РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ
DOI: 10.15293/1813-4718.1901.19 УДК 371.013
Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич
Преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, zikriUo.mirzoboе[email protected], ORCID 0000-0003-4324-3179, Худжанд, Республика Таджикистан
ИЗ ИСТОРИИ МОРАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация. Статья посвящена истории возникновения морально-эстетического воспитания в Центральной Азии и ее культурных ценностей. В статье исследуется роль морально-эстетического воспитания в изобразительном искусстве, анализируются морально-эстетические идеи народов Центральной Азии, основанные на философской точке зрения мыслителей Среднего Востока.
Изучив особенности краткой истории морального, философского и эстетического воспитания, можно заключить, что перечисленные учебные предметы тесно взаимосвязаны и считаются неотъемлемой частью морально-эстетического воспитания народов Центральной Азии, которые основаны на философских взглядах мыслителей Среднего Востока. Автор, опираясь на результаты этнопедагогического анализа, историко-искусствоведческую литературу и проведенные специальные исследования, считает, что морально-эстетическое воспитание народа в духе единства и любви к Родине должно начинаться, прежде всего, в семье, в детском саду и школе посредством широкого применения изобразительного искусства.
Ключевые слова: культура, изобразительное искусство, мораль, миниатюра, гравюра, лепка, резьба, гончарное ремесло, ювелирное дело, чеканка, вышивка, национальные традиции, философия, эстетика.
Введение в проблему. Моральное и эстетическое воспитание - это воздействие на духовный мир человека, которое порождает в нем не только понимание красоты, но и такие качества, как доброта, честность, добросовестность, справедливость, великодушие и т. п. Мораль является компонентом, соединяющим другие элементы воспитания и составляющим основу деятельности граждан.
Термин «мораль» происходит из-арабского языка и обозначает характер в общем, поведение, поступки и натуру человека. Мораль является одной из форм общественного сознания, согласно нормам и законам которой люди живут на каждом этапе развития общества. Мораль определяет нормы поведения, взаимоотношения
между людьми, их отношение к государству, к собственности, семье и трудовым достижениям. Мораль также регулирует действия и поведение людей [7, с. 74].
Культура, представляя собой нормы и цели исторического развития общества, направляет на решение важных задач его продвижения и дальнейшего процветания. Культура уходит своими корнями в далекое человеческое прошлое и является наследием национальной сущности.
Понятие «национальная сущность» наряду с тем, что рассматривается как философское понятие, также используется и в значении явления морали, которое содержит в себе совершенство человеческой личности. В этом смысле в науке о морали или методах воспитания понятие
ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 1 / 2019
159
размышления. обсуждения
«сущность» используется для обозначения признания духовной свободы самого человека, которое иными словами называется самосознанием [8, с. 3].
В образовании национальной культуры важную роль играет художественное наследие нации. «Культура, на мой взгляд, является зданием, в котором отражаются все стороны жизни», - отмечает в своем выступлении президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон [11, с. 4].
Если обратить внимание на лексическое значение слова «культура», то находим следующее: культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении; воспитанность, сознание, социальное воспитание; наука, просвещение; ум, интеллект; мера, мероприятие.
Очень сложно точно определить появление первых людей на территории Центральной Азии, так как сохранились самые древние памятники их жизни -убрать [2, с. 13]. Но из истории известно, что Средневековый Восток не раз поражал своими культурными достижениями Запад. В свою очередь кризис Востока создал условия для влияния культуры Запада на культуру Востока. Народы Центральной Азии в древние времена имели торговые и экономические отношения с Китаем, Индией и Восточной Европой. На основе этих исторических связей развивались взаимоотношения между народами в процессе духовной жизни, а также началось взаимовлияние и взаимообогащение культурного самосознания обеих сторон.
Экономические и культурные отношения народов Центральной Азии и Китая начались со II века до нашей эры и далее развивались и расширялись в интересах обоих государств.
Археологами было найдено большое количество разных предметов, связанных с Китаем: различные чаши, бронзовые зеркала, керамические и фарфоровые монеты и т. д. Искусство Средневекового Китая оказало свое влияние на книжные миниатюры
и гончарное ремесло Центральной Азии.
Великий шелковый путь является одним из первых караванных путей древности и средневековья, который соединял землю наших предков с Китаем и Индией, Древним Египтом и Вавилоном, Ассирией и Мидией, Персией и Римом. Древняя Бак-трия и Согд располагались на перекрестке Великого шелкового пути, где проходили бесконечные караваны, направляясь из древней таджикской земли на Запад и Восток.
Территории Бактрии и Согда с самых первых дней формирования цивилизации и государственности стали местом столкновения экономических и торговых интересов, культурных ценностей и национальных традиций, во все времена сохранили подлинность национальной сущности, исторического образа, духовных и культурных ценностей таджиков независимо от исторического периода [13, с. 19].
Отношения между народами Центральной Азии и Индии также имеют исторические корни. Для них характерно культурное взаимовлияние и взаимообогащение. Ученый Абурайхан Беруни (373-1048) дал высокую оценку культуре Центральной Азии, Индии, Ирана и других государств. Согласно сведениям Беруни, мы определили экономические контакты Центральной Азии со славянами в 1Х-Х вв.
На основании возникших отношений в духовном процессе между народами возникли двусторонние выгодные взаимоотношения.
Историко-этическое и эстетическое воспитание в Центральной Азии тесно связаны. Эту связь можно увидеть в исторических культурных центрах, в регионах Центральной Азии (Худжанде, Уратюбе, Исфаре, Бухаре, Самарканде, Хиве, Шах-рисабзе и др.). Лучшим архитектурным памятником XI в. считается Работ (Усадьба) Малика, которая является после мавзолея Исмаила Сомони завершенным зданием. Он построен у дороги Бухара - Кармина в 1078-1079 гг. Высота Работа Малика -13 метров. Это строение состоит из двух-
этажных жилых домов, складов, величественных арок и т. д. Основной вход свидетельствует о большом таланте мастеров того времени. Для украшения арок использованы рельефные узоры из кирпича, глины и керамической резьбы [13, с. 161].
Характерными особенностями обладает бесподобная культура древней Бухары. Барахшийский Дворец в ХП-ХШ вв. играл особую роль в культурной жизни Бухары. При украшении стен дворца широко использовались краска и резьба. На стенах изображали охоту и различные пейзажи. Высокохудожественные настенные зарисовки отражали религиозные идеи того времени.
Мавзолеи Султана Санджара в Мерве и Абусаида в Мейхане (Туркмения), мавзолей Караханидов Узганда (Кыргызстан), мавзолеи селений Сайед и Ходжа Накшрон вблизи г. Турсунзаде, архитектурные постройки Чоркуха (Таджикистан) в Исфа-ринском районе и др. являются лучшими образцами архитектурного искусства народов Центральной Азии, созданными архитекторами и строителями Х1-Х11 вв. [2, с. 581].
В тот период очень подробно описано правление Саманидов. В XII в. Кутейба захватил Согд, Бухару, Самарканд и другие города. Культурный уровень захватчиков был на низком уровне, и они опасались влияния местной культуры. Когда Кутей-ба завоевывал города, он сжигал творения искусства или увозил их с собой. Выдающийся ученый XI в. Абурайхан Мухаммад ибн Ахмад Беруни (937-1051) в своей книге "Память прошлых поколений" пишет, что Кутейба и другие захватчики убивали представителей религии, искусства, литераторов и ученых. Беруни отмечает, что предводитель арабов уничтожал местные надписи.
В изобразительном искусстве также произошли изменения. Вместо изображений человека, животных и птиц появились рисунки с изображением растений и геометрических фигур. Ислам запрещает изо-
бражение живых существ, в особенности человека. Несмотря на это большинство исследователей утверждают, что традиции доисламской живописи все же сохранили свои позиции в последующие века. Государство Хорезмшаха в 20-е гг. XIII в. еще больше процветало и охватывало, кроме Хорезма и Мавераннахра, современный Афганистан и большую часть Ирана [2, с. 600].
Следует отметить, что XIV-XV вв. подарили цивилизованному миру лучшие письменные образцы, которые вплоть до бумаги, переплета, написания и оформления явились примером уникального искусства. Большинство населения владело различными видами декоративно-прикладного искусства, что свидетельствовало о высоком уровне художественно-эстетического образования народа.
Расцвет гератской школы миниатюры достиг пика в XV веке благодаря множеству умелых мастеров. Среди них особое место занимает Камолиддин Бехзод (род. между 1450-1460 гг., умер 1536\37 гг.). Великий художник тех времен Мирак, узнав о необыкновенных способностях мальчика-сироты, Камолиддина, взялся за его попечительство и воспитание [2, с. 501]. Восточная миниатюра, развиваясь как результат национальной деятельности, охватывала физические и психологические стороны жизни того периода. Радостное восприятие мира отражалось художниками по-разному в исторических и различных героико-сказочных жанрах. В связи с этим современный художник Р. Токташ отмечает: «Она (миниатюра - М. А.), как предмет духовного потребления, сама создает зрителя, вдохновляет обучающего, и ей занимается новое поколение мастеров» [12, с. 79].
В воспитании народов Центральной Азии огромное значение имела классическая литература мусульман Востока. Всему миру известны «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, «Хамса» Низами, Абуабдулла Джаъфар Рудаки, Абушакур Балхи и др. На
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 1 / 2019
161
размышления. обсуждения
основе этих произведений созданы лучшие песни, прекрасные миниатюры, и, конечно, составной частью морально-эстетического воспитания и духовного обогащения народа было устное народное творчество: сказки, рассказы, пословицы и поговорки, народный эпос и др. Наряду с великими мыслителями, учеными Центральной Азии творили их современники - народные сказатели, поэты.
Известно, что историю называют памятью человечества, в ней отражаются жизнь народа, его традиции, духовные и природные ценности. В сказках показана борьба народа за свободу, справедливость, единство и дружбу. Таджикский народ с давних времен стремился к единству, дружбе и миру.
В течение долгой тяжелой жизни Аль-Фараби написал огромное количество работ по философии, метафизике, естественным наукам и др. Он считал, что способности должны развиваться в дальнейшем в полезные и красивые деяния. Характерной особенностью ученых Средневекового Востока является то, что они обладали навыками методологического направления в любых формах знания.
Основоположник таджикско-персид-ской литературы Абуабдуллах Джафар ибн Мухаммад Рудаки появился на свет примерно в 858 году в селе Рудак (ныне Панд-жруд Пенджикентского района нашей республики). Он оставил огромное литературное наследие: касыды, кытъа, рубаи и месневи. В старости Рудаки был ослеплен по приказу шаха. Он возвратился в свое село и в 941 году покинул этот мир. Абуабдуллах Рудаки считал воспитание основным фактором формирования личности. Воспитание человека, по его мнению, должно быть всесторонним. Человек до совершеннолетия должен получить моральное, духовное и эстетическое воспитание.
Абуали ибн Сино (род. примерно в 980 в селе Афшана) был известен на Востоке и Западе как величайший философ своего времени. Абуали ибн Сино отмечает
учителя-наставника как великого мудрого человека. В учебно-воспитательной деятельности залог успеха он видел в правдивости, мудрости, справедливости, чистоте, общительности учителя. Каждый человек должен обучаться согласно его склонностям и способностям. Восточные мыслители считали, что образ учителя определяется по его моральным качествам: честности, справедливости, доброжелательности, которые он может передать своим ученикам.
Творчество Маслихиддина Саъди Ши-рази (примерно 1219-1292) тесно связано с древней таджикской поэзией и формировалось под ее воздействием. Кроме «Гу-листана» и «Бустана» он написал много стихов, в том числе ряд газелей, благодаря которым поэт занял достойное место в истории развития данного жанра персидско-таджикской поэзии. Произведения Саади пронизаны идеями морального и духовного воспитания.
Народный поэт Тошходжа Асири (1864-1915) придавал огромное значение воспитанию подрастающего поколения в семье. Он был поэтом- гуманистом и считал, что моральное воспитание является выражением совокупности эстетических норм и считается моральным кодексом. Здесь уместно отметить такие качества человека, как верность Родине, любовь к народу, героизм, дружба, уважение и др.
Садриддин Айни (1878-1954) также был одним из прогрессивных писателей того периода, который в 1909 году написал первый светский учебник «Тахзиб-ус-сибен». С. Айни считает нравственное воспитание одной из важнейших задач и, определяя нормы морали, показывает взаимоотношения между людьми.
Заключение. Народы Центральной Азии связаны между собой характерными национальными чертами: знанием музыки, пением, стремлением к дружбе с другими народами, а самое главное - одинаковым отношением к моральному воспитанию, которое тесно связано с историческим развитием.
В зависимости от характерных осо-
бенностей морального воспитания, выявленных по некоторым историческим, философским, эстетическим источникам, можно заключить, что перечисленные научные направления тесно взаимосвязаны и считаются неотъемлемой частью морально-эстетического воспитания. Морально-эстетические идеи народов Центральной Азии основаны на философских взглядах мыслителей Среднего Востока.
Эти идеи составляли морально-эстетическую основу и психологические ценности людей. На Среднем Востоке особое место в морально-эстетическом воспитании занимает изобразительное искусство, в особенности его редкие жанры, такие как миниатюра, гравюра, лепка, резьба, гончарное искусство, ювелирные работы, вышивка и т. д., которые являются выразителями национальных особенностей и считаются гордостью искусства Цен-
тральной Азии и древности.
Нравственное воспитание народа должно начинаться с единства и любви к Родине, в первую очередь, в семье, в детском саду, школе посредством широкого использования изобразительного искусства. Только в этом случае можно пробудить в детях любовь к Родине, национальным традициям, уважение к труду, к достижениям искусства, ко всем морально-эстетическим явлениям других народов.
Дети должны воспитываться на народных легендах, сказках, пословицах и поговорках. Следует отметить, что психика человека, как говорят в нашей стране, формируется с материнским молоком. Как всесторонне сформировавшийся человек не может быть без памяти и воспоминаний, так и народ не может иметь будущее, если хорошо не знает свою историю.
Библиографический список
1. Бойназаров Б. И. Санъати тасвири. Ки-тоби дарси барои синфхои 5-6. - Душанбе, 2013. - 160 с.
2. Fафуров Б. Таърихи ;адимтарин, щадима ва асри миёна. Китоби якум. - Душанбе: Ир-фон, 1998. - 416 с.
3. Исломов О. А., Мирзабоев З. З. Мархиилахои тасвир. - Хуланд: Нури маърифат, 2017. - 116 с.
4. Казиев А. Ю. Художественно-технические материалы и терминология средневековой кнеж-ной живописи, каллиграфии и переплетного искусства. - Баку: Изд-во АН Азербсср, 1966. - 134 с.
5. Кей-Ковус. Косус-Намэ. - М.: Изд-во Ан СССР, 1963. - 276 с.
6. Мастера искусств об искусстве: в 7 т. -Т.; М.: Искусство, 1965. - 378 с.
7. Мацмуаи маколахо "Дар рохи тарбияи насли солим". - Хучанд: Меъроч, 2013. - 176 с.
8. Нодирцон Солицонов. Хуввияти милли ва хуввияти фарханги. - Хучанд: Ношир, 2010. - 84 с.
9. Полякова Е. И., Рахимова З. И. Миниа-
тюра и литература Востока: Эвалютция образа человека (Алъбом). - Тошкент: Изд-во литературы и искусства, 1987. - 275 с.
10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
11. Солицонов Нодирцон. Арзиш^ои фар^ангй ва фар^ангиён. - Хучанд: Ношир, 2005. - 168 с.
12. Токтош Р. Очерки искусства Средней Азии. - М.: Искусство, 1982. - 327 с.
13. Х/лсанов С., Муллоцонов С. Таърихи халки точик. Китоби дарсй барои синфй 7-ум. -Душанбе: Маориф, 2017. - 240 с.
14. Эмомали Раумон. Точикон дар оинаи таърих. Аз Ориён то Сомониён. Иборат аз ча^ор китоб. - Душанбе: Ирфон, 2009. - 704 с.
15. Stein M. A., Andrews H. Wall-Painting from Ancient Shrines in Central Asia. - London, 1948.
16. Belenitski A. Asie Centrale. - Paris; Geneve, 1968.
Поступила в редакцию 06.11.2018
Siberian pedagogical Journal ♦ № 1 / 2019
163
palmbm^ehhfl. oecykflehhfl
Mirzaboev Zikrillo Ziyodulloevich
Thе Tеachеr of h Dеpartmеnt of Drawing, Dеscriptivе Gеomеtry and Tеaching Mеthods, Khujand Statе Univеrsity namеd aftеr Acadеmician B. Gafurov, zikrillo.mirzoboе[email protected], ORCID 0000-0003-4324-3179, Khujand, Rеpublic of Tajikistan
FROM THE HISTORY OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION IN THE CULTURAL CENTERS OF CENTRAL ASIA
Abstract. This article is devoted to the history of the emergence of moral and aesthetic education in Central Asia and its cultural values. The article examines the role of moral and aesthetic education in the visual arts, analyzes the moral and aesthetic ideas of the peoples of Central Asia, based on the philosophical point of view of thinkers of the Middle East.
Having studied the features of a brief history of moral, philosophical and aesthetic education, we can conclude that the listed academic subjects are closely interrelated and are considered an integral part of the moral and aesthetic education of the peoples of Central Asia, which are based on the philosophical views of the Middle East thinkers. The author, based on the results of ethno-pedagogical analysis, historical and art history literature and special studies, believe that the moral and aesthetic education of the people in the spirit of unity and love for the Motherland should begin, first of all, in the family, in kindergarten and school through the widespread use of fine art art.
Keywords: culture, visual arts, morality, miniature, engraving, modeling, carving, pottery, jewelry, chasing, embroidery, national traditions, philosophy, aesthetics.
References
1. Boynazarov, B. I., 2013. Visual arts Textbook for grades 5-6. Dushanbe, 160 p. (In Tajik.)
2. Gafurov, B., 1998. History of antiquity, antiquity and the Middle Ages. Dushanbe: Irfon Publ., 416 p. (In Tajik., abstract in Russ.)
3. Islomov, O. A., Mirzaboev, Z. Z., 2017. Stages drawing. Khujand: Nuri Marifat Publ., 116 p. (In Tajik.)
4. Kaziev, A. Yu., 1966. Art and technical materials and terminology of medieval knezhnoy painting, calligraphy and bookbinding. Baku: Academy of Sciences of Azerbaijan Publ., 134 p. (In Russ.)
5. Kei Covus. 1963. Kosus-Name. Moscow: An USSR Publ., 276 p. (In Russ.)
6. Art Masters on Art, 1965. In 7 volumes, T; Moscow: Art Publ., 378 p. (In Russ.)
7. Collection of articles "Towards a healthy generation". Khujand: Merozh Publ., 2013, 176 p. (In Tajik.)
8. Solijonov, Nodirjon, 2010. National Identity and Cultural Identity. Khujand: Noshir Publ., 84 p. (In Tajik.)
9. Polyakova, E. I., Rakhimova, Z. I., 1987.
Miniature and literature of the East: Election of the human image (Al'bom). Tashkent: Publisher of literature and art Publ., 275 p. (In Russ.)
10. Rostovtsev, N. N., 1982. History of methods of teaching drawing: Textbook. Allowance for stud. ped. in-tov. Moscow: Enlightenment Publ., 240 p. (In Russ.)
11. Solijonov, Nodirjon, 2005. Cultural values and cultural figures. Khuand: Noshir Publ., 168 p. (In Tajik.)
12. Toktosh, R., 1982. Essays on the Art of Central Asia. Moscow: Art Publ., 327 p. (In Russ.)
13. Hasanov, S., Mulozhonov, S., 2017. The history of the Tajik people. Tutorial for grade 7. Dushanbe: Maorif Publ., 240 p. (In Tajik.)
14. Emomali, Rakhmon, 2009. Tajiks in the mirror of history From Asia to Samanids. Of the four books. Dushanbe: Irfon Publ., 704 p. (In Tajik.)
15. Stein, M. A., Andrews, H., 1948. Wall-Painting from Ancient Shrines in Central Asia. London. (In Eng.)
16. Belenitski, A., 1968. Asie Centrale. Paris; Geneve. (In French)|
Submitted 06.11.2018
164
CHSHPCKHH negaroraHecKHH ®ypH&n ♦ № 1 / 2019