Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ЖИВОПИСИ 30-80 ГГ. ХХ ВЕКА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ЖИВОПИСИ 30-80 ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
326
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ЖИВОПИСЬ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ЖАНР / НАПРАВЛЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / КОЛОРИТ / ПРОСТРАНСТВО / ЦВЕТ / МОТИВ / ТЕХНИКА / РАЗВИТИЕ / СЮЖЕТ / ОСОБЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходжаев Фаррух Собирович, Сарыева Камилла Насреддиновна

В статье уделено внимание развитию художественных приемов в живописи Таджикистана 30-80 гг. ХХ века. Рассмотрены художественные особенности живописи этого времени. К примеру, в 30-е годы существовал интерес к большим тематическим композициям и к сюжетной многофигурной картине, вместе с тем в послевоенное время и 50-е годы происходил процесс формирования новых тенденций. Рассматривая живопись 60-х годов, можно с уверенностью сказать, что именно это время стало сильным и ярким, охватившим творчество широкого круга художников и произошли глубокие преобразования в художественной жизни республики. Поэтому 60-е годы отмечены как наиболее значительные в достижениях этого искусства. Исследуя 70-е годы, было выявлено, что здесь с наибольшей наглядностью и ясностью проявляется разнообразие тенденций развития станковой живописи с ее завоеваниями и утратами, ее достижениями и просчетами. Анализируя 80-е годы нужно отметить, что в этот период происходит активное развитие портретного жанра и пейзажа с новыми приемами и методами воспроизведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PECULIARITIES OF THE TAJIK PAINTING 30 - 80 YEARS OF THE TWENTIETH CENTURY

This article focuses on the development of artistic techniques in the painting of Tajikistan in the 30 - 80 years of the twentieth century. All the artistic features of these decades are considered. For example, in the 30 - ies there was an interest in large thematic compositions and to the plot multi - figure picture, it is also noted that the post-war and 50-ies were difficult for painting, but at this time there was a process of formation of new trends in painting, speaking of the 60-ies, it is safe to say that they were the strongest, bright process that covered a wide range of artists and made a profound transformation in the artistic life of the Republic, so the 60-ies marked by significant achievements of art. Exploring the 70-ies it was revealed that they showed themselves with the greatest clarity and clarity of the variety of trends in the development of easel painting, with its gains and losses, its achievements and miscalculations. Analyzing the 80-ies it should be noted that there is a strong enough development of the portrait genre and landscape, with new techniques and methods of reproduction. The article also mentions Tajik painters who worked in these decades. A special place in the article is the analysis of trends, genres, methods, techniques, features, subjects and motifs used in painting.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ЖИВОПИСИ 30-80 ГГ. ХХ ВЕКА»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ХОДЖАЕВ Фаррух Собирович,

ОСОБЕННОСТИ заведующий кафедрой графики и искусствоведения

ТАДЖИКСКОЙ ЖИВОПИСИ Государственного института изобразительного 30-80 ГГ. ХХВЕКА искусства и дизайна Таджикистана; САРЫЕВА Камилла Насреддиновна, магистрант 2-го курса ГИИИДТ (Таджикистан, Душанбе)

ХУСУСИЯЩОИ ХОДЖАЕВ Фаррух Собирович,

БАДЕИИ САНЪАТИ мудири кафедраи графика ва санъатшиносии Донишкадаи

ТАСВИРИИ ТОЦИК давлатии санъати тасвири ва дизайни Тоцикистон;

ДАР СОЛХОИ САРЫЕВА Камилла Насреддиновна, магистранти бахши

30-80-УМИ АСРИХХ 2-юми ДДСТДТ (Тоцикистон, Душанбе)

ARTISTIC KHODJAEV Farrukh Sabirovich, PECULIARITIES OF head of the Department of Graphics and art of the state THE TAJIKPAINTING Institute of fine arts and design of Tajikistan; SARIYEVÄ 30 - 80 YEARS OF THE Camilla Nasreddinovna, magistr of the 2nd course of the state TWENTIETH CENTURY Institute of fine arts and design of Tajikistan (Tajikistan,

Dushanbe), E-MAIL: murodali@list.ru

Ключевые слова: Таджикистан, живопись, искусство, культура, жанр, направление, традиции, колорит, пространство, цвет, мотив, техника, развитие, сюжет, особенность.

В статье уделено внимание развитию художественных приемов в живописи Таджикистана 30-80 гг. ХХ века. Рассмотрены художественные особенности живописи этого времени. К примеру, в 30-е годы существовал интерес к большим тематическим композициям и к сюжетной многофигурной картине, вместе с тем в послевоенное время и 50-е годы происходил процесс формирования новых тенденций. Рассматривая живопись 60-х годов, можно с уверенностью сказать, что именно это время стало сильным и ярким, охватившим творчество широкого круга художников и произошли глубокие преобразования в художественной жизни республики. Поэтому 60-е годы отмечены как наиболее значительные в достижениях этого искусства. Исследуя 70-е годы, было выявлено, что здесь с наибольшей наглядностью и ясностью проявляется разнообразие тенденций развития станковой живописи с ее завоеваниями и утратами, ее достижениями и просчетами. Анализируя 80-е годы нужно отметить, что в этот период происходит активное развитие портретного жанра и пейзажа с новыми приемами и методами воспроизведения.

Калидвожа^о: Тоцикистон, мусаввирй, санъат, фаруанг, услуб, самт, анъанауо, ранг, фазо, мацсад, равия, инкишоф, хусусиятуо.

Дар мацола ауамияти махсус ба услубуои санъати тасвири дар солуои 30-80-уми асри ХХ дода мешавад. Хамаи хусусиятуои рассомии ин давра баррасй шудааст. Масалан, дар солуои 30-юм ба мусавварауои серашё ва композитсияуои дарои мавзуъуои гуногун шавци зиёд пайдо мегардад, минбаъд дар солуои 50-ум дар санъати тасвири душворщо вуцуд доштанд, аммо ба ин нигоу накарда услубуои нав пайдо гардид. Дар солуои 60- ум бошад, бо боварии том метавон гуфт, ки дар ин маруила бо равиши баланд, пурцуввате, ки таъсири он ба эцодиёти рассомон ва уаёти рассомии цумуури мерасад, барои уамин ин маруиларо бо дастовардуои зиёдаш цайд менамоянд. Омузиши солуои 70-ум нишон дод, ки асаруои ин маруила боцуръаттар гардидаанд. Дар санъати тасвирии солуои 80- ум жанри чеуранигори ва манзара рушд намуда буд, ки бо услубуо ва усулуои нави нигориш ицро мегардад. Дар он инчунин аз рассомоне, ки дар ин даусола фаъолият намудаанд ёдовари мешавад. Дар мацола цои махсусро таулил - мазмун, услуб, техникауо, хусусияти хос ва сюжет, ки дар санъати тасвири истифода шудааст, ишгол менамоянд.

Key words: Tajikistan, painting, art, culture, genre, direction, traditions, color, space, color, motif, technique, development, plot, feature.

This article focuses on the development of artistic techniques in the painting of Tajikistan in the 30 - 80 years of the twentieth century. All the artistic features of these decades are considered. For example, in the 30 -ies there was an interest in large thematic compositions and to the plot multi - figure picture, it is also noted that the post-war and 50-ies were difficult for painting, but at this time there was a process of formation of new

trends in painting, speaking of the 60-ies, it is safe to say that they were the strongest, bright process that covered a wide range of artists and made a profound transformation in the artistic life of the Republic, so the 60-ies marked by significant achievements of art. Exploring the 70-ies it was revealed that they showed themselves with the greatest clarity and clarity of the variety of trends in the development of easel painting, with its gains and losses, its achievements and miscalculations. Analyzing the 80-ies it should be noted that there is a strong enough development of the portrait genre and landscape, with new techniques and methods of reproduction.

The article also mentions Tajik painters who worked in these decades. A special place in the article is the analysis of trends, genres, methods, techniques, features, subjects and motifs used in painting.

Таджикское профессиональное искусство в современных его формах - живописи и других видах изобразительного искусства родилось в советское время. После образования Таджикской Советской Социалистической республики (1929 г.) со столицей в городе Душанбе художественная жизнь республики была сконцентрирована в этом городе. 30-е годы ХХ века - это период консолидации художников: организации Союза художников (1933), создания государственного художественного комбината-техникума (1934), а также первых республиканских выставок. Первая выставка (1934) имела цель объединить художников и состояла из работ, созданных ими за прошедшие годы, а вторая (1935) и третья (1937) были уже результатом творческих контактов и целенаправленной творческой деятельности в системе единой организации. Разнообразие жанров и видов творчества стало характерным свойством искусства этих лет. Все работы явились результатом разностороннего, целеустремленного изучения и освоения жизни республики - ее людей, ее повседневности, ее природы. Поэтому портрет, пейзаж, натюрморт занимали значительное место. Такая жанровая направленность отвечала тем высоким художественным задачам глубокого познания нового мира, которые стояли тогда перед многими мастерами. Художники находились на разных стадиях развития своего мастерства и имели разную профессиональную подготовку, однако это не мешало творческой активности каждого и не снижало общего высокого уровня эстетических критерий. В конце 30-х годов Союз художников Таджикской ССР пополнился выпускниками Ленинградской академии художеств. Интерес к большим тематическим композициям, к сюжетной многофигурной картине - характерная тенденция этого времени [1, 6-11].

События Великой Отечественной войны изменили содержание таджикского искусства и соотношение видов и жанров. В тематике живописи преобладали военные и исторические сюжеты. В конце 40-х-начале 50-х годов союз пополнился значительным количеством художников - бывших фронтовиков и теми, кто в послевоенное время получил образование. С середины 50-х годов в советском искусстве стали изживаться некоторые черты парадности и нивелировки, проявившиеся в искусстве послевоенных лет.

Во второй половине 50-х годов в русском советском искусстве стали появляться новые выразительные средства, обогащающие языковую и образную структуру социалистического реализма. Подобный процесс рождения и формирования новых направлений проходил и в таджикском искусстве, только несколько позже, в самом конце 50-х - начале 60-х годов. В нем сыграли значительную роль молодые художники, чьи творческие принципы складывались именно в этот период бурных и страстных споров в больших художественных центрах страны, где были сконцентрированы наиболее крупные силы советского искусства, где бурлила живая, поистине творческая художественная жизнь. Своей деятельностью молодые художники, впитавшие в себя дух времени, фактически выполняли ту миссию, которая была возложена на них на данном этапе развития советского искусства. Конечно, если бы не было этой группы молодых художников, таджикское искусство, следуя общему единому процессу развития советского искусства, рано или поздно вступило бы в новую стадию, но этот процесс мог бы быть более продолжительным, ни столь ярким и острым [2, 78-82]. Таким образом, вступившие в творческую жизнь в конце 50-х годов молодые художники обогатили этот процесс развития и реализовали новые задачи и тенденции, осуществление которых было насущной необходимостью для всего советского искусства в этот период. Желания создавать искусство, полное жизни и радости, искусство светлое и яркое, окончательно и резко порывающее с тусклостью и невзрачностью, преобладавшими в таджикском искусстве в предшествующее десятилетие. Процесс раскрепощения формы и раскрытия в ней новых для таджикского искусства граней стал более массовым. Он коснулся почти всех художников - и тех, кто в этом видел внутреннюю необходимость, и тех, кто усматривал в этом только дань времени и моде. Движение становилось настолько сильным, что его не могли остановить никакие консерваторы. Напротив, сами они со временем были втянуты в русло новых тенденций в искусстве. Поэтому, естественно, здесь было и немало «издержек». Основным завоеванием нового этапа в искусстве республики является нарастание образного, эмоционального отношения к

изображению. Поскольку сторонниками этого направления были, прежде всего, молодые художники, которые в то же время внесли в живопись новые качества - яркость и насыщенность цвета, красоту пластических объемов, подчеркнутость ритмов, то это новаторство могло рассматриваться как повышение роли декоративных особенностей в живописи, скульптуре, графике. Однако смысл этих тенденций был более широким и глубоким. Вкратце это можно сформулировать как более активное проявление индивидуальных творческих особенностей отдельных мастеров, следствием чего было необычное стилистическое разнообразие искусства и образный, эмоционально-осмысленный подход к натуре, что вело к усилению значений художественной формы. Не протокольная фиксация жизни и природы, а выражение чувств, мыслей, вызванных ими - эта задача лежала в основе многих работ художников разных направлений. Стремление увидеть в природе гармонию, внутреннюю закономерность и целесообразность и попытка выразить в живописи - ритмом, пластичностью линий, цвета, формы и объема - необходимая, но трудная задача, которая решалась многими мастерами-реалистами, и в то время стала одной из серьезнейших задач советского искусства.

Конечно, было бы ошибочным утверждение, что все самое значительное в таджикском искусстве родилось после 1959 года. История развития таджикского искусства достаточно сложная. Здесь перемежались периоды подъема и спада, оживления и покоя. Послевоенное время и 50-е годы для таджикского искусства - это период сложных внутренних процессов. В этот период резко повысился уровень профессионального образования художников, увеличился количественный состав, что способствовало развитию многих видов искусства. Интенсивно развивалась историческая тематика, продолжалась линия жанровой живописи и пейзажа. Однако в этот период сильнее всего сказались элементы парадности и ложной красоты, нивелировки и пассивности художественной формы. Появилось много поверхностных, далеких от задач глубокого образного познания жизни и природы. Однако и в 50-е годы создавались интересные произведения (А. Ашурова, А. Камелина, Г. Кузьмина, Н. Матасова, М. Хошмухамедова).

В конце 50-х годов появились работы, отражающие новые тенденции советской живописи. Хотя эти произведения создавали прекрасную базу, благодатную почву для прорастания новых тенденций в таджикском искусстве, но они не могли так сразу изменить характерные особенности таджикского искусства. Непосредственная работа целой группы художников - недавних выпускников вузов Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербург), и являлись носителями новых тенденций советской живописи, и коллективное выступление всех вместе на республиканской выставке 1959 г. сыграла здесь еще одну решающую роль. Новые тенденции стремительно ворвались в художественную жизнь республики. Вместе с новыми именами художников и насущными проблемами в таджикское искусство пришли дискуссии и споры, столкновение различных мнений и представлений, бурные и страстные обсуждения выставок, оживилась художественная жизнь [3, 168-180].

Вскоре движение к новому и пересмотр характера и роли изобразительных средств стали почти массовым явлением. На одних «это новое» оказало благоприятное явление, обогатив их творчество не только более активными выразительными средствами, но и внимательным отношением к природе и жизни, более образным пониманиям задач искусства, для других «новый язык» стал органичным, для третьих новые веянья коснулись внешней стороной, только формальными признаками - большей яркостью колорита, увеличенными размерами холстов и изображений, некоторой фрагментарностью композиций, якобы придающей ей динамичность.

Отдельную группу составляют художники старшего поколения, люди с определенными сложившимися взглядами на искусство, уверенно идущие по своему пути (А. Камелин, А. Ашуров, П.Фальбов). Это художники разного дарования, неодинакового масштаба, с совершенно различными путями в искусстве и жизни, но в одном близкие - упорстве и той последовательности, с которой решали поставленные задачи. В их искусстве трудно заметить пересмотр позиций или резкий перелом. Внешне их творчество развивалось, как будто несколько в стороне от общего развития таджикской живописи, но фактически оно оказывало самое непосредственное влияние на него[6, 60-65].

Стремление к повышению эстетической ценности и художественной полноты произведения, сказавшихся в постепенном, но ясно ощутимом нарастании элементов и построение изображения, не было случайным или эпизодическим явлением только у отдельных живописцев, а проявилось во многих работах таджикских художников 60-х годов. Если сравнить произведения предшествующего десятилетия (особенно первой его половины) с картинами 60-х годов, то станет очевидным, что большинство художников стало более емко понимать роль цвета, звучание которого можно усилить или ослабить; значение пластики, придающей особенную материальную убедительность; особый смысл воздушности и живописной среды, мягко обволакивающих предметы. Живопись начала обретать полнокровность, стала более гибкой и податливой воле художника, чем это было в первой половине 50-х годов. Сравнивая

состояние живописи двух десятилетий можно отметить произошедшие значительные изменения - если в 50-х годах преобладающей тенденцией была тяга к иллюстративности, а некоторая пассивность видения приводила к документальной сухости изображения, к нивелировке формы, которая либо повторяла музейные образцы и порою тяготела к фальшивой раскрашенности, либо весьма поверхностно следовала натуре в том виде, как она есть (Л. Волынский, Ф. Салманов, А. Понамарев, И. Абдурахманов, ранние работы В. Боборыкина и И. Лисикова), то в живописи 60-х годов явно намечается тенденция более образного восприятия жизни и природы. Вследствие этого язык живописи становится более осмысленным и прочувствованным: то более чутко и внимательно увиденным в природе - у одних художников, то сознательно подчеркнутым, акцентированным - у других.

Рассматривая творчество большинства художников можно отметить резкий перелом, произошедший в их искусстве в начале 60-х годов. Наиболее значительная особенность искусства 60-х годов - более активное, энергичное и стремительное выражение окружающей среды, его направленность на темы современности. Жажда познания и необходимость наиболее обостренного раскрытия увиденного послужили толчком для нахождения новых мотивов и сюжетов. Жизнь была воспринята и выражена художниками намного шире, полнее и многограннее, чем в предыдущее десятилетие. Это породило тематическое и жанровое разнообразие [4, 120-157].

В 60-е годы наиболее широко и всесторонне раскрылись индивидуальные творческие возможности художников. Повысился интерес мастеров к художественной форме не только, как к информационному средству, но и как к эстетической категории, которая имеет свои глубокие законы сложения и большую силу воздействия. Успехи художников - результат особого подъема всего советского искусства, начавшегося в середине 50-х годов. Взаимодействие таджикского искусства с искусством других советских народов происходило на более высоком уровне, чем в предыдущее десятилетие, так как в связи с приходом молодежи изменилась степень профессиональной подготовки и мастерства художников. Из всего сказанного, однако, следует отметить, что таджикское искусство 60-х годов было не всегда одинаковым на протяжении всего десятилетия. Тенденции в нем менялись, и общий процесс представлял собой сложную картину переплетающихся художественных задач и концепций. Среди разнообразия художественных решений и находок искусства 60-х годов были и такие, что не выдержали испытания временем. Сыгравши раз свою прогрессивную роль, эти произведения потеряли прежнее значение и теперь нам кажутся недостаточно последовательными и глубокими. Но в поступательном ходе развития искусства в них вызревали те тенденции, которые имели перспективу. Именно в искусстве начала 60-х годов был значительный рывок, послуживший движению вперед, и создана та почва, на которой смогли развивать свои идеи последующие мастера. Этот процесс был сильным, ярким, охватил широкие круги художников и произвел глубокие преобразования в художественной жизни республики, поэтому 60-е годы считаются значительными в достижениях изобразительного искусства [8, 50-56].

Художники же 70-х годов относились более внимательно и чутко к окружающему нас предметному миру, более строго и рационально к выбору художественных средств и понимали наследие в более широких границах, чем художники начала 60-х годов. Для молодых художников 70-х годов характерны смелый поиск нового подхода к изображаемым явлениям, ясно обозначенная портретность образов во многих произведениях, умение увидеть и передать величие повседневности, поэзию и красоту светлого мира детства и юности. Характерно и стремление к обновлению выразительных средств, к использованию приемов смежных видов искусства, в частности театра и кинематографа, с его крупными планами и неожиданностью кадрировки. Углубленное отношение к проблемам творчества, мастерства, расширение традиций - свидетельство нарастающего интеллектуализма искусства и эрудиции его создателей. И вместе с тем интеллектуализм привносит тенденцию холодности в произведениях, из которых появляется живое дыхание жизни, её трепетность, эмоциональность, полнота мировосприятия [7, 43-52]. С наибольшей наглядностью и ясностью разнообразие тенденций развития искусства 70-х годов проявилось в станковой живописи, с ее завоеваниями и утратами, ее достижениями и просчетами. Именно в живописи острее обозначилась и новая манера видения, характерная для художников 70-х годов, определился круг традиций, к которым они обращались [5, 66-78].

Широкое распространение получила тщательная, как бы лощеная манера письма, уподобленная раскраске, с преобладанием рисунка, четко очерчивающего форму, ясную и жестковатую. В лучших картинах, написанных в этой манере, есть ощущение ритмов современности, раздолья просторов и напряженной внутренней жизни героев. В таких работах ясно стремление к конструированию, построению законченной композиции, к проработке всех деталей переднего и дальнего планов. Сохраняется и развивается чисто живописная манера письма, при которой роль колорита, усложненного и обогащенного, господствует над всеми другими элементами, либо органически с ними связана. Главное в лучших из этих картинах - это духовное содержание, эмоциональность, взволнованность,

поэтизация, выраженные своеобразным языком тональной живописи. Общей положительной тенденцией для молодых художников 70-х годов, работающих в разных манерах и жанрах, следует признать стремление к созданию законченной картины [9, 60-78].

Историческое прошлое республики наиболее ярко и многогранно отражено в произведениях живописи 80-х годов. К истории Таджикистана, к темам борьбы таджикского народа за своё национальное и социальное освобождение обращаются художники всех поколений - это уже заслужившие признание зрителей художники, такие как С. Курбанов, С. Шарипов и др. 80-е годы были плодотворны и для развития портретного жанра. Внимательно вглядываясь в человека, изучая его характер, жизненную среду, его окружение, художники приходят к пониманию тех черт личности, которые делают его неповторимым. В результате таджикский портрет стал психологичнее и содержательнее. К примеру, А. Рахимов стремился к созданию образов передовых людей республики -это портреты государственных деятелей, рабочих, учёных. Лиричны и проникновенны созданные этим художником женские образы в портретах. Одним из лучших портретистов 80-х годов был И. Лисиков, он содержательно и эмоционально раскрывал богатый духовный мир своих героев. Жанр портрета занимает большое место и в творчестве других художников - А. Умарова, А. Бесперстова, Н. Матасова и др., которые стремились не только к конкретной достоверности, но и к обобщениям, к размышлениям о духовной красоте и ценности личности.

Своеобразная, колоритная природа Таджикистана в творчестве художников республики так же нашла свое яркое воплощение. Настойчивым стремлением передать самые характерные черты национального пейзажа отмечены полотна Х. Хушвахтова, в которых заключается завершенный художественный образ. Неповторимую красоту гор и долин поэтически раскрывают пейзажи Г. Кузьмина. Полнокровные, динамичные по цвету и композиции пейзажи З. Хабибуллаева являются неотъемлемой и очень важной частью его полотен. У пейзажистов способность видеть новые черты окружающей действительности проявляется особенно ярко. Воплощая образ обновленной земли, они обращаются и к индустриальной тематике, особенно М. Хошмухамедов. Таджикский пейзаж 80-х годов отличает широкое эстетическое осмысление новых, современных мотивов. Так, в полотнах Ф. Салманова чувствуется выразительный образ, синтезирующий щедрость природы и неустанный труд человека [10, 150-155].

Художественные особенности таджикской живописи 30 - 80-х годов ХХ века постоянно развивались и менялись. Каждое десятилетие привносило что-то новое в формирование живописи. Художники-живописцы не стояли на месте и двигались только вперед, пробуя себя в новых направлениях, жанрах и стилях, используя различные техники и предметы, стремясь поднять искусство живописи на новый уровень развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айни Л. Искусство Таджикской ССР. - Ленинград, 1972.- 150 с.

2. Айни Л. Очерки о художниках Таджикистана. - Душанбе, 1975.- 261 с.

3. Айни Л., Вассер П. Живопись. П. И. Фальбов. - Москва, 1990.-230 с.

4.Бойназаров Б. История изобразительного искусства таджиков. - Душанбе, 2018. - 231с.

5. Веймарн Б., Черкасова Н. Изобразительное искусство Таджикистана. - Москва, 1941.- 207 с.

6. Додхудоева Л. Н. Художники Таджикистана // Каталог. - Москва, 1983. - 120 с.

7. Долгоносова А., Чудович Е. Выставка изобразительного искусства Таджикской ССР//Каталог. -

Москва, 1957.- 60 с.

8. Музей изобразительных искусств // Сборник. - Душанбе, 1981.-200 с.

9. Мурадов Р. М. Пейзаж горного края. - Душанбе, 1986. - 203 с.

10. Чудович Е. Изобразительное искусство Таджикской ССР //Каталог. - Москва, 1984. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.