Научная статья на тему 'Художественные поиски В. И. Федорова в контексте русской литературы 1950-1990-х годов'

Художественные поиски В. И. Федорова в контексте русской литературы 1950-1990-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные поиски В. И. Федорова в контексте русской литературы 1950-1990-х годов»



СОВРЕМЕННОЕ f ЛИТЕРАТУРОВЕДЕН И Е

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ В.И. ФЕДОРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1990-Х ГОДОВ

Изучение истории отечественной литературы ХХ века еще далеко от завершения. Между тем возникает надежда на то, что в недалеком будущем научно обоснованная картина литературной жизни минувшего столетия приобретет более зримые и четкие контуры, а каждое важное явление будет рассмотрено в исторической перспективе, с позиции вклада художников слова в российскую литературу.

В этой истории займет достойное место и один из талантливых представителей русской литературы 1940 - 1990-х годов Владимир Иванович Федоров. О нем можно сказать, что это писатель, рожденный Великой Отечественной войной и Белгородчиной, потому что большая часть творческого наследия Федорова посвящена войне и Белгородскому краю. Талант его многогранен. Литературную деятельность он начал в 1940-х годах как поэт. А в 1960-е годы Федоров уже преимущественно переключается на прозу (повесть в новеллах «Сумка, полная сердец», 1961). С этого времени она заняла ведущее место в его сочинениях. Прозаические произведения Вл. Федорова получили признание читателей не только в России, но и за рубежом, много раз переиздавались. Будучи человеком большого таланта, он становится автором и ряда драматических произведений, сценариев кинофильмов, книг для детей, известен как поэт-песенник, переводчик, публицист.

Критика сразу же заметила вхождение писателя в литературу и откликнулась целым рядом живых статей. В целом доброжела-

Л.В. КАВЕРИНА,

главный редактор ООНИиРИД БелЮИ МВД России, кандидат филологических наук

тельно были встречены многие повести, стихотворения, книги художника. Но в то же время в газетных и журнальных статьях, к сожалению, почти отсутствовал литературоведческий анализ, и они носили в основном эмоционально-оценочный характер. Исключение составляет монография А.А. Мигунова «Поющее сердце (Очерк о писателе В.И. Федорове)», вышедшая в 1964 году в Белгороде, где подробно рассматривается раннее творчество писателя [1].

По итогам работы научно-творческой конференции, посвященной 70-летию писателя, в 1995 году кафедрой русской литературы ХХ века Белгородского педагогического университета был выпущен сборник «Писатель, рожденный Великой Отечественной» [2]. В нем содержатся материалы как биографического характера, так и представляющие творчество Федорова в аспекте литературоведческих поисков современной науки. При этом статьи носят разноречивый характер, ряд положений требует уточнения. Этот сборник можно рассматривать как первую попытку обобщения, многостороннего рассмотрения творчества одного из видных представителей литературы второй половины ХХ века.

Обращаясь к творчеству Владимира Ивановича Федорова, следует иметь в виду, что он - один из поэтов фронтовой плеяды, которой поэтические крылья дала война, ставшая определяющей вехой в жизни целого поколения. До войны Федоров успел сделать лишь первые шаги на пути творческого са-

моутверждения. Ему было намного труднее, чем М.Дудину, М.Луконину, С.Наровчатову, Н.Старшинову и другим поэтам, ощутившим уже до войны вкус самостоятельных поисков и открытий. Но, благодаря природному таланту и трудолюбию, Вл.Федоров стал ярким представителем поколения поэтов-фронтовиков, а война помогла ему глубже познать жизнь, определила мироощущение и нравственные принципы Федорова как истинного гуманиста. Его творчество является остро актуальным, подлинно гражданским, высокоценным в художественном смысле и глубоко человечным. Он понимал, что бой не окончился в Свирских лесах. Потому и каждой строкой своих стихов, активной работой в Союзе писателей он продолжал участвовать в сражении. Идейно-художественные достоинства произведений Федорова получили высокую общественную оценку современников.

Творческое наследие Владимира Федорова довольно объемно: он автор многих стихотворений, поэм, прозаических книг, песен и т.д. Федоров-критик выступил с отзывами и рецензиями на книги Г. Маркова,

B. Закруткина, М. Луконина, М. Алексеева,

C. Викулова, Е. Исаева, В. Буханова и других литераторов, но его кругозор не замыкался пределами своего поколения. Поэт размышлял и о наследии тех, кого считал старшими товарищами и своими учителями, и о литературной молодежи.

Лирика поэтов-фронтовиков в целом отличалась своим тяготением к простоте стихотворной речи. В этом плане Вл. Федоров обнаружил себя большим мастером. Он умел находить и показывать необыкновенное в обычном, это составляло его творческий принцип.

Основной темой как ранней, так и зрелой поэзии Вл. Федорова является война. О чем бы он ни писал, через все его творчество проходят судьбы людей, изведавших тяготы войны, и это неудивительно, потому что сам автор принадлежал к тому поколению, которое отстояло свободу своей Родины.

Лирика поэта богата и разнообразна, он откликается на самые волнующие события (Великая Отечественная война, послевоенное строительство, полет Ю.А. Гагарина в космос и многие другие).

Владимир Федоров принадлежит к поэтам фронтового поколения, с которыми его объединяют общие тенденции и стилевые черты поэзии: тематическая общность, пристальное внимание к деталям, лаконичность

и простота фраз, конкретно-реалистические средства, символика и прочее.

Поэзия и проза В.И. Федорова развиваются в общем многоводном потоке литературы 1960 - 1970-х годов. Проблемы идейно-нравственных исканий человека, перенесшего тяжелейшие испытания войной, преодолевшего трудности послевоенной разрухи, переживающего процесс научно-технической революции, являются объектом художественных исследований в его произведениях этого периода. Если война была основной темой в поэзии Федорова 1940-1950-х годов, то проза и поэзия 1960 - 1970-х соединяют два тематических пласта: деревня и война. Причем война в большинстве случаев дается в ретроспекции, она определяет характер, действия, поступки людей, является критерием жизни современного писателю человека.

Великая Отечественная война - «необъятная, колоссальная, многоплановая эпоха» - оказалась фактом непреходящего значения для Вл. Федорова. Она сформировала его как человека, обогатила боевым и гражданским опытом, дала почувствовать цену жизни. «Знать и помнить...» - с таким чувством возвращались с огненных фронтов Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Вл. Федоров и многие другие прозаики, которым принадлежало святое и почетное право «рассказать обо всем, что было». Но нужно было время, чтобы груз боевых впечатлений переплавился у каждого из них по-своему в «огнем дышащую строку».

В критике утвердилось мнение о Вл. Федорове как о писателе военной темы. Война действительно занимала в его творчестве большое место, но она не была единственной темой. Творчество его многопроблемно, писателя всегда волновал широкий круг вопросов социально-нравственных, психологических, экологических, историко-литературных. И в числе ведущих были проблемы деревни, о которых «во весь голос» заявила русская советская проза 1960 - 1970-х годов.

Уже в первых повестях этого периода Вл. Федоров обратился к изображению сельской действительности тех лет, стремился запечатлеть духовную силу и красоту народного характера, проявляющегося в повседневном труде крестьянина на земле.

Интерес к постижению истории и современности деревни, психологии земледельца усиливался. Одна за другой в разные годы появились повести, свидетельствующие об

СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2007'02

устойчивом желании исследовать сельскую жизнь. Проблема «человек-земля» в каждом новом произведении Вл. Федорова наполнялась конкретно-историческим содержанием: писатель размышлял о социально-нравственном значении истории и природы в жизни селян («Сумка, полная сердец»), о гражданском самоопределении крестьянина в годы войны («Марс над Козачьим Бором», «Сказ про Студеный ключ»), об этических и психологических мотивах поведения фронтовика, возвращающегося к былой крестьянской жизни («Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы»), об общественных и моральных вопросах в жизни села («Доктор, только не волнуйтесь!», «Восемь снов жесткого вагона», «Тетка Надейка и ее семейка», «Лета и страсти», «Праведницы и грешницы»).

«Деревенские» произведения во многом определили эволюцию идейных и жанрово-стилевых особенностей, становление мастерства писателя.

Таким образом, с самого начала в творчестве Вл. Федорова органично сосуществуют как ведущие две темы: «военная» и «деревенская».

Проза Федорова представляет собой внутреннее органическое единство, что позволяет говорить о «целостности индивидуально-авторского творчества» (С.И. Кормилов). Главную роль в этом играет циклизация - особый способ художественного обобщения. Циклизация помогает Федорову концентрировать материал. Специфические особенности имеет организация художественного времени и пространства в цикле. В результате создается своеобразный микромир, замкнутая географическая и социальная система с характерными для нее внутренними связями и отношениями. Федоров использует следующие приемы и средства создания циклизации: повтор в разных повестях одних и тех же фамилий персонажей, названий деревень и городов, использование «сцеплений» в художественной ткани произведений, которые позволяют новеллам, повестям складываться в сборники, имеющие общую идейно-художественную направленность (трилогия «Чистый Колодезь», роман в повестях «Вечный огонь», дилогия «Фронтовики»).

Наиболее плодотворно циклизация происходит в произведениях лирической прозы, в русле которой пишет Владимир Федоров. Цикличность обусловлена самой спецификой лирического отражения действительности.

Новаторство Владимира Федорова в про-

зе проявляется, в первую очередь, в разработке новых жанров: повесть в новеллах («Сумка, полная сердец», «Цветы полевые», «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы», «Невесты, обрученные со смерчем», «Песни Чистого Колодезя», «Лета и страсти»), роман в новеллах («Люди с улицы Ясной»), повесть-дневник («Доктор, только не волнуйтесь!»), повесть-сказ («Егорушка Скворушка в Чистом Колодезе»), повесть в письмах и телеграммах («Здравствуйте, мой незнакомый брат!»), повесть в былях («Восемь снов жесткого вагона»), повесть-притча в новеллах («Тетка Надейка и ее семейка»), роман в былях («Жаворонок в зените»), роман в повестях («Вечный огонь», «Сказ про Студеный Ключ»).

С тематической точки зрения для прозы Федорова характерен синкретизм военной и деревенской тем. Интерес Вл. Федорова к выявлению корневых начал народной жизни, к нравственным устоям нации проявляется в характерном для его творчества типе героя (народные характеры Арины, деда Гордея и др.), в своеобразии проблематики (проблема памяти, преемственности поколений (начиная с «Сумки, полной сердец» и заканчивая «Сказом про Студеный Ключ»), в этическом пафосе произведений, в особенностях стилевой манеры. Устремленность к познанию русского национального характера составляет одну из отличительных примет в литературе 1960-1970-х годов и сближает творчество Вл. Федорова с произведениями М. Алексеева, В. Солоухина, В. Шукшина и др. Однако содержание понятия «деревенская проза» не исчерпывается лишь общностью темы, к которой обратились такие разные писатели, как В. Солоухин, М. Алексеев, В. Тендряков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Шукшин, В. Распутин, Б. Можаев, А. Солженицын, Е. Носов и др. Единым течением «деревенскую» прозу делают те проблемы, которые были подняты этими писателями в своих произведениях, а затем, на их материале, и критикой. Поэтому «феномен «деревенской прозы» нельзя понять, отталкиваясь только от темы» [3, с. 57].

Творчество Вл. Федорова более всего отражает жизнь страны на таком переломном этапе, как Великая Отечественная война. Проблема «человек и война» стала объектом исследования писателя, который в своих произведениях размышляет о роли духовных качеств человека, участвующего в освободительной войне, о влиянии драматических коллизий войны на нравственный мир людей.

В произведениях нашли свое отражение и проблемы, которые лишь отчасти затрагивались современной литературой. Именно так можно рассматривать обращение Вл. Федорова к образу «простого солдата» (Софоня Топорок, «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы»), к теме талантливости и одаренности молодого поколения, погибшего в годы войны (роман «Вечный огонь», повесть «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы», роман «Сказ про Студеный Ключ»).

Федоров обогатил тематику прозы о войне новыми сюжетными коллизиями, неожиданными перипетиями,синтезировав стиль реализма со стилем героической романтики.

Уникальный жизненный опыт составил психологическую основу произведений. Формирование авторской позиции в значительной степени обусловлено конкретными общественно-политическими предпосылками, составившими опыт целого поколения. Сопряженность с опытом поколения в сочетании с постоянным стремлением к художественной правде, которое повлияло на существенные особенности содержания и формы, определило место Вл. Федорова в литературном процессе. Интерес к гуманистической проблематике военной поэзии и прозы, к анализу сложных психологических ситуаций обусловил новизну творчества писателя.

Сосредоточенность на определенном типе героя, который, как правило, близок автору и является центром повествования, черты внешности, детали биографии героев, во многом совпадающие с авторскими и повторяющиеся из произведения в произведение,

принимающие сквозной характер, - все это позволяет сделать вывод о стремлении к изображению определенного типа личности (Виктор Брагин, Валерьян Бурлацкий).

Представляется важным и то, что основными жанрами, к которым обращался писатель в художественном творчестве, были новелла и повесть, которые позволяли лучше изобразить человека своего поколения, раскрывая характер в сложных ситуациях, тем самым сосредоточиваясь на его внутреннем состоянии. Это говорит о внутренней, психологической предрасположенности к работе именно над этими жанрами, чему в полной мере соответствовало и стремление автора к созданию произведений, в значительной части основанных на личном опыте.

В авторском поиске тем, проблем, характеров формируется внутреннее единство творчества. На самом разнообразном материале выявились подступы к осмыслению проблемы «человек и время», которая в дальнейшем конкретизируется и станет центральной в прозе Вл.Федорова.

Писатель, как и каждый настоящий художник, всегда жил с огромной мерой ответственности перед народом, и в этой ответственности со всей полнотой выразилась его человеческая и творческая личность.

Книги В.И. Федорова будят ум и чувства. Написанные в 1950 - 1990-е годы, они не оказались на обочине литературного процесса, не заслонены новыми, более популярными сочинениями.

Книги В.И. Федорова выявили огромные непреходящие ценности, что обеспечит им долгую признательность российского читателя.

Литература

1. Мигунов, А. А. Поющее сердце: Очерк о писателе В.И.Федорове / А. А. Мигунов. - Белгород, 1964.

2. Писатель, рожденный Великой Отечественной (К 70-летию со дня рождения Владимира Федорова): Материалы межрегиональной научно-творческой конференции. - Белгород: БГПУ, 1995. - 192 с.

3. Вильчек, Л. Деревенская проза / Л. Вильчек // Совр. рус. совет. литература: В 2 т. - М., 1987. - Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.