Э.Ф. ЗАББАРОВА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРАВНЕНИЯ В ЯЗЫКЕ ГУМЕРА ТУЛУМБАЯ
Ключевые слова: художественное сравнение, язык, стиль, синтаксическая роль, семантика.
Художественные сравнения в языке Г. Тулумбая представляются с четырех сторон. Каждый отдельный случай подтверждается примерами из художественных произведений. На основе примеров делаются соответствующие выводы о роли сравнений как вида поэтической образности в произведениях исследуемого автора.
E.F. ZABBAROVA LITERARY COMPARISONSIN GUMER TULUMBAY’S LANGUAGE Key words: literary comparison, language, style, syntax role, semantics.
This article is devoted to the literary comparisons in the language of Gumer Tulumbay. The comparisons are characterized from four sides. On the bases of examples from literary proses the conclusions are given about the role of comparisons in the proses of the author.
Изучение языка писателей имеет огромное значение. Оно помогает лучше понять силу и богатство родного языка, дает отличнейший материал для познания культуры и самобытности народа.
«Язык литературно-художественного произведения, - писал
В.В. Виноградов, вливаясь в общий поток развития языка в целом, может рассматриваться как памятник истории этого языка» [2].
Целью данной статьи является рассмотрение одного из видов художественной образности - художественных сравнений - в языке Гумера Тулумбая. Гумер Тулумбай (Габделхак Шагиахметович Шагиахметов) является своеобразным литературным деятелем татарской литературы 20-30-х годов XX в., которому присущ большой талант. Он - представитель той эпохи, которая характеризуется довольно сложными, противоречивыми социальными явлениями и в которой писатель находит свое духовное направление и только ему присущий творческий путь.
Целая галерея классово-различных типов, вереницы людей с самой различной психологией проходят перед нами в произведениях писателя. Одни из героев Тулумбая беспокойно ищут лучшей доли, другие - справедливости в жизни, третьи - мечтают и глубоко верят, что придет пора, когда человек будет Человеком, а не рабом наживы. В своих произведениях писатель бытопи-сует все современное ему общество с его резким классовым делением. Однако он стремился показать главным образом людей, в которых живы чувство человеческого достоинства, презрение к мещанскому благополучию, стремление к лучшей жизни, равенству и свободе всех людей. Идейная направленность произведений Г. Тулумбая обусловила выбор художественных средств, в частности сравнений.
В статье рассматриваются сравнения в языке Г. Тулумбая с четырех сторон: грамматическое выражение сравнений; синтаксическая роль сравнительных оборотов в предложении; содержание сравнений, их семантика; стилистическая роль сравнений.
Сравнение как вид поэтической образности Сравнение возникло на основе сходства предметов и явлений, на основе наличия в них какого-либо общего признака. Как вид поэтической образности сравнение состоит в пояснении одного какого-либо явления или понятия через другое - более близкое, понятное, в сопоставлении двух явлений на основании общего признака с целью пояснения одного из них. «Однако сравнение вместе
с тем обязательно выводит за пределы простого сближения разных объектов, оно не ставит их рядом, но заставляет одно отражаться в другом с тем, чтобы получить эффект «прироста» содержания. Изображаемое начинает выражать большее, чем дано в простом непосредственном восприятии» [3].
В художественном сравнении автор отправляется от интересующего факта или события человеческой жизни и отыскивает для его изображения похожее явление внешнего мира, которое более широко раскрывает смысл данного факта, придает изображению некоторую эмоциональную краску. «В... сравнении реального плана переносный смысл возникает, базируясь на ярком, заостренно выявленном свойстве, ... который по сути дела провоцирует в сознании наглядное представление, как бы вырванное из мрака при яркой вспышке соударений. Взрыв эмоции требует многомерных конкретных признаков, чтобы быть выраженным» [3].
Писатели пользуются приемом сравнения для того, чтобы, опираясь на круг наших понятий, сделать убедительными чувства, переживания свои и своих героев, сделать ярким и понятным, близким тот или иной образ. И не только дать внешнее представление о предмете, а раскрыть его внутреннюю сущность, его смысл. Например, елан кебек кеше, алма кебекуллар, юлбарыстай атлар и т.д.
И если сравнение подчеркивает суть явления, его конкретное содержание, придает ему тот особый колорит, который хочет передать автор, то оно становится одним из моментов образного отражения писателем действительности.
Грамматическое выражение сравнений у Тулумбая
Сравнения, выраженные конструкцией с союзом. Из сравнительных союзов у Г. Тулумбая в основном встречаются такие собственно-сравнительные союзы, как: кебек, тесле, тесле булып, булып, сыман, ише. Например, «...шуннан соц, ... малаец май ашаган песи кебек булды» (Баржада:25); «Ул Михайлов ише халыклар бик кызык булалар» (Саматов:34); «... Имэт бабайга бэкесе жэл сыман була» (Язгы ташкыннарда:44); «- Сау бул, бабай, килэсе ел-га курешербез, йэ юк... - дигэн тесле булып тоела...» (Язгы ташкыннарда:44) и т.д. А также можно встретить сравнения, выраженные сравнительной степенью собственно-сравнительных союзов: «... Имэт бабай белэн Гелбикэ эби дэ борчылган теслерэкку,ренэлэр» (Язгы ташкыннарда:45).
Бессоюзные сравнения. Сравнения, выраженные сравнительными наречиями, образованными при помощи суффиксов -дай /-дэй,- тай/-тэй: «Та-шу суларыдай ташырга телилэр, очыналар» (Язгы ташкыннарда:42); «... кайсылары юлбарыстай атлар белэн йезэр пот теяп, шул мичкэлэрне каядыр озаталар» (Баржада:24); «Эле аларныц бYгенгедэй ислэрендэ...» (Язгы ташкыннарда:43) и т.д.
Синтаксическая роль сравнительных оборотов в предложении
В предложении сравнительные обороты бывают:
- сказуемыми: «Йерэк унсигез яшендэге кебек» (Мужик ф8лс8ф8се:51); «Язгы ташу суларыныц тезгеннцрен кулларында тоткандай итэлэр» (Язгы ташкыннарда:43);
- обстоятельствами: «Эье, энэ офык буйлап поезд тетен ыргый-ыргый чаба; аэропландай оча» (Саматов:33); «- Без генэ шунда куян кебек куркып ятабыз» (Язгы ташкыннарда:40);
- определениями: «- Безгэ елан кебек кеше кирэк иде» (Фамилия яса-учылар:29); «... жигэргэ бер селек кебек ат булса... » (Мужик ф8лс8ф8се:54).
Содержание сравнений, их семантика
Перейдем к разбору сравнений с точки зрения их содержания. С одной стороны, сравнения будут рассматриваться как объект сравнения (т.е. что
сравнивается), с другой - с чем сравниваются те или иные предметы, явления, действия, качества.
Со стороны объекта сравнения можно разделить на 4 группы:
- сравнение предметное (раскрывающее содержание предмета);
- сравнение, поясняющее действие или состояние предмета;
- сравнение, поясняющее качество предмета;
- сравнение, поясняющее признак действия.
Предметное сравнение возникает тогда, когда предмет или просто уподобляется какому-либо другому, или когда раскрывается содержание предмета, которое может выражаться или в сказуемом, или в определении. Например, «Шомырт кебек кара сакал иде» (Мужик фэлсэфэсе:48); «- ^цел рэхэтлэнеп, май кебек йомшап ките, - дип...» (Язгы ташкыннарда:45) и т.д.
Сравнение, поясняющее действие или состояние предмета. В большинстве случаев объектом сравнения является действие, обозначенное глаголом: «Имэт бабай белэн Гвлбикэ эби дэ борчылган твслерэк ку:ренэлэр» (Язгы ташкыннарда:45). «...картка да, карчыкка да шунда эллэ ничегрэк кебек» (Язгы ташкыннарда:44). В данном примере объект сравнения - состояние, обозначенное формой сравнительной степени неопределенного местоимения. «Имэт бабайга бэкесе жэл сыман була» (Язгы ташкыннарда:44). В этом примере сказуемое выражено не глаголом, а категорией состояния.
Сравнение, поясняющее качество предмета. Сравнение в этом случае относится к прилагательному. Вот, например, «Йврэк унсигез яшендэге кебек» (Мужик фэлсэфэсе:51); «Эле бYгенге кебек исемдэ» (Мужик фэлсэфэсе:56) и т.д.
Пояснение признака действия. Объектом сравнения в этом случае является признак действия, выраженный наречием: «Шул хэлгэ хэзер генэ кебек бит эле» (Мужик фэлсэфэсе:48); «... кызыллар белэн аклар сугышканга да былтыр гына кебек...» (Мужик фэлсэфэсе:50) и т.д.
Часто в произведениях Г. Тулумбая встречаются сравнения с животными. В рассказах это обычно рассуждения о тех или иных обычаях животных в сопоставлении их с людьми. То или иное обращение с животными сравнивается с отношением к людям, возможные чувства животных - чувствами людей и т.п. Например, «- Без генэ шунда куян кебек куркып ятабыз» (Язгы ташкыннарда:40); «...шуннан сон, ... малаец май ашаган песи кебек булды» (Баржада:25); «- Безгэ елан кебек кеше кирэк иде» (Фамилия ясаучылар:29). В последнем примере сравнение елан кебек употреблено для отрицательной характеристики персонажа.
Стилистическая роль сравнений в произведениях Г. Тулумбая
Когда рассматривается содержание художественных сравнений Тулумбая в его произведениях, невольно приходится поражаться богатству выраженных в них мыслей, ощущений, чувств и образов.
Говоря о стилистической роли сравнений (как и других видов поэтической образности), необходимо отметить, что введение их в язык произведений делает его более выразительным и образным; «Язгы ташу суларыныц тезген-нэрен кулларында тоткандай итэлэр» (Язгы ташкыннарда:40).
Итак, сравнения Тулумбая звучат убедительно до сих пор потому, что они основаны на языке народа, на его представлениях. Г. Тулумбай ищет для своих сравнений опору в вещах, которые известны не только узкому кругу лиц, но всему татарскому народу.
Литература
1. Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого / Р.А. Будагов // Русская речь. 1973. № 1. С. 26-31.
2. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М.: Госиздат, 1976. 614 с.
3. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. М., 1975. 471 с.
4. Толымбай Г. Хикэялэр. Повестьлар / Г.Толымбай. Казан: Татар. кит. нэшр., 2000. 351б.
ЗАББАРОВА ЭНДЖЕ ФАНИСОВНА родилась в 1978 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет. Старший преподаватель кафедры татарского и русского языков Казанского государственного аграрного университета. Область научных интересов - изучение языка и стиля произведений Гумера Тулумбая. Автор 9 научных работ.