№ 3 (62), 2016 "Культурная жизнь региона''
References
1. Rerikh N.K. Izbrannoe [Favorites]. M., 1979.
2. Drevneegipetskie teksty: Poucheniya Ptakhotepa [Ancient Egyptian texts: the Teachings of Ptahhotep]. URL: http:// www.ntr.gyru>load/drewvnij pochenija-ptakhotepa/50...240
3. Zhebagi K. Materials of regional scientific conference from 30-31 October, 1985. Nalchik, 1987.
4. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeiskikh puteshestvennikov v XIII-XIX vv. [Circassians, Balkars and Karachais in proceedings of European travelers of XIII-XIX centuries]. Nalchik, 1974.
5. Rasputin V.G. The eternal woman question // Sovetskaya zhenshchina. 1990. No. 4.
6. Aliyev F. Poems. URL. http://www.fatiha.ru/klassika/fazu.htm
7. Gamzatov R. Kniga o ljubvi [Book of love]. Moscow, 1974.
8. Gamzatov R. Beregite materej [Take care of mothers]. Moscow, 1982.
9. Gamzatov R. Ostrov zhenshhin [The Island of women]. Moscow, 1982.
10. Kuliev K. Krasa zemnaya [The beauty of the earth]. Moscow, 1980.
11. Mashbash I. Visyachii most [Suspension bridge]. Poems. M., 1981.
12. Kumpilov K. Mother's hands // Adygejskaja pravda. 23 avg. 1975.
13. Kumpilov K. Mother's word // Druzhba. 1960. No. 10.
УДК 009 (470.621) Р.Х. ЕМТЫЛЬ
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСМАИЛА БАРОНА
Емтыль Разиет Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), [email protected]
Аннотация. В статье рассказывается о работе видного государственного партийного деятеля, одного из активных организаторов народного образования, науки и культуры, основателя Адыгейского научно-исследовательского института Исмаила Хасановича Барона. Исследуются основные этапы в жизни И. Барона, его роль в развитии культуры и искусства Адыгеи, а также трагические этапы в его жизни.
Ключевые слова: репрессии, реабилитация, враг народа, полиглот, ликбез, советская партийная школа, горская школа, революция, трагическая судьба, горец.
УДК 009 (470.621) R.K. YEMTYL
PAGES OF LIFE AND ACTIVITY OF ISMAIL BARON
Yemtyl Raziet Khadzhibiramovna, PhD (historical), leading researcher of the Adygeya republican institute of humanitarian studies named after T.M. Keraseva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]
Abstract. The article discusses the work of prominent government and party figure, one of the active organizers of education, science and culture, the founder of the Adygeya scientific research Institute Ismail Khasanovich Baron. The article examines the main stages in the life of I. Baron, his role in the development of culture and arts of the Republic of Adygea and the tragic stages of his life.
Keywords, repression, rehabilitation, enemy of the people, a polyglot, an educational program, the Soviet party school, mountain school, the revolution, the tragic fate, highlander.
Биография Исмаила Барона наполнена кропотливым и созидательным трудом. Получив прекрасное образование, все свои силы и талант он использовал для строительства новой жизни.
"Культурная жизнь Юга России" 104 ;
№ 3 (62), 2016
Большую роль в формировании характера Исмаила сыграл его отец Хасан. Исмаил с детства строго придерживался установленного порядка и соблюдал все, что советовали старшие. Преподаватели реального училища, где Исмаил учился в 1915-1917 гг., отмечали мальчика, учившегося отлично. Начавшиеся события (революция, гражданская война) помешали ему своевременно осуществить мечту учиться в вузе.
Исмаил Барон поступает в совпартшколу. Материалы архива свидетельствуют, что Исмаил Барон, закончив совпартшколу, был назначен заведующим агитпропом оргбюро РКП(б) области. В 1923 г. он стал секретарем облисполкома, а в 1924 г. назначается уполномоченным оргбюро РКП (б) по Фарсскому округу.
В день 3-летнего юбилея Адыгеи (1925 г.) 22-летний Исмаил выступает с докладом «Октябрьская революция и черкесы Адыгеи», который был опубликован в газете «Советский Юг» за 31 июля 1925 [1]. В 1925 г. Барон поступил в Московский институт востоковедения, где изучил более 7 языков. После окончания института в 1929 г. его направляют на практику в Генеральное консульство в Турции. Но молодой Адыгейской области нужны были грамотные молодые специалисты, и он возвращается на родину. Здесь ему предложили должности: секретарь Псекупсского РК ВКП(б), уполномоченный в Фарсском округе, снова секретарь. Организаторские способности И.Х. Барона ярко проявились на таких ответственных должностях, как директор научно-исследовательского института, заведующий областным отделом народного образования.
И. Барон также активно занимался вопросами подготовки и подбора кадров, развития культуры, искусства и национального языка [2]. Архивные документы свидетельствуют, что Исмаил Барон активно занимался открытием школ в области, подготовкой молодых кадров, созданием колхозов.
Работу директора научно-исследовательского института он совмещал с должностью заведующего областным отделом народного образования [3]. Исмаил Барон ставит вопрос о направлении на учебу в различные вузы страны молодых, талантливых людей из Майкопа и районов области.
В августе 1936 г. было принято постановление областного комитета ВКП(б) «Об организации постоянного национального ансамбля песни и пляски». На заседании бюро Адыгейского обкома ВКП(б) был также поставлен вопрос «Об организации драматического театра». Решение всех этих вопросов было поручено И.Х. Барону. Исмаил заботился об изучении не только русского, но и родного языка. Он неоднократно подчеркивал, что наилучший путь образования - это создание национальной школы на родном языке.
В сентябре 1936 г. на съезде писателей И.Х. Барон выступил с обстоятельным докладом, где, в частности, отметил необходимость перестроить все учреждения и попытаться перейти на национальный язык.
Все доклады, посвященные празднованиям и юбилейным датам, по его требованию в Адыгейском бюро ВКП(б) подготавливали на русском и адыгейском языках [4, с. 570]. И. Х. Барон был перегружен партийной работой, но находил время и для редактирования рукописей молодых писателей и будущих ученых. Он регулярно встречался с писателями Т. Керашевым, Ю. Тлюстеном, А. Шеудженом, И. Цей, Д. Ашхамафом и др. Впоследствии некоторые из них сотрудничали с ним в научно-исследовательском институте. И. Барон находил время для научной работы: он пишет статьи по истории адыгов, в частности, «Из боевого прошлого Ш.-Г. Хакурате» [5, с. 2], о первом председателе облисполкома.
И.Х. Барон выступил на съезде писателей с докладом «Развитие национальной культуры и задачи советских писателей». Им была подготовлена статья для журнала «О колхозном движении в Адыгее». Он выступает на страницах журнала «Революция и горец», газет «Советский Юг», «Адыгэ быракъ», «Колхозное знамя» и др. Его статьи регулярно публиковались в альманахе «Советская Адыгея» [6].
Трагические события, происходившие в стране в 30-е годы, не обошли и Исмаила Барона. Он был арестован. После долгих допросов его перевезли в Краснодарскую тюрьму НКВД [7, 8, с. 181], где были распространены ночные изнурительные по продолжительности допросы с применением так называемой «конвейерной системы» и многочасовых
№ 3 (62), 2016 "Культурная жизнь региона'' ^^
стоек. Об этих и других приемах добывания «истины» подробно говорится «в справке комиссии по реабилитации, которая работала вплоть до 50-х годов» [9, с. 118]. О следственной практике тех лет дают представления, зафиксированные в протоколах допросов. Несмотря на все жестокие меры воздействия, Исмаил отрицал свою вину и объявлял голодовки, а во время допросов возражал следователям: «Неужели на свете не осталось невинных людей?» [10]. Исмаил решительно отвергал необоснованные обвинения. Он знал, что не совершал ошибок, отрицал существование троцкистской организации в Адыгее и говорил о своей непричастности к антипартийной деятельности. Когда в тюрьме зачитывали ему сфабрикованные показания сослуживцев, И. Барон убежденно говорил о своей невиновности, что это провокация и чистая ложь. Его не интересовали правотроцкистские организации. «У нас много более важных дел, - говорил он, - нам нужно развивать культуру, искусство, экономику и колхозное движение» [11].
Подозревая Исмаила в связях с буржуазно-националистическими группировками, следователь задал вопрос: «Почему так много адыгов-черкесов вы посылаете в Москву?» -на что Исмаил отвечал: «Советская власть помогает в подготовке кадров - учителей, врачей ученых» [12]. Продолжительные допросы и пытки И. Барона подорвали его здоровье и обрекли на мучительную смерть.
Исмаил Хасанович был реабилитирован посмертно в 1959 году за отсутствием состава преступления. Клеймо «враг народа» было снято [13].
И. Барон принадлежал к поколению людей, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. Память о безвинно погибших в годы репрессий должна жить в сердцах поколений. Все найденные документы хранятся в архиве АРИГИ им. Т. Керашева.
Литература
1. Барон И.Х. Октябрьская революция и черкесы Адыгеи // Советский Юг, 1925 г. 31 июля, С. 1-3.
2. Хранилище документов новейшей истории Республики Адыгея (ХДНИ НАРА). Ф. П-1.Оп. 1. Д. 239. Л. 153, 156; Д. 34.171; Д. 21. Л. 147, 202, 210.
3. ХДНИ НАРА. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 35. Л. 240, Л. 2-7, 72, 113; Д. 38, Л. 67.115, 116.
4. ХДНИ НАРА. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3. Л. 2.
5. Барон И.Х. Из боевого прошлого (о Ш-Г. Хакурате) // Колхозное знамя, 7 октября.
6. ХДНИ НАРА. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 243. Л. 5, 19, 29.
7. Революция и горец. № 3, 9-10 (23-24).
8. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? (размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы). М., 1989.
9. Шишов О.Ф. Смертная казнь: «за и против». М., 1989.
10. Книга скорби (О жителях Кубани, репрессированных в 30-50-е годы) // Кубанские новости, 1992, 20 августа. № 158.
11. О коллективизации. Ф. П-1. Оп.1. Д. 239. Л. 224, 243, 245.
12. Протокол допроса от 24 июня 1938 г. Архив Управления ФСК РФ по Краснодарскому краю (цитируется по протоколу - ФСК РФ).
13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1959 года «О порядке введения в действие Основ уголовно-процессуального кодекса». URL: http://www.rg.rn/ oficial/doc/federl_zak/177.shtm; basegarant. ru> 12125 177 /ФЗ.
References
1. Baron I. H. revolution and Circassians of Adygea // Sovetskii Yug, 1925 July 31, Pp. 1-3.
2. Storage of documents of contemporary history of the Republic of Adygea (HDMI NARA). F. P-1.Op. 1. D. 239. L. 153, 156; D. 34. 171; D. 21. L. 147, 202, 210.
3. HDMI NARA. F. P-1. Op. 2. D. 35. L. 240 L. 2-7, 72, 113; D. 38, L. 67.115, 116.
4. HDMI NARA. F. P-1. Op. 2. 3. L. 2.
5. Baron I. H. From fighting last (W-G khakurate) // Kolkhoz Znamya, 7 Oct.
6. HDMI NARA. F. P-1. Op. 1. D. 243. L. 5, 19, 29.
7. Revolyutsiya i gorets. No. 3, 9-10 (23-24).
"Культурная жизнь Юга России" 106 ;
№ 3 (62), 2016
8. Gordon L. A., Klopov E. V. Chto eto bylo? (razmyshlenie o predposylkakh i itogakh togo, chto sluchilos' s nami v 30-40-e gody) [What was it? (a reflection on the prerequisites and outcomes of what happened to us in 30-40 years)]. Moskow, 1989.
9. Shishov O.F. Capital punishment: "For and against". Moskow, 1989.
10. The book of mourning (About the inhabitants of the Kuban, the victims of repression in the 30-50-ies) // Kuban news, 1992, August 20. No. 158.
11. About collectivization. F. P-1. Op.1. D. 239. L. 224, 243, 245.
12. The interrogation Protocol of 24 June 1938 Archive Management FSK of Russia for the Krasnodar territory (cited in the Protocol - FSK RF).
13. The decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of February 28, 1959 "On the procedure for introduction in action of Bases of the criminal procedure code". URL: http://www.rg.rn/oficial/doc/federl_zak/177.shtm; basegarant. EN> 12125 177 /FZ.
УДК 821.352.3.09 Т.А. ШОВГЕНОВА
К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ШАБАНА КУБОВА
Шовгенова Тамара Алиевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, Краснооктябрьская улица, 13), [email protected]
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена малоизученностью творчества адыгейского поэта и композитора Шабана Кубова. Анализируя художественно-тематические особенности его произведений, автор применяет текстологически-описательный метод исследования. Делается вывод о значимости «возвращенного» творчества в развитии национальной литературы и культуры. Ключевые слова: творчество, эмиграция, тема, жанр, автобиографичность произведений, лиризм, песенный характер.
UDC 821.352.3.09 T.A. SHOVGENOVA
TO THE QUESTION ABOUT THE ORIGINALITY OF THE ARTISTIC AND CULTURAL HERITAGE OF SHABAN KUBOV
Shovgenova Tamara Alievna, PhD (philolog.), senior researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerasheva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]
Abstract. The relevance of the article due to the poor knowledge of creativity Adyghe poet and composer Shaban Kubov. Author analyzes the artistic and thematic peculiarities of the poet, with textual and descriptive methods of research. The conclusion about the significance of the "return" of creativity in the development of national literature and culture.
Keywords: creativity, emigration, theme, genre, autobiographical works, a lyrical, singing character.
Шабан Кубов - «автор десятков поэтических книг (изданных и еще неизданных), произведений прозы и драматургии, один из зачинателей новописьменной адыгейской литературы, основоположник национальной музыки нового времени, выдающийся композитор, организатор и режиссер адыгейского национального театра, прекрасный певец, исполнитель собственных произведений, непревзойденный мастер-исполнитель народных песен и опер, талантливый педагог, автор многих школьных учебников, изданных в 20-х годах» [1, с. 162].