть нестабильной, случайной и неспособной к прогнозированию. Тем не менее, ядро модели, относящееся к сущности изучаемого решения, может само по себе быть логически непротиворечивым и, следовательно, может обеспечивать, в духе таких абстрактных теорий, по крайней мере, интересный взгляд на изучаемый производственный процесс.

Художественные произведения можно интерпретировать как хранилище ценностей, где ценность интерпретируется как многомерное явление. Можно предположить, что ценность произведения искусства

можно упростить до двух основных элементов - экономической ценности произведения, представленной для данного потребителя как количество неисчислимого блага, от которого он или она готов отказаться, чтобы приобрести произведение и его культурная ценность, измеряемая с точки зрения критериев художественной ценности, таких как эстетическая, духовная, символическая и другие типы ценности, все из которых могут или не могут быть оценены или объединены в один итоговый показатель. Если приписать эти два типа стоимости произведениям искусства, производство произведений искусства можно интерпретировать как процесс создания ценности. Если, как отмечалось выше, это является преднамеренным, а не случайным явлением, творчество можно смоделировать как направленный процесс создания ценности. В рамках рациональной экономии цель художника может быть сформулирована как одна из максимальных взвешенных функций экономической и культурной ценности произведений искусства или созданных произведений.

Что касается удельного веса экономической и культурной ценности в целевой функции, мы легко можем видеть, что модель допускает ряд финансовых и художественных мотивов в качестве стимулов к творческой работе. С одной стороны, единый вес, придаваемый культурной ценности, и нулевой вес экономической ценности, будет указывать на то, что цели художника связаны исключительно с качеством самого произведения искусства при полном игнорировании его финансовых перспектив. Даже в этом случае ограничение по минимальному доходу может привести к тому типу или качеству работы, которого художник избегал бы в неограниченных обстоятельствах. С другой стороны, единый вес экономической ценности и нулевой вес культурной ценности означал бы, что художник участвует в игре исключительно ради денег. Большинство художников на самом деле, вероятно, находятся где-то между этими двумя полярными случаями, движимые своим творческим видением, но знающие о стимуле, создаваемом тем фактом, что их видение может принести финансовую отдачу. В этих обстоятельствах творческий процесс изображается как процесс, в котором художественный импульс опосредован экономическими обстоятельствами и стремлениями художника.

Использованные источники:

1. Zunnunova U., Zakirova S., Fayziyev T. Academic and organizational aspects of entrepreneurship education in art universities of Uzbekistan //Journal of critical reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 13. - С. 1893-1897.

2. Zakirova S. A. Использование мультимедиа на уроках и во внеурочной деятельности //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 2. - С. 85-88.

3. GULOMOVNA Z. U. Development Trends of the Organization of Information Processing at the Enterprise //International journal of advanced research in science, engineering and technology. - 2020. - Т. 7. - С. 2.

4. Zunnunova U. G. Kinds of innovation strategy and risks of innovative activity //Мировая наука. - 2019. - №. 1. - С. 24-26.

5. Zakirova S. A., Pirvan L. R., Zunnunova U. G. Challenges and prospects in art higher education of uzbekistan and romania //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences (EJRRES). - 2020. - Т. 8. - №. 10.

6. Zakirova S. A., Kodirov R. R., Berdiev R. K. Segmentation of modern art market in art marketing //Asian Journal of Multidimensional Research. - 2020. -Т. 9. - №. 3. - С. 315-318.

7. Бердиев Р. К. Компьютерная графика и её применение //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 2. - С. 14-16.

8. Бердиев Р. К. Понятие и история компьютерной графики //Экономика и социум. - 2019. - №. 5. - С. 407-409.

9. Mirzaeva N. A., Umarov A. S. Practical Proposals and Results of The Sceince And Pisa International Assessment Programs for The Development of Natural Literacy of Pupils in Uzbekistan //International Journal of Academic Pedagogical Research. - 2021. - Т. 5. - №. 4. - С. 69-71.

10. Умаров А. С., Рахимов А. К., Мирзаева Н. А. Дарс сифатининг та^лили-таълим тараккиёти мезони //Ta'lim va rivojlanish tahlili onlayn ilmiy jurnali. - 2022. - С. 80-88.

11. Umarov A.S. Mirzaeva N. A. Methods of using creative tasks of the pisa program in the development of natural literacy// Proceedings of Online International Multidisciplinary Scientific Conference on "Recent Developments in Social Sciences, Humanities, Philology and Psychology". -2021.- 2(1)-C. 8890.

12. Qodirov R. Musiqa pedagogikasi //T.," OzDK. - 2015.

13. Rakhmonovich Q. R. Information Technologies and Their Role in Society //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. -2021. - Т. 3. - №. 4. - С. 54-58.

14. Hakimov B., Qodirov R. The issues of accounting debitor loans in the balance sheet //International Finance and Accounting. - 2018. - Т. 4. - №. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.