Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ СТИВЕНА КИНГА "МИЗЕРИ"'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ СТИВЕНА КИНГА "МИЗЕРИ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
947
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР / ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ / ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Азеева В. С., Бондаренко Л. В.

Для жанра психологический триллер, к которому относится роман Стивена Кинга "Мизери", характерны такие формы проявления психологизма, как внутренний монолог, диалоги и поток сознания главного героя. Особенностью романа является ощущение у читателя полноценного соучастия происходящего, произведение также вызывает яркие и сильные чувства сопереживания героем. Характерной чертой психологического триллера является динамичность, что определяет доминирование внутреннего психологизма. Стивен Кинг не случайно даёт название своему роману "Мизери", что означает боль, муку, страдание, отчаяние и, в некотором роде, обреченность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PSYCHOLOGISM IN THE NOVEL OF STEPHEN KING''S "MISERY"

Genre of a psychological Thriller, refers to the novel of Stephen king's "misery", is characterized by such forms of psychology, as an internal monologue, dialogues and stream of consciousness of the protagonist. A feature of the novel is the feeling the reader the full complicity of what is happening, the work also brings bright and strong feelings of empathy with the hero. A characteristic feature of the psychological Thriller is the dynamic that determines the dominance of domestic psychology. Stephen king is not coincidentally the name of his novel "misery," which means the pain, the anguish, the suffering, despair and, in some way, doomed.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ СТИВЕНА КИНГА "МИЗЕРИ"»

УДК 82-1/-9

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ СТИВЕНА КИНГА "МИЗЕРИ"

В.С. Азеева1, Л.В. Бондаренко2

Аннотация

Для жанра психологический триллер, к которому относится роман Стивена Кинга "Мизери", характерны такие формы проявления психологизма, как внутренний монолог, диалоги и поток сознания главного героя. Особенностью романа является ощущение у читателя полноценного соучастия происходящего, произведение также вызывает яркие и сильные чувства сопереживания героем. Характерной чертой психологического триллера является динамичность, что определяет доминирование внутреннего психологизма. Стивен Кинг не случайно даёт название своему роману "Мизери", что означает боль, муку, страдание, отчаяние и, в некотором роде, обреченность.

Ключевые слова: художественный психологизм, психологический триллер, внутренний монолог, сюжетная линия, жанровые стратегии.

Термин "психологизм" появился в XIX веке для обозначения философского направления, в работах немецкого философа, Я. Фриза (1773-1843), и немецкого филолога, Ф. Бенеке (1798-1854). Психологизм возник как один из подходов к логике, основной задачей которого являлась трактовка основополагающих понятий логики именно с психологической точки зрения. Как философско-методологическая позиция, психологизм предлагает свой подход к разрешению проблем философии и логики, использую концепции психологии. [3]

Со временем термин "психологизм" обретает более широкое значение и становится всё больше популярным и в других областях, в том числе, и в литературе. На протяжении всей истории литературы писатели не раз обращались к психологизму как одному из методов художественного искусства. Каждому столетию присущи свои формы и приёмы познания природы человека, его психологии, которые со временем подвергались изменению, модернизации, адаптации и совершенствованию. Психологизм имеет неопровержимую и существенную художественно-эстетическую ценность, является своего рода показателем авторского мировоззрения, жизненных понятий и ценностей. Внутренний мир человека в фокусе литературы получает специфическую оценку и интерпретацию. [6]

В нынешнем XXI веке психологизм становится ведущим в создании художественной реальности. Главная идея литературы как человековедения воплощается действенным образом в обращении ко внутреннему миру личности, к ее чувствам и душевным движениям. Психологизм - это определенная художественная форма, за которой находится и в которой выражается художественный смысл, а также идейно - эмоциональное содержание. Неотъемлемой частью психологизма является глубокое изображение собственно внутреннего мира человека, то есть его мыслей, переживаний, желаний. Как литературное явление, психологизм особенно характерно показывает своеобразный стиль художественного произведения, раскрывая при этом и жизненную позицию самого автора.

В первую очередь о психологизме говорят при анализе эпического произведения, поскольку именно здесь у писателя больше всего средств изображения внутреннего мира героя. Психологические приёмы делятся на три основные группы: косвенный психологизм, прямой и суммарно-обозначающая группа

Ызеева Валентина Сергеевна - студент факультета иностранной филологии, Крымский Федеральный университет, Россия.

2Бондаренко Лидия Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Россия.

приёмов психологизма. Наряду с прямыми высказываниями персонажей здесь есть речь повествователя, и можно прокомментировать ту или иную реплику героя, его поступок, раскрыть истинные мотивы его поведения. Такая форма психологизма называется суммарно обозначающей. Косвенная форма психологического изображения воспроизводит мысли и эмоции персонажей, динамику их внутренних изменений путем изображения душевных движений через внешние визуализированные и озвученные проявления, то есть внешние, зримые детали, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. Косвенная форма пользуется такими приемами и средствами: жесты, движения, позы, мимика, интонация, психологический портрет, психологический пейзаж, психологический интерьер, экстерьер и психологическая деталь. [4].

Данная форма психологизма стилистически выражается с помощью таких художественных средств как: психологический портрет, пейзаж, описание интерьера и экстерьера, а также внешний дискурс персонажей. Прямая форма психологического изображения предусматривает непосредственное воспроизведение психических процессов - как рефлексивных, так и эмоциональных. Прямая форма может реализоваться с помощью таких приемов: речь героя, как устная, так и письменная (дневник), внутренний монолог, внутренний диалог, сны, исповедь и поток сознания. В художественном произведении речам персонажей обычно отводится значительное место, но психологизм возникает только в том случае, когда персонаж подробно говорит о своих переживаниях, излагает свои взгляды, как на описываемое событие, так и на концепцию мира в целом. [5]

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить своеобразие художественных средств выражения художественного психологизма в романе Стивена Кинга «Мизери».

Стивен Эдвинг Кинг, известный американский писатель современности, в каждой своей книги, независимо от размера произведения, описываемого события, происшествия или явления, которые находятся на грани реального и ирреального, возможного или фантастического, создаёт специфические образы людей. Ситуации, выводимые им, чаще всего экстраординарные. Таким образом, в произведениях Стивена Кинга много внимание уделяется унижениям и страданиям человека, будь они физическими или психическими. Отсюда пристальное внимание автора к психологии своих персонажей.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, широким вниманием современного литературоведения к жанру психологического романа, популярностью произведений С.Кинга, художественным своеобразием творчества писателя, а также малой степенью раскрытия темы психологизма в произведениях С.Кинга в трудах современных авторов.

В настоящее время исследования по данной теме довольно скудны и представлены в основном научно-популярными и критическими статьями поверхностного, обзорного характера, что обуславливает новизну исследования.

"Мизери" - своеобразный роман, написанный в жанре психологического триллера. Жанровая стратегия данного романа пронизывает все уровни романа: сюжетный, образный и уровень повествовательной структуры. Писатель настолько психологично натуралистичен, что можно сделать предположение, что у Кинга есть намерение сделать читателя полноценным соучастником романа, как бы дав возможность испытать "на собственной шкуре" все испытания главного героя, что позволяет с головой ощутить всю прелесть неоднозначных произведений. Автор мастерски соединяет разнообразные жанровые стратегии, позволяя читателю проникнуться сюжетной линией, переживаниями и тревогами главного героя, Пола Шелдона, успешного писатель, автора цикла о Мизери и его "спасительнице" - Энни Уилкс.

Главный герой, Пол Шелдон, становится объектом насилия, жестокости, тирании и извращенностей разума медсестры, ярой фанатки писателя, требовавшей продолжения написания её любимого романа "Мизери", так как Шелдо-ну героиня романа начинает надоедать, и он решает покончить с ней, закончив цикл романов. Энни оказывается не просто поклонницей романов Шелдона, а Мизери в её жизни превратилась в нечто большее, нежели просто героиня выдуманных историй; Энни считает себя «самой большой поклонницей» таланта

Шелдона. Энни требует продолжения написания цикла, поэтому Полу ничего не остаётся, как только продолжить написание уже ненавистного ему романа, стараясь продлить этим себе жизнь, отчётливо понимая, что пока он будет писать роман, Энни не убьёт его. И среди всего этого безумия и страха смерти, такой человек как Шелдон, находит в себе силы, чтобы писать свою лучшую книгу в жизни. Читатель невольно восторгается мужеством вымышленного писателя, который делает все, чтобы выстоять и продолжает жить вопреки всем трудностям, так неожиданно выпавшим на долю успешного и известного человека. В этом и проявляется сила духа и непокорность силы воли Шелдона - находить силы для идей побегов, несмотря на сломанные ноги и неустанную боль, он ищет способ, используя хитрости разного рода, чтобы добиться своего и выжить, при всем том, что он боится Энни и её не совсем здорового рассудка. Этот страх легко можно объяснить, ведь женщина психически неадекватна, чем можно объяснить её чрезмерную подозрительность, но нужно отдать должное Энни, ведь она не лишена природной смекалки и хитрости, хорошо умеет притворяться и извлекать выгоду из любой ситуации.

Роман "Мизери" отличает сугубое внимание к внутреннему миру человека, а отсюда уже и мотивация поступков героя. В технический арсенал романа входят внутренний монолог, диалоги и поток сознания главного героя.

В "Мизери" преобладает прямой тип психологизма в форме самоанализа героя. Автор уделяет пристальное внимание мыслям и идеям своих персонажей. Усиливает психологизм в романе воспоминания главного героя. Будучи прикованным к кровати, Пол начинает подсознательно делать переоценку ценностей, чувствуя угрозу для своей жизни, он начинает ценить и по новому относиться к тому, что его окружает. Отчаяние и страдание хотят одолеть волю героя, но он упорно не опускает руки. Сцены ампутации ступни, пальца руки, которым Энни потом украшает торт, вместо праздничной свечи, настолько реалистичны, что у читателя появляется ощущение, что он там присутствует, что ещё больше усиливает психологизм главного героя. Психология героев отличается гибкостью, многосторонней глубиной, изменчивостью, непредсказуемой сложностью.

Наиболее распространенный метод психологизма, используемый Стивеном Кингом, является внутренний монолог героя. Используя метод психологического анализа, читателю яснее становится духовный мир человека, учитывая цели его познания и самопознания. Автор анализирует психологические портреты своих персонажей, выводя всю логику поступков из психологического состояния своих героев, описывая внутренний мир героя художественными средствами. Автор не случайно даёт название своему роману "Мизери", что означает боль, муку, страдание, отчаяние и, в некотором роде обреченность.

В романе широко изображена жизнь, охватывая прошлое не только писателя, но и гладко выстроен ряд событий, используется небольшое количество героев, а именно двое главных героев - Пол Шелдон и Энни Уилкс. Автор уделил достаточно весомую роль и диалогам между ними, которые помогают раскрыть читателю глубину страха смерти писателя и помыслы всех жестокостей душевнобольной женщины, хотя автор и не до конца желает раскрывать причину помешательства психопатической Энни. Кинг отказывается от динамических сюжетных поворотов, смены локаций, в книге просто описываются будни Пола, но данный выбор писателя лишь нагнетает обстановку, акцентируя внимании на психологии главного героя. Энни не удаётся постоянными унижениями и физическими мучительными пытками разрушить творческую личность писателя.

Несмотря на то, что в "Мизери" нет выдуманных ужасов, нет мистической линии или людей, наделённых пара нормальными способностями, как в большинстве романов Кинга, атмосфера в романе постоянно психологически напряженная. Особенно это проявляется в середине произведения, когда события начинают развиваться более динамично, а сумасшествие главной героини лишь усиливается и проявляется ещё сильнее. Читателя начинает пробирать нагнетающий ужас и страх.

"Мизери" - это путь странствий в дебрях разума одного человека, встреча с его скрытыми страхами и больными фантазиями. Данный роман является повествованием о напряжённой психологической борьбе, когда человек пытается

освободиться из оков, как физических, так и душевных, которые оказались на пути человеческого душевного равновесия и личной свободы. Энни выступает в роли садиста, желающего насильно ограничить свободу другого человека.

По мере развитии действия романа Стивен Кинг заостряет внимание на том, что несмотря на психологическую и физическую боль у главного героя остаётся в душе тот огонёк, под названием «желание жить»: «Yet, miserable or not (and he was), he still wanted to live... [....].». Любовь к жизни и любимое дело, а именно, творческая деятельность, помогают главному герою оставаться человеком и верить в силу возмездия и справедливости.

Список литературы

1. Stephen King "Misery" / Stephen King, 210 p.

2. Варустин Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда -1986. - №4. С.62-63.

3. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б.Есин. - М.: Просвещение, 1988. - С. 17-21.

4. Гинзбург, Л.Я. « О психологической прозе» // Москва: INTRADA, 1999. - 12-28 с.

5. Компанеец В.В. // «Русская социально-философская проза последней трети ХХ века» В.В. Компанеец, «Флинта, Наука», 2012 г., 25 с.

6. Эткинд Е.Г. Психопоэтика // "Внутренний человек" и внешняя речь (Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков)" //Искусство-СПБ, 2005 г., 47-55 с.

© В.С. Азеева, Л.В. Бондаренко, 2016

UDC 82-1/-9

ARTISTIC PSYCHOLOGISM IN THE NOVEL OF STEPHEN KING'S "MISERY"

V.S. Azeeva, L.V. Bondarenko

Abstract. Genre of a psychological Thriller, refers to the novel of Stephen king's "misery", is characterized by such forms of psychology, as an internal monologue, dialogues and stream of consciousness of the protagonist. A feature of the novel is the feeling the reader the full complicity of what is happening, the work also brings bright and strong feelings of empathy with the hero. A characteristic feature of the psychological Thriller is the dynamic that determines the dominance of domestic psychology. Stephen king is not coincidentally the name of his novel "misery," which means the pain, the anguish, the suffering, despair and, in some way, doomed.

Keywords: art psychology, psychological drama, internal monologue, story line, genre strategy.

© V.S. Azeeva, L.V. Bondarenko, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.