Научная статья на тему 'Художественные особенности развития жанра дастан в башкирской литературе'

Художественные особенности развития жанра дастан в башкирской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
969
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Жанр / дастан / Поэтика / Сюжет / кисса / автор художественного произведения / традиции дастана / композиционная структура / пейзажные зарисовки

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каримова А. Р.

Статья посвящена раскрытию идейно-художественных особенностей развития жанра дастан в башкирской литературе. Проанализированы известные дастаны «Чингизнаме» и «Бузъегет», в сопоставлении с ними рассмотрены также произведения современных писателей: Х. Тапакова, Ф. Тугызбаевой, Т. Карамышевой. Выявлены в их творчестве традиции жанра дастан в области сюжетосложения и поэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности развития жанра дастан в башкирской литературе»

УДК 821.512.141.09

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА ДАСТАН В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© А. Р. Каримова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 66 43.

Е-mail: dek63@yandex.ru

Статья посвящена раскрытию идейно-художественных особенностей развития жанра дастан в башкирской литературе. Проанализированы известные дастаны «Чингизнаме» и «Бузъегет», в сопоставлении с ними рассмотрены также произведения современных писателей: Х. Тапакова, Ф. Тугызбаевой, Т. Карамышевой. Выявлены в их творчестве традиции жанра дастан в области сюжетосложения и поэтики.

Ключевые слова: жанр, дастан, поэтика, сюжет, кисса, автор художественного произведения, традиции дастана, композиционная структура, пейзажные зарисовки.

Как пишет известный башкирский литературовед Г. Б. Хусаинов: «Литературный жанр - категория историческая. Он возникает в определенной эпохе, и несмотря на то, что его жанровые признаки и система устоялись еще в античности и средневековье, все еще продолжает развиваться» [1, с. 38]. Литературные жанры не существуют отдельно, а тесно взаимодействуют друг с другом. В сложном и длительном процессе художественного творчества жанры претерпевают изменения, обогащаются новыми признаками, а некоторые жанровые формы даже исчезают из литературного поля.

Известно, что до Октябрьской революции башкирская литература обладала богатой жанровой системой. Самыми характерными для этого периода были такие жанры, как дастан, повествование (хикэйэт), ода (мэдхиэ), шежере, жанр путешествий (хажнамэ), эпистолярии (мэктYб) и др. Когда-то прочно существовавшие в литературе некоторые из указанных жанров в настоящее время встречаются редко, другие исчезли вовсе, а третьи - обогатились новыми жанровыми признаками. Поэтому при изучении литературных жанров «необходимо детально изучить не только их внутренюю природу, но основные принципы, формы и факторы, которые способствовали возникновению того или иного жанра» [1, с. 38].

В данной статье попытаемся проследить особенности развития жанра дастан в башкирской литературе.

В отечественной литературе традиции дастан-ства были продолжены в таких произведениях, как «Чингизнаме», «Бузъегет». Его жанровые формы претерпевают сильные изменения, в том числе тенденцию разложения на малые формы. Как отмечают исследователи: «Со временем свои функции он передает повествованиям, киссе, а позже - и поэмам» [1, с. 231]. Созданный в 1842 году в стиле кубаир дастан «Бузъегет» Багауи был написан на основе сюжета, распростаненного у башкир, татар и казахов дастана «Бузъегет». Его основу составляет история любви Бузъегета и Карачач, известная еще на персидском и тюркском языках. Влюбившиеся во сне друг в друга два молодых человека, чтобы обрести вторую свою половинку, проходят

через тяжелые испытания. Они не могут быть счастливыми даже тогда, когда находят друг друга: погибают от рук злодеев. В произведении прославляется большая и чистая любовь, выражается ненависть к злым людям, которые обрекли молодых на погибель. Появившийся в 17 веке дастан «Чингиз-наме» отличается тем, что история в ней передается в полулегендарной художественной форме. В его поэтике ярко выражены признаки жанров дастан и кисса. Если сказать конкретнее: исторические события и личности освещаются как в дастанах и кисса, т. е. историческое в нем сливается с художественным вымыслом. Указанное произведение, автор которого остается неизвестным, состоит из вводной части и 6 раделов, имеет ящечную композицию. Каждый раздел начинается с фразы «Фасыл фи бэяни дастани» и представляет собой самостоятельное повествование о Чингизхане, Аксак Тиме-ре, сыне Г айси Амат, Идеге бей, истории края.

В вводной части произведения представлена родословная Чингизхана. Генеологическая цепь начинается с мифических героев - Нух пайгамбера и его сына Яфата и завершается именем Бурхан султана.

Необходимо отметить, что разделы, составляющие основную часть произведения, по жанру и объему не одинаковы. Первые три из них, посвященные Чингизхану, Аксак Тимеру и сыну Гайси Амат, основаны на исторических преданиях и переданы в прозаической форме. В последних трех «явно влияние традиций средневековой восточной агиографической литературы и шежере» [2, с. 253]. Повествование состоит в основном из легенд и преданий, чередующихся со списком ханов и царей.

В книге «Чингизнаме» предания «Золотая тетрадь», «Дорогое предание», относящиеся к средневековым тюрко-монгольским памятникам, передаются детально и как в сказках гиперболизированно. Часто встречаются традиции кубаиров и паремий: «уцар йортноц нишан вэ билгесе ул торор: Яудин илен куп итэр, 'Кала тебен ур итэр, дыруазын киц итэр» и т. д.

Во втором разделе произведения, посвященном Аксак Тимеру, события повествуются в полу-

114

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

сказочной и полулегендарной форме и передаются в фантастической и приключенческой манере.

Третий раздел сочинения составляет повествование «Сын Гайси Амат». Оно во многом отличается от предыдущих своей жанровой природой и художественными особенностями. «Сын Гайси Амат» -произведение о романтической любви, в котором ярко выражены традиции дастанства. Сюжет в нем развивается динамично, очень много контрастных ситуаций, проза переплетается с поэзией.

В целом, в основе памятника лежат идеи патриархально-родовой и феодальной общины. Главные герои - представители высшего сословия и власти. В произведении есть и отпечатки исламской религии, что ярко выражено в образе Хызыр Ильяса. В то же время «Чингизнаме» нельзя рассматривать как произведение реакционного духа. В нем можно встретить и гуманистические тенденции и демократические идеи, которые подтверждаются образами Буденетай, Билгутей.

Можно утверждать, что книга «Чингизнаме», вобравшая в свою структуру элементы преданий, кисса, эпосов и сочетающая в себе историческое и художественное, сыграла большую роль в развитии историкофункциональной прозы в башкирской литературе.

Традиции дастанства были продолжены в творчестве мастеров современной литературы. Например, дастан «Йырау?ар» Хайдара Тапакова начинается с обращения лирического героя к известному башкирскому поэту Ш. Бабич. Автор повествует о том, как он преклоняет голову перед могилой поэта, которого жестоко обидело время - начало века, и его кладбище - это большая рана для современников. Далее автор последовательно описывает последние минуты жизни поэта. В целом, в данном творении практически нет признаков дас-тана, указанных в научной литературе. Дастан -эпическое произведение большого объема и со сложной структурой. «Йырау?ар» имеет небольшой объем и простую композицию. Одно только сближает это произведение с жанром дастан: это - образ главного героя Ш. Бабича, который представлен как бесстрашный и смелый герой своего времени. По нашему мнению, это произведение можно было бы определить как лиро-эпическую поэму.

Дастан Т. Карамышевой «Раскрытые секреты» написан на основе эпоса «Урал батыр». Начинается он с вопросов, которые рождают у читателя мысли о будущем: «Увидит еще человечество, как новые реки будут течь? Доселе в невиданных небесах как летают птицы? Родятся ли новые люди в новых недрах земли и рек? Все сказано с предостережением в словах старины». Последующие разделы дают ответы на поставленные вопросы. Поэтесса в них делится своими мыслями о смысле жизни, смерти и бессмертии, ставит актуальные проблемы современности. В дастане можно встретить сюжетные линии, идущие от известного эпоса («условие Ху-мая», «Душа-птица»), сказочные мотивы (волшеб-

ная палочка), мифологические образы (Хумай, Ак-бузат, Самрау, Шульген и др.). Произведение написано в стихотворной форме. На наш взгляд, данное произведение с жанром дастан сближают следующие моменты: каждый раздел посвящен одному образу, обилие символических образов, философских мыслей, поучений и прославление Аллаха. В дастане «От любви рожден мир» нет таких героев, которые борются за свою любовь, готовые пожертвовать собой ради любимого. Нет сюжетной линии. В центре произведения - размышления лирического героя о самом сильном и чистом человеческом чувстве - любви.

Дастан М. Ишбулатова «Меч, курай да перо» также организован в форме размышлений лирического героя о прошлом башкирского народа. В произведении нет сюжетного движения, нет событий. Произведение это лирического характера. В нем невозможно найти жанровые признаки дастана.

Тайфур Сагитов свое произведение «Дастан о Роббе и Рау» начинает словами: «Что за слово дас-тан? Кто его поймет и кто его разъяснит? Нет ли возможности дать простое, по-газетному, определение ему? Ведь дастаны слагают об известных личностях, о памятных событиях, вечно сверкающей любви. А эти кто? Так ворчали несколько человек». Это произведение можно было бы определить как воспоминание, мемуары. В дастане автор прославляет танцовщицу Рауилю Хажиеву и композитора, кубызиста Роберта Загретдинова.

В дастане Ф. Тугызбаевой «Каным - крепость Хумайгуш» освещаются события первой половины XV века. Автор определила достан как «смесь реального с вымышленным». Действительно, в даста-не показывается реальная жизнь рядом с фантастическим. Необходимо отметить, что герои произведения не преклоняются только одному богу, есть несколько покровителей, которые защищают их от бед. Простые люди просят у них советов, совещаются. Покровители готовы в любой момент прийти к ним на помощь. Среди героев много и мифологических образов: Хумайгуш, Акбузат и др.

Композиционно произведении построено из вводной части и разделов «Как страна делала колыбель», «Рев красного быка», «Кровь, пролитая за месть», «Как погибла пчела-матка» и др. В первой главе повествуется о народаъх племени канлы и Асылыкуль. Далее описывается, как мужчина по имени Балгады с женой Гултан ждут ребенка. Старуха-прорицательница предсказывает будущее малыша: «родится сын, всем врагам погибель. Как только вырастет, он оседлает коня. Станет мудрым, что все будут восхищены его умом. Но в глубине души у меня тревога - как бы не было кровопролития, над головой - вороны да Карахан, который жаждет крови» Эти слова дают ключ к динамично развивающимся событиям в произведении. В последующих разделах описывается, как прискакал посол Карахана и ознакомил с условиями хана, ко-

торый требует будущего сына Гултаны себе. Балга-ды, конечно, не согласился на это предложение хана и со злости вылил белый кумыс на лицо гостя. Начинается война. Гултан с благословением провожает своего мужа на войну. Вскоре рождается мальчик, оповестить о котором отца отправляется гонец. Во время сильных боев, когда батыр побеждал уже своего врага, услышав радостную весть, растерялся. Воспользовавшись таким моментом, хитрые враги убивают Балгады. В произведении Карахан изображен злым, своекорыстным человеком, который сосет кровь людей, как волк злой и как змей ядовитый. Через некоторое время Карахан приходит за ребенком. Посовещавшись долго, решили оставить Мурата до исполнения шестнадцати лет в родном племени, а его красавицу-мать взять в рабство хану.

В дастане парень, выросший без родителей, изображается не как сильный, достигающий своей цели без преград, а как человек, испытавший жизненные трудности, переборовший их своей кровью и потом. И даже когда его конь падал на состязаниях, стрела не достигала своей цели, он не сдавался, не падал духом. Он показан человечным, любящим свою страну и родной народ.

Младший брат Мурата - Султан с детства отличался от других детей хана. Как и в дастане Кул Гали «Кисса-и Юсуф», его недолюбливают старшие, хотя он был похож внешностью на отца. Не выдержав такое отношение в семье к ее сыну, Гул-тан умирает. Все племя тяжело переживает ее утрату. Парень, обучавшийся в Хорезме, решил пойти к Карахану с войском. Во главе врагов его брат Султан. Рожденные от одной матери, дети оказываются в противоположных лагерях. Как видно, поэтесса обращается к распространнему в дастанах сюжету. И вот начинается схватка. Однажды земля разверзлась и перед Муратом появилась мать в белом платье и платке. Бедная мать старается оградить сыновей от пролития крови: «Дети мои! Не проливайте крови! Не убивайте! Не обрекайте другу друга смерти». Мурат на некоторое время растерялся, а Султан и не видит, и не слышит мать. Он проскакал по белому платку на своем коне. Начинается схватка между родными братьями. В этом состязании Мурат был ранен стрелой врагов. В пятой главе рассказывается, как приходит на помощь Хумай-гуш и дает батыру силы.

Дастан обрамлен поэтическим воспеванием природы Асылыкуль. В его структуре много философских размышлений. Ф. Тугызбаева поднимает актуальные проблемы современности, касающиеся родной земли и смысла жизни. Образный паралел-

лизм или образная символика часто встречаются в восточных дастанах. В них пейзажные описания предшествуют изображаемым событиям. В «Шах-наме» Фирдауси описание грустной любви Бижан и Манижан также начинается с природных зарисовок: лунная ночь вдруг меняется с темнотой, как будто предвещает трагедию. В дастане «Лейля и Мажнун» Низами главная героиня уходит из мира сего от тоски в холодный день, как природа уходит в зимнюю спячку.

Изображение тех или иных событий поэтесса начинает с описаний природы. Ее состояние определяет дальнейшие события. Например: «Летний

зной... Асылыкуль спокоен». Далее старуха-предсказательница продолжает свою историю: «Летний зной. Туча закрыла яркое созвездие.». После этих строчек описывается война между племенами канны и Караханом.

Следующий момент, сближающий произведение с восточными дастанами,- обращение героев к Тенгри, прославление бога.

Произведение, изображающее образ жизни свободолюбивого башкирского народа в эпоху Золотой Орды, состоит из чередования прозаическо-гои стихотворного текстов. В его поэтике удачно и мастерски использованы такие образные средства, как гипербола, эпитет, метафора, сравнения. Все это сближает его с жанром дастан.

Безусловно, можно спорить о том, что в рассмотренных произведениях авторы смогли или не смогли передать все жанровые признаки дастана. К сожалению, прав профессор Р. Баимов: «Определение жанра часто сводится к самодеятельности Автор, озаглавив свое произведение, определяет его вид». Литературные жанры претерпевают сильные изменеия. Как видно, в конце ХХ века - в начале XXI века не был написан дастан, соответствующий по жанровым признакам созданным в предыдущие периоды. Однако можно утверждать, что, сохранив некоторые свои особенности, жанр даста-на продолжает развиваться, обогатившись новыми поэтическими приемами в соответствии с требованиями времени и национальными условиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хесэйенов Г. Б. Быуаттар тауышы. ©фе: Китап, 1984. 292 б.

2. БашКорт э^эбиэте антологияЬы. Т. 1. ©фе: Китап, 1999.

324 б.

3. Карамыш Т. Куцелем догалары. Поэмалар, шигырЗар.

©фе: Китап, 1998. 206 б.

4. Хесэйенов Г. Б. Мостай Кэрим. Шэхес. Шагир. Драматург.

Прозаик. ©фе, 1994. 268 б.

5. Сагитов Т. Сиц. Я^мыш сэхифэлэре. ©фе, 2006. 420 б.

Поступила в редакцию 15.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.