Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР БРОННИЦКОГО ЗАВОДА ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР БРОННИЦКОГО ЗАВОДА ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
637
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДСКИЙ ФАРФОР / ЗАВОД «ВОЗРОЖДЕНИЕ» / НОВГОРОДСКИЙ СУВЕНИР / Т. А. ГАВРИЛОВА / В. В. СМОЛЯР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воропаева Татьяна Александровна

В настоящей статье рассматриваются художественные особенности продукции Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» (далее - завод «Возрождение») Новгородской области, который был основан в 1966 году как завод по выпуску сувенирной продукции. Рассмотрены основные этапы развития фарфорового производства в Новгороде, творчество отдельных мастеров. Постоянный поиск нового, оригинальность и уникальность изделий, выпускаемых на заводе «Возрождение», способствовали тому, что новые запоминающиеся композиции, сервизы, наборы, мелкая пластика стали неотъемлемой частью повседневной культуры новгородцев 1966-1990-х годов. Ведущую роль на предприятии играли художники - Тамара Александровна Гаврилова и Владимир Владимирович Смоляр, разработавшие стилевую и технологическую концепции предприятия, их творчество рассмотрено в статье более подробно. Целью статьи является искусствоведческий анализ художественного фарфора сувенирного предприятия «Возрождение», выявление особенностей формообразования, декора, тематики произведений. При том что фарфоровый завод «Возрождение» за годы своего существования достиг высокой художественной культуры, а произведения художников новгородской фарфоровой промышленности с большим успехом экспонировались на крупнейших выставках страны и за рубежом, научных публикаций, посвященных изучению истории и анализу фарфоровой пластики, в настоящее время нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PORCELAIN OF THE BRONNITSY PORCELAIN FACTORY «VOZROZHDENIE»

The article examines the artistic features of the products of the Bronnitsy Porcelain Factory «Vozrozhdenie» (hereinafter referred to as the «Vozrozhdenie» Factory) in the Novgorod region, founded in 1966 as a souvenir factory. The research centers around the principal stages in the development of porcelain production in Novgorod and the artworks of certain craftsmen. The continuous search for novelty, originality and uniqueness of items manufactured at the «Vozrozhdenie» Factory ensured that the brand-new unforgettable arrangements, sets, small-size sculpture became an integral part of the daily culture of Novgorodians in 1966-1990s. Tamara Alexandrovna Gavrilova and Vladimir Vladimirovich Smolyar - the lead artists at the porcelain factory - elaborated the stylistic and technological concept of the manufacture; the research focuses on their creativity in more detail. The article seeks to carry out an art critical analysis of the artistic porcelain of the souvenir enterprise «Vozrozhdenie» Factory, to reveal the peculiarities of forming, decorating, and variety of themes and motifs of the artworks. However, over the years, the «Vozrozhdenie» Factory has developed a profound artistic culture, and works by Novgorod porcelain artists have been successfully exhibited at major expositions in the country and abroad; there are currently no scientific publications related to the study of the history and analysis of porcelain sculpture.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР БРОННИЦКОГО ЗАВОДА ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»»

Искусствоведение

УДК 745/749 йО!: 10.14529/взИ220107

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР БРОННИЦКОГО ЗАВОДА ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

1 О

Т. А. Воропаева1'2

1 Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, г. Великий Новгород,

Российская Федерация

2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В настоящей статье рассматриваются художественные особенности продукции Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» (далее - завод «Возрождение») Новгородской области, который был основан в 1966 году как завод по выпуску сувенирной продукции. Рассмотрены основные этапы развития фарфорового производства в Новгороде, творчество отдельных мастеров. Постоянный поиск нового, оригинальность и уникальность изделий, выпускаемых на заводе «Возрождение», способствовали тому, что новые запоминающиеся композиции, сервизы, наборы, мелкая пластика стали неотъемлемой частью повседневной культуры новгородцев 1966-1990-х годов. Ведущую роль на предприятии играли художники - Тамара Александровна Гаврилова и Владимир Владимирович Смоляр, разработавшие стилевую и технологическую концепции предприятия, их творчество рассмотрено в статье более подробно.

Целью статьи является искусствоведческий анализ художественного фарфора сувенирного предприятия «Возрождение», выявление особенностей формообразования, декора, тематики произведений. При том что фарфоровый завод «Возрождение» за годы своего существования достиг высокой художественной культуры, а произведения художников новгородской фарфоровой промышленности с большим успехом экспонировались на крупнейших выставках страны и за рубежом, научных публикаций, посвященных изучению истории и анализу фарфоровой пластики, в настоящее время нет.

Ключевые слова: новгородский фарфор, завод «Возрождение», новгородский сувенир, Т. А. Гаврилова, В. В. Смоляр.

Введение

В современном искусствознании наблюдается рост исследовательского интереса к искусству советского фарфора, при этом творчество отдельных художников и продукция, выпускаемая на региональных предприятиях, изучены недостаточно полно. Ярким примером такой «научной лакуны» является предприятие по выпуску фарфора «Возрождение» Новгородской области, продукция которого обладала яркими индивидуальными особенностями, была популярна среди жителей и гостей города как своего рода его «визитная карточка», являлась частью повседневной культуры каждого новгородца.

Обзор литературы

Материалами изучения продукции завода «Возрождения» являются в основном архивные, неопубликованные материалы Государственного архива Новгородской области, Фонд Р-4573 [1-10]. Круг исследований российского и зарубежного искусствознания связан с анализом общих стилистических особенностей произведений фарфорового искусства и исследованием процессов развития отечественного декоративно-прикладного искусства ХХ века; исследования отечественного фарфора представлены в диссертации Л. Г. Крамаренко [11, 12]. Интерес представляют исследования в области

истории развития техники кобальтового декорирования фарфора, каталоги и статьи о всемирных выставках, в которых принимали участие новгородские мастера [13-18].

Об особенностях технологии кобальтового крытья на заводе «Возрождение» рассказал бывший главный художник завода «Пролетарий» И. М. Бердников [19]. Исследование вопроса, касающегося тематики декорирования и формообразования изделий, потребовало обращения к изданиям об искусстве Древнего Новгорода и новгородской скани, в частности книги М. А. Орловой об орнаменте в монументальной живописи Древней Руси [20], А. Н. Свирина о древнерусской скани [21], статья Е. Ухановой об орнаменте Юрьевского Евангелия [22].

Основой изучения истории и произведений завода «Возрождение» являются материалы Государственного архива Новгородской области, фонды Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли [23, 24]. В качестве источников можно рассматривать и статьи искусствоведов Новгородского музея-заповедника, выходившие по итогам выставок, на которых были представлены произведения завода «Возрождение» разных лет, в частности статьи Т. Б. Зазуленко, Т. В. Володиной, И. М. Василье -

вой [25-27]; издания об истории предприятий Новгородской области по выпуску фарфора и каталоги продукции заводов; в книге Б. А. Кузнецова представлена история новгородских предприятий [28].

Методы исследования

Исследование основано на теоретических методах: анализ данных, полученных в архиве, работа с музейными коллекциями Новгородского музея-заповедника и Музея художественной культуры Новгородской земли, анализ и изучение творчества отдельных мастеров завода, работа с каталогами и литературой на тему искусства средневекового Новгорода, анализ публикаций на тему Всемирной выставки в Париже 1925 года, выставки в Брюсселе 1958 года, анализ литературы, связанной с производством кобальтовой посуды в России и за рубежом, а также художественно-стилистический анализ для выявления художественных особенностей продукции завода «Возрождение».

Результаты и дискуссия

Фарфоровое производство в Новгородской области существует со времен династии Кузнецовых, которые в начале ХХ века стали монополистами в производстве фарфора на севере России [28, с. 5-24]. Им принадлежало три фарфоровых завода, в том числе и Бронницкая фарфорово-фаянсовая фабрика, которая после 1917 года стала называться завод «Пролетарий». После революции заводы в художественном отношении первое время ориентировались на дореволюционный ассортимент, применялись все те же формы, рисунки и названия. Но вместе с тем происходит и технико-экономическое развитие производства. На международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже летом 1925 года приняли участие 15 000 экспонентов из двадцати стран, в том числе из Советского союза [13, с. 5-7]. Известный критик Я. А. Тугенхольд писал: «...Художник понял, что его задача - войти в производства, пойти на фабрику, внести в ее изделия вместо рутинного штампа новый творческий дух и тем самым способствовать повышению вкусов широких масс, способствовать проникновению искусства в самую жизнь. Наиболее блестящие результаты. сказались в области фарфора. Знаменитый "императорский" фарфоровый завод в Ленинграде. дал в самые тяжелые 1918-1921 годы и дает нам теперь изумительные образцы нового производства - новых рисунков, новых красок и даже новых конструктивных форм. Кроме Ленинградского завода, необходимо упомянуть и изделия Дулевского и Новгородского заводов». В этом высказывании Тугендхольда ощущается дух времени, но критик объективно оценивает состояние фарфоровой промышленности 20-х годов [25, с. 84].

Уже в 1930-е годы на многих не только центральных, но и региональных предприятиях были организованы художественные лаборатории.

Именно в эти годы на предприятиях Новгородской области сложились небольшие коллективы художников. Их становление совпало по времени с общим подъемом интереса к прикладному искусству. Вторая мировая война приостановила развитие производства фарфора, но к концу 1940-х - началу 1950-х годов новгородские фарфористы активно включились в выставочную деятельность.

В 1940-1950-е годы творчество новгородских художников ориентировано на образцы довоенного времени, мастера продолжали традиции агитационного фарфора 1920-х годов. С 1950-х годов новгородские художники стажировались у ленинградцев - И. И. Ризнича, А. В. Воробьевского, Л. И. Лебединской, Т. Н. Безпаловой-Михалевой, А. А. Яцкевич. Постепенно новгородский фарфор приобрел свои индивидуальные черты.

Для участия во всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58» [14] новгородскими художниками были созданы высокохудожественные произведения, свидетельствующие о высоком профессионализме: скульптура «Пантера на шаре» (1957) С. И Ванштейн-Мишуриной, чайные сервизы (1950-е гг.) А. И. Гориной, А. И. Волковой были удостоены серебряных медалей [29].

В 1957-1962 годах происходит техническая реконструкция предприятий фарфоровой промышленности, что привело к улучшению ассортимента и качества продукции.

Завод «Возрождение» Новгородской области как предприятие местной промышленности возник на базе завода «Пролетарий», крупнейшего отечественного завода по выпуску фарфоровых изделий, в 1966 году, однако «Возрождение», в отличие от завода «Пролетарий», специализировавшегося на выпуске массового фарфора, было организовано как предприятие по выпуску сувенирной продукции. «К концу 1960-х гг. Новгород, наряду с Владимиром и Суздалем, стал крупным туристическим центром России с преобладающим культурно-историческим направлением, возвращающим современного человека к наследию древнерусского средневековья» [23, с. 23-30]. Произведения, выпускаемые на «Возрождении», стали «визитной карточкой» города, не только были популярны в России, но и вывозились в качестве сувениров за рубеж.

Ведущую роль на предприятии играли Тамара Александровна Гаврилова (1924-1998) и Владимир Владимирович Смоляр (1935-2010). Перед ними, первыми художниками предприятия, стояла непростая задача определения стилевой концепции продукции, и они с ней блестяще справились. Задача усложнялась невысоким качеством сырья - фактически это были отходы завода «Пролетарий». Художниками была разработана технология кобальтового крытья: кобальт добавляли в глазурь, изделие полностью покрывалось кобальтовой глазурью и расписывалось белыми бликами и золотом, также

на предприятии внедрили роспись солями металлов, декор люстровыми покрытиями [19].

Изысканное сочетание белого и синего известно с древних времен. Кобальтовая подглазурная роспись появилась в Китае в эпоху Тан (618-907) в период активного развития производства фарфора в Китае. Эпоха Мин (1368-1644) - время расцвета производства фарфора с синей росписью [15]. В конце XV века португальские мореплаватели начали поставлять в Европу фарфор [16, с. 7-118], который становится предметом роскоши, а значительную часть продукции представлял собой фарфор с кобальтовой росписью. Фарфоровая мануфактура в Мейсене была основана в 1710 году благодаря открытию рецепта твердого фарфора И. Ф. Бёттгером (1682-1719) и Э. В. фон Чирнхау-зом (1651-1708) [17, с. 23-30], а синюю подглазур-ную роспись освоили к 1717 году.

Подглазурная роспись кобальтом была в моде и в России (предприятие Ф. Гарднера, заводы Братьев Корниловых, предприятия «Товарищества М. С. Кузнецова» и другие). Не теряет своей популярности синяя подглазурная роспись и сегодня, например, знаменитый сервиз ЛФЗ «Кобальтовая сеточка» [18, с. 23-30].

Традиции кобальтовой росписи взяли на вооружение мастера завода «Возрождение», основной тематикой произведений стала новгородика, история средневекового города, что проявилось и в формах, и в росписях изделий.

Тамара Александровна Гаврилова, выпускница Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, большое внимание уделяла форме изделий. Многие ее произведения по форме и росписи перекликаются с древней новгородской архитектурой (терема, башенки), также в формах угадываются черты шлемов древнерусских воинов, например, декоративный сосуд «Арка» (1969), предназначенный для вина, в форме сосуда использован наиболее характерный элемент Новгородской архитектуры - арка [1, с. 32-36]; стаканчик для карандашей «Новгород» (1971) прямоугольной формы, боковые плоскости украшены новгородским орнаментом, напоминающим стилизованные зубцы Кремлевской стены, по низу выполнен орнамент в виде волн, в центре плоскости изображение старинного шлема с надписью «Новгород» [2, с. 10-12]; сувенир-сосуд для воды «Богатырь» (1977) (рис. 1), форма которого напоминает стилизованную фигуру древнерусского воина-богатыря; надглазурная роспись вписана в форму древнего щита; орнамент выполнен по мотивам древней кольчуги [3, с. 2-5]; кувшин «Дружина новгородская» (1970), форма которого обусловлена традициями русской керамики, Тема надглазурной и подглазурной росписи - новгородское войско, поэтому орнамент, используемый на крышке

и ручке кувшина, напоминает старинную кольчугу [4, с. 18-21].

Рис. 1. Т. А. Гаврилова. Питьевой набор «Богатырь». Новгородская обл., с. Бронница. Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение», 1977. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 1. T. A. Gavrilova. Drinking set «Bogatyr». Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitsky Porcelain Factory «Vozrozhdenie», 1977. Novgorod Museum-Reserve, Veliky Novgorod

Ключевыми являются темы, связанные с озером Ильмень, новгородской былиной «Садко»; популярны изделия в виде рыбок, в формах и декоре часто прослеживается форма ладьи. Вазочка для цветов «Ильмень озеро» (1970) Т. А. Гаврило-вой представляет собой усеченный конус, расширяющийся книзу. По нижней части вазы по кругу изображены стилизованные волны, по которым плывут древние ладьи, верхнюю часть венчает надпись «Ильмень-озеро», выполненная старинной русской вязью [4, с. 15-17]. Коньячный набор «Садко» (1971) Т. А. Гавриловой состоит из сосуда и трех стопочек. Форма сосуда упрощенная, напоминает старинный шлем воинов по силуэту. На одной из плоскостей сосуда изображен былинный герой Садко, играющий на гуслях, на другой -пляшущий морской царь. Вокруг росписи на обеих плоскостях - белый рельефный орнамент [2, с. 2-5]. Еще один сувенир Т. А. Гавриловой -Солонка-плетенка (1988) в форме старинной русской ладьи. За основу рисунка золотом взята старинная русская плетенка [5, с. 11-13]. Зачастую изделия украшались русским орнаментом и вязью в виде рельефа (рис. 2). Например, набор «Новгородские узоры» (1974) Т. А. Гавриловой, в котором кувшин выполнен в форме традиционной русской кринки [6, с. 14-16], рельефный новгородский орнамент, кобальт и люстровое крытье. Мотивы декора художница почерпнула из древнерусских религиозных книг. При разработке орнаментов выполнила многочисленные зарисовки букв древнего Евангелия [22, 24]. Кроме того, в декоре изделий Гавриловой прослеживаются черты монументальных орнаментальных росписей храмов

Великого Новгорода: росписи в нише южного фасада Владычной (Евфимевой) палаты в Новгородском кремле, растительный орнамент типа «Лоза» церкви Николы на Липне, растительный орнамент типа «Лоза» церкви Спаса Преображения на Ковалеве [20, с. 175-176, 387, 414-417].

Мотивы древней новгородской скани также угадываются в росписях продукции завода «Возрождение» (вазы Т. А. Гавриловой «Новгородские купола», «Новгород» (1972), сервиз кофейный «Орнамент» (1986)).

Рис. 2. Т. А. Гаврилова. Кувшин из набора «Новгородские узоры». Новгородская обл., с. Бронница. Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение», 1974. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 2. T. A. Gavrilova. A jug from the «Novgorod patterns» set. Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitsky Porcelain Factory «Vozrozhdenie», 1974. Novgorod Museum-Reserve, Veliky Novgorod

Новгородские серебряники широко применяли скань в XV и XVI столетиях. С конца XV века и на протяжении всего XVI века в Новгороде особенно распространен сканый орнамент крупных сердец. Аналогичные сердцевидные узоры, связанные с искусством Византии, имевшим такое большое значение в сложении новгородского ювелирного дела, были хорошо известны еще в искусстве древнего Новгорода. Они сохранились на фресках новгородских храмов - в церкви св. Георгия в Старой Ладоге, в росписи окон Георгиевского собора Юрьева монастыря, на омофоре св. Луки, в алтарной апсиде храма Спаса Нереди-цы [21]. Все это вдохновляло художников на создание сувенирной продукции, именно эти мотивы и орнаменты прослеживаются в декоре произведений завода «Возрождение».

Отдельной темой в творчестве Тамары Александровны Гавриловой можно назвать скоморо-шину, представленную в виде штофов, скульптур, посуды для детей, которые перекликаются с современной гжельской традицией, для которой ха-

рактерны объемистые формы, напоминающие керамику народных гончаров и исполненные вручную, широкими мазками, сочной синей росписью по белому [11]. Например, скульптура «Солнышко» (1980), которая изображает сидящего на одном камне скомороха, который держит за спиной чашечку, задумана как сувенир для детей [7, с. 8-13].

Сервизы с тончайшими росписями мотивов природы русского севера также отличают творчество Т. А. Гавриловой, например, кофейный сервиз «Веночек» (1979) с традиционным для завода крытьем кобальтом; предметы декорированы орнаментом, сплетённым из ромашек-бликов, который опоясывает предметы, словно на них наброшен венок.

Занималась Т. А. Гаврилова и мелкой пластикой. Множество сценок из повседневной жизни современников представлено в творчестве автора. Например, скульптура «Рабочее утро» (1986) изображает группу людей, которые стоят на остановке и ждут автобус (рис. 3).

Рис. 3. Т. А. Гаврилова. Скульптура «Рабочее утро». Новгородская обл., с. Бронница. Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение», 1986. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 3. T. A. Gavrilova. Sculpture «Working Morning». Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitsky Porcelain Factory «Vozrozhdenie», 1986. Novgorod Museum-Reserve, Veliky Novgorod

Кроме того, как и на других предприятиях советского периода, выпускались вазы, кубки к различным юбилейным датам, в декоре которых прослеживались принятые на заводе художественные традиции. Например, кубок «Новгород» (1974) -юбилейный подарочный сувенир, посвященный 30-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. По кругу верхней части кубка проходит декоративный пояс, на котором старинной русской вязью золотом написано слово «Новгород» и юбилейные даты [6, с. 2-5].

Темы былин, Ильмень-озера, новгородики характерны для творчества всех художников завода, например, изделия Т. Д. Зубовой - тарелка декоративная «Садко - богатый гость» (1969), композиция «Морское царство» (1969); чашка «Ладья»

(1969) Б. С. Третьякова, являющаяся новгородским сувениром, на ней изображена ладья с парусом в старинном новгородском духе [1, с. 20-51].

Владимир Владимирович Смоляр также обратился к созданию сувенира, основанного на древнерусских, сугубо новгородских традициях, но в новой трактовке. Смоляр представлял сувенир как самостоятельное направление в декоративно-прикладном искусстве. Каждое произведение, выполненное Смоляром, является новгородским сувениром, самым знаменитым из которых был чайник «Декоративный» (1969) [1, с. 2-4]. Форма чайника решена в ассоциации с древнерусским орнаментом и формами декоративно-прикладного искусства древнего Новгорода, золотом выполнен штамп, на котором изображена София, главный храм Великого Новгорода (рис. 4).

Рис. 4. В. В. Смоляр. Чайник «Декоративный».

Новгородская обл., с. Бронница. Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение», 1969. Новгородский

музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 4. V. V. Smolyar. Teapot «Decorative». Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitsky Porcelain Factory «Vozrozhdenie»,

1969. Novgorod Museum-Reserve, Veliky Novgorod

Владимир Владимирович выполнил серию подобных чайников:

- чайник «Затейливый» (1976). В основе формы новгородские купола, а в декоре простая орнаментальная розетка;

- чайник «Голубой цветок» (1977) [8, с. 8-10]. Автор формы В. В. Смоляр, росписи - Т. Н. Евла-дова. Форма перекликается с куполами новгородских церквей. Роспись цветов - с народной традицией.

Традиционно для предприятия в творчестве Смоляра богато представлена тема былин, Ильмень-озера. Сувенир-кружка «Новгород» (1974) обладает ясностью и простотой новгородской архитектуры в форме. Мотив росписи - ладья, плывущая по Ильмень-озеру.

Зачастую утилитарная функция посуды уходила на второй план, в первую очередь изделия

завода «Возрождение» выполняли функцию сувенира. Это проявлялось в недостаточно удобной форме для использования в быту изделий. Например, у кофейника из кофейного сервиза «Веночек» (1979) Т. А. Гавриловой, при всей изысканности общей формы, узковат носик и наливать жидкость из кофейника не совсем удобно, а при сильном наклоне вылетает крышка.

С середины 1970-х годов коллектив завода «Возрождение» пополнила молодежь. В этот период начинается расцвет отечественного декоративно-прикладного искусства «...в его авторском варианте» [12, с. 21]. Новые художники предприятия: О. Н. Чуракова, М. В. Андреева, А. А. Круг-лов, Ю. К. Андреев - продолжили традиции, заложенные Гавриловой и Смоляром, но разнообразнее стала тематика произведений. Авторы успешно работали над созданием сувениров новых форм и росписей.

Ольга Николаевна Чуракова (1958 г.р.) чаще всего работала с подглазурной росписью, обращалась к растительным мотивам. Например, сувенир-сахарница «Травушка» (1990) имеет цельную, лаконичную форму, где тулово и ручки составляют единое целое, а функциональным дополнением является крышка с крупным декоративным держаком. Декор в виде веточек расположен с двух сторон тулова и на верхней части держака, он выполнен препаратом жидкого золота и бликом. Отводка проходит по краю носика [9, с. 40-43]. Чайник «Забава» (1987), в орнаменте которого присутствуют элементы новгородской плетенки [10, с. 6-9]. С 1988 года на предприятии стали широко применять бисквит, новая фактура материала увлекала художницу. Например, сервиз «Зимний день» (1979) (рис. 5).

Рис. 5. О. Н. Чуракова. Предметы из чайного сервиза «Зимний день». Новгородская обл., с. Бронница. Бронниц-

кий завод фарфоровых изделий «Возрождение», 1979. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 5. O. N. Churakova. Items from the «Winter Day» tea service. Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitskiy Porcelain Factory «Vozrozhdenie», 1979. Novgorod MuseumReserve, Veliky Novgorod

Марина Виссарионовна Андреева (1954 г.р.) первой в новгородском фарфоре раскрыла тему театра и балета, проявила себя как мастер с особым стилем [26, с. 39-41]. Каждое произведение, как собственный театр Андреевой, с интересными сюжетами, богатыми костюмами и декорациями (сервиз чайно-кофейный «Театральный» (1982), сервиз кофейный «Балет» (1985)). Увлекают Андрееву и литературные персонажи [27, с. 14-16] (Сервиз кофейный «Пиковая дама» (1984), сервиз кофейный «Дуэль» (1987)).

Александр Сергеевич Круглов (1952 г. р.) в своем творчестве продолжил традиции В. В. Смоляра, создавал изделия, приближенные к традициям народной русской керамики: набор «Июнь» (1982) - в формах прослеживаются формы русских кринок, изделия украшены кобальтовым растительным орнаментом, набор чайно-молочный «Алёнушка» (1980) (рис. 6), сувенир-ваза «Лютик» (1988).

Рис. 6. А. С. Круглов. Набор чайно-молочный «Аленушка». Новгородская обл., с. Бронница. Бронницкий завод

фарфоровых изделий «Возрождение», 1979. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород Fig. 6. A. S. Kruglov. «Alyonushka» tea and milk set. Novgorod region, with. Bronnitsa. Bronnitskiy Porcelain Factory

«Vozrozhdenie», 1979. Novgorod Museum-Reserve, Veliky Novgorod

К сожалению, активно развивающаяся фарфоровая промышленность Новгородской области в 1990-е годы пережила жесткий кризис, в 2004 году предприятие «Возрождение» было закрыто, как и прочие новгородские предприятия по выпуску фарфора. Сегодня история фарфорового производства Новгородской области является только предметом научного интереса.

Выводы

В самом названии фарфорового завода «Возрождение» заключается основная идея сувенирного предприятия - возрождение народных традиций, культуры древнего Новгорода в сувенирной продукции завода. В. В. Смоляр и Т. А. Гаврилова, первые художники предприятия, разработали технологию кобальтового крытья и стилевую традицию росписей и декора художественных изделий завода, основанных на древнерусских традициях. В формах применялись мотивы новгородской архитектуры, традиции народной керамики, в декоре

изделий - мотивы новгородской скани, монументальных росписей новгородских храмов, орнаменты древних церковных книг, цветочные орнаменты русского севера.

Все изделия завода являются новгородскими сувенирами, обладающими ярким индивидуальным почерком, являются неотъемлемой частью культуры Новгорода и навсегда вошли в историю отечественного декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Государственный архив Новгородской области (ГАНО). - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 1.

2. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 3.

3. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 11

4. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 2.

5. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 33

6. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 7.

7. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 17

8. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 12

9. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 38

10. ГАНО. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 31

11. Салтыков, А. Б. Майолика Гжели / А. Б. Салтыков. - М. : Искусство, 1956. - 182 с.

12. Крамаренко, Л. Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды : дис. ... д-ра искусствоведения / Л. Г. Крамаренко. - М., 2005.

13. L'Art Decoratif et Industriel de l'U.R.S.S. Edition du Comite de la section de l'U.R.S.S. a l'Exposition Internationale des Arts decoratifs. -Paris ; Moscou, 1925.

14. EXPO 1958 BRUSSELS. - URL: https://www.bie-paris.org/site/en/1958-brussels (дата обращения: 20.09.2021).

15. East Asian and Southeast Asian pottery. China. Ming dynasty (1368-1644). The New Encyclopaedia Britannica : Micropaedia. Ready Reference. Vol. 11. Solovyov - Truck / P. B. Norton, J. J. Esposi-to // Encyclopaedia Britannica, Inc. - 15th edition. -Chicago : Encyclopaedia Britannica, Inc., 1994. - 952 p.

16. Chinesisches Porzellan in Deutschland Seine Rezeptionsgeschichte vom 15. bis ins 18. Jahrhundert Textband Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn vorgelegt von Daniel Suebsman aus Köln Bonn 2019. - Р. 7-118.

17. Niese, S., von Ohain, B.G.P. Hüttenchemiker und Miterfinder des Meißner Porzellans, Heimathefte Mohorn / Grund, Heft 4, Mohorn, 2014. - Р. 17-21. -URL: https://slub.qucosa.de/landing-page/?tx_dlf[id]= https%3A%2F%2Fslub.qucosa.de%2Fapi%2Fqucosa %253A4803%2Fmets (дата обращения: 25.09.2021).

18. Цвет небесный, синий цвет... Кобальт на фарфоре Императорского - Ломоносовского фарфорового завода XVIII-XXI веков : каталог выставки. Государственный Эрмитаж. - СПб. :

Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. - 288 с.

19. Интервью с главным художником завода «Пролетарий» (1984-1991) Бердниковым И. М.

20. Орлова, М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII - начало XVI в. : в 2 ч.. Ч. 1 : Текст. - 496 с. Ч. 2 : Альбом. - 416 с. / М. А. Орлова. - М. : Северный паломник, 2004.

21. Свирин, А. Н. Ювелирное искусство древней Руси IX - XVII вв. / А. Н. Свирин. - М. : Искусство, 1972. - 186 с.

22. Уханова, Е. Юрьевское Евангелие - книга образцов древнерусского орнамента 1120-х гг. / Е. Уханова // - URL: https://blog.mediashm.ru/?p= 4277 (дата обращения: 25.09.2021).

23. Володина, Т. В. «Синяя посуда» - новгородский сувенир 1970-1980-х гг.: Образ, знак и символ сувенира : материалы IV Всероссийской национальной научно-практической конференции / Т. В. Володина. - СПб., 2018. - С. 23-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации : сайт. - URL: https://

goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18711576 (дата обращения: 25.09.2021).

25. Зозуленко, Т. Б. Искусство современного Новгорода. Прелесть русского фарфора / Т. Б. Зозуленко, Т. В. Володина // Чело : альманах. - Великий Новгород : Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 1999. - С. 84-90.

26. Васильева, И. М. Выставочная деятельность / И. М. Васильева // Ежегодник Новгородского музея-заповедника 2015. - СПб.: Новгородский музей-заповедник, 2015. - С. 39-41.

27. Зозуленко, Т. Б. Танец кисти по фарфору / Т. Б. Зозуленко // Новая новгородская газета. -09.01.2020. - № 1 (1059). - С. 14-16.

28. Кузнецов, Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик / Б. А. Кузнецов. - М. : Галлея-Принт, 2015. - 731 с.

29. Новгородский фарфор [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / текст М. Д. Аронова. -Л. : Лениздат, 1984. - 1 обл. (16 отд. л.).

Татьяна Александровна Воропаева - старший научный сотрудник, хранитель, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник (Великий Новгород); аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, e-mail: voropaevamuseum@gmail.com. ORCID 0000-0003-2569-8559

Поступила в редакцию 2 декабря 2021 г.

DOI: 10.14529/ssh220107

ARTISTIC PORCELAIN OF THE BRONNITSY PORCELAIN FACTORY «VOZROZHDENIE»

1 9

T. A. Voropaeva1'2

1Novgorod State United Museum, Veliky Novgorod, Russian Federation 2Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russian Federation

The article examines the artistic features of the products of the Bronnitsy Porcelain Factory «Vozrozhdenie» (hereinafter referred to as the «Vozrozhdenie» Factory) in the Novgorod region, founded in 1966 as a souvenir factory. The research centers around the principal stages in the development of porcelain production in Novgorod and the artworks of certain craftsmen. The continuous search for novelty, originality and uniqueness of items manufactured at the «Vozrozhdenie» Factory ensured that the brand-new unforgettable arrangements, sets, small-size sculpture became an integral part of the daily culture of Novgorodians in 1966-1990s. Tamara Alexandrovna Gavrilova and Vladimir Vladimirovich Smolyar - the lead artists at the porcelain factory - elaborated the stylistic and technological concept of the manufacture; the research focuses on their creativity in more detail.

The article seeks to carry out an art critical analysis of the artistic porcelain of the souvenir enterprise «Vozrozhdenie» Factory, to reveal the peculiarities of forming, decorating, and variety of themes and motifs of the artworks. However, over the years, the «Vozrozhdenie» Factory has developed a profound artistic culture, and works by Novgorod porcelain artists have been successfully exhibited at major expositions in the country and abroad; there are currently no scientific publications related to the study of the history and analysis of porcelain sculpture.

Keywords: Novgorod porcelain, «Vozrozhdenie» Factory, Novgorod souvenir, T. A. Gavrilova, V. V. Smolyar.

References

1. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti (GANO) [State Archive of the Novgorod Region (SANR)]. F. R-4573. Op. 2. D. 1.

2. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 3.

3. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 11.

4. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 2.

5. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 33.

6. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 7.

7. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 17.

8. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 12.

9. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 38.

10. GANO [SANR]. F. R-4573. Op. 2. D. 31.

11. Saltykov A.B. Majolika Gzheli [Majolica of Gzhel]. M.: Iskusstvo, 1956. 182 s.

12. Kramarenko L.G. Dekorativnoe iskusstvo Rossii XX veka: k probleme formoobrazovanija i slozhenija stilja predmetno-prostranstvennoj sredy: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Decorative Art of Russia of the XX Century: on the Problem of Shaping and Addition of the Style of the Subject-Spatial Environment]. M., 2005.

13. L'Art Decoratif et Industriel de l'U.R.S.S. Edition du Comite de la section de l'U.R.S.S. a l'Exposition Internationale des Arts decoratifs. Paris; Moscou, 1925.

14. EXPO 1958 BRUSSELS. URL: https://www.bie-paris.org/site/en/1958-brussels (data obrashhenija: 20.09.2021).

15. East Asian and Southeast Asian pottery. China. Ming dynasty (1368-1644). The New Encyclopaedia Britannica: Micropaedia. Ready Reference. Vol. 11. Solovyov - Truck / P.B. Norton, J.J. Esposito // Encyclopaedia Britannica, Inc.; 15th edition. Chicago: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1994. 952 p.

16. Chinesisches Porzellan in Deutschland Seine Rezeptionsgeschichte vom 15. bis ins 18. Jahrhundert Textband Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn vorgelegt von Daniel Suebsman aus Köln Bonn 2019. R. 7-118.

17. Niese S., von Ohain B.G.P. Hüttenchemiker und Miterfinder des Meißner Porzellans, Heimathefte Mohorn/Grund, Heft 4, Mohorn, 2014. r. 17-21. URL: https://slub.qucosa.de/landing-page/7tx_dlllid] =https%3A%2F%2Fslub.qucosa.de%2Fapi%2Fqucosa%253A4803%2Fmets (data obrashhenija: 25.09.2021).

18. Cvet nebesnyj, sinij cvet... Kobal't na farfore Imperatorskogo - Lomonosovskogo farforovogo zavoda XVIII-XXI vekov [The Color is Heavenly, Blue... Cobalt on Porcelain of the Imperial - Lomonosov Porcelain Factory of the XVIII-XXI Centuries]: katalog vystavki Gosudarstvennyj Jermitazh. SPb.: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Jermitazha, 2007. 288 s.

19. Interv'ju s glavnym hudozhnikom zavoda «Proletarij» (1984-1991) Berdnikovym I. M.

20. Orlova M.A. Ornament v monumental'noj zhivopisi Drevnej Rusi. Konec XIII - nachalo XVI v. [Ornament in Monumental Painting of Ancient Russia. The End of the XIII - Beginning of the XVI Century]: v 2h chastjah. Ch. 1: Tekst. 496 s. Ch. 2: Al'bom. 416 s. M.: Severnyj palomnik, 2004.

21. Svirin A.N. Juvelirnoe iskusstvo drevnej Rusi IX - XVII [Jewelry art of Ancient Russia IX - XVII Centuries]. M.: Iskusstvo, 1972. 186 s.

22. Uhanova E. Jur'evskoe Evangelie - kniga obrazcov drevnerusskogo ornamenta 1120-h gg. [The Yuriev Gospel is a Book of Samples of Ancient Russian Ornament of the 1120s.]. URL: https://blog.mediashm.ru/?p=4277 (data obrashhenija: 25.09.2021).

23. Volodina T.V. «Sinjaja posuda» - novgorodskij suvenir 1970-1980-h g.g. [«Blue Tableware» - Novgorod Souvenir of the 197s-1980s: The Image, Sign and Symbol of the Souvenir] // Obraz, znak i simvol suvenira: materialy IV Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb., 2018.

24. Gosudarstvennyj katalog muzejnogo fonda Rossijskoj Federacii [State Catalogue of the Museum Fund of the Russian Federation]: sajt. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18711576 (data obrashhenija: 25.09.2021).

25. Zozulenko T.B., Volodina T.V. Iskusstvo sovremennogo Novgoroda. Prelest' russkogo farfora [The Art of Modern Novgorod. The Beauty of Russian Porcelain] // Chelo: al'manah. Velikij Novgorod: Novgor. gos. un-t im. Jaroslava Mudrogo, 1999. S. 84-90.

26. Vasil'eva I.M. Vystavochnaja dejatel'nost' [Exhibition Activities] // Ezhegodnik Novgorodskogo muzeja-zapovednika 2015. SPb.: Novgorodskij muzej-zapovednik, 2015. S. 39-41.

27. Zozulenko T.B. Tanec kisti po farforu [Brush Dance on Porcelain] // Novaja novgorodskaja gazeta. 09.01.2020. № 1 (1059). S. 14-16.

28. Kuznecov B.A. Novgorodskij korol' rossijskogo farfora. Istorii sem'i i fabrik [The Novgorod King of Russian Porcelain. Family and Factory Stories]. M.: Galleja-Print, 2015. 731 s.

29. Novgorodskij farfor [Izomaterial] [Novgorod Porcelain [Isomaterial]]: komplekt iz 16 otkrytok; tekst M.D. Aronova L.: Lenizdat, 1984. 1 obl. (16 otd. l.).

Tatiana A. Voropaeva - Senior Researcher, Curator, Novgorod State United Museum (Veliky Novgorod); Postgraduate Student, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg), e-mail: voropaevamuseum@gmail.com

Received December 2, 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Воропаева, Т. А. Художественный фарфор Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» / Т. А. Воропаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 5563. БО1: 10.14529^^20107

FOR CITATION

Voropaeva T. A. Artistic Porcelain of the Bronnitsy Porcelain Factory «Vozrozhdenie». Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 1, pp. 55-63. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.