Научная статья на тему 'Конфликт как жанрообразующий фактор в драматургии Ереджиба Мамия (на примере пьесы «Женихи»)'

Конфликт как жанрообразующий фактор в драматургии Ереджиба Мамия (на примере пьесы «Женихи») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ДРАМАТУРГИЯ / МОТИВ / СЮЖЕТ / КОМЕДИЯ / СИТУАЦИЯ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Схаляхо Дарико Саферовна, Шовгенова Тамара Алиевна

Предметом исследования в статье является художественный конфликт как основной признак идейно-эстетического развития литературы и совершенствования ее жанрово-родовых категорий на примере пьесы Е. Мамия «Женихи». Цель обобщение научно-исследовательского и сценического опыта в области анализа и интерпретации пьесы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт как жанрообразующий фактор в драматургии Ереджиба Мамия (на примере пьесы «Женихи»)»

каждого простого человека. В пословицах, поговорках и афоризмах живет гибкость ума, характер, нравы и обычаи народа, сила его языка, а также выработан жизненный опыт, практическая философия, передаваемая устно одним поколением другому. Эти пословицы и поговорки помогают глубже познакомиться с культурой общества, понять образ мыслей, жизнь людей.

Литература

1. Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей. М., 2010. С. 450.

2. Машбаш И. Избранные сочинения в 7 т. Т. 1. Майкоп, 2001.

3. Анчок Х. Майкоп, 2014.

References

1. Mudrost' tysjacheletij ot A do Ja. Velikie mysli i aforizmy velikih ljudej [The wisdom of thousands of years from A to Z. Great thoughts and sayings of great people]. Moscow, 2010. S. 450.

2. Mashbash I. Izbrannye sochinenija v 7 tomah. Tom 1. [Selected works in 7 volumes. Tom. 1]. Majkop, 2001.

3. Anchok H. Majkop, 2014.

УДК 821.352.3.09

Д.С. СХАЛЯХО, Т.А. ШОВГЕНОВА

КОНФЛИКТ КАК ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В ДРАМАТУРГИИ ЕРЕДЖИБА МАМИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ЖЕНИХИ»)

Схаляхо Дарико Саферовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), [email protected]

Шовгенова Тамара Алиевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), [email protected]

Аннотация. Предметом исследования в статье является художественный конфликт как основной признак идейно-эстетического развития литературы и совершенствования ее жанрово-родовых категорий на примере пьесы Е. Мамия «Женихи». Цель - обобщение научно-исследовательского и сценического опыта в области анализа и интерпретации пьесы.

Ключевые слова: художественный конфликт, драматургия, мотив, сюжет, комедия, ситуация, характер. UDC 821.352.3.09

D.S. SKHALYAKHO, T.A. SHOVGENOVA

CONFLICT AS A FACTOR AS A GENRE IN DRAMA

OF EREDZHIBA MAMIYA (ON THE EXAMPLE OF THE PLAY "THE SUITORS")

Skhalyakho Dariko Saferovna, PhD (philological), leading researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerasheva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]

Shovgenova Tamara Alievna, PhD (philological), senior researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerasheva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]

"Культурная жизнь Юга России" 134 ;

№ 4 (63), 2016

Abstract. The subject of the study in the article are reflections on the art of conflict as a major symptom of ideological and aesthetic development of literature and the improvement of its genre and generic categories, for example, plays E. mamia "Grooms". The goal is a synthesis of research and stage experience in the analysis and interpretation of the play.

Keywords, art, conflict, drama, motive, plot, Comedy, situation, character.

В понятие «конфликт» заложена идея о борьбе противоположностей. Исследование закономерностей этой борьбы и познание действительности на этой основе - главная задача литературы, потому что в художественном конфликте концентрируются важнейшие многообразные связи писателя с отражаемым в его произведениях миром, оценка им окружающей действительности. Художественный конфликт во многом определяет развитие литературы. Путь к конфликту - это путь зарождения, формирования и становления литературы, а также путь ее совершенствования. Исследование этого пути на материале младописьменных литератур откроет много характеризующих особенностей их жанровой и идейно-эстетической эволюции. Существует три типа конфликта: эпический, лирический и драматический. Мы остановимся на драматическом типе конфликта.

Известно, что драма является слабым звеном в процессе развития младописьменных литератур, в том числе и адыгских. Ибо трудности осмысления адыгскими писателями глубинных конфликтов нигде так не проявились в литературе, как в жанрах драматургии. Объясняя естественность некоторого отставания драмы от других жанров литературы, К. Шаззо пишет: «В адыгской литературе драма - едва ли не самый «старший» жанр: когда еще не было широких издательских возможностей в 20-30-х годах, устное слово было важнейшим средством пропаганды новых идей, а пьеса - самым популярным жанром литературы. Но все же парадокс: драма остается наименее разработанным видом в адыгской литературе, это и порождает много проблем. И главная из них - проблема организации художественного конфликта» [1, с. 454]. Вместе с тем «процессы глубинного обновления проблематики и поэтики, анализа и исследования динамического и противоречивого движения нашего общества к иному качеству шли и в драматургии» [2, с. 67]. Для конкретного разговора о художественном конфликте как системе противоречий остановимся на творчестве Е. Мамия. Творческая судьба прозванного «адыгским Мольером» Мамия начала складываться во второй половине ХХ века, когда адыгейская литература переживала трудный период роста и обновления традиций. Ритм созидания определил основные его акценты в драматургии, в которой были поставлены вопросы сельских проблем и намечены ставшие затем ведущими в литературе 50-60-х годов конфликтные узлы и социально-психологические мотивы событий, характеров. Они и определили особый народный дух и живой, образный язык его произведений, свидетельствующие о глубоком знании автором народного материала.

Современная тематика была главной в творческих поисках драматурга. Это было связано «с исторической значимостью социально-политических перемен, повлекших за собой существенные «тектонические» сдвиги в области философского и нравственно-психологического осмысления времени» [2, с. 22]. Непосредственное изображение современных людей с их нравами и судьбами можно увидеть в пьесе Е. Мамия «Женихи». Занимательный сюжет, народный язык характеризуют эту пьесу. Она выигрышна многими своими качествами: небольшая, ограничена временными и пространственными рамками, количеством действующих лиц и, главное, понятна и близка зрителю.

Автор последовательно показывает эволюцию сюжетно-конфликтных узлов пьесы. Основной конфликт в ней распадается на автономные сюжетные формирования. Первые сценические картины создают довольно занимательную интригу. Кухарка фермы Дэнэап стремится устроить счастье своей дочери Насыпхан, которая находится в ссоре с мужем Хапапом. «Бывший» стремится досадить своей экс-жене и вместе со своим дружком Хачиком всячески волочится за молодыми девушками, в том числе и за Сусаной, которую они решают похитить. Сусану любит Шихам, и она неравнодушна к нему. Но ожидаемый конфликт в пьесе не возникает, потому что из этих отношений еще не может

возникнуть подлинная конфликтная ситуация. Далее происходит «перестановка» главных действующих лиц в пьесе, сочетающей два жанровых плана: драматический и комедийный. Выстроив парные конфликты, драматург стремительно закручивает действие в основную коллизию таким образом, что все пары оказываются втянутыми в нее. Действие достигает кульминации в сцене похищения, потому что именно на этой значительной детали держится вся сюжетно-конфликтная основа пьесы. Комедийный сюжет в этой сцене обогащается авантюрным элементом: Хачик с Хапапом похитили вместо Сусаны Насыпхан. После чего наступает развязка, когда любящие пары наконец-то обретают свое счастье.

Мастерски выстроенное действие в сочетании с диалогами персонажей характеризует основные приемы автора. Именно за эту способность вначале сплести все сюжетные линии, перемешав их, на первый взгляд, в неразрешимый узел, а затем четко развести конфликт, не разрушая художественной целостности произведения, признали в Мамие блестящего комедиографа. С первой же постановки пьеса имела большой успех. «Важным событием в идейной и творческой жизни театра, был спектакль по пьесе Е. Мамия «Женихи» <...> Он привлекал злободневностью темы, ясностью сюжета, добрым юмором. В итоге родился спектакль, который вспоминается и сейчас ярким сценическим произведением, заложившим основы адыгейской комедии на сцене нашего театра», - вспоминает М. Шовгенов [3. с. 31]. Вместе с тем, несмотря на успех пьесы в театре, сам жанр переживал определенные трудности в контексте адыгейской литературы, и это объясняется облегченным решением существующих между персонажами разногласий. Поэтому при определенном успехе спектакля и пьесы критика, обращая внимание на повторяющуюся в произведениях разных авторов искусственность схемы конфликта, отметила: «Е. Мамий в комедии «Женихи» в своеобразной форме отразил изменения в быту адыгов. В пьесе «Ася» А. Евтыха показана взаимосвязь труда и счастья. Пьеса Т. Керашева «Умной матери дочь» посвящена трудовым успехам рядовых тружеников аула. В этих пьесах ощущается дыхание жизни, бьется пульс современности, но еще превалирует иллюстративность и эмпиричность» [4, с. 262]. При всей справедливости данной оценки этому явлению есть объяснение. В послевоенное время «истосковавшиеся по радости люди шли на работу как на праздник, - пишет З. Кедрина. - Мажорный ритм самой жизни был подхвачен литературой. .. Постепенно в литературе вырабатывалась тенденция не говорить о противоречиях в жизни» [5, с. 12]. Эта тенденция ощущалась и в пьесе Е. Мамия. В конце пьесы видим «счастливое» решение сложного конфликта, возникшего между героями. Автором используется схема, фиксирующая готовую модель со счастливым концом, потому что действие в пьесе развертывается не от характера, а, скорее всего, от события, от этапов его развития в сюжете и композиции.

Тем не менее пьеса «Женихи» имела долгую счастливую сценическую жизнь, пережила несколько постановочных редакций и в наши дни с успехом идет на сцене республиканского театра. Трактовки образов основных персонажей с изменением жизни тоже менялись, ставились иные акценты, но основная игровая суть комедии оставалась неизменной. Поэтому ее следует считать одним из значительных достижений адыгейской драматургии, связанных с именем Е. Мамия. Не снимая с повестки дня актуальность решения важнейшего вопроса драмы - вопроса о художественном конфликте - классиком жанра сегодня признается Мамий. Заслуга автора пьесы в том и состоит, что он обратил серьезное внимание на сложнейшие процессы аульской жизни, затронув важные жизненные и нравственные основания сельской действительности. Без сомнения, интеллектуальные и художественные ресурсы пьесы будут востребованы и в дальнейшем в новых поколениях ученых и творческих деятелей.

Литература

1. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

2. История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. Т. 2.

"Культурная жизнь Юга России" 136 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (63), 2016

3. Шовгенов М. Первые шаги // Годы, спектакли, судьбы. Майкоп, 1986.

4. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп,

1988.

5. Кедрина З. Введение в кн.: История советской многонациональной литературы, в 6 т. М., 1972. T. 4.

References

1. Shazzo K.G. Khudozhestvennyi konflikt i evolyutsiya zhanrov v adygskikh literaturakh [The art conflict and the evolution of genre in the circassian literatures]. Tbilisi, 1978.

2. Istoriya adygeiskoi literatury [The history of the Adyghe literature]. Maykop, 2002. Vol. 2.

3. Shovgenov M. Pervye shagi // Gody, spektakli, sud'by. Maikop [First steps // Years, performances, destiny]. Maykop, 1986.

4. Skhalyakho A. Ideino-khudozhestvennoe stanovlenie adygeiskoi literatury [Ideological and artistic formation of the Adyghean literature]. Maikop, 1988.

5. Kedrina Z. Introduction to the book: History of multinational Soviet literature, in 6 V. Moskow, 1972. Vol. 4.

УДК 008(470.64)

Э.М. ГЕДГАФОВА, З.Х. ГУЛИЕВА

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСТВА Х. БЕШТОКОВА, А. ОРАЗАЕВА, Б. УТИЖЕВА, Р. АЦКАНОВА

Гедгафова Эмма Мухадиновна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик, ул. Ленина, 1в), [email protected]

Гулиева Зухра Хасановна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик, ул. Ленина, 1в), [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности образов мира в современной кабардинской лирике. Каждый художественный образ является индивидуальным носителем национального самосознания, национальной психологии, быта и этнокультуры. Выявлена необходимость сохранения наследия духовных «богатств», накопленных русской классической и кабардинской поэзией. Ключевые слова: национальная культура, эстетический потенциал, морально-этические нормы, поэтический стиль, национальные традиции.

UDC 008(470.64)

E.M. GEDGAFOVA, Z.KH. GULIYEVA

NATIONAL CULTURE OF KABARDINO-BALKAR PEOPLE THROUGH THE WORKS OF KH. BESHTOKOV, A. ORAZAEV, B. UTIZHEV, R. ATSKANOV

Gedgafova Emma Mukhadinovna, PhD (philological sciences), chief lecturer of the department of pedagogics of professional education and the russian language of Kabardino-Balkarian state agrarian university (Nalchik, Lenina str., 1v), [email protected]

Guliyeva Zukhra Khasanovna, PhD (philological sciences), chief lecturer of the department of pedagogics of professional education and the russian language of Kabardino-Balkarian state agrarian university (Nalchik, Lenina str., 1v), [email protected]

Abstract. In the article the peculiarities of the world images in the modern Kabardian literature are considered. The very image is the individual bearer of the national self-consciousness, national psychology, mode

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.