УДК 71: 05-10
Филологические науки
Вишнякова А. В., к.филол.наук, доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь
Малюкова Е. Ю., преп. кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
СТИВЕНА КИНГА
Аннотация: в статье рассматриваются особенности жанра ужасов в художественной литературе, а также исследования понятия «метафора», ее классификации и функционирование в художественном тексте. Проанализированы особенности функционирования метафоры в произведении Стивена Кинга "Misery". Наиболее часто реализующимися функциями метафоры в произведениях Стивена Кинга являются номинативная, информативная, эмоционально-оценочная и текстообразующая функции.
Ключевые слова: литература, текст, автор, роман, ужасы, проза, метафора, стилистический прием.
Abstract: The article deals with the features of the horror genre in fiction, as well as the study of the concept of "metaphor", its classification and functioning in the literary text. The features of the functioning of the metaphor in the work of Stephen King "Misery" are analyzed. The most frequently realized functions of metaphor in the works of Stephen King are nominative, informative, emotional-evaluative and text-forming functions.
Keywords: literature, text, author, novel, horror, prose, metaphor, stylistic device.
Основными мотивами творчества С. Кинга являются проблемы постмодернистской Америки. В своих произведениях автор проводит параллели с современным обществом, в котором главной жизненной целью становится стремление к материальному благополучию, погоня за «американской мечтой», комментирует и критикует сложившуюся политику и систему ценностей, социальные институты, а также поднимает вопрос о человеческих взаимоотношениях. Задачей писателя становится поиск новых путей интерпретации классической темы противостояния добра и зла, правды и лжи, традиций и прогресса. По мнению критика Б. Боски «произведения С. Кинга отражают нас самих и наш мир, в который мы хотим верить, по крайней мере до тех пор, пока не открываем его книги» [2]. Работы С. Кинга чаще всего сфокусированы на изображении картины унижений, страданий, морального подавления, которые способна выдержать человеческая психика. Его главными героями, как правило, становятся подростки, не осознавшие своей принадлежности миру, или же люди, не попадающие ни под какую «подходящую» для окружающих категорию - «аутсайдеры», «ботаники», «неудачники» и т. д. Чтобы максимально обособить своих персонажей от социума, автор часто наделяет их паранормальными способностями и предоставляет возможность выбора. Использование автором подобных фантастических элементов в своей прозе дает возможность читателю самостоятельно проанализировать мотивации героев, проследить путь становления и очищения или же, наоборот, - уничтожения человеческой личности. Литературное мастерство писателя проявляется в описаниях своих персонажей; глубокая проработка психологии каждого действующего лица позволяет читателю в полной мере оценить мотивы и поступки как положительных, так и отрицательных героев, проникнуться симпатией, сочувствием или ненавистью, перенести в реальность и проанализировать те или иные созданные ситуации, найти пути их решения. Таким образом, С. Кинг добивается полного отождествления читателя с литературным персонажем, что
позволяет в дальнейшем добиться эффекта реального переживания ужаса. Как отмечает сам автор: «Вы должны полюбить людей. В этом весь парадокс. Вы ведь не боитесь монстров - вы боитесь за людей. Любовь должна присутствовать, поскольку чем больше ты любишь, тем больше возможностей появляется у страха. Его не будет, если нет чувства глубокой привязанности к человеку, поскольку страх - эмоция полностью противоположная всем вещам, которые мы считаем хорошими и нормальными. Без концепта «нормальность» сам хоррор невозможен» [2].
Как показало исследование, для повествования С. Кинга характерен ряд определенных штампов, которые, встречаются во многих произведениях, но, тем не менее, обеспечивают произведениям успех среди читателей. К примеру, местом действия практически всегда оказывается американская провинция, выдуманный либо существующий маленький город, где под внешним спокойствием скрываются как сверхъестественные ужасы, так и человеческие патологии; главным героем становится, как отмечалось ранее, изгой, который отличается от других и не вписывается в рамки сложившегося общества, нередко обладающий либо парапсихическими способностями, либо психическим отклонением; традиционная мораль перекликается с идеями светского гуманизма (так, проблема главного героя заключается во внутреннем противостоянии его «светлого» и «темного» начала, и по мере развития сюжета герой совершает выбор). В качестве антагониста повествования автор изображает как классических монстров (к примеру, вампиров из романа «Жребий» [3], или же оборотней из романа «Цикл оборотня» [3]), так и абстрактное понятие «тьмы» (роман «Противостояние» [3], серия книг «Темная башня» [4]. Однако чаще всего настоящими монстрами становятся человеческие существа: жесткие злые родители, школьные хулиганы, безразличные учителя и соседи, коррумпированные чиновники, безнравственные ученые, обезумевшие поклонники и т.д. Как отмечал Д. Уинтер, истории С. Кинга «празднуют существование добра, наглядно демонстрируя, какой ценой оно обходится» [5]. Даже если история
заканчивается счастливо (зло побеждено), в ней почти всегда остаются жертвы. Необходимо отметить, что для творчества С. Кинга характерно художественное допущение и условность. Действия происходят в реальном времени и в конкретном месте, а экстраординарные ситуации и явления находятся на грани реального и ирреального, тем не менее, они сконструированы таким образом, что читателя не покидает ощущение допустимой реальности происходящего, а сам писатель не отрывается от современной действительности, которую он описывает. Особенно четко это наблюдается в произведениях в жанре психологического триллера с элементами психологического хоррора, в которых полностью отсутствует элемент сверхъестественного, однако сюжет наполнен практически невозможными для реальной жизни совпадениями с последующим описанием жестоких насильственных сцен. Так, в рассматриваемом романе «Мизери» ("Misery") [6] действие разворачивается вокруг случайного совпадения: главная героиня Энни Уилкс спасает из автомобильной катастрофы Пола Шелдона, который оказывается ее любимым писателем, и в скором времени превращает жизнь Пола в кошмар.
Творчество С. Кинга часто рассматривалось с точки зрения реализации художественных средств. В ходе исследования было установлено, что роман «Мизери» является произведением, в котором автор добивается наибольшей выразительности с помощью множества стилистических средств, и главным образом - метафоры. С ее помощью автору удается передать атмосферу романа, чувство страха, ужаса, обреченности и безысходности, а также позволяет читателю самостоятельно распознать то, что писатель не назвал. Благодаря метафорическим описаниям, читатель ясно представляет картину событий, видит героев такими, какими автор их задумал изобразить.
С. Кинг написал роман «Мизери» в 1985 году. Это время можно условно отнести к периоду раннего творчества, когда автор страдал от алкогольной и наркотической зависимости, а само название его произведения "Misery" -переводится как «страдание». Действие романа разворачивается вокруг отношений двух героев книги: знаменитого писателя Пола Шелдона и его
поклонницы Энни Уилкс, страдающей приступами психопатии и агрессии. Бывшая медсестра Уилкс спасает Пола после автомобильной аварии, в которой писатель получает серьезные травмы, и привозит в свой дом. Постепенно герой осознает, что стал узником своей поклонницы, а вместо лечения и ухода получает все новые увечья - как физические, так и психологические. Фокусируясь на отношениях Пола и Энни, можно выделить следующие контексты: палач - жертва, читатель - писатель, мать - ребенок. Однако наиболее важное значение автор придает описанию физических ощущений, а также психического состояния жертвы.
В ходе анализа произведения было установлено, что метафоры в романе "Misery", как правило, выполняют не одну, а несколько функций, вследствие чего обосновывается способность метафоры одновременно носить обучающий характер, создавать образ, объяснять, побуждать к размышлению, воздействовать на сознание, формируя, таким образом, человеческую личность.
Отдельное внимание стоит уделить названию романа. "Misery" в контексте произведения можно интерпретировать в нескольких вариантах: прежде всего, это имя главной героини романа, который пишет Пол Шелдон. Следующей интерпретацией является тема, проходящая через весь роман -страдания главного героя на протяжении повествования: физическая боль вместе с моральным уничтожением личности писателя. Одной из трактовок романа, выявленной путем детального анализа произведения, а также изучения фактов жизни С. Кинга, является обоснование романа "Misery" как метафоры на определенный период жизни и творчества самого автора (период серьезной алкогольной и наркотической зависимости [2]). Говоря о метафорах в произведении, нельзя не отметить, что С. Кинг часто прибегает к созданию образности именно с помощью данного стилистического средства. В главе 1 данного исследования было отмечено, что метафоры выполняют ряд характерных функций. Представляется важным рассмотреть роль метафор в произведении "Misery".
Как было отмечено ранее, в труде В.К. Харченко «Функции метафоры» [1] 15 функций условно разделены на 6 классов, в каждом из которых существует главная и зависимые функции. Дальнейшее рассмотрение метафор в произведениях будет опираться на данную классификацию.
В первом классе выделяются 3 функции: номинативная, информативная и мнемоническая, среди которых лидирующей является номинативная функция метафоры. Данная функция является первичной для словообразовании, то есть наиболее характерна для определения языковой метафоры. По этой причине ее можно обозначить как лидирующую в создании образности отдельных слов. В художественной литературе данная функция является неотъемлемой частью текста, поскольку помогает создавать и раскрывать художественные образы через уже известные понятия, определяя новые «образные» номинации тех или иных привычных явлений и предметов: имена собственные (14 единиц); природные явления (19 единиц); климатические явления (9 единиц); представители флоры и фауны (15 единиц); космические явления (6 единиц); антропоморфизмы (9 единиц).
Библиографический список:
1. King. S. Misery / S. King. - London: First New English Library, 2002 -
206 p.
2. Punter, D. The Literature of Terror: A History of Gothic Fiction from 1765 to the Present Day / D. Punter L.; N.Y.: Longman, 2010. - 239 p.
3. Stewart C. T. The origin of the werewolf superstition. — Columbia: University of Missouri, 2009. - 30 p.
4. Summers, M. The Gothic Quest: a History of the Gothic Novel / M. Summers. - London: Fortune Press, 2008. - 524 p.
5. Summers, M. The Supernatural Omnibus - Being A Collection of Stories / M. Summers. - London: Fortune Press, 2007. - 429 p.
6. Thorndike, A.H. The Relations of Hamlet to Contemporary Revenge Plays / A.H. Thorndike Liverpool: Modern Language Association, 2008. - 105 p.