Научная статья на тему 'Конструкт сферической визуализации пространства события. Развитие технологий создания современного телевизионного материала'

Конструкт сферической визуализации пространства события. Развитие технологий создания современного телевизионного материала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВО СОБЫТИЯ / СФЕРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭКРАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / VISUAL CULTURE / EVENT SPACE / CREATIVE TECHNIQUES / SPHERICAL CONSTRUCT / SCREEN SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шабалин Владимир Васильевич

В статье исследуется процесс визуализации пространства реальных объектов с последующей демонстрацией их образов на телеэкране. Рассматривается сферический конструкт как мизансцены, так и ее экранного эквивалента в применении к технологиям создания телевизионного контента. Выявляются признаки условной сферы события в современной визуальной культуре. Анализируются творческие приемы, обеспечивающие погружение телекамеры внутрь происходящего явления с точки зрения важности эмоционального соучастия зрителя, его желания ощутить себя непосредственно в центре отображаемого на экране события. Примеры эмпирического ряда, представляющие способы фиксации окружающей реципиента действительности, изучаются с позиций современной стилистики построения экранного пространства телевизионного новостного материала как непосредственно во время видеосъемки, так и на стадии монтажа. Уделяется внимание художественной составляющей в функционале видеоплатформы «RT 360» и телевизионной «камеры-паука», а также творческим подходам записи на камкордер в движении по окружности. В заключении фиксируются промежуточные итоги исследования конструкта сферической визуализации пространства события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шабалин Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCT OF SPHERICAL VISUALIZATION OF AN EVENT SPACE. DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES OF CREATING CONTEMPORARY TELEVISION MATERIAL

This publication addresses the process of visualizing the space of real objects with subsequent demonstration of their images on the television screen. The spherical construct of both a stage setting and its screen counterpart is considered, as applied to technologies of creating television content. Signs of a conditional sphere of an event in the contemporary visual culture are identified. Creative techniques providing the TV camera immersion in the center of an occurring event are analyzed from the perspective of the viewer’s important emotional involvement, their desire to feel positioned directly in the center of the event shown on the screen. Empirical-series examples representing the ways of registering the reality that surrounds the recipient are studied from the perspective of contemporary stylistics of building the screen space of television news footage both directly during the video shooting and at the editing stage. The paper focuses on the artistic component in RT 360 video platform and TV Spidercam functionality, as well as creative approaches to camcorder recording as it moves in a circle. In conclusion, interim results of researching the construct of spherical event space visualization are recorded.

Текст научной работы на тему «Конструкт сферической визуализации пространства события. Развитие технологий создания современного телевизионного материала»

УДК 7.036 + 654.1 ББК 85 + 76.03

DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.3-35-54 recieved 01.06.2018, accepted 27.09.2019

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ШАБАЛИН

Аппарат Правительства Российской Федерации,

Москва, Россия ORCID: 0000-0001-5752-2983 e-mail: [email protected]

КОНСТРУКТ СФЕРИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА СОБЫТИЯ. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация. В статье исследуется процесс визуализации пространства реальных объектов с последующей демонстрацией их образов на телеэкране. Рассматривается сферический конструкт как мизансцены, так и ее экранного эквивалента в применении к технологиям создания телевизионного контента. Выявляются признаки условной сферы события в современной визуальной культуре. Анализируются творческие приемы, обеспечивающие погружение телекамеры внутрь происходящего явления с точки зрения важности эмоционального соучастия зрителя, его желания ощутить себя непосредственно в центре отображаемого на экране события. Примеры эмпирического ряда, представляющие способы фиксации окружающей реципиента действительности, изучаются с позиций современной стилистики построения экранного пространства телевизионного новостного материала как непосредственно во время видеосъемки, так и на стадии монтажа. Уделяется внимание художественной составляющей в функционале видеоплатформы

«RT 360» и телевизионной «камеры-паука», а также творческим подходам записи на камкордер в движении по окружности. В заключении фиксируются промежуточные итоги исследования конструкта сферической визуализации пространства события.

Ключевые слова: визуальная культура, пространство события, сферический конструкт, творческие приемы, телевизионный материал, экранное пространство

VLADIMIR V. SHABALIN

Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-5752-2983 e-mail: [email protected]

CONSTRUCT OF SPHERICAL VISUALIZATION OF AN EVENT SPACE. DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES OF CREATING CONTEMPORARY TELEVISION MATERIAL

Аbstract. This publication addresses the process of visualizing the space of real objects with subsequent demonstration of their images on the television screen. The spherical construct of both a stage setting and its screen counterpart is considered, as applied to technologies of creating television content. Signs of a conditional sphere of an event in the contemporary visual culture are identified. Creative techniques providing the TV camera immersion in the center of an occurring event are analyzed from the perspective of the viewer's important emotional involvement, their desire to feel positioned directly in the center of the event shown on the screen. Empirical-series examples representing the ways of registering the reality that surrounds the recipient are studied from the perspective of contemporary stylistics of building the screen space of television news footage both directly during the video shooting and at the editing stage.

The paper focuses on the artistic component in RT 360 video platform and TV Spidercam functionality, as well as creative approaches to camcorder recording as it moves in a circle. In conclusion, interim results of researching the construct of spherical event space visualization are recorded. Keywords: visual culture, event space, spherical construct, creative techniques, television footage, screen space

Важнейшей составляющей процесса визуализации окружающей нас действительности при создании новостного контента для современного телевидения является применение творческих приемов, влияющих на эмоциональное соучастие зрителя. Обеспечение эффекта присутствия в центре отображаемого на экране события остается весьма актуальной задачей. Основываясь на опыте построения монтажной фразы в документальном кинематографе, телевидение закрепило собственные способы фиксации события. Сегодня, как отмечает Я.В. Губченко, «эксперты ищут дальнейшие пути развития технологий, и очевидно, что дальнейшее погружение зрителя в действие путем окружения его изображением — неизбежно» (1, с. 274-275). В этом контексте В.В. Летков указывает, что «показ сферических стереоизображений стал качественно новым шагом в развитии средств визуализации» (2, с. 64).

Теоретические изыскания, связанные с проблематикой данного исследования, проводятся как отечественными, так и зарубежными учеными. Рассмотрение новых типов медиа носит многоаспектный характер. Некоторые интернет-ресурсы знакомят с техническими характеристиками оборудования для выполнения тех или иных творческих задач. Мы же в рамках данной работы сосредоточимся на творческом потенциале приемов визуализации реальной действительности.

«В последние несколько лет появился новый тренд — создание или съемка видеоизображений, охватывающих 360о», — отмечает Олег Раев (3, с. 110). Авторы доклада «Towards subjective quality of experience assessment for omnidirectional video streaming», прозвучавшего в мае 2017 г. на международной конференции в Германии (the

9th International Conference on Quality of Multimedia Experience), сообщили о потоковой передаче видео «360о» (4). И действительно, сегодня движение телекамеры происходит практически без ограничения ее положения в пространстве, которое можно охарактеризовать как условный сферический конструкт визуализации события. Основные паттерны моделируемой сферы таковы: 1) метод расстановки камер по окружности с направлением съемки из ее центра; 2) принцип размещения экранов — кругорама; 3) пространственная схема, по которой происходит съемочный процесс; 4) сферический условный и реальный экраны — платформа «видео 360», экран-купол и др.

В публикации «Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра» Екатерина Сальникова справедливо отмечает, что «в процессе развития ренессансной науки картина мира претерпела существенные перемены» (5, с. 41). Действительно, открытия и теории известных ученых «отменили актуальность архаической модели Вселенной с Землей, покоящейся в центре мироздания под твердым и надежным куполом небес» (5, с. 41), что привело к рождению новых пространственных моделей в визуальных искусствах. Вместе с тем потребность в «куполе небес» не отменилась навсегда, она возрождается, в том числе в эстетике телевизионного материала. Необходимо отметить, что развитие данного направления исходило и от первой в мире действующей Синеорамы, созданной еще в 1900 г. французским изобретателем Раулем Гримуэн-Сансоном (Raoul Grimoin-Sanson). В словаре терминов и понятий Игорь Романовский характеризует круговую панораму как «вид кинозрелища, при котором изображение проецируется на круговой экран с углом обозрения 360 градусов» (6, с. 184).

Открытие отечественной круговой кинопанорамы в 1959 году ознаменовало создание системы, включающей сначала 22 киносъемочных аппарата «Конвас-автомат» на общей платформе в два ряда, а затем и в 1965 году с одиннадцатью камерами с вертикально ориентированной компоновкой кадра для фиксации киноматериала (рис. 1) с последующей демонстрацией на проекторах «ПКП-5».

Аналог для кинотеатра СЫогата в Лондоне совпадал по количеству киноаппаратов фирмы АРРИ (рис. 1).

Рисунок 1. Конструкция с одиннадцатью кинокамерами АРРИ1

В наши дни круговая кинопанорама является значимым объектом культурного наследия советского времени, находясь в тренде актуальных технологий демонстрации контента на закругленной поверхности телевизора или купола планетария, включая стены зданий в стрит-проекции, также не отличающиеся идеально плоской поверхностью. В этом контексте значимы слова Эдварда Тафти:

«Бегство от плоскости — важнейшая задача представления информации, потому как все интересные нам реальные и воображаемые сферы жизни, которых мы так или иначе касаемся, к счастью,

1 Источник изображения см.: The true history of Circlorama 1962-65 (Электронный ресурс) URL: https://www.in70mm.com/news/2007/circlorama/ index.htm (дата обращения: 23.06.2019). Фотография в источнике предоставлена Стэнли Лонгом.

по природе своей разнообразны и ни разу не плоские» (7). Действительно, как предмет исследования условный сферический конструкт визуализации события имеет огромное значение и при представлении на экране образов объектов реального мира, и в период съемочного процесса. Рассмотрим его свойства для формулировки определения в рамках данной публикации. Начать анализ необходимо с того, что для круговых кинопанорам проведение съемочного процесса организовывалось из центра условной сферы события, полностью пространственный конструкт которой задействуется в случае перехода оси объектива на минусовую отметку системы координат мизансцены, то есть проведения съемки с точки, находящейся ниже плоскости расположения объектов событийного поля. Подобный творческий ход (рис. 2, справа) применял в картине «Иваново детство» (1962) кинооператор Вадим Юсов.

На съехкм фННЫ/З №№№ ДЕТСТВОМ

Рисунок 2. Иллюстрация из статьи П. Орлова «Как это снято: "Иваново детство"»2

2 Источник изображения см.: Tvkinoradio. Информационно-технический портал для работников сферы кино, радио и телевидения (Электронный ресурс) URL: https://tvkinoradio.ru/article/article10751-kak-eto-snyato-ivanovo-detstvo (дата обращения: 31.03.2018).

Основываясь на вышеизложенном расположении киноаппарата, а сегодня и телевизионной камеры, в основу формирования экранного пространства закладываются методы, в том числе, учитывающие желание телеаудитории ощутить себя непосредственно в центре отображаемого на экране явления. Так, организация трансляции футбольного матча включает визуализацию посредством «камеры-паука» (рис. 3). Spidercam (от англ.: Spider — паук, Camera — камера) при движении в разных направлениях и, находясь над полем на разной высоте, обеспечивает телевизионную съемку спортивной игры изнутри условной сферической структуры (рис. 4). Нетрудно рассмотреть прообраз такого технического устройства на тросах в фотокадре со съемочной площадки кинофильма Андрея Тарковского (рис. 2, слева).

Рисунок 3. Spidercam во время съемочного процесса. Скриншот телевизионного кадра из репортажа П. Краснова, программа «Время», Первый канал (8)

Представленный технический подход к запечатлению мероприятия позволяет зрителю окунуться в недра освещаемого на телеэкране спортивного матча. При этом не только усиливается ощущение присутствия, но и создается пространственная преференция телезрителя по отношению к болельщикам на стадионе.

Рисунок 4. Скриншот телевизионного кадра из репортажа П. Краснова, программа «Время», Первый канал (8)

Телезритель, в отличие от присутствующих на трибунах, наблюдает за игрой из точек, близких к локации игроков на футбольном поле. Современные творческие решения включают и иные способы формирования экранного пространства, например, через построение кадра при перманентном движении телекамеры в горизонтальной плоскости, описывая траекторию вокруг мизансцены с корреспондентом и его собеседником (рис. 5).

WtMVU. IU»P.HUJPt«n

1PCTH e-!ri

Рисунок 5. Скриншоты телевизионных кадров из репортажа А. Поповой (телеоператор И. Бернацкий), программа «Вести в 20:00», Россия 1 HD (9)

В следующем примере видеозапись стендапа Аси Емельяновой проводится также в центре условной сферы пространственной локации события. Но, в отличие от материала Анастасии Поповой, где участники статичны в кадре представленного фрагмента, здесь (рис. 6) корреспондент уже статичен по своему расположению к объективу движущейся видеокамеры. В обоих примерах изображение создается при выполнении визуального облета пространства события по окружности с обращением «взгляда» объектива телекаме-

ры в центр мизансцены, при этом фоновый рисунок располагается на воображаемой внутренней оболочке вертикально ориентируемой структуры цилиндрической формы, что способствует, помимо получения зрителем вербальной информации, предоставлению обширного изобразительного пласта окружающего пейзажа.

Рисунок 6. Скриншоты телевизионных кадров из репортажа А. Емельяновой, программа «Вести недели», Россия 1 HD (10)

При движении телекамеры зритель визуально следует за взглядом телеоператора. Данный алгоритм считывания визуальной информации может быть персонализированным и делегироваться реципиенту. В этом плане Юрий Мартыненко замечает: «Широкое распространение, особенно на телевидении, получили методы создания произведений, использующие способность зрителя к сотрудничеству. Без восприятия, которое всегда является не пассивным ус-

воением, а различной степени активности сотворчеством, не может состояться ни одно художественное произведение. И восприятие нередко — результат прошлого опыта зрителя, запаса его жизненных наблюдений и переживаний» (11, с. 22).

Таким образом, уже не телекамера указывает вектор просмотра, а зритель благодаря новым медиатехнологиям может самостоятельно перемещать рампу кадрового окна при помощи мобильного устройства (или на мониторе компьютера) для отображения части реальной действительности. Сошлемся на проект «^Т 360», который предлагает пользователю в произвольном направлении направлять свой «взгляд» в любую точку, но уже из центра условной сферы, сотканной компьютерным способом. Невидимый «сферический экран» обволакивает зрителя, создавая ему наблюдательный пункт для самостоятельного исследования обстановки. Исходя из этого, условный сферический конструкт визуализации объектов реального пространства играет весьма важную роль в создании и репрезентации их образов на экране.

Рассматриваемый сферический абрис не исключает применения элементов дополнительной визуализированной информации, активно включаемых в экранную композицию телевизионного мультика-дра. Приведем фрагмент панорамной экскурсии по Большому театру, выполненной в формате «видео 360» ^Т), когда на экране зритель видит окружающие здание в динамике цветные образы-линии (рис. 7). При исследовании линии как визуальной составляющей структуры телекадра возникает вопрос: какой фактор при построении экранного пространства влияет на добавление изогнутых линиеобразных объектов? Динамическая графика, гармонично наполняющая экранное пространство кадра, не дает уже имеющимся в нем объектам композиции «расшататься», уплотняя экранную композицию. Образ линии в сопряжении с основным аудиовизуальным потоком располагает к качественно иному зрительскому восприятию видеоконтента (12).

Рисунок 7. Скриншоты кадров из видео 360: панорамная прогулка по Большому театру, КТ (13)

При изменении ракурса видеосъемки объекты дополнительной визуализированной информации, согласно правилу линейной перспективы, изменяются геометрически вместе с окружающими их на экране образами реальных объектов. В связи с чем линия включается в композиционную основу кадра, переходя в разряд объектов дополненной реальности. Более того, в некоторых случаях линия вообще является композиционной доминантой (рис. 8).

Рисунок 8. Скриншоты кадров из программы «Вести в субботу», Россия 1 HD (15)

Действительно, объекты дополненной реальности, интегриру-ясь в структуру телекадра, создают единство визуальных элементов на экране, целостность изображения при его информационной насыщенности, визуальной пластичности и выразительности. Важно отметить, что исследуемые горизонты феномена дополненной реальности открывают путь к исследованию диегетичности объектов экранного пространства. Поэтому сегодня актуально исследование простран-

ственной сферы визуализации объектов через съемку как «способ восстановления реальности» (14, с. 140) с последующей качественно иной по стилю подачей телевизионного материала.

При подведении промежуточных итогов исследования в рамках данной работы выявлено, что техническое новшество в применении спайдеркама, платформы «видео 360», а также видеосъемки в движении по окружности с расположением героев репортажа в ее центре, обеспечивает эмоциональное погружение зрителя в пространство события, подчеркивая характерный признак репортажа — эффект присутствия. Объединение технологий производственного процесса фиксации события и его демонстрации привело к качественно иному стилю подачи материала на экран. При этом демонстрация кадров изобразительного ряда по технологии «видео 360о» и классической кругорамы отличается тем, что в первом варианте экран не находится физически над всей отображаемой картиной зафиксированного события. Иными словами, рампа экрана выхватывает только ту часть образа реального пространства, в сторону которой зритель ее направляет. В кругораме физически показывается вся «площадь» отснятого полотна одномоментно.

Исходя из сказанного, в основу принципа формирования аудиовизуального потока и демонстрации в нем объектов реальной действительности закладывается конструкт сферической визуализации пространства события как понятие, предлагаемое к введению в научный оборот и вбирающее в себя процесс записи изображения с движения по окружности, а также из ее центра несколькими аппаратами и воспроизведения визуального ряда на реальной и виртуальной поверхности-экране (закругленной, а порой просто искривленной) как изнутри, так и снаружи. Рассмотренные аспекты визуализации пространства события и последующего показа его образа на экране подтверждают актуальность сферического конструкта в основе мизансцен и их экранных эквивалентов. Таким образом, современная визуальная культура возвращает утраченную сферическую модель в ее десакрализованной, технически воплощаемой форме, которая

служит отображению окружающего нас мира в умозрительной, условно моделируемой реципиентом его сердцевине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губченко Я.В. Современные полнокупольные медиа. Создание и воспроизведение // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17-18 апр. 2014 г.): материалы и доклады. М.: ВГИК, 2014. С. 271-283.

2. Летков В.В. Автостереоскопические сферические изображения / Летков В.В., Поляков Ф.Ю., Карпеня О.Л., Ефремов А.Э. // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25-26 апр. 2016 г.): материалы и доклады. М.: ВГИК, 2016. С. 56-65.

3. Раев О.Н. Кинематограф и технологии виртуальной реальности // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26-29 сент. 2017 г.): материалы и доклады. М.: ВГИК, 2017. С. 109-116.

4. Schatz R. Towards subjective quality of experience assessment for omnidirectional video streaming (Электронный ресурс) / Schatz R., Sackl A., Timmerer C., Gardlo B. // Researchgate.net: сайт.

URL: https://www.researchgate.net/publication/318126684_Towards_subjective_ quality_of_experience_assessment_for_omnidirectional_video_streaming (дата обращения: 01.09.2019).

5. Сальникова Е.В. Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра // Высокое и низкое в художественной культуре: (в 3 т.: сб.). СПб: Нестор-История, 2011. Т. 1. С. 41-67.

6. Романовский И.И. Масс медиа: словарь терминов и понятий. М.: Союз журналистов России. 2004. 477 с.

7. Тафти Э. Бегство от плоскости (Электронный ресурс) // Тафти Э. Представление информации.

URL: http://envisioninginformation.daiquiri.ru/archives/3 (дата обращения: 10.07.2017).

8. Краснов П. Главным событием года назвали болельщики матч Россия — Аргентина на обновленном стадионе «Лужники»: телевизионный репортаж (Электронный ресурс) // Первый канал. Программа «Время». Эфир от 11.11.2017.

URL: https://www.1tv.ru/news/2017-11-11/336035-glavnym_sobytiem_goda_nazvali_ bolelschiki_match_rossiya_argentina_na_obnovlennom_stadione_luzhniki (дата обращения: 28.02.2018).

9. Попова А. Телевизионный репортаж (Электронный ресурс) // Россия 1 HD. Вести в 20:00. Эфир от 28.09.2017.

URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/58500/episode_id/1549613/video_ id/1681769/ (дата обращения: 01.10.2017).

10. Емельянова А. Телевизионный репортаж (Электронный ресурс) // Россия 1 HD. Вести недели. Эфир от 22.10.2017.

URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1558670/video_

id/1691574/viewtype/picture/ (дата обращения: 31.03.2018).

11. Мартыненко Ю.Я. Документальное киноискусство. М.: Знание, 1979. 112 с.

12. Шабалин В.В. Образ линии в пространстве телевизионного кадра (Электронный ресурс) // Художественная культура. 2018. № 3.

URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/933/hk_2018_03_168_183_-shabalin.pdf (дата обращения: 19.10.2018).

13. Большой театр в формате 360: RT приглашает на уникальную панорамную экскурсию (Электронный ресурс) // RT. Эфир от 05.12.2016.

URL: https://russian.rt.com/nopolitics/article/338834-bolshoi-teatr-video (дата обращения: 23.05.2018).

14. Хренов Н.А. Творчество А. Тарковского в контексте переходных процессов культуры второй половины ХХ века // Русская художественная культура: Контуры духовного опыта / отв. ред. С.Т. Ваймер. СПб: Алетейя, 2004. С. 122-163.

15. Анонс телевизионного материала (Электронный ресурс) // Россия 1 HD. Вести в субботу. Эфир от 17.02.2018.

URL: https://www.youtube.com/watch?v=3d3xHuPglME (дата обращения: 18.02.2018).

REFERENCES

1. Gubchenko Y.V. Sovremennye polnokupol'nye media. Sozdanie i vosproizvedenie. Zapis' i vosproizvedenie ob»emnyh izobrazhenij v kinematografe i drugih oblastyah: VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 17-18 apr. 2014 g.): materialy i doklady (Contemporary Fulldome Media. Creating and Playing // Recording and Playing Volumetric Images in Cinematography and Other Areas:

VI International Research & Practice Conference. Moscow, April 17—18, 2014: Conference Proceedings). M.: VGIK, 2014. Pp. 271-283.

2. Letkov V.V. Avtostereoskopicheskie sfericheskie izobrazheniya (Autostereoscopic Spherical Images). Letkov V.V., Polyakov F.YU., Karpenya O.L., Efremov A.E. Zapis' i vosproizvedenie ob»yomnyh izobrazhenij v kinematografe i drugih oblastyah: VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 25-26 apr. 2016 g.): materialy i doklady (VIII International Research & Practice Conference. Moscow, April 25—26, 2016: Conference Proceedings). M.: VGIK, 2016. Pp. 56-65.

3. Raev O.N. Kinematograf i tekhnologii virtual'noj real'nosti. Innovacionnye tekhnologii v kinematografe i obrazovanii: IH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 26-29 sent. 2017 g.): materialy i doklady (Cinematography and Virtual Reality Technologies // Innovative Technologies in Cinematography and Education: IX International Research & Practical Conference. Moscow, September 26-29, 2017: Conference Proceedings). M.: VGIK, 2017. Pp. 109-116.

4. Schatz R. Towards subjective quality of experience assessment for omnidirectional video streaming. Schatz R., Sackl A., Timmerer C., Gardlo B. Researchgate.net: sajt. URL: https://www.researchgate.net/ publication/318126684_Towards_subjective_quality_of_experience_ assessment_for_omnidirectional_video_streaming (accessed 01.09.2019).

5. Sal'nikova E.V. Epoha diagonalej. Romanticheskie vysoty anglijskogo teatra. Vysokoe i nizkoe v hudozhestvennoj kul'ture: (v 3 t.: sb.) (Romantic Heights of English Theater // The High and the Low in Artistic Culture: collection in 3 volumes). SPb: Nestor-Istoriya, 2011. T. 1. Pp. 41-67.

6. Romanovskij I.I. Mass media: slovar' terminov i ponyatij (Mass Media: A Dictionary of Terms and Concepts). M.: Soyuz zhurnalistov Rossii. 2004. 477 p.

7. Tafti E. Begstvo ot ploskosti (Escaping the Plane). Tafti E. Predstavlenie informacii (Presentation of Information). URL: http://envisioninginformation. daiquiri.ru/archives/3 (accessed 10.07.2017).

8. Krasnov P. Glavnym sobytiem goda nazvali bolel'shchiki match Rossiya — Argentina na obnovlennom stadione "Luzhniki": televizionnyj reportazh. Pervyj kanal. Programma "Vremya". Efir ot 11.11.2017 (Fans Call Russia vs. Argentina Match at Upgraded Luzhniki Stadium Event of the Year: TV footage // Channel 1. Vremya TV program. Broadcast on 11.11.2017). URL: https://www.1tv.ru/ news/2017-11-11/336035-glavnym_sobytiem_goda_nazvali_bolelschiki_match_ rossiya_argentina_na_obnovlennom_stadione_luzhniki (accessed 28.02.2018).

9. Popova A. Televizionnyj reportazh Rossiya 1 HD. Vesti v 20:00. Efir ot 28.09.2017. (TV Report // Russia 1 HD. Vesty at 20:00. Broadcast on 28.09.2017).

URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/58500/episode_id/1549613/video_ id/1681769/ (accessed 01.10.2017).

10. Emel'yanova A. Televizionnyj reportazh. Rossiya 1 HD. Vesti nedeli. Efir ot 22.10.2017. (TV Report // Russia 1 HD. Vesty Nedely. Broadcast on 22.10.2017) URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1558670/video_ id/1691574/viewtype/picture/ (accessed 31.03.2018).

11. Martynenko Y.Y. Dokumental'noe kinoiskusstvo (Documentary Cinema Art). M.: Znanie, 1979. 112 p.

12. Shabalin V.V. Obraz linii v prostranstve televizionnogo kadra. Hudozhestvennaya kul'tura. (Image of a Line in the Space of a Television Frame) // Hudozhestvennaya kultura. 2018. № 3. URL: http://artculturestudies.sias.ru/ upload/iblock/933/hk_2018_03_168_183_-shabalin.pdf (accessed 19.10.2018).

13. Bol'shoj teatr v formate 360: RT priglashaet na unikal'nuyu panoramnuyu ekskursiyu. RT. Efir ot 05.12.2016 (Big Theater in 360 Format: RT Invites to a Unique Panorama Tour // RT. Broadcast on 05.12.2016). URL: https://russian. rt.com/nopolitics/article/338834-bolshoi-teatr-video (accessed 23.05.2018).

14. Hrenov N.A. Tvorchestvo A. Tarkovskogo v kontekste perekhodnyh processov kul'tury vtorojpoloviny HKH veka. Russkaya hudozhestvennaya kul'tura: Kontury duhovnogo opyta (A. Tarkovsky's Creative Work in the Context of Transition Processes of the 2nd Half of the 20th Century // Russian Artistic Culture: Contours of Spiritual Experience). Otv. red. S.T. Vajmer. SPb: Aletejya, 2004. Pp. 122-163.

15. Anons televizionnogo materiala. Rossiya 1 HD. Vesti v subbotu. Efir ot 17.02.2018. (TV footage announcement // Russia 1 HD. Vesty v Subbotu. Broadcast on 17.02.2018) URL: https://www.youtube.com/watch?v=3d3xHuPglME (accessed 18.02.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ШАБАЛИН

кандидат искусствоведения, Аппарат Правительства Российской Федерации, г. Москва, Краснопресненская наб., 2 ORCID: 0000-0001-5752-2983 e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR: VLADIMIR V. SHABALIN

PhD in Art Criticism,

Government of the Russian Federation,

Krasnopresnenskaya nab., 2, Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: 0000-0001-5752-2983

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.