Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДИЗАЙН / ИСКУССТВО / ВИЗУАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зуннунова У. Г.

В статье рассматриваются экономические характеристики художественного труда на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CHARACTERISTICS OF ART PRODUCTION AT THE PRESENT STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT

The article deals with the economic characteristics of artistic work at the present stage of the development of society.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 76.01

Зуннунова У.Г. доцент

кафедра информатики и менеджмента Национальный институт художеств и дизайна имени

Камолиддина Бехзода

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Аннотация: В статье рассматриваются экономические характеристики художественного труда на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: культура, дизайн, искусство, визуальный художник.

Zunnunova U. G. associate professor department of informatics and management National Institute of Art and Design named after Kamoliddin Behzod

ECONOMIC CHARACTERISTICS OF ART PRODUCTION AT THE PRESENT STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT

Resume: The article deals with the economic characteristics of artistic work at the present stage of the development of society.

Keywords: culture, design, art, visual artist.

Художественное производство отличается созданием «информационных товаров». Это влечет за собой огромные трудности в оценке качества объекта, особенно для тех потребителей, которые не обладают художественной чувствительностью или историко -художественными навыками, что приводит к высокой асимметрии информации между покупателями и продавцами. Кроме того информация даже не полностью раскрывается на стадии потребления. Для многих коллекционеров произведения современного искусства являются «предметом доверия», то есть товарами, в достоинства которых даже после того, как мы их потребляем, все еще сомневаются. Одна из причин заключается в том, что для большей части современного искусства, особенно в его концептуальной части, новую работу можно интерпретировать только через призму предыдущей работы, и многие коллекционеры не осведомлены об этой информации.

Визуальные художники, очевидно, являются основными действующими лицами, вовлеченными в процесс создания и производства. Визуальный художник создает образ и / или идею и выбирает среду. Художники активны на этапах создания и производства и (в меньшей степени) на этапах распространения / торговли. Цифровые технологии действительно увеличивают возможности художников быть более активными в распространении / торговле, а также в выставках / приемах (посредством онлайн-продвижения и т. д.). Некоторые ключевые характеристики создания изобразительного искусства:

□ Нет никаких барьеров для входа и выхода. Единственным препятствием может быть доход.

□ Как указано в работе Prendergast (2014), рынок современного искусства обладает функцией «Победитель получает все», когда только очень небольшое количество художников составляет большую часть продаж. Это структурная особенность арт-рынка, поскольку коллекционеры ассоциируют авторство художника с качеством, и поэтому покупки сосредоточены на конкретных художниках (и галереях). Но надо отметить происходят также существенные изменения, вызванные цифровым сдвигом в продажах и распределении доходов между художниками в подсекторе визуального искусства.

Художников иногда поддерживают другие участники или механизмы на этапе создания и производства: студии / рабочие места / ассоциации / творческие центры - все они предлагают художнику различные возможности использования помещения (бесплатно или за аренду). Эти актеры часто группируют нескольких художников и в основном поддерживают их в процессе создания и производства. Они особенно важны для довольно малоизвестных / начинающих художников, поскольку они также помогают художникам повысить их видимость (создание сетей и т. д.) И могут предоставить им доступ к конкретным техническим знаниям. Они также могут играть роль на этапах распространения / торговли и выставки / приема, поскольку у них часто есть выставочные площади, доступные для художников.

Художники могут найти финансовую поддержку для создания и производства из разных источников:

-они могут получить государственную финансовую поддержку (например, особые льготы для художников, предусмотренные законодательством. Эта финансовая поддержка, однако, часто считается недостаточной для конкретной ситуации визуальных художников, что заставляет их искать другие решения (работа на хлеб, общее социальное обеспечение). Помимо финансовой поддержки, государственные организации также могут играть роль в предоставлении обучения или консультирования по административным, юридическим, налоговым и финансовым вопросам.

- В некоторых случаях они могут получать поддержку от сотрудничающих с ними галерей для создания / производства (фиксированная заработная плата, приобретение произведений искусства галереей для поддержки создания и производства и т. д.).

-Художникам также могут быть доступны другие виды финансовой поддержки, такие как спонсорство, патронаж или краудфандинг.

После завершения производственного процесса физические свойства произведений искусства больше не меняются на всех этапах производственно-сбытовой цепочки.

Влияние цифровых технологий на процесс создания или производства в основном носит технический характер и относится к производственному процессу: например, теперь можно создавать скульптурные произведения непосредственно из компьютерных дизайнов с помощью 3D-печати. Еще одно влияние цифрового сдвига на стадии создания и производства - это возможность, которую он предлагает художникам для более легкого поиска финансовой поддержки через краудфандинг для финансирования производства произведения искусства.

В последние годы идея «креативной экономики» как динамичного сектора в рамках более широкой макроэкономики начала укрепляться. Она берет свое начало в предположении, что творчество, будь то в искусстве, науке, технике или торговле, является ключевым фактором достижения экономического успеха как для отдельных предприятий, так и для экономики в целом. В самом широком смысле креативная экономика простирается далеко за пределы сектора культуры, но есть основания считать, что индустрии культуры - отрасли, производящие товары и услуги культурного назначения - являются важным компонентом. Если это так и если культурные товары и услуги составляют важную продукцию творческих работников, возникает вопрос о фактической и потенциальной роли художников в этой новой экономической среде.

Для систематизации структуры культурных индустрий был предложен ряд различных моделей с разной степенью акцента на экономической и культурной ценности, которую производят эти индустрии. Одной из моделей, которая ставит творческих художников в центр культурных индустрий, является так называемая «модель концентрических кругов». В этой модели культурные индустрии стратифицированы как серия кругов или слоев, где культурный или творческий компонент выпуска уменьшается пропорционально другим затратам по мере того, как человек движется дальше наружу. Основные отрасли - это отрасли искусства, создающие оригинальные идеи в звуке, тексте, изображениях и перформансах (литература, изобразительное искусство, музыка, драма и т. д.). Следующий уровень может включать фильм, СМИ, издательское дело. Дальнейший и более удаленный круг может включать моду, дизайн, архитектуру и т. д. С помощью этой модели

мы можем наблюдать, как чистые творческие идеи, генерируемые художниками, распространяются вовне, стимулируя предоставление культурного контента в отраслях, удаленных от ядра.

Размещение художников в контексте более широкой индустриальной экономики снова поднимает вопрос о различных типах ценностей, присущих художественному творчеству. По мнению некоторых наблюдателей, концепция креативной экономики представляет собой угрозу внутреннему художественному и культурному обоснованию создания искусства, поскольку она имеет тенденцию фокусировать внимание на потенциальном доходе от культурных товаров и услуг за счет чисто художественного выгоды, которые искусство приносит как производителям, так и потребителям. Для других, однако, новые коммуникационные технологии и открытие глобальных рынков культурной продукции предлагают художникам беспрецедентные возможности для изучения новых форм художественного самовыражения и поиска более широкого диапазона применения своих творческих навыков.

В экономике художественного творчества очень важна также культурная политика страны. Во-первых, в настоящее время в ряде стран наблюдается переход от преимущественно художественной направленности культурной политики к акценту на индустрии культуры и экономическом потенциале, вытекающем из производства товаров и услуг культурного назначения. Такой сдвиг влияет на художественный труд по-разному. С одной стороны, это подразумевает, как отмечалось выше, отход от рассмотрения художников как производителей культуры ради самих себя и к интерпретации их как экономически ценных членов рабочей силы, что может вызвать возмущение самих художников. С другой стороны, поскольку трудоемкость культурных товаров относительно высока, рост в творческих отраслях, вероятно, приведет к более высоким темпам увеличения занятости в этих отраслях, чем где-либо еще; следовательно, культурная политика, направленная на развитие творческой индустрии, может открыть для художников возможности трудоустройства и получения дохода, которых раньше не было. Можно предположить, что политическая позиция, лежащая где-то между крайностями тотального создания экономической ценности, с одной стороны, и бескомпромиссным утверждением культурной чистоты, с другой, может быть выведена из модели концентрических кругов, упомянутой выше. В то время как модель опирается на экономическое обоснование для поддержания роста культурных индустрий в целом, она отдает приоритет основным видам искусства как краеугольному камню, на котором строится культурная экономика, и в своем различии между созданием экономической ценности. и культурного содержания, он признает, что создание творческих идей в

ядре действительно может иметь как неэкономическую, так и экономическую мотивацию.

Во-вторых, поскольку в культурной политике по-прежнему делается упор на поддержку искусства как неотъемлемого компонента политики, несмотря на все более экономическую ориентацию, которую может проявлять культурная политика, по-прежнему будут задаваться вопросы о том, как лучше всего обеспечить такую поддержку. Что касается работы отдельных художников, механизмы оказания помощи действительно должны учитывать реальные условия художественной практики, о которых говорилось ранее, когда нехватка времени и низкая оплата труда являются главными препятствиями на пути развития карьеры художника. В то же время для некоторых художников больше всего нужны не столько время или доход, сколько возможность увидеть, исполнить или опубликовать работу, что указывает на необходимость политических мер, направленных на распространение, а не обязательно на производство художественного продукта. Кроме того, могут быть рекомендованы вмешательства со стороны спроса для улучшения работы тонких рынков художественных товаров и услуг. Эти соображения, в свою очередь, разветвляются на образовательную арену, с которой начинается карьера большинства художников. Все более широко признается, что обучение творческим искусствам не обязательно должно вести к жизни профессионального практикующего специалиста; скорее творческие навыки, которые приобретаются в художественных школах, консерваториях и т. д., применимы в широком диапазоне областей и могут подготовить учащихся к трудоустройству в высокооплачиваемых профессиях, далеких от основного искусства.

Современные правительства преследуют самые разные цели, и хотя на арене формирования политики голос экономиста часто слышен наиболее громко, есть и другие неэкономические результаты, которые государственный сектор должен обеспечить. Что касается культуры и искусства в целом, и роли отдельного творческого художника в частности, баланс в разработке политики между созданием экономической и культурной ценности всегда представлялся бы подходящим идеалом, к которому правительства должны стремиться продвигаться.

Использованные источники:

1. Prendergast, C. (2014), "The market for contemporary art", available online: http://faculty.chicagobooth.edu/canice.prendergast/research/MarketContemporar yArt

2. THROSBY D. [2008b], "The concentric circles model of the cultural industries",Cultural Trends, 17 (3): p. 147-164

3. Zakirova S. A. COMPUTER GRAPHICS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS'CREATIVE AND INTELLECTUAL ABILITIES IN CLASSES ON THE BASICS OF INFORMATION

TECHNOLOGY //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 6. - С. 1419-1423.

4. Zunnunova U., Zakirova S., Fayziyev T. Academic and organizational aspects of entrepreneurship education in art universities of Uzbekistan //Journal of critical reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 13. - С. 1893-1897.

5. Zakirova S. A. Использование мультимедиа на уроках и во внеурочной деятельности //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 2. - С. 85-88.

6. GULOMOVNA Z. U. Development Trends of the Organization of Information Processing at the Enterprise //NTERNATIONAL JOURNAL OF ADVANCED RESEARCH IN SCIENCE, ENGINEERING AND TECHNOLOGY. - 2020. - Т. 7. - С. 2.

7. Zunnunova U. G. Kinds of innovation strategy and risks of innovative activity //Мировая наука. - 2019. - №. 1. - С. 24-26.

8. Zakirova S. A., Pirvan L. R., Zunnunova U. G. CHALLENGES AND PROSPECTS IN ART HIGHER EDUCATION OF UZBEKISTAN AND ROMANIA //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences (EJRRES). - 2020. - Т. 8. - №. 10.

9. Zakirova S. A., Kodirov R. R., Berdiev R. K. Segmentation of modern art market in art marketing //Asian Journal of Multidimensional Research. - 2020. -Т. 9. - №. 3. - С. 315-318.

10. Бердиев Р. К. Компьютерная графика и её применение //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 2. - С. 14-16.

11. Бердиев Р. К. Понятие и история компьютерной графики //Экономика и социум. - 2019. - №. 5. - С. 407-409.

12. Mirzaeva N. A., Umarov A. S. Practical Proposals and Results of The Sceince And Pisa International Assessment Programs for The Development of Natural Literacy of Pupils in Uzbekistan //International Journal of Academic Pedagogical Research. - 2021. - Т. 5. - №. 4. - С. 69-71.

13. Умаров А. С., Рахимов А. К., Мирзаева Н. А. ДАРС СИФАТИНИНГ ТАХ,ЛИЛИ-ТАЪЛИМ ТАРА^ИЁТИ МЕЗОНИ //TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - С. 80-88.

14. Umarov A.S. Mirzaeva N. A. Methods of using creative tasks of the pisa program in the development of natural literacy// Proceedings of Online International Multidisciplinary Scientific Conference on "Recent Developments in Social Sciences, Humanities, Philology and Psychology". -2021.- 2(1)-C. 8890.

15. Qodirov R. Musiqa pedagogikasi //T.," OzDK. - 2015.

16. Rakhmonovich Q. R. Information Technologies and Their Role in Society //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. -2021. - Т. 3. - №. 4. - С. 54-58.

17. Hakimov B., Qodirov R. The issues of accounting debitor loans in the balance sheet //International Finance and Accounting. - 2018. - Т. 4. - №. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.