169
Ключевые слова: телевидение, массмедиа, экранная Key words: television, poetics of screen
культура, дополнительная визуализированная информация, media, artistic image, augmented reality, line,
линия, точка, художественный образ, экранное point, screen space, television footage. пространство.
Shabalin Vladimir V.
Шабалин Владимир Васильевич PhD in Art, cameraman, the Apparatus
Кандидат искусствоведения, телеоператор, Аппарат of the Russian Government, Moscow
Правительства РФ, Москва ORCID ID: 0000-0001-5752-2983
ORCID ID: 0000-0001-5752-2983 [email protected] [email protected]
Image of Line in the Space of a Television Shot
The article considers line as an image in the space of a television frame. The author analyzes the concept of "line" from the point of view of the screen form, describing the means of reality objects realization; reveals the specifics of additional visualized information, namely, the transition of its elements to the status of augmented reality. Special attention is paid to the conceptual construction
ШАБАЛИН В В of the composite structure of the TV screenshot.
The article examines the artistic image of the line, its sensual content and potential of meaning.
Образ линии в пространстве телевизионного кадра
В статье рассматривается линия как образ в пространстве телевизионного кадра. Автор исследует понятие «линия» с точки зрения экранной формы, анализируя средства воплощения объектов реальной действительности; выявляет специфику дополнительной визуализированной информации, а именно переход ее элементов в статус дополненной реальности. Особое внимание уделяется концептуальному построению композиционной структуры телекадра. Исследуется художественный образ линии, его чувственное содержание и смысловой потенциал.
Грани различных предметов или узкие полосы на их поверхности сопровождают человека в быту, являя повседневные варианты линий. В философии же линиям отводятся передовые позиции на протяжении многих лет, начиная с временной линии. Ей уделялось особое внимание в трудах П.А. Флоренского, который отмечал: «Всякий образец действительности... имеет свою линию времени» [8, с. 197]. Продолжить примеры переносного значения можно словосочетаниями «линия укрепления», «линия сообщения» или, например, фразеологемой «ни дня без строчки», относящейся к творчеству писателей и вышедшей из Апеллесовской заповеди «ни дня без линии!».
Вместе с тем понятие «линия» имеет как прямое употребление в архитектуре, так и вообще присутствует в нашем трехмерном мире, где есть и нить в виде линии, и подобный ей луч света. Поэтому широко употребляемый термин мы будем рассматривать, избегая позиции «наивного реализма» [5, с. 64] и строго разделяя объект, схожий с прототипом в обыденной жизни реципиента, и его художественный образ. Линия наравне с пространством и формой входит в «базовые визуальные компоненты» [1, с. 16]. Поэтому рассмотрение зрительного аспекта феномена линии мы начнем с его проявления в восприятии окружающего нас мира.
Мы мысленно представляем линию, когда думаем о маршруте предстоящей поездки или линии горизонта. «Линия - это факт нашего восприятия. Она существует только у нас в голове. Линия - результат восприятия нами других зрительных компонентов, которые позволяют нам осознавать линию, однако ни одна из линий в реальности не существует. Форма так же, как и линия, является воображаемой,
Илл. 1. Скриншот телевизионного кадра со статичными полосами на фоне, программа «Смотр». НТВ
так как все формы возникают непосредственно из придуманных линий» [1, с. 17], - подтверждает своим высказыванием Брюс Блок.
И действительно, познакомить человека с образным явлением можно только одним способом - предъявив его, то есть «создав условия, необходимые для возникновения этого образа» [5, с. 62]. Иначе говоря, изобразить, в том числе и в виде линии, подобно первой картине, в которой линия «окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену» [4, с. 84]. Современный телеэкран являет множество линий, насыщающих его поверхность в изображениях, включая фон мизанкадра из световых полос (см. илл. 1(1)).
Более того, светотеневой фоновый рисунок может быть в динамичном состоянии. Если говорить о стиле оформления студий новостных программ, то такой рисунок синтезируется компьютерным способом и представляется не проекционно на вертикальную поверхность, а изображается на экране-декорации (см. илл. 2(2)).
(1) Смотр: телевизионная программа [Электронный ресурс] // НТВ (телевизионный эфир:
07.10.2017), - Режим доступа: http://www.ntv.ru/video/1523950/ (дата обращения
26.05.2018).
(2) «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой. Телевизионный эфир НТВ от 27.08.2017) // URL: http://www.ntv.ru/video/1510281/ (дата обращения 28.08.2017).
170
171
Илл. 2. Скриншот телевизионного кадра с динамичным свето-теневым рисунком из полос на фоне студии, программа «Итоги недели с Ирадой Зейналовой». НТВ
Илл. 3. Скриншот кадра из «видео 360» с использованием дополнительной визуализированной информации. ИТ
173
07:29 «Вести FM» 97.6 FM в Москве, 103.6 FM в Тюмени
РОССИЯ 24
| Теннис. Шарапова обыграла Плишкову и сравняла счёт в финале Кубка Федерации
Илл. 4. Скриншот телевизионного кадра с использованием дополнительной визуализированной информации. Россия 24
При исследовании линии как образной составляющей структуры телекадра возникает вопрос: какой фактор при визуализации экранного пространства влияет на добавление в мизансцену прямых или изогнутых динамических линий?
Рассмотрим фрагмент уникальной панорамной экскурсии по Большому театру, выполненной в формате «видео 360» (ИТ, Россия), когда зритель видит цветные линии, окружающие образ здания на экране (см. илл. З(3)).
На первый взгляд, динамичные линии, гармонично наполняющие экранное пространство кадра, как бы не дают уже имеющимся в нем объектам композиции «расшататься». При этом дополнительная визуализированная информация играет и иную роль. Линии располагают к качественно иному зрительскому восприятию контента -смысловому сопряжению с основным аудиовизуальным потоком в одном случае, а в другом - линия, «благодаря многочисленным
(3) Большойтеатрв форматеЗбО: ЯТприглашаетнауникальнуюпанорамнуюэкскурсию :
видео 360: панорамная прогулка по Большому театру [Электронный ресурс]//RT (дата публикации 05.12.2016). URL: https://russian.rt.com/nopoiitics/article/338834-boishoi-teatr-video (дата обращения 23.05.2018).
TELESPORÏH
9$б>
Илл. 5. Скриншот телевизионного кадра с линией как дополненной реальностью в виде вектора направления движения спортсмена. Телетрансляция TELESPORT7
изгибам как бы стремится превратиться в плоскость, „складчатая" же плоскость - в объемную фигуру» [7, с. 15]. Таким образом, в художественном образе линии кроется потенциал визуального уплотнения объема экранного пространства (см. илл. 4(4)).
При изменении ракурса видеосъемки, объекты дополнительной визуализированной информации, согласно правилу линейной перспективы, изменяются геометрически вместе с окружающими их на экране образами объектов реальной действительности (см. илл. 5(5)). В связи с чем, линия включается в основу, в фундамент кадра, переходя в разряд элементов дополненной реальности (AR -augmented reality). Так, двухцветная полоса сравнения скорости на определенном отрезке трассы участников соревнований в санном спорте воспринимается на экране как элемент композиционной
(4) Лазарева А. Легкая промышленность: Золотой глаз : специальный репортаж [Электронный ресурс]/А. Лазарева// Россия 24 (телевизионный эфир: 15.11.2015).
Реж и м доступ а: https: //www ,vesti.ru/videos/show/vid/662591/#/video/https%3A%2F%2 Fplayer.vgtrk.com%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1445812%2Fstart_zoom%2Ftrue%2Fshow ZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_ id%3D662591 (датаобращения: 29.07.2018).
(5) Санный спорт. Индивидуальные соревнования. Женщины. Заезд 1: телевизионная трансляция [URL]//TELESPORT7 (телевизионный эфир от 12.02.2018, 13:45).
175
Илл. 6. Скриншоты телевизионных кадров из программы «Вести в субботу». Россия 1 НО
структуры кадра, задействованный в его основе. Более того, в некоторых случаях линия вообще является композиционной доминантой кадра (см. илл. 6(6)).
(6) Анонс телевизионного материала «Вести в субботу». Россия 1 HD (дата телевизионного эфира 17.02.2018)//URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5217/episode_ id/1687947/video_id/1796328/(дата об ращения 18.02.2018).
Илл. 7. Скриншот телевизионного кадра из программы «Голос». Первый канал
Вместе с тем в экранном пространстве, которое отображает зрительный зал при световом шоу, художественный образ линии довольно часто определяется лучом прожектора. С помощью современных осветительных приборов в «дымовой» среде сцены след луча обретает визуальную телесность, подчеркивая геометрию мизансцены. Световая декорация получает свое распространение из-за, казалось бы, простоты выстраивания сценического пространства - создания из «ничего». Так несколько световых струн визуально воссоздают плоскость задника съемочной площадки. Нить света, размечающая кулисы музыкального подиума, в экранном пространстве плавно переходит в грациозную линию декорации шоу, имеющую, в отличие от луча софита, изогнутую форму (см. илл. 7(7)).
Подобно световым кинжалам от фар автомобиля, рассекающим туман ночной улицы, потоки света в сценическом пространстве обретают статус художественных линий в зафиксированном телекадре. Образные элементы в виде линий включаются в экранное пространство по разным причинам. В одном случае они уравновешивают композицию телекадра (см. илл. 8(8)), в другом - дополнительно
(7) Голос.Телевизионная программа. Первый канал,телевизионные эфиры 2017 г.//URL: https://www.1tv.ru/shows/golos-6 (дата обращения 26.05.2018).
(8) Там же.
177
Илл. 8. Скриншот телевизионного кадра из программы «Голос». Первый канал
Илл. 9. Скриншот телевизионного кадра из программы «Голос». Первый канал
заполняют кадровое окно (см. илл. 9(9)). Говоря о дополнительном уплотнении экранного пространства необходимо отметить прием, задействующий линии и в ином формате. В перпендикулярной про-
(9) Там же.
Илл. 10. Скриншот телевизионного кадра из программы «Голос». Первый канал
Илл. 11. Скриншот телевизионного кадра из программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Россия 1 НО
екции геометрически линия представляется в виде точки. В мизансцене такая трансформация возможна при наблюдении исходящего луча к объективу телекамеры под прямым углом.
Таким образом, точка на экране - это та же линия, но в другом ракурсе взгляда камкордера. Проводя анализ графических элементов, Пауль Клее писал в своем труде «Педагогические эскизы»: «Активная линия, движущаяся свободно <...> движущая сила - перемещающаяся
179
точка» [3, с. 4]. Исходя из понимания линии как динамичной точки, ее образ становится значимым элементом в экранной композиции, будучи сопоставлен по габаритам, в некоторых случаях, с крупным планом героя в кадре. Такой режиссерский ход стал одним из преобладающих, придавая визуальному ряду особую искусность (см. илл. 10<10)).
В искусстве светописи траектория «пробегающего» луча состоит из тех же точек, в совокупности выглядящих линией. Если мы рассмотрим в качестве принимающей поверхности фото-или кинопленку,то обнаружим сходный визуальный эффект. На длительных выдержках экспозиции легкая тряска камеры создает смазанное изображение из причудливых линий, которые, как и линиеобразные реальные объекты, привносят колористический акцент в кадр. В виде светящихся канатов объекты-линии зачастую присутствуют физически в студии (см. илл. 11(11)) и как «предметные образы восприятия имеют чувственную основу» [5, с. 64].
Линия остается основополагающим компонентом структуры кадра, в том числе при одновременном отображении в нем двух сред. Именно по прямой или извилистой линии соприкасаются зримые образы водной и воздушной стихий на экране. Кинематографическим примером послужит фрагмент кинокартины «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (Россия, 2016), в котором герой фильма тренировался в бассейне перед соревнованиями.
Граница художественных слоев в экранном пространстве может быть ломаной, но при условии, что соприкосновение происходит между водой (или газообразной средой) и твердотельным объектом, который, по сути, эту грань обеспечивает. «Эти линии - схема воспостроения в сознании созерцаемого предмета, а если искать физические основы этих линий, то это - силовые линии, линии натяжений» [9, с. 30], - говорит о. Павел. Вместе с тем такие ломанные линии имеют место в сложном полиэкранном кадре как творческий
(10) Там же.
(11) Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым : телевизионная программа [Элекк тронный ресурс] //Россия 1 НО (телевизионный эфир: 25.03.2018), - Режим доступа: https://russia.tv/video/show/brandjd/21385/episode_id/1735867/video_id/1833607/ (дата обращения 29.07.2018).
Илл. 12. Кадр из кинофильма «Про любовь. Только для взрослых», режиссеры Анна Меликян, Резо Гигинеишвили, Павел Руминов, Наталья Меркулова, Нигина Сайфуллаева, Алексей Чупов, Евгений Шелякин. 2017, Россия
прием разделения условной сферы размещения героев (см. илл. 12). Иммануил Кант писал: «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний» [2, с. 64]. Разделение героев «ломаной» линией в экранном пространстве схематически может предвосхищать и разлом их личных отношений.
Линии как сложный образный компонента пространства телевизионного кадра заключает в себе обширные художественные возможности. Относясь к первичным выразительным средствам, линия обладает высоким семантическим потенциалом. При этом она несет в себе и смысловые функции в качестве дополнительной визуализированной информации (дополненной реальности), и держит композиционный каркас структуры телекадра. Более того, отталкиваясь от количества линий в телевизионном изображении, принято исчислять его четкость.
Являя собой нечто ощутимое лишь визуально, линия описывает грани реальных предметов, и в то же время условно присутствует на отрезке созидательно-созерцательного процесса - от демонстрации телевизионного контента на телеэкране до его восприятия зрителем, локация которого на киносеансе, кстати сказать, весьма специфична. Пространство зала заключено между экраном и проектором, в отличие от помещения для телепросмотра, где оптическая линия
ШАБАЛИН В.В. ОБРАЗ ЛИНИИ
В ПРОСТРАНСТВЕ -
ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАДРА 181
восприятия изобразительного ряда напрямую прокладывается от экрана к реципиенту и не совпадает с условным отрезком «источник ТВ-сигнала - экран», как отмечает В.И. Михалкович на страницах книги «Очерк теории телевидения» [см. подробнее: 6, с. 109]. Телевизионное изображение - «подвижный, неустоявшийся, только формирующийся абрис предметов. Завершить формирование, придать изображению не оптическую, но содержательную, смысловую определенность и должен зритель, оказывающийся, по сути, конечным звеном коммуникативной цепи» [6, с. 110].
Таким образом, значение линии как составляющей картины мира и элемента визуальной культуры невозможно переоценить. И настоящая статья лишь начало рассмотрения данной большой темы, ожидающей дальнейшего детального изучения.
Список литературы:
1 Блок Б. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ
и цифровых медиа / Пер. с англ. Чиликиной Ю.; под ред. Монетова В., Казючица М. М.: ГИТР, 2012.
2 Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; [пер. с нем. Н. Лосского]. М.: ACT, 2017.
3 Клее П. Педагогические эскизы / Пер. с немецкого Н. Дружковой под редакцией J1. Монаховой / Предисловие J1. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2005.
4 Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 томах. Ред. А.К. Дживелегова и A.M. Эфроса. Переводы, статьи, комментарии A.A. Губера, А.К. Дживелегова, В.П. Зубова, В.К. Шилейко и A.M. Эфроса. Т. 2. М. - Л.: ACADEMIA, 1935.
5 Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов/А.Д. Логвиненко; Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1987.
6 Михалкович В.И. Очерк теории телевидения/В.И. Михалкович. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996.
7 Николаева Е.В. Фракталы городской культуры. СПб.: Страта, 2014.264 с.
8 Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000.
9 Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики. - М.: ACT, 2009.
ШАБАЛИН В.В. ОБРАЗ ЛИНИИ
В ПРОСТРАНСТВЕ -
ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАДРА 183