Научная статья на тему 'Художественный текст в иностранной аудитории (на материале стихотворения Р. Рождественского "все начинается с любви")'

Художественный текст в иностранной аудитории (на материале стихотворения Р. Рождественского "все начинается с любви") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
707
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / FICTION TEXT / РОБЕРТ РОЖЕСТВЕНСКИЙ / ROBERT ROZHDESTVENSKIY / СТИХОТВОРЕНИЕ "ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ" / "ALL BEGINS WITH LOVE" POEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкес Татьяна Владимировна

Статья посвящена проблеме восприятия, чтения и понимания художественного текста в иностранной аудитории. Описана работа с художественным поэтическим произведением стихотворением Р.Рождественского «Все начинается с любви» для иностранных студентов филологических /гуманитарных специальностей II III сертификационного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Черкес Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FICTION TEXT IN A FOREIGN AUDIENCE (BASED ON THE POEM OF R. ROZHDESTVENSKIY “ALL BEGINS WITH LOVE”)

The article deals with the problem of perception, reading and understanding of fiction text in a foreign audience. It describes the working process with a piece of poetry the poem “All begins with love” by R.Rozhdestvenskiy for foreign students of philological/humanitarian specialities of the II-III certification levels.

Текст научной работы на тему «Художественный текст в иностранной аудитории (на материале стихотворения Р. Рождественского "все начинается с любви")»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Черкес Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и лингвистических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

230023, Беларусь, г. Гродно, улица Ожешко, 22

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ»)

Cherkes Tatsiana Vladimirovna

Senior lecturer

Department of Russian as foreign language and linguistic disciplines

Yanka Kupala State University of Grodno 230023, Grodno, Belarus, Ozheshko str, 22 A FICTION TEXT IN A FOREIGN AUDIENCE (BASED ON THE POEM OF R.ROZHDESTVENSKIY "ALL BEGINS WITH LOVE")

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме восприятия, чтения и понимания художественного текста в иностранной аудитории. Описана работа с художественным поэтическим произведением - стихотворением Р.Рождественского «Все начинается с любви» для иностранных студентов филологических /гуманитарных специальностей II - III сертификационного уровня.

ANNOTATION

The article deals with the problem of perception, reading and understanding offiction text in a foreign audience. It describes the working process with a piece ofpoetry - the poem "All begins with love " by R.Rozhdestvenskiy - for foreign students ofphilological/humanitarian specialities of the II-III certification levels.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, художественный текст, Роберт Рожественский, стихотворение «Все начинается с любви».

Keywords: Russian as a foreign language, fiction text, Robert Rozhdestvenskiy, "All begins with love"poem.

Аутентичный художественный текст представляет особую ценность при обучении русскому языку как иностранному (далее РКИ). Сквозь призму произведений классической литературы читатель-инофон знакомится с историческими реалиями страны изучаемого языка, с культурой и традициями народа. С лингвистической точки зрения художественные произведения являются основным источником для выработки у иностранных обучающихся навыков речевого общения - коммуникативной компетенции, служат средством расширения словарного запаса универсантов. В методике преподавания РКИ художественный текст называют «вершиной в обучении языку и одновременно средством, ведущим к полному овладению языком...» [10, с. 438], так как, по словам А.А Акишиной, О.Е. Коган, «текст - это существование языка, его жизнь» [1, с. 60]. Помимо формирования у иностранных обучающихся коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций, произведения художественной литературы представляют действенное средство для повышения заинтересованности в изучении языка, служат своеобразным «генератором» для развития творческого воображения, художественных способностей и эстетического вкуса иностранных учащихся. С психолингвистической

точки зрения художественный текст представляет одно из средств, развивающих мыслительную активность путем воздействия на эмоционально-чувственную сферу читателей; «художественное произведение вызывает образы, наглядно-чувственные представления, ассоциации, т.е. содержащаяся в нем информация передается по многим каналам. .. .Специфика ХП (сокращения автора) состоит в имплицидности выражения содержания, авторского замысла. Эта принципиальная особенность ХП - основа для возбуждения поисковой активности читателя - имеет несколько следствий для обучения языку. Импли-цидность выражения авторских идей в ХП, необходимость ее поиска и анализа выражения с помощью эксплицитно данного создают условия для целенаправленной, поэтапно организованной мыслительной деятельности, делают ХП эффективным средством для решения речемыслительных задач в процессе обучения языку.» [10, с.57].

Общеизвестным является тот факт, что при выборе художественных текстов преподаватель РКИ ориентируется на:

- познавательно-гуманистическую ценность художественного произведения, его репрезентативность;

- лингвокультурологическую значимость;

- желания и интересы потенциального читателя;

- уровень владения русским языком обучающихся;

- соответствие художественного текста изучаемой теме практического курса РКИ.

В данной статье рассматривается работа с поэтическим текстом - стихотворением

Роберта Рождественского «Все начинается с любви». Художественное произведение предлагается для изучения иностранным студентам-филологам II - III сертификационного уровня (ТРКИ-II - ТРКИ-III, уровни В2 - С1), студентам гуманитарных специальностей, занимающимся русским языком в рамках программы включенного обучения, а также универсантам краткосрочных курсов РКИ, ранее изучавшим русский язык и приехавшим в страну с целью погружения в языковую среду и для активации полученных ранее знаний, умений и навыков.

Выбор данного художественного произведения обусловлен многими факторами. Во-первых, это заинтересованность целевой аудитории (изучающие русский язык обычно - молодые люди в возрасте 20-30 лет) в «вечной» теме литературы - теме любви. Это является важной составляющей создания «ситуации успеха» при работе с художественным текстом. Стихи о любви представляют для читателя-инофона именно тот материал, знакомство с которым, по словам Н.А. Кулибиной, «интерес. - желание прочитать и понять - пересилит страх перед трудностями и лень» [2, с. 205]. Во-вторых, концепт «любовь» в русском языковом сознании, для понимания национальной языковой личности и русской языковой картины мира - один из основополагающих. Как говорится в исследовании Н.В. Уфимцевой, согласно данным ассоциативного словаря, лексема «любовь» входит в первую десятку слов, определяющих ядро национального сознания не только в русской, но и в белорусской, украинской, болгарской, культурах [9]. Сравнительно-сопоставительный анализ концепта «любовь» в русском и родном языке учащихся послужит интересным материалом для диспута на занятии и/или в качестве последующего домашнего задания. В-третьих, стихотворение Роберта Рождественского представляет образец поэзии, рожденной во времена хрущевской «оттепели» - это позволит познакомить иностранных учащихся с историческими событиями в советском обществе второй половины ХХ века. В-четвертых, лексический состав данного стихотворения соответствует требованиям, предъявляемым к художественным текстам: лексика его понятна, доступна, в тексте содержится небольшой процент незнакомых слов, следовательно, семантизация языковых единиц не потребует от иностранных читателей тратить максимум усилий и времени для перевода, отвлекая тем самым от постижения смысла художественного произведения. Хотя, как утверждает Н.В. Кулибина, «в текстах, предлагаемых учащимся уже на уровнях А2 и В1, должно быть не менее 25%

так называемого «воздуха», то есть незнакомой лексики» для развития языковой догадки учащихся» [8]. Однако при работе с поэтическим художественным текстом допустимо уменьшение объема незнакомых слов, для того чтобы внимание читателей сосредоточилось на эмоционально-образном восприятии стихотворного произведения.

При работе с художественным произведением «Все начинается с любви» мы руководствовались принципами анализа художественного текста, описанными в исследованиях Л.А. Новикова и Н.В. Кулибиной. Этот анализ Н.В. Кулибина называет «филологическим», так как в нем содержится симбиоз лингвистического и литературоведческого анализа, направленного «на реализацию возможностей человеческого понимания» [7].

В процессе введения, на предтекстовом этапе работы, необходимо создать атмосферу для заинтересованности аудитории: выборочно, «не перегружая» сведениями, познакомить с биографией автора и в то же время дать краткий историко-культурный комментарий времени, в котором было написано художественное произведение. Сложность состоит в том, что эту информацию нужно представить за небольшой промежуток времени (10-15 минут), чтобы основное время урока посвятить анализу художественного произведения. Для облегчения восприятия информации целесообразно подготовить слайд-презентацию, обратившись к ресурсам интернета, например, к сайту, посвященному жизни и творчеству Р.Рождественского [6]. На данном сайте биография, воспоминания современников, родных и близких поэту людей, более 100 видео, тексты стихотворений, песни, фотоархив поэта и пр. Мы предлагаем такой вариант введения в тему занятия: Известно ли вам, что в литературе существует такой термин - «поэты-шестидесятники»? 60-е годы ХХвека символизируют время, когда после смерти Сталина в Советском Союзе начались процессы, способствующие относительной свободе слова и творчества. Впервые открыто заговорили о «культе личности Сталина», началась реабилитация жертв репрессий, в 1957 году в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Все это дало мощный импульс для развития русской культуры.

Появилось поколение молодых поэтов, которые были популярны не менее, а то и более эстрадных артистов, известных спортсменов. Они читали свои стихи в огромных аудиториях, самым известным из которых является лекционный зал Политехнического музея - знаменитая публичная площадка Москвы. Именно там с 1907 года проходили конференции, лекции, диспуты, где выступали известные деятели науки (Н.Бор, И. Мечников, К. Тимирязев) и литературы (А.Блок и В.Маяковский, С. Есенин, В. Хлебников, В. Брюсов и др.). Поэты-шестидесятники собирали не только полные залы - любители поэзии приходили на стадионы, одним из которых был огромный московский стадион «Лужники»; десятки тысяч поклонников рукоплескали выступавшим стоя и скандируя их имена. Кроме того, были еще и чтения в клубах заводов и фабрик, в кинотеатрах и дворцах культуры и, наконец, просто на площадях под открытым небом... Это был период подъема, расцвета советской поэзии. И Роберт Рождественский входил в «великолепную пятерку» всенародно любимых поэтов. Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава - эти имена являются знаковыми для русской литературы и культуры второй половины ХХ века.

Роберт Иванович Рождественский (Роберт Станиславович Петкевич) родился 20 июня 1932 года в Западной Сибири. Отец, Станислав Никодимович Петкевич, поляк по национальности, потомок ссыльных, военный офицер коммунистических убеждений, дал сыну имя в честь известного революционера Роберта Эйхе. Мать Роберта, Вера Павловна Федорова, была директором начальной школы, а потом, получив медицинское образование, стала военным врачом. За свое первое стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход.», опубликованное в газете в 1941 году, 9-летний Роберт получил свой первый гонорар и тут же перечислил его для борьбы с фашистами в Фонд обороны. Случилось так, что родители мальчика развелись, когда ребенку было 5 лет, и в 1945

году у него появился отчим, который усыновил Роберта и дал ему свое отчество и фамилию - Рождественский.

Роберт Рождественский учился в военно-музыкальном училище, потом сбылась сокровенная мечта - он поступил в Московский Литературный институт.

Стихи Роберта Рождественского печатались в центральных газетах, журналах в Советском Союзе и за рубежом, поэт объездил весь мир, он пользовался огромной популярностью и народной любовью. На его стихотворения композиторы писали музыку, так возникли многие популярные и любимые народом песни. Мы предлагаем вам прослушать одну из наиболее популярных песен на стихи Роберта Рождественского - «Эхо любви» в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко [11].

За свою жизнь, а прожил поэт 64 года, он написал более 600 стихотворений [6]. Тематика их обширна: это и стихи о войне, о подвиге, о жизни, о роли «маленького» человека в истории, о времени, о судьбах народа и страны. И, конечно, произведения о любви, одно из которых предлагается вашему вниманию сегодня. Итак, Роберт Рождественский, стихотворение «Все начинается с любви».

Так мы подходим к притекстовому этапу работы - знакомству иностранной аудитории с художественным произведением. «Знакомство с текстом естественно начать с его «замедленного» филологического чтения, пользуясь прилагаемым комментарием, а в случае необходимости - и разного рода филологическими словарями... «Проясненный» таким образом текст следует еще раз осмысленно прочитать, обращая внимание на правильное его актуальное членение, смысловые связки частей, логические акценты, а также на правильность произношения.» [5]. Для данного стихотворения «прояснение» текста мы немного «отодвинем», а в первоначальном варианте предложим учащимся послушать голос самого автора поэтического произведения - стихотворение «Все начинается с любви» исполняет Роберт Рождественский. Для этого вновь обратимся к Интернет-ресурсам [6].

Обязательно перед первым знакомством с текстом предложить студентам целевые задания-установки, концентрирующие их внимание:

- скажите, что для вас значит слово «любовь»? Какая она - любовь?

- вы уже слышали название художественного произведения. Дайте свои прогнозы и обоснуйте их - ответьте, к какой лирике будет относиться стихотворение «Все начинается с любви»?

- внимательно прослушайте текст стихотворения и подумайте: почему поэт считает любовь началом всего?

- обратите внимание на то, как композиционно построено данное стихотворение.

Далее, прежде чем учащиеся самостоятельно еще раз прочитают поэтический

текст, необходимо введение нового лексического материала. Однако наша целевая аудитория - это студенты-филологи/студенты гуманитарных специальностей. Поэтому вместо «прямого» толкования, когда учащиеся лишь пассивно принимают уже «готовую» информацию, целесообразно использовать когнитивные стратегии языковой догадки -так универсанты будут лично участвовать в процессах речемыслительной деятельности. К примеру, глаголы твердить, провозглашать скорее всего будут незнакомы читателям-инофонам, однако все они знают имя прилагательное твердый и, возможно, знакомы с именами существительными возглас, глас (если нет - на помощь придет слово гласный). Такая же ситуация с глаголами шепнуть (шептать, шепот), качнуться (качать(ся), качели) и выпрямиться (прямо) - практика показывает, что студентов увлекает узнавание в новых словах хорошо «спрятанного» старого, и они с удовольствием включаются в процесс. Но есть лексические единицы, понимание которых невозможно без толкования: 1) озаренье - внезапное, резкое (вдруг!) прояснение сознания, неожиданно пришедшее понимание чего-то, чего не мог постичь раньше (синонимом может стать знаменитое

Архимедово: «Эврика!»); 2) порох - соединение (смесь), применяемая для взрыва; об эмоционально-неустойчивом человеке русские говорят, что он вспыхивает (вспыльчивый) как порох; о в чувствах мы тоже можем сказать: «Любовь вспыхнула, как порох». И, наконец, семантизация с помощью синонимии: слово тоска легко объясняется как синоним известного студентам слова грусть.

Далее следует поэтапное, медленное чтение стихотворения, так как «при чтении в сознании (или воображении) читателя из отдельных фрагментов - частных смыслов словесных образов - как мозаика складывается общий смысл художественного текста» [4]. Для развития «художественного дискурса» [4] текст делится на части (которые равны строфам) и предлагаются опорные вопросы-«ключи» к осознанию, «прочувствованию» стихотворения; именно «последовательное восприятие и осмысление читателем неких опорных пунктов» [3] приводит к возникновению имплицидных связей, становится понятно значение словообраза в контексте и, как результат единения, - появляется система словесных образов, рожденная воображением поэта и читателя.

Вопросы к первому четверостишью:

1) Откуда взята цитата «Вначале было слово»? Этот, на первый взгляд, «простой» вопрос, возможно, потребует пояснения: если группа полиэтническая, в ней могут находиться представители разных религиозных конфессий.

2) Почему поэт не просто говорит, а провозглашает, что «все начинается с любви»? Подумайте, почему автор выбрал именно глагол «провозглашать». Найдите аналогичный глагол в своем родном языке и сделайте перевод всей фразы на родной язык. Постарайтесь почувствовать разницу в смысле, заменив глагол «провозглашать» на «говорить».

3) С кем спорит, кому бросает вызов поэт?

Вопросы ко второму четверостишью:

1) Почему автор считает, что и озаренье, и работа начинаются с любви?

2) Объясните, как вы понимаете выражение «глаза цветов»?

3) Как вы думаете, почему автор поставил рядом эти словосочетания - «глаза цветов, глаза ребенка»?

Вопросы к третьему четверостишью:

1) Почему «ненависть» и «любовь» автор называет родными сестрами?

2) Объясните, что значит в данном контексте слово «вечный». Найдите контекстуальный синоним этому слову.

3) Слышали ли вы известное в русском языке выражение: «От любви до ненависти 1 шаг»? Как вы его понимаете? Есть ли в вашем языке (языках) подобные выражения? Озвучьте их на родном и переведите на русский язык.

Вопросы к четвертому четверостишью:

1) Почему автор поставил антонимичные по своей сути слова «мечта» и «страх» рядом? Приведите примеры (из жизни, из литературы, из фильмов) когда мечте сопутствует чувство страха.

2) Найдите, какие общие качества есть у вина и у пороха?

3) Когда применяется порох? Знаете ли вы в мировой истории войны, которые начинались из-за любви?

4) Когда любовь превращается в трагедию?

5) Отчего возникает тоска? Почему из синонимического ряда «грусть - печаль - тоска» автор выбрал именно последний вариант?

6) Расставьте синонимические единицы в порядке возрастания экспрессивности. Замените в тексте слово «грусть» наименее экспрессивным, по вашему мнению, вариантом. Изменится ли смысл высказывания? Докажите, почему.

7) Как вы понимаете слово «подвиг»? На какие подвиги способны люди ради любви?

И, наконец, вопросы к последней части стихотворения:

1) Почему для первого и единственного прямого обращения к читателю автор выбрал изо всех времен года весну?

2) Докажите целесообразность обращения к аудитории «на ты». Объясните, какие лексические значения несет в русском языке местоимение «ты».

3) Как вы понимаете фразу: «Весна шепнет тебе: «Живи...» [6] ? Почему, по вашему мнению, автор использует вместо глагола «скажет» эмоционально окрашенный глагол «шепнет»?

4) Объясните значение глаголов «качнешься, выпрямишься и начнешься»? Как вы думаете, почему автор использует возвратные глаголы?

И в завершение разговора мы вернемся к композиции поэтического текста. Все вы заметили «кольцевое» построение стихотворение, когда фраза «Все начинается с любви» начинает и заканчивает произведение, а также проходит рефреном сквозь каждую строфу. Скажите, что, по вашему мнению, символизирует кольцо, круг? Почему словообраз «любовь» буквально охватывает, «окутывает» все стихотворение?

Заключительным, послетекстовым этапом, станет домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Что такое любовь?» или подготовить устное выступление на эту тему, используя, с одной стороны, текст стихотворения, с другой - найти подтверждение/опровержение постулата «Все начинается с любви» Роберта Рождественского в мировой литературе (в известных кинофильмах).

Таким образом, пройдя в процессе речемыслительной деятельности стадии восприятие - узнавание - понимание, художественное произведение поднимается на следующий уровень - уровень «прочувствования». Становясь эмоционально близким каждому читателю, художественный текст приобретает для него «свой», персональный, личностный смысл.

Список литературы:

1. Акишина А.А., Коган О.Е. Учимся учить. М.: Русский язык, 1997. - 292 с.

2. Кулибина, Н.В. Использование художественного текста на практических занятиях по русскому языку как иностранному // Методика преподавания русского языка как иностранного. Ч. 1. - М., 2004. - С.193-223.

3. Кулибина, Н.В. О том, как «текст превращается в урок языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28 305. - Дата обращения: 9.01.2016 г.

4. Кулибина, Н.В. Художественный дискурс как актуализация художественного текста в сознании читателя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28 211. - Дата обращения: 10.01.2016 г.

5. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М.: Русский язык, 1988. - 300 с.

6. Роберт Рождественский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rogdestvenskij.ru/index.html. - Дата обращения: 7.01.2016 г.

7. Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). Выпуск 2 / Сост. Н.В. Кулибина. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2013. - 304 с.

8. Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). Выпуск 3 / Сост. Н.В. Кулибина. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2014. - 344 с.

9. Н.В. Уфимцева Языковое сознание и образ мира славян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilmg-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-2.html. - Дата обращения: 08.01.2016 г.

10. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / составители: Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык, 2010. 550 с.

11. «Эхо любви» в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mtJhefuFG4s. - Дата доступа: 10.01.2016 г.

References:

1. Akishina A., Kogan O. Learning to teach. Moscow: Russian Language, 1997. 292. Print.

2. Kulibina N. "Using a fiction text at practical lessons of Russian as a foreign language." Methods of teaching Russian as a foreign language. Part 1. Moscow, 2004. 193-223. Print.

3. Kulibina N. About how "the text turns into a language lesson" [Electronic resource]. URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_305. - 09 January 2016.

4. Kulibina N. "A fiction discourse as actualization of the fiction text in the mind of a reader" [Electronic resource]. URL: http:// www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_211. - 10 January 2016.

5. Novikov L. "A Fiction text and its analysis." Moscow: Russian Language, 1988. 300. Print.

6. Robert Rozhdestvenskiy [Electronic resource]. URL: http://www.rogdestven-skij .ru/index.html. - 7 January 2016.

7. "Lections and sample lessons (for teachers of Russian as a foreign language)." 2nd edition. Ed. Kulibina N. Moscow: Pushkin State Russian Language Institute, 2013. 304. Print.

8. "Lections and sample lessons (for teachers of Russian as a foreign language)." 3rd edition. Ed. Kulibina N. Moscow: Pushkin State Russian Language Institute, 2014. 344. Print.

9. Ufimtseva N. "Linguistic consciousness and the world's image of the Slavs" [Electronic resource]. URL: http://www.iling-ran.ru/li-brary/psylingva/sborniki/Book2000/html 204/4-2.html. - 8 January 2016.

10. "A reference book of the methods of teaching Russian as a foreign language. " Ed. Moskovkin L. and Shchukin A. Moscow: Russian Language, 2010. 550. Print.

11. "Echo of love" released by Anna Herman and Lev Leschenko [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mtJhefuFG4s. - 10 January 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.