Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШИРАЗСКОЙ ШКОЛЫ МИНИАТЮРЫ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШИРАЗСКОЙ ШКОЛЫ МИНИАТЮРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ширазская школа миниатюры / «Шахнаме» Фирдауси / рукописи / каллиграф / пейзаж / рисунок / композиция / Гератская школа / Shiraz miniature school / " Firdausi's Shahnameh" / manuscripts / calligrapher / landscape / drawing / composition / Herat school.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупова, Холида Шухрат Кизи

В статье рассмотрены проблемы изучение художественных особенностей ширазской школы миниатюры и выявлены её характерные черты. Приведены сравнения влиятельных в 14-16 века миниатюрных школ, их взаимосвязь и отличительные свойства одной от другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES OF THE SHIRAZ SCHOOL OF MINIATURE

The article considers the problems of studying the artistic features of the Shiraz school of miniature and reveals its characteristic features. The article compares the influential schools of miniature in the 14-16th centuries, their relationship and distinctive features of one from another.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШИРАЗСКОЙ ШКОЛЫ МИНИАТЮРЫ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШИРАЗСКОЙ ШКОЛЫ МИНИАТЮРЫ

Юсупова Холида Шухрат кизи

Студент 3 курса Национального института художеств и дизайна им.

Камолиддина Бехзада xyusupova04@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы изучение художественных

особенностей ширазской школы миниатюры и выявлены её характерные черты. Приведены сравнения влиятельных в 14-16 века миниатюрных школ, их взаимосвязь и отличительные свойства одной от другой.

Ключевые слова: Ширазская школа миниатюры, «Шахнаме» Фирдауси, рукописи, каллиграф, пейзаж, рисунок, композиция, Гератская школа.

The article considers the problems of studying the artistic features of the Shiraz school of miniature and reveals its characteristic features. The article compares the influential schools of miniature in the 14-16th centuries, their relationship and distinctive features of one from another.

Key words: Shiraz miniature school, " Firdausi's Shahnameh", manuscripts, calligrapher, landscape, drawing, composition, Herat school.

ВВЕДЕНИЕ

Школой миниатюрной живописи, образовавшейся в начале XIV века, чуть позднее Тебризской, является Ширазская. В Ширазе, ставшем во второй четверти XIV в. столицей недолго просуществовавшего государства Инджуидов (1325-1353), был создан ряд рукописей, большинство из которых содержит поэму Фирдоуси «Шахнаме». Отличие стилистических особенностей ширазской от тебризской школы мы наглядно можем рассмотреть в иллюстративных рукописях, созданных в этой школе («Шахнаме» Фирдоуси 1333 год). Эти миниатюры отличаются монументальностью, одноплановостью, с преобладанием в изображении золота, красных и жёлтых тонов. Рисунок грубоват, фигуры людей крупны. К середине XV века заметен спад развития этой школы. К этому времени многие художники начинают перемещаться в цветущий Герат, где над каллиграфами

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

и художниками и прочими представителями культуры покровительствует тимурид Султан Хусейн.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Династией правившей в начале 14 века в Фарсе на юго-западе Ирана, является Инжуитская. Центром же этого региона был город Шираз, где существовала мастерская по изготовлению манускриптов. Удалось сохранить до наших дней две иллюстрации от правления данной династия из утраченной рукописи «Калила и Димна» и также список «Шахнаме» от 1341 года. В данных работах прослеживается более простое качество в сравнении с работами столичных мастеров, но в тоже время мы видим некое осознанное сохранение персидских декоративных традиций.

На миниатюре из рукописи «Калила и Димна», где изображён сюжет о неверной жене (Илл. 1), мы можем наблюдать огромного размера цветы по сторонам, указывающие на стремлении украсить и усилить декоративность миниатюры.

На смену династии Инжуитов во второй половине 14 века на власть приходять Музафариды. Главным центром по созданию рукописей при них был также Шираз. Новый стиль Музафаридов, мы можем увидеть в рукописи «Шахнаме», относящейся к 1371 году. Она отличается своей яркой выраженной декоративность, которая присуща всем двенадцати иллюстрациям манускрипта. Если рассматривать миниатюру «Бахрам Гур убивает дракона» (Стамбул, Музей Топкапы) (Илл.2), она изображает сасанидского шаха Ирана Бахрама Гура, сражающегося со змееобразным драконом, чтобы спасти любимого коня принцессы. Композиция миниатюры достаточно проста. На переднем плане перед нами предстаёт извивающееся тело дракона, над ним сам царь, который вот-вот выстрелить из своего лука прямо в него. Цветовая гамма произведения отличается своей яркостью и насыщенностью, идёт преобладание таких цветов как красный и синий. Бахрам Гур изображён на чёрном графичном коне, который выделяет его, а красный цвет его одеяния говорит о его победе над драконом. В произведении художник акцентирует внимание не столько на яростную схватку, сколько на декоративный узор — арабеску, которая представляет собой тело дракона. Он уже не борется и не извергает пламя, а его тело для усиления декоративного эффекта имеет синий цвет. Пейзаж в данной миниатюре исполнен сдержанно, здесь она лишь подчёркивает общую композицию и играет подчинённую роль. Этот новый ширазский стиль

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

продолжался по меньшей мере до конца XIV века, о чём можно судить по ещё одной копии «Шахнаме» Фирдоуси от 1393-94 года.

Ширазскую школу миниатюры 14 века отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание ярких тонов в основном красного, золотого и жёлтого. Во многих миниатюрах этого времени мы видим уверенность линий, завершённость и чёткость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узоров.

В период с 15 в. художники Ближнего и Среднего Востока заметно улучшали декоративный образный строй миниатюры, неповторимый по своей графической и колористической структуре. По своей композиции каждая миниатюра этого времени показывает законченное художественное целое , в котором все изображённые фигуры и предметы подчинены ритму плавных линий и тонкой гармонии сочных красочных пятен, составляющих декоративный многоцветный узор. Оперируя пластически выразительной изящной линией и чистыми яркими красками, художник-миниатюрист добивался нужного ему эмоционального звучания образа, передавая его поэтическую сущность.

Крупные достижения ширазских художников выявляются уже в первые десятилетия 15 в. в циклах миниатюр, украшающих рукописи «Антологий» ираноязычной поэзии. Особенно выделяется «Антология» 1410 г., переписанная каллиграфом Муртаза аль Хусайни для тимурида Искандар-Султана, правившего на юге Ирана с 1409 - 1414 года. Ныне хранится в коллекции Гульбенкяна в Лисабоне. Художник большое внимание уделил передаче среды, на фоне которой разыгрывается та или иная сцена, трактуя её как целостную картину пейзажа с неизменной лужайкой, покрытой кустиками травы, рекой на первом плане и «кудрявыми» холмами в верхней части миниатюры. Таков пейзажный фон миниатюры «Дараб, пленённый Искандаром», действие которой представлено на нежно-голубой лужайке. Художник легко справился с многофигурной композицией, расположив изображённые персонажи ярусами. Таким путём, не меняя масштаба фигур, художник условно расположил их в пространстве.

К концу 15 и началу 16 века относятся три ширазские рукописи к «Хамсе» Низами, хранящиеся в ГПБ, такие как «Вошествие Бахрама на престол», «Искандар и умирающий Дарий» и «Хосров видит Ширин у источника». Миниатюры этих рукописей свидетельствуют о наличии нескольких направлений в ширазском стиле. Трактовка пейзажа на таких миниатюрах, как

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(3), March, 2023

«Битва Науфаля с племенем Лайли», «Армия хакана у лагеря Искандара» рукописи 1479 г., хранящиеся в ГПБ, напоминает произведения гератской живописи 1-й пол. 15 в. и позволяет характеризовать стиль иллюстраций «Хамсе» 1479 г. как своего рода промежуточный, связывающий две одновременно развивавшиеся на Среднем Востоке художественные школы.

Стоить отметить, связь ширазской школы с гератской, где первая значительно повлияла на сложение второй. В использовании ярких локальных цветов, в композиционном плане можно проследить данное влияние. Но тем не менее, сопоставляя две эти школы можно почувствовать весомую разницу между ними. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия. В Ширазской школе же, мы не видим столь широкого развития именно пейзажной живописи и отдельного внимания архитектурным деталям изображённых на миниатюрах.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

1.Плотник Сарандиб, его неверная жена и её 2.Бахрам Гур убивает дракона. Фирдоуси,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

любовник. «Калила и Димна». Шираз. «Шахнаме» 1371 год. Стамбул, Топкапы-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Ширазская школа миниатюры оказало значительное влияние на развитие миниатюры в Иране и Средней Азии. Особенность ширазской миниатюры заключается в её изысканности, тонких линиях, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, поражающих своим мастерством, чистой геометрии и яркой палитре. Именно в искусстве миниатюры наиболее полно выразилось национальное своеобразие Ирана.

REFERENCES

1. Адамова А., Гюзальян Л.Т. Миниатюры "Шах-наме" Фирдоуси. 1333 г. - Л., 1985. - 167 с. с ил.

2. Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран и Ирана XVI-XVII вв. - М., 1974. -

3. Фатхуллаев Р.С. Рукописная книга и искусство миниатюры востока. / Учебное пособие - Ташкент: «LESSON PRESS», 2021. - 248 с

4. Шукуров Ш. Искусство средневекового Иран (Формирование принципов изобразительности) - М.: Наука, 1989. - 248 с : ил.

5. Додхудоева Л.Н. Поэмы Низами в средневнековой миниатюрной живописи - М.: Наука,1985. - 309 с -

1333 год. Британский музей, Лондон

сарай

187с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.