Научная статья на тему 'Художественные эффекты на телеэкране: от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа'

Художественные эффекты на телеэкране: от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
894
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дополненная реальность / дополнительная визуализированная информация / монтаж / телекадр / усеченная реальность / художественный эффект / экранное пространство. / additional visuals / art effect / augmented reality / installation / screen space / television frame / truncated reality.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабалин Владимир Васильевич

В исследовательском ключе данной статьи рассматривается феномен художественного эффекта на телеэкране. Автор приводит ряд примеров эффектов, воплощаемых в процессе внутрикадрового и межкадрового монтажа при решении задачи выразительного перехода от одного действия в эпизоде к другому. В ходе изучения специфики художественных эффектов на телевидении уделяется пристальное внимание взаимосвязи основного изобразительного ряда и объектов дополнительной визуализированной информации на экране, являющих новую коммуникативную парадигму. Также читатель ознакомится с артефактами дополненной и усеченной реальности в аудиовизуальной ткани телевизионного контента как способами выражения творческих идей автора. В завершении данной работы будут представлены предварительные итоги исследования экранного пространства телекадра в ракурсе дефиниции «художественный эффект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Effects on TV Screen: From Visual Attraction to Expressive Means of Editing

In the research key of this article, the phenomenon of artistic effect on the television screen is considered. The author gives a number of examples of effects embodied in the process of intra-frame and inter-frame editing when solving the problem of expressive transition from one action in an episode to another. In the course of studying the specifics of artistic effects on television, close attention is paid to the relationship between the main visual series and objects of additional visuals on the screen, which are a new communicative paradigm, and the reader will get acquainted with artifacts of augmented and truncated reality in the audiovisual fabric of television content as a way of expressing the author’s creative ideas. At the end of this work, the preliminary results of the study of the screen space of the television frame in the perspective of the definition of “art effect” will be presented

Текст научной работы на тему «Художественные эффекты на телеэкране: от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа»

Художественная культура № 4 2020

Кино и массмедиа

УДК 79

ББК 85.38 / 85с

Шабалин Владимир Васильевич

Кандидат искусствоведения, телеоператор, Аппарат Правительства Российской Федерации, Москва О^Ю Ю: 0000-0001-5752-2983 [email protected]

Ключевые слова: дополненная реальность, дополнительная визуализированная информация, монтаж, телекадр, усеченная реальность, художественный эффект, экранное пространство.

Шабалин Владимир Васильевич

Художественные эффекты на телеэкране: от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

В исследовательском ключе данной статьи рассматривается феномен художественного эффекта на телеэкране. Автор приводит ряд примеров эффектов, воплощаемых в процессе внутрикадрового и межкадрового монтажа при решении задачи выразительного перехода от одного действия в эпизоде к другому. В ходе изучения специфики художественных эффектов на телевидении уделяется пристальное внимание взаимосвязи основного изобразительного ряда и объектов дополнительной визуализированной информации на экране, являющих новую коммуникативную парадигму. Также читатель ознакомится с артефактами дополненной и усеченной реальности в аудиовизуальной ткани телевизионного контента как способами выражения творческих идей автора. В завершении данной работы будут представлены предварительные итоги исследования экранного пространства телекадра в ракурсе дефиниции «художественный эффект».

Shabalin Vladimir V.

PhD in Art, cameraman, Government Office of the Russian Federation, Moscow

ORCID ID: 0000-0001-5752-2983 [email protected]

Keywords: additional visuals, art effect, augmented reality installation, screen space, television frame, truncated reality

Shabalin Vladimir V.

Art Effects on TV Screen: From Visual Attraction to Expressive Means of Editing

In the research key of this article, the phenomenon of artistic effect on the television screen is considered. The author gives a number of examples of effects embodied in the process of intra-frame and inter-frame editing when solving the problem of expressive transition from one action in an episode to another. In the course of studying the specifics of artistic effects on television, close attention is paid to the relationship between the main visual series and objects of additional visuals on the screen, which are a new communicative paradigm, and the reader will get acquainted with artifacts of augmented and truncated reality in the audiovisual fabric of television content as a way of expressing the author's creative ideas. At the end of this work, the preliminary results of the study of the screen space of the television frame in the perspective of the definition of "art effect" will be presented.

В качестве введения

Телевидение перманентно видоизменяется, подобно окружающей нас объективной реальности, что, несомненно, актуализирует вопрос стилистических решений построения экранного пространства телекадра. Применение творческих приемов в телевизионном монтаже характеризует отличие новой аудиовизуальной эстетики от традиционных форм. Кандидат философских наук Е. Тихомирова отмечает, что «культура стала уже не просто процессом создания единиц информации, процессом обмена, сохранением этих единиц. Культура сегодня — высокотехнологичное пространство» [11, с. 48]. Масштабное развитие технической базы расширяет ряд применяемых художественных эффектов, входящих в основу построения выразительного образа на телеэкране.

Креативные решения по созданию контента и дальнейшего его релиза повлекли за собой резкий сдвиг в массовом восприятии аудиовизуальной структуры [5, с. 137], — констатирует Н.Б. Маньковская. Электронные цифровые средства записи и передачи изображений с помощью видеосигнала [4, с. 172] благоприятно способствовали применению эффектов в телевизионной практике, а запрос на разнообразие форм предоставления аудиовизуального ряда зрителю подтолкнул к видоизменению экранной стилистики. Автор монографии «Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века» Е. Сальникова поясняет, что вариативность соотношений зримого и физического восприятия влияет на культурные процессы, художественные принципы искусства и атмосферу повседневности [10, с. 36]. Проблематика обусловлена и возникновением нового коммуникативного пространства.

Актуальность исследования вызвана уплотняющимся аудиовизуальным потоком на телевизионном экране в эпоху цифровых технологий. В связи с этим телеаудитория воспринимает информацию в едином, сквозном пространственно-временном континууме. И предпочтение все чаще отдается просмотру события на экране благодаря художественному эффекту, в том числе, в виде анимиро-ванного титрования, динамично оформленных межкадровых склеек, внутрикадрового формирования экранного пространства, дополненной и усеченной реальности. Визуальные конструкты, характеризующие телевизионный монтаж, расширяют палитру творческих решений

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

автора. Эффект на телеэкране как способ выражения и преобразования структуры отображений [8, с. 236] является сегодня одним из центральных средств создания телевизионного контента.

В начале работы поставим цель: исследовать художественные эффекты с указанием их специфики и функциональности как творческого инструментария в процессе телесъемки и монтажа, а также задачи: проследить сущность художественного эффекта как способа организации внутрикадрового монтажа и в ракурсе монтажной склейки кадров аудиовизуального ряда материала. Вместе с тем изучить художественные эффекты, применяемые в экранном пространстве в качестве объектов дополнительной визуализированной информации^*, включая тотиент дополненной и усеченной реальности® в телевизионной визуальной среде, а также проследить их конгруэнтность (согласованность).

Эффекты, воплощаемые во время съемочного процесса

В отличие от первых фильмов(3) братьев Люмьер последующие кинокартины являли зрителю визуальные трюки, присущие синематографу того времени. Как известно, Ж. Мельес в фильмах-аттракционах(4) впервые применил специальные эффекты. «Случайная ошибка при съемках Мельеса наградила зрителей: был открыт новый эффект — „волшебное" исчезновение объекта на глазах у изумленной публики. Так реалистический, документально зафиксированный мир кинематографа братьев

(2)

(3)

Дополнительная визуализированная информация «как самостоятельная единица понятийного ряда в области новостного ТВ» [8, с. 120] может быть представлена в композиции кадра титром, логотипом, бегущей строкой, визуальной копией реального объекта, а также симулякром и объектом, уплотняющим и завершающим композицию полиэкранного кадра.

Усеченная реальность — понятие, введенное автором в научный оборот отражающее «...творческо-технический процесс отсечения некоторой части изображения, либо удаления определенных элементов из экранной композиции телевизионного кадра, представляющих конкретные предметы на экранне, но не изъятия самих физических объектов из мизансцены» [9, с. 105].

«Выход рабочих с фабрики» (Arbeiter verlassen die Fabrik, 1895), «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (L'Arrivée d'un train à la Ciotat, 1895).

«Фокусник, достающий из воздуха за одну минуту десять шляп» (Dix chapeaux en 60 secondes, 1896), «Молниеносные превращения» (L'homme Protée, 1899).

Илл. 1. Скриншот кадра из телевизионной трансляции концерта к юбилею К. Меладзе // «Первый канал» (телевизионный эфир: 13.05.2018). URL: 1tv.ru

Люмьер стал „рушиться", обретая новые грани, которыми брезжила фантазия Ж. Мельеса, — спецэффекты стали неотъемлемой частью создания „иллюзорного мира"» [12, с. 141], — подчеркивает Н.И. Утилова. В дальнейшем, встречаясь вне рамок иллюзиона, кинотрюк превратился из средства изображения в средство выражения [14, с. 35], а затем, к примеру, в кинокартине Стэнли Кубрика «Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey, 1968) поднялся до уровня самоценного художественного явления [14, с. 45], — отмечает С. Хлыстунова.

Перед детальным рассмотрением темы разделим художественные эффекты на две группы: 1) выполняемые в период постпродакшн (к ним вернемся позднее) и 2) воплощаемые во время съемочного процесса, то есть, как правило, техническим способом. Продолжим исследование, обратившись к приемам технологического характера и композиционного решения кадра. Приведем первый пример. При определенном ракурсе съемки в атмосфере зрительного зала просматривается рисующий луч света. Причем его вектор пролегает в кадре через образ видеомонитора, демонстрирующего крупным планом участников проходящего мероприятия. При просмотре у телезрите-

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

Илл. 2. Скриншоты кадров из материала М. Киселева (телеоператор В. Казаков) «Русский язык доказал свою живучесть в Монголии». «Вести недели» // Россия 1HD. URL: https://russia. tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1750267/video_id/1845913/viewtype/picture/ (дата обращения 12.04.2018)

Илл. 3. . Скриншот кадра из трансляции телевизионного конкурса «Голос» // «Первый канал». URL: https://www.1tv.ru/shows/golos-2-y-sezon/vystupleniya/ aleksey-minchenko-i-kirill-astapov-sneg (дата обращения 13.05.2020)

ля возникает ощущение присутствия в кинозале, когда пучок света устремляется от проекционного аппарата к полотну экрана.

Иной творческий прием подразумевает эффект размытого изображения в начальной стадии его появления на экране, при этом не предоставляется сразу вся визуальная информация об объекте. С проявлением фокуса на картинке образ полнее открывается зрителю, как если бы в театре сначала сцена была закрыта тюлевым, полупрозрачным занавесом, который потом был бы убран. Такая пауза в детализации изображения объекта помогает отвлечься от предыдущего плана и подготовить восприятие телеаудитории к ознакомлению с очередным кадром.

Кратковременный уход от резкоотображаемого экранного пространства применяется и для концентрации внимания зрителя, в том числе на аудиальной составляющей звукозрительного ряда кадров, например во время демонстрации на экране телеприемника музыкального номера.

Следующий вариант выполнения художественного эффекта из программы «Вести в субботу». В кадрах интервью с Ю. Снигирь

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

РОССИЯ 1 1

ЧКТИ

И '

РОССИЯ 1

ЧКТИ

Илл. 4. Скриншоты кадров из телевизионного материала о фильме «Кровавая барыня», программа «Вести в субботу» // телеканал «Россия 1HD» (дата телевизионного эфира: 17.02.2018). URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5217/episode_id/1687947/video_ id/1796328/ (дата обращения 18.02.2018)

телеоператор показал крупным планом глаза актрисы в легком расфокусе с последующей поправкой изображения по резкости, что может трактоваться как своего рода иллюстрация воспоминаний исполнительницы главной роли.

Более того, «расфокус» следует рассматривать и с позиции понятия «усеченная реальность», так как информативность визуального ряда теряется в нечетком изображении. На признаки элемента усеченной реальности может указывать изменение некоторых свойств изображения наряду с такими, как цветность, яркость, контрастность, а отнюдь не только в удалении объекта композиции кадра [подробнее см.: 16].

Художественные эффекты, выполняемые на монтаже

На следующем этапе развития многослойности телекадра в основное изображение с помощью компьютерных технологий вводится искусственно смоделированный дополнительный элемент на отдельном виртуальном слое [18, с. 57], который включается в экранную композицию. В одном из выпусков новостей в материале об открытии российским морякам памятника на Сицилии автор использует в стендапе прием дополненной реальности. Образ морского судна дорисовывается к изображению реального морского пейзажа, на фоне которого и стоит репортер.

В созданной протовиртуальной реальности® дополнительный элемент в структуре основного изображения представляет собой не что иное, как симулякр. В этом контексте Н.И. Утилова подчеркивает, что «при помощи компьютерной графики можно создать несуществующее в природе „творение", которое воспринимается как реальное, объемное, имеющее свое колористическое решение» [13, с. 66].

Вместе с тем в современном сегменте новостного вещания отмечаются композиции, в которых процент «дополненного» в кадре

К протовиртуальной реальности относятся «все формы и элементы виртуальности, возникающие или сознательно создаваемые на базе или с применением современной электронной техники. <...> На протовиртуальном этапе ощущение условной границы между реципиентом и артефактом не утрачивается, чувство дистанции сохраняется, полного погружения в виртуальную реальность не происходит» [13, с. 38-39].

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

Илл. 5. Скриншот кадра из репортажа «В Италии увековечили память российских моряков». Новости, «Первый канал». URL: http://www.1tv.ru/news/world/209252 (дата обращения 17.11.2013)

больше, чем основного изображения, что говорит уже о свойствах не дополненной реальности, а дополненной виртуальности. Сложение изобразительных сегментов показывает экранную реальность не только как производную визуального эффекта, но и генерацию нового экранного пространства — актуальный конструкт из нескольких изобразительных слоев в едином кадре-образе. В этом случае визуальный эффект способствует более полному раскрытию темы события и зрелищной иллюстрации текста, излагаемого ведущим выпуска новостей перед выходом репортажа в телевизионный эфир.

Функция художественного эффекта во внутрикадровом построении

Для введения в экранное пространство объектов дополнительной визуализированной информации в некоторых случаях также необходим намеренный уход от резкоизображаемого пространства телекадра, подчеркивающий важность визуальной информационной детали на экране. Так, в информационной программе телеканала «Россия 24» дополнительный элемент композиции в виде скриншота ленты из соц-

Илл. 6. Скриншот кадра из выпуска новостей в 18:00 // «Первый канал» (телевизионный эфир: 9.04.2019). URL: https://www.1tv.rU/news/issue/2019-04-09/18:00#2 (дата обращения 09.04.2019)

Илл. 7. Скриншоты кадров из информационной программы телеканала «Россия 24»

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

сети выводится в кадре на передний план. В этот момент изображение телестудии с ведущим на втором плане (относительно дополненной визуальной плоскости в экранном пространстве указанного кадра) размывается. Эффект выполняется непосредственно на монтаже, но расфокус также может быть реализован во время съемочного процесса.

Данный пример показателен и отвечает свойствам изображения мизансцены, зафиксированной в «натуральных» условиях, то есть когда при фокусировке на предметы мизансцены объекты фона в композиции указанного кадра теряют свою детализацию, как говорится — размываются. Во внутриэкранном процессе воссоздания аудиовизуальной среды «переброска» фокуса с одного объекта композиции на другой также являет сменяемое изменение четкости их отображения. Действительно, в телевизионном контенте сегодня весьма востребовано внутрикадровое построение, и применяя, в том числе, новые инструменты цифрового искусства [6, с. 41], руководствоваться прежде всего необходимо классическими художественными законами.

Свойства художественного эффекта в межкадровом сопоставлении

В следующем примере применение творческого приема «расфокус» происходит уже в межкадровом сопоставлении, что способствует мягкому переходу между планами. Так, через размытие концовки предыдущего и в некоторых случаях начала следующего, зачастую производится их смена в микшерном переходе. Через «наплыв» выполняется плавное перемещение между определенными дискретными длительностями экранного времени, что обеспечивает, например, демонстрацию хода размышлений действующего лица в телефильме «Элементарно» (Elementary, 2012). В смежных кадрах представлен один и тот же объект — герой фильма Шерлок Холмс, но запечатленный в разных фазах движения в кадре. Плавный переход обеспечивает логичность визуального повествования [17, с. 41], применение же прямой монтажной склейки здесь чревато временным скачком.

Подобно решалась задача организации экранного пространства и в репортаже о новогодних празднованиях.

Илл. 8. Скриншот кадра в момент смены телевизионных планов в репортаже «Новый год с космическим размахом, ярмарки, сказочные персонажи — эстафета в масштабах страны!» // «Первый канал» (телеэфир: 30.12.2017). URL: https://www.1tv.ru/news/2017-12-30/338828-novyy_god_s_kosmicheskim_razmahom_yarmarki_skazochnye_personazhi_estafeta_v_ masshtabah_strany (дата обращения 14.05.2020)

Илл. 9. Скриншот кадра в момент смены телевизионных планов в репортаже «Новый год с космическим размахом, ярмарки, сказочные персонажи — эстафета в масштабах страны!» // «Первый канал» (телеэфир: 30.12.2017). URL: https://www.1tv.ru/news/2017-12-30/338828-novyy_god_s_kosmicheskim_razmahom_yarmarki_skazochnye_personazhi_estafeta_v_ masshtabah_strany (дата обращения 14.05.2020)

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

Илл. 10. Скриншот кадра в момент смены телевизионных планов в репортаже П. Зарубина «День Москвы: столица помолодела и ждет гостей», «Вести недели» // «Россия 1». URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1543331/video_id/1674428/viewtype/ picture/ (дата обращения 1705.2020)

Смена локаций телесъемки на экране наблюдалась посредством того же визуального эффекта. Таким образом, в межкадровом монтаже находят место художественные эффекты, связанные со становлением новых форм экранного пространства. Внутренняя связь между кадрами в замене предыдущего последующим заключена в общем пространстве телевизионного материала, связывающем ячейки визуального ряда, находящиеся по разные стороны оригинального монтажного стыка, в том числе и в виде перехода-шторки или зигзагообразной линии. С помощью такого рода эффектов привносится стилистическое разнообразие визуального повествования новостного материала, а межкадровый монтаж выводится за рамки понимания его свойств, отражающих обычную смену телевизионных планов. .

Художественные эффекты технологического характера

Несмотря на палитру применяемых художественных эффектов, все же чаще используется прямая монтажная склейка. Но в некоторых случаях

сопоставление планов одной крупности напрямую неприемлемо с точки зрения правил монтажа. При отсутствии возможности включения вставки, скрывающей момент смены составных частей визуального ряда, на помощь приходит прием виртуальной камеры. При изменении масштаба одного из стыкуемых изображений производится выкадровка некоторой его части. Укрупненный план ставится до или после смежного, оставленного в полноформатном виде, а монтажный переход между ними, основанный на принципе склейки «с крупного на общий», либо в обратной последовательности предоставления изображений на телеэкране, выглядит весьма гармонично.

Вместе с тем необходимо отметить, что корректировка композиции кадра выполняется не в момент съемочного процесса, и в большинстве случаев не телеоператором, а при участии режиссера монтажа. Таким образом, творческие решения, относящиеся к своего рода технологической необходимости, находят распространение на постпродакшн. По высказыванию В. Шкловского, «Определенный прием, введенный как не эстетический, может эстетизироваться, то есть изменить свою функцию» [19, с. 94]. Еще одним примером послужит эффект, при выполнении которого видеосигнал как медиум являет новые визуальные формы на телевизионном экране. «Благодаря цифровым технологиям художники получили возможность создавать новые формы „производства", а не „воспроизведения"» [9, с. 184], — говорит М. Раш.

В узких рамках данной публикации мы не касаемся других способов организации художественных эффектов. Но отметим одну работу под названием «Видеопространство» (1968), в которой Р. Загон создал «тревожное видео» [9, с. 102]. Эффект заключается в том, что «направляя камеру на экран, вы бесконечно множите изображение» [9, с. 102]. В скользящем «взгляде» телекамеры по экрану эффект акцентирует наше внимание на новой эстетике пространства кадра. Видеосигнал здесь выступает в роли обеспечивающего особенность визуального повествования. Художественная выразительность изобразительного ряда кадров выходит на уровень, соответствующий требованию искусства, когда каждый прием, «обогащая и углубляя передаваемую от автора к зрителю образную идею произведения» [1, с. 47], должен быть осмыслен и понятен. Приведенная сентенция важна с точки зрения эффектов как группы художественно-выразительных средств,

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

позволяющих «усилить эмоциональную сторону произведения и одновременно углубить его смысл» [3, с. 29].

В завершении работы вынесем следующие положения:

Художественный эффект в телевизионном материале концептуализируется как изобразительное средство.

В процессе выполнения эффекта в межкадровом и внутрикадровом монтаже решается задача пластичного перехода от одного действия в эпизоде к другому.

В ходе изучения специфики эффектов на ТВ выявлена взаимосвязь основного изображения и дополнительной визуализированной информации, являющей новую коммуникативную парадигму. Она дополняет традиционные формы общения между людьми [7, с. 15] в диалогической системе «автор — зритель».

В сочетании информативности и художественной ценности эффекта в современном медиапространстве отмечается его качественная трансформация из средства визуализации объекта телесъемки в способ творческого выражения автора/режиссера телевизионного материала.

При этом сегодня не приходится разделять эффекты по принципу их применения в том или ином жанре телевидения. В частности, включения одних и тех же эффектов в аудиовизуальный ряд как документального, так и игрового фильма, а также информационного контента или материалов, относящихся к жанру инфотеймент. Поэтому определенный протокол рекомендаций будет не приемлем с точки зрения ни творческой составляющей, ни стиля подачи материала. Правильнее предоставить принятие решения по этому вопросу непосредственно автору телевизионного материала, который, применяя художественный эффект, формирует экранное пространство произведения. Эмпирические примеры эволюции структуры и техники исполнения эффекта подтверждают его наполнение новыми смыслами, что требует дальнейшего изучения феномена художественного эффекта в рамках исследования экранного пространства телевизионного материала и визуальных искусств в целом.

Список литературы:

1 Бровченко Г.Н., Борисов С.И. «Форматный» этап развития российского документального телевизионного фильма: достоинства и недостатки // Современный российский форматный документальный телефильм. Сборник научных статей. М.: Ф-т журн. МГУ, 2017. С. 25-60.

2 Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. С. 32-61.

3 Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. В 3 ч. Ч. 1. Пластическая выразительность кадра. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения

и радиовещания, 2000. 39 с.

4 КривошеевМ.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. М.: НИИР, 2006. 927 с.

5 Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М.: ИФРАН, 1995. 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 НекрасовД.Ю. Классификация произведений изобразительного искусства в зависимости от носителя // Дизайн. Материалы. Технология. 2015. № 1 (36). С. 41-47.

7 Новые аудиовизуальные технологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. 481 с.

8 ПондопулоГ.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. М.: ВГИК, 2008. 336 с.

9 РашМ. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 256 с.

10 Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. Монография. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 575 с.

11 ТихомироваЕ.Г. Идея маски в этаг^пространстве (культурологический обзор) // Вестник МГУКИ, 2014, № 4 (60). С. 46-50.

12 УтиловаН.И. Клиповый монтаж и иллюзорный мир // Вестник ВГИК. 2012. № 12/13. С. 131-146.

13 Утилова Н.И. Монтаж: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 167 с.

14 Хлыстунова С.В. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2012. 286 с.

15 ШабалинВ.В. Визуальный образ усеченной реальности в экранном телевизионном изображении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2018. № 3. С. 101-110.

16 Шабалин В.В. Феномен усеченной реальности как визуальный троп экранной интерпретации образа события в пространстве телевизионного кадра // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 29-30 октября 2018 г.

/ Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения, профессор Н.Г. Кривуля. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 161-166.

17 Шабалин В.В. Функция времени в образной структуре телевизионного репортажа. Дис. ... канд. искусств. : 17.00.03. Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. М., 2017. 150 с.

18 Шеметова Т. Картина мира как видеосфера в современной реальности // Наука телевидения. 2013. Вып. № 10. С. 56-65.

19 Шкловский В. За 60 лет. М.: Искусство, 198 5. 573 с.

Художественные эффекты на телеэкране:

от визуального аттракциона к выразительному средству монтажа

References:

1 Brovchenko G.N., Borisov S I. «Formatnyj» etap razvitiya rossijskogo documental'nogo televizionnogo fil'ma: dostoinstva i nedostatki ["Format" stage of development of Russian documentary television film: advantages and shortcomings]. Sovremennyjrossijskij formatnyj documental'nyj telefil'm [Contemporary Russian format TV documentary]. Digest of scientific articles. Moscow, F-t zhurn. MGU Publ., 2017, pp. 25-60. (In Russ.)

2 Bychkov V.V., Mankovskaya N.B. Virtual'naya real'nost' kak fenomen sovremennogo iskusstva [Virtual reality as a phenomenon of contempotary art]. Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda. Issue 2. Moscow, IF RAN Publ., 2006, pp. 32-61. (In Russ.)

3 Goryunova N.L. Hudozhestvenno-vyrazitel'nyesredstvaekrana [Screen art means of expression]. In 3 parts. Part 1. Plasticheskaya vyrazitel'nost' kadra [Plastic expressiveness of the frame]. Moscow, In-t povy'sheniya kvalifikacii rabotnikov televideniya i radioveshhaniya Publ., 2000. 39 p. (In Russ.)

4 Krivosheev M.I. Mezhdunarodnayastandartizaciyacifrovogo televizionnogo veshhaniya [International standardization of digital television broadcasting]. Moscow, NIIR Publ., 2006. 927 p. (In Russ.)

5 Mankovskaya N.B. Parizh sozmeyami. Vvedenie v estetikupostmodernizma [Paris with snakes. Introduction to post-modernist aesthetics]. Moscow, IFRAN Publ., 1995. 220 p. (In Russ.)

6 Nekrasov D.Yu. Klassifikaciya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva v zavisimosti ot nositelya [Classification of fine arts by medium]. Dizajn. Materialy. Tehnologiya, 2015, no. 1 (36), pp. 41-47. (In Russ.)

7 Novye audiovisual'nye tehnologii [New audiovisual technologies]. Textbook. Ed. K.E. Razlogov. Moscow, Editorial URSS Publ., 2005. 481 p. (In Russ.)

8 Pondopulo G.K. Fotografiya. Istoriya. Estetika. Kul'tura [Photo. History. Esthetics. Culture]. Moscow, VGIK Publ., 2008. 336 p. (In Russ.)

9 Rash M. Novye media v iskusstve [New Media in Art]. Moscow, Ad Marginem Press, 2018. 256 p. (In Russ.)

10 Salnikova E.V. Fenomen visual'nogo. Otdrevnih istokovknachaluXXI veka [Phenomenon of visual. From ancient origins to early 21st century]. Monograph. Moscow, Progress-Tradiciya Publ., 2012. 575 p. (In Russ.)

11 Tihomirova E.G. Ideya maski v smart-prostranstve (kuTturologicheskij obzor) [Idea of mask in smart space (cultural review)] // VestnikMGUKI, 2014, № 4 (60), pp. 46-50. (In Russ.)

12 Utilova N.I. Klipovy'j montazh i illyuzorny'j mir [Clip installation and illusory world]. Vestnik VGIK, 2012, no. 12/13, pp. 131-146. (In Russ.)

13 Utilova N.I. Montazh:ucheb. posobiedlyastudentovvuzov[Editing: study manual for university students]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 167 p. (In Russ.)

14 Hlystunova S.V. Special'nye effekty v zarubezhnom kinematografe: etapy istorii [Special effects in foreign cinema: stages of history]. St. Petersburg, Ros. in-t istorii iskusstv Publ., 2012. 286 p. (In Russ.)

15 Shabalin V.V. Vizual'nyj obraz usechennoj real'nosti v ekrannom televizionnom izobrazhenii [The visual image of the truncated reality in the on-screen television image]. In: Dom Burganova. Prostranstvokultury, 2018, no. 3, pp. 101-110. (In Russ.)

16 Shabalin V.V. Fenomen usechennoj reaTnosti kak visual'nyj trop ekrannoj interpretacii obraza sobytiya v prostranstve televizionnogo kadra [The phenomenon of truncated reality as a visual path of screen interpretation of the image of an event in the space of a television frame]. Aktual'nye problemy ekrannyh

iinteraktivnyhmedia [Actual problems of screen and interactive media]. Collection of materials of the scientific and practical conference. Moscow, October 29-30, 2018. Ed. N.G. Krivulya. Moscow, IzdateTstvo Moskovskogo universiteta Publ., 2019, pp. 161-166. (In Russ.)

17 Shabalin V.V. Funkciya vremeni v obraznoj strukture televizionnogo reportazha [The function of time in the aesthetic structure of television report]. Diss. ... candidate of Art History: 17.00.03. S.A. Gerasimov All-Russian State Institute of Cinematography (VGIK). Moscow, 2017 150 p. (In Russ.)

18 Shemetova T. Kartina mira kak videosfera v sovremennoj real'nosti [A Picture of the World as a Videosphere in Modern Reality]. Nauka televideniya, 2013, no. 10, pp. 56-65. (in Russ.)

19 Shklovskij V. Za 60let [In 60 years]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1985. 573 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.