Научная статья на тему 'Отождествление и противопоставление понятий «трансляция» и «репортаж» в тележурналистике'

Отождествление и противопоставление понятий «трансляция» и «репортаж» в тележурналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
637
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансляция / вещание / репортаж / прямое включение / эфир / телевидение / контент / медиапространство / телеаудитория / broadcast / broadcasting / reporting / live broadcast / broadcasting / television / content / media space / television audience.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпий Сергей Викторович

Состояние современного медиапространства требует от менеджмента муниципальных, региональных, национальных телеканалов различной формы собственности не игнорировать динамические мировые тенденции и внедрять более эффективные меры по коммерциализации продукта собственного производства и при этом не только сохранять существующую долю аудитории, но и значительно увеличивать её и удерживать у телеэкранов за счёт качества и зрелищности. Реализация данной задачи невозможна без включения в контент оригинальных произведений журналистского творчества с нестандартной подачей и без использования действенных, диверсификационных социокоммуникативных инструментов. Актуальность темы данной статьи заключается в том, что в нынешних условиях глобализации мы наблюдаем за непрерывным процессом регулярного внедрения в контент информационных телепередач различных репортажных феноменов оперативной подачи информации с места события, которые стали неотъемлемой частью медиапростространства; формируют престижный, исключительный, статусный образ творческой журналистской профессии, требующей значительного уровнязнаний и креативных навыков; являются коллективным продуктом творческого и технического персонала экранного медиа; демонстрируют глобальные возможности, конвергируясь и синергируясь с другими СМИ. Условие реализации задачи соответствия современным требованиям телерынка с помощью креативного, оригинального, нестандартного, а главное – качественного продукта максимально привлекать и систематически использовать весь современный материально-технический потенциал медиа, что позволит телеорганизациям эффективнее трансформировать и развивать творческо-профессиональную базу синхронно с запросами времени. Данная статья является частью масштабного рассмотрения различных современных явлений тележурналистики, наиболее часто демонстрируемых в эфире городских, региональных и федеральных вещателей. Их детальное изучение необходимо во избежание подмены понятий в практической сфере из-за обобщенного их определения представителями академического сообщества. Кроме того, целью научного исследования является конкретизация таких понятий как «трансляция» и «телерепортаж» путём сравнения и противопоставления. Работа базируется на выводах, сделанных исследователями ранее, для более точного осмысления проблематики сложившейся в точном определении специфики и классификации различных видов телерепортажа как жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification and consolidation of the concepts «broadcasting» and «reporting» in TV journalism

The state of modern media space requires management of municipal, regional, national TV channels of different forms of ownership do not ignore dynamic world trends and implement more effective commercialization measures own product and not only save existing audience share, but also significantly increase it and keep off TV screens at the expense of quality and entertainment. The implementation of this task is impossible without the inclusion in the content of the original works of journalistic creativity with non-standard presentation, as the audience preferences are not constant. It is also necessary to use effective, diversification sociocommunicative tools, without forgetting, M. Stevens notes that «people are addicted to news,» and the fact that journalism itself, is emphasized by M. N. Kim, «a specific sphere of spiritual and practical human activity». The relevance of the topic of this article is that in the current process of globalization, we are witnessing a continuous process of regular introduction of various reportage phenomena of the operational presentation of information from the event site to a wide range of audiences in the content of information television programs, which: have become an integral part of the media space; form a prestigious, exceptional, status of image creative journalistic profession that requires a significant level knowledge and creative skills; are a collective product of creative and technical screen media personnel; demonstrate global opportunities, converging and synergizing with other media. The condition for the implementation of the task of meeting modern telemarket requirements – with the help of creative, original, non-standard, and the main thing is a quality product (eng. «content») to maximize and systematically use all modern material and technical potential of the media, which will allow organizations to transform and develop more effectively a creative professional base synchronously with the requests of the time. This article is part of a large-scale review of various modern TV journalism phenomena, that are most often shown on the air of city, regional and federal broadcasters. Their detailed study is necessary in order to avoid the substitution of concepts in the practical sphere due to their generalized definition by representatives of the academic community. Also, the goal of the scientific research is to concretize such concepts as «broadcasting» and «television reporting» by means of comparison and opposition. The work is based on the conclusions made by researchers earlier, for a more accurate understanding of the problems of the current definition of the specificity and classification of various types of live television broadcast as a genre.

Текст научной работы на тему «Отождествление и противопоставление понятий «трансляция» и «репортаж» в тележурналистике»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10484

УДК 654.197

С. В. Карпий https://orcid.org/0000-0002-6656-4867

Отождествление и противопоставление понятий «трансляция» и «репортаж»

в тележурналистике

Состояние современного медиапространства требует от менеджмента муниципальных, региональных, национальных телеканалов различной формы собственности не игнорировать динамические мировые тенденции и внедрять более эффективные меры по коммерциализации продукта собственного производства и при этом не только сохранять существующую долю аудитории, но и значительно увеличивать её и удерживать у телеэкранов за счёт качества и зрелищности. Реализация данной задачи невозможна без включения в контент оригинальных произведений журналистского творчества с нестандартной подачей и без использования действенных, диверсификационных социокоммуникативных инструментов.

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что в нынешних условиях глобализации мы наблюдаем за непрерывным процессом регулярного внедрения в контент информационных телепередач различных репортажных феноменов оперативной подачи информации с места события, которые стали неотъемлемой частью медиапростространства; формируют престижный, исключительный, статусный образ творческой журналистской профессии, требующей значительного уровнязнаний и креативных навыков; являются коллективным продуктом творческого и технического персонала экранного медиа; демонстрируют глобальные возможности, конвергируясь и синергируясь с другими СМИ.

Условие реализации задачи соответствия современным требованиям телерынка с помощью креативного, оригинального, нестандартного, а главное - качественного продукта максимально привлекать и систематически использовать весь современный материально-технический потенциал медиа, что позволит телеорганизациям эффективнее трансформировать и развивать творческо-профессиональную базу синхронно с запросами времени.

Данная статья является частью масштабного рассмотрения различных современных явлений тележурналистики, наиболее часто демонстрируемых в эфире городских, региональных и федеральных вещателей. Их детальное изучение необходимо во избежание подмены понятий в практической сфере из-за обобщенного их определения представителями академического сообщества. Кроме того, целью научного исследования является конкретизация таких понятий как «трансляция» и «телерепортаж» путём сравнения и противопоставления.

Работа базируется на выводах, сделанных исследователями ранее, для более точного осмысления проблематики сложившейся в точном определении специфики и классификации различных видов телерепортажа как жанра.

Ключевые слова: трансляция, вещание, репортаж, прямое включение, эфир, телевидение, контент, медиапространство, телеаудитория.

S. V. Karpiy

Identification and consolidation of the concepts «broadcasting» and «reporting»

in TV journalism

The state of modern media space requires management of municipal, regional, national TV channels of different forms of ownership do not ignore dynamic world trends and implement more effective commercialization measures own product and not only save existing audience share, but also significantly increase it and keep off TV screens at the expense of quality and entertainment. The implementation of this task is impossible without the inclusion in the content of the original works of journalistic creativity with non-standard presentation, as the audience preferences are not constant. It is also necessary to use effective, diversification sociocommunicative tools, without forgetting, M. Stevens notes that «people are addicted to news,» and the fact that journalism itself, is emphasized by M. N. Kim, «a specific sphere of spiritual and practical human activity».

The relevance of the topic of this article is that in the current process of globalization, we are witnessing a continuous process of regular introduction of various reportage phenomena of the operational presentation of information from the event site to a wide range of audiences in the content of information television programs, which: have become an integral part of the media space; form a prestigious, exceptional, status of image creative journalistic

© Карпий С. В., 2019

profession that requires a significant level knowledge and creative skills; are a collective product of creative and technical screen media personnel; demonstrate global opportunities, converging and synergizing with other media.

The condition for the implementation of the task of meeting modern telemarket requirements - with the help of creative, original, non-standard, and the main thing is a quality product (eng. «content») to maximize and systematically use all modern material and technical potential of the media, which will allow organizations to transform and develop more effectively a creative professional base synchronously with the requests of the time.

This article is part of a large-scale review of various modern TV journalism phenomena, that are most often shown on the air of city, regional and federal broadcasters. Their detailed study is necessary in order to avoid the substitution of concepts in the practical sphere due to their generalized definition by representatives of the academic community. Also, the goal of the scientific research is to concretize such concepts as «broadcasting» and «television reporting» by means of comparison and opposition.

The work is based on the conclusions made by researchers earlier, for a more accurate understanding of the problems of the current definition of the specificity and classification of various types of live television broadcast as a genre.

Keywords: broadcast, broadcasting, reporting, live broadcast, broadcasting, television, content, media space, television audience.

Трансляция

Чтобы увидеть, какие сходства и различия существуют между двумя понятиями - «прямое включение» и «прямая трансляция», стоит обратить внимание на то, что же означает данный контент, используемый для телевещания.

Трансляция - способ фиксации и одновременной сиюминутной передачи аудитории длительных действий, событий, представляющих для неё общественный интерес, сопровождающийся журналистским комментарием. Его отсутствие в прямом эфире - это уже ретрансляция, то есть демонстрация действительности без использования монтажа. Получается, что последним понятием в современном медиапространстве часто подменяются следующие явления: «онлайн-трансляция» «онлайн-вещание» «прямой репортаж», «живой репортаж», «без комментариев» и даже «прямое включение».

В. А. Саруханов различает и другие виды трансляции - «прямая», «непрямая» - которые, по его мнению, являются «способом доставки телепродукта его потребителю, не более того» [22, с. 153]. Он также отмечает, что феномен является оптимальным способом теледокументирования. Стоит добавить, что причина заключается в объёмности такого телевизионного продукта, что одновременно может являться его преимуществом и недостатком. Вот, что в свое время говорил В. Цвик о трансляции, выходившей в видеозаписи в период 1970-1990 гг.: «в итоге на экране все было гладко, вылизано, правильно - и неправда» [24, с. 17]. Некоторые исследователи трансляцией называют еще некомментированный репортаж -его реализация на экране не требует особых затрат, а потому он часто используется для демонстрации общественно-значимых событий, не тре-

бующих пояснения или же во избежание юридической ответственности в случае отсутствия каких-либо официальных трактовок случившегося, происходящего. Л. П. Шестёркина дополняет это понятие и называет его еще и «некомментирован-ным показом, полностью лишенным авторского текста, используемым в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений» [17, с. 113]. Этот же исследователь, более широко рассматривая понятие «трансляция», приходит к выводу, что данное явление - это еще и «прямой» отчет», представленный в форме некомментируемого репортажа. Следовательно, трансляция является еще и технологией, определяющей жанр тележурналистики. Летуновский В. П. в своём научном исследовании ставит знак равенства между трансляцией и эфиром, тем самым делая данные понятия рядополо-женными. Следовательно, трансляция - «это заблаговременно спланированное и реализованное распространение для сведения аудитории социально значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного - шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучание), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную документальную и художественно-публицистическую структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего» [16, с. 84]. Исходя из этого, с уверенностью можно сделать вывод : «трансляция» и «прямой эфир» - это не тождественные понятия, как пытаются представить отдельные исследователи, но можно согласиться с

тем, что эфир можно использовать для осуществления трансляции.

Следовательно, основными составными частями эфира являются трансляция и вещание (Ри с. 1). Какая же роль в данном случае отводится прямому включению как разновидности жанра телерепортажа?

Рис. 1 Телерепортаж

Телерепортаж - классическая совершенная форма подачи оперативной информации с места события не в момент, а после его свершения.

Для более точного осмысления жанра его необходимо совершенно точно идентифицировать, знать этимологию понятия, чтобы избежать двойственного восприятия, учитывая, что репортаж является составной частью и других видов СМИ, в каждом из которых он осуществляется со свойственной спецификой. Таким образом, мы определили еще одну причину того, почему прямое включение является малоизученным. Дело в том, что научные исследования в области тележурналистики требуют чётких, а не обобщенных (универсальных) определений массмедийных явлений, каковым является телерепортаж и порожденные им феномены, один из которых подвергнут исследованию в данной научной работе. О его истоках писал Г. В. Куцнецов, отмечая, что зарождение жанра началось в 1952-1953 гг. Именно тогда, утверждает исследователь, предпринимались первые попытки использовать данный жанр в эфире, тогда же и начались первые репортажные достижения [14, с. 117]. Тот же Кузнецов, но уже в другой своей работе, так высказался о нем: «каждый репортаж - камешек в мозаичной картине мира. А ТВ изобрели именно для того, чтобы видеть самое важное и интересное, что происходит на планете каждый день» [15, с. 93].То есть репортаж, по его мне-

нию, и есть телевидение, которое имеет свои отличительные черты. В. А. Саруханов отмечает: «... сделать акт фиксации и акт восприятия практически одновременным» [22, с. 67]. Р. А. Борецкий же считает, что данный вид репортажа является инструментом, многократно множащим посылы к обществу: «из прямых репортажей с партконференций, съездов, многотысячных манифестаций страна узнавала новых политических деятелей» [2, с. 53]. Эти и другие факты становились поводом для эволюции репортажной журналистики в различных её проявлениях, а все потому, считает В. В. Орлова, что, «анализируя визуальный контент, зрители могут сами интерпретировать происходящее» [21]. В этом случае корреспонденту стоит учитывать еще одну особенность, отмечает Н. Л. Горюнова: «всегда приходится иметь дело и с категорией пространства» [5, с. 7]. А вот источником для телерепортажей, или, как их еще называют, прямых репортажей, может служить сама аудитория, говорит Болкунов А. Н.: «обыкновенный читатель для журналиста - бесценный источник информации, генератор идей, общественно значимый партнер» [1, с. 19]. Пытаясь удовлетворить его требования современному корреспонденту, работающему в формате прямого включения, приходится осуществлять свою деятельность на грани риска (боевые действия, «горячие точки», чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия и т. д.), и чтобы он был оправдан, также необходимо умело пользоваться эмпирической базой. Вот как описывает условия труда тележурналиста в нынешних реалиях Н. В. Зверева: «На вертолете, свесившись головой вниз, репортер с микрофоном в руке ведет прямой репортаж с места событий. Другой репортер конкурирующей телекомпании привязан к крыше полицейского автомобиля. Ветер и скорость мешают ему говорить, но он выполняет свой профессиональный долг, рискуя жизнью» [9]. Стоит отметить, что, как и другие исследователи, Зверева тоже называет «прямое включение» «прямым репортажем». С. А. Муратов называет его еще и «уличным репортажем», анализируя телевизионное общение в кадре и за кадром: «Как трудно делать уличный репортаж!» [18, с. 16]. Говоря о репортаже и приводя примеры, Л. Шибаева называет его еще и «динамичным»: «Рубинов, наблюдая, показывает читателю ход эксперимента как событие, то есть ведет динамичный репортаж, насыщенный зримыми деталями» [27]. Обобщая в своём сборнике жанр репортажа для радио и телевидения, в котором используются максимум выразительных средств,

В. В. Захаров выделяет его цели и задачи: «дать возможность слушателю/зрителю как бы поприсутствовать на событии. Репортаж чаще всего выступает как комплексный жанр» [7, с. 5]. Другие исследователи, рассматривая жанр наряду с другими, считают, что «репортаж относится к жанрам «полевой» журналистики («журналистики на месте события»)» [8, с. 127]. Изучая жанры в эфире современного телевидения, М. А. Мясникова называет один из видов жанра таким образом: «зрительские мобильные телерепортажи» [10, с. 226]. А вот для Н. А. Голядкина это еще и: «внестудийные репортажи с ПТС» [4, с. 114]. Л. П. Шестёркина, Т. Д. Николаева уже отмечают конкретную специфику жанра, говоря, что ему присущи место, событие, звукозрительная форма и двойственная персонификация сообщения [7, с. 4]. В. Л. Цвик в своих трудах описывает следствие развития репортажа и тенденции времени, которые стали катализатором для массового использования данного жанра и его видов: «круглосуточное информационное вещание с более «мобильной» и «живой" версткой новостей, большим количеством прямых репортажей с мест» [25]. Еще одна причина, как писал С. А. Муратов, это расширение географии телерепортажа: «география телерепортажа изучала только цех завода и стол президиума, первомайскую площадь и стадион. Все остальное, казалось, находилось за пределами прямой видимости» [19, с. 63]. Классическое определение жанра приводит Н. В. Вакурова, отмечая, что он проявляется в трёх формах: событийный, постановочный и тематический [3, с. 33]. А. А. Князев в своих исследованиях акцентирует внимание на основной черте репортажа, коей является его оперативность: «еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей» [12, с. 54]. А. А. Новикова, со своей стороны, добавляет, что репортажу как жанру присуще еще одно важное качество: «фигура журналиста-ведущего чрезвычайно важна как для специальных репортажей, так и для журналистских расследований» [20, с. 116]. С практической же точки зрения о телерепортаже в записи говорит В. В. Егоров, обозначая, что это «запись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом» [6, с. 92]. С теоретической - репортаж, по мнению В. В. Смеюхи, это «информационный жанр, сообщающий оперативно, с подробно-

стями, о событии, явлении, очевидцем которых является автор, журналист; в репортаже событие (явление) подается в развитии» [23, с. 19]. Более того, утверждает М. Н. Ким: «репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортера» [11, с. 143]. Н. В. Вакурова и Л. И. Московкин, рассматривая типологию жанров современного экранного контента, выделяют в жанре такое свойство, как «репортажность», что является «имманентным свойством подавляющего большинства журналистских жанров» [3, с. 21]. В. Л. Цвик в определении данного свойства репортажа добавляет «внутренне присущее, природное свойство телевидения» [26, с. 229]. Цель феномена, отмечает А. А. Князев, «наглядное, «живое» отображение вполне «предметного» события» [13, с. 82].

Приведенные выше примеры наглядно демонстрируют различные проявления специфики репортажа, приобретённые жанром в течение всего сравнительно небольшого периода эволюции, не прекращающейся и по нынешний день.

Одной же из причин того, что прямое телевизионное включение не имеет скрупулёзного рассмотрения, является тот факт, что репортаж в большинстве случаев изучался обобщенно, в основном, как газетный жанр, для трактовки которого используются классические понятия, текст, архитектоника которого была наиболее подходящей для описания общих понятий, тогда как телевизионный - имеет свою специфическую конструкцию, по поводу которой до сих пор длятся споры: как у практиков, так и у теоретиков нет чёткого объяснения, что является завязкой, кульминацией, развязкой в таком журналистом произведении и почему последовательность этих компонентов изменчива. А все потому, что оригинальность его формы зависит от совокупности знаний и умений применять их в профессиональной среде. Последствия такого прецедента отражаются на молодых специалистах, которые, покинув академическую среду, сталкиваются с непониманием специфики построения телерепортажа, не говоря уже о порождённых им феноменах. Дезориентируют такие понятия в тележурналистике, которые вывели в своих научных трудах исследователи данной области знаний: «некомментированный репортаж», «комментированный репортаж», «телерепортаж», «живой репортаж», «прямое включение», «псевдопрямое включение» и т. д. Изучая каждый из этих феноменов, важно определить их роль и место в медиа-пространстве.

Библиографический список

1. Болкунов, А. Н. Гражданская журналистика в учебной газете [Текст] : учеб пособие / под ред. В. В. Прозорова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. -52 с.

2. Борецкий, Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. [Текст] / Р. А. Борецкий. - М. : Икар, 2011. - 178 с.

3. Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] : учебное пособие / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин. - М. : Инс-т соврем. Ис-ва, мастерская телевизионной журналистики, 1997. -66 с.

4. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. А. Голядкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 190 с.

5. Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. 2. Динамика экрана [Текст] : учебное пособие / Н. Л. Горюнова. - М. : ИПК РТР, 2000. - 17 с.

6. Егоров, В. В. Телевидение: теория и практика [Текст] : учебное пособие / В. В. Егоров. - М. : Международный независимый эколого-политологический университет, 1993. - 306 с.

7. Жанры радио- и тележурналистики [Текст] : методические указания / сост. В. В. Захаров. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 16 с.

8. Журналистика и медиаобразование в XXI веке [Текст] : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). - Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 368 с.

9. Зверева, Н. В. Школа регионального тележурналиста [Текст] / Н. В. Зверева. - М. : Аспект. Пресс, 2004.

10. Информационное поле современной России: практики и эффекты: Мате-риалы Шестой Международной научно-практической конференции 22-24 октября 2009 года [Текст] / под. ред. В. З. Гарифуллина / вып. ред. Р. П. Баканов. - Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. - 402 с.

11. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

12. Князев, А. А. Основы журналистики и телерепортажа [Текст] / А. А. Князев. - Бишкек : Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.

13. Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ [Текст] / А. А. Князев. - Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002. - 164 с.

14. Кузнецов, Г. В., Цвик, В. Л., Юровский, А. Я. Телевизионная журналистика [Текст]. - М. : Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 368 с.

15. Кузнецов, Г. В. Так работают журналисты [Текст] / Г. В. Кузнецов. - М. : Изд-во МГУ, 2001. -222 с.

16. Летуновский, В. П. Прямой эфир на отечественном телевидении (Технология журналистского творчества) [Текст] / В. П. Летуновский. - СПб., 2004. - 278 с.

17. Методика телевизионной журналистики [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 224 с.

18. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст] / С. А. Муратов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 201 с.

19. Муратов, С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений [Текст] / С. А. Муратов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 176 с.

20. Новикова, А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности [Текст] /

A. А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Иазд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 236 с.

21. Орлова, В. В. Глобальные телесети новостей и информационная дипломатия [Текст] // Ломоносов 2002: Сб. тезисов. - М. : Факультет журналистики МГУ, 2002.

22. Саруханов, В. А. Азбука телевидения [Текст] /

B. А. Саруханов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

23. Смеюха, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст] : учеб. пособие / В. В. Смеюха. -Ростов н/Д, 2015. - 87 с.

24. Цвик, В. Л. Введение в журналистику [Текст] : учебное пособие. - Из д. 2-е, доп. и переработанное. -М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. - 137 с.

25. Цвик, В. Л. Мир новостей: новости мира [Электронный ресурс] /В. Л. Цвик. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2007. - URL: http://www.tvmuseum.ru

26. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика [Текст] / В. Л. Цвик. - М. : «Аспект Пресс», 2004. - 383 с.

27. Шибаева, Л. Жанры в теории и практике журналистики [Текст] // Журналистика. - 2000. -№ 17/47. - URL: http://www.relga.rsu.ru/n47/iur47.htm

Reference List

1. Bolkunov, A. N. Grazhdanskaja zhurnalistika v uchebnoj gazete = Civic journalism in the educational newspaper [Tekst] : ucheb posobie / pod red. V. V Prozorova. - Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2000. -52 s.

2. Boreckij, R. A. Besedy ob istorii televidenija. Lekcii, prochitannye na fakul'tete zhurnalistiki MGU v fevrale - mae 2010 g. = Conversations about television history. Lectures given at the Faculty of Journalism in Moscow State University in February - May 2010 [Tekst] / R. A. Boreckij. - M. : Izdatel'stvo Ikar, 2011. -178 s.

3. Vakurova, N. V Tipologija zhanrov sovremennoj jekrannoj produkcii = Typology of modern screen products genres [Tekst] : uchebnoe posobie / N. V Vakurova, JI. I. Moskovkin. - M. : Ins-t sovrem. Is-va, masterskaja televizionnoj zhurnalistiki, 1997. - 66 s.

4. Goljadkin, N. A. Istorija otechestvennogo i za-rubezhnogo televidenija = History of domestic and foreign television [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov

vuzov / N. A. Goljadkin. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Aspekt Press, 2011. - 190 s.

5. Goijunova, N. L. Hudozhestvenno-vyrazitel'nye sredstva jekrana. Ch. 2. Dinamika jekrana = Artexpressive means of the screen. Part 2. Screen Dynamics [Tekst] : uchebnoe posobie / N. L. Gorjunova. - M. : IPK RTR, 2000. - 17 s.

6. Egorov, V V. Televidenie: teorija i praktika = Television: Theory and Practice [Tekst] : uchebnoe posobie / V. V Egorov. - M. : Mezhdunarodnyj nezavisimyj jekologo-politologicheskij universitet, 1993. - 306 s.

7. Zhanry radio- i telezhurnalistiki = Genres of radio and television journalism [Tekst] : metodicheskie ukaza-nija / sost. V. V Zaharov. - Tambov : Izd-vo GOU VPO TGTU, 2010. - 16 s.

8. Zhurnalistika i mediaobrazovanie v XXI veke = Journalism and media education in the XXI century [Tekst] : Zh 92 cb. nauchnyh trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Belgorod, 25-27 sentjabrja 2006 g.). - Belgorod : Izd-vo BelGU, 2006. - 368 s.

9. Zvereva, N. V. Shkola regional'nogo telezhurnal-ista = Regional television journalist school [Tekst] / N. V. Zvereva. - M. : Aspekt. Press, 2004.

10. Informacionnoe pole sovremennoj Rossii: prak-tiki i jeffekty: Mate-rialy Shestoj Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii 22-24 oktjabrja 2009 goda = Information field of modern Russia: practices and effects: Materials of the Sixth International scientific and practical conference on October 22-24, 2009 [Tekst] / pod. red. V. Z. Garifullina / vyp. red. R. P. Bakanov. - Kazan' : Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2009. - 402 s.

11. Kim, M. N. Tehnologija sozdanija zhurnal-istskogo proizvedenija = The technology for creating a journalistic work [Tekst] / M. N. Kim. - SPb. : Izd-vo Mihajlova V. A., 2001. - 320 s.

12. Knjazev, A. A. Osnovy zhurnalistiki i telere-portazha = Basics of journalism and television broadcasting [Tekst] / A. A. Knjazev. - Bishkek : Izd-vo KRSU, 2001. - 160 s.

13. Knjazev, A. A. Jenciklopedicheskij slovar' SMI = Encyclopedic dictionary of mass media [Tekst] / A. A. Knjazev. - Bishkek : Izd-vo KRSU, 2002. - 164 s.

14. Kuznecov, G. V, Cvik, V. L., Jurovskij, A. Ja. Televizionnaja zhurnalistika = Television journalism [Tekst]. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta: Nauka, 2005. - 368 s.

15. Kuznecov, G. V. Tak rabotajut zhurnalisty = This is how journalists work [Tekst] / G. V. Kuznecov. - M. : Izd-vo MGU, 2001. - 222 s.

16. Letunovskij, V. P. Prjamoj jefir na otechestven-nom televidenii (Tehnologija zhurnalistskogo tvorchest-va) = Live broadcast on domestic television (Technology

of journalistic creativity) [Tekst] / V. P. Letunovskij. -SPb., 2004. - 278 s.

17. Metodika televizionnoj zhurnalistiki = Television journalism methodology [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov / L. P. Shesterkina, T. D. Nikolaeva. - M. : Aspekt Press, 2012. - 224 s.

18. Muratov, S. A. Televizionnoe obshhenie v kadre i za kadrom = In-frame and behind-the-scenes television communication [Tekst] / S. A. Muratov. - M. : Aspekt Press, 2003. - 201 s.

19. Muratov, S. A. Televidenie v poiskah televideni-ja. Hronika avtorskih nabljudenij = Television in search of television. Chronicle of authors' observations [Tekst] / S. A. Muratov. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 2001. - 176 s.

20. Novikova, A. A. Televizionnaja real'nost': jekrannaja interpretacija dejstvitel'nosti = Television reality: screen interpretation of reality [Tekst] / A. A. Novikova; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M. : Iazd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2013. - 236 s.

21. Orlova, V. V Global'nye teleseti novostej i in-formacionnaja diplomatija = Global news networks and information diplomacy [Tekst] // Lomonosov 2002: Sb. tezisov. - M. : Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2002.

22. Saruhanov, V. A. Azbuka televidenija = Alphabet of television [Tekst] / V. A. Saruhanov. - M. : Aspekt Press, 2002. - 223 s.

23. Smejuha, V. V Teorija i praktika massovoj in-formacii = Media theory and practice [Tekst] : ucheb. posobie / V V. Smejuha. - Rostov n/D, 2015. - 87 s.

24. Cvik, V L. Vvedenie v zhurnalistiku = Introduction to journalism [Tekst] : uchebnoe posobie. - Izd. 2-e, dop. i pererabotannoe. - M. : Izd-vo MNJePU, 2000. -137 s.

25. Cvik, V. L. Mir novostej: novosti mira = World of news: world news [Jelektronnyj resurs] /V L. Cvik. -M. : Institut povyshenija kvalifikacii rabotnikov televi-denija i radioveshhanija, 2007. - URL: http ://www.tvmuseum. ru

26. Cvik, V. L. Televizionnaja zhurnalistika: Istorija, teorija, praktika = Television journalism: History, theory, practice [Tekst] / V. L. Cvik. - M. : «Aspekt Press», 2004. - 383 s.

27. Shibaeva, L. Zhanry v teorii i praktike zhurnalis-tiki = Genres in journalism theory and practice [Tekst] // Zhurnalistika. - 2000. - № 17/47. - URL: http ://www.relga. rsu. ru/n47/iur47.htm

Дата поступления статьи в редакцию: 14.05.2019 Дата принятия статьи к печати: 27.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.