УДК: 7.01 / 654.1 / 531-2
Исследование феномена визуальности экранного пространства в образной структуре телевизионного информационного материала
Шабалин В. В.,
официальный телеоператор, аппарат Правительства Российской Федерации. 103274, г. Москва, Краснопресненская наб., 2. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена феномену визуальности экранного пространства в образной структуре телевизионного информационного материала. Автор рассматривает пространство с философской и художественной точек зрения; исследует современную стилистику репрезентации события в новостном телевизионном материале, выявляет его специфику в ракурсе понятия пространства в системе гуманитарного знания, как форму внешнего выражения объектов в окружающей реципиента действительности; анализирует структурные составляющие многомерного экранного пространства, такие как конструкт телевизионного полиэкрана, дополнительная визуализированная информация, композиция телекадра с дополненной реальностью в виде симулякра. Существенное внимание уделено концептуальному внутрикадровому взаимодействию объектов композиции как внутриэкранному процессу воссоздания новой аудиовизуальной среды на активной (телеприемник/монитор) или неактивной, созерцательной (видеопроекция) поверхности; раскрыто содержание пространства-времени с хронологической координатой расположения мизансцен на авторской линии повествования в информационном телевизионном материале.
Ключевые слова: видеоряд, изображение, образ, пространство, реальность, событие, телевизионный контент, экран.
The Research of visual screen space in the figurative structure
of TV information
Shabalin V. V.
official cameraman, the staff of the Russian Government.
Krasnopresnenskaya embankment, 103274, Moscow. E-mail: [email protected]
Summary: The article describes the phenomenon of visual screen expanse in the figurative structure of television information. The author considers the expanse from philosophical and art points of view; explores modern style the representation of events in news, reveals its specific as the concept of space in the system of humanitarian awareness, as well as the form of external expression of objects relative to the recipient; analyzes the structural components of multidimensional display space, such as the construct of the television split screen, additional visuals, composition tele cadre with augmented reality within the simulacrum. Specific attention is paid to the conceptual intraframe interaction of objects of the composition inside the screen rebuilding the new audiovisual environment for the active (TV/monitor) or not active, contemplative (video projection) of the surface. The author reveals the content of space-time in chronological coordinate of staging within the narration line in television information.
Keywords: additional visualized information, event, image, television content, space, screen, video series.
В системе современного гуманитарного знания понятие «пространство» как философская категория, характеризующая взаимное расположение объектов [1] и «способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем» [2], не раз становилось предметом исследования, в том числе рассматриваясь в ракурсе событийности жизни общества. Но в отличие от времени как формы бытия, «при которой единственно возможно созерцание ее внутреннего состояния» [3], пространство олицетворяет форму его внешнего выражения. В исследовании структуры экранного пространства телевизионного информационного материала весьма важно обратить внимание на особенности пространства реального с окружающими реципиента объектами. Как отмечал Гегель, «мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения» [4].
Документальный фильм как «эстетическое отражение жизни, обязан считаться со строением реальных вещей», - подчеркивает С. В. Дробашенко [5]. Именно образы объектов реального пространства, композиционно выстроенные в плоскостной структуре мизанкадра, создают
© Шабалин В. В., 2017 18
экранное пространство образа-события. В этом контексте Н. Н. Третьяков уточняет: «Вся работа над композицией неизбежно связана с восприятием и изучением пространства» [6]. Так, в произведениях художественной литературы феномен пространства затрагивается как в привычном понимании расположения объектов на сюжетной линии: «За окном, под холодным, сырым ветром стонал ясень. Какое же огромное ночное пространство от Лондона до дому!» [7], так и в образном - говорится о ночи уже как неком предмете на страницах того же романа Дэвида Лоурен-са: «Ночь такая огромная, незнакомая, и нет ей, извечной, ни конца ни края» [8] или «Пол подошел к углу дома, обращенного к другому краю ночи. И ясень теперь показался другом» [9].
Экранное пространство не представляет собой исключительно локацию для инсталляции образов, а являет, в том числе, ландшафт переплетенных репортером сюжетных нитей в единой художественной ткани телевизионного материала. Как подчеркивает С. В. Дробашенко, «развернутое описание жизни, отражение действительности - все это ничто без авторской мысли» [10], в том числе и в репортаже, с учетом его хронологической составляющей. Экранный конструкт пространства-времени новостного материала, демонстрируемого на активной (телеприемник] или не активной (способ проекции] поверхности формируется в процессе монтажа. «Монтировать - значит организовывать кинокуски (кадры] в киновещь...» [11] сложной по строению пространственной структуры, к которой относится полиэкран. Аристотель заострял внимание на том, что «не существует целого помимо частей» [12], поэтому визуализируется общее пространство телевизионного материала с несколькими окнами (также визуальными пространствами] в композиции телекадра.
Современные медийные реалии являют наряду с общеизвестным внутрикадровым взаимодействием объектов композиции, то есть композиционным монтажом, внутриэкранный процесс воссоздания новой аудиовизуальной среды. Если в кинематографе, а позднее и на телевидении видоизменение изображения происходило в рамках одного кадра, то сегодня классическое его построение пересматривается, а экранный язык меняется. Персональные монтажные переходы внутри полиэкрана зависят как от зрительского восприятия, так и от авторской стилистики, цветового и тонального решения кадра, избирательного размещения звукозрительных потоков на телеэкране, внимания к деталям. «Бесконечная вариативность интерпретаций стабильного художественного объекта сменяется принципиально неравными себе ядрами виртуальных вариаций. Место стабильного, определенного результата творческого процесса занимает подвижный, нестабильный технообраз, являющийся таковым не по воле автора, а по определению как объект виртуального становления», - констатирует Н. Б. Маньковская [13].
Полиэкран, будучи композиционно структурен, предполагает наличие таблицы или решетки, «в которой можно четко расположить явление, представить его в различных видах», - отмечает А. М. Буров [14]. Более того, создается определенный поэтический ритм и специфическая темпоритмическая структура из «мини-картин» полиэкрана, в том числе не разграниченных межоконным фоном общей площади кадра, трактуемая как «фазизм». Нередко ведущий телевизионной рубрики [15] отображается одномоментно в кадре с разных ракурсов съемки. Без разграничения окон зримой гранью в полиэкране происходит слияние фонов обоих мини-кадров в один общий (рис. 1, пример аналогичной рубрики], что направлено на создание впечатления целостного изображения.
16:47 ВТБ 0.0673 ▼ 2.45 Сургутнефтегаз 32,18 4 ЗЛ7
РОССИЯ 24
Ил !'
МЕДВЕДЕВ ПОРУЧИЛ ДВОРКОВИЧУ КУРИРОВАТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНИОН
Рис. 1. Скриншот телевизионного кадра из рубрики «Реплика Алексея Бобровского», Россия 24
Композитинг изображения объединяет сегменты полиэкрана в единый визуальный образ, только отчасти воспринимаемый как диалог двух персон в оригинальной конструкции новостного материала. Благодаря этому создается впечатление псевдообъема образа на плоскости. «Одномерность нами воспринимается спокойно. Двухмерность - уже строится, а трехмерность - как бы подразумевается» [16]. Из этого заключения В. А. Фаворского вытекает следующий вариант построения визуальной пространственной структуры телекадра - полиракурсный, в котором процесс фиксации объекта реальной действительности требует двух синхронизированных съемочных аппаратов для полномасштабного раскрытия образа в «объемном» кадре.
Вопрос необходимости расширения воспринимаемого реципиентом пространства кадра, задействуя визуальный объем как в сторону зрителя от рампы экрана, так и в противоположную, стал актуален далеко не сегодня. Перманентное развитие 3D-визуализации, привнесшей качественные изменения в характер внутрикадровых построений, происходит в разных направлениях. Если в двухмерной композиции для придания ощущения объема помещенный на передний план элемент отделялся от фона при помощи «размывания» последнего, то для стереоскопического изображения важен фон с четким очертанием объектов, и дистанцируется он благодаря бинокулярным параллаксам. Вместе с тем продвигаются «безочковые» технологии, купольная проекция, а также способ видеопоказа как бы изнутри зафиксированного события. Так, мобильное приложение «RT 360» [17] на платформе телеканала «RT» (Russia today] демонстрирует любую пространственную часть события в произвольном направлении в границах окружающей его условной сферы. В приведенном примере на практике иллюстрируются следующие слова Гегеля о пространстве как представляющем «собой некое внешнее определение, но <...> не только некое внешнее определение, а скорее есть внешность в нем самом» [18].
Говоря о применении объемной визуализации в целом, в том числе как об уплотнении визуального объема телевизионного кадра и увеличении информационного контента на единицу пространства, отметим активное введение в экранное поле симулякра, с теми же задачами представления дополненной реальности в новостном материале. Искусственный визуальный элемент вводится в канву основного видеоряда телевизионного репортажа как дополнительная визуализированная информация. Если первоначально ее целью была вспомогательная функция информирования в кадре, то сегодня она становится полноценной частью композиции кадра (рис. 2).
Рис. 2. Скриншот телевизионного кадра из телерепортажа «В Италии увековечили память российских моряков», Первый канал [19]
В 70-х гг. прошлого столетия американский художник Ф. Стелла так описывал ситуацию, сложившуюся в абстрактной живописи, относительно художественного воссоздания пространства: «Она начала его иллюстрировать, в то время как когда-то была способна это пространство создать» [20]. Исследуя феномен визуальности экранного пространства, необходимо сконцентрировать внимание именно на создании телевизионного информационного материала, а дефи-
ницию иллюстративности сопоставлять с пространством реальных объектов, переводимых в визуальную плоскость телеэкрана. На примере репортажа П. Дерягина [21] отметим новые свойства конструкции экранного пространства в новостном материале как «пространство в пространстве», визуальный потенциал которого выстроен следующим образом. В телекадр помещается симулякр в виде образа телевизионного приемника, на экране которого, в свою очередь, изображается видеоряд кадров зафиксированного события (рис. 3).
Рис. 3. Скриншот телевизионного полиэкранного кадра из телерепортажа «Создатель современного формата телевидения Марк Кривошеев отмечает юбилей», Первый канал
На основании изложенного возникает вопрос: «Какой фактор (при визуализации экранного пространства] влияет на добавление в мизанкадр симулякра или даже простых динамических линий?» Взять для примера, в широком плане освещения затронутой проблематики визуально-сти телекадра, фрагмент программы «Танцы» (ТНТ], где зритель видит разноцветные полосы, окружающие в кадре героев танцевального шоу (рис. 4].
ТЯГ
I
ffil I
У
t
0 И
Рис. 4. Скриншот телевизионного кадра из шоу «Танцы» с использованием дополнительной визуализированной информации, ТНТ
В информационных программах экранное пространство также насыщается элементами дополнительной визуализированной информации в виде линий (рис. 5, 6).
ВС Сирии установили контроль над 15 населенными пунктами в провинции Алеппо
Рис. 5. Скриншот телевизионного кадра с использованием дополнительной визуализированной информации, Россия 24
¡5Ъ / / i
Рис. 6. Скриншот телевизионного кадра с динамичными линиями на фоне студии, программа «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой (телевизионный эфир от 27.08.2017), НТВ
Проводя анализ графических элементов (см. рис. 7, 8), П. Клее на страницах своего труда «Педагогические эскизы» дал следующее пояснение: «Активная линия, движущаяся свободно <...> движущая сила - перемещающаяся точка» [22]. Говоря о второстепенных линиях, он констатировал, что «главная линия существует только в воображении [23].
Рис. 7. Активная линия. Иллюстрация (рис. 1) Рис. 8. Второстепенные линии. Иллюстрация (рис. 5) из книги П. Клее «Педагогические эскизы» [24] из книги П. Клее «Педагогические эскизы» [25]
На первый взгляд, динамичные линии гармонично наполняют экранное пространство телекадра, как бы не давая уже имеющимся в нем объектам композиции «расшататься», при этом дополнительная визуализированная информация играет и иную роль. Следует предположить, что действительно динамичные линии, создавая некий «антураж» и «поддержку» объектов композиции в кадре, располагают к качественно иному зрительскому восприятию новостного контента - смысловому сопряжению с основным аудиовизуальным потоком в данной визуальной структуре экранного пространства телевизионного кадра, приводящему к уплотнению и информационной составляющей в одном случае, и визуального объема телекадра - в другом. Тем самым феномен визуальности пространства экрана как плоскости проекции изобразительного ряда телевизионных кадров находится в прямой зависимости от синтезированных компьютерным способом объектов и от так называемого Евклидова пространства.
Исследование феномена визуальности экранного пространства, предпринятое в сжатых рамках настоящей работы, показывает, что рассмотренные варианты его визуализации действенны, перспективны; они способны привести к конкретным результатам при создании репортерами актуальных телевизионных информационных материалов.
Примечания и список литературы
1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова ; редкол. : А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский, В. В. Миронов и др. ; сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков, Ю. Н. Солодухин. 8-е изд., дораб. и доп. М. : Республика : Современник, 2009. С. 549.
2. Никулин Д. В. Пространство // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 3 / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научн.-ред. совет: предс. В. С. Степин, зам. предс. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. М. : Мысль, 2010. С. 370.
3. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант ; [пер. с нем. Н. Лосского]. М. : Изд-во АСТ, 2017.
С. 63.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 2. Философия природы / отв. ред. Е. П. Ситков-ский ; редкол. : Б. М. Кедров и др. М. : «Мысль», 1975. С. 47.
5. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М. : Искусство, 1986. С. 129.
6. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве: Основы композиции / Н. Н. Третьяков ; ред. Я. Э. Зеленина, Л. И. Алехина. Козельск : Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 43.
7. Лоуренс Д. Г. Сыновья и любовники : роман / пер. с англ. Р. Облонской. СПб. : Изд. группа «Азбука-классика», 2010. С. 129.
8. Там же. С. 56.
9. Там же. С. 171.
10. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. С. 27.
11. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М. : Искусство, 1966. С. 113.
12. Аристотель. Физика / пер. с греч. и примеч. В. П. Карпова. Изд. 3-е, испр. М. : КомКнига, 2007.
С. 73.
13. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Рос. акад. Наук ; Ин-т философии; Ин-т науч. информ. по общественным наукам. 2-е изд. М. : Центр гуманит. инициатив ; СПб. : Университет. кн., 2016. С. 297.
14. Буров А. М. Основные принципы повторения в художественном строе изобразительных и экранных искусств. М. : Грифон, 2013. С. 36.
15. Привалов А. Реплика Александра Привалова : телевизионная рубрика // Россия 24 (телевизионный эфир: 16.03.2016). URL: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/673859/cid/ 1210/# (дата обращения: 18.03.2016).
16. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М. : Сов. художник, 1988. С. 207.
17. Мобильное приложение "RT 360" : телевизионный новостной материал // Russia today (телевизионный эфир: 18.12.2015). URL: https://russian.rt.com/article/137466 (дата обращения: 27.09.2016).
18. Гегель Г. Указ. соч. С. 47.
19. Евстигнеев А. В Италии увековечили память российских моряков : телевизионный репортаж // Первый канал. Новости (телевизионный эфир: 10.06.2012). URL: http://www.1tv.ru/news/world/209252 (дата обращения: 17.11.2013).
20. Стелла Ф. О пространстве в живописи после 1970-х. URL: http://j-volfson.livejournal.com/ 202792.html (дата обращения: 20.08.2017).
21. Дерягин П. Создатель современного формата телевидения Марк Кривошеев отмечает юбилей : телевизионный репортаж // Первый канал. Новости (телевизионный эфир: 30.07.2017). URL: http://www.1tv.ru/ news/issue/2017-07-30/12:00#8 (дата обращения: 30.07.2017).
22. Клее П. Педагогические эскизы / пер. с нем. Н. Дружковой ; под ред. Л. Монаховой. М. : Изд. Д. Аронов, 2005. С. 4.
23. Там же. С. 5.
24. Там же. С. 4.
25. Там же. С. 5.
Notes and References
1. Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary] / Pod red. I. T. Frolova. Red. koll.: A. A. Gusejnov, V. A. Lektorskij, V. V. Mironov i dr. Sost. P. P. Apry'shko, A. P. Polyakov, Yu. N. Soloduxin. 8-e izd., dorab. i dop. Moscow : Respublika; Sovremennik, 2009. P. 549.
2. Nikulin D. V. Prostranstvo [The space] // Novaja filosofskaja jenciklopedija [New encyclopedia of philosophy]: V 4 t. T. 3 / In-t filosofii RAN, Nac. obshh.-nauchn. fond; Nauchno-red. sovet: preds. V. S. Stepin, zamestiteli preds.: A. A. Gusejnov, G. Ju. Semigin, uch. sekr. A. P. Ogurcov. Moscow : Mysl', 2010. P. 370.
3. Kant I. Kritika chistogo razuma [Kritik der reinen Vernunft] / Immanuil Kant; [per. s nem. N. Losskogo]. Moscow : Publishing house AST, 2017. P. 63.
4. Gegel' E'nciklopediya filosofskix nauk [Encyclopedia of philosophy]. V 3 t. T. 2. Filosofiya prirody' [Philosophy of nature]. Otv. red. E. P. Sitkovskij. Red. kollegiya: B. M. Kedrov i dr. Moscow : "My'sl'", 1975. P. 47.
5. Drobashenko S. V. Prostranstvo e'krannogo dokumenta [The Space of screen document]. Moscow : Iskusstvo, 1986. P. 129.
6. Tret'yakov N. N. Obraz v iskusstve [The Image in art] : Osnovy' kompozicii / N. N. Tret'yakov. Redaktory' Ya. E'. Zelenina, L. I. Alexina. Kozel'sk : Svyato-Vvedenskaya Optina Pusty'n', 2001. P. 43.
7. Lourens D. G. Sy'nov'ya i lyubovniki [Sons and Lovers] : Roman / Per. s angl. R. Oblonskoj. St. Petersburg : Izdatel'skaya Gruppa "Azbuka-klassika", 2010. P. 129.
8. Ibid. P. 56.
9. Ibid. P. 171.
10. Drobashenko S. V. Prostranstvo e'krannogo dokumenta [The Space of screen document]. P. 27.
11. VertovD. Stat'i. Dnevniki. Zamy'sly' [Articles. Diaries. Plans]. Moscow : Iskusstvo, 1966. P. 113.
12. Aristotel' Fizika / Per. s grech. i primech. V. P. Karpova. Izd. 3-e, ispr. Moscow : KomKniga, 2007. P. 73.
13. Man'kovskaya N. B. Fenomen postmodernizma [The phenomenon of postmodernism]. Xudozhestven-no-e'steticheskij rakurs [Artistic and aesthetic perspective] / N. B. Man'kovskaya ; Ros. akad. nauk, In-t filosofii, In-t nauch. inform. po obshhestvenny'm naukam. 2-e izd. Moscow : Centr gumanitarny'x iniciativ; St. Petersburg : Uni-versitetskaya kniga-SPB, 2016. P. 297.
14. Burov A. M. Osnovny'e principy' povtoreniya v xudozhestvennom stroe izobrazitel'ny'x i e'kranny'x is-kusstv [The basic principles of repetition in fine and visual arts] / A. M. Burov. Moscow : Grifon, 2013. P. 36.
15. Privalov A. Replika Aleksandra Privalova : television headline / A. Privalov // Russia 24 (television broadcast: 16.03.2016). URL: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/673859/cid/1210/# (data obrashheniya: 18.03.2016).
16. Favorskij V. A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie [Literary and theoretical heritage]. Moscow : Sovetskij Xudozhnik, 1988. P. 207.
17. Mobile application "RT 360" : television information // Russia Today (television broadcast: 18.12.2015). URL: https://russian.rt.com/article/137466 (data obrashheniya: 27.09.2016).
18. Gegel' E'nciklopediya filosofskix nauk [Encyclopedia of philosophy]. V 3 t. T. 2. Filosofiya prirody' [Philosophy of nature]. P. 47.
19. Evstigneev A. V Italii uvekovechili pamyat' rossijskix moryakov [Italy has immortalized the memory of Russian sailors] : TV report / A. Evstigneev // Pervy'j kanal. Novosti (television broadcast: 10.06.2012). URL: http://www.1tv.ru/news/world/209252 (data obrashheniya: 17.11.2013).
20. Stella F. O prostranstve v zhivopisi posle 1970-x / F. Stella. URL: http://j-volfson.livejournal.com /202792.html (data obrashheniya: 20.08.2017).
21. Deryagin P. Sozdatel' sovremennogo formata televideniya Mark Krivosheev otmechaet yubilej [M. Krivosheyev, the creator of a modern TV format celebrates his anniversary] : TV report / P. Deryagin // Pervy'j kanal. Novosti (television broadcast: 30.07.2017). URL: http://www.1tv.ru/news/issue/2017-07-30/12:00#8 (data obrashheniya: 30.07.2017).
22. Klee P. Pedagogicheskie e'skizy' [Pädagogisches Skizzenbuch] / Per. s nemeckogo N. Druzhkovoj pod redakciej L. Monaxovoj / Predislovie L. Monaxovoj. Moscow : Publishing house D. Aronov, 2005. P. 4.
23. Ibid. P. 5.
24. Ibid. P. 4.
25. Ibid. P. 5.