Научная статья на тему 'Художественный мир драматургии Е. Мамия'

Художественный мир драматургии Е. Мамия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО Е. МАМИЯ / КУЛЬТУРА АДЫГЕИ / СОВЕТСКИЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Емтыль Разиет Хаджибирамовна

В работе затрагивается одна из малоизученных на сегодня тем: формирование профессионального театра в Республике Адыгея. Рассматривая данный вопрос, автор обращается к творческому наследию Е. А. Мамия и характеризует его влияние на драматическое искусство Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный мир драматургии Е. Мамия»

4. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.

5. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания. Нальчик, 2002.

6. Тлехас М. Избранное. Майкоп, 2016. С. 276.

7. Дербе Т. Посвящаю матерям. Майкоп, 2016.

8. Машбаш И. Висячий мост. Стихи и поэмы. М., 1981.

9. Кумпилов К. Слово матери // Дружба. 1960. № 10. References

1. Kazanoko Z.H. Materials of regional scientific conference from 30-31 Oct. 1985. Nal'chik, 1987.

2. Анчок Х. Анцокъо Хаджыбэч. Maykop, 2014.

3. Shortanov A.T. Nart epic of the Circassians // Narts. Circassian heroic epos. Moskow, 1974.

4. Karpov Yu.Yu. Zhenskoe prostranstvo v kul'ture narodov Kavkaza [Women's space in the culture of the peoples of the Caucasus]. Saint Petersburg, 2001.

5. Al'borova L.I. Adygskaya etika i pervichnaya sotsializatsiya v traditsionnoy sisteme vospitaniya [Circassian ethics and primary socialization in the traditional system of education]. Nal'chik, 2002.

6. Tlekhas M. Izbrannoe [Favorites]. Maykop, 2016.

7. Derbe T. Posvyashchayu materyam [I dedicate to the mothers]. Maykop, 2016.

8. Mashbash I. Visyachiy most. Stihi i poehmy [Suspension bridge. Poems]. Moskow, 1981.

9. Kumpilov K. The word to mother // Druzhba. 1960. № 10.

УДК 821.352.3.09 Р.Х. ЕМТЫЛЬ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДРАМАТУРГИИ Е. МАМИЯ

Емтыль Разиет Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), cmarietta@mail.ru

Аннотация. В работе затрагивается одна из малоизученных на сегодня тем: формирование профессионального театра в Республике Адыгея. Рассматривая данный вопрос, автор обращается к творческому наследию Е.А. Мамия и характеризует его влияние на драматическое искусство Кавказа. Ключевые слова: творчество Е. Мамия, культура Адыгеи, советский театр.

UDC 821.352.3.09 R.H. EMTYL

E. MAMIY DRAMATURGY ART WORLD

Emtyl Raziet Khadzhibiramovna, PhD (historical sciences), leading researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerasev (Republica Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), cmarietta@mail.ru

Abstract. The work touches upon one of the neglected topics for today: the formation of professional theatre in the Adygea Republic. In considering this question, the author refers to the creative heritage of E.A. Mamiy and characterizes his influence on drama. Keywords: Е. Mamiy creativity, Adygea Republic culture, Soviet theatre.

Театр, преломляя действительность, неизменно является частью культуры, зеркалом, в котором отражается человек, общество и те этапы, которые оно проходит в своем

№ 2 (65), 2017 "Культурная жизнь регионов" ^^

развитии. Обращение к теме театра всегда остается актуальным, поскольку позволяет оценить духовно-нравственную и социально-историческую составляющие в их изменчивости.

В этом плане важную информацию дает изучение своеобразия национального драматического искусства, с учетом особенностей социального устройства и исторического пути, пройденного этносом. Именно с данной точки зрения следует подходить к адыгейской театральной традиции, зародившейся из устного народного творчества.

Специфика социума, отсутствие государственности, позднее приобщение к просвещению - все это привело к тому, что профессиональный театр в Адыгее появился уже после Октябрьской революции, вместе с радикальными переменами в жизни страны. Советская власть способствовала развитию национальной культуры, ее переходу на новый уровень. Время потребовало активного участия молодых, энергичных людей, готовых осознать важность свершившегося переустройства и адаптироваться к ситуации. Таким образом, основателями молодого театрального искусства в республике стали первые образованные выходцы из адыгов - учителя, пропагандисты, журналисты, взявшие на себя актерскую, режиссерскую и организаторскую работу.

При этом благодаря взаимовлиянию культур и общности исторической судьбы между русской и адыгейской драматургией 1950-1970-х годов возникли тесные типологические взаимосвязи на тематико-проблематическом, жанровом и содержательном уровнях, что можно объяснить «общностью идейно-эстетических истоков» [1]. Это становится ясным при сопоставлении произведений А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, Д. Джагупова, Г. Схаплока и др. [2]. Особенного внимания в данном контексте заслуживает творчество Е. Мамия, которого не раз заслуженно называли адыгским Мольером: по всеобщему признанию, он был «рожден писать для своего народа и имел безграничное желание работать, и этот талант отдавал сценическому искусству» [3, с. 5].

Драматург, верно оценивая новые тенденции в историческом развитии, в социуме, в сознании людей, отражал их в повествовании. Его творчество, совпавшее с периодом оттепели, наполнено активным поиском идей, приемов выразительности и аксиологических установок. Опираясь на опыт современной ему русской литературы, он адаптировал к адыгской культуре ряд художественных решений на разных уровнях текста. Это касается реализации конфликта, который управляет движением драматического действия. Мамий, высвечивая всю гамму жизненных противоречий, гармонично дополняет ее психологической составляющей: достоверно отражает душевные переживания героев в диалогах, монологах-исповедях, характерных для таких его пьес, как «Счастье само не приходит», «Битая карта» («Последняя ставка») и др.

Заняв достойное место среди выдающихся представителей русской и мировой культуры, Мамий при этом остается человеком, целиком и полностью принадлежащим адыгской действительности, впитавшим соответствующие традиции, обычаи, менталитет, что проявляется на уровне тематики, проблематики, системы образов и реализации характеров персонажей.

Герои драматурга реальны, узнаваемы, поэтому близки автору и зрителю. Их прототипы - обычные жители Адыгеи, люди со своими достоинствами и недостатками. Перед нами разворачивается комедия нравов, которая постепенно превращается в социальную сатиру, направленную на то, чтобы по возможности совершенствовать человеческую натуру.

Особым пафосом наполнены пьесы «Чрезвычайный комиссар», «Начало приключений», «А жизнь продолжается», «Дорога славы». Здесь раскрывается борьба нового и старого строя, особенности общественно-политической обстановки в стране в период революции, Гражданской войны, строительства советской власти и образования Адыгейской области. Здесь в центре внимания - судьбы революционеров начала XX века в лице Гошевной Шовгеновой, Шахан-Гирея Хакурате, Серго Орджоникидзе и др. Кроме того, в центре внимания драматурга - колхозное движение, развитие культуры адыгейского народа и люди - председатели колхозов, работники сельских советов, доярки, агрономы и многие другие [4].

Мамий откликнулся на запросы эпохи. Требовались актуальные произведения, отражающие многогранность изменившейся действительности и в то же время продолжающие традиции прошлого, чтобы не разрушилась связь поколений. Эту актуальность, своевременность отметили многие, в том числе и поэт Хамид Беретарь, приветствовавший произведения, в которых отразились «интересы, <...> идеи и жизнь нашего народа» [5, с. 141].

Содержание творчества Е. Мамия позволяет утверждать: в своей деятельности он руководствовался принципами, сформулированными уже при создании первых произведений. В первую очередь - это примат действительности над миром искусства, т.е. искусство должно отображать реальность с ее многогранностью, противоречивостью. Именно поэтому его пьесы посвящены проблемам эпохи, ее героике, пафосу общественного переустройства, быту и социальному укладу.

Второй принцип, обусловленный и настроениями времени, и характером самого автора, - неиссякаемый оптимизм и вера в будущее. Мамий неизменно видит в людях внутренний потенциал, способность преодолеть любые трудности. В его произведениях нет неразрешимых конфликтов, приводящих к гибели, они наполнены позитивом и позволяют смело смотреть вперед.

Еще одна установка - нацеленность на поиски идентичности, что особенно важно в контексте сохранения уникальной культуры малых этносов. Здесь следует упомянуть и типично национальные характеры героев, отраженные в произведениях, и быт, и особенности взаимоотношений, характерные именно для Северного Кавказа. Однако главным стержнем, на котором держится самосознание нации, ее самоопределение, для Е. Мамия стало устное народное творчество: в пьесах присутствуют танцы, песни, поговорки, притчи, различные традиционные обряды (ночные бдения у больного, свадьбы, игры), являющиеся неотъемлемой частью адыгской культуры.

Особой композиционной находкой его комедий стал фольклорный прием 1опщын -объяснение с другим человеком через посредников, что способствует бесконфликтному разрешению ситуации (например, в разговоре Ленина и Серго Орджоникидзе о мятеже на Северном Кавказе, о борьбе с мятежниками).

Мамий, благодаря знанию фольклора, пониманию особенностей родного края и сложившейся ситуации, сумел отразить красоту его природы, будни и заботы рядовых людей, затронул главные вопросы современности и опыт прошлого, поэтому его пьесы остаются актуальными, интересными зрителям и режиссерам.

Творчество Е. Мамия в своем развитии прошло сложный путь. Постепенно шла работа над образами героев: насыщение психологизмом, оттенившим их своеобразие, индивидуализация речи и др. Увеличился выбор тем и проблем, изменилась их реализация: от достаточно камерных «Женихов» до масштабного исторического повествования о гражданской войне и революции. При этом все его пьесы отражали национальный опыт: социальный, художественный, культурный. Это позволило Мамию стать одним из основателей профессионального адыгейского театра и поднять его на новый уровень.

Литература

1. Демина Л.И. Типология конфликта в русской и адыгейской прозе конца 40-х - 50-х годов XX века. URL: http://pn.pglu.ru

2. Галай Е.Г. Специфика и реализация конфликта в русской и адыгейской драматургии 50-70-х гг. XX века: дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2009.

3. Муратов Ч. Полюбившийся всем драматург: воспоминания артиста // Адыгэ макъ. 2001. Ноябрь.

4. Шхалахова С.С. Страницы истории Адыгейского театра. Майкоп, 2008.

5. Беретарь Х. Деревцо пустило свои корни // С.С. Шхалахова. Страницы истории Адыгейского театра. Майкоп, 2008.

6. Схаляхо Д.С., Шовгенова Т.А. Конфликт как жанрообразующий фактор в драматургии Ереджиба Мамия (на примере пьесы «Женихи») // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3.

№ 2 (65), 2017 "Культурная жизнь регионов"

References

1. Demina L.I. Tipologiya konflikta v russkoy i adygeyskoy proze kontsa 40-h - 50-h godov XX veka [Typology of conflict in the Russian and Adyghe prose of the late 40-ies - 50-ies of XX century]. URL: http://pn.pglu.ru

2. Galay E.G. The specifics and implementation of conflict in the Russian and Adyghe drama 50-70-ies of XX century: synopsis of the thesis (filol. sciences). Maykop, 2009.

3. Muratov C.H. A favorite of all the playwright's memories of the artist // Adyge mak. 2001. Noyabr'.

4. Shkhalahova S.S. Stranitsy istorii Adygeyskogo teatra [Pages of history of the Adyghe theatre]. Maykop, 2008.

5. Beretar' H. The tree has taken root // S.S. Shelehova. Pages of history of the Adyghe theatre. Maykop, 2008.

6. Skhalyaho D.S., Shovgenova T.A. Conflict as a genre as a factor in the drama of Erejib Mamiy (on the example of the play "The Suitors") // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2016. № 3.

УДК 355.087.2 Я.Г. ПУТИЛИНА

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УСЛУГ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Путилина Яна Геннадьевна, аспирант кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), Traum-1@list.ru

Аннотация. В статье раскрывается роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных библиотечных услуг. Исследуются результаты опроса руководителей общедоступных библиотек Краснодарского края.

Ключевые слова: общедоступная библиотека, волонтеры, волонтерское движение, социально-ориентированные услуги.

UDK 355.087.2 Y.G. PUTILINA

THE ROLE AND IMPORTANCE OF VOLUNTEERISM IN THE PROVISION OF SOCIALLY ORIENTED SERVICES PUBLIC LIBRARIES KRASNODAR TERRITORY

Putilina Yana Gennadyevna, graduate of department of library and bibliographic activities at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), Traum-1@list.ru

Abstract. The article reveals the role and significance of the volunteer movement in providing socially-oriented library services based on the results of a survey of heads of public libraries in the Krasnodar Territory.

Keywords: public library, volunteers, volunteer movement, socially-oriented services.

Содействие развитию и распространению волонтерства - одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики в нашей стране. С целью изучения использования волонтерского движения в оказании социально-ориентированных услуг общедоступными библиотеками Краснодарского края нами был проведен опрос руководителей публичных краевых и муниципальных библиотек Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.