Научная статья на тему 'Композиционная характеристика изображений натюрмортов в рукописных миниатюрах Средней Азии XV века'

Композиционная характеристика изображений натюрмортов в рукописных миниатюрах Средней Азии XV века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционная характеристика изображений натюрмортов в рукописных миниатюрах Средней Азии XV века»

УДК 76.01

В.В.Кулаков

Старший преподаватель Кафедра «Рисунок и Живопись» Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова

Г. Москва, Российская Федерация

КОМПОЗИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ НАТЮРМОРТОВ В РУКОПИСНЫХ МИНИАТЮРАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ XV ВЕКА.

Аннотация

В статье исследуются традиции и художественные приёмы изображений натюрмортов в миниатюрах Средней Азии XV веков. На основе сопоставления отмечено разделение натюрмортов по композиционно -смысловым принципам.

Ключевые слова

Среднеазиатская миниатюра, натюрморт, предметы быта.

В XV веке произошло формирование основного художественного языка Среднеазиатской книжной иллюстрации. Лучшие образцы миниатюр отличаются более яркой передачей сюжета и впечатлений художника. Главными центрами возникновения миниатюрной живописи становятся Бухара, Самарканд, Шахрухин (Ташкент) и некоторые другие города. Яркие черты школы книжной иллюстрации Средней Азии XV века представляют рукописные источники «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами.

По мнению Ашрафи М.М. [1, с. 90] Над книжными иллюстрациями трудились художники, представлявшие гератскую школу миниатюрной живописи. Большое внимание миниатюристы уделяли тщательной разработке линий архитектурных построек и интерьеров. В их работах всегда присутствовали изображения открытых павильонов, предметов быта, пейзажей, объединявшихся в один орнаментальный фон.

Выбор основных сюжетов для иллюстраций поэм «Хамсе» Низами и «Шах-наме» Фирдоуси был сделаны уже к началу XV века. Художники строго придерживались традиционных композиционных схем, которые копировались и перерисовывались почти без изменения. Вслед за нанесением рисунка осуществлялась окраска и прорисовка деталей в цвете. Краски были обычно плотные локальных оттенков, сплошного наложения.

Список содержит 38 миниатюр, выполненных в манере, характерной для гератской живописи первой половины XV века. Миниатюры отличаются тщательной разработкой растительного орнамента, лаконичными пейзажами и архитектурным фоном. Большинство миниатюр поэмы «Хамсе» имеют одинаковые контуры: прямоугольник с выступом сверху в центре, справа и слева от которого расположен текст. Такой контур характерен для большинства ширазских миниатюр конца XV века. Так же характерен более лаконичный и сдержанный пейзаж. Натюрморты, стоящие на небольших столиках или на коврах, изображены в нижней части композиции на первом плане.

Миниатюры персидского списка «Шах-наме» («Книги о шахах») рассказывают об исторических событиях Ирана начиная с древних времён до середины VII века. Рукопись неполная: в ней было 400 страниц. Сохранилось 369 страниц. Текст поэмы написан в четыре колонки чётким круглым почерком. Между колонками текста оставлены просветы, а сами обведены двумя красными полосами. В иллюстрациях «Шах-наме» присутствует высокий горизонт, фигуры людей свободно располагаются в различных плоскостях, не заслоняя друг друга. Натюрморты изображаются на небольших столиках прямоугольной формы. Большое внимание уделяется орнаментально-архитектурному фону.

Исследователь Среднеазиатской иллюстрации Долинская В.Г. [2, с. 173-193], в своей работе отмечает, что миниатюры среднеазиатских поэм XV века имеют особую яркость и контраст. Лаконичное сочетание тонов и их ритмическое чередование способствует достижению большой эмоциональности образов миниатюр «Шах-наме» и «Хамсе».

Перейдём к более полному анализу изображений натюрмортов в миниатюрах поэм XV века «Хамсе» и «Шах-наме». Рассмотрим миниатюры поэмы «Хамсе» «Махан в заколдованном саду» и «Искандар и Нушаба во дворце». Действие происходит в интерьере. На первом плане на полу изображён небольшой столик на котором размещены три предмета. На миниатюре «Махан в заколдованном саду» так же на первом плане представлен натюрморт из трёх кувшинов с высокими горлышками. Кувшины стоят на небольшом квадратном столике. Натюрморт находится на открытом пространстве, так как действие миниатюры проходило на фоне пейзажа с завышенной линией горизонта. Натюрморты рассматриваемых миниатюр поэмы «Хамсе» состоят из трёх предметов, присутствует чёткое деление на левую и правую симметричные части композиции. Кувшины изображены с небольшими заслонениями.

Следовательно, по своим конструктивным признакам натюрморты могут называться прямоугольными, симметричными. Натюрморт, представленный в иллюстрации «Махан в заколдованном саду» является пейзажным, а натюрморт, представленный на первом плане композиции «Искандар и Нушаба во дворце» можно называть интерьерным.

Рассмотрим миниатюру поэмы Фирдоуси «Шах-наме» «Фаридун с дочерми Джамшида». На первом плане композиции размещается натюрморт, состоящий из трёх предметов. В центре композиции изображён небольшой сосуд типа вазы с широким горлышком и слегка сужающийся к низу. Слева и справа показаны два кувшина с удлинёнными узкими горлышками, которые немного расширяются кверху. Кувшины могли быть сделаны из стекла или металла. В подобных сосудах на торжествах подавались напитки. Симметричный натюрморт изображён на небольшом столе прямоугольной формы. Предметы не заслоняют друг друга. Они расположены линейно по нижнему краю столешницы на фоне городского интерьера.

Таким образом, нами установлено, что в среднеазиатской рукописной миниатюре XVвека изображения натюрмортов по композиционно-смысловыми принципам разделяются на прямоугольные -симметричные, а так же на «интерьерные» и «пейзажные».

Список использованной литературы:

1. М.М.Ашрафи «Миниатюры XVI века в списках произведений Джами из собрания СССР» Москва 1966г. с.90.

2. В.Г. Долинская. «Очерк миниатюрной живописи Средней Азии XVI в.» // В книге «Искусство Таджикского народа», Вып. 2. г. Душанбе 1960г. с173-203

© В.В.Кулаков.,2015

УДК 749

А.Ю. Куликова

Студент Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

Г. Ижевск, Российская Федерация С.Н. Зыков

к.т.н., доцент, профессор Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

Г. Ижевск, Российская Федерация

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО

РАБОЧЕГО СТОЛА ДИЗАЙНЕРА

Аннотация

В данной статье анализируются вопросы, связанные с проблематикой проектирования такого конструктивно-сложного изделия, как многофункционального рабочего стола дизайнера. Рассматриваются факторы, влияющие на формообразование этого объекта, и приводится пример разработанного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.