Научная статья на тему 'Художественное время в телерепортаже'

Художественное время в телерепортаже Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / МОНТАЖ / РЕПОРТАЖ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TIME / PERCEPTION / INFORMATION / INSTALLATION / TELEVISION / CUTTING / REPORTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шабалин Владимир Васильевич

В статье представлен анализ визуальной информации в виде телерепортажа. Уделяя существенное внимание времени как одному из средств выразительности при рассмотрении новостного материала, автор акцентирует внимание на хронологической последовательности видеокадров при формировании образа события, анализирует топологические свойства времени и раскрывает проблемы восприятия времени реципиентом в телевизионном коммуникативном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art time in the TV report

In article the analysis of visual information is presented in the TV report form. Paying essential attention to time as to one of means of expressiveness by consideration of news material, the author focuses attention on chronological sequence of the video footage when forming an image of an event, analyzes topological properties of time and opens problems of perception of time the recipient in television communicative space.

Текст научной работы на тему «Художественное время в телерепортаже»

УДК 792.8.01

В. В. Шабалин

Художественное время в телерепортаже

В статье представлен анализ визуальной информации в виде телерепортажа. Уделяя существенное внимание времени как одному из средств выразительности при рассмотрении новостного материала, автор акцентирует внимание на хронологической последовательности видеокадров при формировании образа события, анализирует топологические свойства времени и раскрывает проблемы восприятия времени реципиентом в телевизионном коммуникативном пространстве.

In article the analysis of visual information is presented in the TV report form. Paying essential attention to time as to one of means of expressiveness by consideration of news material, the author focuses attention on chronological sequence of the video footage when forming an image of an event, analyzes topological properties of time and opens problems of perception of time the recipient in television communicative space.

Ключевые слова: время, восприятие, информация, монтаж, репортаж, телевидение.

Keywords: cutting, installation, information, perception, reporting, television, time.

Телевизионный процесс создания образа при использовании творческих приемов значительно отличается от простой фиксации реальности. Согласимся с высказыванием Кракауэра, что в первых документальных фильмах съемка события едва ли поднималась выше уровня регистрации некоего аспекта нашей действительности. Но то наваторское, что было приемлемо в начале прошлого столетия, сегодня стало менее значительным в работе репортеров. Сложившаяся ситуация обусловлена созданием нового коммуникативного пространства. «Телевидение не столько сократило ощущение расстояния, сколько сконцентрировало время» [1], отмечает профессор Н. И. Утилова. Соответственно этому изменились смысл и содержание взаимодействия телевидения со зрителем, трансформировались средства художественной выразительности. Одним из таких средств является время. Трудно представить себе кинематографическое произведение без ощущения протекающего в кадре времени, говорится в воспоминаниях А. Тарковского [2]. Впрочем, и телевизионный репортаж невозможен без функции времени, что отличает его от фотографии как мгновенного слепка объекта, который, по словам Андре Базена, дает возможность запечатлеть его след во времени вследствие движения. А движение, как замечал еще Аристотель, идентифицирует время. Событие завязано на движении, в том числе и видеоленты. Все происходящее в рамках репортажа также течет во времени, даже стоп-кадр. Время, «фиксирующее» не только наличие предметов, но и событий, является одной из основных характеристик телерепортажа. Бесспорно, экранное время, значительно отличаясь от реального, имеет границы протяженности, определяемые часом, днем, месяцем или годом и обозначенные или не обозначенные конкретным историческим периодом. Категория времени применительно к телевизионному репортажу может быть рассмотрена и с иных позиций. Следует различать время повествовательное как длительность рассказа (в телевизионных новостях - длительность репортажа) и время как длительность процесса, о котором идет речь, например спортивного мероприятия. Внутренний мир репортажа обладает своей продолжительностью, которую именуют временем телевизионного материала. Она состоит из отдельных состояний этого мира и интервалов между ними. На этой основе репортер создает внутреннее время телевизионного материала, заполняя объем репортажа «событием».

В телевизионной практике время структурировано как в съемочном, так и в последующих творческих процессах. Оно, как быстроходная река у Овидия, течет не подвластно чему-либо, что, с одной стороны, в полной мере относится к телевизионному репортажу, а с другой - отнюдь не ко времени внутри самого репортажа. Внутреннее время разнородно. Его функции, как прямая, так и второстепенная, проявляют этот феномен в телевизионном репортаже на разных уровнях. Отсюда результат монтажа можно принять как некое вторжение в «пространство» времени телерепортажа, состоящее из линии времени в его объеме.

© Шабалин В. В., 2015

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета

Длительный период новостной материал «собирали» по схеме: начало, развитие, кульминация, - то есть строго в хронологической последовательности протекания события. Но впоследствии, в том числе и для усиления динамики, автором репортажа преднамеренно стала изменяться вышеуказанная временная последовательность видеокадров события. Без искажения смысла происходящего сюжет стал разворачиваться с конца события или с любого значимого места. Материал с инаугурации мэра Москвы [3] на телеканале «Россия 1» начинался с момента церемонии, когда градоначальником произносилась присяга. Далее в репортаже автор подробно раскрыл ход торжественного события. Телеобозреватель П. Зарубин показал событие в новом ракурсе восприятия. Выбрав нестандартный ход повествования, репортер ни в коем случае не нарушил хронологическое ощущение события - наоборот, только подчеркнул значимость и торжественность происходящего. В связи с этим на теоретической конференции в рамках Международного фестиваля нового документального кино О. В. Иорданиди привела цитату О. М. Брика: «В хронике каждый отдельный кусок понятен и закончен в себе. От перестановки кусков в хроникальной фильме меняется только легкость и удобочитаемость всего материала, но смысл самого материала от этого не зависит» [4].

Тем не менее стоит остановиться и на другом типе репортажа [5], в котором выстраивалась сюжетная нить того же события в классической форме временной последовательности. Ключевые моменты мероприятия отражались строго в том порядке, как они проходили в реальности. Такое построение занимает бесспорное место в информационном телевидении и еще раз подтверждает наличие собственного индивидуального стиля у творческой личности. Нестандартная хронологическая последовательность сегментов того или иного интерпретированного события указывает также и на решение проблемы однообразности. Импровизировать, как говорил Михаил Ромм, на телевидении возможно, и возможно с очень широким привлечением автора [6]. Однако телевизионный репортаж завязан на прямой поступательности потока времени, вектор которого всегда направлен вперед. В этом случае течение времени можно сравнить с условной линией времени репортажа, по которой идет человек. Если он пойдет назад - событие будет отождествляться с демонстрацией изображения на экране с минусовой скоростью (спортсмен выпрыгивает из воды обратно на вышку). Бег вперед или назад сопоставляется с ускоренным показом, а противоположный эффект соответствует медленной ходьбе. Важно зафиксировать, когда в структуре репортажа происходит скачок вперед или назад по временной линии, что создаст впечатление действия «неведомой» силы, перемещающей пешехода или бегуна. Главное заключается в том, что в какую бы точку на виртуальной трассе телевизионного репортажа условный человек не попал, он всегда будет продолжать идти вперед. Такова основная отличительная черта поступательности времени, сохраняющая свои функциональные особенности в телевизионном репортаже.

Вместе с тем художественное время в репортаже на основании своих топологических свойств может как сжиматься, так и растягиваться, а в отдельных случаях даже идти в обратном направлении. Оно также может быть прерывистым и объединять в одно целое на экране разные хронологические слои. М. Ахундов в своей книге «Концепция пространства и времени» подчеркивает, что еще Августин Аврелий дал четкую установку: течение времени представляет собой не физическую, а психологическую реальность [7]. Мыслительный процесс занимает определенную длительность, так как происходит во времени, как и любое действие. «Ведь мы вместе ощущаем и движение и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекало и какое-то время», говорил Аристотель [8]. Как справедливо отмечает Г. Рейхенбах, «процессы мышления имеют протяженность во времени, и нам нельзя избавиться от этого неумолимого потока, который непрерывно течет от прошлого через настоящее к будущему» [9]. В зависимости от того, насколько интересна и значима для зрителя поступающая информация, телевизионный материал может «пролететь» за мгновение или длиться целую вечность. Мы не думаем о времени, когда творческий процесс захватывает нас. Как не вспомнить здесь слова Николая Бердяева: «Наше отношение к времени целиком меняется в зависимости от творчества. Если забота, по Гейдеггеру, овременяет бытие, то творчество может освобождать его от власти времени» [10]. Иными словами, в нашем сознании время пластично. Составление видеоряда репортажа и есть процесс изменения длительности материала в ощущениях зрителя при его просмотре. Следовательно, смысловая нагрузка визуальной составляющей репортажа воздействует на реципиента и меняет ощущение времени в его сознании. Далее происходит обратная взаимосвязь. Функция времени формирует образ объекта в процессе создания материала, а затем уже образ создает ощущение времени у зрителя.

Резюмируя, можно констатировать: проекция зрительского времени дает качественную оценку материалу, где функция времени участвует как в созидании образа, так и в его влиянии на реципиента. «Время образа» качественно переходит во «время зрительского ощущения». Со-16

временное телевидение немыслимо вне временной составляющей на отрезке: формирование образа - его созерцание. Ведь еще Кант относил время к необходимому представлению, лежащему в основе всех созерцаний [11].

Примечания

1. Утилова Н. И. Телевизионное пространство и время. Эстетическая роль монтажа. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. С. 32.

2. Андрей Тарковский: Арх., док., воспоминания / авт.-сост. П. Д. Волкова. М.: Подкова: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 224.

3. Телеканал «Россия1», программа «Вести», Российская Федерация, телевизионный репортаж: «Инаугурация мэра Москвы», авт. П. Зарубин, телевизионный эфир 12.09.2013. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1129018&tid=103594

4. Иорданиди О. Э. Шуб и монтаж исторической хроники (новаторство Э. Шуб в контексте «Теории факта» ЛЕФа) / Конференция / М.: Международный фестиваль документального кино «Флаэр-тиана», 2000, [электронный-ресурс], 03.11.2013. URL: http://flahertiana.ru/2000/conference/p6.php

5. Телеканал «Первый канал», программа «Время», Российская Федерация, телевизионный репортаж: «Инаугурация мэра Москвы», авт. П. Краснов, телевизионный эфир 12.09.2013. URL: http: //www.1tv.ru / newsvideoarchive/pd=12.09.2013

6. Ромм М. И. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1: Теория, критика, публицистика. М.: Искусство, 1980. С. 436.

7. Ахундов М. Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. С. 133.

8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3, гл. 11. М.: Мысль, 1981. С. 148.

9. Рейхенбах Г. Направление времени / пер. с англ. Изд. 2-е, стер. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 11.

10. Бердяев Н. А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 322.

11. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 135.

Notes

1. Utilova N. I. Televizionnoe prostranstvo i vremya. EHsteticheskaya rol' montazha [Television space and time. Aesthetic role installation]. Moscow. Institute of improvement of professional skills of workers of television and radio broadcasting. 2000. P. 32.

2. Andrej Tarkovskij: Arh., dok., vospominaniya - Andrey Tarkovsky: Arch., Doc., memories / ed.-comp. P.D. Volkov. Moscow. Podkova: EKSMO-Press. 2002. P. 224.

3. Channel "Rossiya1", the program "Vesti", Russian Federation, TV report: "Inauguration of the mayor of Moscow", ed. P. Zarubin, television broadcast of 12.09.2013. Available at: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=1129018&tid=103594 (in Russ.)

4. Iordanidi O.E. SHub i montazh istoricheskoj hroniki (novatorstvo EH. SHub v kontekste «Teorii fakta» LEFa) [Shub and installation of historical Chronicles (innovation of E. Shub in the context of "Theory of fact" of LEF)] / Conference / Moscow. international documentary film festival "Flahertiana", 2000, [electronic resource], 03.11.2013. Available at: http://flahertiana.ru/2000/conference/p6.php

5. The TV channel "Pervy kanal", program "Vremya", Russian Federation, TV report: "Inauguration of the mayor of Moscow", ed. P. Krasnov, television broadcast 12.09.2013. Available at: http://www.1tv.ru/ newsvideoarchive/pd=12.09.2013 (in Russ.)

6. Romm M. I. Selected works: in 3 volumes Vol. 1: Teoriya, kritika, publicistika - Theory, criticism, journalism. Moscow. 1980. P. 436.

7. Akhundov M. D. Koncepciya prostranstva i vremeni: istoki, ehvolyuciya, perspektivy [Concept of space and time: sources, evolution and prospects]. Moscow. Nauka. 1982. P. 133.

8. Aristotle. Works in 4 volumes, volume 3, Chapter 11. Moscow. Mysl. 1981. P. 148.

9. Reichenbach G. Napravlenie vremeni [Direction of time] / transl. from Eng. Ed. 2nd, ster. Moscow. Editorial URSS. 2003. P. 11.

10. Berdyaev N. A. Duh i real'nost': Osnovy bogochelovecheskoj duhovnosti. YA imirob"ektov: Opyt filosofii odinochestva i obshcheniya [Spirit and the reality: foundations of a divine and human spirituality. Me and world of objects: the Experience of philosophy of loneliness and communication]. Moscow. AST: AST MOSKVA: KHRANITEL. 2007. P. 322.

11. Kant I. Works: in 6 vols. Vol. 3. Moscow. Mysl. 1964. P. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.